Когнитивизм это в психологии: что это за подход / Skillbox Media

это, определение слова, понятие. Что такое Когнитивизм, значение, словарь, энциклопедия

Когнитивизм — ( от лат. cognitio — знание, познание) — совокупность разнородных концепций, объединенных не всегда явно выраженным убеждением, что все психические явления суть явления познавательные и могут быть описаны в терминах логики познания и процессов переработки информации. Термин К. стал широко применяться с середины ХХ в. сразу в нескольких областях знания — в философии науки, в психологии, в лингвистике, в нейрофизиологии, в этике и т. д. К. противостоит нонкогнитивизму. Нонкогнитивисты считают, что не все психические явления можно отождествить с познавательными.

Так, утверждают они, воля, эмоции, духовные ценности не имеют истинностного содержания (т. е. не могут быть оценены по шкале «истина—ложь), а потому не являются познавательными конструктами. Когнитивисты, в свою очередь, отнюдь не приравнивают все психические явления к знаниям. Они исходят из того, что психика представляет собой необходимый инструмент познавательной деятельности. Часть психических явлений возникает по ходу этой деятельности как неизбежный побочный продукт функционирования психики и лишь небольшая доля этих явлений становится непосредственным результатом познания. К концу ХХ в. именно К. стал бастионом рационализма, отстаивающего взгляд, что все в мире — в том числе, и психика, и сознание — поддаются рациональному (т. е. логически непротиворечивому) описанию. В этом качестве К. противостоит антисциентизму, феноменологии, методологическому анархизму, постмодернизму и другим иррациональным течениям. Когнитивная психология, возникшая в конце 50-х — нач. 60-х гг. ХХ в., может быть отнесена к К. достаточно условно. Ее замысел был связан с признанием того, что поведение человека не может быть понято без описания ментальных процессов. Такой подход находился в прямой оппозиции к бихевиоризму, однако позднее многие когнитивные психологи стали ослаблять эту свою оппозиционность, признав бихевиоризм родственной, но просто не достаточно полной общей теорией. Хотя среди когнитивных психологов убежденные когнитивисты встречаются вряд ли чаще, чем нонкогнитивисты, однако понимание несводимости когнитивного к поведению, ориентация на описание процессов переработки информации, а также часто встречающееся отождествление психологии и психологии познания — все это превращает большинство когнитивных психологов в стихийных когнитивистов. В отечественной психологии позицию К. последовательно отстаивает Б.М. Величковский, а ее наиболее радикальный вариант представлен психологикой, разрабатываемой с 1990-х гг. петербургскими психологами В.М. Аллахвердовым и его последователями.

В.М. Аллахвердов.

Когнитивизм

Психологическая энциклопедия

— направление в психологии (=> подход когнитивистский; психология: подходкогнитивный, психология когнитивная, психотерапия когнитивная). Утверждает, что индивиды — не просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события; разуму человека доступно нечто. ..

Поделиться:


Установка столешницы из искусственного камня в ванной kamnereznie-masterskie.ru.

Когнитивизм

.

Когнитивная психология (когнитивизм) направление современной психологии, изучающее закономерности получения человеком информации, ее переработки и влияния на поведение человека.

В отличие от первых теорий научения, в которых люди считались пассивными машинами, действующими под влиянием внешней среды, когнитивные теории представляют людей рациональными, активными, знающими и умелыми. Согласно мнению теоретиков-когнитивистов, люди не просто получают, но и обрабатывают информацию. Каждый человек является мыслителем и творцом своей реальности. Люди не просто реагируют на стимулы, они структурно организуют их и придают им определенный смысл.

В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т. д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т. е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Теоретические положения когнитивной психологии

— Решающую роль в поведении человека играют знания.

Акцент на изучении сознания, а не поведения. Сознание придает форму и связность психическим процессам.

— Восприятие не пассивно, имеется сознательный отбор информации в ходе ряда активных и творческих процессов.

— Представления человека о мире не являются точным воспроизведением реальной жизни, а представляют собой ее трансформацию, обусловленную особенностями личности.

— Внутренняя презентация информации о внешнем мире находится под влиянием предшествующего опыта человека.

Сформулированные учеными модели внешней реальности носят метафорический характер, то есть относительны.

Когнитивная психология возникла в конце 50-х — начале 60-х годов XX века. Основные

предпосылки ее возникновения:

— неспособность бихевиоризма и психоанализа объяснить поведение человека без обращения к элементам сознания;

— развитие связи и кибернетики;

— развитие современной лингвистики.

Это направление появилось в американской науке в 60-х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок.

В конце 70-х — начале 80-х годов в рамках когнитивной психологии появилось движение за «новый взгляд» в психологии, то есть принятие компьютерной метафоры (или рассматривание психики человека по аналогии с функционированием компьютера), абсолютизация роли знаний в поведении человека.

Метафора компьютера очень распространена в этом подходе, легла в основу работ, в которых компьютерные программы служат моделью для понимания процессов обработки информации человеком.

Положительным здесь является тот факт, что интеллект не рассматривается как набор последовательных, часто малосвязанных этапов или ступеней переработки информации, как это было в традиционной психологии, в которой считалось, что вслед за ощущением идет восприятие, затем память, мышление и т.д. В новом подходе рассматривается комплексная система, имеющая сложную структуру, а иерархия построена на типах переработки информации и зависит от стоящих задач.

Материалы, полученные при исследовании внимания и памяти, послужили стимулом к исследованию бессознательного, подход к которому в когнитивной психологии существенно отличается не только от психоаналитического, но и от подхода гуманистической психологии.

Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала. Изучение содержания долговременной памяти, так же как избирательной реакции человека при одновременной конфликтной подаче информации (например, в правое ухо — одна информация, а в левое — другая), раскрывает роль неосознаваемой переработки. При этом речь идет о том, что из бесчисленного количества информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Такая же селекция происходит при переводе информации в долговременную память.

С этой точки зрения некоторые ученые считают, что практически все сигналы, все воздействия внешней среды запечатлеваются в нашей психике, однако не все они осознаются в данный момент, а некоторые не осознаются никогда

в виду своей малой интенсивности и незначительности для жизнедеятельности, но никак не в силу своей асоциальности или несовместимости с моралью, как считал Фрейд.

Для когнитивного подхода особенно важно, что поведение человека зависит от того, как он воспринимает социальную ситуацию.

Согласно основной идее когнитивного направления, люди имеют тенденцию самопроизвольно или произвольно группировать предметы или распределять их по категориям. В библиотеке вы видите ряд книг, стоящих на полке, как единое целое, а не как множество отдельных книг. Вы можете воспринимать других людей, находящихся в библиотеке, по группам: как студентов и сотрудников библиотеки, или как очередь, стоящую к столу регистрации, или как влюбленные пары. Дома вы воспринимаете гору грязных тарелок, лежащих в кухонной раковине, как удручающую целостную картину, а не как отдельные тарелки. Нам свойственно группировать предметы в соответствии с простыми принципами, такими как сходство (тарелки гораздо больше похожи друг на друга, чем на плиту и холодильник, поэтому мы группируем их вместе), близость (книги, составленные в ряд, сочетаются, а книги, разбросанные по всему библиотечному столу, нет) или прошлый опыт (Сайта Клаус и рождественские елки сочетаются, так же как и доктора со стетоскопами, но Сайта Клаус и стетоскопы сочетаться не могут).

Во-вторых, люди с готовностью воспринимают одни вещи как выделяющиеся (фигура), а другие просто как часть окружающего фона (фон). Обычно цветные, движущиеся, шумные, необычные и близкие стимулы выделяются в качестве фигур, в то время как слабые, бесцветные, неподвижные, тихие, привычные и удаленные стимулы составляют фон. Например, во время футбольного матча мы обращаем внимание на лидеров болельщиков не потому, что они многочисленны, — их может быть всего лишь дюжина в толпе численностью около 100 000 человек, — но потому, что они много двигаются, кричат, размахивают руками и одеты в яркую форму.

Эти два принципа — наша склонность спонтанно группировать и распределять по категориям воспринимаемые нами предметы и фокусировка внимания на наиболее заметных (фигуративных) стимулах — являются основными в нашем восприятии материальных предметов и социального мира. Как социально мыслящие существа, мы стараемся найти осмысленные интерпретации того, что люди чувствуют, чего они хотят, что они собой представляют как личности и т. д.

Когнитивные подходы имеют два главных отличия от подходов теории научения.

— Прежде всего когнитивные подходы уделяют основное внимание текущему восприятию, а не прошлому научению.

— Во-вторых, они подчеркивают значение индивидуального восприятия и интерпретации конкретной ситуации, а не ее объективной «реальности», которая может видеться беспристрастному наблюдателю.

Джордж Келли (1905-1967) — Теория личностных конструктов

Джордж Келли (1905-1966) выдвинул теорию личностных конструктов.

Основные положения изложены в работе «Психология личностных конструктов» (1955):

— поведение человека в повседневной жизни напоминает исследовательскую деятельность;

— организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (конструирует) будущие события;

— различия в антиципации людей зависят от особенностей личностных конструктов.

Личностный конструкт — это создаваемый субъектом эталон классификации и оценки явлений или объектов по принципу их сходства или отличия друг от друга (например, Россия похожа на Белоруссию и Украину, и не похожа на США на основании. ..).

Люди, по Келли, отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. На основании конструктов человек интерпретирует окружающий мир.

Система личностных конструктов характеризуется таким параметром, как когнитивная сложность (термин предложен У. Байери). Когнитивная сложность отражает степень категориальной дифференцированности сознания человека. Когнитивная сложность характеризуется количеством оснований классификации, которыми сознательно или несознательно пользуется человек при анализе фактов окружающей действительности (противоположное качество — когнитивная простота).

По мнению Келли, люди стремятся знать, что произойдет в будущем. Это дела­ет их своего рода учеными: они создают гипотезы относительно устройства ми­ра—в том числе социального — в надежде, что они помогут им точнее предсказать развитие событий. Если гипотеза неверна, ученый вносит в нее изменения. Обыч­ные люди тоже изменяют свое мнение о мире и о людях, пока не выработают кон­цепцию, которая надежно помогает прогнозировать события.

Подход Келли — ярко выраженный когнитивный, он прежде всего обращает внимание на наши суждения о мире вокруг нас, оставляя за эмоциональными факторами минимальную роль. Правда, Келли считал, что чувство тревоги возни­кает, когда происходящие события не вписываются ни в один из имеющихся кон­структов, а при формировании нового конструкта человек переживает страх.

OLCreate: Общие методы обучения: Когнитивизм

Перейти к основному содержанию

Путь к странице

Когнитивизм — это теория обучения, которая фокусируется на том, как информация принимается, организуется, хранится и извлекается разумом. Он использует разум как процессор информации, как компьютер. Следовательно, когнитивизм выходит за рамки наблюдаемого поведения, рассматривая обучение как внутренние психические процессы. С этой точки зрения учащиеся активно участвуют в том, как они обрабатывают информацию. Знания, память, мышление и решение проблем – области для развития.

       

История

Когнитивистская теория возникла как реакция на бихевиоризм и завоевала доверие в 1950-х годах. Когнитивисты возражали против бихевиористов, потому что считали, что бихевиористы считают обучение просто реакцией на стимул и игнорировали идею о том, что мышление играет важную роль. Хотя многие исследователи внесли свой вклад в развитие теории научения (например, Брунер, Выготский, Блум, Осубель), взгляды Пиаже оказали огромное влияние. Под влиянием работы Пиаже (конструктивизм) знание рассматривается как символические ментальные конструкции или схемы. Когда схемы учащихся меняются, происходит обучение. По мере того как нейробиологи продолжают узнавать больше о том, как работает мозг, когнитивные психологи и педагоги озабочены тем, как использовать эти знания в классе.

Ключевые принципы и применение в классе

Основными принципами, лежащими в основе теории когнитивного обучения, являются:

  • Обучение – это процесс организации информации в концептуальные модели.
  • Инструкции должны быть организованы, упорядочены и представлены таким образом, чтобы
    был понятным и значимым для учащегося.
  • Удержание и отзыв важны для построения схемы в мозгу.
  • Память поддерживается организацией обучения материал.
  • Учителя должны предоставить инструменты, помогающие учащимся мозг обрабатывает информацию.


  Принимая во внимание ключевые принципы и последствия для класса выше, подумайте
  о следующем вопросе:

                       Какие инструменты учителя могут предоставить
                                             

  Записав свои ответы, посмотрите видео ниже и получите отзыв
  по заданному выше вопросу.


 (Ссылка: видео 1)

 

                                                                        Заключение по теориям обучения

Последнее изменение: понедельник, 16 ноября 2020 г. , 16:26

Распечатать

стр. 9000 2 Для дальнейшего информации, ознакомьтесь с нашими часто задаваемыми вопросами, которые могут оказать вам необходимую поддержку.

Есть вопрос?

Если вас что-то беспокоит на этом сайте, пожалуйста, свяжитесь с нами здесь.

Сообщить о проблеме

Когнитивизм | Психология Вики | Фэндом

в: Философия разума, Психологические школы, Страницы, использующие магические ссылки ISBN

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


В психологии когнитивизм — это теоретический подход к пониманию разума, который утверждает, что психические функции можно понять количественными, позитивистскими и научными методами, и что такие функции можно описать как модели обработки информации.

Содержание

  • 1 История когнитивных наук
  • 2 Теоретический подход
  • 3 Критика психологического когнитивизма
  • 4 См. также
  • 5 Дальнейшее чтение

История когнитивных наук

Исследования и размышления о разуме и его функционировании можно найти в серьезной форме уже в философии Платона и Аристотеля. Под их влиянием природа человеческого знания стала изучаться как философия, в то время как акцент западного мира на экспериментальной науке позволил изучать разум в рамках психологии в девятнадцатом веке. В частности, Вильгельм Вундт создал лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 году.где систематически изучались психические операции. В течение десятилетий экспериментальная психология перешла от непосредственного изучения разума к изучению поведения. Под влиянием Дж. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера бихевиоризм по существу отрицал исследования, сосредоточенные на разуме. Сознание и ментальные представления были отвергнуты как категории, не поддающиеся проверке научными экспериментами.

В 1956 году Джордж Миллер провел исследования и эксперименты, показавшие ограниченность человеческого мышления. Эксперименты с памятью показали, что кратковременная память ограничена примерно семью элементами. Согласно исследованиям Миллера, это ограничение можно преодолеть путем перекодирования информации и ее «разбиения на части». Наряду с этим когнитивным исследованием использование примитивного искусственного интеллекта способствовало новым когнитивным экспериментам, моделям человеческого мышления и институциональной поддержке. В отличие от бихеворизма, грани начали отходить назад, как только Скиннер начал писать о языке. Эта работа вызвала общественный резонанс со стороны молодого Ноама Хомского, который отверг бихевиористские предположения о языке. Язык не был выученной привычкой, скорее понимание языка можно было объяснить с помощью ментальных грамматик, состоящих из правил.

Теоретический подход

Когнитивизм имеет два основных компонента: один методологический, а другой теоретический. Методологически когнитивизм придерживается позитивистского подхода и веры в то, что психологию можно (в принципе) полностью объяснить с помощью эксперимента, измерения и научного метода. Это также в значительной степени редукционистская цель с верой в то, что отдельные компоненты психической функции («когнитивная архитектура») могут быть идентифицированы и осмысленно поняты. Второе — это вера в то, что познание состоит из дискретных внутренних ментальных состояний (представлений или символов), манипулирование которыми можно описать в терминах правил или алгоритмов.

Когнитивизм стал доминирующей силой в психологии в конце 20-го века, заменив бихевиоризм в качестве самой популярной парадигмы для понимания психических функций. Когнитивная психология — это не полное опровержение бихевиоризма, а скорее его расширение, допускающее существование ментальных состояний. Это было связано с усилением критики бихевиористских моделей к концу 1950-х годов. Например, Хомский утверждал, что язык не может быть приобретен исключительно посредством обусловленности и должен быть, по крайней мере, частично объяснен существованием внутренних психических состояний.

Критика психологического когнитивизма

Когнитивизм подвергался критике по-разному.

Феноменологи и философы-герменевтики критиковали позитивистский подход когнитивизма за сведение индивидуального значения к тому, что они воспринимают как измерения, лишенные всякого значения. Они утверждают, что, представляя опыт и психические функции как измерения, когнитивизм игнорирует контекст (ср. контекстуализм) и, следовательно, значение этих измерений. Они считают, что именно этот личностный смысл опыта, полученного от явления, как оно переживается человеком (то, что Хайдеггер называл быть в мире ), что является фундаментальным аспектом нашей психологии, который необходимо понять: поэтому они утверждают, что контекстно-свободная психология является противоречием в терминах. Они также выступают за холизм: позитивистские методы не могут быть осмысленно использованы для чего-то, что по своей сути несводимо к составным частям. Хьюберт Дрейфус был самым известным критиком когнитивизма с этой точки зрения. Гуманистическая психология в значительной степени опирается на эту философию, и практики были одними из наиболее критически настроенных по отношению к когнитивизму.

В 1990-х появилось множество новых теорий, которые бросили вызов когнитивизму и идее о том, что мышление лучше всего описывается как вычисление. Некоторые из этих новых подходов, часто находящиеся под влиянием феноменологической и постмодернистской философии, включают ситуативное познание, распределенное познание, динамизм, воплощенное познание. Некоторые мыслители, работающие в области искусственной жизни (например, Родни Брукс), также создали некогнитивистские модели познания.

Идея о том, что психические функции могут быть описаны как модели обработки информации, подверглась критике со стороны философа Джона Сирла и математика Роджера Пенроуза, которые оба утверждают, что вычисления имеют некоторые врожденные недостатки, которые не могут отразить основы психических процессов.

  • Пенроуз использует теорему Гёделя о неполноте (которая утверждает, что существуют математические истины, которые никогда не могут быть доказаны в достаточно сильной математической системе; любая достаточно сильная система аксиом также будет неполной) и проблему остановки Тьюринга (утверждающую, что существуют некоторые вещи, которые по своей сути невычислимы) в качестве доказательства своей позиции.
  • Сирл выдвинул два аргумента, первый (хорошо известный благодаря его мысленному эксперименту «Китайская комната») — это аргумент «синтаксис — это не семантика»: программа — это просто синтаксис, понимание требует семантики, поэтому программы (отсюда и когнитивизм) не могут объяснить понимание. Второй, который он сейчас предпочитает, но менее известен, — это его аргумент «синтаксис — это не физика»: ничто в мире по сути не является компьютерной программой, кроме того, что применяется, описывается или интерпретируется наблюдателем, поэтому все можно описать как компьютер и тривиально мозг могут, но тогда это не объясняет какие-либо специфические психические процессы, или в мозгу нет ничего внутреннего, что делает его компьютером (программой) — оба пункта, утверждает он, опровергают когнитивизм.

Другим аргументом против когнитивизма являются проблемы Регресса Райла или ошибка гомункула. Когнитивисты предложили ряд аргументов, чтобы опровергнуть эти атаки.

Основные вопросы, интересующие когнитивных психологов, включают внутренний механизм человеческого мышления и процессы познания. Когнитивные психологи пытались раскопать реакцию на ментальные структуры, такие как то, что сохраняется и, конечно, как это записывается в нашем мозгу, на ментальные процессы, касающиеся того, как осуществляется интеграция и поиск информации. Теоретические допущения когнитивной психологии помогают системам обучения разрабатывать эффективные стратегии обработки информации, чтобы учащиеся приобретали знания, т.е. мнемонические приемы для уменьшения нагрузки на кратковременную память, репетиционные стратегии для сохранения информации, а также использование метафор и аналогий для соотнесения значения новой информации с предыдущими знаниями.

Практическое применение когнитивизма в образовании относится к практике преподавания и обучения. Поскольку когнитивная психология изучает психические процессы, такие как восприятие, запоминание и рассуждение, четыре стратегии оказались наиболее эффективными в образовании: практика извлечения информации, обратная связь, практика с интервалами и чередование. (https://kappanonline.org/agarwal-roediger-lessons-for-learning-how-cognitive-psychology-informs-classroom-practice/)

Поисковая практика — Студентов просят пройти тест после лекции, чтобы закрепить то, что они только что узнали.

Обратная связь — Студенты оцениваются и получают обратную связь. Это помогает им задуматься о своих собственных процессах обучения.

Интервальная практика — Учащиеся пишут рефераты о прочитанных статьях.

Чередование — Учащиеся, изучающие новый язык, решают математические задачи на этом языке.

Другие реальные приложения когнитивизма включают использование контрольных списков, протоколов и карт процессов. Ярким примером успешного внедрения контрольных списков является знаменитый мичиганский проект Питера Проновоста. Он представил протокол контрольного списка интенсивной терапии, который облегчал когнитивную перегрузку и поощрял соблюдение пяти конкретных шагов безопасности. Эти шаги были направлены на предотвращение внутрибольничных инфекций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *