Социальная девиация: Социальная девиация

Тема 13. Социальная девиация

1.Феномен социальной девиации: сущность, структура, основные формы

2.Теоретические подходы в поиске причин социальной девиации

Литература:

Основная –

Кравченко А.И. Социология: уч. пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2002. – 384 с.

Дополнительная –

1.Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

2.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 1999. – 432 с.

3.Фролов С.С. Социология. – М.: «Логос», 1996. – 360 с.

Отклоняющееся от социальной нормы поведение часто встречается как в обыденной, так и в профессиональной жизни врача, что актуализирует необходимость изучения данного феномена.

1.Усвоение социальных норм является основой социализации. Соблюдение предписанных обществом норм определяет культурный уровень социума. Отклонение или не соблюдение общепринятых норм и правил поведения называется девиантным поведение. Категория «девиация» предполагает не соблюдение как формальных норм, то есть предписанных законом, так и отклонение от неформальных, закрепленных традициями, обычаями, этикетом и т.д. Нарушение формальных норм называют делинквентным поведением, например, убийство, грабеж и т.д. Не соблюдение неформальных норм называется девиантным.

Девиантное и делинквентное поведение бывает относительным и абсолютным. Девиантное поведение относительно, так как относиться к культурным нормам и правилам конкретной группы. Деликвентное поведение абсолютное по отношению к законам страны.

Девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков определенным социальным ожиданиям. Но, ожидания, которые определяют девиантное поведение, со времени меняются. Девиантное поведение имеет следующую структуру:

Рис.

7. Структура девиантного поведения

  • Человек, которому свойственно определенное социальное поведение

  • Социальная норма, которая является критерием оценки поведения

  • Социальное ожидание, которое определяет соответствие или несоответствие определенных поступков социальным нормам, принятым в обществе.

Р. Мертон разработал следующие формы девиантного поведения: инновация – которой характерно наличие социально одобряемой цели, но отрицает принятые в обществе средства достижения этих целей, ритуализм – предполагает отрицание целей, но использование принятых средств достижения, ретриатизм (бегство от действительности) отрицание и целей и принятых средств достижения, бунт – выражается также в отрицании и средств и целей, но бунт приводит к замене старых норм на новые.

2. В социологии принято выделят пять основных подходов в поиске причин социальной девиации.

Биологическая причина возникновение девиантного поведения связанно с именем итальянского врача Чезаре Ломброзо. С точки зрения его концепции, некоторые люди склонны к отклоняющемуся поведению по своему биологическому складу. Склонность к девиации определяется таким чертами как выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли. Ученый связывал это с процессом деградации генов на более раннем развитии. Так, склонность к алкоголю у определенного человека можно определить изучив состояние здоровья и степень тяги к спиртному у представителей предыдущего поколения этого человека.

У. Шелдон, известный американский психологи и врач, подчеркивал важность строения тела как причина отклоняющегося поведения. Эндоморфу, человеку плотного телосложения свойственна общительность, мезоморфу, человеку стройному характерна склонность к беспокойству, эктоморфу, человеку тонкокостному и хрупкому, характерна повышенная чувствительность и нервозность.

По мнению ученого, некоторые биологические особенности (например, строение тела) могут влиять на психику человека.

Психологический подход связан с именем известного психиатра З. Фрейда. Ученный ввел понятие «преступник с чувством вины», где речь едет о преступниках, которые желают, чтобы их поймали и наказали. Такие девианты чувствуют себя виноватыми, из-за тяги к подобным действиям. Таким образом, психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями.

Социологические теории

девиантного поведения с вязаны с именами известных социологов Э. Дюркгейма, Р. Мертона.

Э. Дюркгейм изучал самоубийства, причина которых была заложена в явлении как аномия. По его мнению, во время кризисов, радикальных социальных перемен происходит рассогласованность между действиями человека, основанных на общественных нормах и условиями общества. В результате люди находятся в состоянии неопределенности, дезориентации. Подобные условия толкают людей к самоубийству как единственному способу избежать возникшие проблемы.

Роберт Мертон внес некоторые коррективы в концепцию анамии Э. Дюркгейма. Он считал, что основная причина социальной девиации – это разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Р. Мертон разработал следующие формы девиантного поведения, которые были описаны выше: инновация, ритуализм, ретриатизм, бунт.

Культурологические концепции делают акцент на анализе культурных ценностей, которые способствуют появлению девиантного поведения. Так, Селлин и Миллер считали, что девиация возникает в результате конфликтов между нормами общества и нормами и правилами поведения конкретной группы. Э. Сатерленд ввел понятие дифференцированной ассоциации. Люди воспринимают отклоняющиеся от нормы ценности общаясь с носителями этих ценностей. Клауорд и Оулин считают, что причины социальной девиации основываются на обретении реальных благ в результате совершения девиантного поступка.

Теория стигматизации принадлежит известному исследователю Г. Беккеру. С его точки зрения, влиятельные группы ставят на представителей других групп клеймо «девиант». Лемерт выделил два типа девиации: первичная – нарушение социальных норм и вторичная – когда на человека ставят клеймо девианта, обращаются с ним как с девиантом и постепенно человек начинает сам считать свое поведение отклоняющим.

Социальная девиация. Психология девиантного поведения детей и подростков (72 часа) – МЦ НПО 12

ВАЖНО ЗНАТЬ!

Согласно ст. 48 п. 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагог обязан повышать свой профессиональный уровень. Этот пункт подразумевает участие педагога в различных семинарах, конференциях, вебинарах, прохождение курсов повышения квалификации и т.д.

В соответствии с действующим законодательством прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки является и правом, и обязанностью педагогических работников. В соответствии с ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.

В то же время, согласно п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона, педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

Необходимость обучения педагогических работников по программам дополнительного профессионального образования возникает по разным причинам: в силу требований ФГОС, перед прохождением аттестации, в связи с введением профессионального стандарта.

Согласно Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 195.3) устанавливает обязательность применения требований в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С окончанием переходного периода (01.01.2020 года) все работники, находящиеся на должностях педагогических работников, должны соответствовать требованиям профессионального стандарта. Работника, отказавшегося от прохождения обучения, можно будет направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». Независимая оценка квалификации, в случае осуществления ее по направлению работодателя, проводится за счет работодателя центром оценки квалификаций.

В случае успешного прохождения экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации или, в случае непрохождения экзамена, —  заключение о прохождении квалификационного экзамена.

Если по результатам независимой оценки квалификации работник получит свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

[свернуть]

Социология: Социальная девиация: виды и причины

Для социологов термин девиантность не означает всепроникающее или испорченное. Девиантность — это поведение, которое нарушает стандарты поведения или ожидания группы или общества. Например, опоздание на урок классифицируется как девиантное действие; то же самое можно сказать и о джинсах на официальной свадьбе. Согласно социологическому определению, все мы время от времени бываем девиантными. Каждый из нас нарушает общепринятые социальные нормы в определенных ситуациях.

Девиантность связана с нарушением групповых норм, которые могут или не могут быть закреплены в законе. Это комплексное понятие, включающее не только преступное поведение, но и многие действия, не подлежащие уголовному преследованию. Например, государственный чиновник, берущий взятку, нарушил социальные нормы.

С социологической точки зрения девиантность вряд ли объективна, скорее она подлежит социальному определению в конкретном обществе и в определенное время. По этой причине то, что считается девиантным, может переходить из одной социальной эпохи в другую. В большинстве случаев те люди и группы, которые обладают наибольшим статусом и властью, определяют, что приемлемо, а что ненормально. Например, несмотря на серьезные медицинские предостережения об опасности табака, сделанные еще 30 лет назад, курение сигарет по-прежнему оставалось приемлемым в значительной степени благодаря власти табачных фермеров и производителей сигарет. Только после длительной кампании, проводимой активистами общественного здравоохранения и борьбы с раком, курение сигарет стало более девиантным занятием. Сегодня многие государственные и местные законы ограничивают места, где люди могут курить.

Типы отклонений[1]

Отклонения могут принимать различные формы. Здесь можно отметить некоторые из них.

  1. Инновации: Общество ставит перед людьми цели, к которым они стремятся, а также определяет средства для их достижения. Когда человек принимает и цели, и средства, результатом обычно является «соответствие». Иногда человек может принять цель, но не средства. Он может изобретать или создавать собственные средства для достижения целей и в этом смысле становится девиантом.

Если эти инновационные средства приносят положительные результаты, они не представляют проблемы для общественного строя, а если они приносят отрицательные результаты, то могут представлять опасность для общества. Пример: Некоторые бедняки и искатели удовольствий могут быть вынуждены «вводить новшества» или прибегать к незаконным, «нечестным» способам получения денег. Такие «новаторы» — проблемные девианты.

  1. Ритуализм: Иногда человек отказывается от важных социальных ценностей, но на словах поддерживает их, тщательно соблюдая соответствующие нормы поведения. Они ритуалисты. Они отказываются от погони за успехом как бесплодной, но строго придерживаются предписанных средств.

Они считают правила священными. Они склонны снижать свои стремления и никогда не рассчитывать на успех. Потому что они обнаруживают, что не могут вырваться из своей приверженности правилам. / Ритуалисты также являются девиантами, потому что такие люди отказываются предпринимать смелые и, возможно, опасные действия, требуемые истинной приверженностью ценностям. С другой стороны, они прибегают к нейтральному, но безопасному поведению, которое выглядит как приличное соответствие.

Пример:

Человек, зарезанный на глазах нескольких соседей, отказывающихся вмешиваться в дело. Такое поведение носит ритуальный характер. Жестко критиковать такое поведение сложно. Это также форма отклонения, потому что нормы существуют или должны существовать, чтобы служить ценностям. Они не должны затмевать ценности или превосходить их.

  1. Ретреатизм: отказ от ценностей и норм — это «ретреатизм». Это так или иначе «выпадение» из общества. Человек, который выбывает, «уходит в отставку», так сказать. Те, кто «отступает» от общества, отказываются гнаться за богатством ни законными, ни незаконными средствами.

Они также отказываются вести «традиционный» образ жизни. Они не могут добиться успеха «честно». Они не могут нарушить обычную процедуру из-за сильно интернализованной нормы. Лучшее решение их дилеммы — «выпасть» из общества. Следовательно, «ретритизм» — это своего рода пассивный отказ от цели успеха и респектабельной профессиональной деятельности.

Согласно Мертону, в эту категорию попадают «некоторые виды адаптивной деятельности психотиков, аутистов, парий, изгоев, бродяг, бродяг, бродяг, хронических пьяниц и наркоманов». Такие люди получают сильное неодобрение, потому что их мало волнуют ценности, которыми живет большинство людей.

  1. Восстание: Восстание — еще один ответ, открытый для тех, кто отвергает и цели, и средства. Некоторые люди отвергают преобладающий порядок и прилагают усилия, чтобы заменить этот порядок. Они пытаются заменить существующие цели и средства новыми.

Их называют «бунтовщиками». Бунт порождается отчуждением как от ценностей, так и от норм. Вместо «отступления» мятежник оказывает активную поддержку и лояльность несовместимому набору ценностей и норм.

Он чувствует, что они выше, чем у обычного общества. Он ищет какой-то реконструкции, какого-то изменения в существующем порядке. Он может даже попытаться полностью разрушить этот порядок или попытаться заменить его другим порядком. Восстание может варьироваться от мелкого масштаба до более крупного масштаба.

Пример:

Учащийся, бросающий учебу во имя больших дел, является примером мелкомасштабного бунта. Законопослушный молодой человек, уходящий из общества, чтобы сформировать преступную группировку, чтобы отомстить какому-то авторитету, является примером более масштабного бунта. Под эту категорию подпадают и политические и религиозные революции, инициированные тем или иным человеком.

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение может быть вызвано неспособностью или неспособностью индивида соответствовать социальным нормам или неспособностью общества заставить его составляющие следовать нормам, установленным им как нормальное поведение. Неспособность соответствовать может быть результатом психического или физического дефекта. Из-за психического заболевания человек не может воспринимать реальность и реагировать на нее упорядоченным и рациональным образом. Таким образом, он становится социальным девиантом. Причины психических заболеваний могут быть как физическими, так и социальными. Стрессы и напряжения современной социальной жизни вызывают психические заболевания. Но некоторым людям не удается приспособиться, даже если они физически и умственно способны научиться общепринятому поведению. Для объяснения таких причин отклонения были выдвинуты некоторые теории. Это:

  1. Теории физического типа: Эти теории пытаются связать девиантное поведение с типом телосложения. Ломброзо считал, что некоторые типы телосложения больше склонны к девиантному поведению, чем другие. Девианты были классифицированы по физическим типам, чтобы объяснить их поведение. В методе их классификации отмечен ряд серьезных ошибок.

  2. Психоаналитические теории: Эти теории связывают девиантное поведение с конфликтами в человеческой личности. Фрейд был ведущим психоаналитиком. Он дал понятия ид, эго и суперэго. Девиантное поведение является результатом конфликта между Ид и Эго. Психоаналитическая теория все еще совершенствуется эмпирическими исследованиями. Иногда культура фрустрирует биологические побуждения и импульсы, что приводит к девиантному поведению. Таким образом, наша культура одобряет удовлетворение сексуальных влечений незамужних, вдов или разлученных.

  3. Неспособность к социализации: Оба типа теорий не могут адекватно объяснить девиантное поведение. Точно так же не каждый, кто страдает физическим или психическим заболеванием, становится девиантным, каждый член общества фрустрируется столкновением своих биологических влечений с табу этой культуры, но не каждый становится девиантом. Социологи считают, что некоторые люди являются девиантными, потому что процесс социализации каким-то образом не смог интегрировать культурные нормы, и он ведет себя неожиданным образом. Его промахи редки. Нормы поведения в основном усваиваются в семье.

  4. Культурные конфликты: Общество чрезвычайно неоднородно. Существует множество наборов норм и ценностей, которые конкурируют друг с другом. Семейные нормы могут вступать в противоречие с нормами профсоюза. Одна религия учит одному, другая учит другому. Школа учит уважению и послушанию. Партия учит сопротивлению и секуляризму. Религиозная система учит, что нужно быть щедрым и самоотверженным, но наша экономическая система вознаграждает безжалостных и эгоистичных. Наши формальные нравы требуют целомудрия до брака, но в наших фильмах слишком много секса. Молодые люди знакомятся с сексуальной литературой. Таким образом, культурные конфликты являются уникальной чертой современного сложного и меняющегося общества. Они есть практически во всех обществах.

  5. Аномия: Аномия — это состояние отсутствия норм. Под отсутствием норм мы не подразумеваем, что современные общества не имеют норм, вместо этого это означает, что у них есть много наборов норм, ни один из которых не является обязательным для всех. Индивид не знает, каким нормам следовать, следовать ли нормам семьи или школы. Таким образом, аномия возникает из-за путаницы и конфликта норм. Люди в современном обществе перемещаются слишком быстро, чтобы быть связанными нормами какой-либо конкретной группы.

В традиционных обществах люди руководствовались последовательным набором традиций, которым они следовали с небольшими отклонениями. Но современному обществу не хватает целостных традиций, а разные группы имеют разные нормы. По Дюркгейму, «при внезапном изменении нормативная структура регулирующих норм общества ослабевает, следовательно, человек не знает, что неправильно, а что правильно, его импульсы чрезмерны, чтобы удовлетворить их, он ищет аномии» . Хорошим примером этого являются постсоветские общества.

  1. Личные факторы. Иногда в генезис девиантности могут быть вовлечены и личные факторы. В результате своего особого опыта многие люди приобретают девиантные взгляды и привычки. Уродливое лицо может лишить некоторых людей возможности участвовать в делах общества. Некоторые люди настолько серьезно затронуты опытом, что изолируют себя от определенных групп или ситуаций. Так, некоторые люди могут отказаться ездить на поездах из-за какой-то аварии, в которой они оказались. Вид мертвеца побудил Будду отказаться от короны. Мышь, съевшая пищу, предложенную идолу, сделала Свами Даянанда критиком идолопоклонства.

  2. Социальное положение: место людей в социальной структуре также вызывает девиантное поведение. Положение человека в стратификационной системе, его положение в половозрастной структуре общества и его положение в особом устройстве общества меняют его поведение. Жизненные шансы людей зависят от того конкретного положения, которое они занимают в обществе.

Появление новых норм через девиантное поведение легко проследить в семейных отношениях. В девятнадцатом веке женщина, выходящая за рамки нормы, чтобы работать в офисе и зарабатывать на жизнь самостоятельно, считалась девиантной, но сегодня это обычное дело. Однако можно отметить, что не все формы девиации являются общественно полезными. Поведение животного, сексуального девианта или пьяницы редко способствует созданию общественно полезной нормы. Лишь некоторые формы девиантного поведения могут стать нормами будущего. Поведение индивида из-за социального конфликта приводит к формированию новых норм.



[1] Rao, CN (2012). Принципы социологии. Нью-Дели: С. Чанд. стр. 476-477

Определение, причины, типы, теории, примеры

by Isha Rane

Отклонение от социально приемлемых стандартов и отказ от них. В статье разъясняется значение и определение девиантности. Кроме того, в нем подробно рассказывается о том, что вызывает отклонения в обществе. В статье также разъясняются типы и ситуации, которые порождают девиантное поведение. Это также подчеркивает, почему девиантность важна и необходима в обществе.

Общество сравнивает с живым организмом выдающийся социолог Герберт Спенсер. Он называл различные социальные функции органами или частями, которые работают одновременно, чтобы заставить общество работать. Поскольку есть части, которые идеально вписываются в общество, есть и такие, которые ему не подходят.

Девиантность — это социологическое понятие, проявляющееся в повседневной жизни и общественных событиях. Его можно определить как следование нетрадиционным путем, нарушение норм, правил или предписаний, а также действия, которые не принимаются и не приветствуются обществом. Несоблюдение сказанных и невысказанных стандартов сообщества называется отклонением. На это смотрят как на отвращение или аберрацию, поскольку это не воспринимается как нормальное явление.

Отклонение обычно связывают с термином преступление, поскольку преступление (любого уровня) далеко от социально приемлемого поведения индивидов. Преступление — это девиантное поведение, но любая форма девиантности не является преступлением. Девиантность часто возникает, когда человек или группа нарушают установленные ожидания общества или сообщества, и любое действие или действие, которое они предпринимают, считается в обществе аморальным.

Кроме того, социологи утверждают, что девиантность — неоднозначный термин и что она часто совершается неосознанно, поскольку люди не знают, что представляет собой девиантность, а что нет. Также иногда то или иное событие считается девиантным, когда оно выходит за рамки, обычно установленные обществом. Например, время от времени пить с друзьями и семьей считается нормальным почти во всех обществах, но регулярное употребление алкоголя и употребление алкоголя несовершеннолетними считается отклонением и часто рассматривается свысока.

Причины отклонения- 

Существуют различные индивидуальные причины отклонения, и причина отклоняющегося поведения может варьироваться от человека к человеку. Однако их можно классифицировать и сгруппировать по трем основным причинам.

  • Психологические причины отклонений —

Воздействие на ум и мышление может быть вызвано средой, в которой вырос человек. Частое наблюдение девиантного поведения также может спровоцировать девиантность среди отдельных лиц и групп. Нахождение в непосредственной близости от отклонений, таких как злоупотребление психоактивными веществами, употребление наркотиков и алкоголя, курение и азартные игры, порождает ту же картину. Чрезмерное использование или негативное влияние социальных сетей оказывает психологическое воздействие на образ мышления людей, и среди людей развиваются такие чувства, как отчаяние, неравенство, несправедливость, месть или отношение бунтаря, уникальности. Аномия или культурная фрустрация также могут играть огромную роль в отклонениях. Например, женщину с Ближнего Востока можно считать девиантной, потому что она носит короткую юбку, хотя во многих странах это считается нормальным. Однако это может быть неприемлемо в некоторых странах Ближнего Востока, и женщины могут выступать против этого из-за своего чувства подавленности и действий, противоположных тому, что считается отклонением.

  • Биологические причины отклонений- 

В случае биологических факторов отклонения функционирование и развитие мозга и умственных способностей человека, его здоровье, физические особенности и генетика играют ключевую роль. Итальянский врач Чезаре Ломброзо также определил девиантность преступников, заявив, что в их поведении или генах существует определенное качество черт, и назвал таких людей прирожденными преступниками. Исторически биологическая причина девиантности была одним из первых открытий и утверждений, лежащих в основе понимания концепции девиантного поведения. Он рассматривает инстинкты, унаследованные качества и физическое строение человека как научное доказательство девиантности, преступного мышления и поведения человека. Тем не менее, нет таких убедительных доказательств того, что биологические качества или генетика играют роль в отклонениях. В соответствии с этой теорией также подчеркивается, что у людей, которые обычно прибегают к преступлению, присутствует дополнительная хромосома. Хотя большинство социологов опровергают эту теорию, поскольку она оказалась непрактичной.

  • Социологические причины девиантности-

Социальное воспитание людей также играет важную роль в причине девиантности. Социальное происхождение, воспитание, социализация, семейные проблемы, неприятие общества, социальные и религиозные убеждения, бедность играют важную роль в возникновении девиантного поведения. Суждения и ярлыки, налагаемые обществом, вызывают у людей различные эмоции. Хорошая работа, приличный дом и роскошный автомобиль — вот некоторые из социальных целей, которые ставит перед собой общество, и для достижения этих целей также устанавливаются временные рамки, которые устанавливаются поколениями. Существует давление для достижения этих целей к желаемому возрасту, а пути и средства достижения этих целей неравномерно распределены в обществе, что иногда может привести к агрессии. Например, молодой человек, проживающий в городских трущобах, может столкнуться с различными проблемами, такими как бедность, антисанитарные условия жизни, отсутствие работы и социальная стигматизация или предвзятое отношение к обитателю трущоб. Он или она также может потерять определенные возможности из-за этого и может захотеть предаваться путям, которые помогут им достичь своих социальных целей. Кроме того, это может привести к девиантному поведению, такому как отмывание денег, шантаж, фишинг или карманные кражи. Согласно этому подходу, девиантное поведение не присутствует у людей от рождения, а развивается из-за социального окружения и событий.

Типы отклонений-

Когда социальная норма нарушается, это приводит к форме отклонения. Согласно Роберту К.Мертону, важную роль в возникновении девиантности играет приверженность человека социальным и культурным целям, а также рвение и стремление к достижению этих целей любыми средствами. Чтобы проиллюстрировать, как отклонение может быть вызвано различными причинами, ниже перечислены несколько примеров возможных ответов людей, сталкивающихся с давлением, сопротивлением и нехваткой ресурсов:

  1. Соответствие — Идея и концепция соблюдения и соответствия определенным социальным нормам и соблюдения правил могут разжечь искры отклонения. Всегда вести себя и действовать в соответствии с ожиданиями действительно приводит к отклонениям, но это также зависит от общества. Например, в разных обществах женщины веками были прикованы к работе по дому, ограничивая себя только социальной ролью домохозяйки, заставляя их действовать в соответствии с ней, отклоняться от социальных норм и требовать также права на образование и занятость. Тем не менее, сейчас принято видеть, как женщины работают в обществе, но изначально это считалось девиантным поведением и даже сейчас воспринимается как таковое в некоторых обществах.
  1. Инновация – когда на человека оказывается внешнее давление для достижения конкретной цели в течение определенного времени, человек обычно соответствует и принимает традиционную норму или отклоняется и отрицает ее. Кроме того, иногда он принимает цель или социальные ожидания, но изменяет способ или процесс для достижения этих конкретных средств. Например, зарабатывать на хлеб и масло для себя и своей семьи — главная обязанность человека. Традиционно для этого нужно было получить образование и работать или вести бизнес. Но некоторые люди, неспособные достичь своих целей или испытывающие трудности в следовании по указанному пути, отклоняются и изобретают свои способы заработка денег, которые могут быть неприемлемы для общества. Примером этого может быть воровство.
  1. Ритуализм . Ритуализм можно определить как способ, которым люди отвергают свои социальные ценности и цели. Они не подчиняются, не отрицают и не отклоняются от них. Они просто отвергают эти цели и не считают их своей конечной целью. Это не негативная форма отклонения, поскольку люди не бунтуют и не действуют нетрадиционно. Для них цель может быть не такой важной, как ее называет общество. В ритуализме люди склонны усердно работать, чтобы достичь своих целей и достичь ценностей, на самом деле не беспокоясь и не заботясь о результате. Они самодовольны и согласны с тем, что не достигают своих целей. Наиболее распространенный пример отклонения виден в карьерном выборе людей. Некоторые люди усердно работают день и ночь в огромных корпорациях только для того, чтобы зарабатывать все больше и больше денег, в то время как некоторые люди усердно работают не для того, чтобы заработать больше денег, а скорее для того, чтобы найти счастье, удовлетворение, удовлетворение и страсть в своей работе.
  1. Ретритизм – Иногда у людей возникает стремление полностью отрицать социальные нормы, ценности и общепринятые методы. Вместо того, чтобы соответствовать традиционным ценностям или обновлять свои цели и методы, они полностью отвергают нормальный образ жизни, ожидаемый и принятый обществом. Они не выбирают какой-либо незаконной формы или образа жизни для достижения своих целей, а просто отклоняются от общества. Другими словами, они выпадают из общества. Поскольку они так глубоко укоренились в традиционной процедуре, они не могут ее сломать. В этом случае выход из общества — единственный способ решить их затруднительное положение. Следовательно, ретритизм относится к пассивному отказу от достижения успеха и достойной жизни. Например, богема — это человек, который, по мнению общества, ведет нетрадиционный образ жизни и считается девиантным.
  1. Восстание – Восстание на шаг впереди отступничества. Он не только отрицает и отклоняется от нормальных ожиданий, социокультурных норм и целей общества, но и ожидает изменения и революции в уже существующей системе. Люди стремятся к полному изменению и разрушению существующего социального порядка и построению нового радикального порядка, соответствующего грядущим временам. Эти люди в обществе и сообществе рассматриваются как мятежники. Они хотят изменить то, как все работает, и не хотят довольствоваться отступлением и отказом от целей или просто изобретать новый путь и путь. Для них важнее замена привычных методов и манер. Восстание может варьироваться от мелкомасштабного до крупномасштабного.

Например, женщины, борющиеся за свои права, от права на образование до права на аборт. Женщины восстают против традиционных правил и норм, которые их ограничивают, и борются за новые и современные законы, которые воздают им должное.

Значение –

Девиантность означает отклонение от нормального функционирования общества и отрицание социально приемлемых норм. Однако эти отклонения, возникающие в обществе, также оказывают специфическое положительное влияние на отдельных лиц и сообщества внутри общества. Важность и значение той роли, которую играют девиации в развитии общества.

  • Девиантность приносит пользу обществу. Девиантность, которая была ощутима в обществе, связанная с отказом от гендерных ролей, привела к различным позитивным изменениям. Девиантность помогает вводить новые концепции, а также приветствует и принимает уже существующие социальные нормы и модели поведения, которые когда-то считались табу. Например, подъем женщин и сообщества ЛГБТК+ в последние годы является результатом отклонения. Угнетение и подавление разных людей и сообществ порождает восстание, которое, в свою очередь, привело к появлению различных новых законов, таких как равная оплата труда для всех полов и законы о браке ЛГБТК+. Короче говоря, девиантность играет роль в развитии и возвышении общества.
  • Девиантность изображает хорошее и плохое в обществе. Девиантное поведение, такое как преступление, сутенерство, изнасилование, убийство и насилие в семье, — все это формальные примеры девиантного поведения. Поскольку они социально неприемлемы и не соответствуют нормам и ценностям общества, они считаются грозными. Например, когда супружеское изнасилование считалось девиантным поведением с помощью сопротивления и революции, во многих странах были сформулированы различные законы, криминализирующие его. Общественная норма соблюдения желания и распоряжения мужа после замужества была оспорена. Это помогло людям и обществу понять ужасные преступления и, таким образом, сформулировать правила и законы для защиты женщин.
  • Также считается, что девиантность играет огромную роль в объединении людей. Люди осознают, что правильно и неправильно, приемлемо или неприемлемо в обществе, и, таким образом, склонны действовать за и против него. Это стимулирует единство и целостность среди людей и укрепляет их связи и общение. Все основные революции и моменты независимости были рождены восстанием и массовым участием людей. Они были привязаны к определенному движению и делу, основанному на общем убеждении, которое их связывало. Индийская война за независимость или китайская коммунистическая революция связали людей одной целью, и именно отклонения, порожденные предыдущими правителями, породили восстание. Таким образом, единство также может сыграть значительную роль в объединении общества и сближении его.

Теории девиантности-

Девиантность и преступность изучались с момента зарождения социологии, и ученые разработали теории об их причинах. Группу причин и теорий можно далее разделить на три основные социологические парадигмы: функционализм, теорию конфликта и символический интеракционизм. Эти теории помогают понять значение и причину отклонения.

  • Функционализм – Социологи, верящие в функционализм, поддерживают роль девиантности в эффективном и успешном функционировании общества. Эмиль Дюркгейм считает, что девиантность порождает коллективное сознание и помогает людям и обществу понять, что морально, а что нет. Роберт Мертон объяснил теорию напряжения, заявив, что, хотя люди имеют одни и те же обычные цели, не все из них имеют социальные возможности и ресурсы, чтобы действовать и достигать их, что приводит к отклонениям. Теория социальной дезорганизации в рамках концепции преступности и девиантности также предполагает, что отсутствие социального порядка в обществе порождает беспорядок, девиантность и преступность.
  • Теория конфликта – Карл Маркс разработал теорию конфликта, в которой он сформулировал различие между двумя социальными группами и существующее между ними неравенство. Социологи стремились понять взаимосвязь между конфликтом и девиантностью. Установленная Марксом концепция помогла понять связь девиантности с властью и деньгами. Ч. Райт Миллс в своей книге «Властная элита» также объяснил существование небольшой группы состоятельных людей, которые контролируют власть и деньги в своих руках, и как это связано с социальными отклонениями в обществе.
  • Символический интеракционизм . Понятие и значение девиантности, связанные с различными действиями и поведением, время от времени меняются, поэтому иногда, когда люди что-то делают, они не осознают, что то, что они делают, рассматривается как девиантное. общество. Это может быть формальное отклонение, такое как гражданское преступление, или неформальное отклонение, которое варьируется от общества к обществу, например однополая любовь или однополый брак. Здесь вступает в силу теория маркировки. На людей часто навешивают ярлыки за преступления, которые они совершают. Формальные отклонения, такие как воровство или убийство, можно рассматривать как серьезный ярлык, но неформальные модели отклонений, такие как опьянение в присутствии детей или употребление алкоголя и наркотиков в молодом возрасте, порождают ярлыки, которые остаются с людьми на протяжении всей их жизни. Даже если они хотят изменить себя. Это навешивание обществом ярлыков иногда оставляет отпечаток на людях, побуждая их к совершению девиантных действий.

Характеристики-
  • Девиантность не обязательно должна быть абсолютным преступлением. Это может быть форма отклонения и изменения с точки зрения убеждений, норм, ценностей и черт. Акт инцеста осуждается во многих обществах, хотя он может не считаться ужасным преступлением, но считается табу.
  • Девиантность меняется от общества к обществу, а также зависит от социальной стигматизации. Например, публичное проявление привязанности может быть социально неприемлемым и считаться клеймом в некоторых обществах, в то время как в некоторых оно может быть широко принято.
  • Девиантность также связана со временем и периодом, в течение которого она существует и рассматривается. Когда-то на использование суррогатного материнства и усыновления в качестве альтернативных способов беременности смотрели свысока и считали девиантным, но сейчас эти методы постепенно принимаются обществом.
  • Есть два типа отклонений. Одним из них являются формальные преступления, такие как воровство, торговля людьми, неэтичный взлом и так далее. Девиантность также может быть неформальной, например, измена супругу или отнятие чужого имущества без согласия, что не наказуемо, но нежелательно в обществе.
  • Это также зависит от соотношения девиантного и недевиантного населения. Также может существовать тенденция считать эти действия нормальными, если число девиантных популяций достаточно велико, например, террористические акты в некоторых странах, охваченных войной.

Читайте также: Преступность — это социальное явление Кругом это было опровергнуто многими и на ранней стадии считалось девиантным. Хотя это не было социально приемлемым для людей и церкви, в конечном итоге оно получило признание с помощью доказательств.

  • Однополые отношения, браки и усыновление в свое время были невозможны и невообразимы, а также считались девиантными. Им пришлось пройти через фазу восстания и трансформации, чтобы получить юридическое и социальное признание. Даже сейчас это считается девиантным в некоторых обществах и религиях. Во многих культурах к однополым отношениям относятся как к аномалиям и с неуважением.
  • Девиантность различается в зависимости от культуры, традиций и среды общества и страны. Дети, покидающие родительский дом и живущие самостоятельно, являются обычной нормой в западных и европейских странах. Однако эта практика не приветствуется в некоторых традиционных азиатских и исламских обществах. В результате азиатские родители, как правило, имеют большее влияние на жизнь своих детей. Дети, уезжающие или принимающие быстрые решения самостоятельно, считаются противоречащими социальным ценностям и девиантными.
  • Немногие страны, такие как Франция, серьезно относятся к выходным как к времени, когда можно освежиться и омолодиться, и в этот период не принимают рабочие звонки и электронные письма. Однако во многих обществах, где люди, как правило, работают и по выходным, ситуация прямо противоположная. Те, кто работает в такой среде, могут быть нежелательны и считаться девиантами, если они неосознанно связываются с коллегами по работе в выходные дни в обществе, которое считает выходные свободными от работы.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *