Классический бихевиоризм: Классический бихевиоризм — Психологос

Содержание

Классический бихевиоризм Уотсона

Зарождение бихевиоризма и его основные постулаты

Определение 1

Бихевиоризм – это психологическая доктрина, представляющая собой ученье о поведенческом реагировании индивидов.

Датой «рождения» бихевиоризма считается 1913 год, когда вышла в свет статья Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». С этого момента бихевиоризм вошел в психологию как одно из течений, а Джон Уотсон был признан его основоположником.

В процессе своего развития бихевиоризм прошел три последовательных этапа:

  1. С 1913 года по 1930 год – «Классический бихевиоризм», занимающийся изучением поведения индивида как реакции на определенный внешний стимул. В основу положены исследования Джона Уотсона.
  2. С 1930 года по 1960 год – «Небихевиоризм». Разработана и введена в обиход классическая схема «S – R» (стимул – реакции), постепенно она видоизменилась до «S – О — R», где «О» подразумевала наличие определенных факторов, таких как цели, знания, подкрепления и потребности. Основными исследованиями в данном направлении, можно назвать работы Б.Ф, Скиннера, Э. Толмена и других.
  3. С 1960-х годов – «Социальный бихевиоризм». В данный промежуток развития бихевиоризма промежуточная «О», представляется в ином свете, она приобретает социальное значение (детский опыт, локус-контроля, поведении референтных групп и т.д.). В основу положены исследования Д. Долларда, А. Бандура, Дж. Мида и ряда других психологов.

Основной идей классического бихевиоризма является выступление против субъективизма в психологии сознания. В своих исследованиях и научных работах, посвященных бихевиоризму, Джон Уотсон доказывал, что психология представляет собой науку, которая должна использовать исключительно объективный научный метод, то есть стать естественно-научной дисциплиной.

По мнению Джона Уотсона, сознание не должно быть предметом психологии, ввиду того, что оно не может быть подвергнуто объективному наблюдению. В ходе проведенных в дальнейшем исследований Джон Уотсон пришел к выводу, что объективному наблюдению может быть вполне успешно подвергнуто поведение индивида.

В этой связи именно оно должно выступать в качестве предмета психологии.

Определение 2

Поведение – это всякая реакция индивида в ответ на определенный внешний стимул, за счет которой он в последующем приспосабливается к внешней среде.

В свою очередь реакции Джон Уотсон классифицирует по следующим основаниям:

  1. Врожденные и приобретенные реакции.
  2. Внутренние и внешние.

Например, в качестве внешней приобретенной реакции можно назвать приветствие (вставание) учеников, когда преподаватель входит в аудиторию; внешняя врожденная реакция – глотание; внутренняя врожденна реакция – выделение желудочного сока; внутренняя приобретенная реакция – мышление.

К основным методам бихевиоризма Джон Уотсон относил эксперимент и наблюдение. В качестве его основного экспериментального объекта выступает крыса в лабиринте.

Замечание 1

Главная задача классического бихевиоризма Уотсона — накопление наблюдений за поведением человека.

Наблюдения осуществляют с расчетом на то, что исследователь знает внешний стимул и на основании данных знаний предсказывает реакцию индивида на него. И, напротив, видя реакцию (поведение) определить каким стимулом она вызвана. Данные знания в последующем будут положены исследователем в основу управления поведением испытуемого.

В качестве центрального исследуемого процесса в бихевиоризме выступает процесс научения. Важно отметить, что Джон Уотсон не открывал какого-либо нового вида научения, все его исследования опирались исключительно на старые методы. Например, «классическое «обуславливание», метод проб и ошибок».

Специфика классического бихевиоризма Уотсона

Специфика классического бихевиоризма Джона Уотсона заключается в исследовании процесса научения. В 1932 году Эдвардом Томеном была разработана когнитивная теория научения, в соответствии с которой поведение индивида определено не его рефлекторными движениями, а конкретной когнитивной картой.

Определение 3

Когнитивная карта поведения – это образ знакомого индивиду пространства.

Основой данной теории являются исследования, проведенные на крысах. Животных поделили на две группы. Их задачей было найти пищу в лабиринте. Для первой группы пищевую приманку постоянно перемещали в одно и то же место, но добираться до нее нужно было с разных точек лабиринта. Для второй группы разработали иные условия, приманку разложили в разные части лабиринта, для ее нахождения движения должны были постоянно повторяться. То есть, крысы могли найти и получить пищу в случае, если они постоянно поворачивали направо. Таким образом, результаты эксперимента показали, что первая группа крыс стали в итоге лучше ориентироваться в лабиринте, чем крысы второй группы.

Исследования на крысах в последующем были перенесены на людей, в ходе чего установили, что люди, которые знают карту местности, находят нужный им объект значительно лучше тех, кто не знает местно и вне зависимости от исходного местонахождения.

Еще одним объектом исследования являлось изучение стимула на организм. Стимул понуждает организм вести себя определенным образом и, соответственно, за этим следует какая-то определенная реакция. В классическом бихевиоризме считалось, что только стимул может предопределять характер реакции, которая наступит в будущем. Отсюда можно сделать вывод — надо проводить как можно больше тестов, экспериментов, регистрировать полученные данные, анализировать их. С помощью анализа можно было бы вывести и понять соответствующие закономерности. Бихевиористы полагали, что такая схема стимулов и реакций распространяется не только на человека, но и на весь остальной животный мир.

Замечание 2

Таким образом, классический бихевиоризм Джона Уотсона представляет собой одно из самых влиятельных и актуальных направлений в психологии в начале ХХ века. Обусловлено это тем, что бихевиоризм изучает поведение и активность индивида.

10. Классический бихевиоризм Дж. Уотсона. История психологии

История психологии

шпаргалка

«Бихевиоризм» (от англ. — «поведение») — течение, возникшее в начале XX в., утверждающее в качестве предмета психологии поведение. Основатель бихевиоризма — американский психолог Джон Уотсон (1878—1958). С точки зрения бихевиоризма предметом психологии как науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. В качестве принципа научного подхода бихевиоризм признает принцип детерминизма — причинно-следственное объяснение событий, явлений. Бихевиористы определяют поведение как совокупность реакций организма, обусловленных воздействием внешней среды. Д. Уотсон разрабатывает схему поведения S — R, где S — «стимул», характеризующий все воздействия внешней среды; R— «реакция» (или «следствие»), т. е. те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами.

Схема S — R означает, что стимул порождает некоторое поведение организма. Опираясь на данный вывод, Д. Уотсон представил научную программу, цель которой — научиться управлять поведением. В лабораториях ставилось большое количество экспериментов на животных, преимущественно на белых крысах. В качестве экспериментальных устройств были изобретены различные типы лабиринтов и «проблемных ящиков», в которых исследовались возможности крыс формировать определенные навыки. Тема изучения навыков путем проб и ошибок стала центральной. Учеными был собран и обработан огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения.

Уотсон отрицал существование инстинктов: то, что кажется инстинктивным, есть социальные условные рефлексы. Он не признавал существования наследственных дарований; считал, что все в человеке определяет только воспитание, научение.

Эмоции бихевиоризм рассматривает как реакции организма на специфические раздражители (внутренние — сердцебиение, повышение давления и т.п., — и внешние). Страх, гнев и любовь — единственное, что возникает не в процессе научения. Младенцы от природы способны испытывать эти эмоции: страх — от громкого звука и при потере опоры; гнев — от сковывания; любовь — при прикосновении, укачивании.

Уотсон утверждал, что мышление есть неявное моторное поведение (речевая реакция или движение), и подтверждал это опытами по измерению состояний «голосовой коробки».

Практическим итогом бихевиоризма Уотсона была разработка программы «оздоровления общества», построение экспериментальной этики на принципах бихевиоризма. Для создания совершенного общества Уотсон просил «дюжину здоровых младенцев» и возможность воспитывать их в своем специальном мире.

Бихевиоризм приобрел в Америке необычайную популярность. На его материале состоялось знакомство с психологией «широких масс». Появилось множество периодических изданий, популярных передач («Советы психолога», «Как сохранить душевное здоровье» и т. п.), возникла сеть кабинетов психологической помощи («Психолог — прием днем и ночью»). С 1912 года Уотсон начал заниматься рекламой, реализуя на практике свои идеи программирования поведения.

Делись добром 😉

Бихевиоризм, его проявления

1.Бихевиоризм

Бихевиоризм, его проявления

2.3 Экспериментальная программа Дж. Уотсона

Он обосновал свою лабораторию в доме ребенка и исследовал новорожденных детей и младенцев. Один из вопросов, который его интересовал, был следующий: какие эмоциональные реакции врожденны у человека и какие нет? Например…

Гештальтпсихология и бихевиоризм

Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека…

Зарубежные психологические школы ХХ века

1.4 Бихевиоризм

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ, «коннексия» — связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому…

История психологии

13. Классический психоанализ 3. Фрейда

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком…

История развития психологического знания

Бихевиоризм

В начале ХХ века возникает новое мощное течение в психологии — бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), утверждавшее в качестве предмета психологии поведение. Основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон (1878 — 1958). ..

Кризис личности

1.2.1 Классический психоанализ З. Фрейда

Вторым этапом в развитии психологии является психоанализ, основанный в конце XIX — начале ХХ веков. «Психоанализ — это психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на методе свободных ассоциаций…

Кризис личности

1.3 Бихевиоризм

Влиятельным направлением психологического знания, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behavior-поведение), программу которого провозгласил американский ученый Джон Уотсон…

Направления психологической теории

3.Бихевиоризм и необихевиоризм

Во втором десятилетии XX в., т. е. спустя немногим более тридцати лет после основания научной психологии, в ней произошла революция — смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. Бихевиоризм (от англ…

Представления о человеке в основных направлениях психологии

Бихевиоризм

В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И.П. Павлова и Э. Торндайка о научении…

Проблема эмоций в трудах отечественных и зарубежных психологов

1.3 Бихевиоризм

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее обучающееся существо, запрограммированное на определенные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления…

Психодинамическое направление в психотерапии

1.2 Классический психоанализ

Термином классический психоанализ обозначается: 1) направление глубинной психологии, рассматривающее бессознательное в качестве детерминанты развития и функционирования личности; 2) психотерапевтическая система…

Психологический контекст теории Л.С. Выготского

2. Выготский и бихевиоризм

В 1924 г. Л.С. Выготский переезжает в Москву и поступает в Институт психологии, которым руководил в то время К.Н. Корнилов — один из лидеров реактологического направления. Не удивительно, что Выготский начинает свой научный путь. ..

Психология на рубеже ХІХ-ХХ вв.

2. Бихевиоризм

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878—1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение»…

Состояние теоретического знания в зарубежной социальной психологии в первой половине ХХ века

4.1 Бихевиоризм

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) — учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов…

4 Увлекательные классические исследования обусловливания и бихевиоризма

Можете ли вы вспомнить, когда вы были в школе, и прозвенел звонок на обед?

Было ли у вас урчание в животе еще до того, как вы вошли в столовую и увидели еду?

Если это так, то ваше бессознательное поведение на самом деле было реальным примером классической обусловленности.

В этой статье представлены исторические предпосылки и теория классического обусловливания и бихевиоризма. Вы также узнаете, как эти теории применяются в современном обществе и по-прежнему имеют большое значение при изучении человеческого поведения.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Классическая обусловленность в истории психологии
  • Объяснение эксперимента Павлова с собакой
  • Взгляд на рождение бихевиоризма
  • Исследование маленького Альберта Уотсона
  • Исследования Скиннера по кондиционированию
  • 4 Современные выводы и тематические исследования
  • Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Классическое обусловливание в истории психологии

Чтобы понять классическую теорию обусловливания, сначала нужно понять обучение. Обучение — это процесс приобретения новых знаний, идей, поведения и взглядов (Rehman, Mahabadi, Sanvictores, & Rehman, 2020). Обучение может происходить сознательно или бессознательно (Rehman et al., 2020).

Классическое обусловливание — это процесс, при котором автоматическая условная реакция сочетается со стимулами (McSweeney & Murphy, 2014). В классической литературе по обусловливанию есть ссылки на то, что это поведение является стимулом и реакцией (McSweeney & Murphy, 2014).

Знаменитой работой по классической обусловленности является работа русского физиолога Ивана Павлова, родившегося в 1849 году. Его влияние на изучение классической обусловленности было огромным. За это исследование он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине (The Nobel Prize, nd). Классическая обусловленность была открыта случайно и получила название «павловская обусловленность» (Павлов, 19).27).

В этой статье вы найдете практические примеры классического обусловливания в классе.

Технические термины

Павлов (1927) разработал следующие технические термины для объяснения процесса классического обусловливания и того, как он работает.

  •  безусловный стимул (UCS) возникает естественным и автоматическим образом и безоговорочно вызывает реакцию.
  • Необусловленная реакция (UCR) является незаученной реакцией. Это происходит естественно как ответ на UCS.
  • Условный стимул (CS) является ранее нейтральным стимулом, который после связывания с UCS приводит к запуску условной реакции.
  • Условная реакция (CR) является реакцией на CS, связанную с UCS. CR — это ответ, который делается только на CS и без необходимости в UCS.

Объяснение эксперимента с собакой Павлова

Как физиолог Иван Павлов (1897) исследовал пищеварение у собак в конце 19 века.

Одно интересное наблюдение, сделанное Павловым, заключалось в том, что прямо перед тем, как дать еду, у собак начиналось слюноотделение. Иногда это происходило просто от вида лабораторных халатов техников, которые их кормили. Это заставило Павлова задуматься, почему у собак выделяется слюна, когда в поле зрения нет еды.

Павлов решил провести серию экспериментов с собаками, чтобы исследовать эти наблюдения. Павлов каждый раз звонил в колокольчик перед кормлением собак. Сначала не было ответа. Затем, когда появилась еда, собаки поняли, что звук колокольчика означает еду, и у них выделилось слюноотделение. После этого звук колокольчика сам по себе вызывал у собак слюноотделение. Они связывали звонок с прибытием еды.

На следующей диаграмме (рис. 1) показаны различные стадии классического процесса обусловливания в экспериментах Павлова (1897) с собаками.

Взгляд на рождение бихевиоризма

Классическое обусловливание уходит своими корнями в бихевиоризм. Бихевиоризм измеряет наблюдаемое поведение и события (Watson, 1913; Watson, 1924).

Джон Б. Уотсон, как и Павлов, исследовал условные нейтральные стимулы, вызывающие рефлексы при обусловливании респондентов (Watson & Rayner, 19). 20). Бихевиоризм рассматривает окружающую среду как основное влияние на поведение человека, а не генетические факторы (Thorndike, 1905).

Бихевиоризм, основанный на более ранних исследованиях Эдварда Торндайка (1905 г.) и Закона Эффекта в конце 19 века. Это рассматривало последствия, которые усиливают и ослабляют поведение.

Попытка заменить глубинную психологию (Владислав и Дидье, 2018), уходящая корнями в теории Зигмунда Фрейда, Карла Густава и Альфреда Адлера (Льюис, 19 лет).58). Глубинная психология испытывала трудности с экспериментальной проверкой прогнозов (Владислав и Дидье, 2018).

Б. Ф. Скиннер, американский психолог, разработал свою собственную позицию в отношении бихевиористского подхода, известного как радикальный бихевиоризм (Schneider & Edward, 1987). Он предположил, что когниции и эмоции имеют те же переменные контроля, что и наблюдаемое поведение (Мекка, 1974).

Его техника была известна как оперантное обусловливание . Это связано с подкреплением и наказанием для повышения или снижения эффективности поведения (Скиннер, 19 лет). 53).

Исследования маленького Альберта Уотсона

Мы уже обсуждали, как Павлов проводил эксперименты с животными и показывал процесс обусловливания на собаках.

Уотсон показал, что люди также могут быть обусловлены так же, как и животные (Beck, Levinson, & Irons, 2009).

Уотсон использовал в своих экспериментах маленького младенца, которого назвали Маленький Альберт (Watson & Rayner, 1920). Ребенка подвергали различным раздражителям, включая кролика, собаку, шерсть, маску, обезьяну и горящие газеты, чтобы увидеть его реакцию.

Маленький Альберт не боялся предметов. Только после того, как объекты были соединены с громким звуком (удары молотком по металлическому пруту), он начал плакать после того, как ему показали белую крысу. Затем ребенок ожидал услышать пугающий шум, когда увидел белую крысу (нейтральный раздражитель) сам по себе.

Белая крыса стала условным раздражителем, а эмоциональная реакция плача стала условной реакцией. Это похоже на дистресс (необусловленная реакция), который он первоначально демонстрировал на шум. Дальнейшие исследования показали, что Маленького Альберта раздражают пушистые предметы и даже маска Санта-Клауса (Watson & Rayner, 19 лет).20).

Это очень раннее исследование классического обусловливания является прекрасным примером того, как могут развиваться фобии (Davey, 1992).

Исследования Скиннера по кондиционированию

Б. Ф. Скиннер (1948) провел различные эксперименты на крысах в ящике, известном как «ящик Скиннера». Сначала он поместил в ящик голодную крысу, которая бродила вокруг, и обнаружил рычаг. В конце концов крыса поняла, что после того, как она нажала на рычаг, в коробку попала еда.

Затем крыса снова нажимала на рычаг каждый раз, когда была голодна. Затем он сразу же нажимал на рычаг каждый раз, когда его помещали в коробку, что показывало, что он был кондиционирован. Нажатие рычага — это оперативная реакция, а еда — награда (Скиннер, 19 лет). 48).

Этот тип эксперимента также известен как инструментальное обусловливание (Ainslie, 1992). Реакция играет важную роль в получении пищи. Этот эксперимент выявил положительное подкрепление (Skinner, 1948).

Затем Скиннер провел еще один эксперимент с крысами. Он поместил крысу в такой же ящик, и на этот раз был использован электрический ток. Когда крыса забеспокоилась и побежала вокруг коробки, она случайно задела рычаг. Это автоматически остановило электрический ток.

Крыса научилась сначала направлять руку к рычагу, чтобы избежать дискомфорта от электрического тока. Нажатие рычага — это оперативная реакция, а прекращение подачи электрического тока — награда за нее. Этот эксперимент выявил негативное подкрепление (Skinner, 1951).

4 Современные открытия и тематические исследования

Экспериментальные исследования Павлова, Уотсона и Скиннера проводились много лет назад, но их влияние все еще можно наблюдать каждый день в современном обществе.

Посмотрим.

1. Классическая обусловленность и фобии

Классическая и оперантная модели обусловленности, разработанные Павловым, Уотсоном и Скиннером, очень актуальны в современном обществе. Они могут помочь объяснить этиологию и лечение фобий у людей (Davey, 1992).

Фобия — это стойкий и иррациональный страх перед определенной ситуацией, объектом или деятельностью (Американская психологическая ассоциация, без даты).

В качестве примера рассмотрим аэрофобию, то есть боязнь летать. Люди, страдающие этой фобией, испытывают сильный страх и тревогу перед полетом, иногда даже при одной мысли о самолете.

Люди с этой фобией могут избегать полетов, насколько это возможно, чтобы уменьшить стресс. Более пристальный взгляд на причину, по которой люди боятся летать, показывает, что в прошлом решающим фактором могли быть плохой опыт взлета, плохая погода во время полета или турбулентность (Clark & ​​Rock, 2016).

Мы можем вспомнить эксперименты Павлова с собакой, чтобы понять больше. Кажется, что вид или мысль о самолете стали условным раздражителем, а страх перед полетом — условной реакцией.

В эффективных методах лечения фобии полетов часто используются те же самые принципы классического обусловливания и обучения (Rothbaum, Hodges, Lee, & Price, 2000). Терапевты могут активировать структуру страха, подвергая человека пугающим стимулам. Это вызовет реакцию страха (Rothbaum et al., 2000).

После того, как воздействие было предпринято несколько раз, в процессе, известном как привыкание (Bouton, 2007), фобия больше не усиливается (известная как угасание) и в конечном итоге исчезает (Miltenberger, 2012). Таким образом, фобию можно обратить вспять с помощью тех же принципов классического обусловливания.

2. Классическая обусловленность и социальная тревожность

Социальное тревожное расстройство — это тревожное расстройство, характеризующееся крайней и стойкой социальной тревожностью, которая вызывает дистресс и препятствует участию в социальной деятельности (Американская психологическая ассоциация, n. d.).

Социальное тревожное расстройство может быть спровоцировано каким-либо стрессовым событием в раннем возрасте ребенка, например травлей, жестоким обращением в семье или каким-либо публичным смущением (Erwin, Heimberg, Marx, & Franklin, 2006).

Преобладающее психологическое лечение тревожных расстройств также включает повторное воздействие, аналогичное лечению фобий, описанному выше.

Систематическая десенсибилизация представляет собой постепенное воздействие фобического стимула, возможно, включая постепенное воздействие социальных ситуаций.

Затопление является альтернативным подходом, а не постепенным. Это немедленное воздействие самого пугающего аспекта ситуации (Американская психологическая ассоциация, nd), например, посещение большого собрания.

Систематическая десенсибилизация и затопление могут проводиться in vitro (воображаемое воздействие фобического раздражителя) или in vivo (фактическое воздействие фобического раздражителя). Menzies и Clarke (1993) обнаружили, что методы in vivo гораздо более успешны. Можно использовать in vitro, если это более практично.

Это еще один пример того, как приобретенные страхи могут быть устранены с помощью принципов классической обусловленности.

3. Оперантное обусловливание и азартные игры

Азартные игры основаны на оперантном обусловливании, поскольку игровое поведение подкрепляется, увеличивая вероятность повторения поведения. Азартные игры могут стать зависимостью и определяются как таковые в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (Американская психологическая ассоциация, nd).

Griffiths (2009) предполагает, что некоторые виды азартных игр, такие как игровые автоматы, вызывают привыкание, поскольку нажатием на рычаг можно получить финансовое вознаграждение. Он также описывает множество других вознаграждений, таких как физиологическое вознаграждение (прилив адреналина от победы), психологическое вознаграждение (волнение) и социальное вознаграждение (похвала сверстников).

Аасвед (2003) обнаружил, что игроки продолжают играть и повторяют этот опыт. Азартные игры не склонны к угасанию, так как подкрепляются частично (не каждый раз), что заставляет игрока повторять поведение.

Азартные игры предполагают лишь частичное подкрепление, так как подкрепляются только часть реакций. Отсутствие предсказуемости заставляет людей играть в азартные игры. Напоминает ли это вам исследование Скиннера с крысами и вознаграждение в виде еды, которую они получали, нажимая на рычаг?

Существует множество способов лечения зависимости от азартных игр. Лечение, сочетающее принципы когнитивно-поведенческой терапии и стратегии воображения in vivo последствий игрового поведения, может быть эффективным для проблемных игроков (Bowden-George & Jones, 2015).

4. Оперативное обусловливание и злоупотребление психоактивными веществами

Некоторые люди употребляют алкоголь и наркотики из-за приятных положительных ощущений, которые они получают от этого опыта. Если они навязчиво повторяют этот опыт с течением времени для достижения одних и тех же вознаграждающих стимулов, неблагоприятным последствием может стать зависимость (Angres & Betinardi-Angres, 2008).

Терапия отвращением (Американская психологическая ассоциация, без даты) — это один из способов устранения зависимостей посредством ассоциации с вредными и неприятными переживаниями (Brewer, Streel, & Skinner, 2017; Platt, 2000). Он основан на принципах оперантного обусловливания.

Терапия отвращением включает сочетание нежелательного и вызывающего привыкание поведения с неприятным опытом. Например, кому-то можно дать лекарство, которое вызывает у него тошноту и рвоту, если он употребляет алкоголь.

После терапии отвращением алкоголь может ассоциироваться с чувством тошноты, поэтому человек не хочет повторять такое поведение (Brewer, Meyers, & Johnson, 2000).

Опять же, это напоминает технику Скиннера, когда крыс подвергали удару током и учили нажимать на уровень, чтобы избежать этого опыта.

Ресурсы с сайта PositivePsychology.com

В нашем блоге вы найдете множество ресурсов, которые помогут вашим клиентам справиться с негативными привычками, бессознательно приобретенными в результате многократного обусловливания.

Приведенные ниже инструменты могут помочь вашим клиентам лучше узнать об этих привычках и поведении и помочь им обрести контроль над своей жизнью.

  • Рабочие листы с градуированным воздействием
    В этом рабочем листе клиентам предлагается ранжировать свои фобии от наименее до наиболее пугающих в качестве первого шага к проведению вмешательства по воздействию.
  • Формирование новых привычек
    В этом рабочем листе кратко объясняется, как формируются привычки, и есть место, где клиенты могут составить план развития новой полезной привычки.
  • Мозговой штурм в действии
    Это упражнение помогает клиентам выявить, оценить, а затем сломать или изменить привычки, которые могут мешать осуществлению желаемых изменений или приближению к цели.
  • Изменение физических привычек
    Этот рабочий лист помогает клиентам задуматься о своих уязвимых местах и ​​привычках, связанных с аспектами их физического здоровья, и рассмотреть шаги по выработке более здоровых привычек.
  • Рабочий лист замены вознаграждения
    Этот рабочий лист помогает клиентам определить негативные последствия поведения, которое они используют, чтобы вознаградить себя, и выбрать другое поведение вознаграждения с положительными последствиями, чтобы заменить его.
  • 17 упражнений по позитивной психологии
    Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта фирменная коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Важная информация

Классическое и оперантное обусловливание сыграли огромную роль в зарождении бихевиоризма.

Классическое обусловливание оказалось наиболее ценным для понимания приобретения негативного и нежелательного поведения, такого как фобии, тревога и зависимости.

Это также ценно для лечения людей, поскольку те же принципы используются для отмены непреднамеренно сформировавшегося поведения. Эти новые методы лечения включают экспозиционную терапию, терапию отвращением, систематическую десенсибилизацию и затопление.

Мы надеемся, что вам понравилось читать эту статью, и вы сможете помочь своим клиентам внести необходимые изменения с помощью рекомендуемых ресурсов.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Эйнсли, Г. (1992). Пикоэкономика: стратегическое взаимодействие последовательных мотивационных состояний внутри человека . Издательство Гарвардского университета.
  • Американская психологическая ассоциация. (2021). Словарь психологии.
  • Ангр, Д. Х., и Беттинарди-Ангр, К. (2008). Болезнь наркомании: Происхождение, лечение и выздоровление. Болезнь-А-Месяц , 54 (10), 696–721.
  • Аасвед, М. (2003). Социология азартных игр (том 2). Чарльз С Томас.
  • Бек, Х. П., Левинсон, С., и Айронс, Г. (2009). В поисках маленького Альберта. Американский психолог , 64 , 605–614.
  • Бутон, Мэн (2007). Обучение и поведение: современный синтез . М.А. Синауэр.
  • Боуден-Джордж, Х., и Джонс, С. (2015). Руководство для врачей по работе с проблемными игроками . Рутледж.
  • Брюэр, К., Мейерс, Р., и Джонсон, Дж. (2000). Помогает ли дисульфирам предотвратить рецидив злоупотребления алкоголем? Препараты ЦНС , 14 , 329–341.
  • Брюэр, К., Стрил, Э., и Скиннер, М. (2017). Контролируемая превосходная эффективность дисульфирама при лечении алкоголизма: этические, методологические и психологические аспекты. Алкоголь и алкоголизм , 52 (2), 213–219.
  • Кларк, Г.И., и Рок, А.Дж. (2016). Процессы, способствующие поддержанию летной фобии: описательный обзор. Границы психологии , 7 , 754.
  • Дэйви, GC (1992). Классическая обусловленность и приобретение человеческих страхов и фобий: обзор и синтез литературы. Достижения в области поведенческих исследований и терапии , 14 (1), 29–66.
  • Эрвин, Б. А., Хаймберг, Р. Г., Маркс, Б. П., и Франклин, М. Э. (2006). Травматические и социально стрессовые жизненные события у лиц с социальным тревожным расстройством. Журнал тревожных расстройств , 20 , 896–914.
  • Гриффитс, доктор медицины (2009). Психология азартных игр: личный обзор. Psychology Review , 16 (1), 25–27.
  • Льюис, Дж. В. (1958). Обзор творчества Адлера. New Scientist , 4 (83), 224–225.
  • Максуини, Ф.К., и Мерфи, Э.С. (2014). Справочник Уайли Блэквелла по оперантному и классическому обусловливанию . Мальден.
  • Мекка, К. (1974). Радикальный бихевиоризм: философия и наука . Авторский кооператив.
  • Мензис, Р. Г., и Кларк, Дж. К. (1993). Сравнение in vivo и заместительного воздействия при лечении детской водной фобии. Поведенческие исследования и терапия , 31 (1), 9–15.
  • Милтенбергер, Р. (2012). Модификация поведения, принципы и процедуры (5-е изд.). Уодсворт.
  • Нобелевская премия. (н.д.). Получено 11 июня 2021 г. с
    https://www.nobelprize.org/prizes/medicine/1904/pavlov/facts/
  • .
  • Павлов, И. П. (1897). Работа пищеварительных желез . Грифон.
  • Павлов И. П. (1927). Условные рефлексы. Исследование физиологической деятельности коры головного мозга . Издательство Оксфордского университета.
  • Рехман, И., Махабади, Н., Санвикторес, Т., и Рехман, К. (2020). Классическое кондиционирование . StatPearls. Получено 2 июня 2021 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470326/
  • .
  • Ротбаум Б.О., Ходжес Л.С., Ли Дж.Х. и Прайс Л. (2000). Контролируемое исследование воздействия виртуальной реальности на лечение боязни летать. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 68 (6), 1020–1026.
  • Скиннер, Б.Ф. (1948). «Суеверие» у голубя. Журнал экспериментальной психологии , 38 , 168–172.
  • Скиннер, Б.Ф. (1951). Как учить животных . Фримен.
  • Скиннер, Б.Ф. (1953). Наука и поведение человека . Макмиллан
  • Торндайк, Э. Л. (1905 г.). Элементы психологии . А. Г. Зайлер.
  • Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиористов. Психологический обзор , 20 , 158–177.
  • Уотсон, Дж. Б. (1924). Бихевиоризм . Народный институт.
  • Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии , 3 (1), 1–14.
  • Владислав С. и Дидье Г.Дж. (2018). Темная религия: фундаментализм с точки зрения юнгианской психологии . Хирон.

Классическое обусловливание — бихевиоризм

Бихевиоризм как направление в психологии возник в 1913 году, когда Джон Бродус Уотсон опубликовал классическую статью  психология с точки зрения бихевиориста .

Джон Ватсон предположил, что процесс классического обусловливания (основанный на наблюдениях Павлова) способен объяснить все аспекты человеческой психологии.

Все, от речи до эмоциональных реакций, было просто образцами стимула и реакции. Уотсон полностью отрицал существование разума или сознания. Уотсон считал, что все индивидуальные различия в поведении обусловлены разным опытом обучения. Он классно сказал:

«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что выберу любого наугад и обучу его любому специалисту, который я выберу — доктору, адвокат, художник, купец-главнокомандующий и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, наклонностей, склонностей, способностей, призвания и расы его предков» (Watson, 1924, стр. 104). Примеры классического обусловливания

Классическая теория обусловливания предполагает обучение новому поведению посредством процесса ассоциации. Проще говоря, два стимула соединяются вместе, чтобы вызвать новую усвоенную реакцию у человека или животного. Классическое обусловливание состоит из трех стадий. На каждой стадии стимулам и реакциям даны специальные научные термины:

Стадия 1: Перед обусловливанием:

На этой стадии безусловный стимул (UCS) вызывает безусловную реакцию (UCR) в организме. В общих чертах это означает, что стимул в окружающей среде вызвал поведение/реакцию, которая не изучена (т. е. необусловлена) и, следовательно, является естественной реакцией, которой не обучали. В этом отношении никакое новое поведение еще не изучено.

Например, желудочный вирус (UCS) вызывает реакцию тошноты (UCR). В другом примере духи (UCS) могут вызвать реакцию счастья или желания (UCR).

На этой стадии также присутствует другой раздражитель, который не действует на человека и называется нейтральным раздражителем (НС) . NS может быть человеком, объектом, местом и т. д. Нейтральный стимул в классическом обусловливании не вызывает реакции до тех пор, пока он не будет соединен с безусловным стимулом.

Стадия 2: Во время обусловливания:

На этой стадии стимул, не вызывающий реакции (т. е. нейтральный), связывается с безусловным стимулом, после чего он становится известным как условный раздражитель (УС) .

Например, желудочный вирус (UCS) может быть связан с употреблением определенных продуктов, таких как шоколад (CS). Также духи (UCS) могут быть связаны с конкретным человеком (CS).

Часто на этом этапе UCS должен быть связан с CS в ряде случаев или испытаний, чтобы обучение имело место. Тем не менее, обучение по одному следу может произойти в определенных случаях, когда нет необходимости укреплять ассоциацию с течением времени (например, болезнь после пищевого отравления или употребление слишком большого количества алкоголя).

Стадия 3: После кондиционирования:

Теперь условный раздражитель (CS) был связан с безусловным раздражителем (UCS) для создания новой условной реакции (CR).

Например, человек (CS), который ассоциировался с приятными духами (UCS), теперь считается привлекательным (CR). Также шоколад (CS), который ели до того, как человек заболел вирусом (UCS), теперь вызывает реакцию тошноты (CR).

Эксперимент маленького Альберта (фобии)

Иван Павлов показал, что классическое обусловливание применимо к животным. Применимо ли это и к людям? В известном (хотя и сомнительном с этической точки зрения) эксперименте Уотсон и Рейнер (1920) показал, что да.

Маленький Альберт был 9-месячным младенцем, которого проверяли на реакцию на различные раздражители. Ему показали белую крысу, кролика, обезьяну и различные маски. Альберт, описанный как «в целом флегматичный и бесстрастный», не выказывал страха ни перед одним из этих стимулов. Однако что действительно напугало его и заставило испугаться, так это удар молотком по стальному стержню за его головой. Внезапный громкий шум заставит «маленького Альберта расплакаться».

Когда Маленькому Альберту было немногим более 11 месяцев, ему представили белую крысу, и через несколько секунд молоток ударил по стальному стержню. Это было сделано 7 раз в течение следующего 7 недель, и каждый раз, когда маленький Альберт расплакался. К настоящему времени маленькому Альберту достаточно было только увидеть крысу, и он сразу же показывал все признаки страха. уползти

Кроме того, Уотсон и Рейнер обнаружили, что у Альберта развилась боязнь объектов, которые имеют общие характеристики с крысами; включая семейную собаку, шубу, немного ваты и маску Деда Мороза! Этот процесс известен как генерализация.

Уотсон и Рейнер показали, что классическое обусловливание может быть использовано для создания фобии. Фобия – это иррациональный страх, то есть страх, несоразмерный опасности. В течение следующих нескольких недель и месяцев за Маленьким Альбертом наблюдали, и через 10 дней после кондиционирования его страх перед крысами стал гораздо менее выраженным. Это угасание выученной реакции называется угасанием. Однако даже по прошествии целого месяца это все еще было очевидно, и ассоциацию можно было возобновить, повторив исходную процедуру несколько раз.

Видео на YouTube

Классическое обусловливание в классе

Последствия классического обусловливания в классе менее важны, чем последствия оперантного обусловливания, но учителям по-прежнему необходимо убедиться, что учащиеся ассоциируют позитивные эмоциональные переживания при обучении.

Если учащийся связывает негативные эмоциональные переживания со школой, то это, очевидно, может иметь плохие последствия, например, создать школьную фобию

Например, если над учеником издеваются в школе, он может научиться ассоциировать школу со страхом. Это также может объяснить, почему некоторые студенты проявляют особую неприязнь к определенным предметам, которые сохраняются на протяжении всей их академической карьеры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *