Архетипы юнга кратко: Теория архетипов К.Г. Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира (отредактированный)

Карл Юнг — Архетип и символ читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …116

Карл Густав Юнг

Архетип и символ

Жизнь и воззрения К. Г. Юнга

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 г. в швейцарском местечке Кесвиль в семье священника евангелически—реформатской церкви. Семья Юнгов происходила из Германии: прадед К. Юнга руководил военным госпиталем во времена наполеоновских войн, брат прадеда некоторое время занимал пост канцлера Баварии (был женат на сестре Ф. Шлейермахера). Дед — профессор медицины — переехал в Швейцарию с рекомендацией А. фон Гумбольдта и слухами, будто он внебрачный сын Гёте. Отец К.Юнга помимо теологического образования получил степень доктора филологии, но, разуверившись в силах человеческого разума, оставят занятия восточными языками и какими бы то ни было науками вообще, полностью отдавшись вере. Мать Карла Густава происходила из семьи местных бюргеров, которые на протяжении многих поколений становились протестантскими пасторами. Религия и медицина, таким образом, соединились в этой семье задолго до рождения Карла Густава.

Семья принадлежала к «хорошему» обществу, но едва сводила концы с концами. Детство и особенно юность Юнга прошли в бедности. Он получит возможность учиться в лучшей гимназии Базеля, куда переехала семья, только благодаря помощи родственников и сохранившимся связям отца. Необщительный, замкнутый подросток, он так и не приобрел себе приятелей (от вытекающих отсюда неприятных последствий его избавляли высокий рост и изрядная физическая сила). К внешней среде приспосабливался с трудом, нередко сталкивался с непониманием окружающих, предпочитая общению погружение в мир собственных мыслей. Словом, представлял классический случай того, что сам он назвал впоследствии «интроверсией». Если у экстраверта психическая энергия направлена преимущественно на внешний мир, то у интроверта она перемещается к субъективному полюсу, к образам собственного сознания. Свои мемуары Юнг не зря назвал «Воспоминания, сновидения, размышления» — сновидения играли огромную роль в духовной жизни Юнга с раннего детства, и на анализе сновидений позже строилась вся его психотерапевтическая практика.

Еще в отрочестве Карл Густав пришел к отрицанию религиозных представлений своего окружения. Догматизм, ханжеское морализаторство, превращение Иисуса Христа в проповедника викторианской морали вызывали у него искреннее возмущение: в церкви «бесстыдно толковали о Боге, его стремлениях и действиях», профанируя все священное «избитыми сентиментальностями». В протестантских религиозных церемониях он не видел и следа божественного присутствия; по его мнению, если Бог некогда и жил в протестантизме, то давно покинул эти храмы. Знакомство с догматическими трудами привело к мысли, что они являются «образцом редкостной глупости, единственная цель которых — сокрытие истины»; католическая схоластика оставляла впечатление «безжизненной пустыни» [1]. Живой религиозный опыт стоит выше всех догматов, считал молодой Юнг, а потому «Фауст» Гёте и «Так говорил Заратустра» Ницше оказались для него ближе к истинной религии, чем весь либеральный протестантизм. «Мне вспоминается подготовка к конфирмации, которую проводил мой собственный отец, — писал Юнг спустя несколько десятилетий. – Катехизис был невыразимо скучен. Я перелистал как-то эту книжечку, чтобы найти хоть что-то интересное, и мой взгляд упал на параграфы о троичности. Это заинтересовало меня, и я с нетерпением стал дожидаться, когда мы дойдем на уроках до этого раздела. Когда же пришел этот долгожданный час, мой отец сказал: «Данный раздел мы пропустим, я тут сам ничего не понимаю». Так была похоронена моя последняя надежда. Хотя я удивился честности моего отца, это не помешало мне с той поры смертельно скучать, слушая все толки о религии» [2].

Живой опыт божественного был явлен многочисленными сновидениями: во сне являлись чудовищные, страшные, но величественные образы. Под влиянием нескольких постоянно повторявшихся сновидений сомнения в догматах христианства усилились. Среди прочих рассуждений Юнга—гимназиста о Боге (а им он методично предавался по два часа в день по дороге в гимназию и обратно) главное место теперь занимает очевидная «ересь»: Бог не всеблаг, у него имеется темная, страшная ипостась.

В сновидениях Юнга той поры важен еще один мотив: он наблюдал образ наделенного магической силой старца, который был как бы его аlter еgo. В повседневных заботах жил замкнутый, робкий юноша — личность номер один, а в снах являлась другая ипостась его «Я» — личность номер два, обладающая даже собственным именем (Филемон). Уже завершая свое обучение в гимназии, Юнг прочитал «Так говорил Заратустра» и даже испугался: у Ницше тоже была «личность №2» по имени Заратустра; она вытеснила личность философа (отсюда безумие Ницше — так Юнг считал и в дальнейшем, вопреки более достоверному медицинскому диагнозу). Страх перед подобными последствиями «сновидчества» способствовал решительному повороту к реальности. Да и необходимость одновременно учиться в университете, работать, зная, что рассчитывать приходится лишь на свои силы, уводила от волшебного мира сновидений. Но позже, в учении о двух типах мышления найдет отражение и личный сновидческий опыт Юнга. Главной целью юнговской психотерапии станет единение «внешнего» и «внутреннего» человека у пациентов, а размышления зрелого Юнга на темы религии в какой-то степени будут лишь развитием того, что было испытано им в детстве.

При выяснении источников того или иного учения нередко злоупотребляют словом «влияние». Очевидно, что влияние не есть однозначная детерминация: «повлиять» в истинном смысле слова, когда речь идет о великих философских или богословских учениях, можно только на того, кто сам собою что-то представляет. Юнг в своем развитии отталкивался от протестантской теологии, усваивая одновременно духовную атмосферу своего времени. Он принадлежал к немецкой культуре, которой издавна был свойственен интерес к «ночной стороне» существования. В начале прошлого века романтики обратились к народным сказаниям, мифологии, «рейнской мистике» Экхарта и Таулера, к алхимической теологии Бёме. Врачи—шеллингианцы (Карус) уже пытались применять учение о бессознательном психическом в лечении больных. Пантеизм Гете сочетался у Юнга с «мировой волей» Шопенгауэра, с модной «философией жизни», с трудами биологов—виталистов. На глазах Юнга происходила ломка патриархального уклада жизни в Швейцарии и Германии: уходил мир деревень, замков, небольших городков, в самой атмосфере которых оставалось, как писал Т. Манн, «нечто от духовного склада людей, живших, скажем, в последние десятилетия пятнадцатого века, — истеричность уходящего средневековья, нечто вроде скрытой душевной эпидемии», с подспудной душевной предрасположенностью к фанатизму и безумию [3].

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …116

Архетипы Карла Юнга, понятие Персона, Тень, индивидуация по Юнгу

Карл Густав Юнг является основателем аналитической психологии. Развивая свои теории, он часто обращался к мировым религиям, использовал темы Библии, даже посещал «места силы». Он ввел в современную психологию новые понятия, включая коллективное бессознательное, анима, анимус, тень, Персона, самость и индивидуация.

Что такое Анима и Анимус

Определение

Понятия анима и анимус в психологии пришли к нам из древности, были навязаны философией культуры. Возобновление произошло в аналитической психологии известного швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Исследователь первоначально хотел отметить различия своего учения по сравнению с психоанализом Зигмунда Фрейда, предложившего рассматривать исследование бессознательного и души с другой точки зрения.

Человеческие архетипы анима и анимус являются частью коллективного подсознания, которые влияют и обусловливают наши представления о мире и принадлежат к области воображаемого. Суть анима и анимуса по Юнгу — это когда эго — индивидуальность питается и обновляется из этих духовных источников.

Происхождение и значение

Понятия Анима и Анимус происходят от латинских названий и означают «душа», «дыхание», «жизненное дыхание». В аналитической психологии данные понятия представляют собой женское измерение мужской психики. Также «анимус» — это производное от латинского, оно означает Разум, «мысль», «дух».

Это мужская часть женской психики. В более тонкой интерпретации эти понятия означают фундаментальные элементы человеческой психики. Они несимметричны и могут проявляться по-разному. Душа — это сама жизнь, которая приносит опыт и знания в мужскую личность, что помогает гармонизировать между сознанием и подсознанием.

В связи с этим Карл Густав Юнг подчеркнул, что описать разницу между мужчиной и женщиной с этой точки зрения непросто. То, что характеризует животных по отношению к анимусу, не подходит для человека.

Характеристики и различия:

  • Анима — это источник настроений и капризов.
  • Анимус – это источник мнений.

Точно так же, как перепады настроения происходят из неясной, неопределенной области, твердые мнения основаны на бессознательных предрассудках или априорных убеждениях.

К. Юнг установил несколько периодов развития Анимуса:

  1. Сновидения и фантазии женщины, когда она видит красивого физически развитого мужчины.
  2. Когда женщина становится инициативной и способной к действию, что способствует развитию карьеры.
  3. Когда в сновидениях женщины появляется образ священника или профессора, это является символом появления здравого смысла.

Архетипы Анима и Анимус

Психологи считают, что для каждого человека секрет баланса — это внутренний диалог, который заключается в том, чтобы позволить невидимому «партнеру» свободно проявляться, вербализовать аниму или анимус, в зависимости от обстоятельств.

Считается, что Анима включает в себя принципы Эроса, проявление которых в мужской психике чаще всего осуществляется через его отношение к женщине.

4 образа Анима

Рассмотрим анима и анимус примеры. Внутренний образ может проявиться и проецироваться в сновидениях в нескольких женских образах: Елены, Софии, Евы и Марии.

  • Елена – это сексуальный прототип, который может явиться в образе актрисы или фотомодели. Этот образ может быть источником восхищения и обожания, а может ассоциироваться с эгоистичным манипулятором.
  • Ева – это Мать-Земля, которая может явиться в виде обычной крестьянки, ухаживающей за детьми. В ней могут проявиться как положительные, так и негативные черты. Положительным является забота, питание и пр. Негативом являются запреты и
  • Мария может быть воплощением духовности и девственности. Во сне часто может появиться в образе учителя. Положительным аспектом является независимость, негативным считается отстраненность и строгость.
  • София ассоциируется с мудростью, часто снится в образе пожилой дамы, которая отличается мудростью и умом, но может использовать свои качества для разрушения.

Анима — это психический компонент, находящийся вне порога сознания. Образ комплементарен Персоне и имеет компенсаторные взаимоотношения с личностью человека.

Анима, Анимус, Тень

Это негативная бессознательная часть личности, полностью отвергается сознанием. Здравый человек, его сознательное эго не желает иметь в себе злой негатив. Чем больше человек осознает присутствие в себе Анима, Анимуса и Тени или негативного начала, тем скорее он сможет справиться с этим и исправиться.

Когда тень не осознается, она может неожиданно проявиться в самый неподходящий момент. По сути, Анима и Анимус – это две взаимодополняющие друг друга концепции, которые являются архетипами противоположного пола.

Эти понятия хорошо объясняют аффективные предрасположенности мужчин, их чувства и привязанности, а также оправдывают твердые, жесткие властные поступки женщин. В этой «игре» между Анимой и Анимусом, лежит основа для бесчисленного количества сочинений с научной основой, таких как:

  • «Женщина в сказках» Мари Луиза фон Франц (психолог, соавтор Юнга).
  • «Женщины, бегающие с волками» Кларисса Пинкола Эстес (этнолог и психолог).
  • «Женственность бытия. Закончить ребром Адама» Анник де Сузенель.

Психоаналитики считают, что душа может проявляться в мужских снах и фантазиях в облике соблазнительной или демонической женщины, обладающей характеристиками, очень далекими от сознательных ценностей сновидца. Этот архетип может быть спроецирован во сне в образ первобытной женщины, мифической женщины-воина и пр.

С другой стороны, мужской отпечаток в женском подсознании может объяснить чрезмерную рациональность, принять в сновидческом плане лицо человека-героя, человека-художника, человека-философа и пр.

Несмотря на то, что Тень, Анима, Анимус, Самость стали фундаментальными концепциями в научной работе Карла Густава Юнга, их существование в качестве ориентиров в философии знания пришло намного раньше. В античности Аристотель в своей работе De anima (О душе) определяет «аниму» как принцип жизни, фундаментальную часть бытия, придающее телу особенность.

Со временем бесчисленное множество других философских, религиозных и научных концепций искали ответы на то, что латиняне называли «анимой», невыразимой частью нашего существа и что могло означать дух, разум, жизнь.

Психея и Эрос

Популярным примером изображения этого контакта может стать скульптура Психеи.

По легенде Психея своей красотой вызвала ревность богини любви Афродиты. Психею изгнали и унесли ветром в дальние страны. Там она становится женой богатого незнакомца, обладающего несметными богатствами. Залогом ее счастья стал запрет на то, чтобы попытаться увидеть лицо своего мужа.

Но однажды любопытство Психеи победило ее благоразумие, и она увидела своего мужа, которым оказался бог любви Эрос. За нарушения запрета Психея была жестоко наказана, но Эрос забрал жену к себе на небеса и подарил ей бессмертие.

Эту легенду часто истолковывают, как противоборство анимуса и анимы или сознания и подсознания.

Архетип Персона

Этот образ означает ту часть психики, которая обращена к социуму.

Архетип Персона представляет собой образ идеального мужчины. Парадокс в том, что чем сильнее выглядит мужчина снаружи, тем слабее он внутри. При этом его слабая сущность или анима может проявляться в полном подчинении своей жене.

Считается, что Персона — это внешняя установка, а анима — внутренняя. По сути, это два антипода, которые выражаются в парадоксе личности, когда жестокий и грозный тиран внутри капризен и раним, сильно переживает при малейших трудностях.

Такие мужчины болезненны и впечатлительны. Юнг утверждал, что чем больше интеллекта у брутального мужчины, тем больше он подвержен сентиментальности.

В процессе жизни и развития анима мужчины может изменяться.

Различают несколько стадий:

  • личность пытается освободиться от материнской анимы;
  • мужчина полностью утрачивает женское начало;
  • у человека появляется малоподвижность и жестокость;
  • в старости мужчина становится раздражительным, сварливым и упрямым, склоняется к алкоголю;
  • в старческом периоде мужчины начинают страдать депрессией, появляются хронические болезни.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Что такое индивидуация Юнга

Определение

Определение индивидуация Юнга включает в себя такие понятия, как жизнеспособность, независимый нрав и хорошая адаптация к окружению. Это период, когда личность переходит от сознательного к духовному развитию.

Главная цель развития человеческой индивидуации по Юнгу – это обрести и познать свою целостность.

Концепция была всесторонне исследована Карлом Густавом Юнгом. Он считал, что достичь самопознания можно только с помощью индивидуации.

Процессы и принципы индивидуации

Исследователь разработал несколько фаз развития личности:

  1. Происходит раскрытие личности, когда человек ассоциирует Персону с полезным инструментом. В это время Персона служит защитной маской, скрывающей бессознательность и самость, человек становится полностью независимым от мнения общества.
  2. Начинается знакомство и борьба с Тенью, с целью полного освобождения от ее влияния. Это происходит по мере осознания ее реального воздействия на личность.
  3. Происходит столкновение с анимусом и анимой, восприятие реального воздействия этих архетипов, их автономности. Человек начинает понимать, что они могут управлять им в том случае, если воспринимать их как выдуманные образы, а не как реальные силы.
  4. В процессе индивидуации происходит развитие самости и перемещение эго в психику личности. Это приносит единство бессознательного и сознательного.

Анимус рассматривается Юнгом как отдельная личность. Когда его влияние на человека распознается, он берет на себя роль связующего звена между сознательным и бессознательным, пока последнее постепенно не интегрируется с самостью.

Практическое применение

Пока наши образы Персона, анима, анимус, тень, самость бессознательны и не принимаются как часть нашего «я», мы будем стремиться передать их людям противоположного пола. В этом заключается основные принципы индивидуации.

Согласно Юнгу, родитель противоположного пола имеет большое влияние на развитие своего ребенка. Любые отношения с объектами противоположного пола, в том числе с родителями, подвержены сильному влиянию этих архетипов.

Поэтому при построении взаимоотношений с противоположным полом или воспитании детей, необходимо учитывать принципы индивидуации, как психологические аспекты, влияющие на развитие личности.

архетипов Юнга: краткий обзор | Legends of Windemere

На этой неделе я собираюсь опубликовать три поста об Архетипах Карла Юнга. Я возьму 12 и обсужу их по трем категориям: Эго, Душа и Я. Сейчас . . . Я думаю, что я что-то пропустил. Ах, да! Люди могут и не знать, что это такое, тем более, что я не могу назвать себя даже близко экспертом. Я действительно наткнулся на это и вспомнил, что слышал кое-что на уроках психологии в колледже. Вот почему я пишу этот пост, чтобы помочь людям получить представление о том, что я буду обсуждать в понедельник, среду и пятницу.

Во-первых, на этом сайте огромное количество информации, и я буду использовать ее, чтобы формулировать свои посты.

Я собираюсь рассказать о том, как эти архетипы помогают при написании персонажей, что наталкивает на мысль, что понимание психологии может помочь авторам художественной литературы. Звучит как бред, но не все так думают. Чем больше вы понимаете человеческий разум, тем разнообразнее и глубже будут ваши персонажи. Это не обязательно должно быть полное понимание, но нужно учиться достаточно, чтобы предотвратить рождение только двухмерных существ. Архетипы Карла Юнга сами по себе могут быть очень полезными, поэтому я постараюсь представить их в течение недели.

Архетипы — это оригиналы, типичные примеры или повторяющиеся темы, которые можно идентифицировать, но мы рассмотрим второй подробнее. Юнг нашел 12 архетипов, которые охватывают весь спектр человеческих мотиваций и у каждого есть доминанта. Он считал, что с их помощью можно определить психику, и эти 12 были в значительной степени проанализированы. У каждого есть слабость, сила, что-то, что они ищут, страхи и таланты, очень похожие на то, как мы смотрим на знаки зодиака. Существуют также различные подразделения для архетипов, но я видел два очень распространенных:0003

  1. Эго, Я и Душа — это один из них, которого я буду касаться в течение недели. 4 в каждой категории имеют одинаковый фокус на том, что заправлять. Внешне это очень похоже на Id, Ego и Super Ego, что показывает связь между Юнгом и Фрейдом, как вы видите на картинке выше.
  2. Другой — 4 ориентации, которые фокусируются на том, чего желают архетипы. Они либо стремятся оставить след в мире, создать структуру, соединиться с другими, либо стремятся к полной свободе. Вы уже можете сказать, как это можно использовать для создания персонажей как добрых, так и злых.

Возвращаясь к тому, что у каждого человека есть доминирующий архетип, это не означает, что вы используете только один для персонажа. Их может быть несколько с одним существом в ядре. Это дает им несколько граней, и человек может даже измениться по мере прохождения истории. Именно по этой причине автор, использующий работу Юнга, чтобы помочь в написании, должен понимать и изучать все категории. Сбор вишни здесь не позволит вам получить полную картину и упустит некоторые очень ценные части человеческой психики. Нам могут не нравиться все 12 архетипов, но это может быть потому, что есть те, которые противоположны нашей собственной личности. Это когда мы должны выйти из наших голов и быть нейтральными.

Что такое 12 архетипов? (Эго 1-4, Душа 5-8, Я 9-12)

  1. Невинный
  2. Обыватель
  3. Герой
  4. Опекун
  5. Исследователь
  6. Мятежник
  7. Любовник
  8. Создатель/Художник (Вероятно, все мы в той или иной степени знаем этого.)
  9. Шут
  10. Мудрец
  11. Волшебник
  12. Правитель

Глядя на них, я вижу, что временами они довольно просты и прямолинейны. У каждого есть девиз, которым я поделюсь, так как они очень понятны.

Прямолинейность некоторых из них дает понять, почему вам нужно их смешивать. Если кто-то был исключительно правителем, верящим в силу, то это мягкий злодей. Объедините Правителя с Заботливым, чтобы получить доброжелательного лидера. Иногда кажется, что здесь есть полярные противоположности, и они показывают, как человеческая психика устроена так, чтобы быть сбалансированной. Вам нужен один архетип, чтобы умерить другой, даже если он не так ярко выражен.

Ну, это всего лишь обзор, чтобы люди были готовы. Я не хочу вдаваться в подробности и ничего не оставлять себе на неделю. Надеюсь, люди заглянут на этот сайт, о котором я снова упомяну ЗДЕСЬ.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Эта запись была опубликована в Без рубрики с тегами Архетипы, Карл Юнг, персонажи, эго, Фрейд, информация, психология, Самость, Душа, письмо. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Вашингтонское общество Юнга — Очень краткая история архетипов в западной мысли, написанная Ричардом Тарнасом

Самая ранняя форма архетипической перспективы и, в некоторых отношениях, ее глубочайшая основа — это изначальный опыт великих богов и богинь древнего мифического воображения.

В этом когда-то универсальном способе сознания, незабываемо воплощенном на заре западной культуры в гомеровских эпосах, а затем в классической греческой драме, реальность понимается как пронизанная и структурированная мощными сверхъестественными силами и присутствием, которые представляются человеческому воображению как обожествленные фигуры и повествования древнего мифа, часто тесно связанные с небесными телами.

Однако наше современное слово бог , или божество , или божество , не совсем точно передает живое значение этих первобытных сил для архаической чувственности, значение, которое поддерживалось и развивалось в платоновском понимании божественного. Этот момент был четко сформулирован В. К. К. Гатри, опираясь на ценное различие, первоначально сделанное немецким ученым Виламовицем-Меллендорфом:

.

Теос , греческое слово, которое мы имеем в виду, когда говорим о платоновском боге, имеет преимущественно предикативную силу.

То есть греки не утверждали, как это делают христиане или иудеи, сначала существование Бога, а затем переходили к перечислению его атрибутов, говоря: «Бог есть добро», «Бог есть любовь» и так далее. Наоборот, они были настолько впечатлены или благоговейны вещами в жизни или природе, которые вызывали либо радость, либо страх, что они говорили: «это бог» или «это бог». Христианин говорит: «Бог есть любовь», грек: «Любовь есть theos », или «бог». Как сказал другой писатель [Г. М. А. Грубе] объяснил это: «Говоря, что любовь, или победа, есть бог, или, вернее, бог, имелось в виду прежде всего и прежде всего, что она более чем человеческая, неподвластная смерти, вечная. . . . Любая сила, любая сила, которую мы видим в действии в мире, которая не рождается вместе с нами и будет продолжаться после того, как мы уйдем, может, таким образом, называться богом, и большинство из них таковыми и были».

В этом состоянии ума и с этой чувствительностью к сверхчеловеческому характеру многих вещей, которые происходят с нами и которые причиняют нам, может быть, внезапные уколы радости или боли, которых мы не понимаем, греческий поэт мог бы писать строки например: «Узнавание между друзьями  9 0063 теос . Это состояние ума, очевидно, имеет немаловажное значение для широко обсуждаемого у Платона вопроса о монотеизме или политеизме, если вообще не лишает вопрос смысла.

По мере развития греческого разума в ходе процесса, иногда слишком просто описываемого как переход от мифа к разуму, божественные абсолюты, упорядочивающие мир мифического воображения, постепенно деконструировались и заново мыслились в философской форме в диалогах Платона. Основываясь на ранних философских дискуссиях досократиков о XIX в.0063 archai

и пифагорейское понимание трансцендентных математических форм, а затем более непосредственно на критических исследованиях своего учителя Сократа, Платон дал архетипической перспективе ее классическую метафизическую формулировку. С точки зрения Платона архетипы — Идеи или Формы — являются абсолютными сущностями, которые превосходят эмпирический мир, но придают миру его форму и значение. Это вневременные универсалии, которые служат фундаментальной реальностью, наполняющей каждую конкретную частность. Нечто прекрасно именно в той мере, в какой в ​​нем присутствует архетип Красоты. Или, описывая с другой точки зрения, нечто прекрасно именно в той мере, в какой оно причастно архетипу Красоты. Для Платона непосредственное знание этих Форм или Идей рассматривается как духовная цель философа и интеллектуальная страсть ученого.

В свою очередь, ученик и преемник Платона Аристотель привнес в концепцию универсальных форм более эмпирический подход, поддерживаемый рационализмом, чей дух логического анализа был светским, а не духовным и эпифаническим. В аристотелевской перспективе формы утратили свою нуминозность, но получили новое признание своего динамического и телеологического характера как конкретно воплощенного в эмпирическом мире и процессах жизни. Для Аристотеля универсальные формы в первую очередь существуют  в  вещах, а не над ними и не за их пределами. Более того, они не только придают форму и существенные качества конкретным частностям, но и динамически трансмутируют их изнутри, из потенциальности в актуальность и зрелость, как желудь постепенно превращается в дуб, зародыш — в зрелый организм, юная девушка — в женщина.

Форма побуждает организм к реализации заложенного в нем потенциала, подобно тому как произведение искусства актуализируется художником, направляемым формой в сознании художника. Материя — это внутренняя восприимчивость к форме, безоговорочная открытость к конфигурированию и динамической реализации через форму. В развивающемся организме после того, как его сущностный характер полностью актуализировался, происходит распад, поскольку форма постепенно «теряет свою власть». Таким образом, аристотелевская форма служит одновременно внутренним импульсом, который упорядочивает и движет развитием, и умопостигаемой структурой вещи, ее внутренней природой, тем, что делает ее тем, что она есть, ее сущностью. Для Аристотеля, как и для Платона, форма есть принцип, по которому можно познать нечто, познать его сущность, выделить его всеобщий характер в его частном воплощении.

Идея архетипических или универсальных форм затем претерпела ряд важных изменений в более позднем классическом, средневековом и ренессансном периодах.

6    Он стал центром одного из центральных и наиболее устойчивых споров схоластической философии, «проблемы универсалий», спора, который одновременно отражал и опосредовал эволюцию западной мысли по мере того, как локус умопостигаемой реальности постепенно смещался от трансцендентного к имманентному, от всеобщего к частному и, наконец, от божественно данной архетипической Формы (9).0063 eidos ) на придуманное человеком общее имя ( nomina ). После окончательного расцвета в философии и искусстве Высокого Возрождения концепция архетипов постепенно отступила, а затем практически исчезла с современным подъемом номиналистической философии и эмпирической науки. Архетипическая перспектива оставалась жизненно важной главным образом в искусстве, в классических и мифологических исследованиях, а также в романтизме как своего рода архаическое послесвечение. Ограниченное господствующим мировоззрением эпохи Просвещения субъективной сферой внутреннего смысла, оно сохранилось в этой форме, скрытой в современной чувственности. Лучезарное восхождение и господство современного разума как раз совпали с закатом архетипического видения.

Между триумфом номинализма в семнадцатом веке и подъемом глубинной психологии в двадцатом философия произвела серьезное развитие, кантовскую коперниканскую революцию в философии, которая впоследствии имела важные последствия для той формы, в которой архетипическая перспектива в конце концов возродилась. С критическим поворотом Канта, сосредоточенным на открытии тех субъективных интерпретационных структур разума, которые упорядочивают и обуславливают все человеческое знание и опыт, априорные категории и формы, проект Просвещения претерпел решающий сдвиг в философском подходе от объекта знания к познанию. тема, которая повлияла практически на все области современной мысли.

Только на рубеже двадцатого века концепция архетипов, предвосхищенная ницшеанским видением дионисийских и аполлонических принципов, формирующих человеческую культуру, пережила неожиданное возрождение. Непосредственной матрицей ее возрождения стали эмпирические открытия глубинной психологии, сначала фрейдовские формулировки Эдипова комплекса, Эроса и Танатоса, эго, ид и суперэго («мощная мифология», как Витгенштейн называл психоанализ), а затем в расширенном виде. , полностью сформулированная форма с работами Юнга и архетипической психологии. Юнг, опираясь на критическую эпистемологию Канта и теорию инстинктов Фрейда, но выходя за их рамки, описал архетипы как автономные изначальные формы в психике, которые структурируют и управляют всем человеческим опытом и поведением. В своих последних формулировках под влиянием своих исследований синхронистичности Юнг стал рассматривать архетипы как выражения не только коллективного бессознательного, разделяемого всеми людьми, но и более крупной матрицы бытия и смысла, которая информирует и охватывает как физический мир, так и человека. психика.

Наконец, дальнейшее развитие архетипической перспективы появилось в постмодернистский период не только в постюнгианскую психологию, но и в других областях, таких как антропология, мифология, религиоведение, философия науки, лингвистический анализ, феноменология, философия процесса и феминистская психология. стипендия. Успехи в понимании роли парадигм, символов и метафор в формировании человеческого опыта и познания привнесли новые измерения в архетипическое понимание. В горниле постмодернистской мысли концепция архетипов была разработана и подвергнута критике, уточнена посредством деконструкции жестко эссенциалистских «ложных универсалий» и культурных стереотипов и обогащена за счет повышенного осознания изменчивой, развивающейся, многовалентной и совместной природы архетипов. Отражая многие из вышеперечисленных влияний, Джеймс Хиллман резюмирует архетипическую перспективу глубинной психологии:

Давайте тогда представим себе архетипы как глубочайшие модели психического функционирования, корни души, управляющие нашим взглядом на самих себя и на мир. Это аксиоматические, самоочевидные образы, к которым когда-либо относилась душевная жизнь и наши теории о ней.

возврат. . . …Есть много других метафор для их описания: нематериальные потенциалы структуры, подобные невидимым кристаллам в растворе или формам в растениях, которые внезапно проявляются при определенных условиях; паттерны инстинктивного поведения, как у животных, направляющие действия по неуклонному пути; жанры и топосы в литературе; повторяющиеся типичности в истории; основные синдромы в психиатрии; парадигматические модели мышления в науке; мировые фигуры, ритуалы и отношения в антропологии.

Но одна вещь абсолютно существенна для понятия архетипов: их эмоциональный собственнический эффект, их ослепление сознания, так что оно становится слепым к своей собственной позиции. Устанавливая вселенную, которая имеет тенденцию удерживать все, что мы делаем, видим и говорим, во власти своего космоса, архетип лучше всего сравним с Богом. А боги, как иногда говорят религии, менее доступны чувствам и интеллекту, чем воображаемому видению и эмоциям души.

Это космические перспективы, в которых участвует душа. Они владыки его царств бытия, образцы его мимесиса. Души быть не может, кроме как в одном из их паттернов. Вся психическая реальность управляется той или иной архетипической фантазией, санкционированной Богом. Я не могу не быть в них.

Нет места без богов и деятельности, которая их не воплощает. Каждая фантазия, каждое переживание имеет свою архетипическую причину. Нет ничего, что не принадлежало бы тому или иному Богу.

Таким образом, архетипы можно понимать и описывать по-разному, и большая часть истории западной мысли развивалась и вращалась именно вокруг этого вопроса. Для наших нынешних целей мы можем определить архетип как универсальный принцип или силу, которая воздействует — побуждает, структурирует, пронизывает — человеческую психику и мир человеческого опыта на многих уровнях. В терминах мифов о них можно думать как о богах и богинях (или о том, что Блейк называл «Бессмертными»), в терминах Платона — как о трансцендентных первопринципах и нуминозных Идеи, а в терминах Аристотеля — как об имманентных универсалиях и динамических внутренних формах. К ним можно подходить по-кантиански как априорные категории восприятия и познания, по шопенгауэровски как к универсальным сущностям жизни, воплощенным в великих произведениях искусства, или по-ницшеански как к изначальным принципам, символизирующим основные культурные тенденции и способы бытия. В контексте XX века их можно рассматривать в терминах Гуссерля как существенные структуры человеческого опыта, в терминах Витгенштейна — как лингвистические семейные сходства, связывающие разрозненные, но перекрывающиеся детали, в терминах Уайтхеда — как вечные объекты и чистые потенциальности, вторжение которых наполняет развертывающийся процесс. реальности, или, в терминах Куна, как лежащие в основе парадигматические структуры, формирующие научное понимание и исследование. Наконец, с помощью глубинной психологии можно подойти к ним в модусе Фрейда как к первичным инстинктам, приводящим в движение и структурирующим биологические и психологические процессы, или в юнгианской манере как к фундаментальным формальным принципам человеческой психики, универсальным выражениям коллективного бессознательного и, в конечном счете, unus mundus .

В некотором смысле, идея архетипов сама по себе является архетипом, arche , постоянно изменяющимся принципом принципов,  со множеством творческих отклонений и вариаций на протяжении веков, преломляемых различными индивидуальными и культурными чувствами. В ходе этой долгой эволюции архетипическая идея, по-видимому, прошла полный круг, придя теперь в своем постсинхронном развитии к месту, очень напоминающему ее древнее происхождение как космическое 9.0063 архаи , но с его многочисленными изгибами и возможностями, а также совершенно новыми измерениями, которые были раскрыты и исследованы.

Таким образом, мы можем представить себе архетипы как обладающие трансцендентным и нуминозным качеством, но одновременно проявляющиеся в конкретных приземленных физических, эмоциональных и когнитивных воплощениях. Они являются устойчивыми априорными структурами и сущностями, но в то же время динамически неопределенными, открытыми для изменения многими случайными факторами, культурными и биографическими, ситуативными и совместными. В одном смысле они вневременны и стоят над изменяющимся потоком явлений, как в понимании Платона, а в другом смысле они глубоко податливы, эволюционируют и открыты для самого широкого разнообразия творческой человеческой деятельности. Кажется, что они движутся как изнутри, так и снаружи, проявляясь как импульсы, эмоции, образы, идеи и интерпретирующие структуры во внутренней психике, а также как конкретные формы, события и контексты во внешнем мире, включая синхронные явления. Наконец, их можно обсуждать и осмысливать в научной или философской манере как первопринципы и формальные причины, а также понимать на другом уровне в терминах мифологии. 0063 драматические персонажи  , к которым наиболее адекватно можно приблизиться или постичь с помощью силы поэтического воображения или духовной интуиции. Как заметил Юнг о своем собственном способе дискурса при обсуждении архетипического содержания психологических феноменов:

Можно описать это содержание рациональным, научным языком, но этим совершенно не выразить его живого характера. Поэтому при описании жизненных процессов психики я намеренно и сознательно отдаю предпочтение драматическому, мифологическому способу мышления и речи, ибо он не только выразительнее, но и точнее отвлеченно-научной терминологии, которой принято забавляться. с идеей, что ее теоретические формулировки могут быть в один прекрасный день разрешены в алгебраические уравнения.

Ричард Тарнас   — профессор психологии и истории культуры в Калифорнийском институте интегральных исследований, где он основал аспирантуру по философии, космологии и сознанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *