Коффка гештальтпсихология: Курт Коффка — Психологос

📖 Курт Коффка (1886–1941), Глава 12 Гештальт — психология. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 221. Читать онлайн


Среди основателей гештальт — психологии Курт Коффка, возможно, был самым изобретательным. Он родился и вырос в Берлине и там же получил образование в местном университете, проявив исключительный интерес к естественным наукам и философии. В дальнейшем он изучал психологию под руководством Карла Штумпфа и получил докторскую степень в 1909 году. В 1910 году Коффка начал свое длительное и плодотворное сотрудничество с Вертхеймером и Келером в стенах Франкфуртского университета. На следующий год он получил место в университете Гиссена, в 40 милях от Франкфурта, где проработал до 1924 года. Во время первой мировой войны он работал в психиатрической клинике, помогая пациентам с черепно — мозговыми травмами, а также страдающим от афазии.

После войны, когда психологи Соединенных Штатов познакомились с новой научной школой, оформившейся в Германии, Коффка написал статью для американского журнала «Психологический бюллетень». Эта статья, получившая название «Перцепция: введение в гештальт — теорию» (Koffka. 1922), содержала основы гештальт — психологии, а также результаты многих исследований и их оценки. Хотя эта статья имела важное значение в качестве первого объяснения американским психологам смысла нового научного направления, все же движению в целом, она, по — видимому, оказала плохую услугу. Дело в том, что ее заглавие, содержащее слово «перцепция», привело к недоразумению, которое рассеялось только через много лет: у многих, прочитавших эту статью, сложилось впечатление, что гештальт — теория имеет дело только с перцепцией и не имеет отношения к другим областям психологии На самом же деле гештальт — психология в значительной мере затрагивала проблемы мышления и научения, а в конечном итоге и все аспекты сознательного опыта.

Главная причина, по которой основатели гештальтпсихологии сконцентрировали свои публикации на проблеме перцепции, была обусловлена самим духом времени: психология Вундта, против которой восстали сторонники нового учения, получила свою основную поддержку благодаря результатам исследований ощущений и восприятий, поэтому они выбрали перцепцию в качестве исходного пункта для критики Вундта в его собственной научной цитадели. (Michael Wertheimer. 1979. P. 134.)

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития» (Die grundlagen der psychischen Entwicklung), посвященную формированию детской психологии и имевшую успех и в Германии, и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина, а в 1927 году он получил место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти в 1941 году. В 1933 году Коффка издал книгу «Принципы гештальт — психологии» (Principles of gestalt Psychology), которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

10. Гештальт-психология. ( м. Вертгеймер., в. Келлер., к. Коффка., к. Левин.)

Когда в Соединенных Штатах вспыхнул бихевиористский «бунт» против психологии сознания, в Германии другая группа молодых исследователей отвергла психологический «истеблишмент» с не меньшей решительностью, чем Уотсон. Эта группа стала ядром новой научной школы, выступившей под названием гештальт-психологии (от нем. Gestalt – форма, структура).

Ядро образовал триумвират, в который входили Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941). Они встретились в 1910 году во Франкфурте-на-Майне в Психологическом институте, где Вертгеймер искал экспериментально ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а Келер и Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов опытов. В этих дискуссиях зарождались идеи нового направления психологических исследований.

Схема опытов Вертгеймера была проста. Вот один из вариантов. Через две щели – вертикальную и отклоненную от нее на 20-30 градусов – про пускался с различными интервалами свет. При интервале более 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом, при интервале менее 30 миллисекунд – одновременно; при интервале около 60 миллисекунд возникало восприятие движения. Вертгеймер назвал это восприятие фи-феноменом. Он ввел специальный термин, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость (вопреки обще принятому в ту эпоху мнению) к сумме ощущений от раздражения сперва одних пунктов сетчатки, а затем других. Сам по себе результат опытов был тривиален. Вертгеймер использовал давно уже изобретенный стробоскоп, позволяющий при вращении с известной скоростью отдельных дискретных изображений создать видимость движения – принцип, приведший к созданию кинопроектора. Вертгеймер видел смысл своих опытов в том, что они опровергали господствующую психологическую доктрину:

в составе сознания обнаруживались целостные образы, неразложимые на сенсорные первоэлементы. Результаты его изучения были изложены в статье «Экспериментальные исследования видимого движения» (1912). От этой статьи принято вести родословную гештальтизма. Его главный постулат гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы.

Гештальтисты сделали следующий шаг сравнительно с функционалистами, а именно отказались от дополнительных элементов (или актов), которые извне упорядочивают сенсорный состав сознания, придавая ему структуру, форму, гештальт, и утвердили постулат о том, что структурность

изначально присуща самому этому составу.

Гештальтисты, усматривали главную задачу в том, чтобы дать новую интерпретацию фак там сознания как единственной психической реальности.

Гештальтисты приняли третий вариант интроспективного метода, получивший название феноменологического. В поисках путей проникновения в реальность душевной жизни во всей ее полноте и непосредственности предлагалось занять позицию «наивного» наблюдателя, не отягченного предвзятыми представлениями об ее строении.

Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, с точки зрения гештальтистов, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, доказывали эти ученые, зависит его поведение и понимание ситуаций.

Сам процесс психического развития, с точки зрения гештальт-психологии, делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. Один из основоположников этого направления Коффка подчеркивал их независимость, доказывая, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее, обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, процесс созревания не ускоряет обучение.

Доказательства этого подхода к развитию психики гештальтисты искали как в исследовании формирования познавательных процессов (восприятия, мышления), так и в развитии личности ребенка. Изучая. Процесс восприятия, они утверждали, что основные свойства восприятия появляются постепенно, с вызреванием гештальтов.

Так появляется константность и правильность восприятия, а также его осмысленность.

Исследования-развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что у ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Так, у новорожденных детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок одного-двух месяцев может не узнать даже близкого взрослого, если он поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела. Развивается и восприятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное – как фигура.

По степенно окрашенное делится на теплое и холодное, и в окружающем дети выделяют уже несколько на боров «фигура-фон». Это неокрашенное-окрашенное теплое, неокрашенное-окрашенное холодное и т.д. Таким образом, единый прежде гештальт пре вращается в несколько, уже более точно отражающих цвет. Со временем и эти образы дробятся: в теп лом выделяются желтый и красный цвета, а в холод ном – зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение длительного времени, пока, наконец, ребе нок не начинает правильно воспринимать все цвета. Таким образом, Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван

«трансдукция» Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но их отношения.

В.Келер. считал, что обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс «переструктурированием гештальта» и считал, что он происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта. Для того, чтобы подчеркнуть мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, Келер дал этому моменту переструктурирования название «инсайт», т.е. озарение. Как помнит читатель, Бюлер пришел к сходному вывод, назвав его «ага-переживание».

Келер провел эксперимент, в котором детям предлагалось достать машинку, расположенную высоко на шкафу. Для того чтобы ее достать, надо было использовать разные предметы – лесенку, ящик, стул. Оказалось, что если в комнате была лестница, дети быстро решали предложенную задачу. Сложнее было в том случае, если надо было догадаться использовать ящик. Но наибольшие затруднения вызывал вариант, когда в комнате не было других предметов, кроме стула, который надо было отодвинуть от стола и использовать как под ставку. Келер объяснял эти результаты тем, что лестница с самого начала осознается функционально как предмет, помогающий достать что-то расположенное высоко. Поэтому ее включение в гештальт со шкафом не представляет для ребенка трудности. Включение ящика уже нуждается в некоторой перестановке, так как ящик может осознаваться в нескольких функциях. Что же касается стула, то он осознается ребенком не сам по себе, но уже включенным в другой гештальт – со столом, с которым он представляется ребенку единым целым. Поэтому для решения данной задачи детям надо сначала разбить целостный образ «стол-стул» на два, а затем уже стул соединить со шкафом в новый образ, осознав его новую функциональную роль.

Понятие об инсайте (от англ. insight – усмотрение) стало ключевым в гештальт-психологии. Ему был придан универсальный характер. Оно стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведения, которые Торндайк и бихевиористы объясняли принципом «проб, ошибок и случайного успеха».

Так произошла первая конфронтация двух молодых, только еще зарождавшихся психологических направлений – гештальтизма и бихевиоризма. Смысл конфронтации обычно видят в характере ответа на вопрос, постепенно или мгновенно решается интеллектуальная (поведенческая) задача. В одном случае при инсайте нужный вариант действия находится сразу же, в другом он отбирается путем длительных поисков. Такое объяснение упускает из виду категориальные основания различий между двумя психологическими школами.

Гештальтизм отстаивал идею целостности в противовес бихевиористскому взгляду на сложную реакцию как сумму элементарных. Гештальтизм действительно положил немало сил на борьбу с «атомистскими» представлениями о сознании и поведении. Но если ограничиться этим теоретическим аспектом, то остаются в тени различия более существенного, категориального порядка.

Гештальтизм, следуя интроспективной традиции, считал единственными психологическими фактами непосредственно испытываемые субъектом феномены сознания.

Ощущая несовместимость этой традиции с естественнонаучным подходом, гештальтисты пытались соотнести феноменальный «мир» с реальным, физическим.

20-е годы ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальт-психологии. Они касались главным образом процессов восприятия, притом зрительного. Было предложено множество законов гештальта (их насчитывали 114). К ним, в частности, относились уже знакомые нам «фигура и фон» и «транспозиция» (реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношение).

Принцип «транспозиции» иллюстрирует следующий модельный эксперимент, проведенный Келером над курами, у которых вырабатывалась дифференцировка двух оттенков серого цвета. Куры научались клевать зерна, разбросанные на светлом квадрате, отличая его от находившегося рядом темного. В контрольном опыте тот квадрат, который послужил положительным раздражителем, оказывался рядом с еще более светлым квадратом. Куры и выбирали этот последний. Они, таким образом, реагировали не на абсолютную светлоту, а на соотношение светлот (на «более светлое»). Их реакция, по Келеру, определялась законом «транспозиции».

Идея имманентной трансформации «когнитивного (познавательного) поля» безотносительно к реальной предметной деятельности создала тупиковую ситуацию и в гештальтистских исследованиях мышления человека. Этой проблеме была посвящена оставшаяся незаконченной книга Вертгеймера «Продуктивное мышление» (1945). Опыты проводились над детьми. Были использованы также интервью с Эйнштейном. Исходя из общего положения гештальтистов, что подлинное мышление является «инсайтным», а инсайт предполагает схватывание целого (например, принципа решения проблемы), Вертгеймер выступил против традиционной практики обучения в школе.

Вертгеймер доказывал, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения, причем хорошая схема дает возможность посмотреть на нее с разных точек зрения, т.е. позволяет создать из элементов, которые входят в ситуацию, разные гештальты. Этот процесс создания разных образов с постоянными элементами и является процессом творчества, и чем больше различных значений получат предметы, включенные в эти образы, тем более высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Поскольку такое переструктурирование легче производить на образном (а не на вербальном) материале, то неудивительно, что Вертгеймер пришел к выводу: ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Он также говорил, что упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и того же образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции.

Вскоре американские психологи смогли познакомиться с идеями новой школы непосредственно из уст ее лидеров. В 1924 году в Корнельский университет был приглашен для чтения лекций Коффка, в 1925 году в Гарвардский университет был приглашен Келер.

Гештапьтпсихология — психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX в. Создала целостный подход к изучению психики и сознания, выдвинув в качестве первого основного принципа принцип целостности, противопоставила его механическому принципу психологии элементов. Под «гештальтом» представители этого направления понимают целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к свойствам входящих в его состав частей. Гештальтпсихология — приблизительный перевод с немецкого — психология формы.

История гештальтпсихологии берет начало в Германии в 1912, когда М.Вертгеймер исследовал т.н. «фи-феномен» – иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Такой эффект «движущейся картинки» создает, например, последовательное включение–выключение неоновых или электрических ламп в обрамлении неподвижной рамки. Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, в приведенном примере движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя. К Вертгеймеру вскоре присоединились В.Кёлер и К.Коффка, благодаря которым гештальт-подход проник во все области психологии. В противовес представлениям ассоцианистов о том, что образ создается через синтез отдельных элементов и свойства целого определяются свойствами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода в науке). Т.е. восприятие не сводится к сумме отношений, свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей. Гештальтпсихологи пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона — как структурированная целостность из менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры (понятия фигуры и фона — важнейшие для ГП). Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении так называемых двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное «переструктурирование» ситуации). Согласно гештальтпсихологии, для человека существуют два отличных друг от друга мира: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений). Гештальтпсихология рассматривала этот последний мир в двух отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия). Следовательно, психологические законы сводились в гештальтпсихологии к законам физиологии мозга. Вместе с тем гештальтпсихология не отказывается и от изучения феноменов сознания методом самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений. Различные формы гештальтов изучались в гештальтпсихологии на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т.ч. отношений «фигуры-фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены так называемые факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, например, трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля — закон прегнантности, т.е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. Ввела в психологический оборот такие понятия, как проблемная ситуация, инсайт, а также новый метод экспериментального исследования мышления — метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок гештальтпсихологии и предполагал подлинно объективное исследование процессов и мышления (М.Вертгеймер, К.Дункер и др.). В 20-е годы XX в. К.Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную гештальтпсихологией, введя в нее «личностное измерение«. К.Левин объяснял множество психологических феноменов в терминах разработанной им на основе принципа целостности теории поля. Гештальт-психологи (Вертгеймер, Кёлер, Коффка) сосредоточились на ощущении, Левин — на мирооощущении. В то же время основные положения гештальт-психологии нашли отражение в его теории. А именно следующие:

1.Образ мира, явления (иными словами — гештальт) создается не путем синтеза отдельных элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен. То есть гештальт не является простой суммой частей, а представляет собой целостную структуру. Разумеется, в структуре можно выделить и исследовать отдельные части, но нельзя сказать, что целое определяется особенностями частей, напротив — каждая часть зависит от целого, от своей в него включенности.

2.Образ создается в «данный момент» (ad hoc) посредством инсайта, прошлый опыт в его создании существенной роли не играет. Этот тезис явился основным объектом критики гештальт-психологии в целом и теории Левина в частности. На это Левин возражал, что образы прошлого конечно же могут актуализироваться «в данный момент» и повлиять на поведение человека, но это совсем не такое влияние, которое акцентируют сторонники психоанализа и бихевиоризма.

3.Принцип изоморфизма, утверждающий тождество закономерностей в разных науках (например, психологические закономерности тождественны физическим). Следуя именно этому принципу, Левин использовал систему описания психических явлений, принятую в физике, химии, математике

Согласно Левину, жизненное пространство каждого человека включает все влияния, воздействующие на организм в данный момент. Эти влияния, которые Левин называл психол. фактами, включают в себя внутренние «события», такие как голод или усталость, и внешние события, например социальную ситуацию, а также (что, впрочем, менее важно) воспоминания о прошлом опыте. Графически личное жизненное пространство он представлял в виде эллипса. Сам же человек может быть представлен в форме кружка, расположенного внутри эллипса.

В рамках теории поля Курт Левин предлагает схему психологического изучения человеческого поведения, которая имеет целый ряд отличительных особенностей:

1. Согласно ей, анализ поведения должен основываться на общей ситуации. В объяснение поведения включается более широкий круг явлений, чем объединение отдельных элементов типа раздражителей и реакций.

2. Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту. Это означает, что объяснение должно быть психологичным. При этом детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься психологически. В связи с этим к основным компонентам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как это пытается доказать бихевиоризм, а воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия. Психологическому анализу должно подлежать таким образом не только все, что происходило с действующим субъектом в нем самом и окружении, но и другие факторы, влияющее на поведение.

3. Для объяснения поведения описания простых связей в смысле ассоциации «раздражитель-реакция» явно недостаточно. Согласно Курту Левину, в основе всякого поведения лежат силы, основными из которых являются потребности.

4. Простая классификация наблюдаемых феноменов не идет дальше описательного уровня и может стать причиной неверного объяснения, поскольку внешне одинаковое поведение не обязательно связано с одними и теми же причинами. Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы, сочетание которых позволяло бы объяснить каждый конкретный случай.

5. На поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события сами по себе не могут определять поведение в настоящий момент, они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое. Прошлые и будущие события могут лишь внести свой вклад в структуру общей ситуации и несколько изменить композицию поля, но не более. Но, тем ни менее, их влияние может сказываться на актуальных состояниях субъекта и его окружения.

К основным понятиям теории поля относятся:

Жизненное пространство. Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение — это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния не психических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.

Регионы и границы. Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства — все, что может быть осознано человеком. Событие — результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.

Локомоции. Связь между регионами осуществляется посредством локомоций. Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе. Например, мечты могут являться ирреальными локомоциями, связанными с регуляцией напряжения, вызванного потребностями, которые в данный момент времени невозможно удовлетворить в физическом пространстве. Если мечты не снижают напряжения, человек задействует для разрядки другие регионы. Если локомоции в доступных человеку регионах не снижают уровень напряжения, а остальные регионы характеризуются жесткостью границ «на входе», то поведение человека может описываться как навязчивое. Когда мы выводим событие, например локомоцию. .. из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам.

Принцип связности (событие — всегда результат взаимодействия двух и более фактов).

Принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт — это актуально существующий в жизненном пространстве факт).

Принцип одновременности (лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем).

Временная перспектива. Курт Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленного масштабами жизненных ситуаций, определяющих границы «психологического поля в данный момент». Это поле включает в себя не только настоящее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем — желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. Сам же термин «временная перспектива» был введен в науку Л. Франком в 1939 году для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека.

Валентность. Еще один конструкт, используемый Куртом Левиным для анализа психических феноменов и входящий в понятийный аппарат теории поля, это валентность. Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий — отрицательную. Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность.

Напряжение, существующее в психологическом пространстве человека, обусловливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван уровень напряжения понизить. Если на человека действуют несколько сил, то его локомоции направлены в сторону их результирующей. На рисунках, как это принято в физике, сила обозначается вектором. «Сила, или «тенденция к передвижению», имеет концептуально иной характер, чем действительное передвижение, хотя передвижение — это один из признаков (операциональное определение) для констелляции сил…». Сила обусловлена величиной валентности, присущей объекту в данный момент времени.

Курт Коффка – Восприятие и гештальт-психология

Кольцо Коффка – Коффка предложил пример того, как можно управлять одновременным контрастом, изменяя пространственную конфигурацию. Верхнее правое кольцо кажется почти однородным по цвету. Когда стимул разделяется на две части, как показано в левом верхнем углу, два полукольца кажутся разными оттенками серого. Две половины теперь имеют отдельные личности, и каждая воспринимается в своем собственном контексте. Новый вариант, включающий прозрачность, показан ниже. Левый и правый полублоки перемещаются вертикально, и новая конфигурация приводит к совершенно другой организации восприятия и сильной иллюзии легкости.

18 марта 1886 года родился немецкий психолог Курт Коффка . Коффка вместе с Максом Вертгеймером и его ближайшими соратниками Вольфгангом Кёлером основали гештальт-психологию. Интересы Коффки были широкими, и они включали: восприятие, нарушения слуха у пациентов с повреждением головного мозга, интерпретацию, обучение и распространение теории гештальта на психологию развития.

«Поведение, конечно, возможно и без науки. Люди продолжали заниматься своими повседневными делами задолго до того, как зажглась первая искра науки. И сегодня живут миллионы людей, действия которых не определяются ничем, что мы называем наукой. Однако наука не могла не приобретать все возрастающее влияние на поведение людей. Краткое и грубое описание этого влияния прольет новый свет на науку. Преувеличивая и схематизируя различия, можно сказать: на донаучной стадии человек ведет себя в ситуации так, как ситуация велит ему вести себя. Первобытному человеку каждая вещь говорит, что она из себя представляет и что он должен с ней делать: плод говорит: «Съешь меня»; вода говорит: «Выпей меня»; гром говорит: «Бойся меня», а женщина говорит: «Люби меня». 0013
— Курт Коффка, Принципы гештальт-психологии, 1935

Молодежь и образование

Курт Коффка родился 18 марта 1886 года в Берлине, Германия, в семье своего отца Эмиля Коффки, юриста, и матери Луис Леви, протестантки еврейского происхождения. В начале жизни Коффки его дядя-биолог пробудил в нем интерес к области философии и науки. Он научился говорить по-английски у английской гувернантки и с 1892 по 1903 год получил образование в гимназии Вильгельма, считавшейся одной из самых известных школ города. Он провел 19 лет03-1904 в Эдинбургском университете в Шотландии, где он научился свободно говорить по-английски. С 1904 по 1907 год Коффка был зачислен в Берлинский университет как студент-психолог, нарушив семейную традицию, но он нашел себя в этой области как дома и в 1909 году защитил там докторскую диссертацию, будучи учеником Карла Штумпфа, защитив диссертацию по экспериментальным исследованиям. Untersuchungen zur Lehre vom Rhythmus (1909; Экспериментальные исследования ритма ). В 1909 году Коффка женился на Мире Кляйн, которая была подопытной в его исследованиях. В 1923 года они развелись, и он женился на Элизабет Альгримм, которая недавно защитила докторскую диссертацию в Гиссене. Три года спустя, в 1926 году, они развелись, и Коффка снова женился на Мире, но в 1928 году они развелись во второй раз, и он снова женился на Элизабет.

Рождение гештальт-психологии

В 1908/1909 годах он был ассистентом в психологической лаборатории Йоханнеса фон Криса во Фрайбурге, а в 1909/1910 годах он был ассистентом в Вюрцбурге, сначала у Освальда Кюльпе, а затем, после того, как Кюльпе уехал в Бонн , Карлу Марбе.[2] Коффка уже работал во Франкфуртском университете, когда Макс Вертгеймер прибыл в 1910 и пригласил Вольфганга Коффку принять участие в его исследовании феномена Фи [3]. Эта работа привела к статье Вертхаймера о восприятии движения, которая ознаменовала рождение гештальт-психологии в 1912 году.[2,3] Само движение возникло как протест против редукционистских теорий, которые тогда были в ходу. Эти теории предполагали, что если психология должна быть наукой, она должна найти способы анализа своего предмета на составные элементы. За отправную точку брался опыт, но элементы, на которые он распадался, зачастую совершенно не соответствовали качеству изучаемого опыта. Например, до исследований Вертгеймера движение обычно трактовалось как переживание последовательности состояний покоя, состояний, которые не проявляли сущностного характера движения.[2]

Что такое гештальт-психология?

Гештальт-психология — это попытка понять законы, лежащие в основе способности приобретать и поддерживать осмысленное восприятие в явно хаотичном мире. Центральный принцип гештальт-психологии заключается в том, что разум образует глобальное целое с самоорганизующимися тенденциями. Однако предполагаемые физиологические механизмы, на которых основывается гештальт-теория, плохо определены, и их существование не подтверждается. При изучении восприятия гештальт-психологи утверждают, что восприятие является продуктом сложных взаимодействий между различными стимулами. Вопреки бихевиористскому подходу к сосредоточению внимания на стимуле и реакции, гештальт-психологи стремились понять организацию когнитивных процессов.

Академическая карьера

В 1911 году Коффка перешел в Гиссенский университет и в 1914 году стал приват-доцентом. Во время Первой мировой войны он работал в армии на должности, которая позже привела его к званию профессора и к участию в Берлинской школе экспериментальной психологии. В 1924 году Коффка отправился в Соединенные Штаты, где с 1924 по 1925 год был приглашенным профессором Корнельского университета, а два года спустя — в Университете Висконсин-Мэдисон.

Рост разума

В 1913 году Коффка начал редактировать серию публикаций под названием Beiträge zur Psychologie der Gestalt ( Вклад в психологию гештальта ). Американские психологи познакомились с гештальт-психологией в 1922 году в его статье, озаглавленной: Восприятие: введение в гештальт-теорию , опубликованной в Psychological Bulletin. Одним из основных вкладов Коффки была книга «Развитие разума » в 1921 году. Коффка хотел предоставить какие-то доказательства, поддерживающие гештальт-психологию в области психологии развития. В 1935 он написал « Принципы гештальт-психологии », которые помогли членам гештальт-группы и их ученикам объединить свои гештальт-точки зрения. Это также наиболее заметно по таким темам, как восприятие, обучение и память.

Индивидуальные ощущения и человеческий разум

Коффка утверждал, что человеческий разум естественным образом организует индивидуальные ощущения и переживания в значимые целостности. В одной из первых статей на английском языке, которую Коффка написал в 1922 г., он предложил свою гипотезу младенческого восприятия, говоря о том, что младенцы сначала не могут различать отдельные предметы, а воспринимают все целостно. По мере взросления младенцы учатся различать отдельные объекты и реагировать на них. Таким образом, вместо того, чтобы строить значение из отдельно воспринимаемых элементов, Коффка предположил, что мы сначала воспринимаем впечатление от всей окружающей среды, а затем постепенно различаем и выделяем в ней отдельные предметы, часто не замечая отдельных элементов, из которых состоят эти предметы. 4]

Сенсомоторное обучение

Коффка считал, что большая часть раннего обучения — это то, что он назвал «сенсомоторным обучением», то есть типом обучения, которое происходит после следствия. Например, ребенок, дотронувшийся до горячей плиты, научится больше к ней не прикасаться. Коффка также считал, что во многом обучение происходит путем подражания, хотя он утверждал, что важно не понимать, как работает подражание, а скорее признать, что это естественное явление. По Коффке, высшим типом научения является научение через представление, использующее язык. Коффка отмечает, что важным моментом в развитии детей является момент, когда они понимают, что предметы имеют имена.

В 1927 году Коффка принял должность в колледже Смита в Нортгемптоне, штат Массачусетс, которую он сохранял до своей смерти в 1941 году от коронарного тромбоза.

Ссылки и дополнительная литература:

  • [1] Курт Коффка, немецкий психолог, в Britannica Online
  • [2] «Коффка, Курт». Международная энциклопедия социальных наук. . Энциклопедия.com
  • [3] Макс Вертхаймер и гештальт-психология, блог SciHi, 15 апреля 2016 г.
  • [4] Курт Коффка, в The New World Encyclopaedia
  • [5] Веб-сайт гештальт-психологии Международного общества гештальт-теории и ее приложений — GTA
  • [6] Курт Коффка, (1922) Восприятие: введение в гештальт-теорию
  • [7] Курт Коффка в Wikidata
  • [8] Принципы гештальта. Как психология влияет на вашу стратегию дизайна, Art with Kunstler @ youtube
  • [9] Хронология немецких психологов, через DBpedia и Wikidata 9.0071

Курт Коффка — Соучредитель гештальт-психологии, применяет принципы гештальта к развитию ребенка — социальное восприятие, Макс Вертхаймер, эксперименты и исследования

1886-1941
Немецко-американский психолог-экспериментатор и основатель гештальт-движения.

Работая с Максом Вертхаймером и Вольфгангом Кёлером , Курт Коффка помог создать теории Гештальт психологии . Именно Коффка продвигал эту новую психологию в Европе и представил ее Соединенным Штатам. Он отвечал за систематизацию гештальт-психологии в стройную совокупность теорий. Он расширил гештальт-теории до психология развития и его идеи о восприятии , интерпретации и обучении повлияли на американские образовательные теории и политику.

Сын Эмиля Коффки, адвоката и королевского советника по правовым вопросам, и Луизы Леви (или Леви), Коффка родился в Берлине, Германия, в 1886 году. Его раннее образование было в руках англоговорящей гувернантки, и брат его матери, биолог, способствовал его раннему интересу к философии и науке. После посещения гимназии Вильгельма и сдачи экзаменов Коффка учился в Берлинском университете у философа Алоиса Риля. В 1904-1905 Коффка учился в Эдинбургском университете в Шотландии, улучшая свой английский и знакомясь с британскими учеными и учеными. Вернувшись в Берлин, он сменил занятия с философии на психологию.

Первое опубликованное исследование Коффки, исследование его собственной дальтонизма, было проведено в лаборатории физиологии Вилибальда Нагеля. Коффка завершил свое докторское исследование в Берлине по восприятию музыкальных и визуальных ритмов под руководством Карла Штумпфа, одного из крупнейших психологов-экспериментаторов того времени.

Соучредитель гештальт-психологии

Коффка перешел во Фрайбургский университет в 1909 году в качестве ассистента физиолога Йоханнеса фон Криса, профессора медицинского факультета. Вскоре после этого он стал ассистентом Освальда Кюльпе и Карла Марбе в Вюрцбургском университете, крупном центре экспериментальной психологии. В том же году Коффка женился на Мире Кляйн, которая была подопытной для его докторского исследования. Следующий шаг Коффки в 1910 году оказался самым судьбоносным для его карьеры. Коффка и Келер стали работать ассистентами Фридриха Шумана в Психологическом институте во Франкфурте-на-Майне. Они делили лабораторию с Вертгеймером, изучавшим восприятие движения. Вскоре Вертгеймер, Коффка и Келер заложили теоретическую и экспериментальную основу гештальт-психологии. Их новый подход отверг механистическую психологию девятнадцатого века, которая пыталась свести опыт и восприятие к более мелким компонентам или ощущениям. Вместо этого они выступали за целостный подход к восприятию. Вертхаймер учился у феноменолога Кристиана фон Эренфельса, и трое ученых пытались объединить эту философию с экспериментальными методами. Коффка ушел, чтобы занять должность лектора в 9-м0005

Курт Коффка ( Архив истории американской психологии. Воспроизведено с разрешения.)

Университет Гессена в 1911 году, где он продолжил свои экспериментальные исследования зрительного восприятия и начал новые исследования памяти и мышления. Однако он поддерживал тесные связи с Вертхаймером и Кёлером.

В 1914 году Коффка вместе с Робертом Зоммером, директором психиатрической клиники в Гиссене, начал изучать слуха нарушений у пациентов с повреждением головного мозга. Во время Первой мировой войны он также работал для военных над локализацией звука. Коффка получил звание профессора экспериментальной психологии в 1918, должность, которая увеличила его преподавательские обязанности, но не его зарплату. В 1921 году, когда он стал директором Института психологии в Гиссене, он был вынужден собрать собственные средства для создания своей новой лаборатории. Тем не менее, Коффка и его ученики опубликовали многочисленные экспериментальные исследования в течение следующих нескольких лет, в том числе 18 публикаций в журнале Gestalt, основанном и редактируемом Вертгеймером, Кёлером и Коффкой.

Применяет принципы гештальта к развитию ребенка

Основная работа Коффки, распространяющая теорию гештальта на психологию развития, была опубликована в 1921. Он утверждал, что младенцы сначала воспринимают и реагируют целостно. Только позже они способны воспринимать отдельные ощущения, составляющие целое. Вскоре Коффку пригласили читать лекции в США, где его идеи были хорошо восприняты психологами. В 1922 году он опубликовал свою первую англоязычную статью о гештальт-теориях восприятия в Psychological Bulletin . Роберт Огден, редактор бюллетеня , перевел работу Коффки по психологии развития, и она была опубликована в 1919 г.24 as Рост разума: введение в детскую психологию . Эта работа, переведенная на множество языков, оказала большое влияние на теории обучения и развития. В 1923 году Коффка развелся со своей женой и женился на Элизабет Альгримм, которая только что защитила докторскую диссертацию. в Гиссене. Однако в том же году они развелись, и он снова женился на своей первой жене.

Гештальт-психология встретила резкое сопротивление со стороны традиционных психологов немецкой академии, и Коффка, как общественный защитник гештальта, столкнулся со многими препятствиями на пути к продвижению в Германии. Таким образом, он провел 1924–1925 г. в качестве приглашенного профессора Корнельского университета и 1926–1927 гг. в Висконсинском университете. В 1927 году Коффке предложили пятилетнюю должность профессора-исследователя Уильяма Аллана Нейлсона в колледже Смита в Нортгемптоне, штат Массачусетс. Непреподавательская должность включала оборудованную и финансируемую лабораторию, укомплектованную ассистентами. Он продолжил свои исследования зрительного восприятия, и его результаты были опубликованы в четырехтомнике Smith College Studies in Psychology (1930–1933), а также в немецком гештальт-журнале, который он продолжал редактировать. Коффка оставался профессором психологии в Смите до самой смерти. В 19В 28 лет он снова развелся и снова женился на своей второй жене Альгримм.

Коффка предпринял исследовательскую экспедицию в Узбекистан в 1932 году при финансовой поддержке Советского Союза. Однако приступ возвратного тифа, инфекции, переносимой вшами и клещами, вынудил его вернуться домой. На обратном пути он начал писать свой классический труд по психологии « Принципы гештальт-психологии », опубликованный в 1935 году. Опираясь на всю свою жизнь экспериментов, он распространил гештальт-теорию на многие области психологии, включая память и обучение. В своих более поздних лекциях и трудах Коффка применял принципы гештальта к широкому кругу политических, этических, социальных и художественных тем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *