Когнитивная психология кратко – Когнитивная психология — Википедия

Когнитивная психология — кратко о главном. Основные положения, история и особенности

Самосовершенствование 30 октября 2017

Говорить о психологии сегодня как о науке единой невозможно. Каждое направление в ней предлагает свое понимание психической реальности, ее функционирования и подход к анализу определенных аспектов. Относительно молодой, но довольно популярной и прогрессивной является когнитивная психология. Кратко с этой научной отраслью, ее историей, методами, основными положениями и особенностями познакомимся в данной статье.

История

Начало когнитивной психологии положила встреча молодых специалистов электронной инженерии в Массачусетском университете 11 ноября 1956 года. Среди них были известные сегодня психологи Ньюэлл Аллен, Джордж Миллер и Ноам Хомски. Они впервые поставили вопрос о влиянии субъективных познавательных процессов человека на объективную реальность.

Важной для понимания и развития дисциплины стала книга «Изучение когнитивного развития» Дж. Брунера, опубликованная в 1966 году. Над созданием ее работали 11 соавторов – специалистов Гарвардского исследовательского центра. Однако основным теоретическим трудом когнитивной психологии признана книга с одноименным названием Ульрика Найссера – американского психолога и преподавателя Корнеллского университета.

Основные положения

Основные положения когнитивной психологии кратко можно назвать протестом против воззрений бихевиоризма (психологии поведения, начало 20 века). Новая дисциплина заявила, что поведение человека является производным мыслительных способностей человека. «Когнитивность» означает «познание», «знание». Именно его процессы (мышление, память, воображение) стоят над внешними условиями. Они образуют определенные понятийные схемы, с помощью которых и действует человек.

Основную задачу когнитивной психологии кратко можно сформулировать как понимание процесса расшифровки сигналов внешнего мира и интерпретации их, сравнений. То есть человек воспринимается как своего рода компьютер, который реагирует на свет, звук, температуру и другие раздражители, анализирует все это и создает шаблоны действий для разрешения проблем.

Особенности

Некомпетентные люди часто отождествляют бихевиоризм и когнитивное направление. Однако, как уже было сказано выше, это отдельные, самостоятельные дисциплины. Первая сосредоточена только на наблюдении за поведением человека и внешними факторами (стимул, манипуляция), формирующими его. Сегодня некоторые научные положения ее признаны ошибочными. Когнитивную психологию кратко и понятно можно определить как науку, изучающую психические (внутренние) состояния человека. От психоанализа ее отличают научные методы (а не субъективные ощущения), на которых базируются все исследования.

Круг тем, затрагиваемый когнитивным направлением, образуют восприятие, язык, память, внимание, интеллект и решение проблем. Поэтому эта дисциплина часто перекликается с лингвистикой, поведенческой неврологией, вопросами искусственного интеллекта и др.

Методы

Основным методом когнитивистов является замена личностного конструкта. Разработка его принадлежит американскому ученому Дж. Келли и относится к 1955 году, когда новое направление еще не было сформировано. Однако авторский труд во многом стал определяющим для когнитивной психологии.

Кратко личностный конструкт представляет собой сравнительный анализ того, как различные люди воспринимают и интерпретируют внешнюю информацию. Он включает в себя три этапа. На первом пациенту дают определенные инструменты (например, дневник мыслей). Они помогают определить ошибочные суждения и разобраться в причинах этих искажений. Чаще всего, ими являются состояния аффекта. Второй этап носит название эмпирического. Здесь пациент вместе с психотерапевтом отрабатывает приемы по корректному соотношению явлений объективной действительности. Для этого используется формулирование адекватных аргументов за и против, системы преимуществ и недостатков моделей поведения, проведение экспериментов. Заключительным шагом становится оптимальное осознание пациентом своих ответных действий. Это прагматический этап.

Если говорить кратко, когнитивная психология Келли (или теория личности) – это описание той самой понятийной схемы, которая и позволяет человеку осмысливать реальность и формировать определенные модели поведения. Ее успешно подхватил и развил Альберт Бандура. Ученый выявил принципы «научения через наблюдение» в модификации поведения. Сегодня личностный конструкт активно используется специалистами всего мира для изучения депрессивных состояний, фобий пациентов и выявления/коррекции причин их заниженной самооценки. В целом, выбор когнитивного метода зависит от типа психического расстройства поведения. Это могут быть методы децентрации (при социофобии), замены эмоций, смены ролей или целенаправленного повторения.

Связь с нейробиологией

Изучением поведенческих процессов в более широком смысле занимается нейробиология. Сегодня эта наука развивается параллельно и активно взаимодействует с когнитивной психологией. Кратко она затрагивает психический уровень, и больший акцент делает на физиологических процессах в нервной системе человека. Некоторые ученые даже прогнозируют, что в будущем когнитивное направление может быть редуцировано к нейробиологии. Препятствием этому окажутся только теоретические расхождения дисциплин. Когнитивные процессы в психологии, кратко говоря, более абстрактны и иррелевантны к воззрениям нейробиологов.

Проблемы и открытия

Работа У. Найссера «Познание и реальность», вышедшая в 1976 году, определила основные проблемы развития новой дисциплины. Ученый предположил, что данная наука не может решать повседневные вопросы людей, опираясь только на лабораторные методы экспериментов. Также он дал положительную оценку теории прямого восприятия, разработанного Джеймсом и Элеонорой Гибсонами, которая может успешно использоваться в когнитивной психологии.

Кратко познавательные процессы затронул в своих разработках американский нейрофизиолог Карл Прибрам. Научный вклад его связан с исследованием «языков мозга» и созданием голографической модели психического функционирования. В ходе последней работы был проведен опыт – резекция мозга животных. После удаления обширных участков память и навыки сохранились. Это дало основание утверждать, что за познавательные процессы отвечает весь мозг, а не отдельные его области. Сама голограмма работала на базе интерференции двух электромагнитных волн. При отделении любой ее части, картинка сохранялась целиком, хотя менее четко. Модель Прибрама до сих пор не принята научным сообществом, однако, часто обсуждается в трансперсональной психологии.

В чем может помочь?

Практика личностных конструктов помогает психотерапевтам лечить психические расстройства у пациентов, либо сгладить их проявление и сократить риск появления рецидивов в будущем. Кроме того, когнитивный подход в психологии кратко, но прицельно помогает повысить эффект медикаментозной терапии, скорректировать ошибочные конструкты и устранить психосоциальные последствия.


Источник: fb.ru

monateka.com

Когнитивная психология — кратко — Anima Vita

В 1976-м Ульрих Найссер опубликовал книгу «Когнитивная психология». С тех пор этот термин вошёл в повседневный обиход в среде психологов.

Суть когнитивной психологии сводится к тому, что для познания мотивов, побуждающих человека к действию, необходимо изучить процессы, происходящие в человеческом разуме. Это течение в психологии занимается изучением человеческой психики, самого процесса восприятия человеком информации или знаний. Психологи стремятся понять, как происходит восприятие информации, мышление, процесс запоминания, логического мышления и т.п.

Как правило, изучение поведения происходит в когнитивной психологии посредством постановки лабораторных экспериментов. Когнитивный подход в психологии является научным, поэтому ему и требуются лабораторные исследования или эксперименты. К примеру, в лабораторных условиях тестировалась память испытуемых, которые находились в строгих рамках, созданных учёными.

Результаты, полученные опытным путём, часто подвергаются критике со стороны оппонентов в психологическом сообществе. Указывается на то, что условия, созданные искусственно, далеки от повседневной реальности. От этого результат теряет чистоту (отсутствует экологическая валидность).

Особенно сильный импульс в развитии когнитивная психология получила в середине прошлого века. Этому способствовали несколько факторов.

Во-первых, бихевиористический подход, ориентированный на изучение внешнего поведения человека, стал терять сторонников. Учёные всё больше склонялись к необходимости познания процессов внутренних.

Во-вторых, появилась возможность проводить более качественные эксперименты и получать более точные результаты.

В-третьих, стало с чем сравнивать человеческое мышление, благодаря развитию компьютерной техники.

С появлением технического устройства возможности учёных – психологов расширились. Они переняли для объяснения изучаемых процессов часть технической терминологии. Сравнивая процессы, происходящие в машине и в человеческом разуме, при решении одной и той же поставленной задачи, исследователи значительно продвинулись в познаниях исследуемой области.

История когнитивной психологии

1948 год – публикация Норберта Винера «Кибернетика» — труда, в котором идёт речь о связи между машинными процессами и человеческим мышлением. С этого времени термины «вход» и «выход» получили значение, отличное от традиционных входа и выхода в помещение.

В том же 48-м другой американец – Эдвард Толмен, ставя опыты на крысах, получил доказательства внутреннего представления поведения животных. Учёный назвал их когнитивной картой.

1956 год – Джордж Миллер опытным путём выявил «размер кратковременной памяти» человека. Это открытие оформлено в его знаменитом труде «Магическое число 7 плюс-минус 2».

1960 год – открытие в Гарварде Центра когнитивных исследований. Центр, где изучались процессы мышления, был создан совместными усилиями профессора университета Джорджа Миллера и доктора Джерома Брунера. С 1962-го последний стал директором Центра.

1967 год – выход в свет книги Ульриха Найссера «Когнитивная психология», положившей начало бурного развития нового направления в исследовании психологии человека.

1968 год — Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин разработали модель памяти человека. Их модель, состоящая из трёх составляющих, получила название: «многоэтажная модель памяти».

Отношение к когнитивному подходу

Американский психолог Карл Рэнсом Роджерс, являющийся сторонником гуманистической психологии, так же не признавал метод когнитивного подхода. Его мнение сводилось к тому, что нельзя принимать результаты лабораторных экспериментов за истину в связи с тем, что они имеют слишком малую экологическую валидность. Искусственная окружающая среда, в которую помещают испытуемых, не соответствует реальной жизни. Роджерс акцентирует необходимость целостного подхода при изучении поведения людей.

Беррес Фредерик Скиннер, известный американский психолог, приверженец бихевиоризма, выступал с критикой в адрес когнитивного подхода. Он полагал, что достоверные факты можно получить исключительно посредством изучения видимых реакций человеческого поведения. Он указывал на то, что нельзя заметить и измерить влияние стимула на реакцию. Скиннер находил подтверждения своей теории и несоответствия когнитивного подхода. В частности, критике подверглись утверждения немецкого психолога Вильгельма Вундта, пытавшегося разложить человеческий разум на составные части.

Полностью полагаясь на сопоставление мышления человека с процессами, происходящими в компьютере, сторонники конгнитивной психологии упускают ряд факторов. Например, компьютеры не испытывают чувств, они не могут устать, расстроиться, разозлиться или, напротив, испытывать радость и веселье. Всё перечисленное присуще только человеку. От эмоционального состояния во многом зависят и совершаемые человеком поступки. Человек не компьютер и никогда не сможет мыслить по установленным программой правилам.

тэги: когнитивная психология, о психологии

anima-vita.ru

Что такое когнитивная психология? Кратко — Наука и Техника — Каталог статей

Что такое когнитивная психология? Кратко

Определение «когнитивной психологии» дал в 1965 году американский психолог Ульрик Найссер в своей одноименной книге. Эта дисциплина занимается исследованием познания, полагая, что данное понятие охватывает все психологические процессы, связанные с получением, обработкой и использованием знаний — от анализа сенсорных стимулов до упорядочения субъективного опыта.

Подобно бихевиоризму, когнитивная психология отрицает интроспекцию как научный метод. Однако в отличие от бихевиоризма, когнитивная психология признает существование внутренних ментальных состояний, исследуя восприятие, воспоминания, мысли, язык и способность к решению проблем. Признание существования определенных состояний ума сначала вызывало критические замечания из-за недостатка эмпирических данных, однако нейроученые впоследствии получили свидетельства того, что ментальные состояния коррелируют с физиологическими состояниями головного мозга.

В основе когнитивной психологии — представление о человеке как о «динамической системе обработки информации», аналогичной компьютеру. Найссер утверждал, что когнитивная деятельность включает «все процессы, посредством которых сенсорная информация преобразуется, ограничивается, перерабатывается, сохраняется, восстанавливается и используется. Данная деятельность продолжается, даже когда упомянутые процессы протекают при отсутствии активных стимулов, таких как зрительные образы или галлюцинации…». Успехи в моделировании искусственного интеллекта в 1960-е и 1970-е годы внесли заметный вклад в развитие когнитивной психологии. Появление нейронауки, исследующей мозг и нервную систему, привело к тому, что обе дисциплины в настоящее время часто рассматриваются как составляющие одной пограничной области — когнитивной науки.

Когнитивная психология находит немало сфер практического приложения. Когнитивно-поведенческая терапия (СВТ), например, в значительной мере опирается на когнитивную психологию и теорию бихевиоризма и частично — на оперантное кондиционирование. Как и психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия — «(лечение беседой», однако вместо копания в прошлом ради выявления причин тех или иных болезненных расстройств, СВТ сосредотачивает вынимание на том, что имеет место «здесь и сейчас». При этом системно используются различные целевые процедуры, помогающие справиться с широким кругом расстройств эмоционального, поведенческого и ментального характера. Когнитивно-поведенческая терапия доказала свою действенность во многих случаях при лечении депрессии, булимии, обсессивно-компульсивных расстройств и посттравматического синдрома, связанного с глубоким стрессом.

www.winstein.org

Основные идеи когнитивной психологии | Kratkoe.com

Каковы основные идеи когнитивной психологии, Вы узнаете из этой статьи.

Что такое когнитивная психология?

Когнитивная психология являет собой современное направление психологии, которое изучает познавательные процессы. Термин «когнитивная» в переводе с латинского означает познавательная.

Какие основные идеи когнитивной психологии?

Среди основных идей когнитивной психологии выделяют:

  • Основными объектами, которые изучает когнитивная психология, являются такие познавательные процессы, как восприятие, память, мышление, внимание, воображение и речь.
  • Данное направление рассматривает эмоциональную сферу личности, психологию развития, распознавание образов, искусственный и человеческий интеллект.
  • Основной идеей когнитивной психологии является анализ и изучение  познавательных процессов как функций вычислительного устройства. То есть, познавательные процессы, происходящие в психике человека, рассматриваются психологами точно так же, как электронщик изучает компьютер.  Они выполняют по сути ту же работу, что и искусственный интеллект — выполняют операции, которые  связанны с получением, сохранением, обработкой и выдачей информации.
  • Стимулы, которые получает человек из внешнего мира, обрабатываются поэтапно и проходят  порядковую цепочку превращений.
  • Главная задача когнитивной психологии – найти естественные и максимально эффективные методики работы для обработки данных и информации, поступающих в психику. Полученная информация кодируется в ней и отражается особым образом.
  • Для изыскания познавательных процессов необходимо проводить хронометрическую оценку. Человеку предлагается для решения задача и оценивается точное время ответа  и скорость реакции на поставленную задачу.

Таким образом, когнитивная психология – это серьезная отрасль современной научной психологии, которая изучает психические познавательные процессы и делает выводы на доказательной основе.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи когнитивной психологии.

kratkoe.com

Общая характеристика когнитивной психологии


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 29Следующая ⇒

 

Когнитивная психология— одно из направлений преимущественно амер. психологии, возникшее в нач. 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. К. п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени (Метод микроструктурного анализа, Парадигма Стернберга). С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С др. стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в т. ч. рос. ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод).

Когнитивная психология — современное направление в исследовании познавательных процессов. Хотя познавательные процессы изучались еще на самом раннем, интроспекционистском, этапе существования экспериментальной психологии, термин К. п. возник для обозначения появившегося в 1950—60-е гг. течения, которое вновь привлекло внимание к исследованию познавательных процессов, оставленному в стороне господствовавшим до этого бихевиоризмом. Это течение, вдохновлявшееся успехами в области создания технических систем переработки информации, рассматривается сегодня как одна из составных частей К. п. и носит название информационного подхода. Основной характеристикой работ, выполненных в русле информационного подхода, является применение моделей, точно и однозначно описывающих операции, совершаемые над информацией в когнитивной системе человека. Такое однозначное описание в принципе позволяет проверять функционирование моделей на технических устройствах, например компьютерах. Важно отметить, что понятия, применяемые в информационных моделях, носят функциональный характер: они описывают функции операций, но не то, как эти операции реализуются материально. Электронные процессы, протекающие в компьютере, по всей видимости, не имеют ничего общего с физиологическими процессами нервной системы, однако и те и другие могут обеспечивать сходные функции.

Первые исследования в рамках информационного подхода стимулировались появившимися в 1950—60-е гг. возможностями объективного измерения объемов информации и были направлены на выявление ограничений объемов перерабатываемой людьми информации. Так возникли когнитивистские модели внимания (Д. Бродбент, Э. Трейсман), использующие метафору канала с ограниченной пропускной способностью, на каждом следующем этапе которого информация подвергается все большей обработке: вначале физической, потом семантической. Основные дискуссии при этом вызывала проблема локализации воронки — ранняя (до этапа физической или семантической переработки информации) или поздняя. Трудности, встреченные моделями ограниченной пропускной способности, вызвали к жизни альтернативу — понимание внимания как активного процесса, способствующего анализу и синтезу перцептивных данных. Параллельно развивались модели памяти, среди которых наиболее важное место заняла трехкомпонентная модель, проводящая различие между сверхкратковременной (сенсорной), кратковременной (рабочей в более современной трактовке) и долговременной памятью. На этом же этапе информационный подход ассимилировал детекторную теорию восприятия и ряд других идей. Были предложены многочисленные остроумные экспериментальные приемы (типа дихотического прослушивания) и модернизированы старые (от заучивания слогов в духе Г. Эббингауза до хронометража). К экспериментальным методам были добавлены методы математического или компьютерного моделирования. Информационные модели первого поколения, как видно из предыдущего, описывали работу когнитивной системы в весьма специфических и искусственных ситуациях. Они не рассматривали адаптивную, целостную и осмысленную деятельность, что затрудняло оценку роли отдельных компонентов в когнитивной системе и послужило основанием упреков в отсутствии «экологической валидности».

На следующем этапе, наметившимся в 1970-х гг., в рамках информационного подхода были предприняты попытки описать механизмы целостных поведенческих актов, таких как решение задач или понимание текстов. Г. Саймоном была предложена формализация процессов решения различных задач, разработаны понятия проблемного пространства, эвристик и т. д. В качестве центральной выступила проблема формирования целостной репрезентации ситуации и операций над этой репрезентацией. Если на первом этапе информация описывалась абстрактно как набор единиц независимо от образуемой ими структуры, то теперь интерес переместился на исследование форм организации знаний и процессов оперирования над ними. Была описана организация знаний в виде категорий или целостных схем. Среди последних большую популярность получили скрипты и фреймы, исследованные Р. Шенком в работах по искусственному интеллекту. Скрипты (сценарии) репрезентируют в памяти субъекта целостные события, развивающиеся во времени, такие как посещение ресторана, покупка в магазине или брачная церемония. Фреймы (рамки) служат для описания симультанных схем, например плана типичного дома. Обращение к описанию целостных поведенческих актов позволило в рамках информационного подхода создать глобальные модели, представляющие общую «архитектуру» когнитивной системы. Наибольшей известностью среди подобных моделей пользуется ACT (читается «эктстар») Дж. Андерсона. В ней постулируется различие между декларативными и процедурными знаниями. Декларативные знания представлены в виде схем или категорий в зависимости от репрезентируемого содержания.

Процедурное знание формализуется в виде т.н. продукций, состоящих из двух частей — «если» и «то». Когда часть «если» продукции совпадает с содержанием, находящимся в оперативной памяти, продукция активизируется и исполняется предписание, заложенное в ее части «то», что приводит к изменению содержания оперативной памяти. Андерсон показал, что его модель может среди прочего описывать процессы понимания, решения задач и обучения — он смоделировал при помощи ACT прогресс, достигнутый при прохождении курса геометрии неким лицеистом R. Согласно Андерсону, его модель математически эквивалентна машине Тьюринга, т. е. ее возможности в моделировании решения задач очень велики. В 1980-е гг. в рамках информационного подхода развилось другое направление, получившее название коннекционизма. В основе коннекционизма лежит навеянная нейрофизиологическими исследованиями идея, что переработка информации осуществляется связанными в сеть элементами, называемыми формальными нейронами, которые обмениваются между собой тормозными или возбуждающими импульсами. Тем самым отрицается наличие элементов, репрезентирующих те или иные части знания, знания сохраняются всей сетью в целом на уровне взаимодействия элементов. Знания, т. о., не могут быть отделены от операций по их переработке. К настоящему времени созданы коннекционистские модели, описывающие процессы формирования понятий, восприятия фонетики речи по принципу «анализ через синтез», некоторых патопсихологических симптомов.

Параллельно с информационным подходом развиваются и другие виды К. п. Несмотря на трудности в объяснении ряда эмпирических фактов, с которыми столкнулась теория Ж. Пиаже, ряд ее понятий очень важны и успешно развиваются в современной К. п. В первую очередь это относится к понятию схемы, введенному Пиаже в связи с исследованиями сенсомоторного интеллекта. Схема при этом понималась как механизм осуществления семейства сходных действий. Например, схема хватания может быть применена, несколько при этом изменяясь, для схватывания соски, погремушки, игрушки и т. д., что отличает ее, по мысли Пиаже, от рефлекса, определяющего жесткую последовательность движений. В современных работах ряда представителей неоструктурализма, а также таких исследователей, как К. Бастьен или Ж. Верньо, область применения схем расширяется и охватывает также и репрезентативный интеллект, а взаимодействие схем понимается как определяющее динамику протекания когнитивных процессов. По сравнению с информационным подходом, направление К. п., развивающее понятие схемы, позволяет более адекватно описать феномены умственного развития. В исследованиях интеллектуального развития ребенка выделилось также течение, описывающее это развитие как совершенствование теорий, которые ребенок создает об окружающем его мире и о себе.

Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Здесь главная роль отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Это направление возникло под влиянием информационного подхода.

Представим действия, которые выполняет компьютер: получение, манипуляции с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д. Не побуждает ли это предположить, что познавательные процессы реальны, «что их можно исследовать и даже, может быть, понять» (У. Найсер). В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.

Задачи когнитивной психологии

Таким образом, когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение. Эти исследования привели к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. Теперь уже можно поставить вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард).

Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Анализируется весь учебный процесс по Д.П. Озбелу, Дж. Брунеру, когнитивная психология показывает, что эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.

Упрощенные модели

Важное условие обучения — интерес учащихся к изучаемому предмету. Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Интересна в этом отношении точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г.Саймона, согласно которой «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды».

Согласно Р. Солсо, современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятия, распознавания образов, внимания, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого интеллекта и искусственного интеллекта.

Одна из моделей, которой обычно пользуются когнитивные психологи, называется моделью переработки информации. Нужно понять ограничения когнитивных моделей. Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации, используют для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными. (Р. Солсо).

Обработка информации — это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Неудивительно, что эта модель очень напоминает хорошо известную «машину» — компьютер.

Значение когнитивного подхода

Когнитивная психология рассматривает восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект. Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации.

Для того чтобы познать механизмы сбора информации нужно понять систему интерпретации сенсорных сигналов, научиться распознавать паттерны. Распознавание паттернов — это сопоставление стимулов с тем, что находится в долговременном хранилище (памяти). Например, человек не знает многие марки машин, но, увидев машину, у него в мозгу бессознательно идентифицируется, что это машина. Пусть ему и неизвестна марка, но он с уверенностью скажет, что это машина.

Существует несколько моделей достижения и отбора информации в когнитивной системе. Когда же информация достигла когнитивной системы, она начинает преобразовываться в другие формы. Здесь уже подключается память, обработка и хранение информации, процессы запоминания и забывания, а также преобразование информации в знание, организация и репрезентация знаний, управление знаниями, результативность. Но все эти вопросы будут освещены позже.

Описание этапов процесса обучения

Сейчас мы должны понять, что в когнитивной системе как нельзя лучше описываются все этапы процесса обучения человека. Очевидно, что когнитивная психология более точно, научным языком описывает процессы, происходящие в мозгу человека во время его обучения, нежели психоанализ, который более описателен и субъективен.

Для объективности можно сказать, что когнитивная психология, создававшаяся как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений, находится на пути объединения разрозненных линий исследований на единой концептуальной основе. Дальнейшее развитие поможет ей преодолеть методологические трудности.

Когнитивная психология это подход, подчеркивающий значение когнитивных процессов. Многим кажется неправомерным сравнение человека с машиной, но ведь это просто удобный способ описания системы.

Исследование когнитивной системы человека

Когнитивная психология позволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной информацией, использовать и выражать. Очевидно, что человек, как и компьютер, обрабатывает символы при решении задач и становится возможным использовать компьютер для моделирования деятельности человека.

Так, например, при исследовании внимания либо памяти человека можно использовать различные компьютерные структуры, чтобы смоделировать и протестировать некоторые процессы. Не только компьютеры оказали влияние на развитие когнитивной психологии, но процесс оказался взаимным. Психология также оказала воздействие на проектирование и использование машин.

 

В 1967 г. появилась книга У. Найссера, давшая название новому направлению психологической науки. Когнитивная психология рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как поэтапную переработку информации в поведении субъекта по аналогии с переработкой информации в ЭВМ. Эта аналогия, получившая в литературе специальное название – компьютерная метафора, – и легла в основу представлений о психической деятельности в когнитивной психологии.

Попытки описать работу мозга и ее психические проявления с помощью различных технических или физических аналогий были характерны практически для всех психологических концепций, пытавшихся найти механизмы психической деятельности. При этом в каждый исторический период исследователи искали наиболее сложный аналог. Так, взгляды Павлова были непосредственно связаны с представлением о работе мозга как коммутаторной телефонной станции. Энергетизм З. Фрейда подразумевал аналогию с электрическими процессами. А. А. Ухтомский полагал, что иррадиация возбуждения в коре головного мозга подобна распространению радиоволн, которые принимаются там, где в данный момент включен приемник. Гештальт-психологи видели единство феноменального поля сознания с реальными физическими полями наподобие электромагнитного. Поэтому неудивительно, что в когнитивной психологии была принята аналогия работы мозга с устройством и работой ЭВМ. Важно отметить существенное отличие компьютерной метафоры от других предшествовавших ей технических аналогий, с помощью которых исследователи описывали механизмы психической деятельности.

У истоков возникновения компьютерной метафоры, которую приняли специалисты в области когнитивной психологии, лежит когнитивная метафора, которую приняли специалисты в области вычислительной техники, информатики, искусственного интеллекта. Они обратились к развиваемым в современной психологии представлениям о системе субъективного опыта человека, о способах репрезентации и хранения знаний в этой системе.

В соответствии с компьютерной метафорой гипотезы о непосредственно не наблюдаемых, внутренних процессах должны быть таковы, чтобы их можно было конструктивно интерпретировать в терминах организации вычислительных систем. Компьютерная метафора не заменяет психологическую теорию, она лишь призвана помочь сформулировать теорию в конструктивных понятиях. М. Н. Раговин рассматривает когнитивную психологию как психологию познания, в той или иной степени использующую компьютерную метафору. Познание, по У. Найссеру, – это обобщенное название для всех процессов, посредством которых сенсорная информация трансформируется, редуцируется, усиливается, сохраняется, извлекается и используется. Оно имеет отношение к этим процессам даже тогда, когда они разворачиваются в отсутствие релевантной стимуляции, как это имеет место при воображении или галлюцинациях. Такие термины, как «ощущение», «восприятие», «воображение», «запоминание», «припоминание», «решение задач» и «мышление», относятся к гипотетическим стадиям или аспектам процесса познания.

 

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение.

Результаты исследований в области когнитивной психологии, как правило, представляют в виде моделей переработки информации. Модель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор операций, выполняемых над входной информацией. Модели состоят из блоков, каждый из которых выполняет строго определенные функции. Связи между блоками означают путь прохождения информации от входа до выхода модели. В результате преобразований информации формируются «внутренние репрезентации» воспринимаемых объектов, событий и т. д.

Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок. Во-первых, это представление о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований. Во-вторых, это допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи. И, в-третьих, вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.

Наиболее плодотворной компьютерная метафора оказалась в области исследований структурной организации памяти. Область психологии памяти стала центральной для когнитивного подхода. В когнитивной психологии память сравнивалась с библиотекой, мастерской, хранилищем и т. д. Главной аналогией при этом всегда оставались блоки оперативной и внешней памяти вычислительного устройства. У. Найссер следующим образом представляет процесс переработки информации в памяти. Первыми этапами на пути преобразования сенсорной информации являются периферические виды памяти: «иконическая» для зрения и «эхоическая» для слуха. Затем информация попадает в вербальную кратковременную память, где сохраняется с помощью процессов скрытого или явного проговаривания, после чего становится возможным ее долговременное запоминание. Различают две фазы познавательных процессов. Первая фаза – фаза предвнимания – связана с относительно грубой и параллельной обработкой информации. Вторая – фаза фокального внимания – имеет характер осознанной внимательной детальной и последовательной обработки. Здесь становится возможным вербальное кодирование информации, служащее предпосылкой для ее сохранения в памяти и последующей реконструкции.

Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

Благодаря когнитивной психологии был сделан значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими периодами развития общей психологии. Вклад когнитивной психологии в развитие психологической науки определяется тем, что она расширила сферу исследований, открыла много новых аспектов анализа традиционных психологических проблем, дала полный анализ микроструктуры познавательных действий. Кроме того, она чрезвычайно расширила диапазон применяемых методических средств.

С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. В качестве важного условия обучения рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету.

 

 

 




infopedia.su

Когнитивная психология кратко. Когнитивную психологию можно противопоставить бихевиоризму.

Когнитивная психология,что это такое?

Когнитивная психология изучает познавательную деятельность – приобретение знаний, запоминание, использование в процессе решения задач. Когнитивную психологию можно противопоставить бихевиоризму, приверженцы которого ограничены в своем внимании на поведении. Предметом же когнитивной психологии являются внутренние психические процессы. При этом когнитивная психология имеет явное отличие от психоанализа в том, что использует для изучения этих процессов научные методы, тогда как психоанализ имеет дело с субъективной интерпретацией.

Темы когнитивной психологии.

Когнитивная психология охватывает такие темы как внимание, память, интеллект в контексте компетентности, знаний и навыков, но не относящихся к сфере влечений.

Внимание является инструментом, который позволяет вычленить из потока ощущений

Внимание является инструментом, который позволяет вычленить из потока ощущений, непрерывно поступающих из внешней среды, те элементы, которые представляют интерес в данный момент.
Память позволяет приобретать, сохранять информацию и извлекать ее для использования в контексте возникающих ситуаций и проблем.
Интеллект характеризует способность к рассуждению, решению проблем.

Знания, приобретенные в результате исследований в данной области науки применимы для улучшения качества обучения путем изменения структуры учебных программ, в производственной психологии, при создании искусственного интеллекта, в дизайне, архитектуре, рекламе.
Данные, полученные в результате исследований в области когнитивной психологии, позволили получить представления о процессе познания и выявить многие его закономерности.

Основоположником когнитивного подхода в психологии является Дж. Келли.

Основоположником когнитивного подхода в психологии является Дж. Келли. Он выделил в процессе познания человеком окружающей среды своеобразный классификатор, с помощью которого он воспринимает себя и окружающих, так называемый конструкт.
Каждый конструкт описывает определенный признак, наличие или отсутствие которого человек сначала предполагает у интересующего объекта, затем проверяет свою гипотезу. Примерами конструктов являются, например, характеристика «добрый – злой», «общительный – замкнутый».

У человека имеются как доминирующие конструкты, так и второстепенные.
Келли следующим образом трактует эмоции в соответствии с системой конструктов.
Тревога означает, что система конструктов, имеющаяся у данного человека не способна предсказать развитие ситуации, с которой он в настоящий момент столкнулся. В этом случае задачей психотерапевта является помощь в приобретении новых конструктов, необходимых человеку для владения ситуацией.
Чувство вины возникает, когда человек осознает, что его фактическое поведение не соответствует роли, в которой он себя видит.

Похожие статьи на сайте

https://psypage.com/2017/03/20/kognitivnaya-psixologiyachto-eto-takoe/https://psypage.com/wp-content/uploads/2017/03/Prover_rabotu_mozga-1-1024×575.jpghttps://psypage.com/wp-content/uploads/2017/03/Prover_rabotu_mozga-1-150×150.jpgPsyPageОбразДумать часами,Когнитивная психология,Отношение к происходящему,память,психологи,Реальный мирКогнитивная психология изучает познавательную деятельность – приобретение знаний, запоминание, использование в процессе решения задач. Когнитивную психологию можно противопоставить бихевиоризму, приверженцы которого ограничены в своем внимании на поведении. Предметом же когнитивной психологии являются внутренние психические процессы. При этом когнитивная психология имеет явное отличие от психоанализа в том, что использует для…PsyPagePsyPage [email protected]

psypage.com

Психогенезис | Основные идеи когнитивной психологии

Кратко ознакомимся с идеями когнитивной психолгии: в чём состоит её смысл и идеи.

Когнитивная психология — это современное (не спешите плеваться и закрывать статью ) направление психологии, изучающее познавательные процессы. Слово «когнитивная» и есть, в переводе с латинского (cognitiо), познавательная.

Самое время упомянуть об очень популярном ныне выражении когнитивный диссонанс, что подразумевает психический дискомфорт от столкновения противоположных представлений о чём либо. Например, у бабули, взращенной на советских традициях, может случится чудовищный когнитивный диссонанс, если наша ушлая молодежь не уступит ей место в общественном транспорте. А народ продвинутый часто ловит диссонансы, когда умнейший с виду человек, которого мы считали гуру во всех вопросах, ошибается в вопросах однозначных для любого школьника.

Вернёмся к сути, перечислим основные идеи когнитивной психологии:

  1. Основными объектами изучения являются познавательные процессы: память, мышление, восприятие, внимание, речь, воображение. Кроме того она рассматривает распознавание образов, психологию развития, эмоциональная сферу личности , человеческий и искусственный интеллект.
  2. Основная идея когнитивной психологии — изучение и анализ познавательных процессов как функций вычислительного устройства. Грубо говоря, психологи рассматривают познавательные процессы человеческой психики так же, как электронщик изучает компьютер. Компьютер выполняет операции связанные с получением, сохранением в память, обработкой и выдачей информации. Познавательные функции человеческой психики выполняют, по сути, ту же самую работу.
  3. Из второй идеи, следует третья — информация в психике обрабатывается поэтапно. Все стимулы полученные из внешнего мира проходят цепочку порядковых превращений.
  4. Предположение о предельной емкости психических систем обработки данных. Отсюда становится ясным и направлении деятельности, цель работы когнитивных психологов. Главная задача — найти максимально эффективные и естественные методики работы с поступающей в психику информацией.
  5. Данные, поступившие через познавательные процессы в психику, кодируются и отражаются в ней особым образом.
  6. Изыскания осуществляются хронометрическими средствами. Оценивается точное время ответа на предложенную задачу или скорость реакции на сигнал. Интроспективные (самонаблюдение за психическими процессами, без использования инструментов и стандартов) технологии отрицаются, как не отличающиеся необходимой точностью.

Делаем вывод, что когнитивная психология является современной в хорошем смысле слова — это не новомодный экспресс-тренинг избавляющий от всех проблем, а заодно и от адекватности. Когнитивная психология есть серьёзнейшая отрасль научной психологии, изучающая познавательные процессы психики, и на доказательной основе делающая из этого выводы.

psychogenesis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *