Клиент центрированная терапия это: Клиент-центрированная психотерапия онлайн в сервисе ZIGMUND.ONLINE

Клиент-центрированная психотерапия онлайн в сервисе ZIGMUND.ONLINE

Центральная концепция в методе Роджерса сформулирована так: «Каждый из нас имеет в себе самом обширные ресурсы для понимания собственной сущности, для изменения собственной Я-концепции, установок, отношения к себе и поведения… человек может научиться использовать эти ресурсы, только оказавшись в условиях особых, поддерживающих, фасилитирующих отношений».

Для создания безопасной атмосферы принятия на терапевтических встречах, психотерапевту необходимо придерживаться предложенных Карлом Роджерсом принципов:

Клиент-центрированная терапия добивается того, чтобы клиенты становились «полноценно функционирующими людьми» — принимали собственные решения, жили в соответствиями со своими и общечеловеческими ценностями, а не навязанными кем-то другим. Тогда они смогут легче адаптироваться к меняющейся реальности, не причиняя ущерб собственной личности. Психотерапевтическое сообщество приняло эти условия. Сейчас практически любое направление психотерапии опирается на концепцию, разработанную Карлом Роджерсом.

Когда два человека вместе в моменте времени переживают их отношения и эмоционально затрагивают друг друга — это и есть контакт. Без него в принципе невозможно достижение психотерапевтических целей. Условие наличия контакта — основное в методе Карла Роджерса.

Неконгруэнтность можно перефразировать как несоответствие. Она возникает, когда клиент, ради сохранения представлений о себе (Я-концепции), отказывается воспринимать или искажает собственные переживания. В этом случае его образ себя не совпадает с тем, что происходит в реальности. И клиент это хотя бы подозревает. Работа над обретением конгруэнтности и будет одним из основных терапевтических процессов.

Собственные переживания у терапевта к клиенту тоже возникают. Предельно важно, чтобы он их четко осознавал, выражал честно и открыто, не забывая об уважении к личности человека, с которым работает. Когда психотерапевт прозрачен для клиента, а его слова согласуются с выраженным отношением, клиент буквально сталкивается с реальностью, которой может довериться. Здесь важно, чтобы терапевт был знатоком своего собственного Я, чтобы на психотерапии максимально быть самим собой.

Безусловное уважительное отношение к личности клиента

Клиент-центрированный терапевт не дает оценки действиям и эмоциональным проявлениям клиента. Он с искренностью и уважением относится к праву человека быть тем, кем тот является. Подобное безусловное уважение не значит, что психотерапевтический процесс будет выглядеть как постоянное согласие терапевта со всем, что скажет клиент. Просто он не должен переживать, что его осудят или отвергнут. Поэтому терапевт будет пытаться понять и принять любые переживания клиента, признавать их право на существование и стараться найти причину этих переживаний.

Терапевт стремится понять чувства клиента и разделить их. Когда человек обращается за помощью, ему важно понимать, что его слушают и слышат. Это дает ему силу проявить свою личность целиком, а не только ту ее часть, которую поощряет общество. Сам Роджерс описывал эмпатию так: «Эмпатия означает, что терапевт проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого личностью в данный конкретный момент, который сама личность едва ли в себе обнаруживает». С помощью эмпатии терапевт может уловить, сделать видимыми и доступными для понимания те переживания клиента, которые тот сам еще не осознает.

Психотерапия может быть успешной, если клиент готов воспринимать уважительное к себе отношение, участвовать в терапевтическом процессе и делиться переживаниями.

Безусловное уважение становится причиной появления у клиента новых внутренних переживаний и помогает ему быть открытым этим переживаниям.

«Сколько нужно психотерапевтов, чтобы заменить лампочку? Всего один, если лампочка сама готова меняться».

Готовность клиента к условиям психотерапии

Психологический контакт

Клиент в состоянии неконгруэнтности

Психотерапевт в состоянии конгруэнтности

Эмпатия

Клиент центрированная терапия Роджерса


Карл Роджерс практиковал психодинамическую терапию в 30-х гг. Но скоро он начал сомневаться в ее ценности. Особенно не импонировало ему быть беспристрастным экспертом, который «понимает» пациента. Он убедился в том, что менее формальный подход более эффективен, и начал использовать так называемую «недирективную терапию», то есть он позволял своим пациетам решать, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со стороны терапевта. Этот подход сейчас называют, как «Клиент центрированная терапия Роджерса», чтобы подчеркнуть роль клиента.

Карл Роджерс учил, что люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознаванием. Для него было наиболее важно, что человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир. Реальность, окружающий мир существуют для Рождерса только как символы; главное же, что формирует восприятие этого мира, заложено в самом человеке.

Самость, для Роджерса — это представление о себе, которое постепенно меняется в процессе развития личности. «Самость — это организованный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования». Идеальная самость — это представление о себе, как об идеале. Истиная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние. Идеальная самость может быть конечной целью развития личности, но не причиной душевного конфликта.

Клиент центрированная терапия Роджерса, стремится создать атмосферу, в которой факторы, деформирующие личность, могут быть устранены, а здоровые силы самости — прийти в равновесие и привести к выздоровлению.

Социальные отношения. Основное в учении Рождерса — это роль и значение межличностных отношений, как в механизме развития невроза, так и в процессе выздоровления. Роджерс полагал, что только во взаимотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я.

Семья — одна из форм межличностных отношений. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях:

  1. постоянно поддерживаемые обязательства друг перед другом -партнерство рассматривается как динамический процесс, направленный на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей партнера;
  2. выражение чувств — речь идет о чувствах, оказывающих позитивное воздействие на партнера;
  3. неприятие специфических ролей — Роджерс учит супружескую пару «жить по собстенному выбору, а не формироваться под влиянием понятий, правил, рамок, которые другие хотят нам навязать;
  4. способность понять и разделить внутреннюю жизнь партнера -основана на способности понять и принять себя и своего партнера такими, каковы вы есть на самом деле.

Основные положения нового подхода в клиент центрированной терапии Роджерса, сводятся к следующему.

  1. Сам клиент всегда стремится к выздоровлению. Роль терапевта заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути.
  2. Терапия акцентируется больше на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных.
  3. Терапия больше опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу здесь и теперь), а не на прошлый опыт индивида.
  4. Терапия ориентирована на инициативу самого клиента и помогает человеку разрешить свою проблему с минимумом участия со стороны терапевта.

Фундаментом лечения Роджерса является создание отношения, характеризуемого тремя важными и взаимосвязанными позициями («триада Рождерса»): безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность.

Безусловное позитивное отношение

. Терапевт должен показать, что он искренне заботится о клиенте, принимает его как человека и доверяет его способности изменяться. Это не только требует готовности слушать клиента, не прерывая его, но также и принятия того, о чем говорится, без суждения и оценки, невзирая на то, каким бы «плохим» или «странным» это не казалось. Терапевту не нужно одобрять все, что говорит клиент, но он должен принять это как реальную часть оцениваемого человека. Терапевт должен также доверять клиентам в самостоятельном решении их собственных проблем, следовательно, он не дает советов. Совет, говорит Роджерс, несет скрытое сообщение о том, что клиент некомпетентен или неадекватен, — это делает его менее уверенным и более зависимым от помощи.

Эмпатия. Многие формы терапии предлагают взгляд на пациента со стороны. Эмпатия требует внутреннего взгляда, сосредоточения на том, что пациент может думать и чувствовать. Клиент-центрированный терапевт действует не как сторонний наблюдатель, каторый стремится наклеить диагностический ярлык на клинта, а как человек, который хочет понять, как выглядит мир с точки зрения клиента.

Об эмпатии нельзя сообщить: «Я понимаю» или: «Я знаю, что вы сейчас чувствуете». Терапевт передает эмпатию, показывая, что он активно слушает клиента. Подобно искусным интервьюерам, клиент-центрированные терапевты вступают в контакт с клиентом с помощью глаз, кивают головой, когда пациент говорит, оказывают другие знаки внимания. Используется также техника, называемая отражением (рефлексией). Отражение показывает, что терапевт активно слушает, а также помогает клиенту осознать те мысли и чувства, которые он переживает. Действительно, большинство клиентов реагируют на эмпатическое отражение пристальным вниманием к своим чувствам.

Конгруэнтность — это согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит, что безусловное позитивное отношение терапевта позволяет клиенту увидеть, возможно впервые, что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений.

Роджерс замечал, что в процессе клиент-центрированной терапии клиенты становятся не только более уверенными в себе, но они начинают лучше осознавать свои подлинные чувства, принимать себя, держаться более комфортно и естественно с другими людьми, в большей степени полагаться на собственную оценку, чем на мнения других, становятся более продуктивными и спокойными.

В своей ранней книге «Консультации и психотерапия» К. Роджерс перечисляет характерные шаги процесса помощи:

  1. клиент приходит за помощью;
  2. определяется ситуация;
  3. поощрение свободного выражения;
  4. советующий принимает и проясняет;
  5. постепенное выражение позитивных чувств;
  6. обнаружение позитивных импульсов;
  7. появление инсайта;
  8. прояснение выбора;
  9. позитивные действия;
  10. возрастание инсайта;
  11. растущая независимость;
  12. уменьшающаяся потребность в помощи.

Этот предполагаемый ряд событий показывает, что Роджерс заботится о том, чтобы клиент определил собственный путь при одобрении и поддержке терапевта.

Роль терапевта и пациента в процессе психотерапии. «Ключи к исцелению, — писал Рождерс, — находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи».

Ученый вводит еще одно понятие: терапевт, центрированный на клиенте.

Чтобы обрести доверие клиента, учит Роджерс, психотерапевт должен быть тем, что он есть на самом деле, а не играть роль терапевта.

Такое отношение (терапевт-клиент) подобно отношению учителей восточных школ, которые, видя божественное в каждом человеке, могут относиться ко всем с одинаковым уважением и состраданием.

Терапевт, центрированный на клиенте, должен уметь поддержать в клиенте уверенность в его внутренних силах, утвердить в нем веру в свои способности к самосовершенствованию. А для этого, утверждал Роджерс, нужно чувствовать внутренний мир клиента, как свой собственный.

Рождерс использует слово «клиент» вместо традиционного «пациент«. Пациент — это тот, кто болен, нуждается в помощи, и обращается за ней к обученным профессионалам. Клиент — тот, кто нуждается в услуге и полагает, что он может сделать это сам. Клиент, хотя у него есть проблемы, все же рассматривается как человек, внутренне способный понимать собственную ситуацию. В представлении о клиенте содержится идея равенства, отсутствующая в отношении психотерапевта и пациента.

Что такое терапия, ориентированная на клиента?

Терапия, ориентированная на клиента, также известная как терапия, ориентированная на личность, основывается на вере в то, что клиент чаще всего способен исцелить себя. Терапевт присутствует, чтобы создать безопасную и стимулирующую среду для процесса исцеления. Эта среда устраняет препятствия и отвлекающие факторы, которые создает повседневная жизнь, позволяя человеку сосредоточиться на себе и нацеливаться на области, которые вызывают страдания. Руководящим принципом клиент-центрированной терапии является безусловное положительное отношение, то есть отсутствие осуждения. Клиент берет на себя инициативу и формирует путь терапии, в то время как терапевт предлагает принятие без положительного или отрицательного суждения. Терапевт задает минимум вопросов и воздерживается от постановки диагнозов, заверений или обвинений. Цель состоит в том, чтобы опираться на сильные стороны человека и помочь ему увидеть, что он способен помочь себе сам.

Сначала терапевт работает над созданием безопасной и свободной от отвлекающих факторов среды, комфортной, непредвзятой и чуткой. Терапевт не является директивным, что означает, что он позволяет клиенту направлять курс терапии, демонстрируя при этом принятие и сохраняя чувство безопасности. Они делают это, будучи чуткими и демонстрируя безусловное положительное отношение к чувствам и искренности. Посредством этого процесса и поддерживающего размышления терапевт направляет, не направляя клиента через его эмоции и трудности, помогая ему привести себя к собственным сильным сторонам и ответам.

  • Безусловное положительное отношение
    • базовое принятие и поддержка человека независимо от того, что он говорит или делает, без положительного или отрицательного суждения
  • Самоактуализация самопознание и личностный рост
  • Конгруэнтность
    • также известная как искренность, означающая, что терапевт честен с клиентом и часто честно делится своими эмоциями и переживаниями
  • Эмпатическое понимание
    • терапевт испытывает те же эмоции, что и клиент, интенсивное сопереживание Это. До тех пор, пока терапевт может правильно использовать основные принципы и создавать безопасную и доверительную среду, терапия, ориентированная на клиента, доказала свою эффективность в решении многих проблем. Некоторые примеры того, что может эффективно лечить клиент-центрированная терапия:

      • Anger
      • Anxiety
      • Panic Disorder (with or without Agoraphobia)
      • Obsessive Compulsive Disorder
      • Post Traumatic Stress Disorder
      • Depression
      • Bipolar Disorder
      • Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder
      • Eating Disorders
      • Marital Дискорд
      • Поведенческие проблемы
      • Расстройство поведения
      • Фобии
      • Стресс

      Категория: Отдельные лица и семьи

      Клиентоцентрированная терапия | Encyclopedia.com

      Определение

      Цель

      Описание

      Нормальные результаты

      Аномальные результаты

      Ресурсы

      Личностно-центрированная терапия, известная также как клиент-центрированная, недирективная или роджерианская терапия. к консультированию и психотерапии , которая возлагает большую часть ответственности за процесс лечения на клиента, а терапевт берет на себя недирективную роль.

      Две основные цели личностно-центрированной терапии — повышение самооценки и большая открытость опыту. Некоторые из связанных с этим изменений, которые эта форма терапии стремится вызвать у клиентов, включают более тесное согласие между идеализированным и реальным «я» клиента; лучшее самопонимание; более низкие уровни защиты, вины и неуверенности; более позитивные и комфортные отношения с окружающими; и повышенная способность испытывать и выражать чувства в момент их возникновения.

      Фон

      Разработанная в 1930-х годах американским психологом Карлом Роджерсом, клиент-центрированная терапия отошла от типично формальной, отстраненной роли терапевта, подчеркиваемой в психоанализе и других формах лечения. Роджерс считал, что терапия должна проходить в благоприятной среде, созданной близкими личными отношениями между клиентом и терапевтом. Введение Роджерсом термина «клиент», а не «пациент», выражает его неприятие традиционно иерархических отношений между терапевтом и клиентом и его отношение к ним как к равным. В личностно-центрированной терапии клиент определяет общее направление терапии, в то время как терапевт стремится повысить проницательность и самопонимание клиента с помощью неформальных уточняющих вопросов.

      Начиная с 1960-х годов личностно-центрированная терапия стала ассоциироваться с движением за человеческий потенциал. Это движение, восходящее к началу 1900-х годов, отражало измененный взгляд на человеческую природу. Предыдущие психологические теории рассматривали людей как изначально эгоистичных и коррумпированных. Например, теория Фрейда сосредоточилась на сексуальных и агрессивных тенденциях как на основных движущих силах человеческого поведения. Движение за человеческий потенциал, напротив, определило человеческую природу как изначально хорошую. С его точки зрения, человеческое поведение мотивировано стремлением максимально реализовать свой потенциал.

      КАРЛ РОДЖЕРС (1902–1987)

      Карл Роджерс был американским психотерапевтом, основателем личностно-ориентированного недирективного консультирования. В 1928 году Роджерс переехал в Рочестер, штат Нью-Йорк, где начал работать психологом в Обществе предотвращения жестокого обращения с детьми. В отличие от Педагогического колледжа, многие коллеги в Рочестере подчеркивали психоаналитический подход к поведению. Однако благодаря практическому и личному опыту в этой клинике он начал осознавать, что результаты как психологов-измерителей, так и психоаналитиков были «только поверхностно эффективными».

      Несколько происшествий в клинике Рочестера помогли ему «осознать… что именно клиент знает, что болит, в каком направлении двигаться, какие проблемы имеют решающее значение, какие переживания были глубоко похоронены. Мне стало приходить в голову, что если бы у меня не было необходимости демонстрировать свою сообразительность и знания, мне лучше было бы положиться на клиента в вопросах направления движения в терапевтическом процессе». Роджерс считал, что для эффективного консультирования психотерапевт должен «быть искренним и без фасада… и быть чутким в понимании. В результате клиент начинает чувствовать себя позитивно и принимает себя… его собственная защита и видимость ослабевают… он становится более открытым… и обнаруживает, что может свободно расти и меняться в желаемых направлениях».

      За свою жизнь он опубликовал около 260 статей и 15 книг, оказавших значительное влияние на развитие психологии в 20 веке. Он был видным деятелем движения за человеческий потенциал, и его книга о группах встреч оказала впечатляющее влияние. После середины 1970-х годов Роджерс особенно интересовался содействием группам, включающим враждебные фракции, независимо от того, возникали ли враждебные действия из-за культурных, расовых, религиозных или национальных вопросы. Он способствовал группе из Белфаста, состоящей из воинствующих протестантов и католиков из Ирландии и англичан. Он участвовал в межкультурных группах, участники которых представляли многие страны, в том числе участники из стран восточноевропейского блока. Он помогал черно-белым группам в Южной Африке. Он был глубоко заинтересован в применении принципов личностно-ориентированного подхода к международным делам в интересах мира во всем мире. Он умер в 1987.

      Самоактуализация, термин, заимствованный из движения человеческого потенциала, является важной концепцией, лежащей в основе личностно-центрированной терапии. Это относится к стремлению всех людей двигаться вперед, расти и полностью раскрывать свой потенциал. Когда люди движутся к самореализации, они также просоциальны; то есть они склонны заботиться о других и вести себя честно, надежно и конструктивно. Концепция самореализации фокусируется на человеческих достоинствах, а не на человеческих недостатках. По Роджерсу, самоактуализация может быть заблокирована нездоровой самооценкой (негативным или нереалистичным отношением к себе).

      Роджерс принял такие термины, как «личностно-ориентированный подход» и «образ жизни» и начал сосредотачиваться на личностном росте и самореализации. Он также был пионером в использовании групп встреч, адаптировав методы тренировки чувствительности (Т-группы), разработанные Куртом Левиным (1890-1947) и другими исследователями в Национальных учебных лабораториях в 1950-х годах. Совсем недавно были разработаны два основных варианта личностно-центрированной терапии: эмпирическая терапия, разработанная Юджином Гендлином в 1979 году; и процессно-эмпирическая терапия, разработанная Лесли Гринберг и его коллегами в 1993.

      В то время как личностно-центрированная терапия считается одним из основных терапевтических подходов, наряду с психоаналитической и когнитивно-поведенческой терапией , влияние Роджерса ощущается не только в его собственной школе терапии. Концепции и методы, которые он разработал, эклектично используются многими различными консультантами и терапевтами.

      Процесс

      Роджерс считал, что наиболее важным фактором успешной терапии являются не навыки или подготовка терапевта, а скорее его или ее отношение. Три взаимосвязанных отношения со стороны терапевта имеют решающее значение для успеха личностно-центрированной терапии: конгруэнтность; безусловное положительное отношение; и сочувствие. Конгруэнтность относится к открытости и искренности терапевта — готовности общаться с клиентами, не прячась за профессиональным фасадом. Терапевты, которые действуют таким образом, имеют все свои чувства, доступные им на терапевтических сеансах, и могут делиться значительными эмоциональными реакциями со своими клиентами. Конгруэнтность делает 9Однако 0117, а не означают, что терапевты раскрывают свои личные проблемы клиентам на терапевтических сеансах или каким-либо другим образом смещают фокус терапии на себя.

      Безусловное положительное отношение означает, что терапевт полностью принимает клиента таким, какой он есть, без оценки или цензуры, а также без неодобрения конкретных чувств, действий или характеристик. Терапевт передает это отношение клиенту готовностью слушать, не перебивая, не осуждая и не давая советов. Эта установка положительного отношения создает неугрожающий контекст, в котором клиент чувствует себя свободно, чтобы исследовать и делиться болезненными, враждебными, защитными или ненормальными чувствами, не беспокоясь о личном неприятии со стороны терапевта.

      Третьим необходимым компонентом установки терапевта является эмпатия («точное эмпатическое понимание»). Терапевт пытается оценить ситуацию клиента с точки зрения клиента, демонстрируя эмоциональное понимание и чувствительность к чувствам клиента на протяжении всего сеанса терапии. В других системах терапии эмпатия к клиенту считалась бы предварительным шагом, позволяющим продолжить терапевтическую работу; но в личностно-центрированной терапии это фактически составляет большую часть самой терапевтической работы. Основным способом выражения этой эмпатии является активное слушание, демонстрирующее внимательное и проницательное внимание к тому, что говорит клиент. В дополнение к стандартным методам, таким как зрительный контакт, которые являются общими для любого хорошего слушателя, личностно-центрированные терапевты используют специальный метод, называемый рефлексией, который состоит в перефразировании и/или обобщении того, что только что сказал клиент. Этот метод показывает, что терапевт внимательно и точно слушает, и дает клиентам дополнительную возможность исследовать свои собственные мысли и чувства, когда они слышат их, повторяемые другим человеком. Как правило, клиенты в ответ развивают только что высказанные мысли.

      Согласно Роджерсу, когда эти три установки (конгруэнтность, безусловное положительное отношение и эмпатия) передаются терапевтом, клиенты могут свободно выражать себя, не беспокоясь о том, что терапевт думает о них. Терапевт никоим образом не пытается изменить мышление клиента. Даже негативные выражения признаются законным опытом. Благодаря такому недирективному подходу клиенты могут исследовать наиболее важные для них вопросы, а не те, которые терапевт считает важными. Основанное на принципе самоактуализации, это ненаправленное самоисследование без цензуры позволяет клиентам в конечном итоге распознать альтернативные способы мышления, которые будут способствовать личностному росту. Терапевт просто способствует самореализации, создавая климат, в котором клиенты могут свободно заниматься целенаправленным и глубоким самоисследованием.

      Applications

      Изначально Роджерс разработал личностно-центрированную терапию в детской клинике, когда работал там; однако личностно-ориентированная терапия не предназначалась для определенной возрастной группы или подгруппы населения, а использовалась для лечения широкого круга людей. Роджерс много работал с людьми с шизофренией позже в своей карьере. Его терапия также применялась к людям, страдающим депрессией , тревогой , алкогольными расстройствами, когнитивной дисфункцией и расстройства личности . Некоторые терапевты утверждают, что личностно-центрированная терапия неэффективна при работе с невербальными или малообразованными людьми; другие утверждают, что его можно успешно адаптировать к любому типу людей. Человекоцентрированный подход может использоваться в индивидуальной, групповой или семейной терапии . С маленькими детьми его часто используют в качестве игровой терапии .

      Строгих указаний относительно продолжительности или частоты личностно-центрированной терапии не существует. Как правило, терапевты придерживаются одночасового сеанса один раз в неделю. Однако в соответствии с духом личностно-ориентированной терапии расписание может быть скорректировано в соответствии с выраженными потребностями клиента. Клиент также решает, когда прекратить терапию. Прекращение обычно происходит, когда он или она чувствует себя способным лучше справляться с жизненными трудностями.

      Ожидаемые результаты личностно-центрированной терапии включают улучшение самооценки; доверие к своим внутренним ощущениям и переживаниям как к ценным источникам информации для принятия решений; повышенная способность учиться на (а не повторять) ошибках; снижение обороноспособности, чувства вины и неуверенности; более позитивные и комфортные отношения с окружающими; повышенная способность испытывать и выражать чувства в момент их возникновения; и открытость к новому опыту и новым способам мышления о жизни.

      Исследования результатов гуманистической терапии в целом и личностно-центрированной терапии в частности показывают, что у людей, которые лечились с помощью этих подходов, сохраняются стабильные изменения в течение продолжительных периодов времени; что они существенно изменяются по сравнению с лицами, не получавшими лечения; и что эти изменения примерно сопоставимы с изменениями у клиентов, которых лечили другими видами терапии. Гуманистическая терапия оказывается особенно эффективной у клиентов с депрессией или проблемами в отношениях. Однако личностно-центрированная терапия, по-видимому, немного менее эффективна, чем другие формы гуманистической терапии, в которых терапевты дают клиентам больше советов и предлагают темы для изучения.

      Если терапия оказалась безуспешной, клиент не будет двигаться в направлении саморазвития и принятия себя. Вместо этого он или она могут продолжать демонстрировать поведение, отражающее пагубные установки или жесткие модели мышления.

      КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

      Конгруэнтность — Качество клиентоцентрированного терапевта, состоящее в открытости к клиенту.

      Эмпатия — Качество клиентоцентрированного терапевта, характеризующееся тем, что терапевт выражает признательность и понимание точки зрения клиента.

      Группы встреч — Термин, введенный Карлом Роджерсом для групп, проводимых терапевтами, которые сосредоточены на личном исследовании, переживании здесь и сейчас (то есть на чувствах и межличностном обмене, происходящем в групповой обстановке) и искреннем беспокойстве. и честность среди участников.

      Эмпирическая терапия — Подход к терапии, который фокусируется на переживании внутренних чувств, а не на обсуждении проблем в бессвязной, интеллектуальной манере. Хотя она основана на личностно-центрированной терапии, эмпирическая терапия является более директивной, поскольку использует техники различных терапевтических подходов для извлечения внутренних переживаний человека.

      Движение человеческого потенциала — Движение, восходящее к началу 1900-х годов, которое отражало измененный взгляд на человеческую природу от изначально испорченного к изначально хорошему.

      Недирективная терапия — Подход к терапии, при котором терапевт активно пытается избегать советов, интерпретаций или иного воздействия на мысли или высказывания пациента.

      Игровая терапия — Тип психотерапии для маленьких детей, включающий использование игрушек и игр для построения терапевтических отношений и поощрения самовыражения ребенка.

      Процессуально-эмпирическая терапия — группа терапий, основанных на личностно-ориентированном подходе, включающем элементы когнитивной и гештальт-терапии.

      Самоактуализация — Вера в то, что все люди имеют врожденную склонность к росту и самосовершенствованию.

      Я-концепция — отношение к себе.

      Обучение чувствительности — Обучение, проводимое в Т-группах для снижения напряженности и расовых предрассудков среди населения.

      Т-группы — сокращение от «группы обучения базовым навыкам», которые были сосредоточены на обучении и обсуждении социальных проблем, личных проблем, возникших вне группы, и проблем из прошлого.

      Безусловное положительное отношение — Качество клиентоцентрированного терапевта, характеризующееся безоценочным принятием терапевтом клиента.

      Несколько факторов могут повлиять на успех личностно-центрированной терапии. Если человек не заинтересован в терапии (например, если он или она были вынуждены посещать терапию), этот человек может плохо работать вместе с терапевтом. Другим фактором может быть мастерство терапевта. Как правило, клиенты склонны не замечать случайные неудачи терапевта, если установились удовлетворительные отношения. Терапевт, которому постоянно не удается продемонстрировать безусловное положительное отношение, конгруэнтность или эмпатию, не может эффективно использовать этот тип терапии. Третий фактор — уровень комфорта клиента при недирективной терапии. Некоторые исследования показали, что некоторым клиентам может надоесть, расстроить или раздражать роджерианский стиль терапевтического взаимодействия.

      КНИГИ

      Каин, Дэвид Дж., изд. Гуманистическая психотерапия: Справочник по исследованиям и практике . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2001.

      Гринберг, Лесли С., Джин С. Уотсон и Жермен Ли-Тауэр, ред. Справочник по экспериментальной психотерапии . Нью-Йорк: Guilford Press, 1998.

      Роджерс, Карл. Клиент-центрированная терапия . Бостон: Houghton Mifflin, 1951.

      Роджерс, Карл. О становлении человеком . Бостон: Houghton Mifflin, 1961.

      Роджерс, Карл. Способ существования . Бостон: Houghton Mifflin, 1980.

      Сакс, Райнер и Роберт Эллиотт. «Исследование процесса-результата переменных гуманистической терапии». В Гуманистическая психотерапия: Справочник по исследованиям и практике под редакцией Дэвида Дж. Кейна. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2001.

      Торн, Брайан и Элке Ламберс, ред. Личностно-ориентированная терапия: европейская перспектива . Лондон, Великобритания: Sage Publications, 1999.

      ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

      Кан, Эдвин. «Критика ненаправленности в личностно-ориентированном подходе». Журнал гуманистической психологии 39, вып. 4 (1999): 94-110.

      Кенсит, Дениз А. «Теория Роджера: критика эффективности чистой клиентоцентрированной терапии». Консультативная психология Ежеквартально 13, вып. 4 (2000): 345-351.

      Майерс, Шэрон. «Эмпатическое слушание: отчеты о том, как быть услышанным». Журнал гуманистической психологии 40, вып. 2 (2000): 148-173.

      Уокер, Майкл Т. «Практическое применение роджерианской точки зрения в постмодернистской психотерапии». Journal of Systemic Therapies 20, вып. 2 (2001): 41-57.

      Уорд, Элейн, Майкл Кинг, Маргарет Ллойд, Питер Бауэр, Бонни Сиббалд, Шэрон Фаррелли, Марк Гэббей, Николас Тарриер и Джулия Аддингтон-Холл. «Рандомизированное контролируемое исследование недирективного консультирования, когнитивно-поведенческой терапии и обычной помощи врача общей практики для пациентов с депрессией. I: Клиническая эффективность». Британский медицинский журнал 321, вып. 7273 (2000): 1383-1388.

      ОРГАНИЗАЦИИ

      Ассоциация развития личностно-ориентированного подхода. http://www.adpca.org

      Центр изучения личности. 1150 Silverado, Suite 112, La Jolla, California 92037. (858) 459-3861. http://www.centerfortheperson.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *