Психологическая травма: Sayfa bulunamadı — Kolan British Hospital

Содержание

«Когда прошлое не стало прошлым»

Рубрики : Последние статьи, Пси-обзоры, Психология


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование: 

Donate


О какой бы психологической проблеме ни шла речь, зачастую она так или иначе касается либо внутреннего конфликта, либо травмы. Но что такое психологическая травма? Как она формируется, из чего складывается и насколько влияет на наши отношения с окружающими? И, наконец, почему мы бессознательно повторяем в своей жизни и проигрываем в разных формах травматичный опыт? Рассказывает психолог Анастасия Зверко.

«Узор травы определяет контуры «будущих костров». … «узор травм определяет узор будущего».

Аркадий Драгомощенко, «Китайское солнце»

Психологическая травма – сложное явление, касающееся многих сфер человеческой личности (психологической, физической и сексуальной зрелости, памяти, либидо, детства, взрослости, аффекта, реакции, удовольствия, боли, насилия, фрустрации, принятия и непринятия, любви, страха), а также некоторых философских категорий, таких, например, как интерсубъективность и темпоральность, вопросы жизни и конечности бытия.

В литературе можно найти много определений психотравмы. Одним из самых наглядных, понятных и, как ни странно, лаконичных, видится определение американского психоаналитика, Роберта Столороу

«Травма – переживание непереносимого аффекта»

Данное определение поможет нам приблизиться к пониманию сути изучаемого феномена.

Обратимся к его слагаемым, начав со слова «​аффект».

Многим знаком данный термин из российского уголовного законодательства (Убийство, совершенное в состоянии аффекта — ст. 107 УК РФ). Не претендующий на лиричность и красоту изложения, уголовный закон определяет аффект как «состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения …», что предельно близко к переводу этого слова с латинского на русский язык:

affectus (лат.)– душевное волнение, страсть

Кроме того, в этом значении определение совпадает с одной из трактовок понятия в психологии: «Аффект — сильное и короткое проявление эмоции, связанное с неожиданным и резким изменением жизненно важных обстоятельств» ⓘЦит. по Жмуров В.А. Психопатология. Часть I. Издат-во Иркутского Университета., 1994.

Важно, что речь идет не просто о чувстве или эмоции, а об эмоциональном процессе, характеризующемся кратковременностью и высокой интенсивностью переживаний. Однако и этого недостаточно: не каждый аффект становится фундаментом психологической травмы.

Непереносимость — второе слагаемое из определения психотравмы Роберта Столороу.

Непереносимость — невозможность вынести, перенести, справиться, повлиять. Словно речь идет о тяжкой ноше или сильной боли. Боль так сильна, что требуется обезболивающее. Ноша так тяжела, что в одиночку не донести.

Непереносимость — это реакция, свойство, качество, следствие некоего воздействия. Можно привести аналогию с физической травмой, например, переломом. Повреждена костная ткань, больно наступать на ногу, невозможно идти.

Наш организм, как и психика, так запрограммирован, что имеет свойство к самоисцелению.

Сломанная кость худо-бедно, но срастется. Также и психика будет стараться залечить последствия непереносимого аффекта, но с помощью иных инструментов. Отталкиваясь от этой аналогии можно сказать, что непролеченная психотравма похожа на неправильно сросшийся перелом — ok, возможно, человек не лишится возможности ходить, но будет испытывать боль и неудобство при ходьбе. Так же и в ситуации с травмой — психологический «перелом» срастется, но будет причинять боль и неудобство при проживании человеком своей жизни.

Однако в приведенном примере остается нераскрытым важный компонент — то, что предшествует непереносимости. Можно округлить его до слова «событие». Событие, порождающее непереносимый аффект.

Американский психоаналитик Дональд Калшед описывает непереносимость следующим образом:

«(В результате некоего события) На человека обрушивается такой объем впечатлений, который значительно превышает нашу способность к осознанному переживанию».

Мы плавно подошли к третьему слагаемому из определения Столороу — «переживание».

Здесь речь идет не о существительном, а именно о глаголе. Переживание как процесс, так как психические процессы характеризуются своей непрерывностью, бесперебойностью. Переживая, психика пытается залечить то, что болит, залатать там, где есть брешь. Нам так важно понимание переживания именно как процесса, поскольку переживание и есть суть работы механизма психологической травмы, подобно тому, как существует механизм работы горя. Однако, в отличие от механизма работы горя, механизм работы психологической травмы более причудлив, абсурден и неуправляем. Эта странность может проявляться в том, что человек как бы абсолютно случайно, не желая того и не прилагая волевых усилий, невольно начинает попадать в ситуации, имеющие прямое отношение к его травме.

«Я удивляюсь тому, как часто некрофил встречает смерть, пьяница – бутылку, игрок – карты»ⓘГабриэль Витткоп, «Некрофил».

Тем не менее, ровно как и работа горевания, работа психотравмы выполняет ту же задачу — защищает личность и его психику, помогая справиться с невыносимым.

 

Что делает боль травмой?

Не каждый фрагмент болезненного человеческого опыта, о котором говорилось выше, становится психотравмой.

Роберт Столороу пишет о том, что боль становится травмой ввиду отсутствия «эмоционального приюта», то есть ввиду отсутствия определенного интерсубъективного контекста, в рамках которого переживания могут быть удержаны и интегрированы.

Под эмоциональным приютом Столороу имеет в виду наличие отношений, дающих возможность выразить эти переживания через речь, язык, возможность их вербально озвучить, проговорить, прожить через речь, получить понимание, принятие, поддержку, помощь. Под термином «интерсубъективный» как раз и имеется в виду присутствие другого человека (или других), в ситуации психотравмы — присутствие особого рода, где травмированный человек будет принят, услышан, где сможет получить заботу и поддержку.

Чтобы лучше понять идею Столороу, обратимся к понятию интерсубъективности, а также одной из популярных теорий развития личности.

Начнем с теории объектных отношений — это одна из основных психоаналитических концепций развития личности.

Согласно этой теории, существует некое ядро, которое формируется в психике ребенка в зависимости от информации, которую он получает (интроецирует) от воспитывающего его взрослого.

В определенном смысле эта идея совпадает с концепцией интерсубъективности немецкого философа Эдмунда Гуссерля, где человек уже в момент рождения попадает во взаимоотношения с людьми, и вся его дальнейшая жизнь не может быть отделена от мира Других. Он не может существовать как «голый» субъект, что наглядно видно на примере ранних лет жизни ребенка: ребенок не может сам о себе позаботиться, в отсутствие необходимого для удовлетворения его витальных потребностей интерсубъективного контекста он просто не выживет, умрет. Человеку жизненно необходимо присутствие другого человека.

В самом раннем возрасте ребенок чувствует, переживает, испытывает потребности, но пока ничего об этом не знает​. Он изучает себя и свои потребности через обратную связь от воспитывающих взрослых, которые эти потребности удовлетворяют. Ребенок может испытывать чувство голода, но не знать, что это такое. Узнает он об этом с помощью родителей, которые его покормят, на смену фрустрации придет чувство удовлетворения. Через такие, казалось бы, простые вещи человек учится узнавать себя, и это становится возможным только при наличии конгруэнтной (соответствующей) его потребностям обратной связи от мира (читай — от воспитывающих взрослых).

Но потребности ребенка выходят далеко за рамки витальных (жизненно-необходимых — еды и сна). Воспитывающие взрослые также удовлетворяют его эмоциональные и психические потребности. Всем известны примеры, когда мама или папа начинают разговаривать с малышом на его детском, практически бессловесном языке — это наглядный пример эмоциональной сонастройки. Это то, в чем нуждается ребенок, через что он узнает себя, знакомится со своими чувствами. С помощью чувств ребенок учится реагировать на различные стимулы, находящиеся внутри него и снаружи, что становится залогом его физической и психологической безопасности.

Эмоциональные возможности ребенка и взрослого различны. То, что не представляет психологической опасности для взрослого, может быть критически небезопасным для ребенка. Условному взрослому детская душевная боль может казаться ничтожной или незначительной по сравнению с болью взрослых. Но именно для того, чтобы эта боль проживалась, а не консервировалась, взрослому очень важно не обесценивать ее («да что ты плачешь, ты еще жизни не видел, а рыдаешь так, как будто у тебя горе»). Важно, чтобы взрослый признавал правду детского опыта и разделял это переживание вместе с ребенком. Это и есть основная характеристика интерсубъективного контекста, эмоционального приюта, о котором пишет Столороу.

С помощью этих отношений ребенок сможет узнать, насколько безопасно то, что с ним происходит. Если отклики взрослых не созвучны центральным аффективным состояниям ребенка, и такое положение дел носит устойчивый и/или интенсивный характер, возникает и развивается психологический конфликт, ставящий психологическую и физическую безопасность ребенка под угрозу.

Столороу считает, что отсутствие устойчивых созвучных откликов на аффективные состояния ребенка приводит к значительным отклонениям от оптимальной интеграции аффектов, а также к склонности к диссоциации или отрицанию аффективных реакций.


Читайте также «Ненависть и контейнирование»: Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

 

Время и память

Кроме прочих, психотравма существует в плоскости времени и памяти.

Как получается, что ситуация, которая произошла с человеком, например, когда ему было четыре года, продолжает присутствовать в его жизни так, словно это случилось вчера? Как это работает?

Память — это центральное пространство, в котором разворачивается психическая жизнь человека.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер говорит о том, что дазайн ⓘВведённое Хайдегером понятие Dasein означает «бытие-в-себе» «тут-бытие». «экзистирует», памятуя. Это означает, что человек со всей своей мультимодальностью и мультиконтекстностью бытия экзистирует — присутствует в мире особым образом, которым может присутствовать только человек и никто, кроме человека.

Это становится возможным благодаря памяти.


Также читайте/смотрите
— Видеолекторий: философия Мартина Хайдеггера в шести лекциях
— «Наконец-то вас что-то беспокоит»: дазайн-анализ и сирийские мистики

В одной из своих ранних работ Фрейд пишет о том, что психотерапия как таковая началась с вопроса памяти. В ситуации психотравмы наша память запомнила способ, которым человек отреагировал на травмирующие обстоятельства, восприняла его как такой способ, с помощью которого человек смог выжить, уцелеть. Вместо нового действия происходит навязчивое повторение прожитого в различных модусах. Попадая в ситуации травматического регистра, человек почему-то начинает действовать и реагировать именно так, а не иначе.

Рассматривая феномен психологической травмы с точки зрения темпоральности, можно сказать, что травма — это прошлое, которое не стало прошлым. Она остается жить в далеком или не очень временном отрезке, вмешиваясь в привычный ход времени, в естественное течение жизни. Травматическое переживание с помощью бесперебойности психических процессов то и дело попадает в наше настоящее и подсвечивает наше будущее, словно луч прожектора.

Иногда психологическую травму называют «расколом времени»: в результате травмирующего события мир как бы раскалывается на до и после.

Уже упомянутый Эдмунд Гуссерль, основатель феноменологического течения философии, долгое время изучал категорию времени. Так, Гуссерль размышляет о том, что точечное «сейчас», переживание настоящего всегда имеет «толщину», то есть всегда содержит в себе как прошлое, так и будущее. Соответственно, момент «сейчас» одновременно сохраняет прошлое и предвосхищает будущее. Жизненное переживание всегда существует во всех трех измерениях времени сразу. Хайдеггер называет наше бытие «растянутостью между рождением (прошлое) и смертью (будущее)». Столороу полагает, что травма — это разрыв между единством времени, растянутостью между прошлым и будущим. Опыт травмы подобен стоп-кадру, ловушкой времени, к которому человек обречен возвращаться через «портал», открываемый ударами судьбы. Прошлое становится настоящим, а будущее, взаимообусловненное таким настоящим, теряет всякий смысл, за исключением одного — нескончаемого повторения (помним о стоп-кадре).

Это одна из самых наглядных концепций взаимообусловленности будущего, настоящего и прошлого, которая в том числе иллюстрирует знакомое многим выражение о том, что все проблемы из детства.

 

Можно ли жить и не иметь ни одной психологической травмы?

Представляется, что нет.

Существует мнение, что самая первая психологическая травма происходит у человека в момент рождения. Если представить утробу матери как такое место, где все потребности малыша удовлетворяются автоматически (безопасность, еда, сон), с этим трудно не согласиться. Пока ребенок находится в физическом и психологическом слиянии с мамой, она его обеспечивает всем необходимым. Рождение в этом смысле будет резкой переменой среды, в которой живет ребенок. Это довольно агрессивная сепарация, происходящая помимо воли и сознания ребенка.

Австрийский психоаналитик Отто Ранк посвятил один из своих фундаментальных трудов подробному разбору феномена травмы рождения. Он называет его неизбежным и самым глубоким травматическим опытом в жизни каждого человека, видит в ней важнейший элемент психического развития и источник всех страхов и неврозов.

Примеры работы психологической травмы можно увидеть в кино и литературе.

Яркий пример работы психотравмы описан в романе Владимира Набокова «Лолита». Многие знакомы с книгой или фильмами. Если попробовать абстрагироваться от колоритного содержания произведения и посмотреть на историю с точки зрения психотравмы, нам будут особенно интересны первые несколько глав романа — рассказ юного Гумберта о его первой любви, Аннабелле. Им было по 14, когда они встретились.

«Внезапно мы оказались влюбленными друг в дружку – безумно, неуклюже, бесстыдно, мучительно; я бы добавил – безнадежно, ибо наше неистовое стремление ко взаимному обладанию могло бы быть утолено только, если бы каждый из нас в самом деле впитал и усвоил каждую частицу тела и души другого».

Напряжение и страсть, разгоревшиеся между ними, требовало большего — «… между тем, мы даже не могли найти места, где бы совокупиться, как без труда находят дети трущоб», все их попытки заняться любовью претерпели неудачу из-за внешних обстоятельств: « … после одного неудавшегося ночного свидания у нее в саду единственное, что нам было разрешено, в смысле встреч, — это лежать в досягаемости взрослых, зрительной, если не слуховой, на той части пляжа, где было больше всего народу». Их желание так и не реализовалось — Аннабелла умерла от тифа.

Далее по тексту главный герой размышляет:

« … не оттуда ли, не из блеска ли того далекого лета пошла трещина через всю мою жизнь? … Я уверен все же, что волшебным и роковым образом Лолита началась с Аннабеллы. Знаю и то, что смерть Аннабеллы закрепила неудовлетворенность того бредового лета и сделалась препятствием для всякой другой любви в течение холодных лет моей юности».

Смерть любимого человека — это всегда больно, но переживаться будет по-разному, в зависимости от возраста и других внутренних и внешних обстоятельств горюющего, в этом нет никаких сомнений. В то же время автор описывает неловкие попытки героев заняться сексом, которые заканчиваются неудачей. Всем известно, что 14 лет — это расцвет «переходного возраста», «пубертатного периода», гормональный всплеск. Боль утраты, болезненный разрыв отношений, невозможность завершить начатое — все смешалось и каким-то образом поселилось в психике Гумберта. Это яркий пример формирования травмы и отсутствия «эмоционального приюта». Можно с большой долей вероятности предположить, что дальнейшая жизнь Гумберта неосознанно вращалась вокруг этого внутреннего обстоятельства.

Не менее правдоподобным примером из литературы может быть произведение Габриэль Витткоп «Некрофил», где в том числе описано, как сильнейшее детское впечатление повлияло на всю дальнейшую жизнь главного героя (один из первых опытов познания своей сексуальности совпадает у героя с моментом смерти его матери).Это яркие, но не исчерпывающие описания травматичного опыта. Травмой может стать отвержение, наблюдение насилия, фрустрация потребностей и другие ситуации, вызывающие самую разнообразную палитру сильных, чрезмерных для ресурсов психики чувств — от страха до беззащитности. И, конечно, травма лишь в отдельных случаях формирует патологическое развитие личности, во всех других она лишь оказывает влияние на развитие и дает о себе знать в определенных ситуациях.

Мир перестает быть безопасным, простым и понятным, пропадает базовое доверие к привычному ходу вещей. Дальнейшая жизнь может быть подчинена новым обстоятельствам, закрепившимся в психике, а человек ощущать, что его жизнь раскололась на «до» и «после».

Даже когда происходят крупные трагедии, например, теракт или крушение самолета, многие становятся невольно травмированными этим событием.

Психика не справилась, и свою боль некуда отнести — нет «эмоционального приюта». Все зависит от внутренних возможностей человека: насколько болезненно для него оказалось происходящее, и от того, что будет потом, есть ли рядом тот, кто может помочь и поддержать.

Так что представление, что психологическая травма может быть связана исключительно с насилием, эквивалентно фразе «только открытый перелом можно считать переломом!»

 

Травма всеми силами пытается себя излечить

Ровно как и костная ткань пытается зарастить перелом, но при любом неосторожном движении трещина снова расходится. Если повреждение сильнее, чем трещина, есть высокий риск, что кость неправильно срастется, и, чтобы она срослась заново нормально, придется ломать то, что есть сейчас.

Приведенные выше примеры произведений Набокова и Витткоп наглядно демонстрируют, какими окольными путями потрясения и другие болезненные обстоятельства нашего детства ищут возможности себя допрожить. Мы также знаем примеры, когда женщина, которая пережила сексуальное насилие, непроизвольно начинает попадать в такие обстоятельства, в которых насилие может повториться.

Как лечить психологическую травму?

Самый очевидный ответ, проистекающий из вопроса — психотерапией. То, что так долго просилось наружу через воспроизведение травматического опыта, обретает свою жизнь в языке. Процесс проговаривания делает нечто, живущее внутри нас, видимым другому человеку — этот процесс называется объективизацией. Можно представить его как шарик, который появился между мной и собеседником, и мы вместе его разглядываем. Бережное изучение, обсуждение, исследование этого материала помогает ослабить то, что так долго находилось в напряжении. Конечно же, развидеть то, что было увидено, невозможно, но возможно сделать так, чтобы это что-то перестало отравлять жизнь.

Возникает вопрос: почему обязательно психотерапия? Можно же и с другом поговорить.

Принося свои переживания психотерапевту, гораздо выше вероятность того, что этот человек знает, как обходиться с этим шариком, висящем в воздухе между ним и клиентом. Когда травма оживает в языке и становится видимой, здесь есть два варианта развития событий — либо травма исцеляется, либо происходит повторная травма — ретравматизация. Если обойтись с этим шариком небрежно, то можно нанести своей психике еще больший урон. Поэтому лучше соизмерять риски.

Ссылки на источники

1. Роберт Столороу «Травма и человеческое существование». 2. Отто Ранк «Травма рождения и ее значение для психоанализа». 3. Элизабет Кюблер-Росс, «О смерти и умирании».

Обложка: Рене Магритт, «Память», 1957

«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.

Donate


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

детская психологияпсихология

Похожие статьи

Психологическая травма — это не то, о чем вы привыкли думать. Что это на самом деле

В эфире RTVI Марианна Минскер и психолог Людмила Петрановская поговорили о том, как возникают психологические травмы

Все травмы из детства?

Психологическая травма – это состояние психики. В него можно попасть в любом возрасте, не только в детском. Психотравмирующие ситуации – это ситуации, напрямую угрожающие жизни и здоровью, такие как: теракты, катастрофы, физическое и сексуальное насилие. Например, потеря работы – это серьезное и сложное событие, но это не будет травмой, а вот военные действия – да. Но бывает такое, что некоторые люди даже в ситуации чрезвычайного происшествия не травмируются, у них достаточное количество внутренних ресурсов, чтобы выдержать негативное событие без серьезных последствий.

Почему именно детские травмы опасны?

Дети отличаются тем, что они очень зависимы и не могут сами обеспечить свою безопасность, поэтому в них действует инстинктивная программа – эмоционально поведенческий комплекс. Он заставляет стремиться быть рядом со своим взрослым, иметь с ним контакт и быть уверенным в том, что если что-то произойдет, то взрослый рядом. Так заложено природой. Этот взрослый не обязательно всегда должен быть мамой, это весь близкий круг людей, который находится рядом. Например, это может быть няня.

В каких случаях происходит детская травма?

· Если важные взрослые по каким-то причинам не откликаются на призыв ребенка о помощи или дают понять, что они не собираются о нем заботиться, отвергают и отталкивают его.

· Если родители страдают от депрессии, алкоголизма или другого заболевания.

· Если родители были утрачены. То есть смерть хотя бы одного родителя.

· Тяжелая и долгая болезнь родителя, в результате которой была долгая разлука с ним.

· Ситуации, когда вместо заботы, по отношению к ребенку проявляется жестокость.

В этих случаях, программа привязанности не может работать нормально. И тогда ребенок испытывает состояние, которое называется «паника привязанности». Она может иметь травматичный след, даже если нет прямой угрозы жизни и здоровью. Например, когда маленького ребенка забирают на лечение в больницу без матери (что было нормой до недавнего времени). Со стороны в этом нет ничего страшного – его там будут лечить. Но для ребенка это стресс, сопоставимый для взрослого со стрессом от концлагеря.

Чем младше, тем ребенок более уязвим. Особенно уязвимы дети младенческого возраста, дети до трех лет, дошкольники и так далее. Ребенок, который был разлучен с семьей в 10 лет имеет больше ресурсов, чтобы пережить это не разрушившись, чем годовалый ребенок.

Чуть позже с ребенком могут случиться социальные травмы. Это значит отвержение сверстников, грубое отношение со стороны учителя – это опыт детей постарше. Их мозг ориентирован на контакты с другими, им важно быть принятыми группой.

О том, что делать в таких ситуациях, можно узнать в программе «Нам надо поговорить»

Что такое травма? Типы, симптомы и лечение

Психологическая травма – это реакция на событие, которое человек считает крайне стрессовым. Примеры включают нахождение в зоне боевых действий, стихийное бедствие или несчастный случай. Травма может вызвать широкий спектр физических и эмоциональных симптомов.

Не у всех, кто переживает стрессовое событие, развивается травма. Существуют также различные виды травм. У некоторых людей появятся симптомы, которые исчезнут через несколько недель, в то время как у других будут более долгосрочные последствия.

При лечении люди могут устранить первопричину травмы и найти конструктивные способы справиться со своими симптомами.

В этой статье мы обсуждаем различные типы травм, симптомы травм и доступные варианты лечения.

По данным Американской психологической ассоциации (АПА), травма — это «эмоциональная реакция на ужасное событие, такое как несчастный случай, изнасилование или стихийное бедствие».

Однако человек может испытать травму в ответ на любое событие, которое он считает физически или эмоционально угрожающим или вредным.

Травмированный человек может испытывать различные эмоции как сразу после события, так и в долгосрочной перспективе. Они могут чувствовать себя подавленными, беспомощными, шокированными или испытывать трудности с обработкой своих переживаний. Травма также может вызывать физические симптомы.

Травма может иметь долгосрочные последствия для благополучия человека. Если симптомы сохраняются и не уменьшаются в степени тяжести, это может указывать на то, что травма переросла в расстройство психического здоровья, называемое посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

Существует несколько типов травм, в том числе:

  • Острая травма: Возникает в результате одного стрессового или опасного события.
  • Хроническая травма: Возникает в результате многократного и длительного воздействия сильно стрессовых событий. Примеры включают случаи жестокого обращения с детьми, издевательств или домашнего насилия.
  • Комплексная травма: Возникает в результате воздействия множественных травмирующих событий.

Вторичная травма или викарная травма — еще одна форма травмы. При этой форме травмы у человека развиваются симптомы травмы в результате тесного контакта с кем-то, кто пережил травматическое событие.

Члены семьи, специалисты в области психического здоровья и другие лица, ухаживающие за теми, кто пережил травматическое событие, подвержены риску заместительной травмы. Симптомы часто отражают симптомы посттравматического стрессового расстройства.

Симптомы травмы варьируются от легких до тяжелых. Влияние травматического события на человека определяется многими факторами, включая:

  • их характеристики
  • наличие других психических расстройств
  • предыдущее воздействие травмирующих событий
  • тип и характеристики события или событий
  • their background and approach to handling emotions

Emotional and psychological responses

A person who has experienced trauma may feel:

  • denial
  • anger
  • fear
  • sadness
  • shame
  • confusion
  • anxiety
  • депрессия
  • онемение
  • чувство вины
  • безнадежность
  • раздражительность
  • трудности с концентрацией внимания

У них могут быть эмоциональные всплески, им трудно справляться с тем, что они чувствуют, или отстраняться от других. Воспоминания, когда человек переживает травматическое событие в своем уме, распространены, как и ночные кошмары.

Physical responses

Along with an emotional reaction, trauma can cause physical symptoms, such as:

  • headaches
  • digestive symptoms
  • fatigue
  • racing heart
  • sweating
  • feeling jumpy

Sometimes, a person также будет испытывать чрезмерное возбуждение или когда кто-то чувствует, что находится в постоянном состоянии бдительности. Это может затруднить сон.

У людей также могут развиться другие проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия, беспокойство и проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами.

Согласно некоторым исследованиям, 60–75% людей в Северной Америке в какой-то момент переживают травматическое событие. Благотворительная организация Mind в Соединенном Королевстве перечисляет следующие возможные причины травм:

  • издевательства
  • домогательства
  • физическое, психологическое или сексуальное насилие
  • сексуальное насилие
  • дорожно-транспортные происшествия
  • роды 209 внезапная потеря близкого человека
  • подвергся нападению
  • похищение
  • теракты
  • стихийные бедствия
  • война

Травматические события могут быть изолированными или повторяющимися, текущими событиями. Человек также может испытать травму после того, как стал свидетелем чего-то травматического, происходящего с кем-то другим.

Люди по-разному реагируют на травмирующие события. Например, те, кто пережил одно и то же стихийное бедствие, могут реагировать совершенно по-разному, несмотря на то, что пережили одно и то же событие.

ПТСР развивается, когда симптомы травмы сохраняются или ухудшаются в течение недель и месяцев после стрессового события. ПТСР вызывает тревогу и мешает повседневной жизни и отношениям человека.

Симптомы включают сильное беспокойство, воспоминания и постоянные воспоминания о событии.

Другим симптомом посттравматического стрессового расстройства является поведение избегания. Если человек пытается не думать о травмирующем событии, посещать место, где оно произошло, или избегать его триггеров, это может быть признаком посттравматического стрессового расстройства.

ПТСР может длиться годами, хотя лечение может помочь людям справиться с симптомами и улучшить качество жизни.

Факторы риска развития посттравматического стрессового расстройства включают:

  • предыдущая травма
  • физическая боль или травма
  • отсутствие поддержки после травмы
  • одновременное столкновение с другими факторами стресса, такими как финансовые трудности
  • предшествующая тревога или депрессия

не развить ПТСР. По оценкам Национального института психического здоровья, распространенность посттравматического стрессового расстройства в США в течение жизни составляет 6,8%.

Исследования показывают, что дети особенно уязвимы к травмам, потому что их мозг все еще развивается.

Дети испытывают повышенный стресс во время ужасных событий, и их организм выделяет гормоны, связанные со стрессом и страхом.

Этот тип травмы развития может нарушить нормальное развитие мозга. В результате травма, особенно продолжающаяся травма, может существенно повлиять на долгосрочное эмоциональное развитие, психическое здоровье, физическое здоровье и поведение ребенка.

Чувство страха и беспомощности может сохраняться во взрослом возрасте. Это подвергает человека значительно более высокому риску последствий будущей травмы.

Некоторые виды лечения могут помочь людям с травмой справиться с симптомами и улучшить качество жизни.

Терапия

Терапия — это лечение травм первой линии. В идеале, человек будет работать с терапевтом, информированным о травмах или ориентированным на травму.

Виды терапии, которые могут быть полезны человеку с травмой, включают:

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает людям изменить свои модели мышления, чтобы повлиять на их поведение и эмоции. Данные подтверждают, что когнитивно-поведенческая терапия является наиболее эффективным методом лечения посттравматического стрессового расстройства.

Узнайте больше о CBT здесь.

Десенсибилизация и переработка движениями глаз

Десенсибилизация и переработка движениями глаз, или EMDR, является еще одним распространенным методом лечения травм.

Во время EMDR люди ненадолго переживают определенные травматические переживания, в то время как терапевт управляет движениями их глаз. EMDR направлен на то, чтобы помочь людям обрабатывать и интегрировать травмирующие воспоминания.

Несколько рандомизированных контролируемых исследований показали, что EMDR является эффективным средством лечения посттравматического стрессового расстройства.

Узнайте больше о EDMR здесь.

Соматическая терапия

Некоторые терапевты используют соматические или телесные техники, чтобы помочь уму и телу пережить травму.

Обзор литературы в Австралийском журнале психотерапии и консультирования показал, что телесная терапия может помочь целому ряду людей. Эти методы лечения включают:

  • Соматические переживания: Этот подход предполагает, что терапевт помогает человеку пережить травмирующие воспоминания в безопасном месте.
  • Сенсомоторная психотерапия: Этот тип терапии сочетает психотерапию с телесными техниками, чтобы превратить травмирующие воспоминания в источники силы.
  • Стимуляция акупунктурных точек: При этом практикующий оказывает давление на определенные точки на теле, что вызывает состояние расслабления.
  • Терапия прикосновением: Другие виды терапии прикосновением включают Рэйки, исцеляющее прикосновение и терапевтическую терапию прикосновением.

В настоящее время существует не так много доказательств эффективности соматической терапии, как КПТ и EDMR. Исследователи отмечают, что дополнительные данные об этих методах помогут определить, как они работают.

Лекарства

Лекарства сами по себе не могут вылечить травму или посттравматическое стрессовое расстройство, но они могут помочь человеку справиться с такими симптомами, как тревога, депрессия и нарушения сна. Человек должен поговорить со своим врачом о своих вариантах.

Забота о себе может помочь людям справиться с эмоциональными, психологическими и физическими симптомами травмы. Примеры самопомощи при травме включают:

Упражнения

Травма может активировать реакцию организма на борьбу или бегство. Упражнения могут помочь смягчить некоторые из этих эффектов.

Исследования показывают, что аэробные упражнения могут быть эффективным средством лечения людей с посттравматическим стрессовым расстройством.

Люди могут стремиться заниматься физическими упражнениями не менее 30 минут в день в большинство дней недели.

Внимательность

Внимательное дыхание и другие упражнения, основанные на осознанности, могут заземлить людей в настоящем, что может помешать им вновь пережить травматическое событие.

Исследования показывают, что лечение, основанное на осознанности, является многообещающим методом лечения посттравматического стрессового расстройства, будь то отдельно или в сочетании с другими методами лечения.

Связь с другими

Уход от других является распространенным симптомом травмы. Тем не менее, общение с друзьями и семьей важно.

По данным Американской ассоциации по борьбе с тревогой и депрессией, поддержание контакта с людьми может помочь предотвратить перерастание травмы в посттравматическое стрессовое расстройство.

Не нужно говорить о травме с другими людьми, если это слишком тяжело. Просто общение с другими может улучшить настроение и самочувствие. Некоторые люди чувствуют пользу, рассказывая о травме людям, которым они доверяют.

Сбалансированный образ жизни

Человеку с травмой может быть трудно расслабиться или хорошо выспаться. Тем не менее, сон, отдых и диета играют определенную роль в психическом здоровье. По возможности человек должен стараться:

  • спать по 7–9 часов в сутки
  • соблюдать сбалансированную диету
  • избегать употребления алкоголя и наркотиков
  • снимать стресс с помощью осознанной или приятной деятельности

поддерживать

при необходимости, люди могут просить поддержки у других. Это включает в себя общение с близкими, которым доверяют, или присоединение к группе поддержки для переживших травму.

Людям с постоянными или тяжелыми симптомами травмы следует обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья. Особенно важно обратиться за помощью, если симптомы травмы мешают повседневной жизни или отношениям с другими людьми.

Даже люди с легкими симптомами могут почувствовать себя лучше, если поговорят с кем-нибудь.

Предупреждение самоубийств

Если вы знаете кого-то, кто подвергается непосредственному риску членовредительства, самоубийства или причинения вреда другому человеку:

  • Задайте сложный вопрос: «Вы думаете о самоубийстве?»
  • Слушайте человека без осуждения.
  • Позвоните по номеру 911 или по местному номеру службы экстренной помощи, либо отправьте текстовое сообщение РАЗГОВОР на номер 741741, чтобы связаться с обученным кризисным консультантом.
  • Оставайтесь с человеком, пока не прибудет профессиональная помощь.
  • Постарайтесь убрать любое оружие, лекарства или другие потенциально опасные предметы.

Если у вас или у кого-то из ваших знакомых возникают мысли о самоубийстве, вам может помочь горячая линия по профилактике. 988 Suicide and Crisis Lifeline доступен 24 часа в сутки в 9.00.88. Во время кризиса слабослышащие люди могут воспользоваться предпочитаемой услугой ретрансляции или набрать 711, а затем 988.

Нажмите здесь, чтобы получить дополнительные ссылки и местные ресурсы.

Большинство людей в какой-то момент своей жизни переживают травматическое событие. Некоторые могут испытывать симптомы шока и дистресса, и большинство из них выздоравливают в течение короткого периода времени.

Некоторое меньшинство будет испытывать более долгосрочные травматические последствия, такие как развитие посттравматического стрессового расстройства. Терапия и самопомощь могут помочь людям с постоянными симптомами травмы справиться с этими симптомами и улучшить качество жизни.

Прочитайте эту статью на испанском языке.

Травма | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Что такое травма?

Травма — это эмоциональная реакция человека на неприятный опыт. Немногие люди могут прожить жизнь, не столкнувшись с какой-либо травмой. В отличие от обычных трудностей, травматические события, как правило, бывают внезапными и непредсказуемыми, сопряжены с серьезной угрозой жизни, например телесными повреждениями или смертью, и ощущаются вне контроля человека. Самое главное, события являются травмирующими в той степени, в какой они подрывают чувство безопасности человека в мире и создают ощущение, что катастрофа может произойти в любой момент. Потеря родителей в детстве, автокатастрофы, физическое насилие, сексуальное насилие, военные действия, неожиданная потеря любимого человека обычно являются травмирующими событиями.

Содержимое
  • Типы травм
  • Последствия травмы
  • Лечение травм
  • Споры о травме

Типы травм

Острая травма отражает интенсивный дистресс сразу после разового события, и реакция носит кратковременный характер. Общие примеры включают автомобильную аварию, физическое или сексуальное насилие или внезапную смерть любимого человека.

Хроническая травма может возникнуть в результате повторяющихся или длительных вредных событий. Он может развиться в ответ на постоянные издевательства, пренебрежение, жестокое обращение (эмоциональное, физическое или сексуальное) и насилие в семье.

Комплексная травма может возникнуть в результате повторяющихся или множественных травмирующих событий, от которых нет возможности избежать. Ощущение того, что вы попали в ловушку, является особенностью этого опыта. Как и другие виды травм, она может подрывать чувство безопасности в мире и порождать повышенную бдительность, постоянный (и изматывающий!) мониторинг окружающей среды на предмет возможности угрозы.

Вторичная или заместительная травма возникает в результате воздействия страданий других людей и может поражать тех, кто занимается реагированием на травмы и разрушения, в частности, врачей, лиц, оказывающих первую помощь, и сотрудников правоохранительных органов. Со временем такие люди подвержены риску усталости от сострадания, из-за чего они избегают эмоционально вкладываться в других людей в попытке защитить себя от стресса.

Неблагоприятные детские переживания (ACE) охватывают широкий спектр трудных ситуаций, с которыми дети либо непосредственно сталкиваются, либо становятся свидетелями в процессе взросления, прежде чем у них разовьются эффективные навыки преодоления трудностей. ACE могут нарушать нормальный ход развития, а эмоциональная травма может длиться долго во взрослом возрасте. потеря родителя; пренебрегать; эмоциональное, физическое или сексуальное насилие; и развод являются одними из наиболее распространенных типов неблагоприятных детских переживаний.

Последствия травмы

Тревожные события активируют миндалевидное тело, структуру мозга, отвечающую за обнаружение угроз. В ответ он посылает сигнал тревоги нескольким системам организма, чтобы подготовиться к защите. Симпатическая нервная система начинает действовать, стимулируя высвобождение адреналина и норадреналина, а также гормонов стресса, которые подготавливают организм к реакции «бей-беги-или-замри». Кратковременный страх, тревога, шок и гнев/агрессия — все это нормальные реакции на травму. Такие негативные чувства рассеиваются по мере того, как кризис стихает, а пережитое стирается из памяти, но у некоторых людей тревожные чувства могут сохраняться, мешая повседневной жизни.

У страдающих длительной травмой могут развиться эмоциональные расстройства, такие как крайняя тревога, гнев, печаль, чувство вины выжившего, диссоциация, неспособность чувствовать удовольствие ( ангедония ) или посттравматическое стрессовое расстройство. Миндалевидное тело становится гиперактивным, его чрезмерная реакция на незначительные возмущения приводит к излиянию гормонов стресса. Живя в режиме защиты и постоянно бдительно реагируя на возможность угрозы, люди могут испытывать постоянные проблемы со сном или физическую боль, сталкиваться с турбулентностью в своих личных и профессиональных отношениях и ощущать снижение чувства собственного достоинства.

Положительные психологические изменения после травмы также возможны, когда люди признают свои трудности и считают себя выжившими, а не жертвами неудачного опыта. Они могут включать повышение устойчивости, развитие эффективных навыков преодоления трудностей и развитие чувства самоэффективности. Некоторые люди могут пережить посттравматический рост, выстраивая более прочные отношения, переопределяя свои отношения с новым смыслом и/или духовной целью и получая более глубокое понимание жизни. Это может показаться противоречивым, но посттравматический рост может сопутствовать посттравматическому стрессу.

Лечение травм

Оставленная без внимания или лечения травма может подорвать отношения и нанести ущерб личной и профессиональной жизни. Есть несколько способов лечения, доступных для людей, испытывающих кратковременные или длительные симптомы травмы.

Изменение образа жизни — это ранний вариант лечения, который следует рассмотреть. Здоровое питание, физические упражнения, отказ от алкоголя и наркотиков, достаточное количество сна, регулярные встречи с близкими и забота о себе могут помочь облегчить симптомы травмы.

Психотерапия может помочь человеку повысить устойчивость, развить навыки преодоления трудностей и справиться с неразрешенными чувствами, которые удерживают его в тупике. Экспозиционная терапия и когнитивная переоценочная терапия — два наиболее надежных метода лечения травм и посттравматического стрессового расстройства.

Лечение с учетом травм направлено на человека в целом, распознает прошлую травму и неадекватные механизмы выживания, которые человек мог использовать, чтобы пережить свой неприятный опыт. Когнитивно-поведенческая терапия, ориентированная на травму, часто используется для устранения деструктивных последствий ранней травмы, оказывается особенно полезным для молодежи с посттравматическим стрессовым расстройством и расстройствами настроения, вызванными жестоким обращением, насилием или неразрешенным горем.

Психоделическая психотерапия с использованием МДМА (экстази или Молли) является многообещающей формой лечения глубоко укоренившейся травмы. Под наблюдением и поддержкой терапевта пациентам с посттравматическим стрессом дают МДМА, чтобы помочь им подробно рассказать о тревожных травмирующих переживаниях и научиться контролировать свою реакцию. МДМА, по-видимому, ускоряет терапевтический процесс для пациентов.

Кетамин (специальный K) также можно использовать для ускорения выздоровления. Он вводится под наблюдением терапевта перед сеансом разговорной терапии. Исследования показали его эффективность.

Споры о травме

Существует множество мифов о травмах, которые мешают пониманию и уходу. Например, распространено мнение, что все детство травматично, из-за чего люди ошибочно принимают обычные трудности или страдания за настоящую травму. Хотя поначалу такой взгляд на травму может показаться подтверждением тяжелого опыта, он может быстро заставить людей усомниться в собственном опыте взросления и адекватности тех, кто за ними ухаживает.

Еще одно распространенное заблуждение о травме состоит в том, что она навсегда разрушит вашу жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *