Клиент центрированная психотерапия предполагает: стать лучшей версией себя — Общие дети, г. Воронеж

О РАБОТЕ КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПСИХОТЕРАПЕВТА

     Нет  сильнее идеи, время которой пришло

Виктор Гюго

         

Как вы думаете, кто впервые назвал Клиентом  посетителя психологического сеанса? Ведь, согласитесь, что  термин «Клиент», существенно отличается по смыслу от «пациент». Замена всего лишь одного слова — и совершен переворот в консультировании!

Это был  основоположник клиент-центрированного похода,   профессор Стэнфордского университета, психотерапевт Карл Рэнсом Роджерс. Считается, что идеи К. Роджерса очень повлияли на становление психологической науки в мире. Как сертифицированный клиент-центрированный специалист, не могу не испытывать гордость за свое направление. Самое главное в этой модальности психотерапии – уважительное, безоценочное отношение к Клиенту, которое исключает доминирование специалиста, и предполагает сотрудничество на равных. Ведь никто не может разобраться в своем внутреннем мире лучше, чем сам Клиент. Думаю, что клиент-центрированный поход, как нельзя лучше соответствует нашему времени, поскольку все устали подражать кумирам, слушать директивные наставления от других, уговаривать себя, что живут, как «нужно», «как положено», порой игнорируя свою истинную природу и личностные особенности. Как поет Александр Малинин: «Храни тебя, сынок, от правильного счастья…».

Очень упрощая, идея этого подхода состоит в том, что человек может быть счастлив, становится полностью функционирующей личностью, лишь тогда, когда наиболее приблизился к своей природе, действует в соответствии с истинными потребностями своего организма.

Но для того, чтобы вернуться к своей природе, нужно знать, а каков же я — Настоящий? И вот на этом пути нас подстерегает множество ловушек. Нам кажется, что мы бескорыстно помогаем кому то, а на самом деле, нами просто движет чувство вины. Нам кажется, что мы нашли любовь, а это всего лишь страх одиночества. Подавленные, вытесненные, искаженные эмоции не дают ощутить всю полноту жизни, сбивают с пути, обездвиживают — а ведь это прямая дорога в депрессию . В жизни появляется множество проблем, человек проживает не свою жизнь, а как будто бы жизнь «с чужого плеча».

Создание качественных психотерапевтических отношений с Клиентом, считается залогом успешной работы, даже если психотерапевт  применяет минимум техник. С первых же минут общения, в кабинете консультанта устанавливается некий рабочий альянс. От его качества, от того, насколько безопасно клиенту на приеме у психотерапевта, насколько спокойно специалист принимает всю странность, нелепость, а порой и пугающие участки внутреннего мира клиента, зависит результат. Обучение клиент-центрированных психотерапевтов предполагает, так называемую, «рефлексию личного опыта», многочасовую программу, в которой специалист прорабатывает свои собственные психотравмы или, по крайней мере, осознает, что наличие таких психотравм не является для него новостью. Это очень важно, при работе с Клиентом, чтобы не «навесить» на него свои собственные проблемы. В такой работе  нет места директивности, возникают партнерские отношения, мы становимся «соучастниками процесса», как остроумно пошутил один из моих Клиентов. В клиент-центрированном подходе по этому поводу есть несколько очень красивых метафор (садовника, взращивающего дерево, акушерки, принимающей роды), но больше всего мне нравится метафора парного танца, в котором ведет Клиент, а психотерапевт мягко сопровождает и подстраховывает. 

         Вот что по этому поводу пишет Карл Роджерс: «Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней, без оценивания и осуждения. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят. Может быть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким».

Итак, процесс консультирования, или психотерапии. С чего же он начинается? Задолго до того, как клиент  переступает порог кабинета специалиста.

 Как говорится, к психотерапевту клиент уже приходит с, так называемым «виртуальным, вымышленным другом», воображаемым образом этого специалиста. Постепенно, по мере возникновения контакта и дальнейшей работы, иллюзии относительно личности психотерапевта, чаще всего рассеиваются и, постепенно, начинают совпадать с реальностью.

Мы приходим впервые в кабинет психолога потому, что переживания становятся настолько травмирующими, что справиться с ними с помощью друзей и близких, или же самостоятельно, не представляется возможным. Если чаша страданий от жизни будет перевешивать чашу переживаний в ходе психотерапии, то Клиент принимает мужественное решение согласиться на прохождения курса консультаций. Это не для всех. Это для Тех, кто решился…

На первой  встрече,  или «сессии», как принято говорить, Клиент озвучивает свою проблему и формируется, так называемый, запрос на консультацию, или психотерапевтический запрос. Это очень важный аспект, поскольку если в ходе проработки проблем мы не будем знать, куда идти,  результат будет сомнителен. Психотерапия – это путешествие, в котором очень много непредсказуемого, ведь его маршрут неизвестен заранее. Ведет в этом путешествии Клиент, а психотерапевт мягко сопровождает, не давая сбиться с пути.

Саногенное действие психотерапии наблюдается уже с первого визита. Я позволю себе процитировать профессора Эрнесто Спинелли (Ernesto Spinelli) — английского психолога, одного из ведущих представителей экзистенциального направления в психотерапии. «Психотерапевт – совершенно другой, не похожий ни на кого из его (клиента) «жизненного мира» человек. Это самый сильный вызов для клиента – быть с таким другим, который говорит, то что думает и делает то, что говорит. Но быть таким Другим, принимающим клиента таким, какой он есть – не менее сильный вызов для терапевта».

Психология часто оперирует такими терминами: сознание, подсознание, бессознательное. Бессознательное – это тот «чердачок», куда человек отправляет все то, что в силу различных причин не может осознать и вывести в сознание ( как на сцену), справившись со своими переживаниями. Например, очень травматичные события, произошедшие в раннем детстве, ребенок как бы «вычеркивает», не имея ресурсов и навыков справиться с ними. Однако, по всем законам физики, эти переживания и подавленные эмоции никуда не деваются, они перемещаются в наше бессознательное причиняя неприятности – оговорки, описки, вызывая рассеянность, панические атаки и, в конечном итоге, возможно, и приводя к серьезным соматическим болезням.

В детстве ребенок всецело зависит от родителей. Быть любимым, принимаемым, для него – первейшая, жизненно важная необходимость, ради которой он может отказаться от своих истинных чувств, подавив их. Существует такое понятие – условия ценности (conditions of worth). Это то, что значимо для общества, для социальной структуры. Это – негласно выдвигаемые родителями условия, при которых они гарантируют ребенку свою любовь и уважение. Но эти условия могут противоречить биологической природе маленького человека и его личностным особенностям. Приведу забавный пример условных ценностей. В Намибии, в одном из племен, мальчиков, не справляющихся с выпасом скота, отправляют в школу, как бесперспективных.

В итоге, ради любви близких (особенно-материнской), ребенок может поступиться своими принципами, потерять частичку самого себя, подавить негативные эмоции, смириться с обстоятельствами и начать действовать в соответствии с условными ценностями своей семьи. Происходит разрыв между тем, что ребенок действительно хочет и тем, что от него хотят окружающие. К несчастью, подавленные эмоции в психике продолжают существовать, способствуя формированию невроза, который будет причинять страдания уже во взрослой жизни и в конечном итоге, приведет человека в кабинет специалиста.

      Классический пример, в семье ребенка рождается младший братик. Естественно, все внимание концентрируется на младшем члене семьи. Трудно даже представить себе всю палитру чувств, которую испытывает старший ребенок. Ему кажется, что братишка забрал всю родительскую любовь, которая раньше предназначалась лишь ему. И у него остается два пути, либо открыто проявить недовольство по отношению к брату, рискуя вызвать гнев взрослых, либо подавить в себе чувства, отказавшись от  частички себя. Забегая вперед, скажу, что если малыш примет, прочувствует и осознает свои чувства, а в особенности, если ему в этом помогут родители, справиться с негативом  будет намного проще и на первый план выйдут положительные моменты – истинная любовь к братику, гордость за то, что он теперь старший, защитник, помощник… В СССР, а затем и в постсоветском пространстве, где чувствам отводилась не очень завидная роль (они попросту игнорировались), вырастали люди с уже сформированным неврозом, поскольку об этом вообще не говорилось, и такие ситуации происходили сплошь и рядом. Это лишь один, достаточно распространенный пример того, как человек предает самого себя.

         Почему нас так волнуют события, произошедшие много лет назад? Дело в том, что в детстве ребенок всецело зависит от родителей, даже в том случае, если он, по своей природе, очень самостоятелен и адаптивен. Человек становится взрослым, а проблемы и ограничения все равно остаются. И ему только кажется, что он свободен в выборе того или иного решения, на самом деле, им неосознанно движет инерция психотравмы, полученной в детстве. Существует выражение, хорошо описывающее это состояние. «Трудно выйти из несуществующего леса». Как часто в моем кабинете задаются вопросы: «Ну скажите, почему я попадаю в одни и те же ситуации? Почему это все случается именно со мной?». Когда я слышу такие слова, сразу вспоминаю, сколько раз задавала этот вопрос  сама себе, пока не начала разбираться в своем внутреннем мире.

Моя задача, как консультирующего психолога, психотерапевта, найти у Клиента ключевую проблему, эмоциональный затор, который привел к неприятностям, лишениям, а иногда и трагедиям в жизни. Нет смысла расписывать Клиенту алгоритм решения проблемы, как перестать подавлять эмоции и как от них избавиться, поскольку в этом случае проблема никуда не денется, а вскоре проявится уже в другой сфере жизни, тем или иным образом. Необходимо мягко подвести к решению и высвободить тот ресурс, который стоит за этими скрытыми подавленными эмоциями. В результате, осознавая, прочувствовав, что с ним происходит, Клиент получает новый опыт понимания своего внутреннего мира и… жизнь существенно меняется, звучит уже совсем другими нотами. И никакого чуда здесь нет, все строго по науке.

Конечно, это не предел, и до конца решить все вопросы в ходе курса консультаций трудно. Но человек переходит уже на новый уровень функционирования. Недавно я сказала одной Клиентке: «Жизнь – как в многоуровневой игре. Пройден очередной уровень, теперь Вы на пороге следующего»

 

Автор: психолог Надежда Тордия

Психотерапевтическая группа в Москве (клиент-центрированный подход)

  В  октябре я, Сергей Алексеев, клиент-центрированный психотерапевт и психолог, начинаю вести очередную психотерапевтическую группу.

  В психотерапевтической группе участники получают психологическую помощь, взаимодействуя друг с другом и с ведущим группы. 

  Цель  психотерапевтической группы — дать каждому участнику возможность решать задачи  собственного психологического роста в процессе ее работы.

      Участники переживают опыт отношений, который позволяет каждому лучше узнать себя, разные стороны своей личности, свои мотивы, побуждения, привычные способы реагирования, яснее увидеть связь между своим внутренним устройством и тем, как складываются его отношения с другими людьми и другие обстоятельства его жизни.

       Когда опыт такого самопознания проживается со всей очевидностью в присутствии и при поддержке других людей, происходят позитивные изменения (например, про что-то в себе хочется сказать — «да, я действительно такой или бываю таким, и я хочу позволять себе это», а про что-то — «пожалуй, здесь я хочу и могу попробовать что-то другое, новое»). 


Какие возможности  дает психотерапевтическая  группа своим участникам?

   

   Это место, куда можно приносить любые темы из своей жизни и, в то же время, переживать актуальные отношения с другими участниками.

  Быть не одному со своими проблемами,  тяжелыми чувствами или болью, а продвигаться вместе с другими людьми, имеющими сходные цели по преодолению собственных трудностей.

   Работать над своим развитием как личности в условиях живых отношений с другими людьми, воодушевляясь их примером и воодушевляя своим примером их.

   Быть участником общего процесса, в котором выстраиваются  человеческие отношения;

узнавать себя, понимать себя, открываться самому себе, опираясь на группу, способствовать такому самопознанию в других участниках;

    Обнаруживать свое сходство и различие с другими людьми и свое отношение к этому; получать поддержку и помощь и оказывать их другим;

    Более ясно видеть свои мотивы, побуждения, желания, стремления, разные части своей личности и то, как они влияют на отношения с другими людьми;

    Осуществлять свой интерес к личности других людей и сталкиваться с их интересом к себе.

   Принимать свое подлинное «психологическое устройство», в большей степени становиться собой в отношениях с другими  и тем самым меняться в сторону более полной, полнокровной жизни и отношений, приносящих удовлетворение.

  Используя  возможности групповой психотерапии, некоторые из которых недоступны в терапии индивидуальной, участники развивают и укрепляют свою способность самостоятельно справляться с  психологическими затруднениями.

     
   Работая в  группе,  участники начинают ценить атмосферу принятия и безопасности и свою способность вносить в эту атмосферу  собственный вклад. 
   Многие участники чувствуют позитивные изменения в своем психологическом состоянии уже после первых встреч, и группа становится для них не только сиюминутной поддержкой в проблемный период, но и долговременным ресурсом для конструктивных изменений в жизни за пределами группы.

 
Психотерапевтическая группа ориентирована на продолжительную работу.

      Частота сессий — один раз в неделю, по средам. Длительность — полтора часа, с 19-30 до 21.30. Территориально — м. «Кропоткинская».

     До включения в состав группы каждый участник проходит собеседование со мной, запись на него по тел. 8-916-620-79-60.   Мой сайт http://psy-help.su


Что такое личностно-ориентированная терапия? — Elliott Counseling Group

3 ключевых качества личностно-ориентированного терапевта 

1. Искренность и реальность: терапевту важно быть открытым и честным, чтобы построить здоровую и открытую отношение. Делая это, терапевт моделирует важные навыки общения, общения и слушания.

2. Принятие и безусловное положительное отношение: Независимо от того, через что проходит клиент, терапевту важно принимать клиента таким, какой он есть, поддерживать и заботиться о нем. Это помогает разрушить веру в то, что для них происходит только условная поддержка, и открыть им возможность и существование принятия.

3. Эмпатическое понимание: Проявляя эмпатию к клиенту, терапевт отражает мысли и чувства обратно клиенту. Это техника, которая помогает клиентам лучше понять свои собственные мысли, чувства и восприятие. Благодаря эмпатическому пониманию повышается самосознание клиента, что позволяет измениться.

Основные цели личностно-ориентированной терапии 

Когда дело доходит до любых гуманистических терапевтических подходов, существуют некоторые основополагающие основные цели. Эти цели включают в себя:

  • Повышение самооценки и самоуважения
  • Личностный рост и самовыражение
  • Сведите к минимуму негативные чувства (например, оборонительную позицию, сожаление, вину, незащищенность)
  • Лучшее понимание и доверие к себе  

Методы личностно-ориентированной терапии

Основная техника заключается в развитии союза между терапевтом и клиентом в свободном от суждений и удобном для клиента пространстве, позволяющем ему быть уязвимым. Для того чтобы личностно-центрированная терапия была успешной, отношения между терапевтом и клиентом являются наиболее важной частью. Некоторые подметоды, помогающие поддерживать успех основной техники, включают:

  • Ненаправленность. Терапевт воздерживается от задавания направляющих вопросов или участия в даче советов и позволяет клиенту указать, куда пойдет сеанс. Вместо этого терапевт может помочь клиенту больше делиться и повышать уязвимость.
  • Активное прослушивание. Это требует от терапевта ограничения собственных интерпретаций, отражения того, что говорит клиент, и наблюдения за точкой зрения клиента. Активное слушание поможет терапевту увидеть, что зачастую то, за чем приходят клиенты, скрыто под поверхностью.
  • Принятие отрицательных эмоций. Работа с мыслями и ситуациями требует принятия негативных эмоций и их обработки.
  • Помогите клиентам изучить результаты. Работа терапевта заключается не в том, чтобы давать советы, а в том, чтобы помочь клиентам понять, к каким результатам могут привести принимаемые вами решения и выбор.
  • Клиент лучше знает себя. Помня об этом, терапевт не только позволяет клиенту возглавить терапевтический процесс, но также помогает клиентам чувствовать себя уполномоченными жить своей самой подлинной жизнью.

В заключение: 

Личностно-ориентированная терапия может открыть глаза большинству клиентов. Это фантастический инструмент в арсенале профессионалов, позволяющий клиенту направлять процесс выздоровления и создавать прорывы и, в конечном итоге, самопринятие. Вы хозяин своей жизни, и вы понимаете свои проблемы, цели и желания лучше всего, и в конечном итоге изменения произойдут внутри. Когда вы сможете прийти к пониманию того, что вы несете ответственность за свою жизнь, вы сможете начать больше доверять себе и жить своей самой настоящей жизнью. Вы заинтересованы в том, чтобы попробовать личностно-центрированную терапию? Многие из наших терапевтов обучены и опытны в этом терапевтическом подходе.

Что такое КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ? определение КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ (Словарь по психологии)

Недирективный подход, разработанный Карлом Роджерсом, в котором психотерапия рассматривается как возможность для пациента вырасти и «стать личностью» путем реализации своих внутренних возможностей. здравым смыслом и что у каждого человека есть способность к самореализации и здоровой адаптации. Однако эта способность может быть заблокирована эмоциональными конфликтами, искаженными идеями или ошибочным представлением о себе. В таких случаях он рассматривается не как больной человек, которому нужен врач (отсюда термин «клиент», а не «пациент»), а как личность, которая отвергла или потеряла связь со своим истинным и уникальным «я». Несмотря на это, его способность к самореализации остается, и цель терапии состоит в том, чтобы вывести ее на передний план, чтобы он мог разрешить свои собственные конфликты, скорректировать свое представление о себе и реорганизовать свою личность и подход к жизни. Функция терапевта состоит в том, чтобы создать ситуацию, в которой может происходить этот процесс самокоррекции и роста личности. Для этого он должен быть теплым человеком, испытывающим «безусловное личное отношение» к своему клиенту; он должен принять полностью принимающее отношение ко всему, что ему открывается; и он должен быть способен к «эмпатическому пониманию» внутренней жизни своего клиента.

Более того, он должен быть в состоянии передать это понимание клиенту посредством двух процессов: размышления и разъяснения. В размышлении он просто повторяет то, что говорит клиент, или часть того, что он говорит, тоном, выражающим понимание, но не одобрение или неодобрение. В пояснении он повторяет суть того, что пытается сказать клиент. В любом случае эффект заключается в том, чтобы показать клиенту зеркало, чтобы он мог более ясно увидеть себя и распознать свои чувства и отношения такими, какие они есть. Роджерс (19).42, 1951) обнаружил, что недирективный процесс протекает достаточно регулярно. Первая беседа считается важным шагом для клиента, так как, обращаясь за помощью, он уже проявляет инициативу к собственному выздоровлению. Терапевт объясняет, что клиент сам будет руководить на протяжении всего процесса, потому что это позволит ему найти ответ на свои собственные проблемы. Терапевт объясняет, что это единственный способ добиться этого, поскольку его проблемы уникальны для него самого и должны решаться в свете его собственной личности, а не на условиях кого-либо еще.
его клиент может свободно поднимать любую тему и говорить все, что ему нравится. Обычно это открывает путь для выражения уныния и негативных чувств по отношению к себе. Терапевт отвечает, повторяя и уточняя комментарии клиента, и это стимулирует его к дальнейшему исследованию своих установок. В ходе этого процесса он постепенно обнаруживает, что испытывает к себе как положительные, так и отрицательные чувства. Терапевт тонко побуждает его выражать эти чувства таким же образом, как он развивает свои негативные чувства. И, занимая позицию принятия по отношению к обоим наборам чувств, он помогает своему клиенту принять себя таким, какой он есть, со всеми противоречиями и всем остальным. В идеале, по мере продолжения процесса клиент постепенно отказывается от своей защиты и ошибочных предположений о себе. Самоосуждение и самоодобрение отступают, и их место занимает более объективная оценка. Он начинает лучше видеть себя, свою ситуацию и свои отношения с другими. Более того, по мере того, как он высвобождает свои эмоции и достигает большего понимания, его напряжение спадает, и он чувствует, что становится настоящим человеком.
Это дает ему мужество принять аспекты своей личности, которые раньше подавлялись или отвергались. Наконец, он начинает ставить достижимые цели и обдумывать шаги, которые он должен предпринять для их достижения. Затем он делает пробные шаги в положительном направлении, и когда эти усилия приносят повышенное чувство адекватности и удовлетворения, его потребность в помощи уменьшается. Решение прекратить, как и все другие этапы терапии, исходит от клиента и представляет собой последний шаг к независимости. Отличительные характеристики клиент-центрированной терапии таковы: ответственность за направление и темп терапии лежит на клиент; роль терапевта ограничивается принятием, отражением и прояснением ответов клиента; перенос между терапевтом и пациентом сведен к минимуму, что делает ненужным проработку этих сложных отношений; исключаются диагностические и другие психологические тесты; и весь процесс основан на представлении о том, что терапия будет эффективным опытом роста только в том случае, если клиент придет к своей собственной интерпретации своих эмоциональных паттернов и к собственному осознанию необходимости изменить свои установки и поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *