Психастенический тип. Характеры и роли
Психастенический тип
…Иа остановился и посмотрел в воду.
— Я так и думал, — вздохнул он. — С этой стороны ничуть не лучше. Но всем наплевать. Никому нет дела. Душераздирающее зрелище — вот как это называется.
«Винни–Пух и все, все, все» А.А. Милн.
Этот тип характера труден для понимания, он окружен конфликтами с окружающими людьми и часто отягощен выраженными невротическими изменениями.
В раннем детстве у ребенка отмечаются незначительные астенические проявления: робость, пугливость, некоторая нерешительность.
Однако нагрузка — физическая, психическая, перенесенные заболевания — не только усиливает эти черты, но и провоцирует появление страхов: страх темноты, страх высоты, страх выходить на балкон, страх переходить через мосты, страх перед животными. Возрастает страх новых людей и предметов, поэтому такого ребенка пугает необходимость знакомства с новыми людьми.
Могут появляться навязчивости: накручивание прядки волос, навязчивый счет, бесконечное повторение одной и той же операции. Реже наблюдаются невротические тики. При самой незначительной невротизации усиливается склонность к бессмысленному рассуждательству и нерешительность.
«…Ослик Иа стоял один–одинешенек в заросшем чертополохом уголке леса, широко расставив передние ноги и свесив голову набок, и думал о Серьезных Вещах. Иногда он грустно думал: «Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: «Какой же отсюда следует вывод?»
Психастеники чрезвычайно впечатлительны к событиям настоящего. Но еще в большей степени пугают их возможные события будущего. «А что, если…» Психастенический ребенок выдвигает какое–нибудь предложение и мучительно ищет на него ответ.
Пожалуй, одним из наиболее тяжелых периодов жизни психастеника является начальная школа. Для этого характера свойственно повышенное чувство долга, и школьные обязанности являются первым серьезным ударом.
Ситуация еще более углубляется, если родители возлагают на ребенка слишком большие ожидания. К школьной нагрузке добавляется еще и нагрузка в кружках, музыкальной школе, спортивных секциях. Ребенок в силу повышенного чувства долга и страха потерять родительскую любовь старается изо всех сил выполнить все самым лучшим образом. Постоянное напряжение изматывает его и неизбежно приводит к невротизации.
Подростки–психастеники выделяются среди сверстников нерешительностью, которая проявляется при любом выборе. Они истязают себя своей склонностью к рассуждательству, тревожной мнительностью, любовью к самоанализу. У них часто возникают навязчивости.
Их страхи «целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному в его будущем (футуристическая направленность мнительности и тревоги): как бы чего не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого–либо непредвиденного несчастья с ними самими, а еще страшнее — с теми близкими, к которым они обнаруживают страстную, порой патологическую привязанность. Опасности реальные и невзгоды уже случившиеся пугают куда меныие»(2).
Чтобы снизить свою тревогу, психастеник пускает в ход различные специально придуманные приметы и ритуалы. Так, подросток считает, что « если по дороге в школу обходить все люки, то «не провалишься», отвечая у доски… Если при вспышке страха за мать, повторять про себя самим выдуманное заклинание, то с ней ничего плохого не случится» (2).
Сверстники не жалуют его теплым отношением. Ведь он педант и формалист, он избегает какого–либо риска, он хочет все заранее предусмотреть, все время боится, что случится что–то плохое.
Хотя он нерешительная мямля, он ни с того ни с сего может высказывать самоуверенные заявления и безапелляционные суждения. Его реакции гиперкомпенсации (утверждение себя в слабых сторонах натуры) всегда вызывают чувство удивления и раздражения у сверстников.
У взрослого психастеника сохраняется нерешительность, склонность к сомнениям и бессмысленному рассуждательству, самоедство, обостренная впечатлительность.
Однако эти черты могут оттесняться на задний план при восприятии психастеника окружающими, а на первый план властно выходят удивительные особенности его мышления. Высокий интеллектуальный потенциал, способность глубоко разрабатывать какую–нибудь научную идею, высочайшая требовательность к себе делают его незаменимым работником во многих областях.
На работе он ценный специалист, но, несмотря на это, психастеника часто не покидает сомнение в правильности сделанного. Из–за недоверия к себе он часто перепроверяет себя, и этот постоянный контроль может делать работу медленной и мучительной.
Психастеник не любит физический труд, очень неловок и с большим трудом привыкает к ручной работе.
Интеллектуальная деятельность — наука, литература и т.п. — является успешной, если она не содержит необходимости выбора, частого самостоятельного принятия решений.
Любой самостоятельный выбор может стать причиной долгих и мучительных колебаний. Так, у большинства психастеников принятие решения об эмиграции приводило к сильнейшим нервным истощениям.
Трудность выбора и самостоятельного принятия решения проявляется и в жизненно важных ситуациях, и при совершении покупки. Эта черта будет изводить самого психастеника и доставлять много хлопот его близким людям в течение всей жизни.
В эмоциональной жизни сохраняется робость, боязливость: «…Он отступает не только перед действительной опасностью, но и существующей только в его воображении; он боится не только того, чего следует опасаться, нет, он боится даже и того, чего он просто не знает; всякое новое, незнакомое дело, всякая инициатива является для него источником мучений»(2).
Психастеник боится нового, плохо переносит состояние неизвестности. Изменение ситуации, ломка жизненного стереотипа влечет за собой панику.
В его привычках проявляется высокий внутренний контроль и своеобразная психологическая защита в виде педантизма. Он аккуратен, чрезмерно привязан к порядку. Он стремится установить дома строго регламентированный образ жизни. И самое мелочное нарушение его привычек выводит его из равновесия и раздражает.
Необычайно тяжелы невротизированный психастеник в роли пожилого родителя, тещи, свекрови. Сужение сознания, «сжатие горизонта в точку» приводят к сильнейшему нарушению тестирования реальности. Он проявляет жесткую привязанность лишь к привычному, знакомому. Он не способен адаптироваться к любому из стремительных изменений мира, он цепляется за привычные мерки и стереотипы, проявляет нелюбовь, почти ненависть к любым изменениям, постоянно оглядывается назад: «А вот в наше время»…
Нетерпимость, отсутствие гибкости отталкивают от него окружающих и приводят к одиночеству. Состояние одиночества, соединенное с ощущением собственной беспомощности перед миром, приводит к повышенному требованию внимания от детей и внуков. Ослепленный невротическим эгоцентризмом, он не хочет понять всех жизненных проблем своих детей, бесконечно обижается и ворчит.
Присущее психастенику негативное восприятие мира усиливается по мере невротизации. При общении со взрослыми детьми и внуками он постоянно выявляет недостатки окружающих, обрушивает на близких поток негативизма. В силу реакции гиперкомпенсации он высказывает безапелляционные суждения о вещах, в которых ничего не понимает.
Если человек с тревогой или депрессией осознает свое нездоровье и обращается к помощи психотерапии, то невротизированный психастеник всегда считает себя здоровым, адекватным, правым в любом споре.
Он не осознает свою «слепоту» в тестировании реальности, и ему ничего невозможно доказать, его ни в чем нельзя убедить. Он по–прежнему отстаивает свою куцую картину мира, теряя при этом друзей, знакомых, мучая своих взрослых детей и утрачивая связь с поколением внуков.
Психастеник — человек пунктуальный, чистоплотный, чрезвычайно требовательный не только к себе, но и к другим. Он часто педант, формалист и, как считают другие, большой зануда. Психастеник предъявляет повышенные требования не только к себе, но и к окружающим, что приводит к постоянным конфликтам.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Психопатии и акцентуации характера у подростков››
Этот тип, так же как астеноневротический, относится к области тесного соприкосновения психопатий и неврозов. Психастеническая личность особенно расположена к развитию того варианта невроза навязчивых состояний, который у подростков обозначен как обсессивно-фобический [Личко А. Е. 1979; Шевченко Ю. С., 1979]. Вслед за тем, как P. Janet (1903) описал психастению, большинство наиболее известных ее исследователей стали рассматривать ее не как невроз, а как аномалию характера.
Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними «интеллектуальными интересами». Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивости, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов,
темноты, боязнь остаться за запертой дверью и т. д. Реже можно наблюдать навязчивые действия, невротические тики.
Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми заботами — первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера. В минувшее время, возможно, важнейшим фактором, способствующим становлению психастении, было воспитание в условиях «повышенной ответственности», когда в силу трудных условий жизни родители возлагали недетские заботы по надзору и уходу за малышами или беспомощными членами семьи, когда в тяжелых материальных и бытовых условиях подростку и даже еще ребенку приходилось оказываться в положении старшего среди братьев и сестер [Сухарева Г. Е., 1959].
В нашу эпоху материального благополучия пришлось столкнуться с иной формой воспитания в условиях «повышенной ответственности». Родители лелеют слишком большие надежды на успехи своего чада, требуя только отличной учебы или заметных достижений в какой-либо престижной для них области — в занятиях музыкой или языками, или отдавая дань какой-либо очередной моде вроде фигурного катании на коньках. Склонный к психастении ребенок не остается безучастным к родительским надеждам, чутко воспринимает эти высокие экспектации и страшится их не оправдать, дабы не потерять всей полноты родительского внимания и любви.
По сравнению с другими типами психопатий в пубертатном периоде резких обострений психастении обычно не бывает. Однообразно регламентированная школьная жизнь, отсутствие необходимости самостоятельно принимать важные решения, ставшие уже привычными и легко выполнимыми нагрузки на чувство ответственности (выучить уроки, выполнить данные поручения и т. п.) благоприятствуют удовлетворительной адаптации даже при выраженных психастенических чертах. Декомпенсации могут выступать опять же в моменты особенно высоких требований к чувству ответственности, например во время экзаменов. Известно, что наибольшего расцвета психастения достигает в возрасте 20—40 лет, с началом инволюции ее проявления опять слабеют.
Главными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.
Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходной черты астеноневротического и сенситивного типов. Если астеноневротическому типу присущим бывает опасение за свое здоровье (ипохондрическая направленность мнительности и тревоги), а сенситивному типу свойственно беспокойство по поводу отношения окружающих, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе (релятивная направленность мнительности и тревоги), то страхи и опасения психастеника целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному в его будущем (футуристическая направленность мнительности и тревоги): как бы чего не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого-либо непредвиденного несчастья с ними самими, а еще страшнее — с теми близкими, к которым они обнаруживают страстную, порою патологическую привязанность. Опасности реальные и невзгоды уже случившиеся пугают куда меньше. У подростков особенно ярко выступает тревога за мать — как бы она не заболела и не умерла, хотя ее здоровье не внушает никому опасений, как бы не погибла под транспортом, не попала в катастрофу. Если мать опаздывает с работы, где-то без предупреждения задержалась, такой подросток не находит себе места.
Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально придуманные приметы и ритуалы. Если, например, шагая в школу, обходить ЕСС люки, не наступая на их крышки, то «не провалишься», отвечая уроки, на экзаменах и т. п.; если не дотрагиваться до ручек дверей, то не заразишься и не заболеешь; если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим выдуманное заклинание, то с нею ничего плохого не случится.
Другой формой защиты бывают особо выработанный формализм и педантизм. Осознанно или подсознательно, не отдавая себе отчета, психастенический подросток исходит здесь из постулата, что если все заранее предусмотреть и действовать в точном соответствии с намеченным планом, то ничего неожиданного и плохого случиться не должно. Педантизм психастеника отличается от такового при эпилептоидном типе. За педантизмом эпилептоида всегда стоят себялюбие, забота о собственных интересах и благополучии, понуждение окружающих к соблюдению в мелочах выгодного для него порядка. Педантизм психастеника надуман и формалистичен, никаких «земных» выгод ему не сулит.
Нерешительность в действиях и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в поступках. Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был (например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено. Ждать психастеники не умеют, проявляя здесь удивительное нетерпение.
У психастенических подростков приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям и колебаниям. Эта реакция проявляется у них неожиданными самоуверенными и безапелляционными суждениями, утрированной решительностью и скоропалительностью действий в моменты и в обстоятельствах, когда требуются именно неторопливая осмотрительность и осторожность. Постигающие вследствие этого неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения.
Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в копании в своих переживаниях И ощущениях.
Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего. Спорт и все ручные навыки даются им плохо. Обычно у психастенических подростков особенно слабы и неловки руки при более сильных ногах. Поэтому в спортивных занятиях им легче даются бег, прыжки, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. Элементарные ручные навыки (даже ровно вбить гвоздь или очинить карандаш) иногда бывают камнем преткновения.
Подростковые поведенческие реакции при психастеническом типе характера бывают выражены слабо и своеобразно. Вместо реакции эмансипации нередко приходится видеть патологическую привязанность к кому-либо из членов семьи — у мальчиков чаще к матери. Возможно, эта привязанность питается нерешительностью и тоже служит психологической защитой. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах — места в подростковой группе им обычно не находится, если только не посчастливится попасть в компанию юных интеллектуалов. Увлечения, как правило, относятся к области интеллектуально-эстетических хобби. Даже собирание коллекции у подростков этого типа более питается этими потребностями, чем страстью накопительства («Я собираю марки разных стран, чтобы изучить географию»,— заявил 12-летний мальчик с психастеническим типом характера).
Сексуальное развитие обычно опережает общее физическое. Нередко наблюдается интенсивный онанизм, который становится источником самоугрызений и символических запретов. Может обнаружиться также склонность к транзиторному подростковому гомосексуализму.
Все описанные формы нарушений поведения (подростковая делинквентность, ранняя алкоголизация и т. д.) психастеникам несвойственны. Даже суицидального поведения в трудных ситуациях нам встречать не приходилось. Место этих нарушений, видимо, полностью вытесняют навязчивости, мудрствование и самокопание.
Самооценка, несмотря, казалось бы, на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая диаметрально противоположные (например, истероидные).
Юрий Ч., 15 лет. Из хорошей, дружной семьи Мать склонна к чрезмерной опеке сына. С детства отличался пугливостью. В возрасте полутора лет, после того, как испугался включенного пылесоса, появилось заикание. Посещал специализированный детский сад для детей с нарушениями речи — к 6 годам заикание полностью исчезло. Был застенчив, играть любил с девочками В 7 лет — легкая черепно-мозговая травма без последствий В школе учился хорошо, старательно, но был робок, нерешителен. Постоянно тревожился за мать, отца, старшую сестру — как бы с ними чего-нибудь не случилось плохого Если мать опаздывала с работы — бежал из дому ее встречать.
С 12 лет появились первые навязчивости. После того как тайком от старших прочитал брошюру о венерических болезнях, стал бояться заразиться ими — начал часто мыть руки. С того же возраста — онанизм Сперва подолгу мыл руки после мастурбации, затем — всякий раз, когда появлялись «плохие мысли» или чтобы «избавиться от неприятностей:». С 14 лет перед окончанием восьмилетней школы появилась масса других навязчивостей. Перед уходом в школу выполнял ряд ритуалов — чтобы не получить неудовлетворительной отметки, чтобы не случилось ничего плохого. Одевался в строго определенной последовательности, несколько раз дотрагивался до выключателя, шел в школу по строго определенному маршруту. Считал «счастливой» цифру три — символ удовлетворительной отметки, а также символ троих самых дорогих ему людей — матери, отца и старшей сестры Появилась страсть к самоанализу — подолгу раздумывал о мотивах своих поступков, желаний и т. п. За онанизм подвергал себя «наказаниям» — не смотрел интересующую его передачу по телевизору.
Тяготился придуманными им ритуалами, но избавиться от них не мог — их исполнение, по его словам, давало «разрядку внутреннего напряжения». Никогда не выполнял ритуалов при посторонних или старался замаскировать их под необходимые или случайные действия. Например, будучи госпитализирован в соматическую больницу, вместо того, чтобы часто мыть руки, только дотрагивался до мыла или водопроводного крана.
Учился хорошо. Общался с товарищами, но близкого друга найти не мог. Был влюблен в одноклассницу, но старался никак не показать свои чувства. Иногда даже нарочито пренебрегал общением с нею. Увлекался чтением классической литературы, любил слушать классическую музыку.
В 15 лет сам попросил мать отвести его к психиатру, чтобы избавиться от мучивших его навязчивостей и от онанизма. После рациональной психотерапии и лечения меллерилом навязчивости значительно ослабли — по словам больного, «их стало легко маскировать от посторонних».
При неврологическом, соматическом и электроэнцефалографическом обследовании — без отклонений.
Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован смешанный — психастенический и сенситивный — тип. Признаков, указывающих на возможность психопатии, не отмечено. Конформность умеренная, реакция эмансипации слабая. Имеется высокая откровенность в выборе ответов, что свойственно психастеническому типу. Склонности к делинквентности не обнаружено. Отмечено выраженное отрицательное отношение к алкоголизации. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: черт никакого типа не выделилось. Однако достоверно отвергает черты типов меланхолического (что часто встречается у здоровых подростков), неустойчивого (что наиболее присуще психастеническим подросткам) и гипертимного (склонность к субдепрессивным состояниям).
Диагноз. Обсессивно-фобический невроз на фоне психастенической акцентуации характера.
Катамнез через 2 года. Успешно окончил 10 классов школы, хотел поступать в вуз. Однако перед конкурсными экзаменами навязчивости усилились настолько, что мешали к ним готовиться. Часами выполнял различные ритуалы. После психотерапии и лечения элениумом принял решение отказаться от попытки поступления — навязчивости почти прекратились. Поступил на работу и на подготовительное отделение в институт.
При психастенической психопатии в отличие от акцентуации того же типа имеются постоянные, хотя и колеблющиеся по интенсивности, обсессии и фобии. Навязчивости и чрезвычайная нерешительность нарушают трудоспособность, крайне затрудняют общение и семейную адаптацию. Утрированными оказываются и гиперкомпенсаторные механизмы — нетерпеливость при уже принятом решении, неожиданная и ненужная безапелляционность, доходящий до карикатуры педантизм.
В тяжелых случаях нередко возникает необходимость дифференцировать эту психопатию с обсессивно-фобическим синдромом при неврозоподобной вялотекущей шизофрении (см. гл. VII).
Психастеническая психопатия является чаще всего конституциональной аномалией характера. Возможно, однако, и психопатическое развитие на основе акцентуации того же типа при неправильном воспитании (условия повышенной моральной ответственности, доминирующая гиперпротекция).
Первая из них сказывается еще у подростка, а при доминирующей гиперпротекции несостоятельность чаще проявляется при вступлении в самостоятельную жизнь.
www.psychiatry.ru
Что такое психастенический тип личности и каковы его основные особенности и черты
Термин «акцентуация характера» появился в психологии благодаря советскому психиатру Андрею Евгеньевичу Личко. Научный деятель выделил 11 разновидностей временного изменения характера. Один из них – психастенический тип. О его признаках, особенностях, причинах развития и путях лечения мы поговорим в данной статье.
Психастеническая личность – какая она?
Определение данному состоянию дать довольно сложно, так как оно имеет массу отличительных признаков.
Основные из них:
- неуверенность в себе;
- мнительность;
- наличие навязчивых страхов;
- педантизм;
- ответственность;
- замкнутость.
Такая личность беспокоится за всё и вся: за себя, близких, знакомых. Иногда переживания затрагивают ситуации, которые могут случиться только гипотетически, но в реальности вряд ли возможны.
Этот тип не способен выдержать серьезных психологических нагрузок, по этой причине нервную систему у таких людей называют слабой. Первые «звоночки» родители могут обнаружить в начальных классах школы, когда на ребенка начинает давить дополнительный груз ответственности – он должен ходить в школу, прилежно учиться, выполнять задания.
Кстати, психастеники прилежно учатся – они методично исполняют все рекомендации преподавателей, однако их результаты не являются выдающимися. То же самое касается и тех, кто уже трудится. Мотивация действий психастенической личности – отсутствие наказания за свои действия и исключение спорных ситуаций.
Еще немного об ответственности – раньше именно таким детям доверяли присмотр за младшими братьями и сестрами, с чем те отлично справлялись.
Отдельная тема для обсуждения – суеверия и ритуалы. И те, и другие помогают им справиться с тревогой и страхами. Иногда они являются понятными только психастенику. Например, человек придумывает себе ритуал, без соблюдения которого экзамен не будет сдан. Это может быть особый маршрут до учебного заведения или обязательное наличие на руке (в сумке) какого-то оберега. Индивид может подозревать, что подобные действия кажутся окружающим весьма странными, но он не в силах от них отказаться.
Психастеники – консерваторы, им сложно даются перемены, они долго привыкают к новому. Главный ответ на изменения – сопротивление.
В обществе они малозаметны. В подростковом возрасте, когда все остальные дети проявляют склонность к независимости, противопоставляя себя родителям и всему миру, дети психастенического типа характера, наоборот, все больше привязываются к кому-либо из членов семьи – к маме или папе.
В силу замкнутости такие люди мало кого к себе подпускают – их другом стать очень сложно, сначала они изучат вас с ног до головы.
Как общаться с такими людьми? Не нужно на них давить, необходимо проявлять спокойствие и ни на чем сильно не настаивать.
Несмотря на бурную внутреннюю «деятельность», – подавление сильных эмоций, переживания, анализ реальности и вариантов развития событий – они являются, по мнению окружающих, внешне спокойными. Малоподвижны, не питают особой страсти к спорту. Предпочитают нейтральные цвета в одежде, к примеру, серый.
В сексуальной жизни являются довольно посредственными, хотя и боятся допустить ошибку во время полового акта. У подростков наблюдается интенсивный онанизм.
Причины состояния
Наиболее часто психастенические личности вырастают в семьях, где у родителей схожий тип акцентуации. Дети перенимают особенности поведения и/или наследуют их.
Причинами постоянного пребывания в подобном состоянии являются:
- стрессы – это одна из проблем жителя современного мегаполиса – чтобы выжить, он вынужден много и усиленно работать, это «шокирует» нашу ЦНС;
- нервное и физическое перенапряжение – оно вызвано жизнью на пределе возможностей, когда не остается места для отдыха и расслабления;
- недосыпы и отсутствие сна – нормальная работа нервной системы обеспечивается благодаря качественному отдыху, если он отсутствует, то в организме происходят патологические изменения;
- недостаток двигательной активности – этот фактор также типичен для жителей современных мегаполисов;
- нехватка витаминов и неправильная система питания, питание «на ходу», фастфуд, обилие жирной и жареной пищи, сладкого.
- вредные привычки – одно из наиболее сильных воздействий алкоголь и наркотики оказывают на нервную систему, «одаривая» человека различными психическими заболеваниями;
- болезни нервной и эндокринной системы;
- проблемная экологическая обстановка – она не только ослабляет здоровье, но еще и является фактором, увеличивающим риск возникновения заболеваний нервов.
Последствия
Под влиянием указанных выше факторов состояние может усугубиться. Одно из возможных последствий — психастеническая психопатия (ананкастное расстройство). Такие люди мнительны, они постоянно находятся в процессе «внутренней работы» — анализа, обдумывания ситуаций (иногда вымышленных). Берутся за дело, будучи заранее уверенными в своей неудаче, хотя конечный результат в большинстве случаев выше среднего. Их педантизм, тревожность и подверженность фобиям слишком утрированы. У данных пациентов часто диагностируется обсессивно-компульсивное расстройство.
Еще один вариант развития событий – появление тревожного расстройства. Такая личность очень впечатлительна, не уверена в себе. Педантичность проявляется в выстраивании вокруг себя целого мира из правил и запретов. Постоянно сверяются с этими установками. Любое (даже незначительное) болевое ощущение в теле может стать поводом для «раздувания» большой проблемы. Избегают контактов с людьми в силу боязни насмешки и робости.
Лечение
Терапия при возникших расстройствах включает:
- сокращение факторов риска – включение нормального питания, здоровый сон, снижение нервной нагрузки;
- прием витаминов;
- седативные препараты;
- снотворное;
- антидепрессанты;
- нейролептики.
Важным элементом лечения является психотерапия. При психастении метод снизит вероятность появления более серьезных болезней нервной системы. Регулярные беседы с доктором избавят пациента от излишней тревоги и беспокойства.
Заключение
Итак, мы рассмотрели особенности, признаки и привычки психастенического типа личности. Классификация Личко выделила эту акцентуацию, а дальнейшие исследования помогли обнаружить признаки психастеника, расстройства, возникающие при ухудшении состояния.
psihologia.biz
Психастенический тип психопатий. Избранные лекции по психиатрии
Психастенический тип психопатий
В любом руководстве или специальном труде, посвященном психастении, вы обязательно прочтете много добрых слов и сочувствия этим людям. Многие психиатры, ни мало не сумятясь, называют себя психастениками. Однако, этому состоянию до настоящего времени не дано единого определения. А. С. Суханов называл таких пациентов тревожно-мнительными личностями, П. Б. Ганнушкин — психастениками, К. Шнайдер ассоциировал их с сенситивными шизоидами, а Н. Петрелович определял их как ананкастов. И так можно продолжать очень долго. В 10-й международной классификации заболеваний они описываются под рубрикой «обсессивно-компульсивных расстройств личности». Множество наименований одной и той же нозологии небезосновательно говорит о неопределенности этого состояния, а также подчеркивает различные грани характера одной и той же личности. Последнее, по-видимому, наиболее верное предположение.
Попытаемся и мы выделить главные, наличествующие у любого психастеника особенности психики. По моему глубокому убеждению, в основе характера психастеника лежит его неспособность из множественного ряда вариантов решения задач (а вся жизнь состоит из бесконечного решения тех или иных задач) выбрать что-то одно. Приняв же решение — неукоснительно следовать ему. В этом отношении они напоминают небезызвестного буриданова осла, который, как вы знаете, околел от голода рядом с двумя равновеликими охапками сена. Естественная для любого человека рефлексия гипертрофируется у больных до крайности, превращая пациента, по сути дела, в инвалида, не способного самостоятельно принять ни одного решения. Именно это расстройство мышления, по нашему мнению, приводит к основным характерологическим качествам психастеника. Какие это качества?
В первую очередь, крайняя нерешительность с бесконечными переборами возможных вариантов суждений, поступков, оценок людей, истинности чувств как своих, так и окружающих. Их решения никогда не определяются непосредственными чувствами, а бесконечно выверяются. Это в итоге, приводит к тому, что психастеники вынуждены обращаться за советами к родным, близким, сослуживцам по любому поводу. Если вопросы касаются мелких бытовых проблем, то помощь окружающих оказывается вполне адекватной и достаточной (какой купить костюм, в какой театр пойти и т. д.). Настоящая трагедия разыгрывается при необходимости принятия сугубо личных решений, касающихся кардинальных для личности проблем: выбора специальности, спутника жизни и т. д. Их естественные желания и тенденции постоянно входят в противоречие с зачастую утрированными этическими нормами, гипертрофированными по строгости моральными принципами. Наиболее сложными и болезненными для них оказываются решения морально-этических проблем. Именно такие ситуации декомпенсируют пациентов. Они непрерывно обращаются за советами ко всем, естественно, получают противоречивые рекомендации и, в конце концов, вынуждены искать предлог, который позволит хотя бы на время отложить решение проблемы. Появляется мнительность по отношению к своему здоровью, формируются ипохондрические идеи (доминирующие, навязчивые, сверхценные), легко трансформирующиеся в обсессивно-фобический невроз. Только не надо думать, что неврозом пациенты заболевают по собственному желанию, это, все-таки, патологическая психологическая защита, болезненная адаптация к среде. Неуверенные, стеснительные, застенчивые, постоянно озабоченные, как бы не утрудить собой окружающих, в невротической декомпенсации они становятся назойливыми, эгоистичными, иной раз беспардонными (не в этом ли истинная сущность психастеничных?). Принятое, наконец-то, решение могут реализовывать с паранойяльной настойчивостью и бескомпромиссностью.
Но и вне декомпенсации психастеники постоянно находят повод для сомнений и бесконечной рефлексии. Их сомнения всегда направлены в будущее, как в отношении себя, так и близких. Предполагаемая командировка родных в их воображении сопрягается с возможными катастрофами и несчастьями. Больные не находят себе места, тревожатся по любому поводу, начинают верить, иной раз, в самые нелепые приметы. Именно такие пациенты являются крайне заботливыми родителями, опекающими своих детей в любых ситуациях, боящимися малейших простуд и просто переходов улицы с оживленным транспортным движением.
Жестко формализованные быт и производство позволяют психастеникам достаточно хорошо компенсироваться. Например, строгая регламентация обязанностей в воинских частях, нередко привлекает пациентов к службе в армии. Исполнительные, обязательные, они могут проявить незаурядное упорство в исполнении уставов, наставлений. Настоящим бедствием для окружающих становится психастеник на какой-либо бюрократической должности. Понимая, сочувствуя и сопереживая просителю, он ни на йоту не отступит от предписаний, какими бы устаревшими и даже нелепыми они ни были. Именно такие бюрократы, не умея и не желая принимать на себя ответственность, могут до бесконечности откладывать и согласовывать решение в нетрадиционных ситуациях. Психастеник-преподаватель ни на шаг не отступит от программы, какой бы недостаточной она ни была, притом, что в частной беседе может блеснуть незаурядной эрудицией, тонкими и правильными суждениями, критическим отношением.
Еще Т. И. Юдин выделял как бы две подгруппы психастеников. Одни приближаются к астеничным шизоидам, в основе характерологических особенностей которых лежат тревожная мнительность, сенситивность, конфузливость, робость, стеснительность, гипертрофированные морально-этические установки. Именно эти больные декомпенсируются обсессивно-фобическими расстройствами. Другие, напротив, ближе к стеничному полюсу. Они тоже мнительны и неуверенны, но сомневаются больше в других, чем в себе. Недоверчивые, настороженные, вплоть до подозрительности, они стремятся проверять и перепроверять идеи и действия окружающих. Этот круг пациентов демонстрирует некоторую эмоциональную сухость, отгороженность. Они внешне холодны, беспристрастны, аккуратны и безукоризненно корректны. Жизнь для них, как бы, лишена полутонов и обертонов, а поэтому их суждения весьма категоричны. В вопросах морали они столь же излишне категоричны и ригидны. В практической деятельности, они нередко, предстают весьма стеничными личностями, хотя и ограниченными строгими рамками регламента. Внешне больные подтянуты, аккуратны, большие приверженцы порядка и стереотипных форм поведения. В рабочей среде формальны, педантичны, эгоистичны. Встречая препятствия, становятся раздражительными до гневливости (особенно с подчиненными), занудливыми и назойливыми вплоть до кратковременных сутяжных реакций. Т. е. этот вариант психастеников чем-то напоминает эпилептоидов. Для них наиболее патогенной оказывается ситуация с ломкой динамического стереотипа, на которую они реагируют невротическими депрессиями различной продолжительности, и которые, в свою очередь, могут декомпенсировать их в среде.
Но, как нам представляется, подобное деление весьма условно. В различных жизненных коллизиях психастеники поворачиваться к наблюдателю то одной, то другой стороной характера. Большую роль, по-видимому, играет и приобретаемый в процессе жизни опыт. В юности и молодости — тревожно-мнительные, в зрелом возрасте — как одна из форм психологической защиты, начинают превалировать аккуратность и педантизм. Т. е., наверное, мы видим всего лишь определенную динамику развития характерологических особенностей психастеника.
Становление психастенического характера в детстве хорошо описано Г. Е. Сухаревой. Уже в дошкольном возрасте и начальных классах можно отметить застенчивость, робость, боязнь незнакомых, всего нового. С раннего детства они отличаются повышенной впечатлительностью и склонностью к фантазированию, как результат богатого воображения — ночные детские страхи, боязнь закрытых помещений, темноты (зарницы психоза?). В школе психастеничные подростки боятся опоздать на уроки, не выполнить задание, оконфузиться у доски. Они склонны к суеверию, рано и легко формируют защитные ритуалы. В третьем пубертатном кризе опасения усложняются, легко перерастают в истинные фобии типа страха покраснеть, скомпрометировать себя перед окружающими какими-либо физиологическими отправлениями — как результат, почти обязательные дисморфофобии, надолго сохраняющиеся у больных. К концу третьего пубертатного криза психастеников, буквально, обуревают морально-этические проблемы с обсессивно-фобическими реакциями, которые к 30–40 годам и декомпенсируют пациентов в среде. А позже постепенно формируются педантизм, занудливость, определенная эмоциональная холодность, которые при ломке динамического стереотипа могут декомпенсировать психастеников зрелого возраста депрессиями.
Прошу обратить внимание на то, что почти вся жизнь психастеников сопровождается деперсонализационными расстройствами (обсессии, фобии). Постепенно, к зрелому возрасту, нарастает черствость, холодность (нарушение эмоционального резонанса?). Социальные контакты сохраняются, по большей части, только с родными и близкими. Мы уже говорили о постепенном изменении характера. Добавим замедление онтогенетического развития личности и стеничность, способствующая сохранению консервативных установок, отторжению всего нового и нестереотипного. Невольно возникает вопрос, а не дисфренический ли мы видим синдром, и чем подобная динамика заболевания отличается от малопрогредиентной, так называемой, психастенической формы шизофрении? В 60-е годы Н. Д. Лакосина опубликовала свои катамнестические наблюдения за 17-тью больными, страдающими психастенией. По ее мнению, в зрелом возрасте пациенты стали напоминать больных, страдающих вялотекущей формой шизофрении. Конечно, 17-ть случаев — далеко нерепрезентативное наблюдение, но, в свете сказанного, заставляет весьма основательно задуматься над нозологической самостоятельностью психастении. Естественно, имеются в виду те случаи, когда пациенты декомпенсируются в среде.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
med.wikireading.ru
Психастенический тип — DoctorMind.Ru-психологическое консультирование
В детстве, наряду с некоторой робостью и пугливостью, рано проявляются моторная неловкость, склонность к рассуждательству и не по возрасту «интеллектуальные» интересы. Иногда же в детском возрасте возникают фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, страх остаться за запертой дверью.
Критическим периодом, когда психастенические черты начинают развертываться, бывает обучение в первых классах школы — в эти годы безмятежное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Необходимость отвечать не только за себя, но и за других представляет одну из самых трудных задач для психастенической натуры.
В пубертатном периоде резких обострений психастении обычно не бывает. Срывы могут наступать в моменты предъявления особенно высоких требований к чувству ответственности (например, во время экзаменов).
Главными чертами психастенического типа являются нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, любовь к самоанализу, самокопанию и легкость возникновения навязчивых опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей.
Опасения адресуются к возможному, даже маловероятному в будущем: как бы не случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого с ними самими или с теми близкими, к которым они обнаруживают чрезвычайно сильную привязанность. Невзгоды уже случившиеся пугают их гораздо меньше. Мальчикам бывает особенно свойственна тревога за мать: как бы она не заболела и не умерла, не попала бы под транспорт и т. п. Если мать опаздывает, где-то без предупреждения задержалась, такой подросток не находит себе места.
Психологической зашитой от постоянной тревоги за будущее становятся придуманные приметы и ритуалы. Например, выходя из дома, переступать порог только левой ногой, на контрольные и экзамены надевать только одну и ту же «счастливую» рубашку. ДругоЙ формой зашиты являются педантизм и формализм, которые питаются мыслью, что если все заранее предусмотреть и не уклоняться от намеченного плана, то ничего плохого не случится.
Нерешительность особенно видна в долгих и мучительных колебаниях, когда надо сделать самостоятельный выбор. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено, при этом обнаруживается поразительная нетерпеливость — ждать и откладывать становится очень тяжело.
у психастенических подростков приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и неуверенности. Она проявляется неожиданными самоуверенными и безапелляционными высказываниями, утрированной решимостью и скоропалительностью действий в моменты, когда как раз требуются осмотрительность и неторопливая осторожность. Постигающие в таких случаях неудачи еще более усиливают неуверенность в себе.
Физическое развитие обычно оставляет желать лучшего:
мускулатура довольно слаба. Все ручные навыки и занятия спортом даются плохо. Исключение составляют лишь те его виды, где нагрузка падает на ноги (бег, прыжки, лыжи, велосипед). Здесь иногда достигаются неплохие результаты.
Подростковая реакция эмансипации выражена слабо и нередко заслонена патологической привязанностью к кому-нибудь из близких. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах. Среди увлечений господствуют интеллектуально-эстетические хобби — особенно привлекает изучение какой-либо области знаний. Ю. А. Скроцкий (1978) отметил, что психастенические подростки долго сами себя подготовляют к какому-либо занятию, бесконечно примеряются, пробуют свои возможности, успокаивая себя тем, что еще только собираются что-либо узнать или за что-либо приняться.
Сексуальное развитие зачастую опережает общее физическое.
Интенсивный онанизм может становиться источником самоугрызений, самонаказаний и символических запретов.
Подростковые нарушения поведения (делинквентность, побеги из дома, алкоголизация) психастеническим подросткам не присущи.
Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой. Могут находить у себя все, включая черты самых разных типов, причем совершенно несвойственные, например истерические.
О с о б е н н о с т ь д и н а м и к и психастенического типа акцентуации заключается в том, что этот тип мало подвержен трансформации. В трудных ситуациях, предъявляющих повышенные требования к чувству ответственности, может развиться обсессивно-фобический невроз — один из вариантов невроза навязчивых состояний, где различные обсессии заслоняют стоящие за ними фобии [Личко А. Е., 1976; Шевченко Ю. С., 1979].
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, когда взрослые перекладывают на детские плечи уход и надзор за малышами и беспомощными членами семьи, резко усиливает психастенические черты. Но «повышенная ответственность» может быть также связана со слишком большой надеждой родителей на выдающиеся успехи их чада в учебе, занятиях музыкой, фигурным катанием на коньках и т. п. Склонный к психастении подросток чутко улавливает эти высокие родительские экспектации и страшится их не оправдать, чтобы не утратить всей полноты родительской любви. Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции, сочетающееся с постоянными и чрезмерными призывами к чувству ответственности, предусмотрительности, с запугиванием возможными неприятностями и невзгодами вследствие допущенных ошибок, также может привести к психопатическому развитию психастенического типа, иногда называемому обсессивным развитием [Сухарева Г. Е., 1959].
Михаил Б., 18 лет. Единственный сын. С детства мать и бабушка его чрезмерно опекали. Мать с отцом развелись два года назад. Отец пьянствовал, год назад во время запоя покончил с собой. Смерть отца перенес спокойно, очень привязан к матери. С нею привык делиться всем — даже сексуальными переживаниями. В школе все годы учился только на «отлично». В детстве был отдан матерью в кружок фигурного катания на коньках — ничего не получилось. Тренер посоветовал переменить вид спорта. С 11 лет по настоянию матери начал заниматься лыжами — обнаружил большие успехи как гонщик на дальние дистанции. Окончив среднюю школу, решил стать офицером. Жизнь военного привлекала «режимом и порядком». Вскоре стал лучшим курсантом и успешно продолжал заниматься лыжным спортом. На 2-м курсе его одновременно выдвинулн на Ленинскую стипендию и на весьма ответственные лыжные соревнования.
Его неоднократно приглашали к руководству училища, в различные городские общественные организации, где с ним беседовали, взывая к его чувству ответственности, говорили о чести, которую ему предстоит защищать. В эти же дни заболел гриппом. Во время болезни появился страх, что не оправдает оказанного ему доверия. Стал часами навязчиво раздумывать о своих недостатках и способах их преодоления. Свое «слабоволие» стал приписывать онанизму, а также неправильному воспитанию — мать и бабушка не приучили к самостоятельностн, во всем опекали. Навязчивые рассуждения стали мешать заниматься, продолжались даже во время бега на лыжах. Ухудшился сон — стало трудно засыпать из-за навязчивых мыслей. Сам обратился за помощью к психиатру.
В беседе подробно и охотно рассказал о себе. С первых классов школы отмечал у себя склонность к «самокопанию». Очень нерешителен в мелочах и, наоборот, иногда очень быстро принимает решения в жизненно важных вопросах.
Например, однажды два часа в магазине выбирал себе плавки для тренировок в бассеЙне. Зато решение, куда идти учиться после школы, принял «сразу» по совету тренера по лыжам. С детства болезненно тревожился за мать. Метался, если опаздывала с работы. Когда ходил по улице, старался не наступить на «полосы между каменными плитами» (чтобы «все хорошо было, чтобы никто нз близких не умер»). С 14 лет появились сексуальные фантазии. Перед сном доводил себя ими до оргазма. Потом корил себя за «разврат», жаждал от них избавиться. Охотно поддался рациональным разубеждениям. Принял совет целиком сосредоточиться на учебе, а спортом заниматься для здоровья, избегая ответственных соревнований.
Физическое развитие с акселерацией.
При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован психастенический тип. Отмечен высокий уровень откровенности. Самооценка — хорошая; по шкале субъективной оценки отмечены психастенические черты, отвергаются черты неустойчивые.
Диагноз. Невротическая реакция по типу обсессивного невроза на фоне явной психастенической акцентуации.
Катамнез. Собран через 5 лет. С отличием окончил высшее учебное заведение и там же оставлен преподавателем. Женился, имеет ребенка.
Ваш психолог ждет вас!
Сон и сны — имеют смысл! Узнай больше.
В очередь за лекарствами? Читать далее «Психастенический тип»
doctormind.ru
Психастенический тип. Самоучитель по психологии
Психастенический тип
Помните ослика Иа-Иа? Так вот, это и есть психастеник. Милый и неуловимо трогательный, но способный довести до белого каления своей тревожностью, мнительностью, пессимизмом и любовью к печально-отвлеченным рассуждениям на неясные темы. Необходимость совершить какой-либо выбор погружает его в оцепенение. Психастеник постоянно занят самоанализом, при этом все открытия, которые он совершает в ходе странствий по глубинам собственной души, вызывают у него лишь тревогу и опасения. Нередко у психастеников имеются какие-то навязчивые страхи.
При внешней замкнутости и необщительности они на самом деле очень нуждаются в общении и испытывают сильную привязанность к тому, кто уделяет им свое внимание. Психастеники обычно бывают ярыми противниками алкоголя и наркотиков, никакие нарушения поведения им не свойственны.
Вообще, это мягкие, домашние люди, по-настоящему преданные своим близким, нередко обладающие обширными познаниями в самых разных областях, тонко чувствующие искусство и душевное состояние других людей.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Психастенический тип людей
В детстве, наряду с некоторой робостью и пугливостью, рано проявляется моторная неловкость, склонность, к рассуждательству и не по возрасту “интеллектуальные” интересы. Иногда уже в детском возрасте начинаются фобии, т. е. боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, страх оказаться за запертой дверью.
Критическим периодом, когда психастенические черты начинают раскрываться во всей полноте, обычно бывают первые классы школы, когда безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности. Необходимость отвечать за себя и особенно за других представляет один из самых чувствительных ударов для психастенической натуры.
В пубертатном периоде резких обострений психастении обычно не бывает. Декомпенсации могут наступать в моменты предъявления высоких требований к чувству ответственности (например, во время экзаменов).
Главными чертами психастенического типа являются нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, любовь к самоанализу, самокопанию и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей. Опасения адресуются к возможному, даже к маловероятному, в будущем: как бы не случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого с ними самими или с теми близкими, к которым они обнаруживают чрезвычайно сильную привязанность. Невзгоды, уже случившиеся, пугают их гораздо меньше. Мальчикам бывает особенно свойственна тревога за мать: как бы она не заболела и не умерла, не попала бы под транспорт и т. п. Если мать опаздывает, где-то без предупреждения задержалась, такой подросток не находит себе места.
Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся выдуманные приметы и ритуалы. Например, выходя из дома, переступать порог только левой ногой, на контрольные и экзамены надевать одну и ту же “счастливую” рубашку и т.п. Другой защитой является специально выработанные педантизм и формализм, которые питаются мыслью, что если все заранее предусмотреть и не уклоняться от намеченного плана, то ничего плохого не случится.
Нерешительность особенно проявляется в долгих и мучительных колебаниях, когда надо сделать самостоятельный выбор. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено, при этом вдруг обнаруживается поразительная нетерпеливость. У психастенических подростков приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и неуверенности. Она проявляется неожиданными самоуверенными и безапелляционными высказываниями, утрированной решимостью и скоропалительностью действий в моменты, когда как раз требуется осмотрительность и осторожность. Постигающие при этом неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения.
Физическое развитие обычно оставляет желать лучшего. Все ручные навыки и занятия спортом даются плохо. Исключение составляют лишь те виды спорта, при занятиях которыми нагрузка падает на ноги (бег, прыжки, лыжи, велосипед). В этих видах иногда достигаются лучшие результаты.
Подростковая реакция эмансипации выражена слабо и нередко замещена патологической привязанностью, к кому-либо из близких. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах. Увлечения, как правило, ограничиваются интеллектуально-эстетическими хобби. Сексуальное развитие зачастую опережает общее физическое. Интенсивный онанизм может становиться источником самоугрызений и символических запретов. Подростковые нарушения поведения (делинквентность, побеги из дома, алкоголизация) психастеникам не присущи.
Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой. Часто выделяется склонность находить у себя черты самых разных типов, в том числе совершенно не свойственные, например, истерические.
Психастеническая акцентуация служит благодатной почвой для развития обсессивного невроза. Воспитание в условиях “повышенной моральной ответственности”, когда взрослые перекладывают на детские плечи заботы по уходу и надзору за малышами или беспомощными членами семьи, резко усиливает психастенические черты. “Повышенная ответственность” может быть связана со слишком большой надеждой родителей на выдающиеся успехи ребенка и подростка в учебе, занятиях музыкой и т.п. Склонный к психастении подросток чутко улавливает эти высокие родительские экспектации и страшится их не оправдать, чтобы не утратить всей полноты родительской любви. Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции, сочетающееся с постоянными и чрезмерными призывами к чувству ответственности, предусмотрительности, с запугиванием возможными неприятностями и невзгодами также может привести к психопатическому развитию психастенического типа.
truport.ru