Когнитивная терапия бека: Когнитивная терапия Аарона Бека — Психологос

Когнитивная терапия А. Бека (Когнитивно-поведенческая терапия): базовые положения

Когнитивная терапия А. Бека — одно из направлений когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) – современной психотерапевтической парадигмы с эмпирически доказанной эффективностью, которая на сегодняшний день является направлением выбора № 1 как в терапии психических расстройств, так и психологической помощи психически здоровым людям с ситуативными затруднениями.

Благодаря множеству преимуществ, в том числе эмпирически доказанной эффективности, структурированности, методологической разработанности, наличию когнитивной модели для значительного количества психических расстройств и психологических проблем, когнитивная терапия сегодня является настоящим «флагманом» КПТ, ее наиболее распространенным и авторитетрным направлением. Более того, сами понятия часто отождествляют: КПТ = когнитивная терапия.

На теоретико-методологическом уровне Когнитивная терапия основывается на базовой идее КПТ-парадигмы и отвечает ее основным принципам.

Основная идея КПТ:

Эмоции (поведение и физиологические реакции) во многом зависят от того, как человек интерпретирует событие (мысли, убеждения об этом событии):

Практические выводы:

  • Не сами по себе события влияют на человека, а то значение (смысл), которое он им придает. Одно и тоже событие может иметь различные эмоциональные отклики в зависимости от интерпретации.
  • Если эмоциональная реакция является непропорциональной (неадекватной) по отношению к событию, то это объясняется индивидуальной интерпретацией события.
  • Избавить человека от дисфункциональных переживаний и неадаптивного поведения можно,  помогая ему изменить убеждения.

«Дополнительные» положения КПТ:
  • изменение поведения, в свою очередь, приводит к изменению мышления (а значит, эмоций и физиологических реакций).
  • работа по изменению эмоций также приводит    к изменению мышления (а значит, и физиологических реакций.
  • воздействие на физиологию позволяет влиять на мышление (а значит, эмоции и поведение).

Базовая объяснительная модель Когнитивной терапии

Конкретизация базовой идеи КПТ об определяющей (по крайней мере, важнейшей) роли мышления в возникновении эмоциональных, поведенческих и физиологических реакций человека в различных ситуациях является следующая модель:

Основные понятия Когнитивной терапии («мишени» диагностической работы и психотерапевтических интервенций)

Уровни когниций (А. Бек):

Глубинные убеждения

Фундаментальный уровень убеждений (представлений) человека о себе, окружающих и жизни в целом. Затрагивает широкий спектр ситуаций в различных сферах жизни человека.

Глубинные убеждения:

  • Фундаментальный уровень убеждений.
  • Всеобъемлющие, укоренившиеся и плохо поддающиеся изменениям.
  • Формируются с самого детства.
  • Определяют отношение к самому себе, окружающим людям и миру в целом.
  • Клиенты могут озвучивать их и на первой сессии, но чаще приходится выявлять в процессе работы.
  • Часто клиенты не осознают, насколько глубоки и фундаментальны эти убеждения. Они не понимают, насколько именно эта установка влияет на их жизнь в целом.
  • Клиенты верят (часто имплицитно), что установка верна, поскольку в их жизни всегда было именно так.

А. Бек разделил глубинные убеждения на две широкие категории (беспомощности и неприятия). Позднее Дж. Бек описала третью категорию — глубинные убеждения никчемности.

Виды глубинных убеждений (А. Бек и Дж. Бек)::

Следует отметить, что кроме дисфункциональних глубинных убеждений о себе, у человека могут формироваться глубинные убеждения о других людях и о мире.

Несмотря на то, что клиент может твердо верить в свое убеждение и даже «чувствовать», что оно соответствует действительности, эта идея может быть полностью или в значительной степени искаженной. Задача терапевта – помочь клиенту понять, что глубинное убеждение – это, всего лишь, идея (которую можно исследовать и оценивать), а не непреложная истина.

Корни глубинных убеждений уходят в детство; в момент своего возникновения убеждение могло отражать правду, а могло и не отражать.

Глубинные убеждения сохраняются и существуют благодаря схемам мышления клиента (когнитивным искажениям), когда он принимает данные, подтверждающие глубинное убеждение, и в то же время не принимает в расчет доводы, противоречащие глубинному убеждению (или преуменьшает их значимость).

КПТ предлагает много стратегий, позволяющих изменять негативные глубинные убеждения и формировать иной, более реалистичный взгляд на себя, окружающих и на мир в целом.

Промежуточные убеждения

На основе глубинных убеждений формируются промежуточные убеждения (которые также зачастую не поддаются четкому выражению словами).

Промежуточные убеждения влияют на восприятие человеком ситуации, которое в свою очередь определяет способ его мышления, а затем — его эмоции и поведение.

«Помогают» подстроиться к окружающему миру, приспособиться к жизни при наличии негативного глубинного убеждения. Подстройка при этом может быть очень болезненной.

Промежуточные убеждения включают:

  • отношения – оценки имеющихся глубинных убеждений. Звучат как оценки действий, эмоций или себя со стороны других людей.
  • правила – приписываемый модели поведения, призванные помогают подстроиться под имеющуюся глубинную установку, часто носят характер долженствования.
  • предположения — связывают выработанный стереотип поведения с последствиями в будущем.

В отличие от убеждений, которые являются безусловными, правила являются обусловленными (человек убежден, что при условии, если он или окружающие будут будете следовать определенным правилам, то можно будет считать, что всё в порядке)

Правила часто провоцируют внутренний торг, и со временем поведение изменяется, чтобы обходить правила или неукоснительно соответствовать им. Нарушение правила может приводить к ухудшению настроения, тревоге, вызывать чувства вины и стыда.

Автоматические мысли

Автоматические мысли — поток мысленных образов, обдумывание визуальных, тактильных, обонятельных или слуховых образов, которые постоянно сопровождают человека.

  • Являются наиболее поверхностным уровнем когниций.
  • Определяются содержанием глубинных и промежуточных убеждений. Всплывают из глубин разума в стрессовой ситуации.
  • Существенно влияют на эмоции и самочувствие человека.
  • Хотя легко могут быть осознаны, часто остаются вне фокуса  внимания, благодаря чему не подвергаются критике.
  • Правдоподобны, часто воспринимаются как правда, особенно если эмоции сильны.
  • Легко подвергаются изменениям (в отличие от убеждений)

Уровни когниций (пример):

Когнитивные искажения

Искажения мышления, возникающие при обработке информации.

Мешают логично мыслить, поддерживают негативные глубинные убеждения, способствуют возникновению и поддержанию психоэмоциональных и социально-психологических проблем.

Виды когнитивных искажений: чтение мыслей, предсказания, черно-белое мышление, катастрофизация, обесценивание, эмоциональное обоснование, навешивание ярлыков, преувеличение или преуменьшение, генерализация (сверхобобщение), персонализация, долженствование, мысленный фильтр, обвинения, несправедливое сравнение, «что, если?», сожаления.

Компенсаторные стратегии

Дезадаптивные копинговые стратегии, реализуемые людьми в напряженных ситуациях. Определяются действием когнитивной конструкции глубинные убеждения → промежуточные убеждения → автоматические мысли.

Компенсаторные стратегии реализуются с целью снижения интенсивности неприятных эмоций или вообще их предотвращения, но на самом деле не только не решают проблем, но усугубляют их, а с течением времени могут привести к возникновению дополнительных сложностей.

Компенсаторные стратегии (Дж. Бек):

  1. Избегать негативных эмоций
  2. Быть совершенным
  3. Быть слишком ответственным
  4. Избегать близости
  5. Добиваться признания
  6. Избегать конфронтации
  7. Контролировать
  8. Инфантилизм
  9. Пытаться угодить другим
  10. Привлекать внимание (проявлять яркие эмоции)
  11. Казаться беззащитным – искать защиты и опеки
  12. Избегать ответственности
  13. Стремиться к близости, когда это неуместно
  14. Избегать внимания
  15. Провоцировать других
  16. Передавать контроль другим лицам
  17. Вести себя авторитарно
  18. Дистанцироваться от других

Поддерживающие циклы

«Порочные круги» мыслей → эмоций → поведения → мыслей….

  • поддерживают проблему по механизму «самоисполняющихся прогнозов»
  • включают мысли, физиологические реакции, эмоции и поведение, не только мешающие избавиться от проблемы, но даже усугубляющие ее
  • составление поддерживающего цикла позволяет понять, что мысли влияют на эмоции, эмоции способны влиять на поведение, а результаты поведения могут определять мысли
  • составление поддерживающего цикла полезно для понимания того, как работает самореализующийся прогноз

Общая* модель поддерживающего цикла:

Пример составления поддерживающего цикла:

*В зависимости от клинической картины того или иного расстройства поддерживающий цикл имеет свою специфическую структуру.

Основные КТ-интервенции

Основными диагностическими и психотерапевтическими интервенциями в когнитивной терапии являются, разумеется, когнитивные техники:

  • выявления и модификации автоматических негативных (дисфункциональных) мыслей,
  • выявления и модификации когнитивных искажений, промежуточных и глубинных убеждений;
  • составление и модификация поддерживающих циклов.

Помимо методов, направленных на выявление и проработку дисфункциональных когниций, в КТ также активно используют поведенчески-ориентированные техники (поведенческая активация, планирование, поведенческие эксперименты, репетиции, ролевые игры…), методы экспозиционной терапии, систематической десенсибилизации, метакогнитивной терапии, Міndfulness…

Когнитивная психотерапия Аарона Бека | Психология 108

Краткая Биография Аарона Бека.

Аарон Тёмкин Бек родился в 1921 году в Провиденсе, в США, в еврейской семье, которая эмигрировала в 1906 году с западной Украины.

Еще за три года до рождения сына, его родители потеряли дочь, которая умерла от гриппа и мать Аарона так никогда и не оправилась от этой потери. Привело это к тому, что мальчик воспитывался и рос в атмосфере безнадежности и постоянных депрессий, в которых постоянно пребывала его мать. Возможно именно по этой причине, закончив школу, он поступает на кафедру психиатрии университета Пенсильвании.

После окончания университета Бек начинает свою собственную практику и довольно долго работает в рамках психоаналитической концепции, в которой он и получил образование. Со временем, он разочаровывается в психоанализе и начинает искать собственный путь, который приводит его его к весьма оригинальной для того времени теории, по иному объясняющей происхождение психологических проблем.

В психоанализе основной причиной невротических проявлений индивида считаются факторы бессознательного, которые, вступая в явное или скрытое противоречие с супер эго, порождают  невротические проявления (фрустрации появляющиеся вследствие деструктивных реакций на окружающий мир). Решением проблемы в рамках этой школы видят терапевтический метод психоанализа, который заключается в осознании пациентом своих бессознательных проявлений и непосредственной связи невроза с ранними травматическими переживаниями. Ключ к успешному психоанализу — последующая переоценка изначально травматичного события и снижение его значимости для пациента.

В рамках бихевиоризма причиной невротических проявлений считалось дезадаптивное поведение пациента, которое вырабатывалось постепенно в ходе личной истории вследствие повторяющихся воздействий (стимулов). Воздействия (стимулы), которые порождали такие стратегии поведения лежали в прошлом пациента, однако поведенческая терапия не делала акцента на важности воспоминаний, как это было в психоанализе. В рамках практического применения поведенческой психологии считалось, что достаточным решением психологических проблем являлось использование специальных техник научения для изменения поведения пациента, то есть смены дезадаптивной стратегии на адаптивную. Бихевиористы были уверены, что выработка правильного поведения и является ключом к успеху.

Что касается Аарона Бека, то его новая концепция лежала за пределами упомянутых методов и для того времени была весьма оригинальной.

Теоретическое обоснование когнитивной терапии.

Бек рассматривал причину проблем пациентов в том, каким именно образом они интерпретировали события окружающего их мира. Предложенная им схема реакции человека на эти события была таковой.

Внешнее событие => когнитивная система => мысленная интерпретация (идея по поводу произошедшего) => реакция на событие (чувства и (или) поведение).

Если мы вспомним основные принципы бихевиоризма, то там, человеческое сознание рассматривалось в качестве черного ящика, по поводу которого не следует делать каких-либо выводов, ибо то, что происходит внутри нельзя обнаружить объективным научным способом.

Это было одновременно и большим преимуществом поведенческого подхода, поскольку переводило психологию в разряд научной дисциплины, и большим недостатком, поскольку исключало из цепочки стимул => реакция такую очевидно важную составляющую процесса, как сознание и то, что происходило в нем с точки зрения индивида (пусть и субъективной).

Что касается доминирующего на тот момент в Европе психоанализа, то ситуация в нем была прямо обратной. Это учение принимало в расчет то, что происходило в поле сознания пациента, на основании лишь научного предположения Фрейда о структуре этого сознания, и даже бралось интерпретировать причинно — следственные связи этих, по сути своей виртуальных процессов. Само же поведение пациента определяли его невротические тенденции, которые лежали в прошлой истории.

Аарон Бек был одним из первых, кто усложнил (расширил) поведенческую схему человека и ввел в нее сознание, как познавательную (когнитивную) составляющую процесса стимул => реакция, таким образом, по сути, совершенствуя поведенческий поход. Также, он совершенно по-другому нежели в психоанализе (и намного проще) подошел к человеческому сознанию, сведя его к чисто познавательным процессам и их результату.

Еще важнее было то, что теория Бека, вследствие ее простоты, давала возможность легко перевести ее в область практической психологии и сделать инструментом психологической помощи людям.

Принципы когнитивной психологии.

Рассмотрим основные принципы его подхода. По мнению Аарона Бека источником реакций человека на окружающие события были его представления об окружающем мире, сформировавшиеся ранее и представляющие из себя не только представления о внешнем мире, но и мире внутреннем, говоря иначе, представления индивида о себе самом в контексте его бытия в социуме.

Вот цитата Бека, достаточно ярко иллюстрирующая его подход.

«Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким». — А.Бек.

Если у нас есть четкие представления о мире, то их расхождения с реальностью неизбежно приведут к негативной психологической реакции (фрустрации), а в случае сильных расхождений и к серьезным психологическим проблемам.

Аарон Бек в качестве психолога довольно много занимался пациентами страдающими депрессией и в процессе таких наблюдений вывел их основные эмоциональные проявления в которых часто доминировала тема безнадежности, вины, проигрыша.

Исходя из опыта исследования таких пациентов, Бек предположил, что невротические проявления появились в значительной степени благодаря восприятию мира в негативных красках, то есть когнитивная система его пациентов была настроена изначально именно на такой тип реакций. По мнению Бека невротические проявления таких людей имели три особенности.

— Вне зависимости от происходящего человек выделяет в основном негативные стороны внешних событий, принижая значение позитивной стороны или даже вовсе ее не замечая.

— Вследствие особенностей такого восприятия событий внешнего мира для этих людей характерен и пессимистичный взгляд на будущее, которое, по их мнению, не может принести им ничего позитивного, ведь ожидаемые события также не несут ничего хорошего.

— Для многих из подобных людей характерна заниженная самооценка, то есть человек изначально рассматривает себя как недостойного, несостоявшегося, безнадежного.

Кроме того, все вышеизложенное часто приводит к чисто когнитивным искажениями, когда человек строит свое поведение исходя из ошибочных обобщений.  Пример таких обобщений — когнитивные предположения — «я никому не нужен», «я ни на что не годен», «мир несправедлив» и т.п.

Конечно, когнитивная система человека формируется не вдруг и не на пустом месте, это происходит постепенно и вследствие воздействия вполне определенных внешних событий.

Когда такие события происходят постоянно и носят негативный характер, что зачастую бывает в период роста индивида и его взросления, то часто говорят о формировании стойких поведенческих стратегий, которые довольно быстро приобретают автоматических характер и, будучи вполне адаптивными в период их появления, становятся совершенно деструктивными при других условиях и обстоятельствах, например уже во взрослой жизни. Но в действительности, вследствие упомянутых выше жизненных обстоятельств, сначала формируется именно когнитивная система человека, которая и определяет его поведение.

По мнению Аарона Бека когнитивная система человека создается в основном в детский период. Дети, в этот ранний период жизни мыслят полярными категориями по типу все или ничего, такой способ думать называют черно-белым мышлением, при определенных обстоятельствах, подобный тип мышления сохраняется и в зрелом возрасте, что приводит к дезадаптивному поведению, ошибочному восприятию мира и последующим психологическим проблемам.

Конечно тенденции людей к ошибочному мышлению, обобщениям, стереотипному восприятию мира далеко не всегда является причиной невротических симптомов и тем более депрессии. Огромное количество людей (если не подавляющее большинство) обладает когнитивной системой (картой сознания), которая во многом построена на ошибочных предположениях, тем не менее, большинство людей вряд ли можно назвать невротиками. Это означает, что причины серьезных психологических проблем таких как депрессия, конечно, не ограничиваются склонностью к примитивному мышлению.

Терапевтический метод Аарона Бека.

Данный вид терапии является логическим продолжение идей основателя, и переложением их из области научных предположений в разряд практической психологии, или иначе, метода психологической помощи.

Это систематический подход, в основе которого стоит практическая задача решения конкретных проблем клиента. Обращение метода именно к сознательным процессам личности вовсе не означает, что Беком совершенно игнорировались психоаналитические методики. Помимо этого в системе активно использовались поведенческие техники, что привело в итоге к развитию комбинированного метода когнитивно-поведенческой психотерапии.

Работа с клиентом в рамках когнитивной психотерапии.

В первую очередь психолог совместно с клиентом определяют круг проблем над которыми они будут работать, после чего ставится практическая задача этой работы — решение конкретной проблемы. Данная конкретика очень важна для формирования намерения клиента и его готовности к рутинной терапии. К терапевту выдвигается ряд требований, по сути это принципы взятые из гуманистической психологии — эмпатия, естественность, целостность, приятие клиента в безусловно позитивном ключе.

Психологическая сессия строится на принципе сотрудничества с клиентом, при этом, в отличие от гуманистических методов, допускается выраженная директивность терапевта в отношении клиента.

— В первую очередь проясняется круг проблем с которым предстоит работать.

— Далее анализируются основные события, которые привели к проблеме и выявляется их связь с конкретной стратегией поведения клиента, а также связи этих стратегий с  когнитивными установками.

— Оценивается событийная цепочка, приводящая к проблеме, а именно, терапевт проясняет клиенту, как конкретное когнитивное искажение приводит к дезадаптивному поведению, а оно в свою очередь к проблеме.

На этом условно диагностическая часть заканчивается и начинается собственно работа по устранению проблемы, которая обычно заключается в обучении клиента другим способам мышления и поведения.

При этом в итоге клиент должен овладеть следующими навыками:

— Обнаружение и отслеживание деструктивных мыслей.

— Обнаружение и отслеживание связи между мышлением, последующими эмоциональными реакциями и поведением.

— Самостоятельный анализ автоматического мышления выражающийся в оценке его последствий, а именно, насколько те или иные модели мышления адаптивны или напротив деструктивны.

— По возможности определять истоки автоматических способов мышления, их исторические предпосылки и причины.

— Постепенно менять дезадаптивные автоматические способы мышления, то есть иначе, вырабатывать привычки мыслить по-другому.

Как нетрудно заметить, что именно последний пункт означает начало действительно эффективной работы, поскольку он и приводит к личностным переменам — изменению способов мышления и поведенческих стратегий.

Следует упомянуть, что в когнитивной терапии личностные перемены не ставятся целью терапии, хотя именно они и приводят к результату, цель здесь определяется на уровне конкретной проблемы, что помогает сделать усилия и клиента и терапевта направленными.

Методы работы с клиентом в когнитивной психотерапии.

Выявление автоматического мышления.

В основе такого типа мышления лежат ложные предпосылки, которые могут выражаться в примитивном мышлении (черно-белое мышление без полутонов), ошибочных убеждениях и стереотипах, ложных умозаключениях, в основе которых чаще всего лежит нарушение логики из-за неумения мыслить логически. Способ мыслить ошибочно и является причиной невротических проблем, поэтому основные методы когнитивной терапии лежат вокруг выявления привычек мыслить автоматически.

1. Экспериментальные способы.

— Опытная проверка дезадаптивного суждения — терапевт учит клиента рассматривать убеждение как гипотезу, а не как истину в последней инстанции. Исходя из такого подхода можно смоделировать эксперимент — например взять типовую ситуацию в которой клиент повел себя определенным образом вследствие неверного убеждения и попросить клиента представить, что он обошелся со своим убеждением более гибко, оценить возможные последствия и сравнить их с теми, что реально произошли.

— Попросить клиента оценить свое конкретное поведение, которое привело к проблеме с точки зрения полярных аргументов — за и против. Сделать выводы.

— Найти примеры соответствующего поведения в кино, литературе, разобрать известные события, происходившие с реальными людьми.

— Найти логические ошибки и противоречия в дезадаптивных убеждениях.

2. Децентрация. Зачастую клиент имеющий невротические проявления ощущает себя как бы в качестве мишени вследствие того, что его когнитивная модель весьма эгоцентрична. Это значит, что например находясь в обществе, человек чувствует, что мир крутится вокруг него одного, ощущает себя в центре внимания, ему кажется, что все вокруг обращают внимание именно на него. Такая реакция часто приводит к дискомфорту и даже социофобии.

Подобного рода эгоцентричность лежит в основе многих психологических проблем и избавление от нее важная задача терапии. Для этого могут использоваться упражнения, позволяющие клиенту  посмотреть на себя или на окружающий мир глазами других людей, принять и понять именно их точку зрения, постараться прочувствовать самому, что ощущает другой человек, в том числе и по отношению к самому клиенту.

3. Самонаблюдение. Данный метод универсален и позволяет клиенту самостоятельно отслеживать когнитивные и эмоциональные процессы, происходящие в его сознании. Наблюдая за своими реакциями на тот или иной раздражитель, клиент выявляет и причинные связи, которые приводят к именно такому поведению или эмоциональному проявлению.

4. Декастрофикация. При депрессиях, тревожных расстройствах, да и просто при когнитивных искажениях многие люди склонны рассматривать события не согласующиеся с их ожиданиями, как катастрофу. При этом, это может быть как потеря работы, так и опрокидывание на чистую скатерть чашки с чаем. При таких симптомах терапевт предлагает рассмотреть возможные реальные последствия «катастрофы», которые чаще всего оказываются лишь временными трудностями, но никак не концом света.

5. Научение желаемому поведению. Посредством многократного повторения желаемого поведения клиент вырабатывает в себе адаптивную поведенческую стратегию. Например, робкий клиент получает задание постепенно расширять свои возможности по общению в социуме.

Мы перечислили основные принципы когнитивной терапии и упомянули несколько распространенных способов работы с клиентом. Конечно же существует еще немало способов, которые в принципе может использовать когнитивный психотерапевт в своей работе.

Из написанного выше нетрудно понять, что когнитивная терапия, вовсе не ограничивается чисто когнитивными методиками в работе с клиентом. Как мы увидели, наиболее активно используются поведенческие методы, но кроме них это могут быть и психоанализ и гуманистические принципы, которые органично дополняют методику Бека.

На сегодняшний день когнитивно — поведенческая психотерапия, один из самых популярных методов в практической психологии и Аарон Бек по праву может считаться одним из его отцов-основателей. Интересен тот факт, что фактически параллельно во времени и независимо друг от друга Аарон Бек и Альберт Эллис создали во многом схожие психотерапевтические методики.

В случае Альберта Эллиса это рационально-эмоциональная терапия в основе которой лежат схожие идеи. Впрочем, их практическое применение также похоже.

Комментировать через Facebook

Comment

Когнитивно-поведенческая терапия — StatPearls

Книжная полка NCBI. Служба Национальной медицинской библиотеки, Национальных институтов здоровья.

StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.

StatPearls [Интернет].

Показать подробности

Критерий поиска

Сума П. Чанд; Дэниел П. Кукель; Мартин Р. Хюкер.

Информация об авторе и организациях

Последнее обновление: 9 сентября 2022 г.

Непрерывное образование

В 1960-х Аарон Бек разработал когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) или когнитивную терапию. С тех пор он был тщательно изучен и признан эффективным в большом количестве исследований результатов лечения психических расстройств, включая депрессию, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, злоупотребление психоактивными веществами и расстройства личности. Также было продемонстрировано, что он эффективен в качестве дополнительного лечения при лечении серьезных психических расстройств, таких как биполярное расстройство и шизофрения. КПТ была адаптирована и изучена для детей, подростков, взрослых, пар и семей. В этом мероприятии рассматривается эффективность когнитивно-поведенческой терапии как при психических, так и непсихиатрических расстройствах, а также роль межпрофессиональной команды в ее использовании для улучшения результатов лечения пациентов.

Цели:

  • Определите ключевые концепции когнитивно-поведенческой терапии.

  • Опишите показания к когнитивно-поведенческой терапии.

  • Опишите структуру сеансов когнитивно-поведенческой терапии.

  • Обзор клинического значения когнитивно-поведенческой терапии и ее эффективности в лечении распространенных психических заболеваний.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

В 1960-х годах Аарон Бек разработал когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), или когнитивную терапию. С тех пор он был широко исследован и признан эффективным в большом количестве исследований исходов при некоторых психических расстройствах, включая депрессию, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, злоупотребление психоактивными веществами и расстройства личности. Также было продемонстрировано, что он эффективен в качестве дополнительного лечения при лечении серьезных психических расстройств, таких как биполярное расстройство и шизофрения. КПТ была адаптирована и изучена для детей, подростков, взрослых, пар и семей. Его эффективность также была установлена ​​при лечении непсихиатрических расстройств, таких как синдром раздраженного кишечника, синдром хронической усталости, фибромиалгия, бессонница, мигрень и другие хронические болевые состояния.[1][2][3]

Проблемы, вызывающие озабоченность

Истоки когнитивно-поведенческой терапии

Идея развития этой формы психотерапии укоренилась, когда Аарон Бек начал замечать, что его пациенты с депрессией часто вербализовали мысли, лишенные достоверности, и отмечали характерные «когнитивные искажения» в своем мышлении. Его эмпирические наблюдения привели к тому, что он начал рассматривать депрессию не столько как расстройство настроения, сколько как когнитивное расстройство.

Основываясь на своих клинических наблюдениях и эмпирических данных, Бек изложил новую когнитивную теорию депрессии. Он опубликовал Когнитивная терапия депрессии  (Бек, Раш, Шоу и Эмери, 1979 г.) после публикации исследования, в котором оценивалась и демонстрировалась эффективность когнитивной терапии. Сочетание подробного руководства по протоколу лечения с исследованием результатов было нововведением в психотерапевтической практике, которое ранее применялось только поведенческими терапевтами при лечении дискретных поведенческих проблем. Совершив тот же подвиг с помощью более сложного набора клинических вмешательств, включающих когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, Бек впервые разработал модель, которую психологи много лет спустя определили как «эмпирически подтвержденное психологическое лечение».

Другие клиницисты и исследователи заинтересовались и начали разрабатывать протоколы лечения КПТ и оценивать их эффективность. Для некоторых психических расстройств были разработаны специальные протоколы лечения.

Когда были включены поведенческие стратегии, термин когнитивная терапия изменился на когнитивно-поведенческую терапию. Сегодня когнитивно-поведенческая терапия является наиболее изученной из всех психотерапий с несколькими доказательными протоколами лечения.

Когнитивная модель

КПТ основана на простой, основанной на здравом смысле модели отношений между познанием, эмоциями и поведением.[4][5][6][7]

Подчеркиваются три аспекта познания:

  1. Автоматические мысли

  2. Когнитивные искажения

  3. Основные убеждения или схемы

  4. 30

    Автоматические мысли

    Непосредственные, непреднамеренные интерпретации событий человеком называются автоматическими мыслями. Автоматические мысли формируют как эмоции человека, так и его действия в ответ на события. Например, друг может пересечь вас в коридоре и не поздороваться. Если у вас возникнет автоматическая мысль «он меня ненавидит» или «я чем-то его разозлила», это, скорее всего, повлияет на ваше настроение и заставит вас чувствовать себя расстроенным, а также вести себя избегающе, когда вы видите он следующий.

    С другой стороны, если бы у вас была автоматическая мысль «он спешит», вы бы не слишком беспокоились и не избегали бы, когда увидите его в следующий раз.

    КПТ основана на наблюдении, что дисфункциональные автоматические мысли, которые преувеличены, искажены, ошибочны или нереалистичны в других отношениях, играют значительную роль в психопатологии.

    Когнитивные искажения

    Логические ошибки довольно часто встречаются у пациентов с психическими расстройствами. Они приводят людей к ошибочным выводам. Ниже приведены некоторые когнитивные искажения, которые обычно наблюдаются у людей с психопатологией:

    • Дихотомическое мышление: Вещи рассматриваются как две взаимоисключающие категории без оттенков серого между ними.

    • Чрезмерное обобщение: использование отдельных случаев для широких обобщений.

    • Избирательная абстракция: Сосредоточение внимания исключительно на определенных, обычно негативных или расстраивающих аспектах чего-либо, игнорируя все остальное.

    • Отказ от положительного: положительный опыт, противоречащий отрицательным взглядам человека, не принимается во внимание.

    • Чтение мыслей: Принятие мыслей и намерений других.

    • Гадание: предсказание того, как все обернется, прежде чем они произойдут.

    • Минимизация: Положительные характеристики или опыт рассматриваются как реальные, но незначительные.

    • Катастрофизация: сосредоточение внимания на наихудшем возможном исходе, каким бы маловероятным он ни был, или на мысли, что ситуация невыносима или невозможна, когда она просто неудобна.

    • Эмоциональное мышление: Принятие решений и аргументов на основе своих чувств, а не объективной реальности.

    • Утверждения «должен»: Концентрация на том, что вы думаете «должен» или «должен быть», а не на реальной ситуации, с которой вы столкнулись, или наличие жестких правил, которые вы всегда применяете независимо от обстоятельств.

    • Персонализация, вина или атрибуция: предполагается, что вы несете полную или прямую ответственность за негативный результат. Когда систематически применяется к другим, вина заключается в искажении.

    Основные убеждения

    Основные убеждения формируют восприятие и интерпретацию событий. Системы убеждений или схемы формируются по мере того, как мы проходим через жизненный опыт. Они определяются как шаблоны или правила обработки информации, лежащие в основе самого поверхностного слоя автоматических мыслей. Убеждения понимаются на двух уровнях КПТ:

    Основные убеждения

    • Основные представления о себе и мире

    • Самый фундаментальный уровень убеждений

    • Они глобальны, негибки и чрезмерно обобщены

    Примеры дисфункциональных основных убеждений: 

    Промежуточные убеждения

    • Состоят из предположений, установок и правил

    • На их развитие повлияли основные убеждения

    Примеры дисфункциональных промежуточных убеждений:

    • «Я должен всегда быть принятым, 9000».

    • «Я должен быть превосходен во всем, что я делаю, чтобы считаться адекватным».

    • «Лучше как можно меньше общаться с людьми».

    Клиническое значение

    Когнитивно-поведенческая терапия — это структурированная, дидактическая и целенаправленная форма терапии. Подход является практическим и практичным, при котором терапевт и пациент работают в сотрудничестве с целью изменения моделей мышления и поведения, чтобы вызвать благотворное изменение настроения и образа жизни пациента. Он используется для решения широкого круга проблем, и в зависимости от диагноза и проблем, с которыми сталкивается пациент, применяются соответствующие протоколы лечения.[8][9]][10][11]

    Большинство психотерапевтов, практикующих когнитивно-поведенческую терапию, персонализируют и адаптируют терапию к конкретным потребностям каждого пациента.

    Первым шагом является оценка пациента и начало разработки индивидуальной концепции его/ее. Концептуальное представление, основанное на модели когнитивно-поведенческой терапии, строится от сеанса к сеансу и передается пациенту в соответствующее время позже в ходе терапии. Подход к терапии объясняется очень рано в начале терапии. Проблемы, над которыми пациент хотел бы работать в терапии, и цели терапии решаются на первом или втором совместном сеансе. Приоритетные проблемы решаются в первую очередь.

    Структура каждой сессии:

    Сеанс всегда начинается с краткого обновления и проверки настроения. За этим следует переход от предыдущего сеанса, чтобы установить непрерывность. Повестка того, о чем будет говориться на сеансе, составляется совместно, и домашнее задание, которое пациент должен был сделать между сеансами, анализируется, прежде чем погрузиться в обсуждение какой-либо проблемы. Обсуждаются вопросы повестки дня с комментариями и подведением итогов. Занятие заканчивается постановкой домашнего задания и подведением итогов.

    Примеры КПТ на практике:

    Тревога: КПТ часто фокусируется на замещении негативных автоматических мыслей, которые могут возникать при генерализованном тревожном расстройстве, и может использоваться отдельно или в сочетании с лекарствами, такими как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, которые обычно являются препаратами первой линии. поскольку бензодиазепины имеют больший риск неблагоприятных исходов. При лечении панического расстройства когнитивно-поведенческая терапия может включать десенсибилизацию к триггерам, провоцирующим тревогу; однако важно отметить, что потенциальным побочным эффектом этой техники является временное легкое усиление тревоги.[12]

    Депрессия: у пациентов с хронической депрессией комбинация когнитивно-поведенческой терапии и антидепрессантов более эффективна, чем любое вмешательство по отдельности. У пациентов, которые больше не участвуют в деятельности, которая обычно приносит им удовольствие, когнитивно-поведенческая терапия может первоначально сосредоточиться на возобновлении позитивной деятельности для преодоления инерции.[13]

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): поведенческая терапия является рекомендованным начальным лечением для детей младше 6 лет, в то время как стимулирующие препараты являются рекомендованным начальным вмешательством при СДВГ у детей 6 лет и старше. Поведенческие методы лечения также рекомендуются для детей старшего возраста, особенно если они плохо реагируют на лекарства или имеют побочные эффекты. Вмешательства поведенческой терапии включают обучение родителей и управление поведением в классе с упором на установление четких правил и ожиданий для ребенка с соответствующими наградами и наказаниями и ежедневной обратной связью.

    Типичные когнитивно-поведенческие терапии включают примерно 60-минутные сеансы, проводимые еженедельно в течение 8–12 недель.[15]

    Улучшение результатов медицинского персонала

    КПТ — это действенная и проверенная форма психологической терапии ряда психических расстройств. Врачам и медсестрам важно понимать, что когнитивно-поведенческая терапия часто используется в сочетании с фармакологической терапией для достижения наилучших результатов. Более того, было показано, что когнитивно-поведенческая терапия обеспечивает дополнительные преимущества или аналогичные результаты по сравнению с приемом только лекарств. Пациентов с психическими расстройствами следует направлять к медсестре по психическому здоровью, которая может рассказать пациенту о вариантах лечения. Врачам первичной медико-санитарной помощи рекомендуется развивать отношения сотрудничества с поведенческими терапевтами, а также внедрять и контролировать прогресс когнитивно-поведенческой терапии. Межпрофессиональный командный подход даст наилучшие результаты.[16][17][15]

    Контрольные вопросы

    • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

    • Комментарий к этой статье.

    Каталожные номера

    1.

    ван ден Берк Clark C, Moore R, Secrest S, Tuerk P, Norman S, Myers U, Lustman PJ, Schneider FD, Barnes J, Gallamore R, Ovais M, Plurad Дж.А., Шеррер Дж.Ф. Факторы, связанные с получением когнитивно-поведенческой терапии или терапии длительного воздействия среди людей с посттравматическим стрессовым расстройством. Психиатр Серв. 201901 августа; 70(8):703-713. [Бесплатная статья PMC: PMC6702958] [PubMed: 31010409]

    2.

    Keefe JR, Chambless DL, Barber JP, Milrod BL. Лечение сопутствующих тревожности и настроения когнитивно-поведенческой и психодинамической терапией панического расстройства. J Psychiatr Res. 2019 июль;114:34-40. [PubMed: 31015099]

    3.

    Зилча-Мано С., Юбэнкс С.Ф., Муран Д.К. Внезапные успехи в альянсе когнитивно-поведенческой терапии по сравнению с краткосрочной реляционной терапией. J Consult Clin Psychol. 2019Июнь; 87 (6): 501-509. [Бесплатная статья PMC: PMC6533161] [PubMed: 31008637]

    4.

    de Jonge M, Bockting CLH, Kikkert MJ, van Dijk MK, van Schaik DJF, Peen J, Hollon SD, Dekker JJM. Профилактическая когнитивная терапия по сравнению с обычным уходом за пациентами, отвечающими на когнитивно-поведенческую терапию: рандомизированное контролируемое исследование. J Consult Clin Psychol. 2019 июнь;87(6):521-529. [PubMed: 31008635]

    5.

    Толин Д.Ф., Вуттон Б.М., Леви Х.К., Халлион Л.С., Уорден Б.Л., Дифенбах Г.Дж., Жаккард Дж., Стивенс М.С. Эффективность и медиаторы групповой когнитивно-поведенческой терапии расстройства накопительства: рандомизированное исследование. J Consult Clin Psychol. 2019Июль; 87 (7): 590-602. [PubMed: 31008633]

    6.

    Heenan A, Pipe A, Lemay K, Davidson JR, Tulloch H. Когнитивно-поведенческая терапия бессонницы, разработанная специально для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями: предварительное исследование. Behav Sleep Med. 2020 май-июнь;18(3):372-385. [PubMed: 31007057]

    7.

    Janse A, Bleijenberg G, Knoop H. Прогнозирование долгосрочных результатов после когнитивно-поведенческой терапии синдрома хронической усталости. Дж. Психосом Рез. 2019Июн; 121:93-99. [PubMed: 31006534]

    8.

    Webb CA, Stanton CH, Bondy E, Singleton P, Pizzagalli DA, Auerbach RP. Когнитивные и поведенческие навыки в когнитивно-поведенческой терапии для подростков с депрессией: дезагрегация внутрипациентных и межпациентных эффектов на изменение симптомов.

    J Consult Clin Psychol. 2019 май;87(5):484-490. [Бесплатная статья PMC: PMC6506214] [PubMed: 30998049]

    9.

    Cuijpers P, Noma H, Karyotaki E, Cipriani A, Furukawa TA. Эффективность и приемлемость форматов проведения когнитивно-поведенческой терапии у взрослых с депрессией: сетевой метаанализ. Джама Психиатрия. 201901 июля; 76 (7): 700-707. [Бесплатная статья PMC: PMC6583673] [PubMed: 30994877]

    10.

    O’Cleirigh C, Safren SA, Taylor SW, Goshe BM, Bedoya CA, Marquez SM, Boroughs MS, Shipherd JC. Когнитивно-поведенческая терапия травм и заботы о себе (CBT-TSC) у мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами с историей сексуального насилия в детстве: рандомизированное контролируемое исследование. СПИД Поведение. 2019 сен;23(9):2421-2431. [Бесплатная статья PMC: PMC7271561] [PubMed: 30993478]

    11.

    Сахранавард С., Эсмаили А., Салехиния Х., Бехдани С. Эффективность группового обучения управлению стрессом на основе когнитивно-поведенческой терапии в отношении тревожности, выносливости и самоэффективности у студенток-медиков. J Educ Health Promot. 2019;8:49. [Бесплатная статья PMC: PMC6432834] [PubMed: 30993142]

    12.

    Локк А.Б., Кирст Н., Шульц К.Г. Диагностика и лечение генерализованного тревожного расстройства и панического расстройства у взрослых. Ам семейный врач. 2015 01 мая; 91 (9): 617-24. [В паблике: 25955736]

    13.

    Рупке С.Дж., Блекке Д., Ренфроу М. Когнитивная терапия депрессии. Ам семейный врач. 2006 01 января; 73 (1): 83-6. [PubMed: 16417069]

    14.

    Фелт Б.Т., Бирманн Б., Кристнер Дж.Г., Кочхар П., Харрисон Р.В. Диагностика и лечение СДВГ у детей. Ам семейный врач. 2014 01 октября; 90 (7): 456-64. [PubMed: 25369623]

    15.

    Коффи С.Ф., Бандуччи А.Н., Винчи К. Общие вопросы о когнитивно-поведенческой терапии психических расстройств. Ам семейный врач. 2015 01; 9 ноября2(9):807-12. [PubMed: 26554473]

    16.

    Ву С.И., Родаковский Дж.Л., Терхорст Л., Карп Дж.Ф., Филдс Б. , Скидмор Э.Р. Обзор немедикаментозных вмешательств для снижения инвалидности у пожилых людей. Геронтолог. 2020 24 января; 60 (1): e52-e65. [Бесплатная статья PMC: PMC7182004] [PubMed: 31002312]

    17.

    Нгамкхам С., Холден Дж. Э., Смит Э. Л. Систематический обзор: Вмешательство осознанности при боли, связанной с раком. Азия Пак Джей Онкол Нурс. 2019 апрель-июнь;6(2):161-169. [Бесплатная статья PMC: PMC6371675] [PubMed: 30931361]

    Copyright © 2022, StatPearls Publishing LLC.

    Эта книга распространяется на условиях Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International (CC BY-NC-ND 4.0) ( http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/ ), что позволяет другим распространять произведение при условии, что статья не изменена и не используется в коммерческих целях. Вам не требуется получать разрешение на распространение этой статьи при условии, что вы указываете автора и журнал.

    ID книжной полки: NBK470241PMID: 29261869

    Когнитивно-поведенческая терапия — StatPearls

    Книжная полка NCBI. Служба Национальной медицинской библиотеки, Национальных институтов здоровья.

    StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.

    StatPearls [Интернет].

    Показать подробности

    Критерий поиска

    Сума П. Чанд; Дэниел П. Кукель; Мартин Р. Хюкер.

    Информация об авторе и принадлежности

    Последнее обновление: 9 сентября 2022 г.

    Непрерывное обучение

    В 1960-х Аарон Бек разработал когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) или когнитивную терапию. С тех пор он был тщательно изучен и признан эффективным в большом количестве исследований результатов лечения психических расстройств, включая депрессию, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, злоупотребление психоактивными веществами и расстройства личности. Также было продемонстрировано, что он эффективен в качестве дополнительного лечения при лечении серьезных психических расстройств, таких как биполярное расстройство и шизофрения. КПТ была адаптирована и изучена для детей, подростков, взрослых, пар и семей. В этом мероприятии рассматривается эффективность когнитивно-поведенческой терапии как при психических, так и непсихиатрических расстройствах, а также роль межпрофессиональной команды в ее использовании для улучшения результатов лечения пациентов.

    Цели:

    • Определите ключевые концепции когнитивно-поведенческой терапии.

    • Опишите показания к когнитивно-поведенческой терапии.

    • Опишите структуру сеансов когнитивно-поведенческой терапии.

    • Обзор клинического значения когнитивно-поведенческой терапии и ее эффективности в лечении распространенных психических заболеваний.

    Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

    Введение

    В 1960-х годах Аарон Бек разработал когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), или когнитивную терапию. С тех пор он был широко исследован и признан эффективным в большом количестве исследований исходов при некоторых психических расстройствах, включая депрессию, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, злоупотребление психоактивными веществами и расстройства личности. Также было продемонстрировано, что он эффективен в качестве дополнительного лечения при лечении серьезных психических расстройств, таких как биполярное расстройство и шизофрения. КПТ была адаптирована и изучена для детей, подростков, взрослых, пар и семей. Его эффективность также была установлена ​​при лечении непсихиатрических расстройств, таких как синдром раздраженного кишечника, синдром хронической усталости, фибромиалгия, бессонница, мигрень и другие хронические болевые состояния.[1][2][3]

    Проблемы, вызывающие озабоченность

    Истоки когнитивно-поведенческой терапии

    Идея развития этой формы психотерапии укоренилась, когда Аарон Бек начал замечать, что его пациенты с депрессией часто вербализовали мысли, лишенные достоверности, и отмечали характерные «когнитивные искажения» в своем мышлении. Его эмпирические наблюдения привели к тому, что он начал рассматривать депрессию не столько как расстройство настроения, сколько как когнитивное расстройство. Основываясь на своих клинических наблюдениях и эмпирических данных, Бек изложил новую когнитивную теорию депрессии. Он опубликовал Когнитивная терапия депрессии  (Бек, Раш, Шоу и Эмери, 1979 г.) после публикации исследования, в котором оценивалась и демонстрировалась эффективность когнитивной терапии. Сочетание подробного руководства по протоколу лечения с исследованием результатов было нововведением в психотерапевтической практике, которое ранее применялось только поведенческими терапевтами при лечении дискретных поведенческих проблем. Совершив тот же подвиг с помощью более сложного набора клинических вмешательств, включающих когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, Бек впервые разработал модель, которую психологи много лет спустя определили как «эмпирически подтвержденное психологическое лечение».

    Другие клиницисты и исследователи заинтересовались и начали разрабатывать протоколы лечения КПТ и оценивать их эффективность. Для некоторых психических расстройств были разработаны специальные протоколы лечения. Когда были включены поведенческие стратегии, термин когнитивная терапия изменился на когнитивно-поведенческую терапию. Сегодня когнитивно-поведенческая терапия является наиболее изученной из всех психотерапий с несколькими доказательными протоколами лечения.

    Когнитивная модель

    КПТ основана на простой, основанной на здравом смысле модели отношений между познанием, эмоциями и поведением.[4][5][6][7]

    Подчеркиваются три аспекта познания:

    1. Автоматические мысли

    2. Когнитивные искажения

    3. Основные убеждения или схемы

    4. 30

      Автоматические мысли

      Непосредственные, непреднамеренные интерпретации событий человеком называются автоматическими мыслями. Автоматические мысли формируют как эмоции человека, так и его действия в ответ на события. Например, друг может пересечь вас в коридоре и не поздороваться. Если у вас возникнет автоматическая мысль «он меня ненавидит» или «я чем-то его разозлила», это, скорее всего, повлияет на ваше настроение и заставит вас чувствовать себя расстроенным, а также вести себя избегающе, когда вы видите он следующий. С другой стороны, если бы у вас была автоматическая мысль «он спешит», вы бы не слишком беспокоились и не избегали бы, когда увидите его в следующий раз.

      КПТ основана на наблюдении, что дисфункциональные автоматические мысли, которые преувеличены, искажены, ошибочны или нереалистичны в других отношениях, играют значительную роль в психопатологии.

      Когнитивные искажения

      Логические ошибки довольно часто встречаются у пациентов с психическими расстройствами. Они приводят людей к ошибочным выводам. Ниже приведены некоторые когнитивные искажения, которые обычно наблюдаются у людей с психопатологией:

      • Дихотомическое мышление: Вещи рассматриваются как две взаимоисключающие категории без оттенков серого между ними.

      • Чрезмерное обобщение: использование отдельных случаев для широких обобщений.

      • Избирательная абстракция: Сосредоточение внимания исключительно на определенных, обычно негативных или расстраивающих аспектах чего-либо, игнорируя все остальное.

      • Отказ от положительного: положительный опыт, противоречащий отрицательным взглядам человека, не принимается во внимание.

      • Чтение мыслей: Принятие мыслей и намерений других.

      • Гадание: предсказание того, как все обернется, прежде чем они произойдут.

      • Минимизация: Положительные характеристики или опыт рассматриваются как реальные, но незначительные.

      • Катастрофизация: сосредоточение внимания на наихудшем возможном исходе, каким бы маловероятным он ни был, или на мысли, что ситуация невыносима или невозможна, когда она просто неудобна.

      • Эмоциональное мышление: Принятие решений и аргументов на основе своих чувств, а не объективной реальности.

      • Утверждения «должен»: Концентрация на том, что вы думаете «должен» или «должен быть», а не на реальной ситуации, с которой вы столкнулись, или наличие жестких правил, которые вы всегда применяете независимо от обстоятельств.

      • Персонализация, вина или атрибуция: предполагается, что вы несете полную или прямую ответственность за негативный результат. Когда систематически применяется к другим, вина заключается в искажении.

      Основные убеждения

      Основные убеждения формируют восприятие и интерпретацию событий. Системы убеждений или схемы формируются по мере того, как мы проходим через жизненный опыт. Они определяются как шаблоны или правила обработки информации, лежащие в основе самого поверхностного слоя автоматических мыслей. Убеждения понимаются на двух уровнях КПТ:

      Основные убеждения

      • Основные представления о себе и мире

      • Самый фундаментальный уровень убеждений

      • Они глобальны, негибки и чрезмерно обобщены

      Примеры дисфункциональных основных убеждений: 

      Промежуточные убеждения

      • Состоят из предположений, установок и правил

      • На их развитие повлияли основные убеждения

      Примеры дисфункциональных промежуточных убеждений:

      • «Я должен всегда быть принятым, 9000».

      • «Я должен быть превосходен во всем, что я делаю, чтобы считаться адекватным».

      • «Лучше как можно меньше общаться с людьми».

      Клиническое значение

      Когнитивно-поведенческая терапия — это структурированная, дидактическая и целенаправленная форма терапии. Подход является практическим и практичным, при котором терапевт и пациент работают в сотрудничестве с целью изменения моделей мышления и поведения, чтобы вызвать благотворное изменение настроения и образа жизни пациента. Он используется для решения широкого круга проблем, и в зависимости от диагноза и проблем, с которыми сталкивается пациент, применяются соответствующие протоколы лечения.[8][9]][10][11]

      Большинство психотерапевтов, практикующих когнитивно-поведенческую терапию, персонализируют и адаптируют терапию к конкретным потребностям каждого пациента.

      Первым шагом является оценка пациента и начало разработки индивидуальной концепции его/ее. Концептуальное представление, основанное на модели когнитивно-поведенческой терапии, строится от сеанса к сеансу и передается пациенту в соответствующее время позже в ходе терапии. Подход к терапии объясняется очень рано в начале терапии. Проблемы, над которыми пациент хотел бы работать в терапии, и цели терапии решаются на первом или втором совместном сеансе. Приоритетные проблемы решаются в первую очередь.

      Структура каждой сессии:

      Сеанс всегда начинается с краткого обновления и проверки настроения. За этим следует переход от предыдущего сеанса, чтобы установить непрерывность. Повестка того, о чем будет говориться на сеансе, составляется совместно, и домашнее задание, которое пациент должен был сделать между сеансами, анализируется, прежде чем погрузиться в обсуждение какой-либо проблемы. Обсуждаются вопросы повестки дня с комментариями и подведением итогов. Занятие заканчивается постановкой домашнего задания и подведением итогов.

      Примеры КПТ на практике:

      Тревога: КПТ часто фокусируется на замещении негативных автоматических мыслей, которые могут возникать при генерализованном тревожном расстройстве, и может использоваться отдельно или в сочетании с лекарствами, такими как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, которые обычно являются препаратами первой линии. поскольку бензодиазепины имеют больший риск неблагоприятных исходов. При лечении панического расстройства когнитивно-поведенческая терапия может включать десенсибилизацию к триггерам, провоцирующим тревогу; однако важно отметить, что потенциальным побочным эффектом этой техники является временное легкое усиление тревоги.[12]

      Депрессия: у пациентов с хронической депрессией комбинация когнитивно-поведенческой терапии и антидепрессантов более эффективна, чем любое вмешательство по отдельности. У пациентов, которые больше не участвуют в деятельности, которая обычно приносит им удовольствие, когнитивно-поведенческая терапия может первоначально сосредоточиться на возобновлении позитивной деятельности для преодоления инерции.[13]

      Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): поведенческая терапия является рекомендованным начальным лечением для детей младше 6 лет, в то время как стимулирующие препараты являются рекомендованным начальным вмешательством при СДВГ у детей 6 лет и старше. Поведенческие методы лечения также рекомендуются для детей старшего возраста, особенно если они плохо реагируют на лекарства или имеют побочные эффекты. Вмешательства поведенческой терапии включают обучение родителей и управление поведением в классе с упором на установление четких правил и ожиданий для ребенка с соответствующими наградами и наказаниями и ежедневной обратной связью.

      Типичные когнитивно-поведенческие терапии включают примерно 60-минутные сеансы, проводимые еженедельно в течение 8–12 недель.[15]

      Улучшение результатов медицинского персонала

      КПТ — это действенная и проверенная форма психологической терапии ряда психических расстройств. Врачам и медсестрам важно понимать, что когнитивно-поведенческая терапия часто используется в сочетании с фармакологической терапией для достижения наилучших результатов. Более того, было показано, что когнитивно-поведенческая терапия обеспечивает дополнительные преимущества или аналогичные результаты по сравнению с приемом только лекарств. Пациентов с психическими расстройствами следует направлять к медсестре по психическому здоровью, которая может рассказать пациенту о вариантах лечения. Врачам первичной медико-санитарной помощи рекомендуется развивать отношения сотрудничества с поведенческими терапевтами, а также внедрять и контролировать прогресс когнитивно-поведенческой терапии. Межпрофессиональный командный подход даст наилучшие результаты.[16][17][15]

      Контрольные вопросы

      • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

      • Комментарий к этой статье.

      Каталожные номера

      1.

      ван ден Берк Clark C, Moore R, Secrest S, Tuerk P, Norman S, Myers U, Lustman PJ, Schneider FD, Barnes J, Gallamore R, Ovais M, Plurad Дж.А., Шеррер Дж.Ф. Факторы, связанные с получением когнитивно-поведенческой терапии или терапии длительного воздействия среди людей с посттравматическим стрессовым расстройством. Психиатр Серв. 201901 августа; 70(8):703-713. [Бесплатная статья PMC: PMC6702958] [PubMed: 31010409]

      2.

      Keefe JR, Chambless DL, Barber JP, Milrod BL. Лечение сопутствующих тревожности и настроения когнитивно-поведенческой и психодинамической терапией панического расстройства. J Psychiatr Res. 2019 июль;114:34-40. [PubMed: 31015099]

      3.

      Зилча-Мано С., Юбэнкс С.Ф., Муран Д.К. Внезапные успехи в альянсе когнитивно-поведенческой терапии по сравнению с краткосрочной реляционной терапией. J Consult Clin Psychol. 2019Июнь; 87 (6): 501-509. [Бесплатная статья PMC: PMC6533161] [PubMed: 31008637]

      4.

      de Jonge M, Bockting CLH, Kikkert MJ, van Dijk MK, van Schaik DJF, Peen J, Hollon SD, Dekker JJM. Профилактическая когнитивная терапия по сравнению с обычным уходом за пациентами, отвечающими на когнитивно-поведенческую терапию: рандомизированное контролируемое исследование. J Consult Clin Psychol. 2019 июнь;87(6):521-529. [PubMed: 31008635]

      5.

      Толин Д.Ф., Вуттон Б.М., Леви Х.К., Халлион Л.С., Уорден Б.Л., Дифенбах Г.Дж., Жаккард Дж., Стивенс М.С. Эффективность и медиаторы групповой когнитивно-поведенческой терапии расстройства накопительства: рандомизированное исследование. J Consult Clin Psychol. 2019Июль; 87 (7): 590-602. [PubMed: 31008633]

      6.

      Heenan A, Pipe A, Lemay K, Davidson JR, Tulloch H. Когнитивно-поведенческая терапия бессонницы, разработанная специально для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями: предварительное исследование. Behav Sleep Med. 2020 май-июнь;18(3):372-385. [PubMed: 31007057]

      7.

      Janse A, Bleijenberg G, Knoop H. Прогнозирование долгосрочных результатов после когнитивно-поведенческой терапии синдрома хронической усталости. Дж. Психосом Рез. 2019Июн; 121:93-99. [PubMed: 31006534]

      8.

      Webb CA, Stanton CH, Bondy E, Singleton P, Pizzagalli DA, Auerbach RP. Когнитивные и поведенческие навыки в когнитивно-поведенческой терапии для подростков с депрессией: дезагрегация внутрипациентных и межпациентных эффектов на изменение симптомов. J Consult Clin Psychol. 2019 май;87(5):484-490. [Бесплатная статья PMC: PMC6506214] [PubMed: 30998049]

      9.

      Cuijpers P, Noma H, Karyotaki E, Cipriani A, Furukawa TA. Эффективность и приемлемость форматов проведения когнитивно-поведенческой терапии у взрослых с депрессией: сетевой метаанализ. Джама Психиатрия. 201901 июля; 76 (7): 700-707. [Бесплатная статья PMC: PMC6583673] [PubMed: 30994877]

      10.

      O’Cleirigh C, Safren SA, Taylor SW, Goshe BM, Bedoya CA, Marquez SM, Boroughs MS, Shipherd JC. Когнитивно-поведенческая терапия травм и заботы о себе (CBT-TSC) у мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами с историей сексуального насилия в детстве: рандомизированное контролируемое исследование. СПИД Поведение. 2019 сен;23(9):2421-2431. [Бесплатная статья PMC: PMC7271561] [PubMed: 30993478]

      11.

      Сахранавард С., Эсмаили А., Салехиния Х., Бехдани С. Эффективность группового обучения управлению стрессом на основе когнитивно-поведенческой терапии в отношении тревожности, выносливости и самоэффективности у студенток-медиков. J Educ Health Promot. 2019;8:49. [Бесплатная статья PMC: PMC6432834] [PubMed: 30993142]

      12.

      Локк А.Б., Кирст Н., Шульц К.Г. Диагностика и лечение генерализованного тревожного расстройства и панического расстройства у взрослых. Ам семейный врач. 2015 01 мая; 91 (9): 617-24. [В паблике: 25955736]

      13.

      Рупке С.Дж., Блекке Д., Ренфроу М. Когнитивная терапия депрессии. Ам семейный врач. 2006 01 января; 73 (1): 83-6. [PubMed: 16417069]

      14.

      Фелт Б.Т., Бирманн Б., Кристнер Дж.Г., Кочхар П., Харрисон Р.В. Диагностика и лечение СДВГ у детей. Ам семейный врач. 2014 01 октября; 90 (7): 456-64. [PubMed: 25369623]

      15.

      Коффи С.Ф., Бандуччи А.Н., Винчи К. Общие вопросы о когнитивно-поведенческой терапии психических расстройств. Ам семейный врач. 2015 01; 9 ноября2(9):807-12. [PubMed: 26554473]

      16.

      Ву С.И., Родаковский Дж.Л., Терхорст Л., Карп Дж.Ф., Филдс Б.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *