ᐉ Когнитивное направление исследований личности предпринимателя
Для когнитивного подхода к исследованию личности характерно положение о том, что любое оптимальное поведение направлено на максимизацию пользы и эффективности при минимуме затрат. В отечественной психологии такой подход рассматривается как прагматический вариант принципа адаптивности. Прагматический вариант анализа исходит из определения предпринимателя как человека «рационального», а предпринимательские действия или решения как приспособительного образования, как утилитарной полезной деятельности.
Когнитивная психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, которое возникло в конце 50 — начале 60-х гг. XX в. Главная задача когнитивной психологии — доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). В связи с этим центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (Г. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони).
Помимо тех характеристик личности предпринимателя, которые, были рассмотрены выше, предпринимателю приписывается наличие специфических особенностей когнитивного стиля — относительно устойчивых индивидуальных показателей познавательных процессов, которые выражаются в используемых познавательных стратегиях.
В качестве особенностей когнитивного стиля выделяются инновативность мышления в противоположность адаптивности, преобладание интуитивного мышления над рациональным, функционирование особого рода «эвристик», креативность мышления.
Одной из базовых характеристик личности предпринимателя является инновативность, которая предполагает способность создания и внедрения различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
В рамках когнитивного направления исследований личности предпринимателя разработана концепция инновативности-адаптивности как отличительных характеристик когнитивного стиля предпринимателей и менеджеров (Киртон).
Автор концепции предлагает рассматривать инновативность предпринимателя как специфический когнитивный стиль, для которого свойственно «продуцировать «разрывы» в привычных паттернах мышления и поведения, изменять вещи, делая их иными, а не улучшать старое до бесконечности. Инновативности предпринимателя Киртон противопоставляет адаптивность когнитивного стиля менеджера, который предпочитает решать проблемы привычным способом и вносить изменения только в рамках установленных организационных норм, улучшая уже существующий и отлаженный порядок вещей, вникать в мельчайшие детали проблемы. Это вполне объяснимо, поскольку предприниматель, в отличие от менеджера, является хозяином собственной фирмы и обладает большей степенью свободы.Сравнительное исследование предпринимателей и правительственных чиновников, проведенное Киртоном, показало значимые различия по шкале адаптивности-инновативности (KIA).
В последние годы в когнитивной психологии активно разрабатывается целое направление по исследованию принятия решений в ситуации неопределенности и риска. Анализ когнитивных аспектов предпринимательской деятельности позволил некоторым исследователям сделать предположение о том, что предприниматели могут действовать иначе, чем другие люди вследствие наличия особого рода эвристик и особого характера функционирования этих эвристик в ситуации риска. Именно наличие когнитивных эвристик помогает предпринимателю принимать неординарные решения, проявлять креативность в экономической сфере деятельности. Например, если в ситуации неопределенности и риска предприниматель не припоминает ничего аналогичного включенным в нее элементам, вместо восприятия их как истинных, то он инстинктивно уклоняется от данной ситуации. Предприниматели быстрее других видят сходство между ситуациями и действуют под влиянием воспринимаемого сходства раньше, чем кто бы то ни был другой.
Применительно к контексту предпринимательства когнитивная теория предлагает эвристику «репрезентативности» и эвристику «конкретности». По поводу первой К.-Э. Вернерид высказывает мнение, что предприниматели «сопротивляются соблазну репрезентативности», провоцирующему принимать решение на основании сходства ситуации или объекта с определенным классом ситуаций или объектов, а не на основании статистических оценок частоты их встречаемости. Предприниматели создают собственные «ниши» или классы ситуаций и объектов, существенно отличающиеся от принятых. Суть второй заключается в том, что люди склонны помнить информацию точно в таком же виде, в каком она была ими получена. Тот же К.Э. Вернерид считает, что на основании реальных случаев предпринимательского успеха, известных из чужой или собственной практики, предприниматели способны переформулировать имеющуюся информацию так, что создается возможность коррекции и изменения стандартного способа действий в соответствии со своими пред-ставлениями, а не действовать стереотипно.
На основе ряда исследований информационных процессов у предпринимателей Гилад выделяет три сферы достаточно уникальных информационных интересов:
- а) исследование возможностей или информационную «бдительность»;
- б) информационную «предубежденность» в принятии решений;
- в) специфические информационные механизмы в ситуации неудачи.
Информационная «бдительность» означает постоянное отслеживание, «просеивание» информации при относительном иммунитете к предвзятым мнениям.
Гилад также установил ряд когнитивных различий между предпринимателями и менеджерами. Предприниматели стремятся получать информацию, связанную с бизнесом, из более широких источников. В этом информационном поиске предприниматели стремятся избежать ошибок, тогда как менеджеры стремятся избежать ошибок в исполнительской деятельности. Гиладом также было установлено, что деньги определяют восприятие ситуации лишь в самом начале предпринимательской деятельности. В период стабильности информационные процессы в предпринимательстве определяются предвидением будущего своего «дела» как основной движущей силой.Результаты когнитивных исследований предпринимателей и попытки выделения универсальных характеристик личности предпринимателя носят весьма противоречивый характер, хотя теоретически и методически когнитивный подход к личности предпринимателя в зарубежной психологии достаточно разработан. Следует отметить, что различные теоретические подходы предлагают противоположные когнитивные характеристики личности предпринимателя.
Сравнивая когнитивные стили предпринимателей и менеджеров, Гэсс приписывает предпринимателю «ограниченный временной горизонт, урезанную временную перспективу», конкретность мышления и интерес к деталям и отмечает, что «рационально- менеджерская идеология бизнеса имеет тенденцию к связи с более сложными, интегрированными способами мышления, по сравнению с интуитивно-предпринимательской идеологией, где преобладают простые когнитивные структуры». Гэсс связывает догматичность предпринимателей с низкими показателями инновации и темпов роста фирмы.
Когнитивное направление в психологии развития
Предпосылки развития когнитивного направления.
Теория морального развития Л. Колберга.
Теория развития умений К. Фишера.
Развитие как решение задач (Р. Кейз).
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
7.1. Предпосылки развития когнитивного направления
Когнитивные теории развития ведут начало из философской теории познания. Пересекаясь с биологией, теория познания смыкается с решением задачи адаптации индивида к окружающей социальной и предметной среде. Основная цель этого направления — выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию.
Немецкий ученый Э. Мейман предложил периодизацию психического развития, критерием в которой являются этапы интеллектуального развития:
Стадия фантастического синтеза (от рождения до 7 лет). Дети обобщают отдельные ощущения без системы и логики, поэтому получаемые ими понятия далеки от реальности.
Стадия анализа (7 – 12 лет). Ведущей становится не интеграция, а дифференциация, т.е. разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, расчленив понятие на части и формируя адекватное представление об этих частях. На этой стадии возможно начало систематического обучения детей.
Стадия рассудочного синтеза (12 – 16 лет). Формируется операциональное мышление, появляется возможность интегрировать отельные понятия, которые усвоили на предыдущем этапе, и получать научные представления об этих частях.
Э. Клапаред выделил следующие этапы в психическом развитии:
От рождения до 2 лет – у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано, главным образом, с развитием восприятия.
От 2 до 3 лет – у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях.
От 3 до 7 лет – начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы.
От 7 до 12 лет – начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, т.к. их интеллектуальное развитие связано с формирование специальных интересов.
7.3. Теория морального развития л. Колберга
Л. Колберг критиковал Ж. Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются как бы в стороне. Он поставил вопрос — какие познавательные схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь (которая появляется у детей в определенном возрасте и имеет свои этапы развития), страх (также являющийся возрастным явлением), воровство (присуще каждому в детском возрасте). Пытаясь ответить на эти вопросы, Л. Колберг обнаружил ряд интересных фактов в детском развитии, которые позволили ему построить теорию морального развития ребенка.
В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 вида ориентации, образующих иерархию: 1) ориентацию на авторитеты, 2) ориентацию на обычаи, и 3) ориентацию на принципы.
Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддержанную Л. С. Выготским идею, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания (табл. 7-2).
1. Доморальному (предконвенциональному) уровню соответствуют: стадия 1 — ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и стадия 2 — ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды — послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения.
2. Конвенциональной морали соответствуют: стадии 3 — модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и стадия 4 — установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).
3. Автономная мораль переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5А — человек осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет стадия 5В — релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого — стадия 6 — формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.
В последних работах Л. Колберг ставит вопрос о существовании еще 7-й, высшей стадии, когда моральные ценности выводятся из более общих философских постулатов; однако этой стадии достигают, по его словам, лишь немногие.
Таблица 7-3. Стадии морального развития по Л. Колбергу
Логическая стадия | Моральная стадия |
Символическая, интуитивная мысль | Стадия 0 — хорошо то, чего я хочу и что мне нравится |
Конкретные операции, этап 1 | Стадия 1 — послушание из страха наказания |
Конкретные операции, этап 2 | Стадия 2 — наивный инструментальный релятивизм, гедонизм, обмен услугами |
Формальные операции, этап 1 | Стадия 3 — ориентация на менее значимых других, конформность (межличностная или групповая перспектива) |
Формальные операции, этап 2 | Стадия 4 — ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка (общественная перспектива) |
Формальные операции, этап 3 | Стадия 5А — утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора (социальный контракт) Стадия 5В — ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 — ориентация на универсальный этический принцип |
Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гондурасе, Индии, Кении, Новой Зеландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность относительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последовательности. С высшими стадиями дело обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индивидуального развития человека, сколько от степени социальной сложности общества, в котором он живет.
Усложнение и дифференциация общественных отношений является предпосылкой автономизации моральных суждений. Кроме того, стиль моральных суждений индивида неизбежно зависит от того, в чем данное общество видит источник нравственных предписаний — будет ли то Божья воля, общинное установление или просто логическое правило. Центр тяжести проблемы переносится, таким образом, с умственного развития индивида на социально-структурные характеристики общества, макро- и микросоциальной среды, от которой непосредственно зависит степень его личной автономии.
Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Он считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого носит спонтанный характер, а потому никакая метрика здесь невозможна.
Тематические исследования организационной психологии — Когнитивное направление
Повышение вовлеченности сотрудников и снижение текучести кадров в производственной компании
Компания Cognitive Direction работала с производственной компанией над повышением вовлеченности сотрудников и сокращением текучести кадров. Мы провели оценку рабочих мест, разработали программу благополучия сотрудников и провели тренинги по эмоциональному интеллекту для сотрудников и руководителей. В результате компания значительно увеличила вовлеченность сотрудников и снизила текучесть кадров.
Улучшение командного общения и сотрудничества в технологической фирме
Cognitive Direction работала с технологической фирмой над улучшением командного общения и сотрудничества. Мы проводили семинары по построению команды, предоставляли услуги по разрешению конфликтов и посредничеству, а также предлагали руководителям тренинги по лидерству. В результате компания добилась заметного улучшения взаимодействия и совместной работы в команде, что привело к повышению производительности и улучшению результатов.
Разрешение конфликтов на рабочем месте и улучшение коммуникации в розничной сети
Cognitive Direction работала с розничной сетью над решением конфликтов на рабочем месте и улучшением коммуникации. Мы предоставили услуги по разрешению конфликтов и посредничеству, разработали коммуникационные семинары и провели оценку культуры на рабочем месте. В результате компания увидела снижение текучести кадров и повышение удовлетворенности сотрудников и командной работы.
Содействие развитию лидерства и коучинг в организации здравоохранения
Cognitive Direction сотрудничала с организацией здравоохранения, чтобы способствовать развитию лидерства и коучингу. Мы предоставили услуги по обучению и коучингу лидеров, провели программы обучения эмоциональному интеллекту и разработали инициативы по созданию команды. В результате в организации улучшились лидерские качества, повысилась вовлеченность сотрудников и улучшились результаты лечения пациентов.
Повышение устойчивости и психического здоровья сотрудников в финансовой компании
Компания Cognitive Direction работала с финансовой компанией над повышением устойчивости и психического здоровья сотрудников. Мы проводили программы обучения управлению стрессом и устойчивости, оказывали психологическую поддержку и консультационные услуги, а также разработали инициативы по оздоровлению сотрудников. В результате в компании сократилось количество прогулов, повысилось самочувствие и производительность сотрудников.
Создание культуры разнообразия и инклюзивности в некоммерческой организации
Cognitive Direction работала с некоммерческой организацией над созданием культуры разнообразия и инклюзивности. Мы разработали программы обучения разнообразию и инклюзивности, создали ресурсные группы для сотрудников и провели оценку, чтобы определить области, требующие улучшения. В результате организация увидела рост удовлетворенности и вовлеченности сотрудников, что привело к большему успеху в достижении своей миссии.
Лучшее агентство по коучингу и благополучию— Награды в области образования и обучения 2020 г.
Познакомьтесь с нашими экспертами по организационной психологии и благополучию — Cognitive Direction
В Cognitive Direction мы сотрудничаем с лучшими в отрасли: ведущими психологами, экспертами в области корпоративного здравоохранения, консультантами по благополучию и практикующими терапевтами, чтобы помочь вам добиться успеха
Джеймс Роуз (MBPsS)
Джеймс — отмеченный наградами консультант по благополучию и терапевт. -Бытие, развитие лидерства, управление эффективностью и корпоративное психическое здоровье. Выпускник Оксфордской школы драмы, он сначала окончил бизнес-исследования в Университете Роберта Гордона, а затем получил степень магистра психологии в Биркбеке, Лондонский университет. Он является членом Британского психологического общества (BPS).
Брент Маги (MBPsS, MBACP)
Брент — опытный психотерапевт и психолог-тренер, в основном работающий со смесью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и психодинамической теории. Брент сначала окончил факультет социальных наук в Колледже Южной Темзы, а затем получил степень бакалавра психологии с отличием в Вестминстерском университете. Он имеет диплом по психотерапии Риджент-колледжа в Лондоне и является членом Британской ассоциации консультирования и психотерапии (BACP).
Ивана Петрович (CIM)
Ивана — старший специалист по маркетингу и специалист по благополучию с более чем 15-летним опытом работы в сфере B2B и B2C со стартапами, малыми и средними предприятиями и компаниями FTSE. Она является членом Чартерного института маркетинга (CIM), а также имеет квалификацию по цифровой стратегии и планированию Института цифрового маркетинга.
Максвелл Аддо (MBPsS, MBACP)
Максвелл — полностью квалифицированный интегративный терапевт, использующий различные навыки и техники (гуманистические, психодинамические, экзистенциальные, когнитивно-поведенческие) для наилучшей поддержки коллективных или индивидуальных целей. Имея опыт поддержки клиентов из творческих индустрий и корпоративного происхождения, его области интересов включали проблемы с идентичностью, истинным / ложным я, управлением отношениями и динамикой власти. Он аккредитован Британской ассоциацией консультантов и психотерапевтов и зарегистрирован в Британском психологическом обществе.
Иветт Аддо (MBACP)
Иветт является полностью квалифицированным интегративным консультантом и членом Британской ассоциации консультантов и психотерапевтов (MBACP). Ее опыт включает консультирование по гигиене труда для международных консалтинговых фирм по вопросам управления и местных органов власти государственного сектора. Иветт работает вместе с благотворительными организациями по борьбе с наркотиками и алкоголем в качестве «специалиста-наставника», а также оказывает поддержку студентам высших учебных заведений (HE) с диагнозом психического здоровья в 350 учреждениях высшего образования (HEP) в Великобритании.
Sylvy Early (UKCP, MBACP)
Сильви имеет более чем двадцатипятилетний опыт работы в NHS, включая специализированное консультирование уполномоченных NHS и негосударственных служб, обладая обширным опытом в отношении рака и другие ограничивающие жизнь заболевания. Sylvy также поддерживает практику врачей общей практики в первичной медико-санитарной помощи, чтобы обеспечить лечение клиентов с проблемами зависимости. Ассоциированный член Британской ассоциации практиков гуманистической психологии (AHPP), член Британской ассоциации психологического консультирования и психотерапии (BACP) и обученный консультант Cruse по вопросам тяжелой утраты.