Виды восприятия: свойства, характеристики, примеры
Содержание:
- Восприятие — основное понятие
-
Функции восприятия
- Ориентирование
- Оценка месторасположения предметов
- Познание предметов и явлений
- Контроль и регулирование деятельности
-
Основные свойства
- Предметность
- Структурность
- Постоянство
- Активность
- Осмысленность
- Уровни восприятия
- Факторы восприятия
-
Виды восприятия
- В зависимости от анализаторов
- По форме материи
- По видам деятельности
- Сознательное, подсознательное
- Примеры людей с разным восприятием
Содержание
- Восприятие — основное понятие
-
Функции восприятия
- Ориентирование
- Оценка месторасположения предметов
- Контроль и регулирование деятельности
-
Основные свойства
- Предметность
- Целостность
- Структурность
- Постоянство
- Активность
- Осмысленность
- Уровни восприятия
- Факторы восприятия
-
Виды восприятия
- В зависимости от анализаторов
- По форме материи
- По видам деятельности
- Сознательное, подсознательное
- Примеры людей с разным восприятием
Восприятие — основное понятие
Восприятие или перцепция – это механизм интерпретации чувственных данных, который заключается в целостном отражении предметов, явлений, ситуаций, действующих на организм в определенный момент времени.
Способность ощущать выделена с рождения живым существам, которые обладают нервной системой. Воспринимать мир в виде образов может лишь человеческая личность и высшие животные, так как у них складывается и совершенствуется данная способность на протяжении всей жизни.
Функции восприятия
Существует несколько функций восприятия живыми организмами.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Ориентирование
Заключается в общем ориентировании в познании, поведении или эстетике.
Оценка месторасположения предметов
Происходит оценивание расположения объектов, их величин, форм, физических свойств и расположения относительно друг друга, а также значения ситуации, поведения, содержания символики или эстетики.
Познание предметов и явлений
Заключается в отображении новых предметов, явлений, связи между ними и их сущности, но не ограничивается этим.
Контроль и регулирование деятельности
Происходит во время создания и визуализации новых объектов.
Основные свойства
Предметность
Способность живых организмов отображения объектов и явлений в реальном мире не в форме отдельных предметов. Не является врожденным свойством перцепции, а появляется и совершенствуется в процессе индивидуального развития организма, начиная с первого года жизни.
Целостность
Перцепция дает целостный образ предмета или явления, в отличие от ощущения. Это происходит путем обобщения информации о свойствах, качествах предмета или значении явления, полученной в виде различных ощущений. Составляющие ощущения прочно связаны между собой, что создает единый образ объекта, который возникает, даже если на организм действуют только отдельные компоненты предмета. По-другому, целостность перцепции выражена в том, что происходит достраивание полученной информации до полноценного образа даже при отсутствии некоторых характеристик.
Структурность
Восприятие чаще всего не является суммой мгновенных ощущений организма, а также их проекцией. Воспринимается обобщенная структура, сформированная в течение определенного отрезка времени. В качестве примера структурности может приводиться мелодия, ноты которой будут еще долго оставаться в сознании, когда поступает информации о звучании следующей ноты. Чаще всего воспринимается в целом структура мелодии.
Постоянство
Константность – это относительное постоянство определенных признаков объектов при изменении их восприятия. Пример: движущийся вдали грузовик все равно будет восприниматься как большой объект, не беря во внимание то, что его изображение на сетчатке глаза будет гораздо меньше, чем то же самое изображение, но непосредственно возле грузового автомобиля.
Иллюзия восприятия – это ошибочное или искаженное восприятие. Данный процесс определяется:
- По субъективным причинам (эмоциональное отношение, направленность и т. д.).
- По физическим факторам и явлениям (положение предмета в пространстве, освещенность и т.п.).
Апперцепция – это восприятия на основе прежних представлений об объекте. При этом процессе значительную роль играют знания организма, опыт и практика, связанные с данным объектом. Также влияют эмоции и установки, изменяющие содержании перцепции.
Активность
Воспринимается только отдельный предмет или группа предметов, остальные же объекты реального мира не отражаются в сознании и служат фоном восприятия.
Осмысленность
Образы восприятия всегда имеют определенный смысл и\или значение. Процесс осмысления информации может проходить в структурно-логической форме. Выделяют четыре этапа осмысленности:
- Выделение комплекса стимулов из общей информации и осознание, что данные стимулы относятся к одному определенному объекту.
- Поиск аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса стимулов, с помощью которых можно провести идентификацию предмета.
- Приписывание объекта к определенной категории и поиск дополнительных свойств, которые будут подтверждать или опровергать правильность данного приписывания.
- Формирование вывода об объекте и добавление ему еще не воспринятых признаков, которые характеризуются для предметов из его категории.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что восприятие является в большей степени интеллектуальным процессом.
Уровни восприятия
Выделяют четыре уровня перцепции:
- Обнаружение. Относится к перцептивным действиям. Считается начальной фазой любого сенсорного процесса.
- Различение. Также относится к перцептивным действиям. Конечным результатом данного уровня является формирование перцептивного образа.
- Идентификация. Относится к опознавательным действиям. В данном процессе происходит отождествление конкретного воспринимаемого предмета, который хранится в памяти, или отождествление двух объектов, воспринимаемых одновременно.
- Опознание. Также относится к опознавательным действиям. Включает в себя отнесение объекта к определенному классу, который воспринимался ранее) и извлечение аналогичного эталона из памяти.
Факторы восприятия
Существует два вида факторов перцепции:
- Внешние. Относятся размер, новизна, узнаваемость, повторяемость, контрастность, интенсивность (физическая или эмоциональная), движение.
- Внутренние. Относятся стереотипность перцепции, потребность, мотивация, опыт, личностные особенности (оптимизм, пессимизм).
Виды восприятия
В зависимости от анализаторов
От того, какой анализатор является ведущим, восприятие подразделяется на:
- Простое. Кинетическое (ощущение, движение), визуальное (зрение), аудиальное (слух).
- Сложное. Сочетание сигналов, исходящих от разных органов чувств. Если часто опираться на две и более анализаторные системы, выработается двигательно-зрительно-слуховая или двигательно-зрительная перцепция.
Таким образом, выделено шесть различных анализаторов восприятия:
- Зрительный.
- Слуховой.
- Осязательный.
- Кинестетический.
- Обонятельный.
- Вкусовой.
Процесс перцепции имеет одноименное название с тем анализатором или группой анализаторов, которые участвуют в восприятии в данный момент.
По форме материи
Выделяют следующие виды восприятия по форме материи:
- Восприятие времени.
Представляет собой отражение объективной последовательности, длительности и скорости явлений. При данном восприятии отображаются изменения, происходящие в окружающем мире.
- Восприятие пространства.
Обязательное условие для возможности ориентирования в окружающем мире. Различают восприятие удаленности, формы, объемности и величины объектов.
- Восприятие движения.
Заключается в отражении изменения положения, которое занимают объекты в пространстве.
По видам деятельности
По виду деятельности перцепцию подразделяют на два типа:
- Самопроизвольное (непреднамеренное)
Вызывается особенностями объектов вокруг, а именно яркостью, расположением, уникальностью. При самопроизвольной перцепции отсутствует волевое усилие, а также определенная цель, подготовленная заранее. Пример: все находящиеся в аудитории поворачивают голову, когда входит опоздавший.
- Преднамеренное
Прилагаются волевые усилия для лучшей реализации задуманных намерений, произвольно выбираются предметы восприятия. Имеет цель, заранее поставленную. Пример: чтение научного материала, желая познавать новое.
Сознательное, подсознательное
Чаще всего бессознательное восприятие противопоставлено сознательному, и наоборот. Но на основе психоаналитических исследований их принято рассматривать как единое целое в человеке, однако на разных уровнях.
Сознательное восприятие – одна из форм отражения объективной реальности на человеческой психике. Бессознательное – психический процесс, не находящий отражения в сознании человека и не управляемый им. Особенностью бессознательного восприятия является отсутствие субъективного контроля.
Выделяют несколько видов проявления бессознательного восприятия:
- Подпороговое восприятие, не поддающиеся осознанию, так как содержит большой объем информации.
- Стереотипы в поведении и атавизмы, которые отработаны до автоматизма.
- Неосознаваемое побуждение к действию, истинный смысл которого не осознается из-за неприемлемости с точки зрения социальности или противоречия иными побуждениями.
- Надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение.
Примеры людей с разным восприятием
Восприятие у каждого человека разное, это доказано многими опытами.
Например, восприятие формы зависит от четкости изображения, которое получается на сетчатке глаза, и восприятия фигуры и фона. Иногда фигура и фон могут меняться местами, но наше восприятие не дает им делать это постоянно, так как наша перцепция основана на модели «Фигура на фоне». В качестве примера можно изучить изображение ниже.
На этих четырех изображениях разные люди могут видеть разные фигуры. На рисунке «а» можно увидеть молодую девушку либо грустную пожилую женщину, на изображении «б» вазу либо два профиля лица, на «в» – женское лицо или музыканта, играющего на саксофоне, на рисунке «г» утку либо кролика.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 4.20 (Голосов: 5)
Поиск по содержимому
Восприятие: законы организации и свойства
Человек постоянно получает информацию о каких-то ситуационных моментах. Рассмотрим вопрос о ее преобразовании в цельное и осмысленное. В психологии существуют основные закономерности организации восприятия, выделенные учеными путем проведения многочисленных экспериментов. Некоторые закономерности могут быть проявлены не только при восприятии, но и при механизмах общения, взаимодействия.
Основные закономерности перцепции
Первый закон восприятия гласит о том, что любой предмет или образ воспринимается человеком как фигура, возникающая на определенном фоне. Человеческий мозг выстраивает структуру сигналов так, что всё, имеющее значение, выстраивается как фигура, то есть ясно и отчетливо осознается. Человек может описать, что он воспринимает посредством слуха, зрения, тактильного контакта.
Понятия фигуры и фона относительны. При переключении внимания фон может быть воспринят как фигура и наоборот. Приведем пример двойственных изображений, где фигура и фон меняются местами. В приведенном ниже рисунке можно увидеть два профиля черного цвета на белом фоне или вазу белого цвета на черном фоне.
Рисунок 1. Иллюстрация двойственности изображения Э. Рубина
Это свойство относится не только к зрению, но и к другим чувствам. При общем шуме в аудитории, вдруг кто-то произносит вашу фамилию, она мгновенно становится фигурой на фоне шума. Присутствие аромата духов среди группы курильщиков тоже фигура. То есть фигурой является то, что имеет для человека смысловую нагрузку и связано с его прошлым опытом или ожиданиями, намерениями и желаниями.
Данный закон применим при восприятии человека на фоне других людей, на социальном фоне. Образ формируется в зависимости от того, на фоне каких людей воспринимается человек, их поведения, внешнего вида. А.Маслоу, психолог, родоначальник гуманистической психологии, проводил эксперименты, доказывая это положение. Они связаны с перцепцией прекрасного и отталкивающего.
Пример 1Он показывал испытуемым фотографии обычных людей, но сняты они были в неприглядной, иногда, страшной обстановке. Испытуемые характеризовали их как психотиков, параноиков или преступников.
Это доказывает то, что в уродливом окружении, люди воспринимаются в соответствии с этим окружением как плохие, неприглядные.
Второй закон восприятия гласит о целостности, которая проявляется в том, что человеческий мозг сводит отдельные фрагменты в фигуру, имеющую простой или полный контур. Предмет, музыка, фраза, представленные в виде отдельных фрагментов, будут собираться мозгом в одно целое, то есть будет происходить добавление частей, которых не хватает. Когда формируется образ другого человека, он достраивается, если не хватает информации для создания его полного образа, информация додумывается.
Третий закон восприятия гласит о влиянии на восприятие ожиданий и предположений. Ведь мир воспринимается человеком, в зависимости от своих ожиданий. При проведении исследований испытуемым предложили изображение, которое одинаково может быть воспринято как цифра 13 и как буква В. Если этот знак появлялся в числовом ряду, все воспринимали его как цифру 13, если в буквенном ряду, как букву В. То есть, человек воспринимает информацию так, как ожидает. Это относится не только к предметам, но и к восприятию других людей, информации. Человек строит образ партнера по общению после телефонного звонка. Он придумывает его внешность, приписывает ему качества, которых ждет. При встрече выясняется соответствует партнер его ожиданиям или нет.
Свойства восприятия
Для ситуаций общения важны такие свойства восприятия как активность, константность, контекстность, осмысленность, апперцептивность.
Активность. Когда наше внимание сосредоточено только на одном стимуле или группе объединенных стимулов, они воспринимаются активно, остальные объекты окружающего мира являются фоном и не находят активного отражения в нашем сознании.
Константность. У человека присутствует понимание мира как явления организованного, постоянного и неизменного. Например, белая бумага воспринимается как белая даже при свете луны, отблесках огня. Если смотреть на велосипедное колесо под углом, то человеческий глаз видит эллипс, но воспринимается оно все равно как круглое. На константность влияет прошлый опыт. При общении это свойство проявляется постоянно, образ человека константен. Человек может меняться в зависимости от возраста или условий, а восприниматься он будет все равно в соответствии с тем образом, который сложился.
Контекстность. На процесс восприятия всегда влияет какой-то контекст. Ни один акт поведения, ни одна мыслительная операция не происходит в физическом и психологическом вакууме. В процессе общения важна ситуация, в которой взаимодействуют партнеры.
Осмысленность. Восприятие имеет тесную связь с общением, языком. Сознательно воспринимающийся предмет выделяется, мысленно называется, то есть относится к конкретной группе, классу, разряду, связывается с определенной словоформой, осуществляется осознанный поиск наиболее приемлемого толкования. Далее, имеющиеся данные определяют ситуацию, и человек определяет место для себя в этой ситуации. Восприятие образа человека осмысленно. Через слова, которыми обозначают воспринимаемого (учитель, врач, художник, больной, клиент) в его образ включаются знания общего характера о данной групповой принадлежности, которые сложились в процессе жизнедеятельности.
Апперцептивность. Восприятие зависит от общего содержания психической жизни. Важна роль предшествующего перцептивного опыта, так как особенности восприятия вытекают как раз из практического и жизненного опыта человека. Человеческая деятельность неотделима от процесса восприятия. Восприятие зависит не только от раздражителя, характера и степени раздражения, но и от субъекта. Восприятие принадлежит не глазу и уху, а конкретному человеку. На точность и ясность восприятия, влияют иллюзии (эффекты) перцепции и личностные особенности индивида: знания, мотивации, интересы, установки, эмоции.
Стадии восприятия
Стадии или фазы перцепции сменяют друг друга: обнаружение, различение, идентификация, категоризация, узнавание, опознание. Все фазы сохраняются в процессе общения, благодаря им, обеспечивается адекватное и осмысленное, предметное и структурированное отражение внешнего информационного контура. Участники общения формируют чувственный опыт. Например, избирательность восприятия позволяет выделить наиболее важные ситуативные моменты. Структурность дает возможность воспринимать ситуацию в определенном порядке. Апперцептивность позволяет увязывать воспринимаемую информацию с опытом и декодировать ее.
Подпороговое восприятие
При исследовании ощущений установлена необходимость достижения вызывающим сигналом определенной величины, чтобы возникло действие раздражителя на органы чувств. Такая величина носит название абсолютного нижнего порога ощущения или порога чувствительности.
Сигнал, поступивший из внешнего мира, должен преодолеть физиологический порог для того, чтобы быть воспринятым. На сознательном уровне воспринимаются не все сигналы, преодолевшие физиологический порог. Сознательное опознание наступит только в том случае, если будет превышен третий порог – порог восприятия.
Физиологический порог может изменяться только с возрастом, вообще, это явление генетическое. А порог восприятия может изменяться в зависимости от уровня бодрствования мозга, внимания мозга к сигналу, преодолевшему физиологический порог.
Информация, остающаяся за порогом восприятия, попадает в зону чувствительности, в которой возбуждающиеся рецепторы не передают сообщение сознанию. Существует гипотеза о том, что в подсознательной зоне сигналы обрабатываются какими-то системами человеческого мозга. Эти сигналы синтезируются в неосознаваемые образы и составляют резерв – хранилище спонтанно возникших образов и свободных ассоциаций. Они проявляются в сновидениях, проявлении интуиции.
Подпороговое восприятие дает возможность организму человека отвечать на поступающие сигналы иначе, чем на сигналы, принятые и оцененные сознанием. Именно эти особенности подпорогового сознания используются в сфере рекламы и воздействии на психику СМИ. Зная особенности подпорогового восприятия, можно повысить коммуникативные навыки. Множество микросигналов (изменение тонуса мышц лица, изменение цвета кожи, вздрагивание ресниц) не доходят до уровня сознания, а сосредотачиваются на уровне подсознания. Их восприятие на подпороговом уровне позволяют интуитивно чувствовать ложь, обман, волнение и выстраивать свое поведение соответственно.
Познание и расстройства восприятия — Физиопедия
Оригинальный редактор — Nupur Smit Shah Лучшие участники — Nupur Smit Shah и Kim Jackson
Содержимое
- 10018 .
- 2 Расстройства восприятия
- 3 Нарушения образа тела
- 3.1 Одностороннее пренебрежение
- 3.2 Вибрация мышц шеи
- 3.3 Анозогнозия
- 3.4 Соматоагнозия
- 4 Нарушения пространственного отношения
- 4.1 Дискриминация фигура-фон
- 4.2 Дискриминация формы
- 4.3 Пространственное отношение
- 4.4 Положение в пространстве
- 4.5 Восприятие глубины и расстояния
- 4.6 Топографическая дезориентация-
- 4.7 Вертикальная дезориентация
- 5 Агнозия
- 5.1 Тактильная агнозия
- 5.2 Слуховая агнозия
- 5.3 Зрительная объектная агнозия
- 6 Апраксия
- 6.1 Идеомоторная апраксия
- 6.2 Идеационная апраксия
- 7 Когнитивные нарушения
- 8 Синдром дефицита внимания
- 8.1 Избирательное внимание
- 8.2 Постоянное внимание
- 8. 3 Распределенное внимание
- 8.4 Переменное внимание
- 9 Память
- 10 Общая физкультура, реабилитация расстройств восприятия
- 10.1 Корректирующий подход
- 10.2 Компенсационный подход
- 11 Каталожные номера
Познание – это процесс приобретения знаний. Он включает в себя рассуждение, память, осознание, суждение и интуицию. Некоторые авторы также включают в понятие познания исполнительные функции, такие как решение проблем, способность к планированию, распознавание ошибок и абстрактное мышление. Во многих случаях управляющая функция классифицируется как когнитивные функции более высокого уровня или метакогнитивные функции.
Восприятие – это интеграция ощущений в информацию, имеющую смысл с точки зрения психологии. Это способность выбирать стимулы, требующие внимания и действия, интегрировать их и интерпретировать.
Восприятие и ощущение не одно и то же, и их не следует путать друг с другом. Ощущение определяется как осознание раздражителей через глаза, уши, нос и т. д., внутренние рецепции или периферическую кожную систему. А восприятие гораздо сложнее, чем индивидуальное ощущение. [1]
Одностороннее пренебрежение[править | править источник]
Одностороннее игнорирование отмечается почти у 25% пациентов, направленных на реабилитацию. Это обычно связано с правыми париетальными поражениями.
Реабилитация — Основная цель здесь — улучшить внимание забытой стороны наряду с проприоцепцией и кинестезией. Последние методы реабилитации включают вибрацию мышц шеи, виртуальную реальность, тренировку активации конечностей, тренировку мысленных образов, ЧЭНС, повязку на глаза, вестибулярную реабилитацию и зеркальную терапию. [2]
Вибрация мышц шеи [править | править код]Соматосенсорная стимуляция в виде вибрации мышц шеи может применяться на шее пациента с односторонним игнорированием для улучшения обнаружения стимулов в той же стороне (пораженной стороне) поля зрения. [3]
Анозогнозия[править | править код]
Это отрицание болезни, которое можно увидеть у пациентов с черепно-мозговой травмой. Больные проявляют либо отсутствие беспокойства по поводу дефицита, либо вербальное отрицание своей болезни. [4] Они не осознают преимущества реабилитации и не хотят проходить какое-либо лечение. Дефект поля зрения, апатия и неспособность идентифицировать изображения часто встречаются при анозогнозии. [5] Обычно наблюдается при неврологических состояниях, таких как гемиплегия и болезнь Альцгеймера. [6]
Реабилитация — По имеющимся данным, при анозогнозии можно проводить вестибулярную стимуляцию. [2]
Соматоагнозия[править | править код]
Недостаток осведомленности о строении тела. Больной даже не понимает связи частей тела с собой или с другими. Они могут быть не в состоянии имитировать движения терапевта. [7] Они отрицают существование своей части тела и также известны как аутотопагнозия. [8]
Различение правой и левой руки. Пациент не может различать команды правой и левой руки.
Пальцевая агнозия. В этом состоянии клиент не указывает, не называет, не выбирает/не различает пальцы своей земли. Бывает у больных с поражением головного мозга. [9]
Нарушения пространственного отношения[edit | править источник]
Дискриминация фигура-фон[править | редактировать источник]
Здесь пациент не может выбирать и отделять элементы от фона с помощью зрительной системы. [10]
Различение фигуры и фона
Различение формы[править | править код]
Невозможность идентифицировать объекты похожей формы. Например, если вы попросите идентифицировать два одинаковых объекта, таких как апельсин и мяч, пациент не сможет их идентифицировать/различить.
Пространственное отношение[править | править код]
Больной не может правильно локализовать предметы и не может понять их отношения друг с другом в пространстве и с самим собой. Например, он не может правильно накрыть обеденный стол и неправильно расставляет ложки, миски, тарелки.
Положение в пространстве[править | править исходный код]
Пациент не может понять пространственные понятия вверх-вниз, вперед-назад, наружу-внутрь. Если ему скажут ударить по мячу, который находится перед ним, правой ногой, он не будет знать, что делать.
Восприятие глубины и расстояния[edit | править код]
Пациент не понимает, куда деть ногу при подъеме по лестнице. Он не может решить, сколько воды налить в стакан, и продолжает лить даже после того, как стакан наполнится.
Топографическая дезориентация-[править | править код]
Пациент с трудом добирается из одного места в другое и не понимает связь одного места с другим. Например, больной не может найти в доме свою спальню.
Поражение правой ретроспленальной коры.
Вертикальная дезориентация[править | изменить источник]
Все, что находится вертикально, кажется наклоненным к пациенту. Имеется поражение недоминантной теменной доли. Если ему дать задание держать трость, он не будет держать ее в прямом положении, она будет наклонена. [7]
Реабилитация
Программы обучения виртуальной реальности применяются к пациентам с нарушениями пространственных отношений, и исследования показали, что они улучшают пространственное мышление и столь же эффективны, как и тренировки в реальном мире. [11]
При агнозии неспособность узнавать. Часто наблюдается при нейродегенеративных заболеваниях. [12]
Тактильная агнозия[править | править код]
Тактильные ощущения сохранены, но пациент не может узнавать объекты при пальпации. Имеется поражение теменной доли (одностороннее/двустороннее). Соматосенсорные функции, интеллектуальные способности, языковые способности и внимание в норме. Реабилитация- Манипуляторный подход Фабера используется при тактильной агнозии. Манипуляции с предметом производятся обеими руками с использованием зрительных стимулов или без них.
Слуховая агнозия[править | править код]
Слух не нарушен, но есть нарушения восприятия звука. Такие пациенты имеют сохранные язык и когнитивные функции. [13] Реабилитация — Техника чтения по губам и коммуникации применяется у клиентов со слуховой агнозией.
Зрительная объектная агнозия[править | изменить источник]
Больной не может назвать предметы/лица/слова, представленные перед ним. Например, больной может назвать велосипед пирогом. Это можно оценить путем копирования/рисования рисунков. [14]
Реабилитация — При зрительной объектной агнозии применяются компенсаторные стратегии и восстановительные тренировки.
Апраксия — это расстройство, при котором больной не может выполнять квалифицированные действия. [12]
Клиент не может выполнить действие по расчесыванию волос
Идеомоторная апраксия[править | править код]
Потеря способности имитировать жесты рук. Клиент понимает требования, но не может выполнить соответствующие движения. Возникают ошибки в производстве жестов.
Идеационная апраксия[править | изменить источник]
Существует переходная трудность, когда клиент не понимает правильную концепцию задачи. Сталкивается с трудностями, такими как последовательность задач и использование объектов. [15]
Реабилитация- Задачи разбиты на различные компоненты. Каждый компонент преподается сразу и практикуется. Визуальная и слуховая обратная связь доказала свою эффективность. После того, как отдельные тесты будут изучены должным образом, физиотерапевт постепенно добавляет сложную модель движения. [2]
Расстройства дефицита внимания[править | править код]
Синдром дефицита внимания обычно наблюдается после инсульта. [16] Они распространены среди тех, у кого есть повреждение правого полушария. [17] Система внимания связана с различными когнитивными функциями, такими как познание, выполнение деятельности, речь, память и пространственная организация, поэтому дефицит внимания может сильно повлиять на функциональные способности человека дома или на работе. [16]
После нарушения мозгового кровообращения у большинства пациентов излечивается дефицит сосредоточенного внимания (избирательный), но в дальнейшем могут сохраняться проблемы с вниманием более высокого порядка. Это включает в себя скорость обработки, разделенное внимание, рабочую память и бдительность. [18]
Нейропсихологическая оценка используется для классификации пациентов с когнитивными проблемами, такими как речь, внимание и память. [19]
Избирательное внимание[править | править исходный текст]
Также известен как сфокусированное внимание. Способность выполнять задачу в присутствии визуальных, слуховых или внешних раздражителей. [7] Необходим, когда пациент вынужден игнорировать определенные раздражители.
Например, пациент перестает одеваться во время разговора с терапевтом/прохожим. Здесь затрагивается сосредоточенное внимание.
Постоянное внимание[edit | править источник]
Способность обращаться к соответствующей информации во время деятельности. Пациент может эффективно реагировать во время выполнения задачи. [7]
Разделение внимания[править | править код]
Пациент может одновременно выполнять две или более задач.
Переменное внимание[править | править код]
Способность правильно выполнять несколько задач. [7]
Реабилитация — У пациентов с нарушениями внимания сначала начинают выполнять простые задания и отрабатывают их несколько раз. Медленно сложность добавляется терапевтом.
Ухудшение памяти является обычным явлением после инсульта и влияет на функциональные способности человека. Существуют различные дефициты памяти, такие как долговременная потеря памяти, кратковременная потеря памяти и немедленная память. Общее ухудшение памяти называется деменцией.
Реабилитация- Реабилитация памяти, которая является частью когнитивной реабилитации, играет важную роль у таких пациентов. Здесь можно использовать внутренние и внешние средства. Внутренние вспомогательные средства состоят из мысленных образов, пневмонии и репетиций. Внешние пособия состоят из досок объявлений, дневников, списков, чтобы помочь им вспомнить и восстановить память. [20]
Вестибулярная стимуляция доказала свою эффективность для улучшения зрительной памяти. Вестибулярная гальваническая стимуляция низкого уровня подает ток чрескожно к вестибулярным нервам. Здесь электроды размещаются над сосцевидными костями. Ток биполярный (на каждый электрод подается противоположный ток). GVS недорог, прост в применении и не требует активного участия пациента. [21]
Вестибулярная стимуляция является наиболее распространенной формой стимуляции, используемой при различных неврологических состояниях, и доказана ее эффективность в улучшении двигательных навыков. [22]
Общая физкультура, реабилитация расстройств восприятия[править | править код]
Клиентов с расстройствами восприятия обычно лечат эрготерапевты.
В основном используются два подхода — восстановительный подход и компенсационный подход.
Коррекционный подход[править | править код]
Согласно этому подходу, мозг взрослого человека может восстанавливаться после черепно-мозговой травмы с помощью сенсомоторных, когнитивных и перцептивных упражнений. Во время реабилитации в центре внимания терапевта находятся недостатки клиента. Функциональные возможности пациента улучшаются за счет переобучения отдельных компонентов восприятия. Во время реабилитации используются стимулы окружающей среды.
Компенсационный подход[править | править код]
Сохраненные навыки используются и компенсируют утраченные навыки. Предусмотрено специальное обучение повседневной жизни, поскольку травмированному мозгу трудно выучить общие задачи. [1]
- ↑ 1,0 1,1 6-е издание, Филадельфия, Ф. .
- ↑ 2.0 2.1 2.2 Surya N, Someshwar H. Реабилитация при расстройствах восприятия у пациентов с инсультом. SVDA Неврология.2020 8 июня.Том 1.
- ↑ Роберт Тиселл, доктор медицины, Даниэль Райс, бакалавр искусств. Расстройства восприятия.
- ↑ Хейлман К.М. Анозогнозия: возможные нейропсихологические механизмы. Осознание дефицита после черепно-мозговой травмы: клинические и теоретические вопросы. 1991 янв. 24:53-62.
- ↑ Каттинг Дж. Исследование анозогнозии. Журнал неврологии, нейрохирургии и психиатрии. 1978 1 июня; 41(6):548-55.
- ↑ Bisiach E, Vallar G, Perani D, Papagno C, Berti A. Неосознавание заболевания после поражения правого полушария: анозогнозия при гемиплегии и анозогнозия при гемианопсии. Нейропсихология. 1986 1 января; 24 (4): 471-82.
- ↑ 7.0 7.1 7.2 7.3 7.4 О’Салливан С.Б., Шмитц Т.Дж., Фулк Г. Физическая реабилитация. Ф.А. Дэвис; 2019 25 янв.
- ↑ Натансон М., Бергман П.С., Гордон Г.Г. Отрицание болезни: ее возникновение в ста последовательных случаях гемиплегии. Архивы неврологии и психиатрии AMA. 1952 сент. 1; 68(3):380-7.
- ↑ Герстманн Дж. Синдром пальцевой агнозии, дезориентации вправо и влево, аграфии и акалькулии: местное диагностическое значение. Архивы неврологии и психиатрии. 1940 г., 1 августа; 44 (2): 398–408.
- ↑ Schnabel UH, Bossens C, Lorteije JA, Self MW, de Beeck HO, Roelfsema PR. Восприятие фигуры и фона у бодрствующей мыши и активность нейронов, вызванная стимулами фигуры и фона в первичной зрительной коре. Научные отчеты. 2018 12 декабря; 8(1):1-4.
- ↑ Кобер С.Е., Вуд Г., Хофер Д., Кройзиг В., Кифер М., Нойпер К. Виртуальная реальность в неврологической реабилитации пространственной дезориентации. Журнал нейроинженерии и реабилитации. 2013 дек;10(1):1-3.
- ↑ 12,0 12,1 Кослетт Х.Б. Апраксия, игнорирование и агнозия. Континуум: непрерывное обучение в неврологии. 2018 1 июня; 24 (3): 768-82.
- ↑ Шелл АР. Слуховая агнозия. Справочник по клинической неврологии. 2015 1 января; 129: 573-87.
- ↑ Кослетт Х.Б. Апраксия, игнорирование и агнозия. Континуум: непрерывное обучение в неврологии. 2018 1 июня; 24 (3): 768-82.
- ↑ Кларк Д. Стратегии преодоления когнитивных трудностей после инсульта (SCOPE–Apraxia) (Докторская диссертация, Манчестерский университет (Великобритания)).
- ↑ 16. 0 16.1 Жагавец Б.С., Лешник В.М., Голяр Н. Тренировка избирательного внимания у пациентов с трудоактивным инсультом. Международный журнал реабилитационных исследований. 1 декабря 2015 г .; 38 (4): 370-2.
- ↑ Линкольн Н., Маджид М., Вейман Н. Когнитивная реабилитация при дефиците внимания после инсульта. Кокрановская база данных систематических обзоров. 2000 (4).
- ↑ Мишель Дж. А., Mateer CA. Внимательная реабилитация после инсульта и черепно-мозговой травмы. Европа медикофизика. 2006 март; 42 (1): 59-67.
- ↑ Nøkleby K, Boland E, Bergersen H, Schanke AK, Farner L, Wagle J, Wyller TB. Скрининг когнитивных нарушений после инсульта: сравнение трех инструментов скрининга. Клиническая реабилитация. 2008 декабря; 22 (12): 1095-104.
- ↑ дас Наир Р., Коггер Х., Уортингтон Э., Линкольн Н.Б. Когнитивная реабилитация при нарушениях памяти после инсульта. Кокрановская база данных систематических обзоров. 2016(9).
- ↑ Wilkinson D, Nicholls S, Pattenden C, Kilduff P, Milberg W. Гальваническая вестибулярная стимуляция ускоряет воспроизведение зрительной памяти. Экспериментальное исследование мозга. 2008 1 августа; 189(2): 243-8.
- ↑ Малекпур М., Рахимзаде С. Эффективность вестибулярной стимуляции для улучшения двигательных навыков у детей с обучаемой умственной отсталостью с нарушением координации развития. Журнал исключительных детей. 2020 10 августа; 20 (2): 21-32.
Когнитивная психология | Глава 4 | Заметки по чтению
Восприятие — это набор процессов, с помощью которых мы распознаем и придаем смысл ощущениям, которые мы получаем от внешних раздражителей, что представляет собой процесс, охватывающий многие психологические явления.
Автор представляет несколько оптических «иллюзий», чтобы показать, что восприятие основано на интерпретации стимулов — то, что сначала кажется аморфным пятном, становится узнаваемым как знакомая форма, представляющая объект, который мы видели.
От ощущения к представлению
Автор ссылается на работу Джеймса Гибсона в области восприятия: Гибсон ввел ряд ключевых понятий: воспринимается.
Подход Гибсона кажется утомительным, но он проводит четкое различие между реальностью и нашим восприятием реальности.
Рассмотрим избитый вопрос: «Если дерево падает в отдаленном лесу, издает ли оно звук?» Модель Гибсона четко различает дерево, излучение звуковых волн, прием звуковых волн и объект восприятия, что позволяет нам лучше понять, что мы подразумеваем под «звуком» или, если на то пошло, под «деревом».
В более практическом плане это также позволяет нам рассмотреть опыт средств коммуникации, таких как радио или телевидение, в которых зритель испытывает проксимальную стимуляцию и воспринимает воспринимаемый объект без фактического присутствия удаленного объекта, потому что данные подделываются в информационная среда.
Этот подход также затрагивает проблему определения того, где разделены восприятие и познание, а именно, что восприятие представляет собой опыт непосредственной стимуляции, а познание представляет собой формирование объекта восприятия.
Само восприятие эфемерно и индивидуально. Человек никогда больше не сможет испытать тот же вид, звук, вкус, запах или ощущение предмета. Они могут попробовать его снова, но это другой случай восприятия. Мы можем обнаружить, что это близкое воспроизведение первоначального ощущения, но это не то же самое ощущение, а только похожее. Нельзя также сказать, что два человека испытывают одно и то же ощущение — даже если они получают одну и ту же информацию в одно и то же время, каждый из них имеет индивидуальное ощущение, сходное по природе друг с другом во многих отношениях, но все же существенно различное.
Постоянство восприятия
Представление о том, что объекты становятся больше по мере нашего приближения, говорит о чистом восприятии без интерпретации, но посредством постоянства восприятия мы осознаем, что сам объект остался того же размера, просто он занял большую часть нашего поля зрения. видение, когда мы двигались к нему.
Миряне, похоже, легче воспринимают это с помощью зрительного восприятия, чем с помощью других органов чувств. Люди говорят, что звук становился громче или запах становился сильнее по мере приближения к удаленному объекту, но, по-видимому, с большей готовностью улавливали, что ощущение оставалось неизменным, когда они обращались к объектам, которые они воспринимали посредством зрительного восприятия.
На этом зрительном восприятии часто играют оптическими иллюзиями, когда объекты одинаковой ширины помещаются между сходящимися диагональными линиями — для глаз один объект кажется больше другого, но при измерении оказывается, что они имеют одинаковый размер.
В дополнение к постоянству размера существует также постоянство формы: мы признаем, что по мере того, как мы перемещаемся вокруг трехмерного объекта, меняется наше восприятие объекта, а не форма самого объекта. Постоянство формы менее развито из-за постоянства размера, о чем свидетельствуют эксперименты, в которых испытуемых просили сопоставить форму с тремя вариантами выбора, идентифицируя ту, которая имеет ту же форму, что и исходный объект, только повернутый.
Восприятие глубины
Как существа, которые перемещаются в окружающей среде, наш мозг привык оценивать расстояние объекта от тела различными способами, а именно, распознавая постоянство размера объекта, мы воспринимаем меньшие объекты как более удаленные . Это особенно верно, когда в поле нашего зрения находятся два объекта одинакового размера, и мы воспринимаем более крупный объект как находящийся ближе к нам.
Распространенное заблуждение состоит в том, что бинокулярное зрение дает нам возможность воспринимать расстояние. Даже глядя на окружающую среду с одним закрытым глазом, испытуемые могут правильно оценить относительное расстояние каждого объекта от тела. Монокулярные признаки глубины включают относительный размер, тонкость текстуры, четкость, местоположение и параллакс движения (скорость, с которой они увеличиваются в размерах по мере нашего приближения). Существуют бинокулярные признаки глубины (например, то, как каждый глаз должен располагаться, чтобы сфокусироваться на объекте), которые воспринимаются только тогда, когда изображения, видимые двумя разными глазами, сравниваются и превращаются в воспринимаемый объект, но они никоим образом не воспринимаются. означает наш единственный метод для оценки расстояния.
Восприятие объектов и форм
Восприятие форм можно рассматривать с двух основных точек зрения: репрезентация, ориентированная на зрителя, рассматривает внешний вид объекта относительно наблюдателя, а репрезентация, ориентированная на объект, рассматривает внешний вид самого объекта, независимо от расстояние и угол, с которого он рассматривается. Оба они питают ментальное представление самого объекта.
Описание объектов с точки зрения зрителя подробно описывает их внешний вид и положение с точки зрения говорящего: объект находится «на расстоянии трех футов» и «горизонтально» или «назван под углом около двадцати градусов вниз влево. » Между тем описания предметно-центрированного восприятия рассматривают сам предмет (стол прямоугольный и закругленный с одного конца), по отношению к другим предметам (карандаш находится в середине стола) или по отношению к своим частям ( с каждой стороны стола два ящика, один неглубокий поверх более глубокого).
Люди могут комбинировать эти два подхода при описании формы и формы объекта, хотя они, как правило, становятся более ориентированными на объект при описании воображаемого объекта и более ориентированы на зрителя при описании реального объекта.
В дополнение к рассмотрению размера и формы объекта наше восприятие имеет тенденцию организовывать объекты в зрительные группы. То есть, когда мы смотрим на автомобиль, мы видим шины, крылья, фары, стекла и другие объекты, из которых состоит автомобиль, но группируем все эти объекты в единый «автомобильный» гештальт и рассматриваем их как единую вещь. . «Закон Прагнанца» предполагает, что это наша склонность пытаться группировать предметы в более крупные формы, чтобы воспринимать меньшее количество объектов с большим количеством свойств. Это требует некоторой когнитивной функции, поскольку группировка объектов не является ни произвольной, ни случайной, а основана на шаблонах, которые хранит разум и с которыми он сравнивает то, что мы воспринимаем в любой данный момент.
Существует некоторое различие между рассмотрением фигур и фонов. То есть мы замечаем, войдя в комнату, что есть стул, окно, стол, лампа и занавески. Мы воспринимаем стул, стол и лампу как фигуры в комнате, но считаем окно и занавески частью фона.
Это играет роль оптической иллюзии, изображающей вазу с силуэтами двух людей, стоящих лицом друг к другу по обеим сторонам. Субъекты часто не замечают силуэты, потому что они воспринимаются как часть фона, который часто игнорируется, когда внимание уделяется фигуре вазы.
Гештальты обычно применяются к знакомой среде, например, когда мы рассматриваем пространство, в котором мы работаем, как «мой стол», а не набор различных предметов, лежащих на нем. Люди также применяют гештальты в незнакомой обстановке просто для того, чтобы сориентироваться. Идя по незнакомой улице, мы видим машины (не отдельные части) вдоль обочины, людей (не отличая тела от одежды от предметов, которые они могут нести) и тротуар (не различая ни квадрата цемента, ни вентиляционной решетки и тому подобное).
В то время как применение гештальта к окружающей среде является простым делом, которое является второй натурой и вряд ли заслуживает рассмотрения в практических целях, оно представляет собой большую сложность в нашем восприятии нашей окружающей среды и объектов в ней, в котором познание является фактором : разум должен быть активен, чтобы распознавать группу фигур как единый объект.
Распознавание образов — еще один фактор восприятия, который следует учитывать. Мы узнаём тычинки, пестики и лепестки растения, чтобы распознать в нём маргаритку, и мы узнаём глаза, нос, рот, волосы и форму лица, чтобы узнать кого-то, кого мы знаем. Это требует не только организации форм в окружающей среде в гештальт, но и сопоставления этого гештальта с шаблоном, хранящимся в памяти.
Упоминается эксперимент, в котором испытуемые ассоциируют лица с именами, а затем их просят вспомнить имена, когда им показывают разные изображения. Некоторые изображения представляют собой только часть лица (крупный план глаза), другие изображения представляют собой все лицо. Неудивительно, что люди легко могут вспомнить имя, когда им показывают лицо целиком, но с трудом, когда им показывают только его часть. Когда эксперимент был повторен с использованием домов вместо лиц, люди с гораздо большей вероятностью смогли назвать дом, увидев его часть, чем узнать лицо, и даже немного лучше справились с запоминанием имен по части дома. дом, чем видеть изображение целиком.
Большая часть нашей способности распознавать образы основана на опыте — что неудивительно, учитывая, что распознавание требует предварительного воздействия — но что отмечается, особенно в задаче чтения, так это то, что опыт учит нас распознавать формы целых слов. Хотя изначально мы учимся произносить слово фонетически, буква за буквой, в конечном итоге мы изучаем формы целых слов благодаря опыту их частого видения: нам не нужно «озвучивать» слово или читать его буква за буквой, а распознавать его. с одного взгляда.
(RU: я припоминаю, что в начальном образовании проводились эксперименты, в ходе которых пытались пропустить фонетический подход и вместо этого обучать учащихся целым словам на основе формы, что ужасно провалилось в ущерб общей грамотности. )
Есть краткое упоминание о прозопагнозия, состояние, при котором субъекты не могут распознавать лица, что связано с повреждением нижних височных долей. Ведутся споры о том, связано ли это состояние с восприятием или памятью.
Теоретические подходы
Теории восприятия делятся на две основные категории: существуют восходящие теории, которые начинаются с каждого перцептивного стимула, который объединяется в восприятие более высокого порядка, затем есть нисходящие теории, которые рассматривают восприятие в целом, затем свести его к компонентным стимулам
Подходы «снизу вверх»
Восприятие — это процесс распознавания образов: когда мы получаем стимулы из окружающей среды, мы сначала пытаемся сопоставить их с существующей ментальной моделью на основе ее свойств и контекста. Ментальные модели достаточно расплывчаты, так что если что-то не полностью соответствует шаблону, оно все же может быть достаточно близко к нашей модели, чтобы мы могли его идентифицировать.
Возьмем, к примеру, прототип концепт-кара, созданный инженером. Возможно, он не совсем совпадает ни с одним автомобилем, который мы когда-либо видели, но имеет достаточно сходства с нашим пониманием того, что такое автомобиль, и мы можем очень быстро сказать, что это автомобиль. машина какая-то. Это справедливо даже при наличии очевидных несоответствий, таких как отсутствие фар или лобового стекла.
Согласно одной из теорий, наш разум пытается быть эффективным, быстро определяя общую природу вещей, эффективно исключая их из того, о чем нам нужно думать, чтобы мы могли лучше сосредоточиться на вещах, которые мы делаем.
Лабораторные эксперименты тщательно продуманы, чтобы вызвать желаемую реакцию — например, изображение тщательно разработано, чтобы предложить форму с помощью отрицательного пространства. Существует справедливое опасение, что природная среда не так структурирована или искусственна, что никакой контекст не накладывается намеренно на реальность, чтобы вести нас к предопределенной цели восприятия.
Один из наборов теорий утверждает, что мы храним в уме шаблоны или паттерны, основанные на опыте, которые позволяют нам группировать стимулы, связанные с данным явлением. Там, где в памяти есть шаблон, мы можем сразу распознать группу стимулов, вместо того чтобы анализировать сенсорные стимулы, которые мы получаем, чтобы распознать их. То есть мы узнаем данную букву, такую как «А», потому что мы видели ее раньше, в разных стилях и положениях, и можем вспомнить, что это такое, когда мы видим ее снова.
Существуют также теории прототипов, которые утверждают, что то, что у нас есть, является не шаблоном, а набором общих принципов, с помощью которых мы определяем вещь, которая объединяет наиболее часто наблюдаемые черты класса. Например, мы можем сразу распознать букву «А» в различных шрифтах и шрифтах, потому что каждый экземпляр буквы соответствует основным признакам (две вертикальные линии, пересекающиеся вверху, с перекладиной), даже когда детали меняются (засечки исчезают). добавлено) или рисунок немного искажен (буква выделена курсивом).
Также отмечается, что прототип может быть полностью теоретическим — человек, который на самом деле не видел пример объекта, все же может распознать его, если он концептуализировал его и понял прототип. (RU: Хотя я считаю, что это зависит от качества описания. Рассмотрим опыт ребенка, которому сказали, как выглядит жираф, но никогда его не видел, или взрослого, который посещает место, о котором ему сказали. о, но никогда не было. Кажется, есть момент шока и неуверенности при столкновении с подлинной статьей, и комментарий о том, что все не так, как ожидалось, вероятно, отражает точность и детализацию информации, которая использовалась для создания их мысленного прототипа. .)
Еще одним подходом к восприятию являются теории сопоставления признаков, в которых мы пытаемся сопоставить определенные аспекты воспринимаемого явления, а не всю форму. Согласно этой теории, первичное восприятие замечает особенности, формулирует предположение о том, каким может быть этот объект, затем уделяет больше внимания дополнительным деталям, чтобы сделать вывод, что это так. При первом совпадении признаки, определяющие объект, учитываются при оценке того, может ли он им быть, а при втором совпадении проверяются признаки, исключающие объект из класса, чтобы исключить его.
Например, две вертикальные линии с перекладиной заставляют нас подозревать, что мы смотрим на букву «А», но этот вывод отбрасывается, когда мы признаем, что вертикальные линии параллельны и на самом деле смотрим на букву «Н». »
Теория распознавания по компонентам предполагает, что мы распознаем объекты в трехмерном пространстве, сводя их к геонам (геометрическим формам, таким как сферы, кубы, конусы, цилиндры и т. д.) и узнавая, как они связаны между собой. (RU: Во многом так же, как учится рисовать студент «Искусство 101».) Предполагается, что это очень удобно для объяснения того, как мы распознаем общие объекты (человеческое лицо), но не очень хорошо для объяснения того, как мы различаем в широких категориях. (отличить лицо одного человека от другого)
Подходы «сверху вниз»
В отличие от подходов «снизу вверх» существует отдельная школа теории, которая предполагает, что восприятие начинается с мышления более высокого порядка: наше восприятие — это не просто сборка сенсорных данных в паттерны, но рисование на другие источники информации — концептуальные конструкции, существующие в сознании. Таким образом, восприятие — это не идеальное отражение реальности, а компромисс между тем, что мы воспринимаем, и тем, что мы знаем, при этом наша мысленная фантазия заполняет пробелы в сенсорных фактах. То есть то, что мы воспринимаем, является результатом переговоров между тем, что мы чувствуем, и тем, что мы думаем.
Этот подход объясняет, как мы формируем восприятие на основе неполных данных. В приведенном примере красный восьмиугольный плакат с буквами «ST», затем пробел, где виноградная лоза переросла плакат, затем буква «P». Причина, по которой мы распознаем это как знак остановки, заключается в том, что наша концептуальная модель заполняет кепку сенсорными данными.
Другой пример — использование ночного видения, когда освещение настолько слабое, что мы не можем различать цвет вещей, а видим только их физические формы. Хотя мы часто описываем вещи с точки зрения их цвета, мы можем преодолеть недостаток сенсорных данных с помощью концептуальной конструкции: мы знаем, что данный объект является бананом из-за его формы, даже если мы не можем видеть, что он желтый.
Согласно этой теории, наблюдатель быстро формирует и проверяет различные гипотезы об информации, которую он получает из окружающей среды, на основе трех факторов:
- Сенсорные данные, которые наблюдатель получает из окружающей среды
- Знания, хранящиеся в памяти наблюдателя
- Выводы, которые заполняют пробелы в данных
Таким образом, восприятие является когнитивным процессом, хотя и происходит на бессознательном уровне. Если бы она основывалась только на внешних данных, без применения опыта и интеллекта, мы были бы ошарашены большей частью того, что видим в естественной среде.
Подходы «снизу вверх» справедливо критикуют за то, что они не учитывают контекст восприятия, когда в действительности существуют явно очевидные связи между контекстом, в котором воспринимается объект (как физической средой, окружающей объект, так и психическим состоянием человека). наблюдатель), что приводит к значительным различиям в восприятии.
Еще более поразительным является явление, известное как эффект конфигурационного превосходства, при котором объекты, представленные в определенных конфигурациях, легче идентифицировать, чем если бы они рассматривались по отдельности, даже несмотря на то, что конфигурация добавляет сложности.
Согласно конструктивному подходу, интеллект является важнейшей частью восприятия: мы не воспринимаем то, что находится «внешнем мире», неосведомленным глазом, а вместо этого применяем наш интеллект, чтобы понять то, что мы воспринимаем.
Синтез подходов
Теории как «сверху вниз», так и «снизу вверх» смогли получить эмпирическую поддержку посредством экспериментов. Но вместо того, чтобы рассматривать правильно ли одно или другое, вместо этого подумайте, как они работают вместе:
Доведенное до крайности положение сверху вниз приведет к недооценке ценности сенсорных данных. Он утверждает, что восприятие зависит от памяти, но сама память должна быть резидентной, чтобы это произошло. Таким образом, нисходящий подход объясняет, как мы распознаем объект, но не то, как мы приходим к знанию, которое позволяет нам распознать его.
То есть, когда мы сталкиваемся с совершенно незнакомым объектом, мы возвращаемся к восходящему подходу, чтобы создать конструкцию или воспоминание, с которым будут сравниваться будущие восприятия. В первый раз, когда человек видит слона, он наблюдает за деталями, которые он ощущает, чтобы понять, что это такое, и каждая последующая встреча со слоном или подобным существом может отражать предыдущий опыт сверху вниз.
Аналогичным образом восходящий подход также может быть полезен при уточнении конструкции. По сути, модель верхнего уровня может включать конструкцию, указывающую, что у всех рыб есть чешуя, пока мы не наблюдаем рыбоподобных существ, у которых нет чешуи. Наш выбор состоит в том, чтобы либо создать отдельный класс объектов, либо позволить нашему восходящему восприятию модифицировать восходящее восприятие, то есть настроить модель так, чтобы она отражала тот факт, что многие виды рыб, но не все, имеют чешую.
Вычислительная теория восприятия
Вычислительная теория восприятия Марра представляет собой еще один компромисс между нисходящим и восходящим подходами. ИТ рассматривает подход «снизу вверх», не игнорируя полностью важность предварительных знаний при интерпретации сенсорных данных.
Работая с визуальными данными, Марр считал, что форму можно различить по их краям (границам формы), контурам (нюансам их визуальной текстуры) и областям (областям внутри формы, которые не дифференцируются). Его расчет состоит в том, что глаза воспринимают двухмерную форму, которую мозг переводит в трехмерную.
Объект воспринимается глазами в двух измерениях, его края и его заливка. Затем мозг распознает, что в области внутри формы есть уровни затенения и искажения, организованные в области, а затем в контуры, чтобы предположить, что это трехмерная форма.
Дефицит восприятия
Дополнительное понимание восприятия можно получить у людей, процессы восприятия которых отличаются от нормы.
Агнозия
Агнозия — это серьезное нарушение способности воспринимать сенсорную информацию, и существуют различные виды, относящиеся к разным чувствам, что связано с поражением определенных частей мозга.
Считается, что люди со зрительной агнозией имеют нормальные ощущения того, что находится в поле их зрения, но не могут распознать то, что видят. Они могут описывать фигуры перед собой и даже, кажется, различают целые объекты, но не могут вспомнить название объекта.
Одному испытуемому подарили очки — он смог распознать два круглых предмета, соединенных перемычкой, но с трудом произнес название предмета. Немного поразмыслив, он догадался, что это был велосипед. Этот ответ интересен тем, что он действительно демонстрирует восходящую практику наблюдения за отдельными формами и их сопряжениями, и в некотором смысле ответ был близким (в том смысле, что велосипед также состоит из двух круглых форм, соединенных перекладиной).
Другие агнозии приводят к тому, что субъекты не могут распознавать более одного объекта одновременно, не могут распознавать знакомую среду, не могут распознавать лица и т. д. Существуют даже селективные агнозии, при которых субъект распознает лица других людей, но не распознает их. конкретные немногие, в том числе его собственные.
Слуховая агнозия связана со способностью распознавать звуки, например, неспособность различать голоса разных людей или неспособность запомнить или даже воспринимать определенное музыкальное произведение не как случайный шум.
В некоторых случаях агнозия имеет крайний уровень специфичности: человек с нормальными навыками обычно не может распознать конкретную вещь (он может распознать большинство людей, но ничего не сказать о конкретной) или определенный класс вещей (чтобы распознавать различия в лицах животных, но не в лицах людей), что подтверждает представление о том, что воспоминания хранятся в очень специфических частях мозга. Но хотя это могло бы объяснить неспособность распознать лицо в первый раз (место записи лица было повреждено), это никак не объясняет возможность распознать его во второй раз (теоретически новая запись должна была быть сделана вне помещения). поврежденный участок).
В то время как повреждение определенных частей мозга, кажется, объясняет, почему у некоторых людей есть агнозия, это не объясняет, почему у большинства людей ее нет. То есть мы понимаем, что у людей есть способность узнавать конкретные лица, но нет понимания, почему это должно быть так.
Цветовосприятие
Различные нарушения восприятия цвета, в том числе «дальтонизм», чаще встречаются у мужчин, чем у женщин.