Классическая интроспективная психология сознания: 21) Интроспективная психология.

21) Интроспективная психология.

Интроспективная психология (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.  Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта — Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. 

Интроспекция – “самонаблюдение”. Метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Сейчас самонаблюдение рассматривается как “моноспекция” – метод постижения фактов сознания, вступающих “серым материалом” для дальнейшего понимания психических явлений.

Этот метод явно говорит , что сознание – единый процесс. Интроспекция как самонаблюдение за своим внутренним состоянием есть, но она неотделима от “эктраспекции”- наблюдения за внешними объектами и поведением людей.

Вклад интроспективной психологии в развитие психологии

1)Возникли теории:

1.1)теория элементов сознания Вундта и Титченера

1.2)психология актов сознания Брентано

1.3)теория потока сознания Джемса

1.4)теория феноменальных полей

1.5)описательная психология Дильтея.

2)Интроспективная психология развила экспериментальные методы.

В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана 1-я экспериментальная психологическая лаборатория.

3)Предопределила появление перспективных направлений.

Развитие промышленного производства требовало разработки средств контроля поведения человека. «Психология создания» была бессильна перед практическими задачами.

В 20-х гг. ХХ в. Возник «бихевиоризм», объявившей новый предмет психологии – не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых преимущественно двигательных реакций человека. Это 3-й этап в развитии представлений о предмете психологии.

Ассоциативная психология — различные течения в психологии, использующие ассоциацию, как основной объяснительный принцип. Восходя в своей предыстории к Гоббсу, Локку и Спинозе, каждое из течений, как правило, разделяется на материалистическое и идеалистическое крыло. Гартли, позднее Пристли, следуя за Гоббсом, развивают материалистическую традицию ассоцианизма, выводя психическую деятельность из общих законов ассоциаций, провозглашая ее обусловленность мозговыми процессами. Идеалистическую сторону А. п. — сведение психической деятельности и ассоциации субъективных представлений — разрабатывает на феноменалистической основе Юм (он говорит О «пучках представлений»), а также Гербарт. Окончательно оформившись в ХIХ в.

главный образ в Англии (Дж. Милль, Дж. С. Милль). А. п. объединяет материалистическое и идеалистическое крыло на почве механицизма (психологический атомизм, ментальная химия и т. Д.). В ХХ в. А. п. находит продолжение в бихевиоризме, предельно заостряющем свойственные ей механистические тенденции.

Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов.

  1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.

  2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.

  3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Метод интроспекции в истории психологии

   До конца 19-го века метод интроспекции (самонаблюдения, внутреннего наблюдения) был и главным, и единственным методом психологии.

Основные утверждения представителей интроспективной психологии:

— процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения,

— но процессы сознания способны открываться (репрезентироваться) субъекту,

— процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.

Одним из главных идеологов метода интроспекции стал философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума.

На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства, результате получая впечатления о внешних вещах. Есть ещё особое внутреннее чувство: рефлексия.

Рефлексия — по Локку — «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Под деятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание. Рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта.

Дети заняты в основном познанием внешнего мира, поэтому рефлексии у них почти нет. Однако рефлексия может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания.

Локк считал возможным раздвоение психики на два уровня:

— процессы первого уровня (восприятие, мысли, желания и т. д.),

— процессы второго уровня (наблюдение, созерцание этих мыслей и образов восприятия).

По Локку, чтобы овладеть методом рефлексии, надо долго упражняться.

На Локка большое влияние оказали работы философов — сторонников сенсуалистического материализма (всё даётся нам только в ощущениях, эти ощущения надо анализировать в объективных категориях).

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться ассоциативное направление. Истоком этого учения тоже был сенсуалистический материализм. Известные представители ассоциативного направления: Д. Юм и Д. Гартли. Причину психических явлений они видели в вибрации, которая возникает в мозге и нервах. Нервная система — это система, подчинённая физическим законам. Продукты её деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от такого же во внешнем, физическом мире. Этот причинный ряд охватывает поведение всего организма — и восприятие вибраций во внешней среде, и вибрации нервов и мозгового вещества, и вибрации мышц. В качестве основополагающего принципа вводится ассоциация, под которой понимается некое

притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи. Все сложные образования сознания, включая сознание своего «я», а также объекты

внешнего мира, являются лишь «пучками представлений», объединённых между собой внешними связями — ассоциациями.

Юм скептически относился к рефлексии Локка. Он писал, что когда мы вглядываемся в себя, то никаких впечатлений ни о субстанции, ни о причинности, ни о других понятиях, будто бы выводимых, как писал Локк, из рефлексии, не получаем.

Единственное, что мы замечаем, это комплексы перцепций, сменяющих друг друга. Поэтому единственным способом, с помощью которого можно получить информацию о психическом, является опыт, то есть впечатления (ощущения, эмоции и т. д.) и «идеи», которые суть копии впечатлений. Труды Юма предопределили возникновение первых экспериментальных методов психологии.

К середине XIX в. ассоциативная психология стала господствующим направлением. В рамках неё в конце XIX в. стал весьма широко использоваться метод интроспекции. Увлечение интроспекцией было повальным, проводились грандиозные эксперименты по проверке метода интроспекции. Ширилось и крепло убеждение в том, что интроспекция как метод психологии имеет целый ряд преимуществ перед объективными методами. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений. Считалось, что интроспекция, в отличие от наших органов чувств, которые искажают информацию, получаемую при изучении внешних объектов, поставляет психологические факты в чистом виде.

Увлечение интроспекцией привело к кризису в психологии. Оказалось, что далеко не всё, происходящее в психике человека рефлексируется его сознанием. Поэтому нельзя сознание отождествлять с психикой. Более того, оказалось, что есть подсознательное, которое в каких-то вопросах противостоит сознанию.

Интроспективная психология дала психологии в целом весьма много. Она породила ряд теорий, описывающих психическое под разными углами зрения:

— теория элементов сознания (В. Вундт, Э. Титченер),

— психология актов сознания, (Ф. Брентано),

— теория потока сознания (У. Джемс),

— теория феноменальных полей,

— описательная психология (В. Дильтей).

Интроспективная психология прямо и косвенно повлияла на появление и развитие многих других перспективных направлений в психологии. В чём-то, например, интроспективная психология повлияла на бихевиоризм.

В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундт в Лейпциге создал первую экспериментальную психологическую лабораторию.

В современной психологии сплошь и рядом существуют методы, использующие данные самонаблюдения. Однако, если в классической интроспективной психологии наблюдение происходило в основном за собственными мыслями, суждениями, работой ума, то сейчас объект и предмет интроспекции в целом шире, однако в каждом конкретном эксперименте реализуются серьёзные ограничения, направленные на повышение объективности, научности результата. Сегодня речь идёт, как говорят, об отдельных «фактах сознания».

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Интроспекция

    История психологии

    • Алкмеон Кротонский
    • Анаксагор
    • Анамнесис
    • Аристотель
    • Блонский и психология развития ребенка
    • Бэкон, Френсис
    • Вивес, Хуан Луис
    • Гартли, Давид
    • Гераклит
    • Гиппократ
    •     . .. и другое

    Методы психологии

    • Актография
    • Анализ профессиональной деятельности
    • Анализ работы
    • Аналитическая интроспекция
    • Анкетирование
    • Анкетный опрос
    • Ассоциативный эксперимент
    • Аудиометрия
    • Биографические методы
    • Биологическая обратная связь
    •     … и другое

     


       RSS     [email protected] 

    Самоанализ, психология — Философская энциклопедия Routledge

    Поделиться

    Загрузка контента

    Нам не удалось загрузить контент

    Печать

    Содержание

    • Резюме статьи
    • 1

      Классическая концепция

    • 2

      Объем самоанализа

    • 3

      Природа самоанализа

    • 4

      Эпистемический статус и научная роль

    • Библиография

    Тематический

    • К
    • Фон Экхардт, Барбара

    DOI

    10. 4324/9780415249126-W019-1

    Версии

    • содержимое заблокировано

      версия 2

    • контент разблокирован

      версия 1

    DOI: 10.4324/9780415249126-W019-1
    Версия: v1, Опубликовано в Интернете: 1998
    Получено 30 марта 2023 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/introspection-psychology-of/v-1


    Термин «самоанализ» происходит от латинских слов «spicere» (смотреть) и «intra» (внутри). На обычном английском языке это означает «наблюдение за собственными психическими состояниями или процессами». Как мы увидим в § 3, вопрос о том, действительно ли интроспекция представляет собой форму наблюдения, является предметом спора. Однако общепризнано, что интроспекция включает в себя осознание определенных аспектов своего разума, в частности, осознание, которое включает убеждение или представление «высшего порядка» о том, что человек находится в каком-то психическом состоянии «низшего порядка». (Мысль о кошках — это психическое состояние «первого порядка», тогда как убеждение что у кого-то есть мысль о кошках это «второй порядок».)

    Первая важная интерпретация интроспекции принадлежит Декарту (1641), который считал, что в уме нет ничего, кроме того, что находится в сознании и доступно для восприятия. интроспекция (см. Сознание §7; Интроспекция, эпистемология). Интроспективное осознание наших психических состояний и процессов можно считать результатом отдельного процесса более высокого порядка, натренированного на состояния и процессы более низкого порядка. Однако для Декарта эта связь гораздо теснее: психические состояния и процессы, по его мнению, «самоподразумеваются». Достаточно просто того, чтобы ментальное состояние или процесс были «внутри нас», чтобы мы могли осознать их. Действительно, Декарт считал, что убеждения, возникающие в результате самоанализа, непогрешимы. Пока мы рассматриваем наши ментальные состояния только такими, какие они есть «в себе», они не могут быть ложными.

    Поделиться

    Загрузка содержимого

    Нам не удалось загрузить контент

    Печать

    Ссылка на эту статью:
    Фон Экхардт, Барбара. Классическая концепция. Самоанализ, психология, 1998, doi:10.4324/9780415249126-W019-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/introspection-psychology-of/v-1/sections/the-classical-conception.
    Copyright © 1998-2023 Рутледж.

    Связанные статьи

    • Сознание Лорманд, Эрик
    • Самоанализ, эпистемология Корнблит, Хилари
    • квалиа Левин, Джанет
    • Бессознательные психические состояния Рей, Жорж

    Подпишитесь на рассылку новостей

    • Подпишитесь на рассылку новостей
    • фейсбук
    • твиттер

    © 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group

    Самоанализ, психология — Routledge Encyclopedia of Philosophy

  • Армстронг, Д. М. (1968) Материалистическая теория разума , Лондон: Рутледж.

    (Обсуждение природы и эпистемического статуса интроспекции в контексте защиты материализма центрального государства. Представляет аргументы, упомянутые в §§ 3, 4.)

  • Черчленд, П.М. (1985) Материя и Сознание , Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    (Глава 4 включает несколько аргументов против непогрешимости интроспективного осознавания.)

  • Конт, А. (1830) Введение в позитивную философию , пер. и изд. Ф. Ferre, Indianapolis, IN: Hackett Publishing Company, 1988.

    (Классическое изложение возражений против возможности и надежности интроспекции.)

  • Данцигер, К. (1980) «Пересмотр истории самоанализа», , Журнал истории поведенческих наук, . 16: 241–262.

    (Полезное обсуждение истории интроспективной психологии с акцентом на период с 1880 по 1914 гг. )

  • Деннет, округ Колумбия (1978) «К когнитивной теории сознания», в Brainstorms , Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    (Набросок модели обработки информации сознания, включая учет интроспекции.)

  • Декарт, Р. (1641) «Meditationes de prima philosophia», в Oeuvres de Descartes , vol. 7, изд. С. Адам и П. Кожевенный завод, Париж: CNRS/Vrin, 1964; транс. «Размышления о первой философии, включая возражения и ответы», в г. «Философские сочинения Декарта» г., том. 2, изд. Дж. Коттингем, Р. Стохофф и Д. Мердок, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1984.

    (Классическая философская трактовка сознания и самоанализа.)

  • Дрецке, Ф. (1993) «Сознательный опыт», Разум 102: 263–283.

    (Представляет аргумент, упомянутый в §3.)

  • Эрикссон, К.А. и Саймон, Х. А. (1980) Анализ протокола: устные отчеты как данные , Кембридж, Массачусетс: MIT Press; исправленное издание, 1993 г.

    (Классическая когнитивная трактовка надежности интроспективных вербальных отчетов.)

  • Фартинг, Г.В. (1992) Психология сознания , Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.

    (Полезный текст по психологии сознания, с двумя главами по самонаблюдению.) Хилл, К. (1991) Ощущения: защита типового материализма , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    (Интересная трактовка интроспекции, подчеркивающая ее активный характер.)

  • Хоу, Р.Б.К. (1991) «Самоанализ: переоценка», Новые идеи в психологии 9: 25–44.

    (Защита интроспекции как метода в психологии.)

  • Джеймс, В. (1890) Принципы психологии , Нью-Йорк: Холт.

    (Глава 7, том 2 включает ответ Джеймса Конту, обсуждаемый в §4. )

  • Локк, Дж. (1689) Эссе о человеческом понимании , с примечаниями А.К. Fraser, New York: Dover, 1959.

    (Классическое утверждение взгляда на то, что интроспекция является формой восприятия.) Ликан, В. (1995) «Сознание как внутренний мониторинг», в Сознание и опыт , Кембридж, Массачусетс: MIT Press, гл. 2.

    (Защищает точку зрения Локка о том, что интроспекция есть внутреннее чувство, упомянутое в § 3, от многочисленных возражений.)

  • Лайонс, В. (1986) Исчезновение самоанализа , Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    (Полезный обзор различных исторических и современных взглядов на самоанализ.)

  • Милль, Дж.С. (1865) Огюст Конт и позитивизм , Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 1968.

    (Включает ответ Милля на аргументы Конта, упомянутые в §4.)

  • Нисбетт, Р. и Уилсон, Т. (1977) «Рассказывая больше, чем мы можем знать: устные отчеты о психических процессах», Psychological Review 84 (3): 231–259.

    (обширный обзор литературы по психологии, в которой утверждается, что люди часто не осознают причин своих действий). Розенталь, Д.М. (1986) «Две концепции сознания», Философские исследования 49: 329–359.

    (Противопоставляет картезианскую и некартезианскую концепции сознания.)

  • Розенталь, Д.М. (1993) «Думая о том, что думают», М. Дэвис (ред.) Сознание: психологические и философские очерки , Оксфорд: Блэквелл.

    (Разрабатывает аргумент в пользу мыслительного взгляда на сознание более высокого порядка.) Секулер Р. и Блейк Р. (1994) Восприятие , Нью-Йорк: McGraw-Hill.

    (Хороший свежий учебник по психофизике.)

  • Шумейкер, С. (1994) «Самопознание и «внутренний смысл»», Философия и феноменологические исследования 54 (2): 249–315.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *