Когда юность начинается: Юношеский (подростковый) возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?

Раздел V Ранняя юность

Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил.

Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17-21 год — для юношей и 16-20 лет — для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления (adolescence), содержанием которого и является переход от детства к взрослости и границы которого могут простираться от 12-14 до 25 лет. На Западе существует, а теперь и у нас приживается слово «тинэйджер» (или сокращенно — «тин») как общее название для любого, кому от 13 до 19 (число лет, в английском языке оканчивающихся на -teen).

В отечественной науке юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15-17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.

Конкретное содержание юности как возрастного этапа развития человека определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодого человека в обществе, объем знаний, которыми ему надлежит овладеть и которыми он имеет возможность овладеть, доступность культурных ценностей, характер социального окружения, общения и ряд других факторов. В настоящее время в нашей стране 15-17-летние юноши и девушки могут либо учиться в школе (государственной или негосударственной, частной), в профессионально-техническом училище или техникуме (воспитанники этих учебных заведений уже сделали свой первый профессиональный и жизненный выбор), либо работать или работать и учиться. Психологические и социологические исследования показывают, что таким образом различающиеся группы молодых людей отличны и по многим психологическим и социально-психологическим свойствам, хотя и находятся в одном и том же возрастном I периоде, решая, соответственно, близкие в своей основе задачи развития.

В данном разделе речь пойдет о тех проблемах, задачах, направлениях и формах профессиональной деятельности психолога, которые составляют содержание его работы со школьниками 15-17 лет, оказывающимися в периоде ранней юности. Несколько лет назад этот период совпадал с обучением в старших классах школы и поэтому назывался также старшим школьным возрастом, но сегодня учащиеся 15-17 лет, как правило, обучаются соответственно в IX, X и XI классах общеобразовательной школы, из которых IX класс — последний, «завершающий обучение в средней школе, и лишь X и XI классы в строгом

смысле слова относятся к старшим классам.

Глава 1. Общая характеристика возраста

§ 1. Особенности психического развития

В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование и функциональное развитие тканей и органов. В плане полового развития большинство юношей и девушек этого возраста находятся уже в постпубертатном периоде.

Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития. Если понимать социальную ситуацию развития так, как ее понимали Л. С. Выготский (который ввел это понятие), а затем Л. И. Божович, то есть, не просто как обстановку развития, а как «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является

типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу» (Божович Л. И., 1968, с. 152), то современную социальную ситуацию развития в юношеском возрасте можно описать следующим образом. Общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем сделать это не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбора.

Сегодня решения относительно выбора будущей профессии школьник по существу принимает дважды: первый раз — в IX классе, когда он выбирает форму завершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум и т. п.) либо же отказывается от продолжения образования; второй — в XI классе, когда планирует пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь. Отметим, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, в период бурных социально-экономических перемен, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка; школа также не оказывает ученику решающей помощи — отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологических и профконсультационных услуг.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее.

Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего.

Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие и мотивационной сферы, и познавательных процессов.

Считается, что к пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых.

В этом возрасте молодые люди приобретают основанную на развитии формального операционального мышления способность строить умозаключения, выдвигать гипотезы и предположения, которые основаны не только на наблюдаемых состояниях и свойствах объектов,

но и на их возможных, предполагаемых состояниях и свойствах. Эта способность проявляется не только при решении сугубо интеллектуальных или учебных задач, но и в социальных связях, межличностных отношениях. Юноши и девушки начинают подвергать сомнению ценности родителей, сравнивать их с другими, менее консервативными или лучше понимающими своих детей родителями, обвинять их в лицемерии — несоответствии их поведения провозглашаемым принципам. Юноша постоянно сравнивает действительное с возможным и нередко обнаруживает, что оно далеко от желаемого. Последнее нередко бывает характерно и для подростков, но старшеклассники могут строить свои умозаключения на этот счет уже на значительно более высоком интеллектуальном уровне, приходить к более широким и глубоким обобщениям.

Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши/девушки гораздо более сложной и индивидуальной, чем в более младших возрастах. У юношей этот процесс начинается раньше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация способностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания, поэтому (в особенности учитывая асинхронность развития разных подростков и юношей) многое из того, что сказано о развитии самосознания в предыдущей главе, посвященной подростковому возрасту, остается актуальным и для ранней юности. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, итожащее раннюю юность. Однако в ранней юности не завершается процесс личностного развития, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, поэтому можно считать, что новообразованием ранней юности является

социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению. Эта «психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного процесса роста его личности сейчас и в будущем» (Дубровина И. В., 1989, с. 8).

В основе готовности к самоопределению лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению означает формирование у юноши, девушки таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.

Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представлению об идентичности — понятию, наиболее часто встречающемуся при описании этого возраста зарубежными исследователями. Известный американский психолог Э. Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). По его мнению, идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Юность он связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие». (Эриксон Э., 1996, с. 33-34).

Перед подростком, обретшим способность к обобщению, а затем и перед юношей встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне (дочери), друге, рассказчике и т. д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спутанная идентичность». Часто «спутанная идентичность» бывает результатом трудного детства или тяжелого быта. Симптомы путаницы ролей, неуверенность в понимании того, кто он такой, нередко наблюдаются у несовершеннолетних правонарушителей. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы надеть родители, друзья и др. Но мнению Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности лучше даже идентифицировать себя с хиппи, tмалолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего «Я», своей идентичности.

В юности индивид оказывается ближе к историческому дню, чем когда бы то ни было, он становится «созвучен эпохе». Именно в юности человек конституирует себя как представитель определенного поколения, которое, в свою очередь, объединяется, «синхронизируется» какими-то важными для многих событиями общественной жизни, совпадением установок, вкусов, моды (Толстых А. В., 2000). Люди, как правило, на всю жизнь сохраняют любовь к той музыке, которую открыли для себя и полюбили в юности, к тому стилю в одежде, который когда доминировал, к тому типу женской и мужской красоты, который был в цене и который олицетворялся в любимых актрисах и актерах, наконец, к тем ценностям и идеалам, которым были привержены, входя во взрослую жизнь. Э. Шпрангер отмечал, что «в юности психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи». На это же обращал внимание и Э. Эриксон: «Именно в юности идеологическая структура среды становится для «эго» важной, потому что без идеологического упрощения Мира «эго» юного человека не способно организовать опыт в соответствии со своими конкретными возможностями и все большей вовлеченностью в события. Юность в таком случае — это период, в котором Индивид гораздо ближе к данному историческому моменту…» (Эриксон Э., 1996).

Эту созвучность эпохе, резонанс, который она вызывает именно в душе юношей и девушек, должен всегда учитывать практический психолог. Возможно, именно это обстоятельство более всего определяет специфику его работы со старшими школьниками, где конкретные задачи и приоритетные направления деятельности меняются значительно чаще (и следовательно, значительно быстрее устаревают многие полезные советы и инструкции), чем в более младших, более исторически устоявшихся возрастах.

В свое время Т. Томэ предложил различать два принципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий (Томэ Т., 1978). Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение. Для второго — «творческая ориентация, когда намерения, интересы юноши устремлены далеко в будущее и он в своей жизни ведет себя в известной степени независимо от того, что считается целесообразным или «разумным», активно включая различные новые познавательные и иные формирующиеся возможности в собственный образ жизни.

Прагматически ориентированные юноши и девушки, у которых доминируют материальные ценности и которые часто не стремятся получать образование, вызывают определенную тревогу. Не только потому, что не такие прагматично ориентированные молодые люди в действительности творят историю страны, народа, цивилизации, но и потому — и именно это важно с позиции практического психолога, — что их индивидуальное развитие не является развитием в собственном смысле слова, поскольку, по сути, их личность устроена так, что центральным становится стремление к гомеостатическому равновесию, к уходу от источников беспокойства, что как раз и препятствует развитию. На практике оказывается, что тому же молодому человеку часто проще всего «уйти от источников беспокойства» за счет алкоголя или наркотиков. Ниже мы еще коснемся этих чрезвычайно острых сегодня проблем.

Сказанное приводит к выводу о том, что, работая с 15-17-летними юношами и девушками, полезно учитывать это принципиальное различие двух типов развития. Важно отметить, что у любого молодого человека есть обе тенденции — и прагматическая, и творческая, однако соотношение их может быть очень различно благодаря биологическим, биографическим, социальным факторам.

«Особенности подросткового возраста. Ранняя юность 14-18 лет» | Статья на тему:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессиональная  образовательная организация

«Магнитогорский технологический колледж имени В.П.Омельченко»

«Особенности подросткового возраста.

Ранняя юность 14-18 лет»

Методические рекомендации для педагогических работников, на которых возложена функция воспитательной работы

                                                                                                               Автор составитель:

социальный педагог

                                                                                                           Тришакова Г. А.

                                               Магнитогорск,2015

Оглавление

Пояснительная записка                                                                                                      

  1. Юность как психологический возраст                                                                      
  2. Социальная ситуация развития в ранней юности
  3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте

     4.  Интеллектуальное развитие в юности

     5.  Развитие личности

     6. Общение в юности

Список использованной литературы

Введение

Ранний юношеский возраст — это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту.

Центральный психический процесс переходного возраста — развитие самосознания. “Периодом возникновения сознательного “”я”, — пишет И.С. Кон, — “как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст ”.

В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз, и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность (15-17 лет) только начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20 -21 годам.

Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений, авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”. С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Социальный статус юношества неоднороден. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.

Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями.

Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, — собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

1. Юность как психологический возраст

Юношеский возраст выделился исторически недавно, а универсальным феноменом стал только с конца XIX в., с развитием индустриализации и урбанизации. Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако юность — относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность.

Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних схемах периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 18 лет рассматривают как завершение подросткового возраста, а в других — относят к юности.

Верхняя граница периода юности еще более размыта, поскольку исторически и социально обусловлена и индивидуально изменчива.

Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 14 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

2. Социальная ситуация развития в ранней юности

Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осознают переломность момента, его значимость для последующей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от места жительства… А позже уже полученная, но нелюбимая профессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т.д.

В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения.

Особенность — самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» — является специфической для юности. В процессе кризиса 17 лет (от 14 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.

Ранняя юность отличается крайней неравномерностью развития как на межиндивидуальном уровне (в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зрелости, другой еще находится в середине процесса созревания, а третий по своим физиологическим параметрам может быть оценен как находящийся на пороге отрочества), так и на внутрииндивидуальном (время наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же индивида часто не совпадает).

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

3.  Ведущая деятельность в юношеском возрасте

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно — профессиональная деятельность. Учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее, т.е. избирательное отношение к некоторым учебным предметам, посещение подготовительных курсов, включение в реальную трудовую деятельность в пробных формах.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности.

В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его.

4. Интеллектуальное развитие в юности

К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться. Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности — ф о р м а л ь н о — л о г и ч е с к о е , ф о р м а л ь н о — о п е р а — циональное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент.

Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Также возникает выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино, телевидению). Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с жизненными планами.

Происходит совершенствование памяти, в значительной мере меняются способы запоминания, наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала, приобретаются метакогнитивные умения (такие, как текущий самоконтроль и саморегуляция), которые, в свою очередь, влияют на эффективность их познавательных стратегий. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности.

Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.).

В результате когнитивные структуры в юности приобретают очень сложное строение и индивидуальное своеобразие, что служит предпосылкой возникновения способности к рефлексии. Собственные мысли, чувства, поступки юноши становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа.

Другой важный аспект связан со способностью различать противоречия между мыслями, словами и поступками, оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Появляются возможности для создания идеалов (семьи, общества, морали или человека), для сравнения их с реальной действительностью, для попыток их реализации.

Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений и выдвижению гипотез, часто на ограниченном фактическом основании, без знания предпосылок.

5. Развитие личности

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты, они просто воображают себя в самых разнообразных ролях, но не решаются окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делают для достижения задуманного.

Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению.

Переоценка собственных возможностей, юношеская самоуверенность встречается достаточно часто и порой толкает молодых людей на неоправданный риск, недостаточное осознание последствий своих поступков.

Отрицательная Я-концепция (проявления которой — низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность.

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя умно, сдержанно или вел себя развязно, или пошел на поводу у другого.

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное обобщенное, итоговое отношение к жизни (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни.

В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни.

Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, например, когда взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.

Юность — это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве.

Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию. В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса.

6. Общение в юности

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим.

Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы.

Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей: увеличивается потребность в общении, увеличивается время на общение и расширяется круг общения.

Кроме того, происходит углубление, индивидуализация общения: развивается способность устанавливать дружеские отношения (более избирательные, тесные и глубокие). Юношеская дружба интимнее и стабильнее, характеризуется верностью, близостью и устойчивостью, полифункциональная и многообразная: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедальности и самораскрытия.

Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождают болезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками.

В ранней юности сильнее проявляется потребность в уединении  (общение с неким идеальным партнером, со своим Я, с представляемыми лицами, проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни.).

Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви.

Список использованной литературы

1. Возрастная психология / Под ред. Г. С. Костюка — К, 1976 — Раздел VII

2. Возрастных психология: Учеб пособие / В.В. Скрипченко, Л.В. К-Линский, С В Огороднийчук и др. — М.: Просвещение, 2001 — С 233-259

3. Забродский М.М. Основы возрастной психологии: Учеб пособие — Тернополь, 2005 — С91-106

4. Захаров Н. Профориентация школьников — М, 1989 — С 110-165

5.  Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни — М: Просвещение, 1991 — 143 с

6.  Кон И.С. Психология ранней юности — М: Просвещение, 1989 — 254 с

7.   Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

июля От редакции: В каком возрасте заканчивается «молодость» и начинается «старость»?

Каждый день, когда я просматриваю Facebook, кажется, что кто-то всегда публикует новую статью о том, как миллениалы меняют определенную отрасль своими покупательскими привычками или объясняют различия в выборе образа жизни между предыдущими поколениями.

Будучи миллениалом в свои 30, я всегда заинтригован. Мы, миллениалы, обычно получаем плохую репутацию от старших, поэтому я всегда в поисках корма, который я могу использовать, когда вступаю в дебаты между поколениями. Многие дискуссии в области найма в цепочке распределения/поставок, посвященные различиям между поколениями, также, по-видимому, сосредоточены на различиях между поколениями между сотрудниками или потенциальными сотрудниками.

Недавно я наткнулся на июньскую статью издания Time’s Money «Это возраст, когда вы становитесь «старым» согласно четырем разным поколениям», в которой обсуждаются результаты нового исследования, проведенного U.S. Trust. Согласно отчету фирмы «Insights on Wealth & Worth», вот возраст, в котором, по мнению разных поколений, начинается старость: миллениалы — 59 лет; поколение Х — 65; Бумеры — 73; Молчаливым — 73. Видимо, мои собратья молодые люди думают, что «старый» порог гораздо моложе прошлых поколений. По меркам миллениалов я уже на полпути к старости (и мое тело с этим согласится).

На другом конце спектра, вот когда эти поколения говорили, что молодость заканчивается: Миллениалы — 40; поколение Х — 31; Бумеры — 31; Молчаливый — 35. Это показывает, что миллениалы считают, что молодость длится значительно дольше, чем предыдущие поколения. По меркам миллениалов у меня еще осталось приличное количество молодости — ура!

В ходе исследования респондентов также спросили, какой возраст они считают расцветом жизни, и получили следующие результаты: миллениалы — 36 лет; поколение Х — 47; Бумеры — 50; Молчаливый — 52. Из этих трех вопросов этот «главный» показывает самое большое расхождение между миллениалами и тремя предыдущими поколениями. Судя по этим результатам, моя жизнь скоро достигнет пика, а потом все пойдет под откос.

Майк Хокетт, редактор Industrial Distribution

Очевидно, что не каждый миллениал так думает, поскольку эти результаты являются совокупностью общего числа респондентов. Но нельзя отрицать, что сегодняшние молодые люди — в целом — думают о жизни совершенно иначе, чем даже предыдущее поколение. По сравнению со старшим поколением миллениалы считают, что старость начинается намного раньше, но в то же время считают, что молодость длится дольше. Таким образом, они считают, что разрыв между молодостью и старостью совсем небольшой — 19 лет.

Этому может способствовать ряд факторов — воспитание детей, технологии, социальные сети или общество в целом.

Я знаю, что это клише, но лично я из тех людей, которые считают, что возраст — это просто состояние души. Я знаю коллег-миллениалов, у которых характер человека за 50, и людей за 40, которые легко сливаются с гораздо более молодыми людьми. Здоровье – еще один фактор. Хорошее здоровье может сохранять молодость и молодость человека гораздо дольше, чем у людей с посредственным здоровьем.

Говоря о рабочей силе в целом, разговоры о том, что «пришли миллениалы», уже давно ушли. По состоянию на 2015 год миллениалы составляют самую большую долю американской рабочей силы, и эта доля будет только расти с годами. Да, у нас есть свои культурные, политические, технологические и мировоззренческие отличия от предшественников Бумеров. И конечно, я предвзят, но я искренне верю, что миллениалы не хуже и не лучше предыдущих поколений.

Итак, я спрашиваю вас, , сколько лет вы себя чувствуете?

 

Что вы думаете о различиях, которые вы видите в сегодняшних миллениалах и сотрудниках предыдущих поколений? Не стесняйтесь поделиться ими в комментариях ниже.

Молодость начинается с молодости | Природа Старение

  • Новости и просмотры
  • Опубликовано:

СТАРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

  • Уильям Дж. Джагуст ORCID: orcid.org/0000-0002-4458-113X 1  

Старение природы том 1 , страницы 239–240 (2021)Процитировать эту статью

  • 477 доступов

  • 2 Цитаты

  • 8 Альтметрический

  • Сведения о показателях

Субъекты

  • Старение
  • Прогностические маркеры

Хронологический возраст не отражает различия процесса старения у разных людей. Изменчивость темпов биологического старения в молодости связана с анатомическими и функциональными различиями, уже заметными к среднему возрасту. Это предвещает существенно разные результаты старения, которые имеют последствия на индивидуальном и общественном уровне.

Все мы знаем пожилых людей, которые кажутся намного моложе своего возраста — людей, которые не только выглядят моложе, но и обладают юношеским взглядом, интеллектом и энергией, избежали многих возрастных болезней. И наоборот, есть менее удачливые, которые выглядят старше своих лет и, возможно, испытали больше, чем их доля инвалидности и болезней. Действительно, одним из наиболее хорошо известных явлений старения является его изменчивость; пожилые люди больше отличаются друг от друга, чем молодые люди, и большинство биологических измерений происходят в более широком диапазоне у пожилых людей 1 . С другой стороны, внутри отдельных лиц изменчивость ниже, так что люди, которые лучше, чем в среднем для своего возраста, по одному показателю, обычно делают то же самое по нескольким показателям. Эту ситуацию можно концептуализировать как несоответствие между хронологическим возрастом и биологическим возрастом, последний отражает состояние здоровья многих систем органов человека. Хотя мы думаем о людях, находящихся на крайних точках этого хронологического/биологического несоответствия, как о счастливчиках или неудачниках в «генетической лотерее», на самом деле мы можем измерить множество различных факторов, которые могут отражать как генетическое, так и экологическое происхождение биологического старения. Измеряя соответствующие переменные, мы потенциально можем оценить скорость биологического старения, открыть дверь к пониманию того, как старение различается у разных людей, и потенциально предсказать последствия для здоровья. Для оценки биологического старения использовался ряд различных биомаркеров, включая метилирование ДНК 9.0046 2,3 , длина теломер 4 или множественные измерения функции системы органов в крови 5 . Относительно неисследованной областью является использование лонгитудинальных измерений, которые могут обеспечить реальную оценку изменения возрастных параметров с течением времени. В этом выпуске журнала Nature Aging Эллиот и его коллеги 6 вслед за когортой Данидина показывают, что продольные лабораторные измерения многих систем органов у молодых людей могут моделировать индивидуальные темпы биологического старения, которые связаны с рядом важных результатов старения, уже видимых средние века.

Это предварительный просмотр содержимого подписки, доступ через ваше учреждение

Варианты доступа

Доступ к Nature и 54 другим журналам Nature Portfolio

Получите Nature+, нашу самую выгодную подписку на онлайн-доступ

24,99 € / 30 дней

отменить в любое время

Узнать больше

Подписаться на этот журнал

Получить 12 цифровых выпусков и онлайн-доступ к статьям

118,99 € в год

всего 9,92 € за выпуск

Подробнее

Арендуйте или купите этот артикул

Цены зависят от типа артикула

от 1,95$

до 39,95$

Подробнее

Цены могут облагаться местными налогами, которые рассчитывается при оформлении заказа

Рис. 1: Эффекты старения сильно различаются у разных людей и берут свое начало в раннем возрасте.

Ссылки

  1. Morse, C. K. Psychol. Старение 8 , 156–164 (1993).

    Артикул КАС Google Scholar

  2. Chen, B.H. et al. Старение 8 , 1844–1865 (2016).

    Артикул КАС Google Scholar

  3. Левин, М. Э. и др. Старение 10 , 573–591 (2018).

    Артикул Google Scholar

  4. Блэкберн, Э. Х., Эпель, Э. С. и Лин, Дж. Наука 350 , 1193–1198 (2015).

    Артикул КАС Google Scholar

  5. Себастиани, П. и др. Стареющая ячейка 16 , 329–338 (2017).

    Артикул КАС Google Scholar

  6. Elliott, M.L. et al. Нац. Старение https://doi.org/10.1038/s43587-021-00044-4 (2021).

  7. Dickerson, B.C. et al. Церебр. Cortex 19 , 497–510 (2009).

    Артикул Google Scholar

  8. Карама, С. и др. Мол. психиатр. 19 , 555–559 (2014).

    Артикул КАС Google Scholar

  9. Лу, К. и др. Неврология 93 , e2144–e2156 (2019).

    Артикул Google Scholar

  10. Кремень В.С. и др. Проц. Натл акад. науч. США 116 , 2021–2026 (2019).

    Артикул КАС Google Scholar

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *