Когнитивная психология мотивация: Проблемы мотивации в когнитивной психологии

Проблемы мотивации в когнитивной психологии

14.06.2020

В когнитивной психологии последовательность «мотив—поведение» имеет обратный вид: при определенных условиях чисто когнитивные представления о сложившемся положении дел приводят к возникновению у созерцающего субъекта новой мотивации или меняют уже существующую. Таким мотивирующим влиянием обладают диспропорции, противоречия, рассогласование в имеющихся когнитивных репрезентациях.

Эта точка зрения выразилась в теориях когнитивного равновесия (Р. Зайонц, 1968, В. МакГваер, 1966), в которых считалось, что субъект стремится вести себя так, чтобы минимизировать внутреннюю противоречивость своих межличностных отношений и внутриличностных знаний, а также своих убеждений, чувств и действий.

Одна из теорий равновесия — теория когнитивного баланса Ф. Хайдера (1946; 1960) — обращала внимание на то, что отношения между предметами или индивидами представляют собой уравновешенные или неуравновешенные когнитивные конфигурации.

Ф. Хайдер пояснил это на примере отношений трех индивидов. Если индивид 1 хорошо относится к индивиду 2 и индивиду 3 и при этом индивид 1 видит, что индивиды 2 и 3 не понимают друг друга, то для индивида 1 это означает препятствие в образовании единства между всеми тремя лицами. Это препятствие мотивирует индивида 1 к установлению равновесия. Он может, например, предпринять что-либо, чтобы привести обоих конфликтующих индивидов к взаимопониманию. В результате конфигурация межличностных отношений превратилась бы в «хороший гештальт». Главная идея состоит в том, что когнитивные структуры стремятся к устойчивости, равновесию, «хорошему гештальту».

Еще одной разновидностью теории равновесия является теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1957; 1964). Такой диссонанс возникает, если, по крайней мере, два представления не могут быть согласованы друг с другом, т. е. противоположность одного следует из другого. Невозможность согласования порождает мотивацию к уничтожению возникшего диссонанса через изменение поведения, пересмотр одного из пришедших в противоречие представлений или через поиск новой информации, смену убеждений.

При изучении социальной перцепции возник вопрос о том, что побуждает наблюдателя приписывать другому лицу определенные качества. Для ответа на этот вопрос были созданы многочисленные варианты так называемой теории атрибуции (Г. Келли, 1967, Б. Вайнер, 1972). В этой теории предпринималась попытка обратить внимание на то, при каких условиях причины поведения или событий приписываются личности, а при каких — особенностям ситуации. Было установлено, что любое наблюдение событий или чьего-либо поведения завершается приписыванием наблюдавшимся явлениям тех или иных причин и отыскиванием их там, где события на первый взгляд представляются загадочными. Но приписывание причин не является чисто когнитивным феноменом, остающимся без последствий любопытством. От результатов приписывания, от интенций, которые предполагаются у партнера по действию, даже при внешне полностью одинаковых условиях зависит дальнейшее поведение.

Среди значимых причин того или иного исхода действия к личностным факторам относятся способности (знания, воля, умение убеждать других), а к факторам ситуации — трудности и помехи, которые препятствуют выполнению действия. Из соотношения этих факторов можно вывести «возможности» (сап) индивида как постоянный каузальный фактор. Однако для успешного окончания действия «возможности» должны быть дополнены переменными факторами — интенцией и «усилиями» (try). Эта простая схема позволяет объяснить успех или неуспех действия, если даны отдельные каузальные факторы (пусть, например, известно, что некто не прилагал заметных усилий, тогда успех его действий будет означать, что его способности значительно превосходят уровень трудности задачи).

Совершенно очевидно то, что установлено в отношении восприятия и объяснения поведения другого человека, верно и для восприятия себя. Индивид планирует и оценивает свое поведение, исходя из значимых для него каузальных факторов, таких, как интенция и способности, предстоящие трудности, необходимые затраты усилий, удача или невезение и т. д. Небезразлично, например, относит человек свои неудачи за счет слабых способностей или недостатка затраченных усилий. В первом случае он быстрее откажется от попыток осуществить деятельность.

Б. Вайнер (1972; 1974) ввел теорию каузальной атрибуции в контекст изучения мотивации достижения. Им было установлено, что познавательные процессы, обеспечивающие причинное объяснение успеха или неудачи, являются важными компонентами мотивационных явлений. Были обнаружены также индивидуальные различия стратегий каузальной атрибуции, соответствующие различиям мотивов.

Ключевые слова: Когнитивность, Мотивация

Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.

Материалы по теме

Значение и роль мотивации

Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с.

Мотивации и эмоции

Проблемы мотивации

Общая психология: учебник / Л А.

Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Теории мотивации

Карпов А.В., Общая психология

Теория когнитивного развития

Мотивация

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Когнитивный диссонанс. Психология самооправдания

Белинская Е.П., Социальная психология личности

Мотивация к профессиональной деятельности

Федосеев В.Н., Управление персоналом организации

22 Когнитивные теории мотивации

Когнитивные теории мотивации: их специфика, основные понятия. Когнитивный диссонанс, ожидание и ценность подкрепления, самоэффективность как мотивационные факторы.

План ответа

  1. Когнитивные теории мотивации.

    1. Специфика.

    2. Основные понятия.

  2. Мотивационные факторы.

    1. Когнитивный диссонанс.

    2. Ожидание и ценность подкрепления.

    3. Самоэффективность.

Ответ:

  1. Когнитивные теории мотивации.

    1. Когнитивный подход к мотивации.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение

В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека. Можно отметить таких ученых, которые внесли вклад в развитие когнитивного подхода, как Л. Фестингер, Ф. Хайдер (когнитивисткий подход), Дж. Роттер и А. Бандура (необихевиоризм) и др.

    1. Специфика и основные понятия.

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления. Основным тезисом было убеждение, что поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Знание не является простой совокупностью сведений. Представления человека о мире проектируют будущее поведение. И то, что человек делает, и как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.

  1. Мотивационные факторы.

    1. Когнитивный диссонанс.

Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса.

  1. Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащего оценочному отношению человека к чему-либо (аттитюду). Если человек добровольно соглашается сделать что-либо, несколько не соответствующее его убеждениям, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания, то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению (пример: человек согласился на поведение, идущее вразрез с его нравственностью – диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками – понижения нравственности).

  2. Другой хорошо изученный эффект – диссонанс после трудного решения. Трудным решением называется тот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделать выбор, близки по привлекательности. Обычно, после принятия решения, человек переживает когнитивный диссонанс, т.к. с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное.

Экспериментальные исследования показали, что после принятия такого решения (со временем) повышается субъективная привлекательность избранного варианта, избавляется от когнитивного диссонанса. Исходя из этого, можно полагать, что трудные решения увеличивают вероятность поведения, соответствующего избранному варианту (ех: если человек долго выбирал между А и Б, и выбрал А, то в будущем он будет выбирать А). Необходимое условие: диссонанс возникает в случае, если действие переживается субъектом как собственное (несет за него ответственность).

    1. Ожидание и ценность подкрепления.

Теория социального научения Дж. Роттера – попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другие людьми и элементами окружения (главным или новым типам поведения можно научиться в социальных ситуациях). В основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть, поэтому, для предсказания поведения людей в определенной ситуации нужно принимать во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание (что данное поведение приведет в конечном итоге к поощрению) и ценность подкрепления.

Концепция ожидания Роттера ясно говорит о том, что если в прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение. Как может ожидание объяснить поведение в ситуации, с которой мы столкнулись в первый раз? По Роттеру, в этом случае ожидание основывается на нашем опыте в похожей ситуации (недавний выпускник колледжа, получивший похвалу за то, что в выходные дни работал над семестровой контрольной, вероятно, ждет, что будет поощрен, если в выходные дни закончит доклад для своего начальника). Однако, ожидание не всегда соответствует реальности: могут быть нереально высокие ожидания относительно своих успехов, вне зависимости от ситуации, а другие могут быть неуверенными. В любом случае, Роттер утверждает, что если мы хотим точно прогнозировать поведение индивида, нам следует полагаться на его собственную субъективную оценку успеха и неудачи.

Роттер различает ожидания, которые специфичны для одной ситуации (отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения) и те, которые являются наиболее общими, генерализованные (отражают опыт различных ситуаций и очень подходят для изучения личности, интернально — экстернальный локус контроля).

Ценность подкрепления определяется как степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому: люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов. Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на нашем предыдущем опыте. Более того, ценность подкрепления определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени (социальный контакт, вероятно, будет иметь большую ценность, если мы одиноки). Роттер утверждает, что существуют относительно устойчивые индивидуальные различия о нашем предпочтении одного подкрепления другому. Соответственно формы поведения также можно проследить в относительно устойчивых эмоциональных и когнитивных реакциях на то, что составляет основную поощряемую деятельности в жизни. Ценность подкрепления не зависит от ожидания (Студент, например, знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, и все же ожидание получить высокие оценки может быть низким из-за отсутствия у него инициативы или способностей). По Роттеру, ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание — с познавательными процессами.

    1. Самоэффективность.

Убежденность людей в своей эффективности влияет также на уровень их мотивации, отражающийся в величине и продолжительности прилагаемых усилий по выполнению задачи. Согласно экспериментальным данным, чем тверже вера людей в свои возможности, тем значительнее и упорнее их усилия. Сталкиваясь с трудностями, люди, сомневающиеся в своих возможностях, ослабляют усилия либо преждевременно отказываются от всяких попыток достигнуть намеченного и довольствуются заурядными решениями. Те же, кто уверены в своих возможностях, в себе, стремятся преодолеть вызов.

Сомнение в собственных силах может возникнуть сразу же после каких-то неудач, поражений. Но дело не в том, что трудности порождают неуверенность в себе — это естественная ответная реакция, а в том, насколько быстро возвращается после перенесенных невзгод ощущение самоэффективности. Некоторые люди быстро обретают вновь уверенность в себе, другие же теряют веру в свои возможности.

Мотивированное познание — IResearchNet

Мотивированное познание Определение

Когда люди думают и рассуждают, они иногда проявляют личную заинтересованность в результатах своих размышлений и рассуждений. Например, люди выдают желаемое за действительное о том, выиграет ли их любимая спортивная команда или выживет ли их родственник после рискованной хирургической процедуры. В этих ситуациях люди могут быть менее открытыми, чем в других ситуациях, в которых они не имеют в виду желаемого результата.

Мотивированное познание относится к влиянию мотивов на различные типы мыслительных процессов, таких как память, обработка информации, рассуждение, суждение и принятие решений. Многие из этих процессов имеют отношение к социальным явлениям, таким как самооценка, восприятие человека, стереотипы, убеждение и общение. Важно понять влияние мотивации, потому что такие исследования объясняют ошибки и предубеждения в том, как люди выносят социальные суждения, и могут предлагать идеи о том, как компенсировать негативные последствия таких мотивов.

Примеры мотивированного познания

Одним из примеров когнитивного процесса, на который влияет мотивация, является память. Люди, как правило, помнят успехи больше, чем неудачи, и когда их убеждают в том, что данный атрибут желателен, они с большей вероятностью помнят прошлые события, в которых они проявляли этот атрибут, чем те, в которых они этого не делали. Люди переоценивают вклад в прошлые события, такие как групповые обсуждения и проекты, и пересматривают свою память в соответствии со своими мотивами. Они могут восстановить свою память о том, какие качества они считали наиболее важными в супруге после женитьбы на ком-то, у кого этих качеств нет.

Мотивы людей также влияют на то, как они обрабатывают новую информацию. Они относительно более склонны доверять небольшим образцам информации, согласующимся с желаемыми ожиданиями (даже если они знают, что маленькие образцы могут быть ненадежными), и более критично относятся к сообщениям, угрожающим желаемым убеждениям. Если они часто проявляют определенное поведение (например, курят), они с большей вероятностью будут придираться к информации, предполагающей, что это поведение опасно. На суждения о частоте и вероятности также влияют мотивы. Люди переоценивают частоту событий, которые поддерживают их желаемые убеждения, и считают, что их личные шансы испытать положительные события выше, чем вероятность отрицательных событий.

Другой когнитивный процесс — это то, как люди приписывают событиям (т. е. ищут первопричины). Мотивационные факторы могут заставить людей брать на себя ответственность за успехи больше, чем за неудачи, и верить, что другие, кто пережил негативные события (например, изнасилование, ограбление), частично ответственны и, возможно, заслуживают такой судьбы. Поступая так, они защищают себя от веры в то, что они тоже могут пережить эти события. Было показано, что доступ к негативным стереотипам о других и их применение помогают людям справляться с угрозами их собственной самооценке. Кроме того, то, как люди определяют черты личности, может быть связано с корыстными мотивами; например, большинство людей могут считать себя лучшими лидерами, чем в среднем, если они определяют лидерство в соответствии со своими личными сильными сторонами.

Типы мотивов, влияющих на познание

Многие из предыдущих примеров опираются на один конкретный тип мотива: подтверждение или поддержание благоприятных убеждений (особенно о себе). Многие другие мотивы могут влиять на познание. Когда люди несут ответственность за свои суждения — например, когда эти суждения могут быть проверены на точность — мотив выносить точные, обоснованные суждения становится более действенным. Мотив составить точное впечатление о другом человеке помогает тщательно систематизировать информацию об этом человеке и запомнить эту информацию в будущем. Мотив принадлежности, проявляющийся в интересе людей к отношениям и членству в группах, может также влиять на различные типы когнитивных процессов, например, на суждения о романтических партнерах. Желание видеть свою группу отличной от других может лежать в основе склонности рассматривать членов чужих групп как более похожих друг на друга (по сравнению с ингруппами), а также тенденции более строго судить членов других групп.

Другим мотивом, который может влиять на познание, является управление террором. Согласно теории управления терроризмом, мысли о собственной смертности могут парализовать людей ужасом. Одним из средств защиты от этого ужаса является укрепление своего мировоззрения, которое предлагает образное бессмертие, будучи частью чего-то, что будет жить даже после смерти человека. В условиях, когда шансы задуматься о собственной смерти высоки, индивиды более жестко критикуют противоположные мировоззрения.

Психологические процессы, связывающие мотивацию и познание

Люди не просто игнорируют информацию, несовместимую с их мотивами. Наоборот, кажется, что мотивация побуждает к тщательному изучению информации. В своей теории мотивированного мышления Зива Кунда утверждает, что мотивация формулирует направляющие гипотезы (например, «я хороший человек»), которые люди затем пытаются проверить, используя стандартные когнитивные (и беспристрастные) стратегии. Как оказалось, многие такие стратегии сами по себе предвзяты. Люди часто проявляют предвзятость подтверждения при проверке гипотез, будучи более внимательными к информации, подтверждающей их гипотезу, чем к опровергающей информации. Они помнят больше яркой и личной информации, чем бледной и безличной. Люди также обладают грубыми статистическими эвристиками (или эмпирическими правилами), которые они используют при вынесении суждений, и могут с большей вероятностью использовать эти эвристики, если это соответствует их мотивам.

При наличии других возможностей для защиты самооценки (например, самоутверждения или размышлений о своих важных ценностях) люди с меньшей вероятностью проявляют предвзятость в своих суждениях. Бессознательные мотивы также могут влиять на познание через автоматическую активацию понятий, имеющих отношение к данному суждению. Например, людей, которых просят обвести все случаи «я» в отрывке (что активирует я-концепцию ниже сознательного уровня), как правило, быстрее определяют, обладают ли они данным списком черт.

Последствия мотивированного познания

Воздействие мотивации на познание, вероятно, является функцией нескольких важнейших психологических потребностей. Например, люди хотят защитить свои ограниченные эмоциональные ресурсы и оградить себя от постоянных мыслей о собственной смертности. Другая работа предполагает, что люди, которые обладают положительными иллюзиями — переоценкой своих способностей, контролем над своим окружением и шансами испытать положительные события в будущем — также более здоровы (как умственно, так и физически). Позитивные иллюзии могут мотивировать действия, направленные на достижение положительных результатов. С другой стороны, такие убеждения также могут привести к опасному поведению. Если кто-то мотивирован избегать угрожающей информации о нездоровом поведении, результатом, вероятно, будет продолжение этого поведения, за которым следуют потенциальные проблемы со здоровьем. Степень адаптивности мотивированных предубеждений в познании до сих пор является предметом споров.

Ссылки:

  1. Даннинг, Д. А. (1999). Новый взгляд: Мотивированное социальное познание и схематическое представление социальных понятий. Психологическое исследование, 10, 1—11.
  2. Кунда, З. (1990). Случай мотивированного рассуждения. Психологический бюллетень, 108, 480-198.
  3. Тейлор, С.Э., и Браун, Дж.Д. (1988). Иллюзия и благополучие: социально-психологический взгляд на психическое здоровье. Психологический вестник, 103, 193—210.

Когнитивные теории мотивации

Когнитивные теории мотивации включают теорию ожидания и теорию постановки целей. Теория ожидания мотивации объясняет, почему и как человек предпочитает один вариант поведения другим. С другой стороны, Теория Целеполагания утверждает важность создания целей в мотивации человека.

Откройте для себя еще 22 статьи по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Мотивация и эмоции
  2. Инстинктивная теория мотивации
  3. Теория эмоций Шахтера-Зингера
  4. Теория эмоций Кэннона-Барда
  5. Теория эмоций Джеймса-Ланге

Теория ожидания

человек выбирает вариант поведения вместо другого, и как это решение принимается по отношению к его цели достижения своей цели. В этой теории Врум ввел три переменные для объяснения указанного поведенческого процесса. К ним относятся «V» для валентности, «E» для ожидания и «I» для инструментальности.

Ожидание

Ожидание — это переменная, которая представляет собой убеждение в том, что усилие (E) человека является результатом потребности в достижении целей производительности (P), которых он желает. Теория утверждает, что существует три фактора, влияющих на восприятие человеком ожиданий, в том числе:

  1. Самоэффективность – вера человека в собственную способность успешно выполнять определенное поведение.
  2. Сложность цели — возникает, когда желаемые цели производительности слишком высоки, что может привести к низкому ожидаемому восприятию.
  3. Контроль – степень воспринимаемого человеком контроля над своей работой.

Валентность

Валентность относится к ценности, которую человек устанавливает для подкрепления или вознаграждения. Установка ценностей обычно основывается на личных ценностях, потребностях, целях и внутренних или внешних источниках мотивации. Валентность включает -1, что означает, что человек пытается избежать результата, 0, что означает, что человек безразличен к результатам, и +1, что означает, что он приветствует результаты.

Содействие

Содействие относится к понятию, что человек получит вознаграждение после удовлетворения ожидаемой производительности. Вознаграждение может быть представлено в различных формах – оно может быть внутренним или внешним, денежным или неденежным. Если эта награда одинакова для всех действий, которые должен выполнять человек, говорят, что инструментальность низкая. На инструментальность влияют три фактора: политика, контроль и доверие.

Мотивационная сила

Произведение трех вышеупомянутых переменных – ожидания, валентности и инструментальности – называется мотивационной силой. Вот правильная формула мотивационной силы:

Мотивационная сила (MF) = Ожидание x Инструментальность x Валентность

Если эти три переменные «высокие» или сильные у человека, то его мотивация также выше.

Теория постановки целей

Еще одна когнитивная теория мотивации, Теория постановки целей, была предложена Эдвином Локком в 1960-х годах. Теория объясняет, что постановка целей влияет на выполнение задачи. Конкретные и сложные цели с большей вероятностью будут мотивировать человека и приведут к лучшему выполнению задач, тогда как расплывчатые и простые цели могут привести к плохому выполнению задачи. Таким образом, в приложении цели должны быть установлены SMART — конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ограниченными во времени.

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *