Классификация чувств и эмоций: 3. Классификация эмоций и чувств

3. Классификация эмоций и чувств

В науке предпринимались различные попытки классифицировать эмоции и чувства. Например, немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. И наоборот, когда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность — это астенические эмоции. Также известно, что основоположник науч­ной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем пара­метрам: 1) удовольствие — неудовольствие; 2) напряжение — разряжение; 3) возбуж­дение — торможение.

Американский исследователь эмоций К. Изард считает, что существуют фунда­ментальные и производные (образующие комплекс производных) эмоции. К фунда­ментальным эмоциям ученый отнес:

  1. интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее разви­тию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих обучение;

  2. радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возмож­ностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;

  3. удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицатель­ного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удив­ление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвав­ший, и может переходить в интерес;

  4. страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получен­ной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлет­ворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представля­лось более или менее вероятным;

  5. гнев — отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аф­фекта, вызванное внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удов­летворения исключительно важной для субъекта потребности;

  6. отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объекта­ми (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками;

  7. презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в меж­личностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных пози­ций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведе­нием субъекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не со­ответствующие нравственным нормам;

  8. страх — отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при полу­чении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания — это лишь вероят­ный прогноз возможного неблагополучия;

  9. стыд — отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в осоз­нании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям ок­ружающих или своим представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

В представленной классификации эмоций выделяются положительные и отрица­тельные эмоциональные переживания. Положительные эмоции и чувства возникают при удовлетворении потребностей или надежде на их удовлетворение. В приведен­ном выше перечне К. Изарда к положительным эмоциональным переживаниям чело­века относятся радость и интерес. Отрицательные эмоции и чувства возникают при неудовлетворении потребностей. К. Изард относил к ним страдание, гнев, отвраще­ние, презрение, страх, стыд. Иногда также выделяют неопределенные эмоции и чув­ства, которые возникают в незнакомой ситуации, характеризуются неустойчивостью и легкостью смены положительных и отрицательных эмоций. К неопределенным эмо­циям и чувствам можно отнести удивление, растерянность Б.И. Додонов в своей работе «Эмоции как ценность» отмечал, что отрицательные эмоции выполняют бо­лее важную биологическую функцию по сравнению с положительными. Отрицатель­ные эмоции — это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция — сигнал возвращения благополучия.

В жизни часто наблюдаются ситуации, когда человек одновременно испытывает противоположные эмоции и чувства (радость — грусть, удовольствие — страдание и др.). Сочетание двух несогласованных, противоречивых эмоциональных отноше­ний получило название амбивалентности.

Далее рассмотрим классификацию чувств. Выше отмечалось, что чувства пред­ставляют собой особую форму эмоциональных переживаний, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от высших потреб­ностей чувства подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственные (моральные) — чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Через них выражается отношение человека к другим людям и обществу в целом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравствен­ные нормы и правила. К нравственным чувствам можно отнести чувство долга, гу­манность, доброжелательность, любовь, эмпатию. Соответственно, к аморальным чувствам относят жадность, эгоизм, жестокость.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве (чувство трагического, вдохнове­ние, восторг).

Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вку­сах. Некоторые исследователи выделяют в качестве особой группы праксические чувства, связанные с деятельностью человека.

Интеллектуальные чувства — переживания, возникающие в процессе познава­тельной деятельности человека. Интеллектуальные чувства не только сопровожда­ют познавательную деятельность человека, но и стимулируют ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, содержательность и точность знания. Эти чувства выс­тупают как своеобразный регулятор умственной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, сомнение, любознательность, чувство юмора. В чув­стве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувство иронии — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отно­шение к миру людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Сарказм — язвительная насмешка, гневная ирония.

Цинизм — издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его.

Классификация чувств

   Многогранность чувств, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, способность к слиянию и сочетанию, их приспособительный характер исключают возможность простой линейной их классификации.

Чувства различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, формы своего развития, по уровням проявления в строении психического ()gвысшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и направленности, по особенностям их выражения, нервному субстрату.

Существующие классификационные схемы различаются соотношением своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по видам деятельности, в которых они проявляются. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. К области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, к другим людям, к самому себе.

Познавательная деятельность порождает у человека познавательные или интеллектуальные чувства. Их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине. Среди высших чувств важное место занимают практические чувства, связанные с деятельностью: трудом, учением, спортом. К высшим чувствам относятся также эстетические чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающей действительности руководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними.

По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на:

— конкретные (например, чувство к ребенку, произведению искусства),

— обобщенные (чувства к детям вообще, к музыке),

— абстрактные (чувство справедливости, трагического).

Примером эмпирической классификации может служит различение десяти «фундаментальных» эмоций, выделенных на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество (К. Изард). К ним относят следующие:

— интерес,

— волнение,

— радость,

— удивление,

— горе-страдание,

— гнев,

— отвращение,

— презрение,

— страх,

— стыд,

— вина.

Эмоции (следовательно и чувства) можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Б. И. Додоновым выделены следующие виды подобных «ценностных» эмоций:

— альтруистические (связанные с бескорыстной помощью другим людям),

— коммуникативные (вызванные потребностью в общении),

— глорические (связанные с желанием прославиться),

— праксические (вызываются ситуациями конкретной практической деятельности),

— пугнические (переживание «острых ощущений»),

— романтические (связанные с «амурными» делами),

— гностические (вызванные познанием, расширением кругозора),

— эстетические (восприятие красивого),

— гедонистические (связанные с удовлетворением физиологических потребностей),

— аквизитивные (переживания, связанные с приобретением тех или иных товаров, услуг).

Отсутствие исчерпывающей классификации чувств объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью.

 


Эмоции, чувства

  • Активационная теория эмоций Линдсея-Хебба
  • Альтернатива к теории Джемса и Ланге
  • Аспекты эмоций
  • Биологическая и информационная теория эмоций
  • Боль
  • Виды эмоциональных переживаний
  • Воспитание и самовоспитание чувств в процессе формирования личности
  • Выражение веселья и радости
  • Гнев
  • Динамика чувств человека
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Классификация эмоций | Обучение НЛП| НЛП и классификация эмоций

Что такое эмоции?

Эмоции в области психологии определяются как субъективный, но осознанный опыт, который в основном состоит из различных биологических реакций, различных психических состояний, а также психофизиологических проявлений. На эмоции могут влиять как внешние, так и внутренние факторы, такие как внешнее событие или личность. Другие факторы, которые могут влиять на эмоции, включают физические факторы, такие как травма, а также биологические факторы, такие как гормоны. Гормоны, например, могут сделать эмоции более спонтанными, неконтролируемыми или интенсивными. Поскольку эмоции субъективны, психологам иногда трудно их измерить; как правило, психологи используют биологические и психические факторы для измерения эмоциональных состояний.

Классификация эмоций

К классификации эмоций обычно подходят с одной из двух разных, но фундаментальных точек зрения. Первая точка зрения подходит к эмоциям, исходя из веры в то, что эмоции дискретны и измеримы, поскольку они основаны на биологических факторах, и что определенные эмоции являются универсальными, а не культурными или субъективными, в зависимости от человека. Вторая точка зрения подходит к эмоциям, исходя из убеждения, что их нельзя измерить, потому что они слишком субъективны и, следовательно, не могут быть классифицированы с какой-либо универсальностью.

Пол Экман, известный сторонник первой точки зрения, разделил эмоции на шесть основных: гнев, страх, счастье, отвращение, печаль и удивление. Согласно первой точке зрения, эти базовые эмоции считаются биологически фиксированными, т. е. переживаются всеми группами людей сходным образом, а некоторые животные могут испытывать их даже. Эти базовые эмоции являются основой для всех эмоциональных сложных эмоций, которые обычно считаются более утонченной версией шести основных эмоций, которые являются более субъективными и изменчивыми.

Роберт Плутчик согласился с теорией Экмана о том, что базовые эмоции дискретны и поддаются измерению. Однако Плутчик развил более широкий спектр основных эмоций в то, что он назвал «колесом эмоций». В соответствии с концепцией колеса эмоций эмоции группируются в более широкие категории, такие как счастье, грусть, гнев, страх и т. д., а затем определяются в более тонкие эмоции. Например, уточненный список эмоций для категории счастливых эмоций может быть таким: довольный, радостный, удовлетворенный, довольный, оптимистичный и удовлетворенный.

Хотя многие психологи и социологи придерживаются точки зрения о том, что эмоции можно классифицировать, не существует единого мнения о том, какие эмоции можно классифицировать, какие эмоции считать базовыми или какие эмоции, если таковые имеются, являются биологически универсальными. Существуют десятки различных базовых эмоциональных моделей, включая, помимо прочего, следующие популярные модели эмоциональной классификации:

Модель Спинозы: Эта модель, разработанная Барухом Спинозой, была разработана в 17 веке и классифицирует следующие эмоции как основные. эмоции: удовольствие, боль и желание.
Модель Ли Чи: Эта модель, основанная на исследованиях, взятых из китайской энциклопедии первого века до нашей эры, включает следующие основные универсальные эмоции: радость, печаль, гнев, любовь, страх, неприязнь и симпатию.
Модель Томкинса: Эта модель, разработанная Сильвином Томкинсом в 20 веке, классифицирует следующие эмоции как основные: Наслаждение и Радость, Интерес и Волнение, Удивление и Испугание, Гнев и Ярость, Презрение и Отвращение, Бедствие и Тоска, Страх и ужас, стыд и унижение.

 

Введение в распознавание эмоций в тексте

  • Распознавание эмоций

Эмоции управляют нашей повседневной жизнью; они составляют большую часть человеческого опыта и неизбежно влияют на наше принятие решений . Мы склонны повторять действия, которые делают нас счастливыми, но избегаем тех, которые нас злят или огорчают.

Информация быстро распространяется через Интернет — большая ее часть в виде текста — и, как мы знаем, эмоции имеют тенденцию усиливаться, если с ними не справиться.

Благодаря обработке естественного языка эта субъективная информация может быть извлечена из письменных источников таких как обзоры, рекомендации, публикации в социальных сетях, расшифрованные разговоры и т.д. автор текста и поэтому действуют соответственно .

Но… Что такое эмоция?

Если мы перейдем к психологической теории, то эмоция — это «сложное психологическое состояние, включающее три отдельных компонента: субъективное переживание, физиологическую реакцию и поведенческую или экспрессивную реакцию». Из этого определения мы можем вынести две идеи:

  • Субъективность и сложность : мы не все одинаково реагируем на похожие ситуации. То, что может оскорбить одного человека, другому может показаться смешным. Кроме того, мы можем испытывать смесь эмоций в любой момент, и нелегко понять, что мы чувствуем сами, не говоря уже о том, что чувствует другой человек.
  • Реакция : когда вы чувствуете эмоции, это связано с физиологической реакцией (потливость, учащенное сердцебиение или дыхание…), а также с жестами и выражениями, такими как улыбка или скрещивание рук.

В дополнение к точному пониманию того, что такое эмоции, многие теории предлагают разделить их на разные типы. Среди наиболее значимых исследований можно выделить следующие:

Колесо эмоций Плутчика

  • Пол Экман является пионером в изучении эмоций и их связи с мимикой. Он определил как основные эмоции: страх, отвращение, гнев, удивление, счастье и печаль. Позже он предложил расширенный список.
  • Роберт Плутчик предложил психоэволюционный подход к классификации общих эмоциональных реакций. Плутчик нарисовал знаменитое «колесо эмоций», чтобы графически объяснить свое предложение, которое состояло из восьми основных биполярных эмоций: радость против печали, доверие против отвращения, гнев против страха и удивление против предвкушения.
  • Попугай определил более 100 эмоций на основе физиологических реакций и представил их в виде древовидного списка в 2001 году. Попугай определил эти основные эмоции: любовь, радость, удивление, гнев, печаль и страх.
  • Lövheim предложил прямую связь между специфическими комбинациями уровней сигнальных веществ допамина, норадреналина и серотонина и восемью основными эмоциями. Восемь основных эмоций были представлены в углах куба. Это были гнев, интерес, огорчение, удивление, страх, радость, стыд и отвращение.

Но как все это применить к более практическому сценарию? Возьмем в качестве примера анализ «Голос клиента». Часто мы решаем купить продукты, основываясь как на нашем предыдущем опыте, так и на рекомендациях других. Люди будут рекомендовать конкретный продукт, если они довольны продуктом/брендом/услугой, но они также сдвинут небо и землю, чтобы пожаловаться, если они злы.

В этом втором сценарии, с той скоростью, с которой сегодня могут распространяться новости через социальные сети, если разгневанный клиент — это кто-то с достаточно большой аудиторией — или даже кто-то без большой аудитории, но с жалобой, которая набирает обороты — это может закончиться это серьезная пиар-проблема для компании.

Распознавание эмоций

Распознавание эмоций — это процесс идентификации человеческих эмоций по выражениям лица и словесным выражениям. Как мы видели, для обнаружения эмоций в тексте используются методы НЛП, машинное обучение и компьютерная лингвистика.

Если анализ настроений уже является проблемой из-за субъективности языка и таких явлений, как ирония или сарказм, распознавание эмоций делает еще один шаг вперед: оно пытается обеспечить глубокое понимание действий человека.

Но часто Распознавание эмоций и анализ чувств путают друг с другом, так что давайте немного углубимся. Анализ настроений обычно получает полярность от текста, если настроение, выраженное в нем, является положительным, отрицательным или нейтральным. Несмотря на то, что это может быть чрезвычайно полезно, это не касается основных причин вывода настроений. Этот дополнительный анализ мы пытаемся обнаружить с помощью распознавания эмоций.

Вернемся к сценарию «Голос клиента». С одной стороны, анализ настроений на основе аспектов является инструментом. Это позволяет нам узнать, как люди говорят о продукте и его различных функциях, собирать статистику и принимать решения, чтобы выделить сильные стороны и улучшить слабые.

С другой стороны, с распознаванием эмоций можно будет идентифицировать профиль человека и действовать соответственно, что позволит сопереживать клиенту.

Например, «Этот продукт не дружелюбный» и «Я ненавижу этот продукт, он самый худший 😡» — оба негативные настроения, но эмоционально они очень разные. В обоих случаях хорошей отправной точкой может стать улучшение их мнения при прямом контакте ( индивидуальный маркетинг ), но маркетологи и группы поддержки клиентов должны обрабатывать их по-разному. В работе с разгневанными клиентами существуют даже установленные процедуры, обычно подразумевающие использование нежных выражений и попытки успокоить клиента.

Варианты использования

Как вы уже догадались из того, что мы обсудили, идентификация эмоций может быть полезной во многих сценариях. Давайте посмотрим на некоторые из них:

  • Анализ социальных сетей . Благодаря этой ценной информации вы сможете определить предупреждения, чтобы избежать репутационного кризиса, или определить приоритеты действий, чтобы предоставить информацию и улучшить взаимодействие с пользователем.
  • Улучшение качества обслуживания клиентов . Быстрое выявление потребностей и жалоб клиентов в ваших отзывах является ключом к сохранению конкурентоспособности компании.
  • Измерьте счастье ваших сотрудников . Выявляйте внутренние проблемы на ранней стадии и избегайте утечки талантов. Получите выгоду от более высокой производительности, связанной с более счастливыми сотрудниками.
  • Интеграция с чат-ботами . Создавайте правдоподобные диалоги, определяя чувства клиентов. Чат-боты — это больше, чем просто машины. Это растущая область, где ожидаются стратегические личности. Таким образом, становится фундаментальным, что они могут адаптироваться к разговору и сопереживать.
  • Улучшение маркетинговых задач и поддержка разговоров . Благодаря анализу эмоций вы сможете более адекватно отвечать клиентам и улучшать управление взаимоотношениями с клиентами.
  • Мониторинг работы call-центра .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *