Предмет и методы исследования когнитивной психологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей и педагогической психологии
Специальность: Психолог
По предмету: Общая психология
Тема: Предмет и методы исследования когнитивной психологии.
Глушкова А.В.
Проверил: кандидат психологических наук,
Содержание:
Введение
1. Когнитивная психология: предмет и методы исследования.
2. Основные научные теории когнитивной психологии
Заключение
Список литературы
Введение
В последние годы неуклонно растет интерес к изучению познавательных процессов. До начала 50-х годов вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике. В начале 50-х исследованием механизмов познания стали интенсивно заниматься специалисты в области психологии. Первые исследования были посвящены изучению механизмов восприятия.
В настоящее время изучаются более сложные когнитивные механизмы, такие как: механизм принятия решений, обучения, память и т.д.
Термин
«познание» стал употребляться
не только для обозначения процесса
формирования научного знания, но и
для обозначения
Естественный подход к исследованию феномена познания, базирующийся на данных психологических и нейрофизиологических исследований механизмов познания, получил название когнитология.
В настоящее время когнитология становится важным объектом исследования, необходимым для решения одной из стратегических задач цивилизации, целью которой является разработка методов сознательного управления личностью и создания роботов гуманоидов.
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
1. Когнитивная психология: предмет и методы исследования.
В 1967 г. появилась книга У. Найссера, давшая название новому направлению психологической науки. Когнитивная психология рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как поэтапную переработку информации в поведении субъекта по аналогии с переработкой информации в ЭВМ. Эта аналогия, получившая в литературе специальное название – компьютерная метафора, – и легла в основу представлений о психической деятельности в когнитивной психологии.
Попытки описать
работу мозга и ее психические
проявления с помощью различных
технических или физических аналогий
были характерны практически для
всех психологических концепций, пытавшихся
найти механизмы психической
деятельности. При этом в каждый
исторический период исследователи
искали наиболее сложный аналог. Так,
взгляды Павлова были непосредственно
связаны с представлением о работе
мозга как коммутаторной
У истоков возникновения
компьютерной метафоры, которую приняли
специалисты в области
В соответствии с компьютерной метафорой гипотезы о непосредственно не наблюдаемых, внутренних процессах должны быть таковы, чтобы их можно было конструктивно интерпретировать в терминах организации вычислительных систем. Компьютерная метафора не заменяет психологическую теорию, она лишь призвана помочь сформулировать теорию в конструктивных понятиях.
М. Н. Раговин рассматривает когнитивную психологию как психологию познания, в той или иной степени использующую компьютерную метафору. Познание, по У. Найссеру, – это обобщенное название для всех процессов, посредством которых сенсорная информация трансформируется, редуцируется, усиливается, сохраняется, извлекается и используется. Оно имеет отношение к этим процессам даже тогда, когда они разворачиваются в отсутствие релевантной стимуляции, как это имеет место при воображении или галлюцинациях. Такие термины, как «ощущение», «восприятие», «воображение», «запоминание», «припоминание», «решение задач» и «мышление», относятся к гипотетическим стадиям или аспектам процесса познания.
Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение.
Результаты исследований
в области когнитивной
Когнитивный подход
имеет в своей основе ряд аксиоматических
предпосылок. Во-первых, это представление
о поэтапной переработке
Наиболее плодотворной компьютерная метафора оказалась в области исследований структурной организации памяти. Область психологии памяти стала центральной для когнитивного подхода. В когнитивной психологии память сравнивалась с библиотекой, мастерской, хранилищем и т. д. Главной аналогией при этом всегда оставались блоки оперативной и внешней памяти вычислительного устройства. У. Найссер следующим образом представляет процесс переработки информации в памяти. Первыми этапами на пути преобразования сенсорной информации являются периферические виды памяти: «иконическая» для зрения и «эхоическая» для слуха. Затем информация попадает в вербальную кратковременную память, где сохраняется с помощью процессов скрытого или явного проговаривания, после чего становится возможным ее долговременное запоминание.
Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.
Благодаря когнитивной психологии был сделан значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими периодами развития общей психологии. Вклад когнитивной психологии в развитие психологической науки определяется тем, что она расширила сферу исследований, открыла много новых аспектов анализа традиционных психологических проблем, дала полный анализ микроструктуры познавательных действий. Кроме того, она чрезвычайно расширила диапазон применяемых методических средств.
Методы исследования в
когнитивной науке:
1.бихевиоральные эксперименты
2. картирование головного мозга
3. компьютерное моделирование
4 нейробиологические методы
и другие научные методы.
2. Основные научные теории когнитивной психологии.
Теория структурного баланса Ф. Хайдера. Основное положение: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Основная схема теории: Р – О – Х, где Р – воспринимающий субъект, О – другой (воспринимающий субъект), Х – объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет когнитивное поле, и задача психолога в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию. Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома распространяет теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений. Ньюком полагал, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Основное положение: если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение. П.Линдсей и Д.Норман рассматривали человека как преобразователь информации, всегда стремящийся к обобщению и истолкованию поступающих сенсорных данных и к интерпретации и восстановлению информации, хранящейся в его памяти, с помощью разного рода алгоритмов и стратегий. Основная задача – описать, как происходит процесс решения задач. Идея о «состоянии осведомлённости» => решение задач – это уменьшение разрыва м/у предыдущим и последующим «состоянием осведомлённости». Этот переход осуществляется через операторы (алгоритмы решения и с другой стороны – эвристические приёмы). Саймон считал, что человек – решатель задач. Идеи: человек, как поведенческая система, прост как муравей; кажущаяся сложность лишь отражает сложность окр.среды. В последнее время когнитивная психология, как и другие школы, все больше ориентируется на достижения смежных направлений. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии полурярны символический и коннекциональный подходы. Символический подход рассматривает способы оперирования символами как единицами информации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе. Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности. В социальной психологии всё большее распространение получает изучение социальных когниций и их роли в межгрупповом взаимодействии. Работы Найссера и других ученых способствовали появлению большого числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать, что эти труды привели к тому, что экологический подход является в настоящее время одним из наиболее распространенных направлений в современной психологии, реальной альтернативой информационному подходу во многих сферах когнитивной психологии.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение — Владос, 1994.
- Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
когнитивная психология | это… Что такое когнитивная психология?
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (с. 302)
Оформление научной школы или направления трудно точно датировать. Подобно тому как историю города принято отсчитывать от первого письменного упоминания о нем, так и в истории науки принято отмечать символические даты первых публикаций. Так, официальным днем рождения когнитивной психологии можно считать 6 апреля 1956 г. В этот день в «Психологическом обозрении» (Psychological Review) появилась статья Джорджа Э. Миллера «Магическое число семь, плюс-минус два: пределы наших способностей обработки информации» — первая работа сугубо когнитивистской ориентации, положившая начало целому научному направлению. Характерно, что расцвет когнитивной науки пришелся почти на те же самые годы (начало 60-х — середина 70-х). В мировой науке эти независимые направления так и существуют параллельно, не пересекаясь и позволяя психологам свободно выбирать, к чему лежит душа. Центральная для когнитивной психологии проблема — переработка информации, которую человек черпает из внешнего мира (ибо больше ей взяться неоткуда). Поняв, как человек получает и организует в сознании информацию о мире, мы в итоге сможем и понять, почему и зачем он так или иначе себя ведет. Для когнитивистов предмет психологического исследования состоял именно в этом. Наверное, и эта позиция небезупречна, но она хотя бы представляется научной.
Обстоятельная статья Миллера (в журнале она заняла 17 страниц) была посвящена проблеме памяти и написана на основе развиваемой автором информационной теории. Надо сказать, что «магическое число семь» было открыто задолго до Миллера. Еще на рубеже XIX — XX вв. Дж.М.Кэттел экспериментально установил, что внимание человека может быть одновременно сосредоточено на пяти, максимум — семи элементах. Таков, как довольно долго считалось, и есть объем кратковременной памяти. Миллер сумел показать, что люди способны расширить ограниченные возможности кратковременной памяти, группируя отдельные единицы информации и используя символы для обозначения каждой из групп. Например, последовательность цифр 7 14 12 19 9 7, предъявляемую на короткий промежуток времени, запомнить не так-то просто. Это легче сделать, если организовать последовательность следующим образом: неделя (7 дней), две недели (14 дней), количество месяцев в году (12), определенный год (1997). Таким образом, было показано, что ограниченность кратковременной памяти определяется совсем не количеством информации, объективно измеряемой в битах, а субъективной организацией материала в более или менее крупные «порции» или «куски», размеры которых, как продемонстрировал автор в опытах на самом себе (эта традиция изучения памяти идет еще с экспериментов Г. Эббингауза полуторавековой давности), меняются в процессе обучения. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что кратковременная память не просто предшествует долговременной — ее возможности определяются содержанием долговременной памяти, или опыта. Хотя число «фрагментов», которые человек способен единовременно запомнить, на протяжении жизни остается относительно постоянным, но сумма информации в каждом из них увеличивается по мере того, как растет сумма накопленных человеком знаний. Это положение имеет принципиальное значение для педагогической практики, если понимать ее в традиционном смысле — как процесс приобретения знаний.
Когнитивная психология | Карьера и образец учебного плана
- Специальности
- Выпускные программы
- Карьера
Познание — причина, по которой компьютеры никогда полностью не заменят настоящих, живых людей. В словаре Webster’s Collegiate Dictionary это определяется как «действие или процесс познания», включая как осознание, так и суждение — две вещи, которых никогда не будет на вашем модном ноутбуке. Специалисты по когнитивной психологии изучают память, восприятие, мышление и интеллект. Они изучают, как наш мозг работает, чтобы воспринимать, обрабатывать и хранить информацию. Вы узнаете, как наши мыслительные процессы — например, перепады настроения — влияют на наше поведение и в какой степени мы можем их контролировать и оттачивать. Специалисты по когнитивной психологии обращают внимание на те детали, из которых состоят ощущения, внимание и рассуждения. Вы также изучите многие процессы, связанные с решением проблем и принятием решений.
Ваша специальность по когнитивной психологии познакомит вас с исследованиями прошлого и исследованиями, которые проводятся сегодня — в большинстве программ у вас даже будет возможность провести собственное исследование или помочь в проектах других. Изучение проблем, достижений и теорий прошлого поможет вам понять, где была когнитивная психология, где она находится и куда вы могли бы ее привести.
Как и большинство дисциплин психологии, когнитивная психология в значительной степени является междисциплинарной, и ваши исследования будут опираться на курсы философии, лингвистики, статистики и других областей психологии, таких как социальная, клиническая психология и психология развития.
Онлайн-программы магистратуры по сестринскому делу имеют преимущества по сравнению с обучением в кампусе. Найдите лучшие программы здесь.
Отдельные школы
ПОПУЛЯРНЫЕ
Бард-колледж в Саймонс-Рок
Грейт-Баррингтон, Массачусетс
- Стоимость обучения 56 398 долларов США
- 397 Зарегистрировано
ПОПУЛЯРНЫЕ
Occidental College
Лос-Анджелес, Калифорния
- Стоимость обучения 57 830 долларов США
- 1420 Среднее сб
- 1 964 Зачислено
ПОПУЛЯРНЫЕ
Университет Темпл
Филадельфия, Пенсильвания
- Стоимость обучения 33 911 долларов США
- 1220 Среднее сб
- 25 967 Зачислено
ПОПУЛЯРНЫЕ
Университет Тринити
Сан-Антонио, Техас
- Стоимость обучения 42 360 долларов США
- 1340 Среднее сб
- 2 477 Зачислено
ПОПУЛЯРНЫЕ
Университет Вандербильта
Нэшвилл, Теннесси
- Стоимость обучения 50 800 долларов США
- 1510 Среднее сб
- 6 886 Зачислено
ПОПУЛЯРНЫЕ
Вашингтонский университет в Сент-Луисе
Сент-Луис, Миссури
- 59 420 долларов США за обучение
- 1530 Среднее сб
- 8 034 Зачислено
Просмотреть все школы когнитивной психологии
ОБРАЗЕЦ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Аномальное поведение
Поведенческая терапия
Детские расстройства поведения
Развитие человеческого поведения
История психологии
Человеческая память
Нейропсихология человека
Интеллект
Обучение
Мотивация и эмоции
Исследовательский дизайн
Статистические методы
Испытания и измерения
ПОДГОТОВКА К СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Поскольку требования по психологии обычно включают в себя широкий выбор как гуманитарных, так и естественных наук, вы должны попытаться взять всего понемногу: английского языка, истории, языков, естественных наук и математики. Также важно пройти курсы более высокого уровня, такие как исчисление — сложные математические курсы заложат прочную основу для учебы в колледже, поскольку в своих исследованиях вы будете иметь дело со статистикой. И любые курсы психологии, которые предлагает ваша школа, дадут вам хорошее представление о выбранной вами области. Вы могли бы даже почитать книгу о теориях Фрейда для чтения на досуге; вы можете быть удивлены тем, что вы узнаете!
ВЫПУСКНЫЕ ПРОГРАММЫ И КАРЬЕРА
Профессор
Психолог
Исследователь
Социальный работник
Учитель
Исследуйте колледжи для вас
Свяжитесь с нашими рекомендуемыми колледжами, чтобы найти школы, которые соответствуют вашим интересам и ищут таких же студентов, как вы.
Лучшие школы игрового дизайна
Готовы создать следующее замечательное приложение? Начните свою игровую карьеру в одной из этих 50 лучших программ.
387 лучших колледжей
154 000 студентов оценивают все, от своих профессоров до социальной жизни в кампусе.
Когнитивная психология | Национальный университет
Перейти к содержимомуОписание курса
Изучение психологического функционирования в области психических операций, в значительной степени не зависящее от индивидуальных различий личности или мотивации. Это включает в себя области внимания, распознавания образов и других достижений восприятия, памяти, решения проблем, категоризации и формирования понятий, овладения и использования языка, интерпретации текста и принятия решений.
Результаты обучения
- Сравните и сопоставьте основные методы, используемые при изучении когнитивной психологии.
- Проследите основные тенденции и разработки в области когнитивной психологии.
- Критически оценить основные теории памяти и внимания.
- Анализ основных концепций и теорий о формировании концепций, решении проблем, мышлении и интеллекте.
- Сравните и сопоставьте теории когнитивного и языкового развития, овладения языком и использования языка.
- Классифицировать последние разработки в области распознавания образов и перцептивной обработки.
- Опишите культурные различия в мышлении, языке и решении проблем.
- Сформулировать нейробиологическую основу познания.
Предпосылки
- ENG100
- ENG101
- PSY100
Почему стоит выбрать Национальный университет?
Мы гордимся тем, что являемся некоммерческой организацией, основанной ветеранами в Сан-Диего. С 1971 года наша миссия заключается в предоставлении доступного и достижимого высшего образования взрослым учащимся. Сегодня мы обучаем студентов со всех концов США и всего мира, у нас более 185 000 выпускников по всему миру.
Четырехнедельные курсы
Сосредоточьтесь на одном предмете за раз — один месяц за раз — и быстрее получите степень.
75+ программ на получение степени
Выберите степень младшего специалиста, бакалавра или магистра, а также полномочия и сертификаты.
В кампусе или онлайн
Учитесь, когда и где вам удобно, на вечерних, выходных и 100% онлайн-занятиях.
Круглогодичная регистрация
Подать заявку или перевести в любое время. Занятия начинаются ежемесячно, а заявки принимаются круглый год.
20+ местоположений
Посещайте занятия и учитесь на месте в одном из более чем 20 мест в Калифорнии.
Дружелюбный к военным
Являясь школой с желтой лентой, мы предлагаем скидки на обучение военнослужащим и их иждивенцам.
Школа искусств, литературы и наук
«Наши преподаватели — признанные ученые и творцы в своих областях. Они стремятся сделать ваш вход в их дисциплины успешным, подготовив вас к вашей карьере, а также к учебе в аспирантуре».
Школа искусств, литературы и наук
Джексон М. Выпуск 2021 г., Ветеран вооруженных сил
Поиск по сайту
Модальное окно с поиском по сайту и полезными ссылками
Сроки и условия
Установив отметку в этом поле в качестве моей электронной подписи и отправив эту форму, нажав кнопку «Запросить информацию» выше, я даю свое прямое письменное согласие представителям Национального университета и филиалов Национальной университетской системы (Городской университет Сиэтла, Северо-центральный университет и Виртуальная средняя школа Национального университета), чтобы связаться со мной по поводу образовательных возможностей, а также для отправки телефонных звонков и/или SMS/текстовых сообщений – с использованием автоматизированных технологий, включая систему автоматического набора номера и предварительно записанные и искусственные голосовые сообщения – на телефонные номера ( включая мобильный) и адрес(а) электронной почты, которые я предоставил.