Классификация и систематизация
Классификация. Классификацией называется подведение отдельных предметов или явлений — на основании присущих им общих признаков — под более общие понятия, обозначающие определенные классы тех или иных предметов или явлений. Отнесение предмета к определенному классу уточняет наши познания об отдельных предметах, позволяет раскрыть не только особенности данного предмета, но и внутренние связи между группами, классами явлений. То, что при классификации химических элементов мы относим серу в группу металлоидов, а цинк — в класс металлов, углубляет наше-понятие об этих химических элементах. Без отнесения в родственные классы на основании сходных признаков понятия о предметах были бы ограниченными, неполными.
Систематизация. Систематизацией называется расположение классов предметов или явлений в определенном порядке, в соответствии с существующими между этими классами взаимосвязями. Благодаря систематизации явления объективного мира отражаются в сознании не разобщенно, а в определенной системе, что позволяет глубже понять их взаимосвязь и правильнее использовать эти знания в практической деятельности.
Примером плодотворной научной систематизации явлений может служить открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Д. И. Менделеев не ограничился уточненным распределением химических элементов на классы по их существенным признакам. Сами классы химических элементов он стремился понять не как случайные явления, а как определенную систему, вытекающую из общих законов природы. Это удалось ему сделать тогда, когда он открыл зависимость качественных особенностей химических элементов от их атомного веса.
Огромное значение систематизации для познания мира видно из того, что она помогает открытию новых явлений и уточненному пониманию связей между ними. Без периодической системы Менделеева открытие новых элементов осталось бы по-прежнему стихийным, каким оно было на стадии только классификации этих явлений. Лишь правильная систематизация позволила предвидеть качественные особенности еще неизвестных элементов и направить научную мысль на их открытие.
В психологии выделяют следующие операции мышления (см. рис.11): анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация. С помощью этих операций мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.
Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.
С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. В ходе анализа какого-либо предмета его свойства, являющиеся наиболее важными, значимыми, существенными, интересными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вызывают активный процесс возбуждения (прежде всего в коре головного мозга) и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств того же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Таким образом, физиологической основой психического процесса анализа будет определенное соотношение возбуждения и торможения в высших отделах головного мозга.
Рис. 11. Мыслительные операции
Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтезпредполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение — это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении таким образом общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты познаются прежде всего путем сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, т.е. начинается с синтеза. В ходе этого синтетического акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. — выделение в них общего и различного. Например, ребенок сравнивает между собой разных представителей класса млекопитающих и с помощьюучителя постепенно вычленяет наиболее общие признаки этих животных.
Обобщение — это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах — в результате их анализа — выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки.
Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами, в частности, можно объединить в одну группу, в один класс общности цвета вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака и т.д. Однако это сходство (общность) между ними еще никак не выражает действительно существенных свойств перечисленных предметов. В данном случае сходство основано на их чисто внешних, лишь очень поверхностных, несущественных признаках. Обобщения, которые делаются в результате такого поверхностного, неглубокого анализа объектов, не имеют большой ценности и к тому же постоянно приводят к ошибкам. Обобщение, основанное на поверхностном анализе чисто внешних свойств, например, кита, заставляет сделать глубоко ошибочный вывод о том, что кит — это не млекопитающее, а рыба. В данном случае сравнение этих объектов выделяет среди их общих признаков только сходные, но несущественные (внешний вид, рыбообразная форма тела). И наоборот, когда в результате анализа вычленяются общие свойства как существенные, становится ясно, что кит относится не к рыбам, а к млекопитающим. Следовательно, всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство является существенным для данной группы объектов. Общие существенные признаки выделяются в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза.
Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.
Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция — отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.КлассификацияКатегоризация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. –систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации.
Конкретизация — это движение мысли от общего к частному. Одной из задач теоретического мышления является определение способа выведения частных проявлений системного объекта из его всеобщего (существенного) основания, из определённого исходного отношения в системе. Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляется методом “восхождения от абстрактного к конкретному”.
Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.
Классификация психологических теорий: VIKENT.RU
«Чтобы понять, кто такие психологи-теоретики, рассмотрим особенности и основные типы психологических теорий.
Психологические теории делятся на три типа:
1) теории-систематизации,
2) теории-номинации и
3) теории-проекции.
Теории-систематизации (ТС) наиболее просты, наименее претенциозны и наиболее полезны. Их суть состоит в том, что изучаемые объекты разделяются на несколько разновидностей, а в исследуемых процессах вычленяется несколько аспектов. Это делает и те, и другие намного понятнее, а главное, упорядоченное, хотя и отдает бюрократической традицией начинать любое дело с инвентаризации. Но что в ней плохого? Причём исследователи почему-то любят делить изучаемое ими на три части, в результате чего соответствующие теории обычно выглядят как триады. Именно такие триадические систематизации образуют скелет большинства так называемых теорий среднего ранга (термин Роберта Мертона — Прим. И.Л. Викентьева), которые в современной психологии востребованы куда больше, чем любые другие теории. А большинство психологов нового поколения знает только теории среднего ранга, хотя что-то слышали и о Фрейде или Скиннере.
Теории-номинации (ТН) основаны на переименовании общеизвестных вещей — в расчёте на то, что от этого переименования они станут менее общеизвестными, а стало быть, более научными. Костная ткань таких теорий состоит из определений типа «психика — это деятельность», «мотив- это предмет потребности» и т.п. Их характерная особенность — большое количество подобных определений, в результате чего соответствующие теории обычно излагаются в виде многотомных произведений, сквозь многословие которых очень трудно пробиться, а значит, и понять, в чём именно состоит та или иная теория. Теории-номинации особенно характерны для нашей отечественной психологии, органично вписываясь в нашу национальную традицию всё переименовывать — города, улицы, станции метров надежде на то, что от этого наша жизнь изменится к лучшему. Но сейчас они не очень популярны и к тому же более других подвержены главной коррозии психологических теорий — идеологизации.
Но самый важный тип психологических теорий это всё-таки теории-проекции (ТП). Немного забегая вперёд подчеркнём, что теории нужны в психологии не только для того, чтобы психологам, имеющим идиосинкразию на исчисление корреляций, тоже было чем заняться. Тем не менее любые теории в первую очередь нужны тем, кто их разрабатывает, а психологические теории выполняют в этом плане две важнейшие функции.
Первая состоит в том, что с их помощью психологи привлекают широкое внимание к своим личным проблемам, что в любой другой форме было бы сделать нескромно и даже неприлично. Вообще давно известно, что любая научная теория имеет толстенную личностно-психологическую подоплеку. Например, психобиограф (существует и такая профессия) И. Ньютона Дж. Кристиансен убедительно доказал, что теория всемирного тяготения — не что иное, как продукт психологической тяги этого ученого к своей матери, с которой он был насильственно разлучён в раннем детстве. А формальная логика, как показал У. Томас, это — следствие нелюдимого образа жизни и пристрастия к сухим формализмам её основоположника — Дж. С. Милля. Нечто подобное можно сказать и о многих других, если вообще не обо всех научных теориях.
Но ни в одной другой науке они в такой степени не выражают психологические особенности их авторов, как в психологии. Хорошо известно, что психоанализ Фрейда это способ, которым он лечил свой собственный невроз. Учение А. Адлера было реализацией инстинкта власти, свойственного ему самому. Та же закономерность продемонстрирована и в отношении других классиков психоанализа и прочих авторитетных представителей психологической науки. А в работах У. Джемса можно без труда проследить не только проявление его психологических особенностей, но и перепады его настроения. Вторая важнейшая функция психологических теорий не столь специфична для них, характерна для всех научных теорий, особенно для гуманитарных, и состоит в выражении не психологических особенностей, а личных и групповых интересов их авторов. Данная функция научных теорий воспета концепцией интересов (кстати, тоже теорией), разработанной в современной социологии науки. Правда, связь содержания теории с личными интересами тех, кто её разрабатывает и развивает, никогда не носит непосредственного характера, что и создает иллюзию отсутствия такой связи. Однако она существует, и подчас содержание теории имеет куда меньшее значение, чем стоящие за нею личные и групповые интересы учёных. В данном плане теории напоминают знамена: не важно, что изображено на знаменах и какого они цвета, важно, кто их поднимает и с какими целями. Теории это и в самом деле знамена, под которые учёные становятся ради отстаивания своих интересов. Для знаменосца, т. е. для автора теории, это интересы индивидуальные, для всех остальных, становящихся под знамя, — интересы групповые, сравнимые с интересами членов политической партии. Партийный принцип объединения под этими знаменами проявляется, например, в том, что место работы психологов почти всегда совпадает с их теоретической ориентацией. Что, кстати, является одним из главных свидетельств, как выражаются науковеды, теснейшей связи когнитивного и социального в науке. При этом было бы совершенно несправедливо считать психологов непринципиальными людьми.
Многие из них были очень даже принципиальными, способными ради своих принципов на истинный альтруизм и даже на героизм. М. Басов, например, сам снял себя с поста директора института и отправил рабочим на завод на социалистическое перевоспитание. Вот настоящее назидание молодым психологам, которые такой подвиг, наверное, даже не смогут себе представить. Равно как и переживания Л. Выготского, который писал: «я не хочу жить, потому что меня не считают марксистом». Здесь следует отметить, что сверхэмоциональное отношение к отстаиваемым им учениям вообще очень свойственно отечественным учёным. Эту тенденцию уловил ещё М. Ломоносов, который писал о том, что униженное, по сравнению с чиновниками, достоинство отечественных профессоров приводит их к «помешательству в размножении учения». Вопрос о том, зачем для выражения личных интересов психологам, да и вообще учёным, нужны научные теории, тоже может задать только очень наивный читатель. На войне как на войне, но для каждой войны характерны свой тип оружия и особые правила поведения воюющих сторон. С развитием науки изменялись и виды вооружения, которыми учёные пользовались для уничтожения своих противников, и область дозволенного.
Так, Гассенди, критикуя систему Аристотеля, настаивал на том, что нельзя верить такому жадному, неблагодарному, склонному к различным низменным побуждениям человеку, который, вследствие этих своих личных недостатков, не может быть прав. В советские годы уничтожить оппонента можно было ещё проще — указав компетентным органам на его недостаточно пролетарское происхождение или на идеологическую нелояльность. Но в современной, относительно нормальной (не только в смысле Т. Куна, но и вообще) науке так уже нельзя. Её этика требует критики не личности оппонента, а его научных воззрений, и поэтому учёные, метя в эту личность, вынуждены бить по отстаиваемой ею теории. Побеждена же любая теория, как будет показано ниже, может быть не эмпирическим опытом, а только соперницей той же весовой категории — другой теорией. И поэтому главное оружие, которое учёные используют при сведении личных счетов, — научные теории».
Юревич А.В., Психологи тоже шутят, М. , «Канон+», 2012 г., с. 67-70.
Размещение и классификация
Отбор — это кадровое решение, в соответствии с которым организация решает, нанимать ли лиц, используя балл каждого человека по одной оценке, такой как тест или собеседование, или одну прогнозируемую оценку эффективности, основанную на совокупности нескольких оценок. Использование этой единой оценки для назначения каждого человека на одну из нескольких должностей или заданий называется размещением. Примером размещения является то, что колледжи назначают новых студентов на определенный уровень математического класса на основе результатов теста по математике. Классификация относится к ситуации, в которой каждый из нескольких лиц назначается на одну из нескольких должностей на основе их баллов по множеству оценок. Классификация относится к сложному набору кадровых решений и требует дополнительных пояснений.
Концептуальный пример
Идею классификации можно проиллюстрировать на примере. В организации 50 вакансий на четырех должностях начального уровня: 10 вакансий в текстовом процессоре, 12 вакансий помощника по административным вопросам, 8 вакансий бухгалтера и 20 вакансий в приемной. Шестьдесят человек претендуют на работу в этой организации, и каждый проходит три теста при приеме на работу: обработка текстов, базовый бухгалтерский учет и навыки межличностного общения.
Как правило, целью классификации является использование прогнозируемой оценки эффективности каждого кандидата для каждой должности, чтобы заполнить все вакансии и максимизировать общую прогнозируемую производительность по всем четырем должностям. Были разработаны подходы линейного компьютерного программирования, которые делают такие назначения в рамках ограничений данной ситуации классификации, таких как количество рабочих мест, вакансий или квот для каждой работы и претендентов. Обратите внимание, что в этом примере 50 претендентов будут назначены на одну из четырех должностей, а 10 претендентов будут назначены на ненанятые.
Используя прошлые баллы по трем тестам и показатели эффективности, можно разработать формулы для оценки прогнозируемой эффективности каждого кандидата на каждой должности. Тесты различаются тем, насколько хорошо они предсказывают производительность в каждой работе. Например, базовый бухгалтерский тест достаточно точно предсказывает эффективность работы клерком по бухгалтерскому учету, но в меньшей степени предсказывает эффективность работы секретарем. Кроме того, тест на обработку текста позволяет прогнозировать производительность работы текстового процессора, но в меньшей степени прогнозирует производительность работы администратора. Это означает, что уравнения для расчета прогнозируемой производительности для каждой работы придают разный вес каждому тесту. Например, в уравнении для клерка по бухгалтерскому учету наибольший вес придается баллам по базовым тестам бухгалтерского учета, в то время как в уравнении регистратора наибольший вес придается результатам тестов на навыки межличностного общения, а небольшой — результатам тестов по бухгалтерскому учету. Кроме того, баллы различаются между кандидатами в каждом тесте и между тестами в каждом отдельном случае. Это означает, что у каждого человека будет разная прогнозируемая оценка производительности для каждой работы.
Одним из способов распределения претендентов на эти должности может быть вычисление единого прогнозируемого балла производительности для каждого кандидата, выбор всех претендентов, у которых баллы выше определенного предела, и случайное распределение претендентов на рабочие места в рамках ограничений квот. Однако при случайном распределении не используется возможность того, что каждый выбранный кандидат не будет одинаково хорошо работать на всех доступных должностях. Классификация использует эту возможность. Эффективность классификации можно рассматривать как разницу в общей прогнозируемой производительности между этой одномерной стратегией (один балл на соискателя) и многомерным (один балл на соискателя на должность) подходом к классификации, который использует другое уравнение для прогнозирования производительности для каждой работы.
На степень эффективности классификации влияет ряд параметров. Важным из них является степень, в которой прогнозируемые оценки для каждой работы связаны друг с другом. Чем меньше взаимосвязь между прогнозируемыми оценками по должностям, тем выше потенциальная эффективность классификации. То есть эффективность классификации повышается в той мере, в какой множественные оценки фиксируют различия в индивидуальных характеристиках, определяющих производительность в каждой работе.
Классификация в вооруженных силах США
Что касается большинства организаций и принимаемых ими кадровых решений, то классификация является скорее идеей, чем практикой. Хотя крупные организации будут применять классификации на местном уровне, например, при наборе персонала на новое предприятие, чаще всего организация рассматривает группу кандидатов, подавших заявки на одну конкретную вакансию; то есть большинство кадровых решений связаны скорее с отбором, чем с классификацией. Заметным исключением являются вооруженные силы. Хотя их практика лишь приближается к концептуальным обсуждениям классификации, отдельные виды вооруженных сил (например, армия, военно-воздушные силы, флот, корпус морской пехоты и береговая охрана) представляют собой лучший пример из реальной жизни.
Будущие кандидаты на военную службу проходят серию тестов. Тесты, которые проходит заявитель, используются, во-первых, для определения того, имеет ли человек право на военную службу, а во-вторых, для назначения человека на одну из многих работ. Пригодность к военной службе является решением отбора. Методы, используемые службами для сужения круга рабочих мест для отдельных лиц, основаны на идеях классификации.
Вооруженные силы ежегодно нанимают около 180 000 новых людей, и им необходимо подготовить примерно 800 должностей начального уровня. Исторически сложилось так, что военные были первой организацией любого типа, которая использовала широкомасштабное тестирование для отбора и назначения на работу, начиная примерно с 19 века.16. В 1976 году была введена в действие версия нынешней батареи — Батарея профессиональных способностей вооруженных сил (ASVAB). Хотя ASVAB претерпел реструктуризацию, реформирование и регулярные пересмотры, в настоящее время это официальная батарея психологических тестов, используемая каждой службой для поступления и назначения на работу при приеме. Текущий ASVAB представляет собой набор из девяти операционных тестов:
,- ,
- , общие науки (GS), .
- арифметические рассуждения (АР),
- знание слов (WK),
- понимание абзаца (ПК),
- математические знания (МК),
- информация об электронике (EI),
- автоинформация (ИИ),
- информация о магазине (СИ) и
- механическое понимание (MC).
Отбор и назначение
Прежде чем люди будут назначены на работу, они должны соответствовать минимальным критериям для вступления в вооруженные силы. Одним из них является сокращение баллов по совокупности четырех тестов ASVAB (WK, PC, AR и MK), называемое квалификационным тестом вооруженных сил (AFQT). Другие критерии включают возраст, образование, прохождение медицинского осмотра и соответствие требованиям к биографическим и моральным качествам.
AFQT используется только для определения общего права на обслуживание и не используется для определения того, имеет ли кто-либо право на обучение для конкретной работы. Каждая отдельная служба использует тесты несколько по-разному для назначения заданий. Остальная часть этого обсуждения отслеживает примеры приложений, используемых армией США. Существенным фактором, влияющим на решение о назначении в армии, является индивидуальный балл по каждому из девяти баллов уникально взвешенных композитов тестов ASVAB. Каждая должность начального уровня в армии связана с одной из этих комбинаций областей способностей. Веса для каждой области способностей были разработаны для прогнозирования результатов обучения на армейских должностях. Например, некоторые армейские должности начального уровня назначаются области пригодности механического обслуживания (MM). Веса для расчета сводного балла MM подчеркивают тесты AI, SI, MC и EI. Каждая армейская работа имеет минимальный пороговый балл по составу, которому должен соответствовать соискатель, чтобы иметь право на эту работу. Есть много факторов, которые определяют, на какую работу назначается соискатель. Только один из них заключается в том, соответствует ли совокупный балл в области способностей кандидата минимальному баллу для работы. Другие факторы включают в себя текущие вакансии, приоритеты армии, когда соискатели решают начать свой срок службы и какие рабочие места предпочитают соискатели.
Этот процесс назначения работы является лишь приближением к концептуальной модели решения о классификации, описанной ранее. Во-первых, цель состояла не в том, чтобы назначать соискателей на рабочие места таким образом, чтобы максимизировать общую прогнозируемую производительность, а назначать соискателей на рабочие места, отвечающие минимальным требованиям к пригодности для каждой должности,.
Кроме того, трудно удовлетворить чистую версию модели классификации, когда кадровые решения принимаются в режиме реального времени, а не большими партиями, что обеспечивает преимущества эффективности классификации, связанные с оптимизацией назначений для большего числа кандидатов. Хотя присвоения, выполненные таким образом, вряд ли достигнут уровня эффективности классификации, который может дать модель, более близкая к концептуальному описанию классификации, армейское приложение по-прежнему является существенным улучшением по сравнению с тем, что было бы реализовано путем отбора и неуправляемого назначения.
Будущее
Хотя представленный армейский пример не является классификацией в самом строгом смысле, он представляет собой хорошее крупномасштабное приближение к классификации и часто обсуждается в литературе. Тем не менее, армия работает над потенциальными улучшениями своей системы назначения, которые повысят эффективность классификации. Армия в настоящее время рассматривает возможность добавления фактического прогнозируемого балла кандидата для каждой области способностей в процесс принятия решения. То есть, среди прочих соображений, соискатель может выбрать или быть назначенным на работу, для которой прогнозируемый балл соискателя выше, чем для других среди тех, для которых соискатель соответствует минимальным квалификациям. Еще одним соображением является возможность использования прогнозов вероятного количества баллов заявителей в течение периода времени, чтобы назначение происходило в контексте большой группы заявителей, а не только тех, кто подает заявки в данное конкретное время. Наконец, армия активно проводит исследования возможных дополнений к ASVAB, которые могли бы повысить эффективность его классификации. Изучаются показатели конструктов в областях темперамента, пространственных и психомоторных способностей и ситуационных суждений.
Ссылки:
- Кэмпбелл, Дж. П. (1991). Моделирование проблемы прогнозирования производительности в промышленной и организационной психологии. В MD Dunnette & LM Hough (Eds.), Справочник по промышленной и организационной психологии (стр. 687–732). Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.
- Росс, Р.Л., Кэмпбелл, Дж.П., и Петерсон, Н.Г. (2001). Классификация персонала и дифференцированные назначения на работу: оценка прироста классификации. В JP Campbell & DJ Knapp (Eds.), Изучение ограничений в отборе и классификации персонала (стр. 453-506). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
- Уотерс, Б.К. (1997). От Army Alpha до CAT-ASVAB: восемьдесят лет отбора и классификационных испытаний военнослужащих. В RF Dillon (Ed.), Справочник по тестированию (стр. 187–203). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
См. также:
Международная классификация болезней (МКБ)
Отзыв от Psychology Today Staff
Международная классификация болезней, или МКБ, представляет собой систему классификации всех физических и психических заболеваний, разработанную Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Он используется для диагностики, исследований, возмещения расходов, статистического отслеживания и данных о смертности.
Организация периодически обновляет ICD. Текущая версия, МКБ-11, была введена в действие 1 января 2022 года. Предыдущая версия, МКБ-10, была представлена в 1990 году. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM). DSM публикуется Американской психиатрической ассоциацией (APA).
Содержимое
- Что такое МКБ?
- Психическое здоровье в МКБ и DSM
Что такое МКБ?
МКБ предназначено для систематизации медицинских данных в глобальном масштабе. Он призван облегчить странам сбор, обмен и сравнение статистических данных о состоянии здоровья.
Для чего используется ИКД?
МКБ используется для:
• Диагностики физических и психических заболеваний
• Документирования причин, последствий и клинической картины заболевания
• Предоставить коды для возмещения расходов
• Содействовать планированию услуг в медицинских учреждениях
• Обобщить статистику здравоохранения
• Собрать данные о заболеваемости и смертности
Какова текущая версия МКБ?
Текущая версия МКБ — МКБ-11. Она была принята Всемирной ассамблеей здравоохранения в мае 2019 г. и официально начала использоваться в январе 2022 г.
Страны, не являющиеся членами, принимают новые версии МКБ в соответствии со своим графиком. Например, США приняли МКБ-10 в 2015 году, хотя она вступила в силу в 1990.
Психическое здоровье в МКБ и DSM
МКБ и DSM классифицируют и диагностируют психические заболевания. Тем не менее, между ними есть ключевые различия. Основные отличия:
- МКБ охватывает все состояния здоровья, как физические, так и психические, в то время как DSM охватывает только психические расстройства .
- ICD используется во всем мире, тогда как DSM в основном используется в США
МКБ и DSM помогают определить, как исследователи, врачи и общество понимают психическое здоровье. Хотя между ними существует существенное совпадение, в разных версиях двух руководств со временем добавлялись, изменялись или удалялись разные диагнозы. Они оба развиваются — иногда вместе, иногда порознь.
Некоторые другие аспекты взаимосвязи между МКБ и DSM включают:
- МКБ создана ВОЗ; DSM публикуется APA.
- диагнозов МКБ основываются на руководствах; Диагнозы DSM основаны на критериях.
- ICD содержит диагностические коды; DSM присваивает коды МКБ для диагнозов DSM.
- МКБ находится в свободном доступе в Интернете; DSM приобретается в виде цифрового или печатного руководства.
Какие изменения психического здоровья были внесены в МКБ-11?
• МКБ-11 вступила в силу 1 января 2022 г. Несколько заметных изменений в отношении психических расстройств включают:
• В МКБ-11 добавлен диагноз СДВГ.
• В МКБ-11 добавлен диагноз игрового расстройства.
• В МКБ-11 добавлен диагноз компульсивного расстройства сексуального поведения.
• В МКБ-11 добавлен диагностический комплекс посттравматического стрессового расстройства и сужено определение посттравматического стрессового расстройства.
• В МКБ-11 добавлен диагноз длительного расстройства горя.
• МКБ-11 больше не классифицирует гендерное несоответствие как психическое расстройство. Теперь это состояние, связанное с сексуальным здоровьем.
• МКБ-11 больше не классифицирует острый стресс как психическое расстройство. Оно было переклассифицировано как реакция на травму и включено в раздел о факторах, влияющих на здоровье.
• МКБ-11 пересмотрела способ диагностики расстройств личности. Предыдущие категории были заменены единственным диагнозом расстройства личности, которое диагностируется как легкое, умеренное или тяжелое на основе шести доменов.
Какие изменения психического здоровья были внесены в DSM-5?
DSM-5 был опубликован в мае 2013 г. Несколько заметных изменений в отношении психических расстройств включают:
• В DSM-5 устранена многоосевая диагностическая система, которая требовала от клиницистов оценивать каждого клиента в соответствии с критериями, отличными от его основного психологического расстройства. .
• В DSM-5 диагнозы «аутистическое расстройство» и «синдром Аспергера» заменены общим обозначением «расстройство аутистического спектра».
• В DSM-5 обсессивно-компульсивные расстройства определены как отдельная группа расстройств, а не как тревожное расстройство.
• DSM-5 определен как расстройство, связанное с травмой и стрессом, а не как тревожное расстройство.
• В DSM-5 диагнозы «злоупотребление алкоголем» и «алкогольная зависимость» заменены общим определением расстройства, связанного с употреблением алкоголя, которое характеризуется как легкое, умеренное или тяжелое в зависимости от количества присутствующих симптомов. То же самое касается и других диагнозов, связанных с зависимостью.
• В DSM-5 диагнозы изменены стигматизирующей терминологией, например, диагноз «умственная отсталость» заменен на «умственная отсталость».
• В DSM-5 исключено исключение потери близких для диагностики большого депрессивного расстройства.
• В DSM-5 добавлен диагноз легкие нейрокогнитивные нарушения для классификации когнитивных проблем в пожилом возрасте.
• В DSM-5 детские расстройства, такие как СДВГ, реклассифицированы как расстройства развития нервной системы.
• В DSM-5 добавлен диагноз компульсивного переедания.
Существуют ли альтернативы МКБ и DSM?
Было предложено и разработано несколько других руководств по диагностике. К ним относятся Иерархическая таксономия психопатологии (HiTOP), Руководство по психодинамической диагностике (PDM), Критерии исследовательской области (RDoC) и Структура значения угрозы власти (PTMF).
Иерархическая таксономия психопатологии (HiTOP), например, более многомерна, тогда как МКБ и DSM более категоричны и бинарны. Сторонники модели отмечают, что данные свидетельствуют о том, что большинство видов психопатологии лежат в континууме нормальности.
Самое важное
Последние сообщения
Получить помощь
Найдите терапевта рядом со мной.
Город или почтовый индекс
Связанные темы
- ЦСМ
- Здоровье
- Психиатрия
- Психологическая карьера
- Терапия
Самые популярные
Как снизить самооценку за 8 простых шагов
4 эффективных способа углубить любовь и близость
Жестокость Натализма
4 способа выработать сопротивление жизненным вызовам
Раннее эмоциональное пренебрежение может помешать взрослой самодисциплине
Цена права
Найти терапевта
Получите необходимую помощь от терапевта рядом с вами — БЕСПЛАТНАЯ услуга от Psychology Today.