Когнитивная психология найсер: Когнитивная психология (У. Найсер, Дж.Келли) — Студопедия

Когнитивная психология (У. Найсер, Дж.Келли) — Студопедия

Поделись  

У.Найссер(р. 1928) выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления.

В 1960 г. при Гарвардском университете Миллер и Брунер создали Центр когнитивных исследований. Противопоставляя свои работы все еще превалировавшим в тот период бихевиоральным исследованиям, в Центре изучали разнообразные познавательные процессы — восприятие, память, мышление, речь, в том числе проводили анализ их генезиса. Именно генетический аспект познания, как было показано выше, и стал ведущим для Брунера.

Для Миллера и других когнитивистов приоритетной оставалась ориентация на анализ функционирования уже сформированных процессов и их структурный анализ. Параллельно начались работы по изучению искусственного интеллекта, причем в некоторых случаях упрощение моделей шло в ущерб анализу когнитивной системы человека.

Осознанию своего предмета и метода когнитивная психология обязана Найссеру и его книге, о которой уже упоминалось выше.

Он, так же как и Пиаже, доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей. Очертив основной круг проблем нового направления, Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Он предположил, что когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути происходящих процессов им были предложены такие термины, как «иконическая память», «эхоическая память», «преднастроечные процессы», «фигуративный синтез», и разработаны методы их изучения — визуальный поиск иселективное наблюдение.

Первоначально он также занимался исследованием «искусственного интеллекта», однако затем отошел от этих работ и критиковал некоторых своих коллег за чрезмерное внимание к искусственному интеллекту, сужающее эффективность когнитивной психологии.

Эта позиция Найссера была подкреплена материалами, полученными им при изучении экологии восприятия. Он пришел к выводу о том, что при изучении искусственных моделей переработки информации (например, деятельности оператора) недооценивается обилие информационных стимулов, которые получает человек в естественных информационно насыщенных условиях. Эти мысли Найссера получили отражение в его новой книге «Познание и реальность» (1976). Высказанные в ней теоретические соображения были подкреплены проведенными им экспериментами (например, при изучении разделенного и селективного внимания).

Метафора компьютера, которая, как упоминалось, очень распространена в этом подходе, легла в основу работ, в которых компьютерные программы служат моделью для понимания процессов обработки информации человеком. Положительным здесь является тот факт, что интеллект не рассматривается как набор последовательных, часто малосвязанных этапов или ступеней переработки информации, как это было в традиционной психологии, в которой считалось, что вслед за ощущением идет восприятие, затем память, мышление и т.

д. В новом подходе рассматривается комплексная система, имеющая сложную структуру, а иерархия построена на типах переработки информации и зависит от стоящих задач.

Многочисленные исследования, проводимые учеными в рамках нового направления, были направлены на изучение этой структуры и ее деятельности в разных ситуациях. Среди их работ необходимо отметить изучение тех преобразований, которые происходят с сенсорной информацией с момента ее попадания на рецептор и до получения ответной реакции. При этом были получены данные, доказывающие, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не существует порога в собственном смысле этого слова, так как порог обнаружения сигнала зависит от многих факторов. На основании этих материалов была разработана

теория обнаружения сигнала. Указанная теория информации, которая повлияла на все дальнейшие работы по когнитивной психологии, также была первоначально сформулирована на основе данных, полученных при изучении восприятия. Ведущий вклад в ее разработку внес К. Шеннон, который создал математическую модель универсальной системы коммуникаций, объясняющую механизмы идентификации различных сигналов.

При изучении моделей, обеспечивающих способность человека распознавать сигналы внешнего мира, ученые опирались на данные гештальтпсихологии, которые были подтверждены на новом уровне анализа процесса восприятия. Эти работы перекликаются с трудами отечественных ученых А. В. Запорожца и Л. А. Венгера, изучавших роль сенсорных эталонов при восприятии окружающего.

В результате исследований были выделены структурные составляющие (блоки) интеллекта, впервые описаны такие виды памяти, как кратковременная идолговременная.При этом в экспериментах Д. Сперлинга, изменившего методику Найссера по изучению иконической памяти, было показано, что объем кратковременной памяти практически не ограничен. Работы Бродбента, Нормана и других ученых показали, что своеобразным фильтром, отбирающим нужные в данный момент сигналы, является внимание, которое приобрело совершенно новую трактовку в когнитивной психологии.

Материалы, полученные при исследовании внимания и памяти, послужили стимулом к исследованию бессознательного, подход к которому в когнитивной психологии существенно отличается не только от психоаналитического, но и от подхода гуманистической психологии. Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала. Изучение содержания долговременной памяти, так же как избирательной реакции человека при одновременной конфликтной подаче информации (например, в правое ухо — одна информация, а в левое — другая), раскрывает роль неосознаваемой переработки. При этом речь идет о том, что из бесчисленного количества информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Такая же селекция происходит при переводе информации в долговременную память. С этой точки зрения некоторые ученые считают, что практически все сигналы, все воздействия внешней среды запечатлеваются в нашей психике, однако не все они осознаются в данный момент, а некоторые не осознаются никогда в виду своей малой интенсивности и незначительности для жизнедеятельности, но никак не в силу своей асоциальности или несовместимости с моралью, как считал Фрейд.

Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упомянуть о теории личностных конструктов Г. Келли(1905-1967). Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Точка зрения Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

Келли сформулировал свои идеи в конце 50-х годов, предвосхитив почти на 10 лет появление работ Найссера и Миллера. После получения в 1931 г. в Эдинбургском университете докторского диплома он начал свою преподавательскую деятельность, совмещая ее с психотерапией. Особенно плодотворными для него оказались последние годы, проведенные в университете Брандейс, где он получил возможность отдавать больше времени своим исследованиям.

В основе его теории лежит понятие конструктивного альтернативизма,исходя из которого Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, так как каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость и т.д.), на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов.Говоря о том, что «А — это то, что человек объясняет как А», он утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Разница во мнениях объясняется разными схемами (конструктами), которыми оперирует человек. Таким образом, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

Утверждая, что каждый человек — исследователь, Келли, конечно, не отождествлял эту деятельность с реальными исследованиями ученых. Речь шла о том, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал личностных конструктов. На основании этого образа строятся гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не подтверждается, человек в большей или меньшей степени перестраивает свою систему конструктов с тем, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов. Иными словами, в отличие от психоаналитиков, утверждающих, что люди ориентированы на прошлое, или от Рождерса, говорившего о настоящем, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Утверждая, что личность тождественна тем личностным конструктам, которые использует данный человек, Келли полагал, что таким образом устраняется необходимость в дополнительном объяснении причин его поступков, так как ведущим мотивом является именно стремление к прогнозированию будущего.

Основной постулат теории Келли гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события, т. е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний. Из этого постулата им было сделано 11 выводов, которые объясняют, каким образом функционирует система конструктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию вокруг человека.

Конструкты человека организованы в определенную иерархическую систему, которая не является жесткой, так как изменяются не только отношения доминирования-подчинения, но и сами конструкты. На основании этих положений Келли разработал

методический принцип репертуарных решеток. Ими его последователями было создано большое число методик диагностики особенностей индивидуального конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический метод фиксированных ролей.



Найссер У. — Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии | Когнитивные науки | Книги по философии

Подробности
Категория: Когнитивные науки
Создано: 2010-07-01
Автор: saiz13
Просмотров: 4671

Название:  Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии
Автор: 
Найссер Улрик

М. : Прогресс, 1981.- 232 с.
PDF, DjVu
Качество: отличное

Предлагаемая вниманию советского читателя книга принадлежит перу профессора Корнеллского университета Улрика Найссера. Международную известность ему принесло вышедшее в свет в 1967 г, руководство «Когнитивная психология», в котором впервые были обобщены результаты исследований, свидетельствующих о возникновении этого нового научного направления в психологии. За прошедшее с тех пор время когнитивная психология не только сменила бихевиоризм в качестве ведущего направления американской психологии, но и получила широкое распространение в ряде других стран. 

Можно было бы думать, что в своей новой работе Найссер попытается дополнить проведенный им ранее анализ данными, полученными в результате бурного развития когнитивистских исследований. Однако «Познание и реальность» представляет собой книгу совершенно иного рода. Если в «Когнитивной психологии» (как и в десятках последовавших за ней монографий других авторов) ставилась задача проследить преобразования, которым подвергается информация с момента попадания на рецепторные поверхности органов чувств до ее возможного использования в процессах мышления, то в новой книге Найссера интересуют прежде всего общепсихологические, философские и социальные следствия активности познания человеком окружающего мира. Результаты проведенного им теоретико-экспериментального исследования во многом расходятся с исходными постулатами самой когнитивной психологии.
Как отмечает сам автор, эта книга посвящена в первую очередь восприятию. Но речь идет не о той традиционной схеме перцепции, которую когнитивная психология в общих чертах заимствовала у ассоциативной психологии XIX в., заменив понятие «сетчаточный образ» понятием «иконическое хранение». Найссер вновь и вновь подчеркивает ошибочность понимания восприятия как цепочки блоков преобразования информации, на вход которой попадают изолированные зрительные стимулы, а на выходе получается сознательный образ. Познание вообще и восприятие в частности являются формами активности. Эта активность осуществляется с помощью особого рода психологических орудий (средств), которые Найссер вслед за Хэдом, Бартлеттом и Пиаже называет схемами. Последние — за исключением простейших схем сенсомоторной ориентировки — формируются в процессе обучения, продолжающегося в течение всей жизни. Опыт, знания, навыки воспринимающего оказывают критическое влияние на полноту восприятия реальных предметов и событий.

Величковский Б. М.

Содержание

Вступительная статья   5
Предисловие  19
Глава 1. Введение   23
Глава 2. Теории восприятия   34
Зрительное восприятие как переработка информации   36
Световая информация  40
Перцептивный цикл  42
Гаптическое восприятие  46
Слушание  48
Объединение информации разных модальностей  50
Глава 3. Обычное зрение  53
Движущиеся объекты  57
Появляющиеся объекты   60
Неподвижные объекты  62
Эффекты ожидания.  64
Иконнческое хранилище 67
Глава 4. Схема  70
Определение  71
Некоторые аналогии  74
Рамки  76
Сбор и сохранение информации  79
Истоки перцептивного цикла  82
Значение и категоризация  90
Глава 5. Внимание и проблема емкости  97
Избирательное слушание и теории внимания  99
Избирательное смотрение  102
Двойное внимание как приобретенный навык  105
Автоматическая переработка информации   111

Пределы емкости 115
Сознание  120
Глава 6. Когнитивные карты  123
Когнитивные карты как схемы  125
Информация, порождаемая движением 129
Виды когнитивных карт  132
Образ города  138
Глава 7. Воображение и память   141
Образы как перцептивные предвосхищения  144
Метод локусов  148
Ассоциации, воображение и память  152
Осязание н вкус  157
Манипулирование образом  159
Глава 8. Язык и его использование  166
Зрительная информация в восприятии речи   172
Конкретные референты: некоторые размышления  175
Истоки интроспекции 181
Глава 9. Некоторые последствия познания  187
Выбор того, что делать и куда смотреть  188
Пределы предвидения и управления  193
Социальное предсказание  196
Эмоции и физиогномическое восприятие  199
Самопознание и общение 202
Библиография 205
Именной указатель  221
Предметный указатель 225

  • Назад
  • Вперёд
Скачать:
  • vk.com (PDF)
  • прямая ссылка (DjVu in RAR)

Ульрик Нейссер, отец когнитивной психологии

4 минуты

Ульрик Нейссер был одной из самых выдающихся фигур в современной психологии. Он прославился своими исследованиями процессов памяти и познания. Его творчество остается актуальным и сегодня.

Последнее обновление: 17 августа 2021 г.

Мы признаем Ульрика Нейссера отцом когнитивной психологии. Эта отрасль психологии изучает психические процессы, связанные с обучением. В 2002 году Review of General Psychology Нейссер занял 32-е место среди самых цитируемых психологов 20 века.

Урик Найссер большую часть своей жизни посвятил изучению памяти и других психических процессов. Действительно, его вклад в эту область был чрезвычайно важным. Кроме того, ряд его утверждений остаются в силе и сегодня.

Нейссер начал с принципов гештальт-психологии, но затем пошел своим путем. Книга, которая принесла ему известность, называлась « Когнитивная психология, 9».0012, опубликованный в 1967 году. Интересно, что, несмотря на то, что он является отцом когнитивной психологии, он резко критиковал эту область в своей работе Познание и реальность в 1976 году.

скорее это конструктивный акт… То, что мы строим, имеет только те размеры, которые мы ему придали».

  -Ульрик Нейссер-

Ульрик Нейссер, происхождение

Родился в Киле (Германия) 8, 19 декабря28. Его отцом был Ганс Нейссер, блестящий и богатый экономист. Фактически, он предвидел приход Гитлера в Европу. По этой причине он эмигрировал в Англию, а затем в 1933 году в США.

Матерью Нейссера была Шарлотта Нейссер. Она была социологом, активно участвовавшим в женском движении Германии. Шарлотта была католичкой, но обратилась в иудаизм, когда вышла замуж за Ганса. У нее было двое детей, Ульрик и Марианна, старше Ульрика на четыре года. Они последовали за Гансом в Англию и все эмигрировали в США в 1933, где они поселились навсегда.

Семья идеально вписалась в новую страну. Ганс очень полюбил бейсбол и призвал своего сына Ульрика стать его фанатом. Ульрика описывали как пухлого маленького мальчика, веселого и практичного.

Его карьера

Ульрик получил психологическое образование в Гарвардском университете.  Он окончил школу с отличием в 1950 году. Ульрик унаследовал страсть своего отца к бейсболу, хотя сам не проявлял никаких способностей к занятиям спортом. Фактически, он однажды сказал, что именно поэтому он впервые заинтересовался гештальт-психологией, наименее известной школой психологии.

Нейссер получил степень магистра в 1952 году в Суортмор-колледже, ведущем центре гештальт-психологии. Он получил докторскую степень. в Гарварде в 1956 году. Его диссертация была посвящена необычному предмету психофизики. После этого он год работал профессором в Гарварде, а затем в других академических центрах. Однако в конце концов он поселился в Корнельском университете.

В те годы на него большое влияние оказали такие важные фигуры психологии, как Джордж А. Миллер, Ганс Уоллах и Абрахам Маслоу. Он также познакомился с молодым ученым-компьютерщиком по имени Оливер Селфридж. На самом деле, это был решающий момент, когда он познакомил Ульрика с предметом искусственного интеллекта. Позже Ульрик поступил в Пенсильванский университет, где написал свой шедевр.

Вклад Ульрика Нейссера

Величайший вклад Нейссера был в понимание памяти. По сути, он проверил концепцию, которая остается актуальной и сегодня. Это идея о том, что человеческая память — это реконструкция фактов, а не моментальный снимок того, что происходит. В этом смысле память творческая, а не машина. Другими словами, он берет воспоминания и перерабатывает их, а не воспроизводит точно.

Нейссер также ввел термин «эпизодическая память». Это связано с автобиографическими воспоминаниями. Вместе с семантической памятью они составляют декларативную память. Мы также знаем это как явную память. Это память, которая позволяет нам вызывать определенные события, в отличие от процедурной памяти, в которой мы помним, как что-то делать.

Нейссер использовал случаи или экспериментальные исследования для разработки своих теорий . Фактически, он разработал концепцию эпизодической памяти, проанализировав свои разговоры с Джоном Дином, помощником Никсона, об Уотергейте.

Нейссер был хорошо известен своими исследованиями воспоминаний людей о землетрясении 1986 года в Калифорнии. Кроме того, катастрофа Challenger Space Shuttle .

Умер 17 февраля 2012 года в Нью-Йорке от болезни Паркинсона. Нейссер придал форму и форму области когнитивной психологии. Сегодня он остается одним из великих психологов.

Это может вас заинтересовать…

 

Ульрик Нейссер, основатель когнитивной психологии, умер в возрасте 83 лет

Нейссер

Ульрик «Дик» Нейссер, почетный профессор психологии Сьюзан Линн Сейдж в Корнеллском университете, чья новаторская книга 1967 года «Когнитивная психология» назвала и помогла начать когнитивную революцию в психологии, умер 17 февраля в Итаке. в возрасте 83 лет от осложнений болезни Паркинсона.

Нейссер предложил новый взгляд на человеческий разум. Он считал, что память, восприятие и другие внутренние мыслительные процессы можно изучать и измерять, чему способствовала растущая вычислительная мощность. Его идеи прямо бросали вызов бихевиоризму, доминирующей школе в психологии, в которой обучался Нейссер, которая исследует реакцию на внешние раздражители.

Джеймс Э. Каттинг, заведующий кафедрой психологии Корнелла, сообщил The New York Times, что Нейссер «оживил всю эту дисциплину».

Нейссер показал, что память, как бы мы ни были уверены в ее точности, часто является лишь частично точной, а иногда и неточной реконструкцией прошлых событий. В 1980-х годах эта работа поставила под сомнение достоверность дел о жестоком обращении с детьми, доказательства которых состояли из хорошо запомненных инцидентов. Нейссер входил в правление Фонда синдрома ложной памяти.

Нейссер родился в Киле, Германия, 8 декабря 1928 года. Его семья иммигрировала в Соединенные Штаты в 1933 году. Он получил степень бакалавра психологии в Гарварде в 1950 году, степень магистра в Свортмор-колледже и докторскую степень в Гарварде. в 1956 г. Он был членом Национальной академии наук, Американской академии искусств и наук и Общества психологов-экспериментаторов. Он получил стипендии Гуггенхайма и Слоуна. Он преподавал в Корнелле с 1976 по 1983 год и с 1996 лет до выхода на пенсию. С 1983 по 1996 год преподавал в Университете Эмори.

В 1995 году он возглавил рабочую группу Американской психологической ассоциации, которая рецензировала «Кривую нормального распределения», книгу 1994 года об интеллекте, в которой содержались противоречивые утверждения о расовых различиях в интеллекте. В 1976 году Нейссер написал книгу «Познание и реальность», в которой критиковал когнитивную психологию за чрезмерную зависимость от лабораторной работы, а не от реальных жизненных ситуаций.

В 1998 году Нейссер выступил с приветственной речью в Новой школе социальных исследований (ныне Новая школа), где он получил одну из своих многочисленных почетных степеней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *