Когнитивная сфера википедия: Когнитивная сфера в психологии

Содержание

что это такое и как развить когнитивные функции?

Современные нейробиологи говорят, что люди одновременно живут в двух типах миров: физическом и придуманном мире знаков. Физический мир возможно пощупать, а придуманный существует только в гигантских объемах человеческого мозга. Как формируется наше сознание? Что происходит в глубинах мозга во время учебы или игры на музыкальном инструменте? Почему один человек знает больше другого? Когнитивный – именно то слово, которое объединяет ученых в одну команду по изучению функций мозга.

В статье расскажем о когнитивном шестиугольнике, искажениях и эффективных способах развить свои мыслительные способности.

Что такое когнитивный?

Когнитивный — это мультидисциплинарный термин, объединяющий научные направления, связанные с изучением функций мозга – познанием, запоминанием, мышлением и размышлением, речевыми и аналитическими возможностями, понятийными психологическими структурами. Этимологически слово «когнитивный» происходит от латинского слова cogniscere – знать, познавать.

Когнитивные науки в их современном виде дают возможность изучать сложнейшую из областей – человеческое сознание. Это растущая область изучения, которая объединяет психологию, антропологию, лингвистику, философию, нейронауки и искусственный интеллект.

Когнитивные функции – это процессы в мозге, которые позволяют получать, накапливать, анализировать, сохранять, создавать и восстанавливать информацию. Ключевую роль в этих познавательных процессах играют:

  • Исполнительные функции – совокупность внимания, планирования, регулирования и выполнение преднамеренного поведения.
  • Внимание – сосредоточенность на действии, реальном или идеальном объекте (идее, мысли, образе).
  • Память – способность получать, сортировать, кодировать, хранить и воспроизводить в нужный момент полученную информацию.
  • Речь – коммуникативная способность выражать мысли и говорить.
  • Воображение – умение планировать, визуализировать, представлять промежуточные и конечные достижения.
  • Зрительно-пространственные функции – способности восстанавливать и сравнивать ранее полученную информацию с полученной в реальном времени (так мы узнаем знакомые лица, похожие предметы).

Пройти тест на полушария мозга

История когнитивных наук.

Проблемами познания, запоминания, обучения и понимания люди интересовались всегда. Если говорить о науке когнитивистике, то к первым исследованиям в этой области можно отнести работы античных мыслителей. Еще древнегреческие ученые задавались мыслью, где хранится человеческое знание. Одни считали местом накопления знаний сердце, другие – мозг.

В своих работах Платон развивал мысль о том, что каждый орган человеческих чувств отвечает за обнаружение одного вида природной энергии – световой, звуковой или любой другой. Аристотель предполагал, что главный накопитель знаний мозг работает по принципу ассоциаций – объединяет предметы по принципу сходства или контраста. Позже, во времена Средневековья и эпоху Возрождения кроме известных пяти чувств мозгу приписывались божественные источники познания.

Всплеск интереса к познавательным процессам человеческого мозга возник в 20-50 годы XX столетия. Основы новой когнитивной науки заложены в исследованиях английского логика и криптографа

Алана Тьюринга. Тьюрингу удалось доказать, что сложные вычисления выполняются путем повторения простейших математических операций. Тем самым он подтвердил теорию о том, что мышление есть вычисление. Появилась идея, что можно создать умную машину, способную думать, как человек.

В это же время сложился первый круг проблем когнитивной сферы – обработка информации, структура языка и его влияние на мышление, развитие искусственного интеллекта и кибернетики. 11 сентября 1956 года на симпозиуме в Массачусетском университете лингвист Ноэм Хомский выступил с докладом о влиянии вербального поведения на сознание и способности к обучению. Эту дату считают официальным днем рождения когнитивных наук.

Когнитивный шестиугольник – это шесть базовых дисциплин когнитивной науки, которые одинаково важны для исследования:

  1. Философия – умение правильно сформулировать и задать вопрос, чтобы получить на него адекватный ответ.
  2. Лингвистика – изучает речевую коммуникацию и речевые возможности человека.
  3. Антропология – помогает узнать, кто мы такие и чем отличаемся от других биологических видов.
  4. Искусственный интеллект – возможность моделирования человеческих умений.
  5. Нейронауки – показывают, что происходит в человеческом мозге в момент слушания, обучения, действия, принятия решения.
  6. Психология – изучает сферу бессознательного и сознательного знания, которое определяет логику познания.

К когнитивистике сегодня также относят генетику, изучающую геномы наших доисторических предков.

Что такое когнитивная сфера личности?

Ученые дают разные определения о природе интеллекта, но сходятся в одном – на этот вопрос нет единого ответа.

Потому что кроме интеллекта есть еще понятия ума, мудрости, гениальности. Определить интеллект с помощью тестирования невозможно, ведь он одинаково зависит от наиболее важных процессов в познавательной сфере: памяти, логического мышления, воображения и внимания. Например, есть люди с гениальными математическими способностями, абсолютно неспособные к коммуникации.

Вывод один – когнитивная сфера формируется у всех, но у каждого развивается она по-разному. Если познавательные способности натренированы в должной мере, человек:

  • Быстрее ориентируется в происходящем и усваивает информацию.
  • Эффективно фильтрует входящую информацию: запоминает нужное и отбрасывает лишнее.
  • Лучше анализирует и запоминает исходные данные, быстрее извлекает их из памяти.
  • Умеет концентрироваться на главном.
  • Умеет мыслить логически и креативно одновременно.
  • Делает быстро правильные выводы, принимает важные решения.

Именно поэтому когнитивные способности считаются той самой базой, что определяет счастье и самореализацию.

Как развить когнитивные функции мозга?

Сегодня достаточно много известно об интеллекте как познавательной способности человека, но единой теории не существует. Ясно одно – измерить интеллект невозможно, зато можно протестировать и улучшить каждую из когнитивных сфер по отдельности. Более того, улучшение одной способности оказывает позитивное влияние на остальные.

Как развить память?

Оказывается, память можно накачать специальными упражнениями, как мышцы в тренажерном зале. Вот 3 нескучных способа улучшить память без дополнительной нагрузки:

  • Больше смейтесь. Немного юмора в организме сократит уровень гормонов стресса, понизит давление, приведет в хорошее настроение. В итоге такая комбинация освежит способность запоминания.
  • Высыпайтесь. Во время сна образуются новые связи между нейронами, а информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. В итоге полноценный сон поможет подготовиться к экзамену лучше ночной зубрежки.
  • Пишите от руки. Традиционный способ конспектирования развивает мелкую моторику. Кроме того перед конспектированием на бумаге мы мысленно структурируем материал, тренируем память. В итоге написанный от руки конспект оставляет в памяти больше материала, чем бездумно записанная лекция на планшетнике.

Итак, вы выспались, посмеялись и настроились на эффективное запоминание. Но простое чтение материала ничего не дает. Нужно делать это «с умом», используя научные приемы работы с большими объемами информации:

Концентрируйтесь. Внимание и память взаимосвязаны. Для запоминания нужна благоприятная обстановка, иначе полученная информация просто не дойдет до нужных отделов памяти. Поэтому выключите громкую музыку, телевизор, телефон и сосредоточьтесь на учебнике. Иначе никакая стратегия эффективного запоминания не поможет.

Повторяйте осмысленно. Повторение – классический способ усвоить материал. Но бессмысленная зубрежка дает мало пользы.

Поэтому примените дополнительные усилия для закрепления: добавьте ритм, проговаривайте вслух, перескажите материал другому человеку своими словами.

Структурируйте. Деление на категории, группировка, выявление закономерностей, деление информации на группы с подгруппы – это создание прочного каркаса, на котором будут держаться знания. Главная цель структурирования – упростить информацию об основных элементах и придумать закономерности. Поэтому используйте мнемотехники или ментальные карты памяти Тони Бузана.

Пройти тест на тип личности

Как натренировать внимание?

Упражнения для тренировки внимания – это хорошо, но недостаточно. Потому что внимание – это не изолированная мышца, которая срабатывает сама по себе, оно взаимодействует с другими «мышцами». Трудно сконцентрироваться, если вы устали, встревожены или расстроены. Поэтому для эффективной концентрации необходимы особые условия:

Дайте предыдущим мыслям или переживаниям перевариться. Не зря ведь существует выражение «делать на свежую голову». То есть начинать новое дело с утра, в бодром состоянии или после отдыха. Поэтому перед тем, как начать выполнять новую задачу, нужно провести 15-20 минут в покое и дать предыдущим размышлениям перевариться. Или чередовать работу мозга с физическими упражнениями.

Сосредоточьтесь на одной задаче. К сожалению, мультизадачность часто негативно отражается на концентрации. Одновременное выполнение нескольких процессов уменьшает эффективность каждого – когда мозг постоянно переключает фокус внимания, он быстро устает. Поэтому начинайте тренировать концентрацию на обыденных делах – сосредоточьтесь на вкусе блюда во время еды или на работе одной мышцы во время тренировки.

Избавьтесь от раздражителей. Так уж устроен наш мозг – он постоянно отвлекается на звуки, картинки, движение. Избавиться от всех невозможно, но от большинства точно получится. Поэтому перед работой отключите звук на телефоне, скайп, уведомления с почты. На работе постарайтесь организовать удобное рабочее пространство, попросите коллег не беспокоить с вопросами некоторое время.

Как развить креатив и воображение?

Креативность невозможно включить кнопкой, но развивать ее можно и нужно. Есть 3 неожиданных способа развить и повысить творческие способности:

Не ждите собственного вдохновения. Творчество доступно всем и каждому, а чтобы начать творить не нужно быть гением. В мире не существует ничего полностью оригинального, так что в начале творческого пути смело копируйте чужие шедевры, коллекционировать идеи. Искра вдохновения придет с опытом, поэтому следуйте за своими интересами и смело раскрывайте творческое «Я».

Заведите мобильный дневник вдохновения. На протяжении дня нас посещают множество мыслей. Некоторые оставляют равнодушными, но некоторые цепляют. К сожалению, когда мы пытаемся что-то вспомнить, особенно ценные идеи оказываются потерянными навсегда. Поэтому заведите небольшой блокнот формата А5 и конспектируйте в него интересные мысли на протяжении дня.

Ищите новые впечатления. Новые впечатления дают новые эмоции. Эмоции раскрывают внутренние ресурсы. Чтобы получить новые впечатления не обязательно отправляться в экзотическую страну или прыгать с парашютом. Можно остановиться на менее радикальных способах. Поэтому радуйте себя новыми рецептами, начните рисовать или играть на музыкальном инструменте, задекорируйте квартиру или поучаствуйте в праздничном мероприятии.

Что тормозит когнитивное развитие?

Мы все воспринимаем окружающий мир индивидуально: одинаковые звуки и цвета вызывают разные ассоциации, в одних условиях мы принимаем разные решения. Одновременно мы совершаем ошибки, связанные с когнитивными искажениями и даже не отдаем себе отчет. Существует большое количество системных ошибок мышления.

Пройти тест на тип восприятия

Каждое когнитивное искажение мозг использует с определенным смыслом – в основном, чтобы выдать автоматический, иррациональный ответ и убедить нас в его правильности. Когда мы поддаемся манипуляциям нашего сознания, мы:

  • Усиливаем негативные и игнорируем позитивные стороны происходящего.
  • Обобщаем, используя один плохой фрагмент ситуации.
  • Обижаемся на несправедливость жизни, когда ситуация складывается не в нашу пользу.
  • Считаем, что менее остальных подвержены манипуляциям.
  • Ждем, что окружающие усовершенствуются в соответствии с нашими ожиданиями.
  • Навешиваем ярлыки на себя или окружающих после неприятных событий.
  • Доказываем, что наши убеждения, выводы, поступки самые правильные.

Бороться с этим бессмысленно. Зато можно узнать причины, по которым мозг это делает.

Причина 1: Информационная перегрузка.

Сегодня не только человек ищет информацию. Но информация ищет человека. Чтобы отстраниться от информационного шума мозг отфильтровывает только то, что уже запоминал. Поэтому мы обращаем внимание на знакомые детали, при чтении книг перескакиваем по знакомым словам, пропускаем информацию, которая не кажется необычной.

Причина 2: Недостаток смысла.

Мы способны увидеть только крошечную часть общей информации, но вынуждены анализировать эти данные, чтобы выжить. Мозг заполняет пробелы своими выводами и имеющимися знаниями, создает ложные воспоминания, иллюзии. Поэтому мы опираемся на стереотипы, проецируем прежний опыт на будущее, забываем информацию, которая не вписывается в привычные схемы.

Причина 3: Вынужденная скорость действий.

Как и компьютер, наша память способна пропустить через себя ограниченное количество информации. Чтобы объем информации не тормозил работу, мозг учится действовать в условиях неопределенности. Поэтому мы принимаем наиболее простые и понятные решения, предпочитаем делать привычные вещи, а не изучать новые, больше ценим вещи в настоящем, чем в будущем.

Причина 4: Решение о том, какая информация пригодится в будущем.

Мозг записывает все, что в него попадает, но не всегда использует эти знания. Чтобы вспомнить информацию в нужный момент, мозг постоянно принимает решение: что записать в ближние или дальние отделы памяти. Поэтому мы запоминаем несколько ярких деталей, но забываем остальные, редактируем события прошлого, обобщаем и не можем вспомнить то, о чем размышляли минуту назад.

Когнитивные искажения – функция мозга, полезная в одних ситуациях и вредная в других. Зная, как функционирует мозг, мы сможем лучше понимать самих себя и использовать его особенности себе на пользу.

Как ускорить когнитивное развитие с помощью игр?

Есть мнение, что игры – только для детей или безответственных подростков. Но это мнение устарело. С помощью игр можно тренировать память, воображение, прокачивать логику и менять реальность. Не компьютерную, а жизненную.

Вот 3 научных факта, которые помогут пересмотреть свое мнение об играх:

Игры улучшают когнитивные процессы. В процессе игры в мозге геймера активно вырабатывается дофамин, который увеличивает объем серого вещества в гиппокампе – области, отвечающей за память. Больший объем серого вещества увеличивает познавательные ресурсы мозга, которые можно направить на обучение, мотивацию, самопознание.

Игры помогают справиться с травмирующими переживаниями. Психиатры доказали, что самая простая игра помогает снизить объем воспоминания после трагических событий. Этот эффект поможет и после тяжелой работы. Чтобы снять напряжение, перестать думать о неприятном, достаточно вечером поиграть 10-15 минут.

Игры развивают. Современные игры эволюционировали в сложные системы, которые увеличивают пластичность мозга и его познавательные способности в целом. Но здесь стоит оговориться – не все игры одинаково полезны. Избегание реальности – не самая эффективная стратегия. Зато стратегия саморасширяющегося погружения помогает сконцентрироваться на своих желаниях и позитивных мыслях.

Выводы:

  • Термин «когнитивный» обозначает междисциплинарный синтез наук, связанных единой проблематикой сознание-мозг-познание.
  • Мыслительные способности есть у всех, но развиваются у каждого по разному.
  • Познавательные сферы личности взаимосвязаны. Улучшение в одной автоматически прокачивает остальные.
  • Когнитивные искажения – это обманки мозга, с помощью которых он оправдывает наши заблуждения или ошибки.
  • Сложные игры и стратегии – отличный способ увеличить пластичность мозга.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

От информационной безопасности к когнитивной – от неблагонадежности к созиданию

Интернет-технологии превзошли стратегии и доктрины – по крайней мере, на некоторое время. В новую эпоху появляются возможности, для которых пока еще нет единого объяснения или даже понимания. У тех, кто владеет ими, почти отсутствуют какие бы то ни было ограничения, явные или неявные. Когда люди неоднозначной приверженности способны предпринимать действия все большей амбициозности и назойливости, само определение государственной власти оказывается под угрозой1.

В последнее время в разных странах общество сотрясалось от информационных цунами, имеющих разрушительный социальный характер. По мнению российских и зарубежных исследователей, причиной этому может служить «социальный лазер» (стимулированное усиление социальных действий) – новая технология управления обществом с помощью информационных воздействий в медиасреде. «Социальный эффект похож на генерацию сигнала обычного лазера. Сначала производится возбуждение, или инверсия, среды: в физике – лазерного кристалла, в обществе – социальной сети. А затем в среду посылается слабый управляющий сигнал, в одном случае оптический, в другом – информационный, который снимает инверсию и за счет этого многократно сам усиливается. В лазере формируется мощный луч света, а в социуме – направленный выброс энергии толпы», – так характеризует новую технологию президент РАН А.М. Сергеев.

Различные проявления поведенческой активности, от отдельных комментариев в Интернете до массовых агрессивных поступков, совершаемых агрегированными группами людей, делают крайне актуальной проблему прогнозирования этих очень опасных явлений с целью противодействия им. В такой ситуации уместны аналогии с физикой, так как она может прояснить сложные социополитические события, например крушение СССР, или добровольный отказ американцев, а вслед за ними и европейцев от «демократических свобод» после событий 11 сентября 2001 г., или коронавирусной эпидемии.

Искусственное создание волн социальных воздействий. Научные исследования в этой сфере

Аналогия с лазером позволяет понять общую схему генерации гигантских волн социальных действий, а она такова: накачка человеческой среды социальной энергией и стимулирование согласованных социальных действий путем введения в возбужденную среду пакета однородных сообщений. При этом используется социальная энергия, информационное поле, социальный атом, активная среда накачки, спонтанная и стимулированная генерация социальных действий, каскадный процесс нарастания социальной активности. Подобный процесс возможен с помощью следующих моментов: превращения людей в социальные атомы с утратой индивидуальности; создания СМИ мощных информационных полей, ведущих к информационной перегрузке социальных атомов; создания мощных социальных резонаторов на основе интернет-эхокамер с многократным цикличным отражением.

Для четкого понимания направленности научных исследований в данной области необходимо знать, кто занимается этими разработками. Такие исследования в этой сфере, а также в квантовой механике, когнитивистики, психологии, экономики, социологии и процессов принятия решений ведут:

  1. Международный центр математического моделирования университета Линнея (Швеция), директор А.Ю. Хренников2 – применение квантовоподобной парадигмы в естественных и общественных науках, включая работы по моделям «социального лазера».
  2. Центр им. Лео Апостеля Брюссельского свободного университета – применение квантового формализма квантовой механики в когнитивных, социальных и экономических областях.
  3. Исследовательский центр квантовой социальной и когнитивной науки (IQSCS) университета Лестера (Великобритания) – моделирование на основе математических принципов квантовой теории когнитивных, социальных, экономических, финансовых и эволюционных процессов.
  4. Лаборатория исследования принятия решений отделения психологии и мозга университета Индианы – квантовый формализм в процессах принятия решений, квантовые модели когнитивных процессов, компьютерные модели познания, принятия решений на основе квантовой теории.
  5. Лаборатория информационных исследований, искусственный интеллект (ИИ), обработки образов и когнитивных наук Квинслендского технологического университета (Австралия) – использование квантовой теории для моделирования когнитивных систем, в том числе концептуального представления, человеческой памяти, принятия решений людьми в условиях неопределенности.

Наиболее активные нейробиологические исследования и разработки в военных целях проводятся министерством обороны США, Агентством перспективных исследовательских проектов в области обороны (DARPA) и Агентством передовых исследований в области разведки (IARPA). Но главным является созданный в 2013 г. в Норфолке (штат Вирджиния, США), спонсируемый и контролируемый НАТО Инновационный центр (iHub), занимающийся проблемами перехода от информационной к когнитивной войне, описываемой как «способы нанесения вреда мозгу».

НАТО: создание концепции ментальной войны

НАТО разрабатывается концепция и технологии нового вида войны за мозг, отличающейся от информационной войны. Ее тактика базируется на предполагаемой угрозе Китая и России, чтобы оправдать ведение «битвы за ваш мозг» в человеческой сфере, чтобы «сделать каждого оружием». НАТО уже ранее опробовало новые методы гибридной войны, включая экономическую, кибер-, информационную и психологическую войну.

Новый вид боевых действий назвали когнитивной, или ментальной, войной, включающей в себя «взлом личности» путем использования уязвимостей человеческого мозга для реализации более сложной социальной инженерии. НАТО ранее разделяло войну на пять оперативных областей: воздушную, наземную, морскую, космическую и кибернетическую, а с развитием стратегий когнитивной войны добавился шестой уровень – «человеческая область» – для того, чтобы оказать влияние на гуманитарную сферу и сделать каждого оружием. При этом мозг станет полем битвы XXI века, в которой люди – это область, за которую ведутся сражения. Будущие конфликты произойдут сначала в цифровом виде, а затем физически в непосредственной близости от центров политической и экономической власти.

НАТО декларировало, что большая часть исследований по когнитивной войне предназначена для оборонительных целей, однако разрабатывается и наступательная тактика, так как «человек очень часто является главной уязвимостью, и это следует признать, чтобы защитить человеческий капитал НАТО, но также и чтобы иметь возможность извлечь выгоду из уязвимости наших противников», а «цель когнитивной войны – нанести вред обществу, а не только военным». Поэтому западные военные структуры тесно сотрудничают с научными кругами, чтобы использовать социальные и гуманитарные науки и развить свой потенциал в области когнитивной войны. Милитаризация науки о мозге и развитие когнитивной войны приведут к милитаризации всех аспектов человеческого общества и психологии. «Взлом личности» – начало эпохи новых нетрадиционных методов ведения войны, которые западные военные уже используют по всему миру. НАТО рассматривает также и часть собственного населения как определенную угрозу, опасаясь, что гражданские лица могут быть потенциальными китайскими или российскими спящими ячейками, пресловутыми пятыми колоннами, бросающими вызов стабильности «западных либеральных демократий».

«Инновационный вызов» НАТО

Дважды в год НАТО проводит мероприятие «Инновационный вызов», приглашая на него частные компании, разрабатывающие технологии для военных. Девиз «Инновационного вызова», проводимого Канадой осенью 2021 г., – «Невидимая угроза: инструменты противодействия когнитивной войне». Основные тезисы:

  • когнитивная война изменяет не только то, что люди думают, но и то, как они действуют;
  • атаки на когнитивную область включают интеграцию кибернетических, дезинформационных, психологических и социально-инженерных возможностей;
  • когнитивная война позиционирует разум как боевое пространство и спорную область, чтобы посеять разлад, спровоцировать противоречивые сообщения об одних и тех же фактах, поляризовать мнения, радикализировать определенные группы людей и мотивировать их на разрушение общества.

Исследования в сфере когнитивной войны – «битвы за мозг»

5 октября 2021 г. дискуссионная группа по когнитивной войне, организованная Канадской ассоциацией НАТО, обсудила «когнитивную войну и новую область конкуренции, в которой государственные и негосударственные субъекты стремятся влиять на то, что думают люди и как они действуют». Исследовательская деятельность в этой сфере спонсируется командованием по трансформации, одним из двух стратегических командований НАТО. Его верховный главнокомандующий в 2020 г. поручил iHub провести шестимесячное исследование когнитивной войны. В его итогах отмечается, что когнитивная война «прямо сейчас является одной из самых горячих тем для НАТО», она «стала повторяющимся термином в военной терминологии в последние годы» и описывается как «битва за мозг». «Когнитивная война – это новая концепция, которая начинается в информационной сфере, то есть своего рода гибридная война». «Все начинается с гиперсвязи. У каждого есть сотовый телефон, все начинается с информации, потому что она – это топливо когнитивной войны. Но проблема выходит далеко за рамки исключительно информации, так как информационная война – это самостоятельная операция». Когнитивная война пересекается с деятельностью крупных технологических корпораций и массовой слежкой, потому что «все дело в использовании больших данных. Мы производим данные везде, куда бы мы ни пошли. Каждую минуту мы выходим в Интернет. Чрезвычайно легко использовать эти данные, чтобы лучше узнать вас, использовать эти знания и изменить ваше мышление».

Утверждается, что противники НАТО являются агрессорами, для которых когнитивная война – это «искусство использования технологий для изменения восприятия человеческих целей». «Эти технологии включают нано- и биотехнологии, информационные технологии и когнитивные науки, что создает очень опасный коктейль, с помощью которого возможно еще больше манипулировать мозгом. Экзотический новый метод атаки намного мощнее и выходит далеко за рамки информационной войны или психологических операций и психопатологии, а когнитивная война – это не только борьба с тем, что мы думаем, но это скорее борьба с тем, как мы думаем, борьба за изменение образа мышления». НАТО считает, что имеет потенциал, разрабатывая новое оружие и способы нанесения вреда мозгу, может задействовать нейробиологию и технологии в различных подходах к влиянию на человека, потому что гражданскую технологию легко превратить в военную.

Особенности когнитивной войны

Когнитивная война – это не другое название информационной войны, а война с мозгом как индивидуальным процессором. Ее целью могут стать все и каждый, так как она имеет универсальный охват, от отдельного человека до государства. Такая война носит глобальный характер и направлена на захват контроля над людьми, как гражданскими, так и военными, а частный сектор коллективного Запада имеет финансовую заинтересованность в продвижении исследований в этой сфере, так как огромные инвестиции, сделанные в нейробиологию, свидетельствуют о том, что когнитивная область станет одним из полей сражений будущего. Развитие когнитивной войны полностью трансформирует военный конфликт, добавив третье боевое измерение современного поля боя: к физическому и информационному измерению теперь добавляется когнитивное. Это создает новое пространство конкуренции за пределами того, что называется пятью областями операций – наземными, морскими, воздушными, кибер- и космическими областями. Война на когнитивной арене задействует более широкий спектр боевых пространств, чем это могут сделать только физические и информационные измерения. Сами люди являются новой спорной областью в этом новом режиме гибридной войны, наряду с сушей, морем, воздухом, кибер- и космическим пространством.

Выводы, сделанные НАТО:

  1. Развитие методов нанесения вреда когнитивным способностям противников будет необходимостью. НАТО нужно получить возможность защитить свой процесс принятия решений и сорвать аналогичный процесс противника.
  2. Любой пользователь информационных технологий – потенциальная мишень.
  3. Помимо ведения когнитивной войны как дополнения к военному конфликту, она может проводиться и самостоятельно. Когнитивная война потенциально бесконечна, поскольку для такого типа конфликта не может быть мирного договора или капитуляции.
  4. Этот новый режим боя не имеет географических границ и ограничений по времени: это поле боя является глобальным через Интернет. Не имея ни начала, ни конца, это завоевание не знает передышки в любом месте, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
  5. Нейробиологические методы и технологии обладают высоким потенциалом для оперативного использования в области безопасности, обороны и разведки.
  6. Генерал-майор США Роберт Х. Скейлс: «Победа будет определяться в большей степени с точки зрения захвата психокультурных, а не географических высот».
  7. Если кинетическая сила не может победить врага, то психология и связанные с ней поведенческие и социальные науки могут помочь одержать победу. При разработке плана операций в области людских ресурсов социальные науки определяют потенциальные направления действий в человеческой среде, включая силы противника, ключевые элементы психики людей, когнитивный центр, желаемое конечное поведение.
  8. Для ведения когнитивной войны будут привлечены не только естественные науки, но и все академические дисциплины – антропология, этнография, история, психология и др.
  9. Прогресс в нано-, био-, информационных технологиях и когнитивных науках совместно с искусственным интеллектом, большими данными и цивилизационной «цифровой зависимостью» создал зловещую перспективу, а именно встроенную пятую колонну, в которой все, сами того не подозревая, ведут себя в соответствии с планами конкурентов.
  10. Современная концепция войны заключается не в формах применения оружия, а во влиянии. Победа в долгосрочной перспективе будет зависеть исключительно от способности влиять на когнитивную область и изменять ее.
  11. Когнитивная война – недостающий элемент, позволяющий перейти от военной победы на поле боя к политическому успеху. Человеческая область – это область, в которой многодоменные операции достигают решающего эффекта. Пять первых доменов могут дать тактические и оперативные победы, но только человеческий может добиться окончательной и полной победы.
  12. Прошли времена, когда война велась за то, чтобы получить больше земли. Теперь цель в том, чтобы изменить идеологию противника, что делает человека предметом спора, а его разум – полем битвы. Когнитивная война является наиболее продвинутой формой манипуляции, влияния на принятие решений отдельными людьми, влияния на поведение групп людей для получения тактического или стратегического преимущества.

Обеспечение безопасности России в условиях когнитивной войны

Обеспечение безопасности России на фоне такого всестороннего давления со стороны НАТО базируется на противодействии накачке и стимуляции, противодействии падению индивидуума до состояния соцатома, то есть человека без рода без племени. В последнее время в российской науке успешно развиваются новые подходы к использованию собранной информации об идущих в наши дни процессах биофизического и информационно-когнитивного характера.

Внимание на неблагонадежность

В условиях ментальной войны в обществе РФ на первый план выходит «неблагонадежность» – это такое поведение или готовность к оному, когда человек нарушает установленные нормы поведения.

Конфигурирование способов доведения до потребителя информации в рамках внутрикластерных и межкластерных информационных взаимосвязей производится на основе ситуационного анализа данных, генерируемых человеком и соцсетями. Его цель – поддержание баланса между стабильностью и изменяемостью как в обычных, так и в условиях информационной атаки на распространенные в обществе или выделенной группе нормы сотрудничества с госорганами или правила поведения людей в сложных ситуациях. Основная задача при этом – воздействие на глубинные бессознательные источники неблагонадежности, на комплекс личностных качеств, особенностей и дефектов характера, делающих социальную адаптацию искаженно-опосредованной, а поведение подчас непредсказуемым как для окружающих, так и для самого человека. При этом необходимо учитывать, что для социально-экономических процессов особую опасность представляет инициированный вследствие информационных атак каскадный сбой стабильности экономики, который может завершиться или продолжиться в зависимости от неоднородности параметров состояния и режима функционирования и взаимодействия распределенных информационных объектов, информационных сетей и потребителей информации.

Роль мониторинговых сервисов

Пусковым моментом развития деструктивной активности конкретных личностей является получение информации из СМИ (динамика информационных раздражителей). Мониторинговые сервисы должны позволять моделировать развитие ситуации с ориентацией на поддержание работы совокупности элементов контролируемого набора информационных и вычислительных мощностей в рамках повышения наблюдаемости информационных и телекоммуникационных сетей, обеспечивающих личности получение информации о происходящем в экономике и политической сфере (Интернет, теле- и радиопередачи и пр. ) во взаимоувязке с минимально возможными объемами восприятия, проникновения на уровень неосознаваемых мировоззренческих стереотипов и использования их для идентификации и интерпретации происходящего. Возникает необходимость в подходе, который рассматривает массовые деструктивные поступки, совершаемые агрегированными группами людей, как пиковые проявления поведенческой активности, которые представляются как внешние проявления векторов резонанса биофизических и информационно-когнитивных факторов. Это становится возможным с применением многопараметрического мониторинга. Таким образом обеспечивается получение информации о процессах, происходящих в суперсистеме, для прогнозирования связанных пакетов нормальных и деструктивных действий больших групп людей. Необходимо внедрение консолидирующих методов «свертки» проявлений факторов биофизического и информационно-когнитивного характера в кластерообразующие структуры, на которые может быть оказано стабилизирующее воздействие. Получение прогноза дает возможность применения стандартных мер подготовки к возможным ЧС (деструктивным поступкам разной степени организованности) и реализации коммуникативных и иных мер «гашения» амплитуды проявлений факторов биофизического и информационно-когнитивного характера и создания условий их несимметричности, например путем управления процессом получения личностью информации из электронных СМИ по выделенным в ходе мониторинга темам (информационным раздражителям), изменения коммуникационных сервисов или правил оказания услуги.

Заключение

Напомним тезис НАТО из начала нашей статьи: «Когнитивная война стремится изменить не только то, что люди думают, но и то, как они действуют». Для повышения эффективности противодействия этому скрытому процессу необходимо по крупицам собирать материал от различных, обобщенно скажем, «систем безопасности», анализировать его с помощью искусственного интеллекта, выдать данные для закрытия сайтов, СМИ и других источников деструктивного воздействия. Переход противостояния с НАТО в другую, активную, фазу не позволяет занимать выжидательную позицию. Использование всего потенциала российской науки (на первый взгляд отвлеченной от решения повседневных проблем), принятие упредительных, прогнозных мониторинговых мер позволяет даже в условиях когнитивной ментальной войны защитить наших детей и молодежь, а также оказать мягкое влияние на первоначально неблагонадежных людей с девиантным поведением для включения их в процесс созидания на благо Отечества.

1 Генри Киссинджер, «Мировой порядок». Нью-Йорк: Пингвин, 2014. 432 с.

2 Хренников Андрей Юрьевич, доктор физико-математических наук (1991), профессор (1994) кафедры фундаментальной и прикладной математики Института информационных наук и технологий безопасности РГГУ в Москве. Затем профессор прикладной математики университета им. Карла Линнея (города Векше и Кальмар, Швеция), где он также возглавляет Международный центр математического моделирования в физике, технике, экономике и когнитивных науках.

 

 

Spheres — The Coppermind — 17th Shard

Эта страница или раздел должны быть обновлены новой информацией для Rhythm of War !

Имейте в виду, что в текущем состоянии он может не включать весь дополнительный контент.

Сферы являются основной валютой большинства стран Рошара. Каждая состоит из драгоценного камня, заключенного в стеклянную бусину. Драгоценные камни, в том числе те, что в сферах, могут временно удерживать Инвеституру в форме буресвета, предлагая как источник света [1] и топливо для Surgebindings. [2] Как и все драгоценные камни, сферы естественным образом пропускают буресвет, который они поглотили, в течение примерно одной рошарской недели. [3] Это привело к практике оставлять сферы вне во время сильных бурь, чтобы их можно было перезарядить. Рошаранцы используют термины , наполненные , и dun , чтобы различать сферы, удерживающие буресвет в данный момент, и те, которые потемнели. Сначала они были разработаны как альтернатива большому открытому огню, поскольку атмосфера Рошара имеет высокое содержание кислорода, из-за чего пламя ведет себя несколько иначе. [4]

Содержание

  • 1 Внешний вид
  • 2 свет
  • 3 Валюта
    • 3.1 Значение
    • 3.2 Концы
  • 4 Инвеститура
    • 4.1 Связывающие устройства
    • 4.2 Валюта Шейдсмара
  • 5 неофициальных имен
  • 6 Примечания

Внешний вид[править]

Размеры сферических драгоценных камней
Наименование Масса
(караты, карат)
Масса
(миллиграммы, мг)
Диаметр
(миллиметры, мм)
Чип 0,1 [5] 20 3 [6] [7]
Марка 0,5 [5] 100 5 [6] [7]
Броам 2,0 [5] 400 8 [6] [7]
Kivs , похоже, является мерой веса драгоценных камней на Рошаре. [8] Как и другие существующие в мире единицы измерения
, они не имеют четкого определения. [9] Для ясности здесь используются реальные измерения.

Каждая сфера сделана из крошечного драгоценного камня, заключенного в стеклянную бусину, которая обычно сплющена с одной стороны, чтобы сфера не скатывалась, когда ее опускают. [10] Драгоценный камень может принадлежать любому из десяти полярных камней [11] и может иметь один из трех размеров. Стеклянная бусина всегда одинакового размера, немного больше, чем ноготь большого пальца человека. [1]

Точные размеры стеклянных бусин или встроенных в них драгоценных камней недоступны, но их можно определить по известному весу драгоценного камня каждого номинала. Сферические драгоценные камни бывают трех разных размеров (дополнительную информацию см. в разделе #Валюта), поэтому, взяв самый большой из них — тот, что находится в броме, — можно получить некоторые разумные оценки. Драгоценный камень броам имеет диаметр около 8 мм, предполагая равномерную круглую огранку. [6] [7] Расстояние между кончиком большого пальца и его первым суставом составляет около дюйма [12] (или 25,4 мм), причем ноготь составляет примерно половину этого расстояния, поэтому размер ногтя составляет около 12мм нормально. Комментарий Шаллан о том, что сферы немного больше, чем ноготь большого пальца человека, предполагает, что сферы, вероятно, имеют диаметр от 15 до 20 мм.

В таблице слева представлены масса и диаметр драгоценного камня каждого номинала, предполагая круглую однородную огранку.

Цвета Spherelight [11]
Тип камня Цвет
Сапфир Темно-синий
Дымовой камень Серый
Рубин Темно-красный
Алмаз Белый
Изумруд Темно-зеленый
Гранат Бордовый
Циркон Темно-бирюзовый
Аметист Фиолетовый
Топаз Оранжевый
Гелиодор Желтый

Пожалуй, чаще всего сферы используются в качестве источника света. Поскольку драгоценные камни внутри них обладают способностью удерживать буресвет, многие рошарцы взяли за привычку оставлять свои сферы во время сильных бурь (в клетках или корзинах, чтобы они не потерялись и не были украдены), чтобы их можно было (пере)зарядить. Как и сильные бури, связыватели волн также могут перезаряжать сферы, подобно тому, как пробуждающие могут хранить свое дыхание в объектах; Surgebinder уже должен быть вложен, после чего он может превратить часть своего буресвета в драгоценный камень или сферу. Однако сферы — негерметичные контейнеры для буресвета (в отличие от идеальных драгоценных камней), поэтому они медленно теряют буресвет в процессе, похожем на испарение. Только что наполненным сферам требуется несколько дней, чтобы потерять весь свой буресвет и стать серыми, хотя это время немного зависит от номинала сфер.

Из-за этого свойства драгоценных камней наполненные сферы часто служат заменой другим, более традиционным источникам света, таким как свечи и фонари. Учитывая, что сферический свет является более стабильным и последовательным, [13] , а также практически бесконечно возобновляемым, легко понять, почему люди, имеющие доступ к сферам, считают их лучшими. Количество света, излучаемого сферой, зависит от номинала: чипсы практически не светятся, знаки светятся почти так же ярко, как свеча, а брамы светятся светом нескольких свечей. [1] Цвет сферического света также предсказуемо изменяется от типа сферы к типу сферы — изумруды светятся зеленым цветом, рубины — красным и так далее. Примечательно, что сферический свет из алмазов считается лучшим для чтения, [14] , поскольку он не только наиболее близок к естественному свету, но и является самым дешевым драгоценным камнем. Весь сферический свет, хотя и заслуживающий уважения устойчивый и спокойный, является таковым только по сравнению с еще более мерцающим светом свечи; Каладин замечает, что буресвет внутри сфер на самом деле хаотично перемещается, как ураган. [15]

Хотя сферы, как правило, являются лучшим источником света, многие люди, особенно менее обеспеченные или живущие в более бедных регионах, все еще используют свечи или фонари. Использование свечей и фонарей часто дешевле, чем использование сфер, поскольку двойственный статус сферы как валюты делает ее подверженной краже. [13] Эта проблема не существует для богатых или знатных светлоглазых, которые могут использовать всесферное освещение либо в практических целях, либо для демонстрации своего богатства. Например, вся королевская сокровищница Харбранта хранится в Паланеуме и служит источником света для посетителей и персонала. [16]

В таблице справа перечислены все десять типов сфер вместе с цветом, который они излучают.

Нозоми

Разнообразие драгоценных камней и сфер

Валюта[править]

Денежная стоимость каждой сферы является прямым следствием причин, как мирских (размер драгоценного камня сферы), так и тайных (свойства заклинания души каждого тип драгоценного камня). Размер драгоценного камня определяет номинал сферы. От самых маленьких до самых больших, это щепка, метка и броам. Тип драгоценного камня применяется в качестве определителя номинала (например, алмазная крошка или изумрудный броам) для формирования тридцати различных денежных единиц Рошара.

Одно из свойств рошарских сфер, не влияющее на их ценность, — это то, являются ли они наполненными или серыми. [3] Однако, поскольку свечение буресвета — самый простой способ доказать, что сфера не подделка, люди иногда с подозрением относятся к серым сферам и тем, кто пытается их потратить. Торговцы, имеющие доступ к соответствующему оборудованию, могут проверить качество драгоценных камней серовато-желтых сфер, чтобы убедиться в их подлинности, или вызвать менялы. [1] Менялы служат дополнительной цели в рошарских обществах, а именно: предлагают наполненные сферы в обмен на дановые, поскольку опытный менял обычно имеет доступ к безопасным гнездам, в которых они могут безопасно перезарядить сферы. Они могут распространить эту услугу на люди, заинтересованные в безопасной подзарядке своих собственных сфер, хотя за это взимается небольшая плата за удобство. [17]

Доминирование сфер по всему Восточному Рошару немного слабее на Западе. Ташикки, например, до сих пор используют сферы, но вместо того, чтобы носить их в мешочках, они просверливают отверстия в стеклянных бусинах и держат их на длинных нитях. [18] Люди еще дальше на запад даже не заморачиваются со сферами, а вместо них используют осколки драгоценных камней, хотя они иногда заключены в осколки стекла. [18]

Подробнее об использовании сфер в качестве валюты в Шейдсмаре см. Валюта Шейдсмара.

Стоимость[править]

Экономическая ценность каждой сферы определяется типом и размером ее драгоценного камня.

Размер драгоценного камня определяет три номинала сфер (щепка, марка и брам), и, следовательно, фиксированный обменный курс между разными номиналами сфер одного типа. В пределах одного и того же типа драгоценного камня каждая вертелка эквивалентна четырем маркам, [5] , а каждая метка эквивалентна пяти фишкам [1] , что делает броам равным двадцати фишкам.

Тип самоцвета немного сложнее. Ценность каждого типа сферы — и, следовательно, относительная ценность всех типов — неразрывно связана с тем, насколько ценен данный драгоценный камень в заклинании души. Это делает изумруды, которые можно использовать для зерна Soulcast, самым дорогим видом сфер, [1] , а алмазы — самыми дешевыми. Однако не все остальные типы сфер имеют уникальные значения; вместо этого они попадают в один из трех уровней: простая пара , средний вес и меньший вес . [11] В сочетании с изумрудными и алмазными сферами это создает систему с пятью различными ценностными уровнями. В приведенной ниже таблице указаны пять уровней, перечислены типы сфер в каждом уровне и указана их денежная стоимость, выраженная в алмазных чипах , наименьшем номинале наименее ценного драгоценного камня.

Значения сферы [11]
Уровень Значение (чип) Значение (метка) Значение (броум) Сферы
Самый дешевый 1 5 20 Алмаз
Меньший вес 5 25 100 Гранат, гелиодор, топаз
Средний вес 10 50 200 Рубин, дымчатый камень, циркон
Основная пара 25 125 500 Аметист, сапфир
Высшее 50 250 1000 Изумруд

Концы[править]

Стеклянные сферы, не содержащие драгоценных камней, называются концами . Они служат фальшивыми деньгами, которые можно использовать для ставок, например, на фишки, если игроки не хотят рисковать настоящими сферами. [19]

Инвеститура[править]

Несмотря на то, что сферы полезны в повседневной жизни большинства рошаранцев, их способность владеть Инвеститурой в форме Буресвета особенно полезна для пары очень специфических групп людей — Связывателей волн и обитателей Шейдсмара.

Surgebinders[править]

Для Surgebinders — включая Сияющих Рыцарей до Ретрита и недавно восстановленные Ордены Далинара, а также обладателей Клинков Чести, таких как Сзет до его смерти — сферы, как и обычные драгоценные камни, действуют как портативные , удобный и незаметный источник буресвета для усиления своих способностей. Из-за этого, Surgebinders часто носят мешочки, полные наполненных сфер, хотя, если они оказываются в ситуации, когда их собственные сферы недоступны, недоступны или серы, они часто могут использовать сферы, часто встречающиеся в окружающей среде.

Через несколько дней после того, как Каладина повысили до капитана армии Далинара, Сигзил пытается установить базовый уровень эффективности использования Каладином полной плети, измеряя количество времени, которое требуется для плети, питаемой буресветом, из одного алмаза. чип на исходе. Камень остается привязанным к стене где-то между 87 и 91 секундой. Однако Сигзил признает, что без часов для отслеживания времени или способа количественного определения того, сколько буресвета находится в сфере, измерения будут неточными. [20] С момента прибытия в Уритиру, он продолжал проводить точные измерения Surgebinding, [21] , хотя неясно, как далеко он продвинулся.

Валюта Шейдсмара[править]

Подобно тому, как сферы стали доминирующей валютой в Физическом Царстве Рошара, они стали преобладать и в его Когнитивном Царстве, хотя и по несколько иным причинам. В Физическом Царстве ценность каждой сферы определяется, прежде всего, экономической ценностью ее драгоценного камня, так как она связана с заклинанием души. В Шейдсмаре, однако, реальной валютой является Буресвет, и сферы становятся ценными ровно настолько, насколько количество Буресвета в них находится в момент совершения сделки. Предположительно из соображений удобства цены по-прежнему сообщаются с точки зрения номиналов сфер, определенных в Физическом мире, но тип драгоценного камня становится неактуальным; Знак свежезалитого алмаза имеет такую ​​же ценность в Шейдсмаре, что и знак свежезалитого изумруда — они оба являются «одним знаком Буресвета», хотя в Физическом мире изумруды в пятьдесят раз дороже алмазов.

По неизвестным пока причинам, Буресвет быстрее исчезает в Шейдсмаре, чем в Физическом мире, [22] , что привело к разработке альтернативных способов транспортировки и перемещения Буресвета. У менял в Келебранте, например, есть устройства, которые они могут использовать для перевода буресвета из обычных сфер и драгоценных камней в свои совершенные драгоценные камни [22] (где он не исчезнет). Взамен они выдают векселя [23] , которые можно потратить как кредиты в пределах города. [22] Оракул Рии обладает устройством, похожим на то, что используют менялы Селебранта, но капитан Ико называет его «иностранной технологией». [22]

В настоящее время не известны ни полная широта, ни глубина полезности буресвета в Шейдсмаре, но кажется, что там он еще более ценен, чем в физическом мире. Хотя он может служить обычной валютой, его можно обменять на такие обыденные предметы, как одежда, и такие экзотические, как картина из Двора Богов Налтиса, [24] он также может помочь спрену изменить внешность [25] , хотя, возможно, самое главное, он может помочь в проявлении душ [22] — навык, который кажется бесценным для выживания в Шейдсмаре.

Неофициальные названия[править]

Сферы формально описываются их драгоценными камнями и номиналом. Однако в повседневных разговорах их иногда называют по цвету. Например, рубиновый знак может называться «firemark» (а рубиновый чип — «firechip»), а алмазный чип — «clearchip». Ниже приведен список известных альтернативных имен. Обратите внимание, что в таблице предполагается общий префикс — т. Е. Хотя подтверждено, что и алмазная крошка, и алмазные знаки имеют сокращенные обозначения четкого чипа и четкой метки, единственное подтвержденное стенографическое обозначение граната — это кровавая метка; в таблице просто предполагается, что чип граната будет следовать аналогичному шаблону именования и называться кровавым чипом. Неизвестно, получают ли буравы неофициальные имена, похожие на названия меньших наименований.

Неофициальные имена
Драгоценный камень Чип Знак
Алмаз Прозрачный чип [26] Clearmark [17]
Гранат Кровавый чип Кровавый знак [3]
Рубин Firechip Firemark [1]
Сапфир Скайчип [27] Skymark [14]
  1. A B C D E F G 111 E F G 111 E F G THO E F G THA THA E F GINS THO E F . #
  2. Путь королей prologueSummary: The Way of Kings/Prologue#
  3. a b c Путь королей глава 17Резюме: Путь королей/Chapter_17#
  4. Arcanum Unbounded — The Rosharan SystemSummary: Arcanum Unbounded/The_Rosharan_System#
  5. a b c d General Reddit 2018
    — Arcanum — 29.06.2018
  6. a b c d Международное общество драгоценных камней: таблица стандартных размеров драгоценных камней
    — IGS — 01.07.2018 #
  7. а б в d Diamond Nexus: значения пересчета веса мм в карат
    — Diamond Nexus — 01.07.2018 #
  8. Ритм войны глава 42Резюме: Ритм войны/Chapter_42#
  9. ↑ General Twitter 2017
    — Arcanum — 01.06.2017 Процитировать: Arcanum-1566#
  10. Путь королей глава 27Резюме: Путь королей/Chapter_27#
  11. а б в г Разное 2018
    — Арканум — 01. 01.2018 Процитировать: Аркан-10402#
  12. ↑ Los Angeles Times: Измерение без линейки
    — Los Angeles Times — 1996-04-13 #
  13. a b Путь королей глава 23Резюме: Путь королей/Chapter_23#
  14. a b Путь королей глава 8Резюме: Путь королей/Chapter_8#
  15. Words of Radiance глава 22Summary: Words of Radiance/Chapter_22#
  16. Путь королей глава 33Резюме: Путь королей/Chapter_33#
  17. a b Путь королей глава 11Резюме: Путь королей/Chapter_11#
  18. a b Edgedancer глава 6Резюме: Edgedancer/Chapter_6#
  19. Oathbringer Chapter 40Summary: Oathbringer/Chapter_40#
  20. Words of Radiance глава 12Summary: Words of Radiance/Chapter_12#
  21. Oathbringer Chapter 46Summary: Oathbringer/Chapter_46#
  22. a b c d e Клятвенник глава 99 Краткое содержание: Oathbringer/Chapter_99#
  23. Oathbringer Chapter 101Summary: Oathbringer/Chapter_101#
  24. Oathbringer Chapter 102Summary: Oathbringer/Chapter_102#
  25. Oathbringer Chapter 103Summary: Oathbringer/Chapter_103#
  26. Words of Radiance глава 43Summary: Words of Radiance/Chapter_43#
  27. Путь королей глава 55Резюме: Путь королей/Chapter_55#

В этой статье по-прежнему отсутствует информация. Пожалуйста, помогите The Coppermind, расширив его.

Архив буресвета ( Рошар )
Путь королей · Слова сияния · Приносящий клятву · Ритм войны
(Танцор кромки · Осколок рассвета)
Основные символы Каладин · Шаллан · Далинар · Эшонай · Венли · Сзет · Адолин · Ренарин · Ясна · Навани · Лифт · Моаш · Таравангиан · Талн
Спрен Сил · Выкройка · Виндл · Глис · Слоновая кость · Тембр · Майаларан · Отец бури · Ночной дозорный · Родной брат · Сджа-анат
Сияющие рыцари Ветрокрылые · Разрушители небес · Несущие пыль · Танцоры кромки · Стражники правды · Ткачи Света · Призыватель иных · Формирователи воли · Сторожевые стражи · Кузнецы
Приносящие пустоту Сплавленный · Королевские спрены · Пустотные спрены · Несотворенные · Грозовые обломки
Осколки Честь · Совершенствование · Ненависть
Магия Highstorms · Everstorm · Lights (Stormlight · Voidlight) · Surgebinding · Voidbinding · Fabrials · Shardblades · Shardplate · Oathgate · Old Magic · Dawnshard
Формы жизни Певцы · Бессонные · Сиа Эймианцы · Райшадиум · Ларкин · Изверги пропасти · Великие панцири
Аймиа · Алеткар · Азир · Эмуль · Ири · Джах Кевед · Харбрант · Шиновар · Тайлена · Уритиру · Вершины Хороедов · Чистое озеро · Шейдсмар · Расколотые равнины
Культура Светлоглазые · Темноглазые · Воринизм · Пылкие · Сферы · Глифы · Женское письмо · Песнь Рассвета
Группы Четвертый мост · Слушатели · Вестники · Верховные князья · Призраки · Диаграмма · Сыны чести
История Изгнание · Опустошение · Клятвенный договор · Последнее опустошение · Ложное опустошение · День отступления · Иерократия · Война расплаты · Истинное опустошение

Легкие когнитивные нарушения: основы практики, обзор, патофизиология

  1. Рисачер С.Л., Сайкин А.Дж., Уэст Д.Д., Шен Л., Фирпи Х.А., Макдональд Б.К.; Инициатива нейровизуализации болезни Альцгеймера (ADNI). Базовые предикторы MRI перехода от MCI к вероятной AD в когорте ADNI. Текущие исследования болезни Альцгеймера . 2009 авг. 6 (4): 347-61. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  2. Ландау С.М., Харви Д., Мэдисон К.М., Рейман Э.М., Фостер Н.Л., Айсен П.С. Сравнение предикторов конверсии и снижения легких когнитивных нарушений. Неврология . 2010 20 июля. 75 (3): 230-8. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  3. Саймон С.С., Йокомизо Д.Э., Боттино К.М. Когнитивное вмешательство при амнестическом легком когнитивном нарушении: систематический обзор. Neurosci Biobehav Rev . 2012 1 февраля. 36(4):1163-1178. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  4. Panza F, Frisardi V, Capurso C, D’Introno A, Colacicco AM, Chiloiro R, et al. Влияние донепезила на симптомы депрессии, легкие когнитивные нарушения и прогрессирование деменции. Журнал Американского гериатрического общества . 2010 фев. 58(2):389-90. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  5. Робертс Р.О., Геда Ю.Е., Черхан Дж.Р., Кнопман Д.С., Ча Р.Х., Кристиансон Т.Дж. и др. Овощи, ненасыщенные жиры, умеренное потребление алкоголя и легкие когнитивные нарушения. Деменция и гериатрические когнитивные расстройства . 2010 22 мая. 29(5):413-423. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  6. Геда Ю.Е., Робертс Р.О., Кнопман Д.С., Кристиансон Т.Дж., Панкрац В.С., Ивник Р.Дж., и соавт. Физические упражнения, старение и легкие когнитивные нарушения: популяционное исследование. Архив неврологии . 2010 янв. 67(1):80-6. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  7. Крук Т., Бартус Р.Т., Феррис С.Х. Возрастное ухудшение памяти: предлагаемые диагностические критерии и показатели клинических изменений. Дев Нейропсихология . 1986. 2:261-276.

  8. КРАЛЬ В.А. Старческая забывчивость: доброкачественная и злокачественная. Can Med Assoc J . 10 февраля 1962 г. 86: 257-60. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  9. Леви Р. Снижение когнитивных функций, связанное со старением. Рабочая группа Международной психогериатрической ассоциации в сотрудничестве со Всемирной организацией здравоохранения. Int Psychogeriatr . 1994 Весна. 6(1):63-8. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  10. Луо Л., Крейк Ф.И. Старение и память: когнитивный подход. Can J Психиатрия . 2008 июнь 53(6):346-53. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  11. Jenkins L, Myerson J, Joerding JA, et al. Сходящиеся доказательства того, что зрительно-пространственное познание более чувствительно к возрасту, чем вербальное познание. Психологическое старение . 2000 г. 15 марта (1): 157-75. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  12. Голова Д., Родриг К.М., Кеннеди К.М. и др. Нейроанатомические и когнитивные медиаторы возрастных различий эпизодической памяти. Нейропсихология . 2008 г. 22 июля (4): 491-507. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  13. Hannon B, Daneman M. Возрастные изменения в понимании прочитанного: взгляд на индивидуальные различия. Экспериментальное исследование старения . 2009. 35(4):432-56. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  14. Паркс К.М., Декарли К., Джейкоби Л. Л., Йонелинас А.П. Влияние старения на память и знакомство: роль гиперинтенсивности белого вещества. Нейропсихология, развитие и познание. Раздел B, Старение, нейропсихология и познание . февраль 2010 г. 19:1-17. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  15. Morris JC, Storandt M, Miller JP, et al. Легкие когнитивные нарушения представляют собой раннюю стадию болезни Альцгеймера. Арх Нейрол . 2001 март 58(3):397-405. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  16. Markesbery WR, Schmitt FA, Kryscio RJ, et al. Нейропатологический субстрат легких когнитивных нарушений. Арка Нейрол . 2006 янв. 63(1):38-46. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  17. Sprung J, Roberts RO, Knopman DS, Olive DM, Gappa JL, Sifuentes VL, et al. Связь легких когнитивных нарушений с воздействием общей анестезии при хирургических и нехирургических процедурах: популяционное исследование. Mayo Clin Proc . 2016 г., 2 января. [Ссылка на MEDLINE QxMD].

  18. Sprung J, Jankowski CJ, Roberts RO, Weingarten TN, Aguilar AL, Runkle KJ, et al. Анестезия и инцидентная деменция: популяционное вложенное исследование случай-контроль. Mayo Clin Proc . 2013 июнь 88 (6): 552-61. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  19. Busse A, Hensel A, Gühne U, Angermeyer MC, Riedel-Heller SG. Легкие когнитивные нарушения: длительное течение четырех клинических подтипов. Неврология . 2006 26 декабря. 67 (12): 2176-85. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  20. Ди Карло А., Ламасса М., Бальдерески М., Инзитари М., Скафато Э., Фарчи Г. и др. CIND и MCI у итальянских пожилых людей: частота, сосудистые факторы риска, прогрессирование деменции. Неврология . 2007 29 мая. 68 (22): 1909-16. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  21. Ларье С., Летеннер Л., Оргогозо Дж. М., Фабригул С., Амиева Х., Ле Карре Н. и др. Заболеваемость и исход легких когнитивных нарушений в популяционной проспективной когорте. Неврология . 2002 26 ноября. 59 (10): 1594-9. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  22. Унверзагт Ф.В., Гао С., Байеву О. и др. Распространенность когнитивных нарушений: данные Индианаполисского исследования здоровья и старения. Неврология . 2001 13 ноября. 57(9):1655-62. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  23. Робертс Р.О. , Геда Ю.Е., Кнопман Д.С. и др. Исследование старения в клинике Мэйо: дизайн и выборка, участие, исходные показатели и характеристики выборки. Нейроэпидемиология . 2008. 30(1):58-69. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  24. Cheng G, Huang C, Deng H, Wang H. Диабет как фактор риска слабоумия и легких когнитивных нарушений: метаанализ продольных исследований. Интерн Мед J . 2012 г., 28 февраля. [Ссылка на MEDLINE QxMD].

  25. Jeffrey S. AF связана с более ранним и быстрым снижением когнитивных функций. Медицинские новости Medscape . 7 июня 2013 г. [Полный текст].

  26. Thacker EL, McKnight B, Psaty BM, Longstreth WT Jr, Sitlani CM, Dublin S, et al. Мерцательная аритмия и снижение когнитивных функций: продольное когортное исследование. Неврология . 5 июня 2013 г. [Ссылка на MEDLINE QxMD].

  27. Дотсон В.М., Бейдун М.А., Зондерман А.Б. Рецидивирующие депрессивные симптомы и частота деменции и легких когнитивных нарушений. Неврология . 2010 6 июля. 75(1):27-34. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  28. Андерсон П. Ингибиторы АПФ могут замедлить снижение когнитивных функций. Медицинские новости Medscape. Доступно на http://www.medscape.com/viewarticle/808589. Доступ: 7 августа 2013 г.

  29. Gao Y, O’Caoimh R, Healy L, Kerins DM, Eustace J, Guyatt G, et al. Влияние ингибиторов АПФ центрального действия на скорость снижения когнитивных функций при деменции. BMJ Открытый . 2013. 3(7): [Ссылка на MEDLINE QxMD]. [Полный текст].

  30. Мариангела Р., Аннализа О., Милена Ф., Марко М., Нелдо А., Роберта С. и др. Эффекты интеграции диеты с масляной эмульсией DHA-фосфолипидов, содержащей мелатонин и триптофан, у пожилых пациентов, страдающих легкими когнитивными нарушениями. Nutr Neurosci . 2011, 20 декабря. [Ссылка на MEDLINE QxMD].

  31. Фэн Л., Чеа И.К., Нг М.М., Ли Дж., Чан С.М., Лим С.Л. и др. Связь между потреблением грибов и легкими когнитивными нарушениями: перекрестное исследование на уровне сообщества в Сингапуре. Дж Болезнь Альцгеймера . 2019. 68 (1):197-203. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  32. Galante E, Venturini G, Fiaccadori C. Компьютерное когнитивное вмешательство при деменции: предварительные результаты рандомизированного клинического исследования. G Ital Med Lav Ergon . 2007 июль-сен. 29(3 Приложение B):B26-32. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  33. Lautenschlager NT, Cox KL, Flicker L, Foster JK, van Bockxmeer FM, Xiao J, et al. Влияние физической активности на когнитивные функции у пожилых людей с риском развития болезни Альцгеймера: рандомизированное исследование. ДЖАМА . 3 сентября 2008 г. 300 (9): 1027-37. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  34. Petersen RC, Lopez O, Armstrong MJ, Getchius TSD, Ganguli M, Gloss D, et al. Краткое изложение обновления практических рекомендаций: легкие когнитивные нарушения: отчет подкомитета по разработке, распространению и внедрению рекомендаций Американской академии неврологии. Неврология . 2018 16 января. 90 (3): 126-135. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  35. Lamb SE, Sheehan B, Atherton N, et al. Испытание слабоумия и физической активности (DAPA) физических упражнений средней и высокой интенсивности для людей с деменцией: рандомизированное контролируемое исследование. БМЖ . 16 мая 2018 г. 361:[Полный текст].

  36. Krell-Roesch, J., Roberts, R., Pink, A., et al. Умственно стимулирующая деятельность в пожилом возрасте и риск легкого когнитивного нарушения: проспективное когортное исследование. Неврология . 2016. 86:S35-007.

  37. Раунтри SD, Waring SC, Chan WC и др. Значение тонкого амнестического и неамнестического дефицита при легких когнитивных нарушениях: прогноз и конверсия в деменцию. Старческое слабоумие . 2007. 24(6):476-82. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  38. Boyle PA, Wilson RS, Aggarwal NT, et al. Легкие когнитивные нарушения: риск болезни Альцгеймера и скорость снижения когнитивных функций. Неврология . 2006 8 августа. 67(3):441-5. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  39. Сакс Г.А., Картер Р. , Хольц Л.Р., Смит Ф., Стамп Т.Е., Ту В. и др. Когнитивные нарушения: независимый предиктор избыточной смертности: когортное исследование. Энн Стажер Мед . 2011 6 сентября. 155(5):300-8. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  40. Уилсон Р.С., Аггарвал Н.Т., Барнс Л.Л., Бьениас Д.Л., Мендес де Леон С.Ф., Эванс Д.А. Двухрасовое популяционное исследование смертности при легких когнитивных нарушениях и болезни Альцгеймера. Архив неврологии . 2009 июнь 66(6):767-72. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  41. Weiner MW, Veitch DP, Aisen PS, Beckett LA, Cairns NJ, Cedarbaum J, et al. Влияние Инициативы нейровизуализации болезни Альцгеймера, 2004–2014 гг. Болезнь Альцгеймера . 2015 11 июля (7): 865-84. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  42. Dickerson BC, Salat DH, Greve DN, Chua EF, Rand-Giovannetti E, Rentz DM, et al. Повышенная активация гиппокампа при легких когнитивных нарушениях по сравнению с нормальным старением и БА. Неврология . 2005 9 августа. 65 (3): 404-11. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  43. Бойл П.А., Бухман А.С., Уилсон Р.С., Келли Дж.Ф., Беннетт Д.А. Аллель APOE epsilon4 связан с легкими когнитивными нарушениями среди пожилых людей, проживающих в сообществе. Нейроэпидемиология . 2010. 34(1):43-9. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  44. Джонсон К.А., Шульц А., Бетенски Р.А., Беккер Дж.А., Сепулькре Дж. и др. Позитронно-эмиссионная томография тау-белка при старении и ранней стадии болезни Альцгеймера. Энн Нейрол . 2016 янв. 79 (1): 110-9. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  45. Джеффри С. Новые рекомендации по скринингу когнитивных нарушений. Медицинские новости Medscape. 21 декабря 2012 г. Доступно по адресу http://www.medscape.com/viewarticle/776548?src=wnl_edit_medn_fmed&spon=34. Доступ: 8 января 2013 г.

  46. Гангули М., Додж Х.Х., Шен С. и др. Легкие когнитивные нарушения, амнестический тип: эпидемиологическое исследование. Неврология . 2004 г., 13 июля. 63(1):115-21. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  47. Андерсон П. Форникс Изменения могут быть первым признаком ухудшения когнитивных функций. Медицинские новости Medscape . 11 сентября 2013 г. [Полный текст].

  48. Флетчер Э., Раман М., Хюбнер П., Лю А., Мунгас Д., Кармайкл О. и др. Потеря объема белого вещества свода как предиктор когнитивных нарушений у когнитивно нормальных пожилых людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *