Классификация и виды эмоций: 8. Понятие эмоций. Классификация и виды эмоциональных состояний. Функции эмоций.

8. Понятие эмоций. Классификация и виды эмоциональных состояний. Функции эмоций.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.

1. По знаку эмоцииделятся на: положительные, отрицательные и амбивалентные.Положительные эмоции(например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные(например, печаль, огорчение, гнев и др.) — с неудовлетворением;амбивалентныеже эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.

2. По модальности (качеству) эмоцийвыделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека.

Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся «фундаментальными»:

— радость— положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;

— удивление— эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

— страдание— отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

— гнев— отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

— отвращение— отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;

— презрение— отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;

— страх— отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;

— стыд— отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

3. По силе и устойчивости эмоцииделятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.

Ситуативные эмоции:

Эмоциональный тон ощущений— простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.

Аффект(от лат. аffectus — душевное волнение) — сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Аффект приводит к дезорганизации сознания.

Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Стресс — неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Тревожность состояние сознания и тела, связанное с беспокойством, напряжением и нервозностью.

Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

Устойчивые эмоции:

Настроение — это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д.

Чувства— высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения.

Страсть— сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть — это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов.

Эмоции выполняют следующие функции:

1)Оценочная функция.Эмоции сигнализируют о некоторых значимых для человека событиях, которые происходят в окружающем мире.

2)Побудительная функция.В эмоциях субъективно отражаются потребности и мотивы, они могут являться побудителями действий.

3)Дезорганизующая функция.В ряде случаев эмоции могут разрушать или дезорганизовывать поведение (Волнение, аффект).

4)Функция подкрепления. Эмоции могут подкреплять те формы поведения, которые ведут к удовлетворению имеющихся потребностей.

5)Функция предвосхищения.Эмоции могут предвосхищать результаты действия до его выполнения.

6)Эвристическая функция.В творческом мышлении – эмоциональное предвосхищение решения задачи, указание пути к решению (уменьшение времени решения за счет уменьшения возможных путей решения), но оно не всегда верное, после него сужается зона поиска.

7)Аварийное разрешение ситуации.Эмоции могут навязывать человеку стереотипные способы поведения в определенных условиях, например, бегство при сильном страхе.

8)Экспрессивная функция.Эмоциональные переживания сопровождаются «выразительными движениями», которые могут использоваться в общении – мимика.

Свойства и виды эмоций

Учебная литература по юридической психологии


 

Еникеев М.И.
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебник
СПб., 2001.

 


ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ II. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ


§ 4. Свойства и виды эмоций

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность, различаются

глубокие и неглубокие эмоции и чувства. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от греч. sthénos – сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.

В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие цели деятельности, ее стратегические направления, и производные от них операциональные эмоции.

Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а операциональные – его отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, – отрицательные.

Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основных потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации – они так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей. Производные эмоции определяют наиболее эффективные направления в достижении поставленной цели, наиболее значимые для этого средства и условия.

Ведущий эмоционально-регуляционный механизм – эмоция успеха–неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходное побуждение к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. Все возможные проявления радости, восторга, удовольствия, с одной стороны, огорчения, расстройства, стресса и аффекта – с другой, представляют собой модификации базовой эмоции успеха–неуспеха. Человек способен эмоционально предвосхищать свои возможные успехи и неуспехи Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт своих удач и неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с определенной мерой достоверности определить, «стоит ли игра свеч». В экстремальных ситуациях эмоция успеха–неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева

Таким образом, все эмоции выстраиваются по вектору биологической или социально обусловленной значимости различных явлений для данного индивида.

По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды: 1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3) настроение; 4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация; 5) высшие эмоции – чувства.

Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения – это наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение – идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления.

Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации

Эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж – возникает эмоциональный отклик.) Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального отклика является синтония – сопереживание эмоционального состояния других людей – важнейшее социальное качество человека.

Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта либо пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.

Настроение – это ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение – эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус (строй) его жизнедеятельности. Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, его основные жизнеощущения, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.

В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, есть состояние расстроенности.

Необходимо уметь блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после «черной полосы» неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил. Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими процессами в нашем организме, атмосферными обстоятельствами или эмоциональными циклами данного индивида.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. tolerantia – терпение).

В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее улучшения.






НАВЕРХ

1 из 14 2 Реклама

Реклама

КЛАССИФИКАЦИЯ эмоций

  1. Я. Личные – те, что связаны с самим собой и включает в себя такие эмоции, как гордость, стыд, страх, гнев и т. б. Социальные — связанные с другими людьми, такими как сочувствие, дружба или отрицательные, такие как зависть, ревность; или связанные с абстрактные стимулы — лояльность, патриотизм и противоположности. в. Интеллектуальные и эстетические эмоции – связанные с высшими способностями, такими как интеллекта и состоит из удивления, благоговения или эстетические эмоции, такие как восхищение, признательность.
  2. II.) а. Базовые эмоции – простые реакции на конкретные стимулы, которые могут быть хорошими или плохой, присутствует или нет, трудно или легко достичь. б. Сложный – состоит из нескольких эмоция, как враждебность, будучи сочетание страха, гнева. III.) а. Passiones Concupiscibiles – радость, печаль, желание, отвращение, любовь и ненависть. б. Passiones Viascibiles – надежда, отчаяние, мужество и страх.
  3. Если учесть огромную роль, которую эмоции играют в нашей цивилизованной жизни, будучи порой адаптивным, а иногда и разрушительным, мы должны дать большое внимание к так называемой гигиене эмоции ГИГИЕНА ЭМОЦИЙ  Проявляйте сдержанность, воздержание и умеренность в выражение ваших эмоций.  Воспитывать чувство юмора.  Научитесь принимать неизбежное в жизни.
  4.  Развивайте уважительное отношение и уважение прав других люди.  Займитесь хобби, которое откроет новые интересы, задействуйте внимание и отвлечь его от рутинная, скучная работа повседневной жизни. Смиренно принимайте свои ошибки, когда совершить их. Избегайте случаев, которые могут вызвать или спровоцировать эмоции.  Перенаправить выражение определенных эмоций через замена на более желательные.
  5. Научитесь принимать себя таким, какой вы есть.  Развивайте дружеские отношения. НОВОСТИ ЭМОЦИИ Много детей в каком-то приюте в Штатах умер в течение первого года госпитализации…..причина «Депривационная карликовость» Это заболевание, характеризующееся нарушениями сна, пищеварение и кишечник, иногда проплешины на задней поверхности голова из-за длительного лежания в одном положении, умственная отсталость и отставание в физическом развитии.
  6. В то время как другие школы мысли подчеркивают открытый и механистический характер интерпретации поведения, гуманистический подход, поддерживаемый доктором Абрахамом М. Маслоу (лидер гуманистической психологии, также называется феноменологическим подходом) считает, что «люди несут ответственность за свои действия и за то, что они имеют «свободную волю» и что их стремление направлено на «рост и самореализации». Маслоу предложил схему, изображающую иерархия мотивов в человеке. Линдгрен представляет Иерархия Маслоу как атом мотивации, который связаны с деревом или атомом.
  7. НенавистьЛюбовь Жизнь смерть АТОМ МОТИВАЦИИ (ИЕРАРХИЯ МОТИВОВ В ЧЕЛОВЕКЕ) биологический Жажда ПРИЗЫВАЕТ Голод Устойчивый Состояние Рефлексы ПОТРЕБНОСТИ ХОЧЕТ
  8. Полиграф как детектор лжи подвергается критике из-за множества недостатков. Напряженная тема, эмоционально реагируя на машину, может казаться лживым; в то время как опытный лжец или знающий субъект может имитировать вид расслабленного, просто отвлекая его мысли или напрягите определенные мышцы. Новый детектор лжи под названием Анализатор голосового стресса улучшилось на Детектор лжи. Это устройство измеряет изменения в голос человека, который обнаруживаемый для человека ухо.
  9.  записывает несколько физиологических такие показатели, как артериальное давление, пульс, дыхание и кожа проводимость  Используется как инструмент допроса Voice StressAnalyzer Полиграф  Регистрирует психофизиологические стрессовые реакции  Используется как инструмент допроса
  10. Поскольку тремор голосовых связок контролируется вегетативной нервной системы и поэтому не может быть добровольно контролируемым, это отдает эмоциональную состояние лица на момент допроса. Это следует той же стандартной процедуре, что и работает на полиграфе.

Объявление

8 типов эмоций (классификация и описание)

8 типов эмоций (классификация и описание) — да, терапия помогает!

психология

17 апреля 2023

Психология всегда интересовалась эмоциями , потому что они влияют на наше мышление, наше поведение и даже на наше психическое здоровье.

Вот почему в последние десятилетия концепция эмоционального интеллекта получает все большее распространение, а такие слова, как эмоциональное подтверждение, эмоциональное регулирование или управление эмоциями, становятся все более привычными. Доказано, что эмоциональный интеллект улучшает наше самочувствие и производительность. В этой статье мы поговорим об эмоциях и о том, как классифицируются эти человеческие проявления.

  • Статья по теме: «10 преимуществ эмоционального интеллекта»

Что такое эмоции?

Многие теоретики пытались объяснить, что такое эмоции . Для психолога Дэвида Г. Мейерса эмоции состоят из «физиологического возбуждения, выразительного поведения и сознательного опыта».

В настоящее время считается, что эмоции возникают в лимбической системе и что эти сложные состояния имеют следующие три компонента:

  • Физиологическая : Это первая реакция на раздражитель, и они непроизвольны: учащение дыхания, изменения на гормональном уровне и т. д.
  • Когнитивная : Информация обрабатывается на сознательном и бессознательном уровне. Это влияет на наш субъективный опыт.
  • Поведение : Вызывает изменения в поведении: жесты лица, движения тела…
  • На протяжении многих лет ведутся споры о том, что такое эмоция и что такое чувство. Вы можете узнать разницу в нашей статье: «16 типов чувств и их психологическая функция»

Теории эмоций

На самом деле различные теории эмоций формулировались десятилетиями. Наиболее важные из них классифицируются по трем направлениям: физиологическому, неврологическому и когнитивному.


  • Физиологические теории : они утверждают, что за эмоции ответственны внутрителесные реакции.
  • Неврологические теории : они утверждают, что активность мозга приводит к эмоциональным реакциям.
  • Когнитивные теории : предполагают, что мысли и другая умственная деятельность ответственны за формирование эмоций.
  • Ознакомиться с этими теоретическими моделями можно в нашем посте: «Эмоциональная психология: основные теории эмоций»

Классификация эмоций (типы)

Но, Как классифицируются эмоции? Существуют различные типы эмоций, ниже вы можете найти список с кратким объяснением каждого из них. Имейте в виду, однако, что это не окончательная классификация, поскольку ни одна из них не отражает на 100% то, как эмоции группируются и связаны друг с другом; просто это полезная классификация.


1. Первичные или базовые эмоции

Первичные эмоции также известны как базовые эмоции , и это эмоции, которые мы испытываем в ответ на раздражитель. Для Пола Экмана он подтвердил, что основных эмоций 6: печаль, счастье, удивление, отвращение, страх и гнев. Все они составляют процессы адаптации и теоретически существуют у всех людей, независимо от культуры, в которой они развились.

Однако недавно исследование, проведенное Университетом Глазго, было опубликовано Current Biology, приходит к выводу, что основных эмоций шесть, а их четыре.

  • Подробнее об этом исследовании можно узнать в нашей статье: «Исследование показывает, что базовых эмоций четыре, а не шесть, как считалось»

2. Вторичные эмоции

Вторичные эмоции – это группа эмоций, которые следуют предыдущие . Например, когда мы испытываем основную эмоцию страха, мы можем испытывать вторичные эмоции угрозы или гнева, в зависимости, конечно, от ситуации, в которой мы живем. Вторичные эмоции вызываются социальными нормами и моральными нормами.

3. Положительные эмоции

В зависимости от степени влияния эмоций на поведение субъекта они могут быть как положительными, так и отрицательными. . Положительные эмоции также известны как здоровые эмоции, потому что они положительно влияют на самочувствие человека, который их испытывает. Они одобряют то, как люди думают, рассуждают и действуют. Например, радость, удовлетворение, благодарность не вызывают положительного отношения к жизни и заставляют нас испытывать переживания, которые помогают нам чувствовать себя хорошо.

4. Отрицательные эмоции

Отрицательные эмоции противопоставляются положительным эмоциям, т.к. негативно влияют на самочувствие людей . Они также известны как токсичные эмоции и часто провоцируют желание избежать или уклониться от них. Страх или грусть являются некоторыми примерами.

Тем не менее, мы должны иметь в виду, что этот тип эмоций, в небольших количествах и относительно низкой интенсивности, не вреден. На самом деле, они являются частью процесса обучения, потому что благодаря им наша эмоциональная память помогает нам помнить последствия определенного поведения (или подвергать себя воздействию определенных контекстов).

5. Неоднозначные эмоции

Неоднозначные эмоции также известны как нейтральные эмоции, так как не вызывают ни отрицательных, ни положительных эмоций, ни здоровых, ни нездоровых . Например, удивление не заставляет нас чувствовать себя хорошо или плохо.

Существование этих эмоций ясно показывает, что мы сложные животные и что наши переживания имеют много нюансов.

6. Статические эмоции

Некоторые авторы также ссылаются на статические эмоции . Это те, которые производятся благодаря различным художественным проявлениям, таким как: музыка или живопись.

Таким образом, слушая песню, мы можем чувствовать себя очень счастливыми или очень грустными, но это чувство будет качественно отличным от счастья или печали, переживаемых до любого другого переживания, поскольку оно проживается в художественном контексте, опосредованном символами. и атрибуции намерений автора.

  • Статья по теме: «10 песен, которые заставляют нас чувствовать себя лучше (согласно науке)»

7. Социальные эмоции

Социальные эмоции не относятся к культурно усвоенным эмоциям , но необходимо, чтобы был другой человек присутствует, иначе они не могут появиться. Например, месть, благодарность, гордость или восхищение — это эмоции, которые мы испытываем по отношению к другим людям.

8.

Инструментальные эмоции

Инструментальные эмоции – это эмоции, целью которых является манипулирование или цель достижения чего-либо . Их трудно распознать, потому что они могут показаться естественными. Однако они навязывают эмоции и скрывают намерение. Иногда они являются результатом самовнушения: добровольного подчинения определенным контекстам, чтобы часть этой эмоции окрасила наше поведение.

Важность эмоционального воспитания

Часто мы не осознаем важность эмоционального воспитания . В школах, например, больше заботятся о том, чтобы научить нас быть хорошими профессионалами, и пренебрегают тем, чтобы стать эмоционально умными и эмоционально здоровыми. Эмоциональный интеллект оказался основным инструментом для нашего психического здоровья и, без сомнения, способом расширить свои возможности перед жизнью, чтобы стать людьми, намного более подготовленными к повседневной жизни. Намного счастливее!

Эмоциональный интеллект — это термин, который стал известен благодаря Дэниелу Гоулману, и с тех пор многие исследования подтвердили, что он полезен не только в нашей повседневной жизни, но и в работе, спорте и даже в образовании, он очень эффективен и приносит много пользы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *