Когнитивная депривация: 📖 Глава 3. Когнитивная депривация. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие. Алексеенкова Е. Г. Страница 10. Читать онлайн

Когнитивная депривация | Психология отношений

You are here

Главная

16.10.2019 в 00:17

В психологии был сделан ряд попыток имитировать сенсорную депривацию. В Университете Мак-Гилла сотрудниками Д. Хебба в 1957 г. был организован и проведен следующий эксперимент.

12.10.2019 в 09:12

В психологии выделяют феномены сенсорной, эмоциональной, двигательной, психосоциальной и материнской депривации, которые описывают факторы психического развития. Говоря о депривации, мы подразумеваем некое состояние, происходящее в результате неудовлетворения потребностей и имеющее пагубные последствия. Наиболее важна психологическая сторона этих самых последствий.

Все проявления систематического угнетения имеют психологическую схожесть. Они могут охватывать огромный спектр нарушений: от небольших странностей до глубоких поражений личности и интеллекта. Например, изоляция, тяжелая травма или увечье, вызывающие малоподвижность, влекут не только физиологические проблемы, но и психические нарушения, которые весьма трудны в преодолении.

24.10.2019 в 04:23

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

Большинство авторов также останавливаются преимущественно на этих видах депривации и определяют их содержание примерно одинаковым образом.

21.10.2019 в 08:42

Психическая депривация — это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.

Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой -либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут.

17.10.2019 в 06:16

Социальная депривация, понимаемая как ограничение или полное отсутствие контактов человека (или какой-либо группы) с обществом, предстает в разнообразных формах, которые могут существенно различаться как по степени жесткости, так и по тому, кто является инициатором изоляции — сам человек (группа) или общество.

В зависимости от этого выделяются следующие разновидности социальной депривации:

16.10.2019 в 18:51

В психологии был сделан ряд попыток имитировать сенсорную депривацию. В Университете Мак-Гилла сотрудниками Д. Хебба в 1957 г. был организован и проведен следующий эксперимент.

Виды депривации — Студопедия

Поделись  

Виды депривации обычно выделяют в зависимости от того, какая потребность не удовлетворяется.

Й. Лангмейер и З. Матейчек анализируют четыре вида психической депривации [17].

1. Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

Большинство авторов также останавливаются преимущественно на этих видах депривации и определяют их содержание примерно одинаковым образом.

Сенсорная депривацияиногда описывается понятием «обедненная среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов. Такая среда может сопровождать развитие ребенка, а также включаться в жизненные ситуации взрослого человека.

Когнитивная(информационная) депривацияпрепятствует созданию адекватных моделей окружающего мира. Если нет необходимой информации, представлений о связях между предметами и явлениями, человек создает «мнимые связи» (по И. П. Павлову), у него появляются ложные убеждения.

С эмоциональной депривациеймогут столкнуться как дети, так и взрослые. Применительно к детям иногда используют понятие «материнская депривация», подчеркивая важную роль эмоциональной связи ребенка и матери; разрыв или дефицит этой связи приводит к целому ряду нарушений психического здоровья ребенка.

Социальная депривацияв литературе трактуется достаточно широко. С ней сталкиваются и дети, живущие или обучающиеся в закрытых учреждениях, и взрослые люди, которые по тем или иным причинам находятся в изоляции от общества или имеют ограниченные контакты с другими людьми, пожилые люди после выхода на пенсию и др.

В жизни разные виды депривации сложно переплетаются. Некоторые из них могут объединяться, одна может быть следствием другой и т. п.

Помимо указанных выше, существуют и другие виды депривации. Например, с двигательной депривацией человек сталкивается тогда, когда есть ограничения в движениях (в результате травмы, болезни или в других случаях). Такая депривация, не являясь непосредственно психической, оказывает тем не менее сильное воздействие на психическое состояние человека. Данный факт был неоднократно зафиксирован при проведении соответствующих экспериментов. Двигательная депривация влияет и на психическое развитие. В частности, в возрастной психологии получены данные о том, что развитие движений в детстве является одним из факторов формирования «образа Я».

В современной психологии и смежных гуманитарных науках выделяют некоторые виды депривации, имеющие обобщенный характер либо связанные с отдельными аспектами существования человека в обществе:

образовательная, экономическая, этическая депривация и др.

Помимо видов, существуют различные формы проявления деприваций, которые по форме могут быть явными или скрытыми.

Явная депривацияносит очевидный характер: пребывание человека в условиях социальной изоляции, длительное одиночество, воспитание ребенка в детском доме и т. п. Это видимое отклонение от нормы (в культурном понимании).

Скрытая депривация(она же частичная, по Дж. Боулби; маскированная, по Г. Харлоу) не так очевидна. Она возникает при внешне благоприятных условиях, которые, однако, не дают возможности удовлетворения значимых для человека потребностей. Так, Дж. Боулби пишет, что частичную депривацию можно наблюдать там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой-либо причине неудовлетворительны для ребенка [6].

Скрытая депривация в данное время вызывает особое внимание исследователей. Ее источник может находиться в семье, школе, различных социальных институтах, обществе в целом.

Таким образом, депривация представляет собой сложное, многоаспектное явление, имеющее отношение к различным сферам человеческой жизни.



Когнитивные преимущества сна и их потеря из-за недосыпания

12 апреля 2005 г.; 64 (7) Resident and Fellow Page

Jeffrey M. Ellenbogen

Впервые опубликовано 11 апреля 2005 г., DOI: https://doi.org/10.1212/01.wnl.0000164850.68115.81

2

00 PDF Разрешения

Загрузки

13476

  • Статья
  • Цифры и данные
  • Информация и раскрытие информации

Когда лауреат Нобелевской премии Отто Леви открыл химическую основу нейротрансмиссии в 1921, он приписал свой экспериментальный план озарению, которое он сделал во сне. 1 В последние годы научные открытия начали эмпирически подтверждать гипотетическую роль сна в когнитивных процессах, таких как формирование понимания и консолидация памяти.

Тем не менее, эти новые и важные научные открытия — о том, что сон благотворно влияет на познавательную деятельность, — привлекли мало внимания в ходе дебатов о регулировании рабочего времени резидентов.

В этой статье я стремлюсь достичь трех целей: во-первых, я покажу, что лишение сна вызывает два независимых отрицательных последствия для познания: ущерб и потерю пользы; Я объясню это различие. Во-вторых, я кратко рассмотрю доказательства, подтверждающие пользу сна для когнитивных функций. Наконец, я утверждаю, что эти преимущества сна для познания дают новые причины, по которым лишение пациентов сна несовместимо с нашими этическими стандартами и образовательными целями медицинского обучения. В этом заключительном разделе я также буду возражать против утверждения, что жители должны использовать лекарства, улучшающие работоспособность, чтобы преодолеть последствия лишения сна.

Потеря сна: Отличие вреда от потери пользы

Потеря сна вызывает серьезные нарушения когнитивных и поведенческих функций. Например, в проспективном рандомизированном исследовании, посвященном последствиям лишения сна при обучении в ординатуре, стажеры, работающие по «традиционному графику», допускали на 36% больше серьезных медицинских ошибок по сравнению со стажерами, работавшими по «интервенционному графику», который включал больше сна. 2 Другое исследование показало, что у стажеров, обучающихся по традиционному графику, частота нарушений внимания более чем в два раза выше по сравнению со стажерами, работающими по графику вмешательства. 3 В совокупности эти исследования показывают, что лишенный сна медицинский персонал совершает значительное количество серьезных медиальных ошибок, в основном в результате нарушения внимания из-за сонливости. Эти превосходные исследования предоставляют эмпирические доказательства когнитивного вреда потери сна.

Недавно опубликованные исследования (см. ниже), посвященные пользе сна, используют другой, но дополняющий друг друга подход. Они стремятся понять преимущества сна, а не вред от потери сна. Это тонкое, но важное различие. Вместо того, чтобы изучать негативные последствия потери сна, эти исследования направлены на то, чтобы понять положительные результаты сна. Если эти когнитивные преимущества сна существуют, то отсутствие сна гипотетически лишает человека их.

Если бы кто-то не знал об этой потере пользы, плохая работа во время когнитивного тестирования утром после ночи пропущенного сна была бы полностью приписана ущербу от потери сна. Упущенные выгоды останутся незамеченными. По аналогии, если вы не положили деньги в банк, а они впоследствии были украдены, ваши убытки могут быть рассчитаны как сумма украденных денег. Однако реальная сумма потерянных денег — это количество украденного плюс то, что было бы добавлено, если бы они находились в банке и приносили проценты до того, как были украдены.

Доказательства, подтверждающие положительное влияние сна на когнитивные функции

Доказательства положительной роли сна в когнитивной деятельности быстро появляются в литературе по когнитивным и неврологическим наукам. 4–8 В этих исследованиях изолируется польза сна путем сравнения периода сна с периодом бодрствования без сна. Парадигма настолько же проста, насколько и проницательна: участники контрольной группы тренируются над когнитивным заданием утром и проходят тестирование через 12 часов; их сравнивают с группой, которая тренируется ночью, спит и тестируется через 12 часов.

Уокер и др. 4 выполнил исследование, иллюстрирующее парадигму (рисунок). Есть две группы участников: контрольная группа бодрствования и экспериментальная группа сна. В 10:00 участники пробуждения выполняют задание на двигательное обучение, отрабатывая определенный набор последовательностей на клавиатуре. Последние несколько попыток тренировочной сессии считаются показателем их наилучшей производительности (скорости и точности). Далее их тестируют на той же задаче в 22:00 (через 12 часов). Участники эксперимента со сном изучают задачу в 22:00, спят всю ночь и проходят тестирование в 10:00 следующего утра. Группа сна показывает значительно большее улучшение производительности, от тренировки до тестирования, по сравнению с контрольной группой бодрствования. Эта экспериментальная парадигма была успешно использована, чтобы показать пользу сна для нескольких форм нейронной обработки, включая формирование инсайтов, 5 восприятие нового языка, 6 зрительное различение, 7 и двигательные навыки. 8

Рис. Типичное исследование, показывающее пользу сна для двигательного обучения (адаптировано из Walker et al. 4 ). (А) Метод. Группа бодрствования (контрольная) тренировалась в утреннем задании на моторную память, а затем снова тестировалась через 12 часов бодрствования. Спящая (экспериментальная) группа тренировалась в вечернее время; затем эту группу тестировали утром после ночного сна. (Б) Результаты. Тестирование после 12-часового периода сна привело к статистически значимому улучшению производительности по сравнению с 12-часовым периодом бодрствования. Тренировка = производительность во время последней (и, следовательно, лучшей) попытки тренировки; тест = результат тестирования через 12 часов либо после дня бодрствования (группа бодрствования), либо после ночи, включавшей сон (группа сна) .

Не все согласны с тем, что сон полезен для познания. 9 Однако во многих недавно опубликованных исследованиях используются улучшения в методологии, в том числе отказ от использования депривации сна, и они больше не сосредоточены исключительно на фазе быстрого сна. Эти исследования предоставляют убедительные доказательства зависимой от сна когнитивной обработки.

В дополнение к поведенческим данным существует также биологически вероятный механизм улучшения памяти во сне: гиппокампально-неокортиальный диалог. В упрощенном виде эта гипотетическая модель утверждает, что в состоянии бодрствования информация кодируется в гиппокампе. Во время последующего медленного сна закодированный след памяти воспроизводится гиппокампом; затем движение информации между неокортексом и гиппокампом повторяется в течение каждого цикла сна. Считается, что этот повторяющийся процесс способствует консолидации следов памяти. Доказательства гиппокампально-неокортикального диалога уже существуют у животных, 10 и трансляционные исследования, изучающие декларативную (зависимую от гиппокампа) память у людей.

Лекарства для повышения работоспособности для жителей

Некоторые врачи выступают за то, чтобы жители, лишенные сна, принимали лекарства, такие как модафинил или более традиционные стимуляторы (включая кофеин), чтобы преодолеть когнитивные и поведенческие нарушения, возникающие в результате потери сна. У этого предложения есть несколько серьезных проблем: во-первых, ни одно лекарство не лишено побочных эффектов. Принуждение домашнего персонала к приему лекарств для адекватного выполнения своей работы подвергает их потенциально серьезным рискам (известным или неизвестным) этих агентов или просто неприятным побочным эффектам, или тому и другому. Во-вторых, существуют серьезные этические проблемы, связанные с использованием лекарств для «повышения работоспособности»9. 0028 11 , и медицинское сообщество не освобождается от таких соображений.

Наконец (и это наиболее актуально для этой статьи), прием лекарств — в принципе — не восстановит благотворное влияние сна на когнитивные функции. Даже если бы мы гипотетически могли безопасно и полностью восстановить бессонное возбуждение и нарушения внимания с помощью лекарств, след памяти, не укрепившийся в течение ночи бессонницы, не мог бы быть восстановлен после этого.

Заключение

Если требования резидентуры приведут к тому, что персонал дома будет лишен сна, это ухудшит когнитивную обработку жильцов по двум независимым причинам: ущерб и потеря преимуществ. Вред, возникающий в результате потери сна, включает нарушение когнитивных и поведенческих функций, частично из-за снижения внимания и возбуждения. Потеря преимуществ из-за недостатка сна включает отсутствие когнитивных процессов, зависящих от сна, таких как консолидация памяти и формирование понимания.

Вред, вызванный недосыпанием, ставит под угрозу здоровье и благополучие жителей (в том числе подвергает их риску дорожно-транспортных происшествий) 12 и негативно повлиять на исход лечения пациентов, которым они так стараются помочь. 2,3 Это недавно было продемонстрировано серией тщательных исследований и должно повлиять на нашу доказательную медицинскую практику и политику.

Лишение сна также приводит к потере преимуществ сна для когнитивных процессов, таких как память и формирование понимания: строительные блоки обучения, творчества и научных открытий. Эти потери также проблематичны с этической точки зрения, несовместимы с нашими целями обеспечения здоровья и несовместимы с образовательными устремлениями обучения в ординатуре.

Ссылки

  1. 1.↵

    Маццарелло П. Какие мечты могут присниться? Природа 2000;408:523.

  2. 2.↵

    Landrigan CP, Rothschild JM, Cronin JW, et al. Влияние сокращения рабочего времени стажеров на серьезные медицинские ошибки в отделениях интенсивной терапии. N Engl J Med 2004; 351: 1838–1848.

  3. 3.↵

    Локли С.В., Кронин Дж. В., Эванс Э.Е. и др. Влияние сокращения рабочих часов стажеров в неделю на нарушения сна и внимания. N Engl J Med 2004; 351: 1829–1837.

  4. 4.↵

    Уокер М.П., ​​Брейкфилд Т., Морган А., Хобсон Дж.А., Стикголд Р. Практика во сне делает совершенным: обучение двигательным навыкам в зависимости от сна. Нейрон 2002; 35: 205–211.

  5. 5.↵

    Вагнер У., Гайс С., Хайдер Х., Верлегер Р., Борн Дж. Сон вдохновляет на озарение. Природа 2004; 427: 352–355.

  6. 6.↵

    Фенн К.М., Нусбаум Х.К., Марголиаш Д. Закрепление во время сна перцептивного обучения разговорной речи. Природа 2003; 425: 614–616.

  7. 7.↵

    Стикголд Р., Джеймс Л., Хобсон Дж.А. Обучение визуальной дискриминации требует сна после тренировки. Nat Neurosci 2000; 3: 1237–1238.

  8. 8.↵

    Уокер М. П., ​​Брейкфилд Т., Хобсон Дж.А., Стикголд Р. Диссоциируемые стадии консолидации и реконсолидации человеческой памяти. Природа 2003; 425: 616–620.

  9. 9.↵

    Сигел Дж.М. Гипотеза консолидации памяти быстрого сна. Наука 2001;294:1058–1063.

  10. 10.↵

    Southerland GR, McNaughton B. Реактивация следов памяти в ансамблях нейронов гиппокампа и неокортекса. Curr Opin Neurobiol 2000; 10:180–186.

  11. 11.↵

    Вольпе PR. Лечение, улучшение и этика нейротерапии. Brain Cogn 2002; 50: 387–395.

  12. 12.↵

    Баргер Л.К., Кейд Б.Е., Аяс Н.Т. и др. Продолжительные рабочие смены и риск дорожно-транспортных происшествий среди стажеров. N Engl J Med 2005; 352: 125–134.

Посмотреть реферат

Вас также может заинтересовать

Вернуться к началу

эффектов недосыпания на когнитивные способности | Европейский журнал общественного здравоохранения

Фильтр поиска панели навигации Европейский журнал общественного здравоохраненияЭтот выпускЭкономика здоровьяЗдоровье, болезни и медицинаОбщественное здравоохранение и эпидемиологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Европейский журнал общественного здравоохраненияЭтот выпускЭкономика здоровьяЗдоровье, болезни и медицинаОбщественное здравоохранение и эпидемиологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Журнальная статья

А Коста,

Коста

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google ученый

Т Перейра

Т Перейра

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google ученый

European Journal of Public Health , Volume 29, Issue Supplement_1, April 2019, ckz034. 096, https://doi.org/10.1093/eurpub/ckz034.096

Опубликовано:

27 апреля 2039 90 2039

PDF

  • Разделенный вид
    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    A Costa, T Pereira, Влияние лишения сна на когнитивные способности, European Journal of Public Health , Volume 29, Issue Supplement_1, April 2019, ckz034. 096, https://doi.org/10.1093 /eurpub/ckz034.096

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Подробнее
  • Фильтр поиска панели навигации Европейский журнал общественного здравоохраненияЭтот выпускЭкономика здоровьяЗдоровье, болезни и медицинаОбщественное здравоохранение и эпидемиологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Европейский журнал общественного здравоохраненияЭтот выпускЭкономика здоровьяЗдоровье, болезни и медицинаОбщественное здравоохранение и эпидемиологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте

    Расширенный поиск

    Введение: Сон является важным физиологическим процессом для поддержания гомеостаза, а также важным механизмом восстановления клеток. Несколько эпидемиологических исследований показывают, что количество часов сна для поддержания хорошего качества жизни варьируется индивидуально. Полное лишение сна оказывает вредное воздействие на функцию мозга, особенно на функции, связанные с лобной долей (участвующие в бдительности, внимании, принятии решений и когнитивных процессах) и таламусе. Эффекты лишения сна на функции лобных долей включают, главным образом, снижение торможения реакции, принятия решений, дивергентного мышления и рабочей памяти.

    Цели: Оценить острое влияние частичной депривации сна на когнитивные способности молодых студентов высших учебных заведений.

    Методы: Были оценены пятнадцать молодых мужчин и женщин в возрасте от 19 до 23 лет. Их подвергали 2 периодам оценки (нормальный профиль сна — 7/8 часов — и частичная депривация сна — 3/4 часа), и в каждом из этих периодов человека оценивали, выполняя оценочный тест когнитивной функции (GMLT — Обучающий тест в лабиринте Гротона). Исследование началось только после того, как участники получили информированное согласие, которое было принято с пониманием.

    Результаты: В обучающем тесте Groton Maze не было обнаружено статистически значимых различий между моментом 1 (профиль без депривации сна) и моментом 2 (частичная депривация сна). Однако после корреляционного анализа различных переменных, полученных с демографическими параметрами, с личностными параметрами, ежедневной учебной нагрузкой и потреблением кофе, было обнаружено несколько ассоциаций.

    Выводы: После острой частичной депривации сна результаты, полученные в обучающем тесте Groton Maze, не показали статистически значимых различий по сравнению с нормальным профилем сна.

    © Автор(ы), 2019 г. Опубликовано Oxford University Press от имени Европейской ассоциации общественного здравоохранения. Все права защищены.

    © Автор(ы), 2019 г. Опубликовано Oxford University Press от имени Европейской ассоциации общественного здравоохранения.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *