Когда идти с ребенком к логопеду, ответы на главные вопросы
Молодые родители, наблюдая развитие малыша, с нетерпением ждут, когда он заговорит. Первыми возникают звуки, затем образуются слоги. Лишь после появляются слова. Вот уже кроха мило лепечет на своём языке. Но выясняется, что сын подруги к этому возрасту называл предметы и говорил фразами. Некоторых родителей это беспокоит. Что делать? Ждать, когда «разговорится»? Идти к логопеду? Давайте выяснять.
Диагноз «задержка или нарушение речевого развития» может поставить только врач. Ни опыт подруг, ни обсуждения на форуме не должны стать основанием для окончательных выводов. Однако, родители должны знать основные этапы речевого развития. Важно не пропустить ситуацию, когда действительно требуется обратиться к специалисту.
Признаки нормального развития речи
Речь – инструмент общения. Формирование речевого аппарата тесно связано с психическим развитием и приобретением жизненного опыта. Ребенок учится говорить, копируя взрослых. Мамины песенки, прибаутки, проговаривание действий способствуют освоению речи. А вот мультфильмы – наоборот замедляют процесс. Дети должны вовлекаться в диалог, а не просто слушать или смотреть картинки.
Если малыш с рождения слышит речь, то к 12 месяцам он освоит следующие навыки:
- Гуление – протяжное произнесение гласных звуков и слогов: га, ба, уа.
- Лепет – многократное повторение одного слога: мамама, бабаба, дадада.
- Первые слова, состоящие из простых слогов: мама, папа, баба.
- Могут появиться сложные слова, произносимые на собственный лад. Макая – маленькая, дека – девочка.
Активный словарь ребенка должен выглядеть следующим образом:
- 1,5 года – 20-40 слов;
- 2 – 50-200;
- 3 – 800-1000;
- 4 – 1600 – 1900;
- 5 лет – 1900-2200.
Нужно осознавать, что понятие нормы — относительно. Но ориентируясь на логопедический календарь, легче отследить, как идет речевое развитие детей.
Рекомендуемый возраст для визита к специалисту
Специалист, который работает с дефектами речи, называется детский логопед. Прежде чем записываться на прием, понаблюдайте.
- Если вы видите, что малыш до года понимает обращенную к нему речь, гулит, лепечет в ответ – развитие идет правильно.
- В 1,5-2 года появляются фразы и простые предложения.
- В 2-3 – маленький человек активно общается со сверстниками, обогащая словарный запас.
- В 3 — осваивает свистящие звуки, а в 4 – шипящие.
- Произношение сложных Р и Л устанавливается в 5-6 лет.
- Ребенок старше 6 четко говорит слова, свободно строит предложения, составляет рассказ.
Если вы заметили отклонения, проконсультируйтесь со специалистом. Идти к логопеду имеет смысл не раньше 2-х лет. Обязательно посетите врача перед школой.
Рассмотрим особенности речевого развития у дошкольников более подробно.
1 ГОД
От года до двух кроха осваивает около 20-60 слов. Они имеют значение предложений: называют предметы, людей или действия (мама, дай, на). Малыш выучивает сложные слова, которые называет на свой лад: «мако» — молоко. Логопеды говорят не исправлять ошибки, а самим правильно называть нужный предмет, повторяя за ребенком. Например: «Что ты будешь пить? Молоко?».
2 ГОДА
От 2-х до 3-х речь заметно совершенствуется. Простые слова заменяются сложными. Дети начинают использовать предложения, состоящие из нескольких слов. Малыш чаще задет вопросы: «Почему?», «Где?». Появляются прилагательные, предлоги, союзы. Речь становится выразительной, грамматически правильной. Может сохраняться смазанное произношение. Кроха пропускает буквы или меняет слоги местами. Говорит то правильно, то неправильно, а иногда вовсе предпочитает молчать.
3 ГОДА
С 3-х до 4-х лет активный словарь детей становится более обширным. К этому возрасту случается садик или школа развития, добавляется общение со сверстниками.
Появляются новые звуки, которые раньше малыш не мог правильно произносить. Ребенок учится употреблять глаголы, прилагательные. Согласует их с существительными. Умело пользуется местоимениями, знает понятие рода, числа. До 4-х лет дети осваивают обобщающие термины: посуда, одежда, животные. Могут дать оценку: хорошо, красиво, чисто. Способны заметить ошибки в произношении у сверстников.
4 ГОДА
С 4-х до 5-ти лет речь продолжает улучшаться. Четырёхлетка говорит связно, способен рассказать небольшую историю. Слова в предложении согласуются почти без ошибок. Могут быть трудности с образованием множественного числа. Например: карандаш – карандаши, зеркало – зеркалы. Если взрослый подскажет правильный вариант, малыш легко запомнит. Дети начинают «играть» звуками. Придумывают рифмы, поют песни, учат стихи. Способны запомнить и правильно назвать фамилию, имя, отчество. К пяти годам дети активно общаются, речевое развитие идет полным ходом.
5 ЛЕТ
В возрасте 5-6 лет происходит качественный скачок в развитии. Дети способны рассказывать не только истории из жизни, но пересказывать небольшие истории, описывать картинки. Ошибок становится меньше, а сложных слов и предложений – больше. Получается произносить Р и Л – самые непростые звуки. Звукопроизношение чёткое и правильное.
6 ЛЕТ
К шести годам речевой аппарат почти полностью сформирован. Дети готовятся к школе, где им предстоит освоить чтение и письмо. В этом возрасте родители обязаны обратить пристальное внимание на речь. Ребёнок должен говорить связно и понятно. Если наблюдаются речевые дефекты, необходимо привести малыша к логопеду.
Памятка для родителей
Чтобы разговорить ребенка, необходимо следовать советам специалистов.
- Будьте примером. Говорите правильно, разборчиво, называйте вещи своими именами. Обогащайте свой лексикон. Не бойтесь использовать сложные слова, не забывая пояснять их значение.
- Не злоупотребляйте соской-пустышкой.
- Если кроха предпочитает молчать, хотя умеет объясняться словами, перестаньте на время понимать жесты и мимику. Выполняйте просьбу, если ребенок пользуется речью.
- Избегайте малышовых слов, особенно если ребенок старше 2-х лет. Пусть лучше будет машина, чем «бибика». Кроха быстрее освоит правильное произношение.
- Исправляйте ошибки мягко. Не ругайте за неправильное произношение, не дразните, не смейтесь.
Если видите существенное нарушение речевого развития, обратитесь к логопеду. Специалист пригласит вас на логопедическое занятие или подскажет, как заниматься самостоятельно дома. Занятия по развитию речи проводятся также в детских садах.
14 причин для обращения к логопеду
- Малышу исполнилось 12 месяцев, а гуления и первого лепета не слышно.
- К 2-м кроха имеет в своем лексиконе менее 50 слов, совсем не использует фразы и предложения.
- Испытывает трудности с произношением простых звуков.
- Трёхлетка умеет говорить только на своём языке, но не пользуется даже несложными словами и фразами.
- Понимает родителей, но сам предпочитает молчать.
- Речь малыша заметно отличается от сверстников.
- В возрасте 4-5 лет мало и невнятно говорит, произношение смазано, наблюдаются явные речевые дефекты.
- После пяти лет малыш продолжает произносить многие звуки мягко: «сяпка» вместо шапка.
- Ребенок старше 6 лет произносит некоторые звуки неправильно. В норме к этому возрасту проблем быть не должно.
- Стал заикаться, повторять слоги.
- В возрасте старше 6 лет с трудом учит стихи, не в состоянии составлять рассказ, не может ответить на простые вопросы.
- Ученик 1-2 класса систематически испытывает проблемы с письмом.
- У ребенка была травма, после которой ухудшилась речь или письмо.
- Предстоит школа, но вы подозреваете, что с учёбой могут возникнуть трудности.
Теперь вы вооружены знаниями. Это поможет обнаружить проблему вовремя и обратиться за консультацией к специалисту для выяснения причины. Но всё же помните, что диагноз способен поставить только врач. Задача родителей – быть внимательными к ребенку и позаботиться о его правильном и гармоничном развитии.
С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые
Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.
Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь.
Когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать проблем в будущем.
Содержание статьи:
1. Признаки нормального развития речи
2. Рекомендуемый возраст для визита к специалисту
3. Поводы для обращения к логопеду
Признаки нормального развития речи
Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.
• Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
• В 23 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
• В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
• В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
• В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
• К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.
Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.
Рекомендуемый возраст для визита к специалисту
Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.
Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.
Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, то имеет смысл идти к педиатру. Логопед принимает детей с возраста 2 года.
Многие не задумываются над тем, в каком возрасте нужно обращаться к логопеду с ребёнком, считая, что речь разовьётся сама. Что в садике или в школе учителя исправят все проблемы. Потом ребёнка просят покинуть частный детский сад из-за проблем с развитием речи или оставляют на второй год в школе. Есть практика таких случаев и они не единичны.
Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот небыстрый процесс порой требует нескольких лет.
У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха, неврологу.
Поводы для обращения к логопеду
Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. В обывательском языке это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:
• Грамматику;
• Лексику;
• Умение выделять звуки и различать их.
Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.
Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».
Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.
Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.
Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.
Некоторые родители внимательно наблюдают за развитием дочери или сына, но они не знают, с какого возраста логопед может обследовать детей и взять их в работу. Ведь выявить проблему специалист может и в 2 года. Опытные логопеды владеют методиками помощи для детей всех возрастов от 2 лет.
В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.
Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избавит малыша от дефектов речи.
Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.
Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.
Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты. В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле будет решение имеющейся проблемы.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
5 причин, по которым взрослому нужен логопед
Логопеды, обычно называемые логопедами, — это медицинские специалисты, работающие с пациентами, у которых есть какие-либо проблемы с полостью рта. Эти проблемы варьируются от общего общения до голоса, языка и глотания.
Логопеды могут помочь пациентам улучшить их способность общаться и помочь им с расстройствами языка и горла. Логопед может лечить младенцев, детей и взрослых.
Пять важных причин, по которым взрослому человеку необходимо обратиться к логопеду, включают следующие:
1. Дисфазия и проблемы с глотанием
Рак и неврологические проблемы могут повлиять на движения губ, челюсти, языка, горла и гортани. Это может повлиять на глотание, жевание и речь, поэтому логопед может помочь вам восстановить эти движения или помочь вам научиться обходным движениям.
Вас, скорее всего, попросят пройти тест на глотание, во время которого вам дадут пищу, чтобы вы ее проглотили, а терапевт наблюдает, как двигаются области вашего рта и горла на мониторе. Монитор использует рентгеновскую технологию для захвата изображений в реальном времени.
2. Заикание
Заикание – это расстройство речи, при котором человек повторяет слова, растягивает их или с трудом произносит. Чувства могут влиять на заикание, и проблема может усугубляться напряжением или возбуждением.
Логопед может помочь взрослым, страдающим заиканием, преодолевая их ситуационные страхи и практикуя методы минимизации заикания. Могут быть определенные звуки, которые вам трудно произнести или закончить, и терапевт покажет вам, как справиться с этой проблемой, когда вы говорите.
3. Приобретенная апраксия
Апраксия — это нарушение речи и языковых способностей, вызванное повреждением головного мозга, которое может быть связано с заболеванием головного мозга или повреждением головного мозга в результате инсульта или травмы. Взрослые с апраксией могут испытывать трудности с правильным произношением слов, иметь речевые ошибки и несоответствия и постоянно нащупывать нужные слова. Ваш терапевт покажет вам, как снова восстановить свои разговорные способности.
4. Дизартрия
Дизартрия – двигательное нарушение речи, при котором речевые мышцы ослаблены, парализованы или повреждены. Это приводит к невнятной, неточной или трудной для понимания речи.
Взрослый с дизартрией не может контролировать свой язык, голосовые связки и гортань, ему трудно произносить слова. Ваш логопед научит вас общаться, несмотря на эти проблемы.
5. Афазия
Афазия — это частичная или полная потеря способности воспроизводить и даже обрабатывать язык, и эта проблема возникает в результате травмы головного мозга. Взрослый с афазией испытывает трудности с чтением, письмом, речью и пониманием языка.
У человека с афазией могут быть проблемы с называнием людей, предметов и событий, ему трудно складывать слова, он может путать слова и может говорить короткими фразами или отдельными словами. Логопед может помочь переобучить ваш мозг, чтобы улучшить навыки общения и понимания.
Логопед в Вустере, Огайо
Наши логопеды в учреждении HealthPoint общественной больницы Вустера могут решить проблемы с речью, возникшие в результате болезни или травмы. Наша команда логопедов состоит из сострадательных, сертифицированных логопедов, которые прошли повышение квалификации и имеют многолетний опыт лечения нарушений речи и глотания.
Для получения дополнительной информации о наших услугах логопеда вы можете связаться с нами в HealthPoint WCH. Позвоните (330) 202-3300 или заполните нашу онлайн-форму заявки, чтобы записаться на прием к логопеду. Мы с нетерпением ждем возможности стать вашим партнером в области здравоохранения!
Предупреждающие признаки того, что вам может понадобиться посещение логопеда
Если вы или ваш близкий человек испытываете трудности с общением, вам может помочь посещение логопеда в больнице Wooster Community Hospital. Независимо от того, связана ли проблема с пониманием языка, четкой речью или трудностями при глотании, вы можете положиться на процесс оценки и услуги по развитию навыков наших терапевтов.
К сожалению, многие люди не знают о симптомах, указывающих на необходимость обращения к логопеду. Это может помешать людям обратиться за помощью, в которой они нуждаются.
Вот некоторые предупреждающие знаки, которые указывают на то, что вам может понадобиться логопед.
Что такое проблемы с речью?Проблемы с речью – любые трудности с голосом (его слышимостью и четкостью), языком, глотанием. Некоторые из этих проблем возникают из-за аномалий развития или задержек. Другие возникают в результате травмы, болезни или состояния здоровья, которые нарушают использование и движение языка, челюсти, губ и горла.
Когда люди думают о проблемах с речью у детей, на ум могут прийти заикание или искажение звуков определенных слов. Когда дело доходит до проблем с речью у взрослых, различия, возникающие после инсульта или хронического заболевания, такого как рассеянный склероз, могут быть наиболее знакомыми.
Каковы признаки некоторых распространенных нарушений речи?Ниже перечислены некоторые распространенные расстройства речи, на которые следует обратить внимание:
АпраксияЭто неврологическое расстройство, при котором некоторым мышцам, связанным с речью, трудно правильно двигаться и формировать звуки и слова. По сути, мозг и мускулатура не взаимодействуют эффективно, и в результате больной не может ясно говорить.
Предупредительные признаки апраксии включают:
- Задержка речи и языковых навыков у детей
- Трудность перехода от одного слова или звука к другому
- Искажение общеупотребительных гласных звуков
Апраксия имитирует другие более мелкие проблемы с речью, поэтому для дифференциации диагнозов ваш логопед проведет полную оценку, чтобы исключить вводящие в заблуждение состояния.
ДизартрияЭто нарушение речи связано со слабостью мышц лица. Таким образом, многие звуки, как согласные, так и гласные, сильно искажаются. Это отсутствие ясности не устраняется при нормальном развитии ребенка. Другими словами, человек не вырастает из этой речевой проблемы.
АфазияЧасто перенесшие черепно-мозговую травму или инсульт больные афазией не могут правильно обрабатывать речь или произносить ее четко. Эта трудная проблема проявляется устно, а также когда человек читает и/или пишет.