СОДЕРЖАНИЕ. Введение . 1.Психологическая сущность мышления и его особенности . 2. Аналитико-синтетический характер мыслительной деятельности. 3.Виды мышления. 4. Индивидуальные характеристики мышления. 5. Формы мышления. Заключение. Список литературы.
Введение. Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира. Однако в психологии существует множество определений. Например: высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день. В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль. Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов — он измерил ее тень в полдень. Специфичность мышления заключаются в том, что мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность. Именно по этой причине изучение и знание этой темы так актуально сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. -3-
Каталог: images images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения» images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология images -> Московский городской images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология Скачать 42,79 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Классификация явлений мышления
В многообразных явлениях мышления различаются:— мыслительная деятельность,
— мыслительные действия,
— мыслительные операции,
— формы мышления
— виды мышления,
— индивидуально-типологические особенности мышления,
— мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач.
Мыслительная деятельность — система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.
Мыслительные действия — совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.
К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.
Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез — это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа).
Продукт мыслительных действий — определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.
Формами мышления являются:
— суждение,
— умозаключение,
— понятие.
Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изучает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.
По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на:
— практическую,
— художественную,
— научную.
Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей — сигнал.
В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей — символ. В научном мышлении соответственно — понятие и знак.
Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных операционных процедур.
Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.
Эвристическое мышление — творческое решение нестандартных задач.
Дискурсивное мышление (рассудочное) — мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено.
В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии — виды мышления:
1) наглядно- действенное (сенсомоторное),
2) наглядно-образное,
3) абстрактно-теоретическое.
Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза — аналитическое или синтетическое мышление индивида.
Мышление и речь
- Коротко о мышлении
- Мыслительные операции
- Общие закономерности мышления
- Определение мышления
- Определение речи
- Психологические основания мыслительных процессов
- Сущность мышления
- Язык и мышление
Таксономия Блума – классификация мышления… упрощающая путь учащегося
В 1956 году Бенджамин Блум придумал «Таксономию Блума» в одной из своих книг под названием «Таксономия образовательных целей».
Публикация, которая использовалась во всем мире для помощи в подготовке оценочных материалов. (Источник: ЮНЕСКО)
Таксономия Блума выражает различные типы качественного мышления. Навыки мышления подразделяются на шесть уровней: от мышления более низкого порядка (базового) до более высокого порядка (или более сложной формы мышления).
Шесть уровней мышления были следующими:
Знание – Извлечение или припоминание фактов, определений, списков, понятий, принципов и теорий, изученных ранее.
Понимание – Понимание концепции или факта. Интерпретация, дедукция или оценка факта или концепции.
Приложение – Применение знаний на практике. Применение изученных понятий к конкретным ситуациям.
Анализ – Объединение и сопоставление фактов и данных. Приходя к выводу или расшифровывая факты.
Синтез – Рисование решений путем объединения всех элементов. Различные комбинации могут привести к различным решениям.
Оценка – Оценка качества работы. Суждение о подлинности решений.
Пересмотренная таксономия Блума
В 2001 году Лорин Андерсон (ученица Бенджамина Блума) и Дэвид Крат Воль (один из партнеров Блума, который работал с ним) пересмотрел таксономию Блума.
Новые термины пересмотренной таксономии Блума представляют мышление как активный процесс. Новые термины — это глаголы, описывающие действия, а не существительные.
В пересмотренной таксономии Блума также внесены структурные изменения. Оценка или оценка требуют критического мышления, а синтез — это создание решений путем объединения новых элементов. Креативное мышление (Синтез или Создание) считается более сложной формой мышления, чем критическое мышление (Оценка или Оценка).
Шесть уровней когнитивной области пересмотренной таксономии Блума можно описать следующим образом:
1. Помнить – узнавать, извлекать, вспоминать, идентифицировать или находить изученную информацию.
2. Понимать – делать выводы, интерпретировать, классифицировать, сравнивать или иллюстрировать изученную информацию.
3. Применить — выполнение, внедрение или использование полученной информации в новом контексте.
4. Анализ – объединение, упрощение, реструктуризация или организация информации для лучшего осмысления или понимания.
5. Оценивать – Проверка, оценка, критика или оценка информации для взвешивания или проверки подлинности полученной информации.
6. Создание — проектирование, генерация, изобретение или создание новых идей с использованием полученной информации.
Таксономия Блума, а также пересмотренная таксономия Блума разъясняют важность постановки целей обучения. Организация учебных целей или задач имеет решающее значение для учителей, чтобы:
a. Создайте организованный план обучения.
б. Разработайте хорошо структурированную стратегию оценки.
в. Убедитесь, что план обучения и стратегия оценки согласованы.
Таксономия Блума выделяет различные уровни познания, которые могут помочь учащимся оценить, где они находятся в процессе всестороннего понимания. Упрощенный подход по-прежнему используется учреждениями для оценки или оценки эффективности.
Типы мышления | COS 133 Колледж Ориентация и стратегии успеха |
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:- Понимать, что существуют разные типы мышления.
- Определите, как каждый тип мышления способствует обучению.
Все эти мыслительные навыки важны для колледжа, работы и повседневной жизни.
Типы навыков мышления
Навыки мышления | Что это включает в себя |
---|---|
1. Запоминание и вспоминание | Извлечение или повторение информации или идей из памяти. Это первый и самый базовый навык мышления, который вы развиваете (начиная с раннего возраста с изучения цифр, букв и цветов). |
2. Понимание | Интерпретация, построение значения, вывод или объяснение материала из письменных, устных или графических источников. Чтение является наиболее распространенным навыком понимания; эти навыки развиваются, начиная с раннего образования. |
3. Подача заявления | Использование изученного материала или применение материала в новых ситуациях. Этот навык обычно используется, начиная со средней школы (в некоторых случаях раньше). |
4. Анализ | Разбивка материала или концепций на ключевые элементы и определение того, как части соотносятся друг с другом или с общей структурой или целью. Умственные действия, включенные в этот навык, включают изучение, противопоставление или дифференциацию, разделение, категоризацию, экспериментирование и вывод. Скорее всего, вы начали развивать этот навык в старшей школе (особенно на курсах естественных наук) и будете продолжать практиковать его в колледже. |
5. Оценка | Оценка, вынесение суждений и выводов из идей, информации или данных. Критика ценности и полезности материала. Этот навык охватывает большую часть того, что обычно называют критическим мышлением; этот навык будет часто применяться во время обучения в колледже и после него. Критическое мышление является первой темой этой главы. |
6. Создание | Соединение частей или реорганизация их новым способом, формой или продуктом. Этот процесс является самой сложной психической функцией. Этот навык поможет вам выделиться в колледже и пользуется большим спросом на рынке труда. Креативное мышление — вторая тема этой главы. |
Набор навыков | Как вы использовали его за последние три недели | Комментарии |
---|---|---|
Запоминание и вспоминание |
| |
Понимание |
| |
Применение |
| |
Анализ |
| |
Оценка |
| |
Создание |
|
Глаголы мышления
Набор навыков | Глаголы |
---|---|
Запоминание и вспоминание | Закладка, подсчет, описание, рисование, перечисление, поиск, Google, определение, маркировка, список, сопоставление, имя, цитата, отзыв, декламация, поиск, выбор, последовательность, рассказ, запись |
Понимание | Блог, сделать вывод, описать, обсудить, объяснить, обобщить, определить, проиллюстрировать, интерпретировать, перефразировать, предсказать, сообщить, переформулировать, просмотреть, обобщить, рассказать, твитнуть |
Применение | Применить, сформулировать, изменить, наметить, выбрать, собрать, вычислить, контролировать, продемонстрировать, определить, сделать, загрузить, инсценировать, имитировать, внедрить, взять интервью, установить (как в программном обеспечении), участвовать, подготовить, произвести, предоставить, сообщить, ролевая игра, запустить (программное обеспечение), выбрать, поделиться, показать, решить, передать, использовать |
Анализ | Анализировать, разбивать, характеризовать, классифицировать, сравнивать, противопоставлять, обсуждать, делать выводы, составлять схемы, различать, различать, различать, исследовать, делать выводы, связывать, обрисовывать в общих чертах, связывать, исследовать, реконструировать, разделять, подразделять, помечать |
Оценка | Оценивать, спорить, оценивать, бета-тестировать, выбирать, сотрудничать, сравнивать, противопоставлять, делать выводы, критиковать, критиковать, решать, защищать, «друг/не дружить», оценивать, судить, оправдывать, объединять, публиковать, прогнозировать, расставлять приоритеты, доказать, оценить, оценить, просмотреть, выбрать, поддержать |
Создание | Адаптировать, анимировать, вести блог, комбинировать, составлять, конструировать, создавать, проектировать, разрабатывать, изобретать, снимать, формулировать, интегрировать, изобретать, создавать, моделировать, изменять, организовывать, выполнять, планировать, подкаст, производить, программировать, предлагать, перестраивать , ремикс, пересмотреть, переписать, структура |