Когнитивное направление представляет собой: что это за подход / Skillbox Media

Содержание

Когнитивное направление в политической метафорологии

Библиографическое описание:

Алиханова, И. М. Когнитивное направление в политической метафорологии / И. М. Алиханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6605/ (дата обращения: 29.05.2023).

Язык переживает глобальные потрясения, которые больше всего затронули лексику. Ярким примером тому может стать политический язык, который представляет собой сложное и изменчивое явление, обусловленное множественностью интересов, высокой политической активностью граждан и столкновением ценностей традиционного и обновляющегося общества. В последнее время внимание специалистов все больше и больше привлекают Метафоры, используемые при обсуждении политической жизни общества,, которые стремятся выяснить, как и почему рождаются эти метафоры, в какой мере они отражают социальную психологию, политические процессы и личностные качества их участников. В современной зарубежной науке сложилось несколько основных направлений в исследовании политической метафоры. Первое из них развивает традиционные взгляды на метафору, восходящие еще к Аристотелю. В данном случае метафора понимается как украшение мысли, способствующее успешности воздействия на адресата. Также это направление называют риторическим, в связи с ее характеристиками украшения речи. По отношению к семантическим и стилистическим исследованиям метафора изучается на основе когнитивного подхода, в котором метафора представляет собой форму мышления, эффективную в условиях осмысления каких-то новых реалий.

Основоположниками этого направления принято считать М. Джонсона и Дж. Лакоффа, однако когнитивный подход к метафоре возник значительно раньше.

Центральное место в когнитивной лингвистике занимает проблема категоризации окружающей действительности, важную роль в которой играет метафора как проявление аналоговых возможностей человеческого разума. Метафору в современной когнитивистике принято определять как ментальную операцию, как способ познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира.

Основными предпосылками когнитивного подхода к исследованию метафоры стали положения о ее ментальном характере (онтологический аспект) и познавательном потенциале (эпистемологический аспект).

На феномен метафоричности мышления обращали внимание Д. Вико, Ф. Ницше, А. Ричардс, К. Льюис, С. Пеппер, Ф. Барлетт, М. Бирдсли, Х. Ортега-и-Гассет, Э. МакКормак, П. Рикер, Э. Кассирер, М. Блэк, М. Эриксон и другие исследователи. Еще в 1967 г. М. Осборн указывал на то обстоятельство, что человек склонен метафорически ассоциировать власть с верхом, а все нежелательные символы помещать внизу пространственной оси, что, по сути, соответствует классу ориентационных метафор в теории концептуальной метафоры [Osborn 1967].

Все рассмотренные исследования способствовали становлению когнитивного подхода к метафоре, но именно в книге Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Metaphors We Live by» [1980] была разработана теория, которая привнесла системность в описание метафоры как когнитивного механизма и продемонстрировала большой эвристический потенциал применения теории в практическом исследовании. Как и их предшественники, авторы постулировали, что метафора не ограничивается лишь сферой языка, а сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафора как феномен сознания проявляется не только в языке, но и в мышлении, и в действии. «Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы думаем и действуем, по сути своей метафорична» [Лакофф, Джонсон 2004: 25]. Такой подход позволил окончательно вывести метафору за рамки языковой системы и рассматривать ее как феномен взаимодействия языка, мышления и культуры.

Согласно теории концептуальной метафоры в основе метафоризации лежит процесс взаимодействия между структурами знаний (фреймами и сценариями) двух концептуальных доменов — сферы-источника (source domain) и сферы-мишени (target domain). В результате однонаправленной метафорической проекции (metaphorical mapping) из сферы-источника в сферу-мишень сформировавшиеся в результате опыта взаимодействия человека с окружающим миром элементы сферы-источника структурируют менее понятную концептуальную сферу-мишень, что составляет сущность когнитивного потенциала метафоры. Базовым источником знаний, составляющих концептуальные домены, является опыт непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, причем диахронически первичным является физический опыт, организующий категоризацию действительности в виде простых когнитивных структур — «схем образов». Метафорическая проекция осуществляется не только между отдельными элементами двух структур знаний, но и между целыми структурами концептуальных доменов. Предположение о том, что при метафорической проекции в сфере-мишени частично сохраняется структура сферы-источника, получило название гипотезы инвариантности (Invariance Hypothesis) [Lakoff 1990, Turner 1990]. Благодаря этому свойству становятся возможными метафорические следствия (entailments), которые в метафорическом выражении эксплицитно не выражены, но выводятся на основе фреймового знания. Таким образом, когнитивная топология сферы-источника в некоторой степени определяет способ осмысления сферы-мишени и может служить основой для принятия решений и действия.

Конвенциональные метафорические соответствия между структурами знаний (концептуальные метафоры) согласованы с определенной культурой и языком. Например, концептуальная метафора ARGUMENT IS WAR (СПОР — ЭТО ВОЙНА) согласована с базовыми ценностями культуры носителей английского языка. Метафора не столько средство описания спора в понятиях войны, сколько устойчивый способ осмысления спора: можно проиграть или выиграть спор, оппонент воспринимается как противник, спорящие разрабатывают стратегии, занимают позиции, «расстреливают» (shoot down) аргументы противника и т. д. Вместе с тем можно «представить культуру, в которой спор рассматривается как танец, участники — как танцоры, а цель заключается в гармоническом и эстетически привлекательном танце», а не в победе над противником [Лакофф 2004: 26–27]. Концептуальные метафоры «являются неотъемлемой частью культурной парадигмы носителей языка» [Lakoff 1993: 210], укоренены в сознании людей и настолько привычны, что нередко не осознаются как метафоры.

В типологии американских исследователей концептуальные метафоры разделяются на три основные группы: структурные, онтологические и ориентационные. В структурных метафорах когнитивная топология сферы-мишени является моделью для осмысления сферы-мишени (ARGUMENT IS WAR), онтологические метафоры категоризируют абстрактные сущности путем очерчивания их границ в пространстве (MIND IS MACHINE) или c помощью персонификации (Inflation is eating up our profits), ориентационные метафоры отражают оппозиции, в которых зафиксирован наш опыт пространственной ориентации в мире (GOOD IS UP, BAD IS DOWN).

Многообразие современных исследований по концептуальной метафоре свидетельствует не только о непрекращающемся, но и растущем интересе к теории Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Утверждение о том, что концептуальные метафоры охватывают всю сферу человеческого опыта и обладают значимым когнитивным потенциалом, на сегодняшний момент подкрепляется многочисленными исследованиями концептуальной метафоры, охватывающими практически большинство сфер человеческой деятельности.

Сфера применения эвристик этой теории постоянно расширяется за счет включения в научные изыскания материалов все большего количества языков: примером могут служить публикации, посвященные концептуальным метафорам в арабском, китайском, чагга, японском, эскимосских и других языках [Ahrens 2002; Ahrens et al. 2004; Chung et al. 2003a, 2003b, 2003c; Emanatian 1995; Fienup-Riordan 1994; Hiraga 1991; Maalej www; Yu 2000; 2003; 2004]. Еще одно направление развития названной теории — это обращение к метафорическому потенциалу невербальных семиотических систем, то есть исследование концептуальной метафоры в карикатуре [Bergen 2003], жестах [Cienki 2004], в визуальном ряде креолизованных текстов [Шинкаренкова 2005; Чудакова 2005].

Когнитивная метафора обычно и противопоставляется традиционному пониманию феномена, возводимому к Аристотелю, исследователи все чаще отмечают, что именно Аристотель первым указал на познавательный потенциал метафоры. Философы последующих поколений не обратили должного внимания на указанную Аристотелем способность «метафоры проникать в сущность вещей» [Лакофф 2004: 213], а «представители естественных наук относились к метафоре пренебрежительно, как лежащему за пределами грамматики средству, характеризующему неряшливое мышление, а не как к законному теоретическому инструменту» [МакКормак 1990: 372].

Вскоре после выхода монографии Дж. Лакоффа и М. Джонсона появилась и первая работа по изучению роли концептуальной метафоры в научном мышлении [Gentner 1982], в которой автор продемонстрировал на конкретных примерах, что в основе концептуальной метафоры и научной аналогии лежит один и тот же процесс когнитивной проекции из одного концептуального домена в другой. На настоящий момент исследования когнитивного потенциала метафоры в получении научного знания получили широкое распространение: влияние концептуальной метафоры на развитие научных идей исследовалось применительно к самой философии, а также биохимии, истории, математике, педагогике, политологии, психологии, генетике, экономике и многим другим научным направлениям [Ивина 2003; Avise 2001; Baars 1998; Brown 2001; Fernandez-Duque, Johnson 1999; Graham 2001; Lakoff, Nunez 2000; Lorenz 1998; Rohrer 1995; Thagard, Beam 2004 и др.] Особенное распространение получили исследования концептуальной метафоры в сфере политической коммуникации.

Перспективы применения когнитивных эвристик к политическому дискурсу были намечены Дж. Лакоффом и М.Джонсоном [1980]. Помимо общей характеристики теории концептуальной метафоры, американские исследователи рассмотрели следствия милитарной метафоры Дж. Картера и показали, что, казалось бы, совершенно лишенная эмоциональной оценки метафора ТРУД — ЭТО РЕСУРС позволяет скрывать антигуманную сущность экономической политики государств как с рыночной, так и с тоталитарной экономикой. Положение о том, что субъект склонен реагировать не на реальность как таковую, а скорее на собственные когнитивные репрезентации реальности, приводит к выводу, что и поведение человека непосредственно определяется не столько объективной реальностью, сколько системой репрезентаций человека. Из этого следует, что выводы, которые мы делаем на основе метафорического мышления, могут формировать основу для действия. Это объясняет особенно повышенный интерес современных исследователей к концептуальной метафоре в сфере политической коммуникации по всему миру (А.
 Н. Баранов, Д. Берхо, ТС. Вершинина, Р. Дирвен, П. Друлак, Р. Каган, Ю. Н. Караулов, А. А. Каслова, Х. Келли-Холмс, В. Кеннеди, И. М. Кобозева, В. Кристол, Дж. Лакофф, Дж. Лавтон, М. Луома-ахо, Дж. Люл, Дж. Милликен, С. Н. Муране, А. Мусолфф, В. О’Реган, Р. Пэрис, Е. Рефайе, Т. Рорер, А. Б. Ряпосова, О. Санта Ана, Н. А. Санцевич, Е. Семино, Т. Г. Скребцова, А. В. Степаненко, Дж. Торнборроу, Ю. Б. Феденева, И. Хеллстен, Р. Хюльcсе, А. Ченки, П. Чилтон, Н. М. Чудакова, А. П. Чудинов, Й. Цинкен и др.)

Политическая метафора — значимый инструмент манипуляции общественным сознанием. Вместе с тем, как показал еще Дж. Лакофф [Lakoff 1991], предлагаемые политиками метафоры лишены аргументативной силы, если они не согласуются с концептуальными прототипами того или иного общества.

Литература:

1.                  Шейгал Е. И. Невербальные знаки политического дискурса // Основное высшее и дополнительное образование: проблемы дидактики и лингвистики: Сб. научн. трудов. — Волгоград: Политех, 2000 — C. 157 –161.

2.                  Чудинов А. П. Метафорическое моделирование образа России в современном агитационно-политическом дискурсе // Язык. Система. Личность. — Екатеринбург, 2000.

3.                  Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. — Москва: Прогресс, 1987. — С. 88–125.

4.                  Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago, 1980.

5.                  Holly Holly W. Credibility and Political Language // Language, Power and Ideology. — Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins, 1989. — Pp. 115–135. 1989, c 129

Основные термины (генерируются автоматически): концептуальная метафора, метафора, ARGUMENT, WAR, когнитивный подход, структура знаний, BAD, метафорическая проекция, политическая коммуникация, политическая метафора.

Наука о невысказанном: что такое когнитивная лингвистика

Чему бы мы ни учились, мы вряд ли сможем обойтись без языка. Но язык — не только инструмент для передачи информации или ключ к процессам познания: он отчасти сам формирует ту реальность, которую мы познаем.

Взаимодействием языка и познания занимается когнитивная лингвистика. По просьбе T&P кандидат филологических наук и эксперт по корпоративным коммуникациям Оксана Смирнова поговорила с лингвистом-когнитологом Андреем Кибриком о том, как мы структурируем знания, о чем говорим, когда не говорим, и какой у всего этого прикладной смысл.
Лингвист, доктор филологических наук, директор Института языкознания РАН

— Что такое когнитивная лингвистика — если попробовать объяснить максимально просто?

— Для начала надо объяснить, что такое вообще лингвистика. Вы удивитесь, но есть много недоразумений, связанных уже с этим термином. Иногда так называют преподавание иностранных языков, у многих лингвистика ассоциируется с правилами правописания — но на самом деле это все абсолютно периферийные вещи.

Лингвистика — одна из фундаментальных наук, которая изучает, как люди владеют и пользуются языком. Развернутый членораздельный язык — это наша главнейшая особенность, один из очень немногих четких признаков, по которым мы отличаемся от близкородственных биологических видов, например от шимпанзе. И лингвистика занимается им во всех аспектах.

Так исторически сложилось, что людям проще и удобнее изучать мироздание, поделив его на кусочки. Поэтому, например, разные факультеты в университете занимаются разными науками, хотя в реальной жизни все это неразделимо. Иногда границы начинают абсолютизироваться, и идет борьба за чистоту той или иной дисциплины. От этого очень пострадала лингвистика в XX веке: ученые настаивали на том, что язык — это вещь в себе и для себя и изучать его надо отдельно от всех остальных явлений и процессов.

А когнитивная лингвистика — это как раз противоположный подход.

В основе когнитивной лингвистики лежит убеждение о том, что язык теснейшим образом связан со всеми мыслительными и познавательными процессами человека,

с запоминанием, с извлечением данных из памяти, с передачей сведений от одного мозга к другому. И языковой компонент в этом сложном комплексе — всего лишь один из многих. Поэтому когнитивная лингвистика открыта для контакта с соседними науками — психологией, нейрофизиологией, философией, искусственным интеллектом.

Эта дисциплина начиналась в основном с исследований в области лексической семантики, значений слов. Само явление значения слова основано на том, что человеку свойственно дробить действительность на категории: есть кошка, а есть собака. И разные слова в языке обозначают разные классы в реальности.

Но как быть с нечеткими категориями? Возьмем класс «стул»: кресло или табуретка — это еще стул или уже нет? Вроде бы это языковой вопрос — как мы понимаем слово «стул», а с другой стороны, здесь подключаются и другие науки. Когнитивная лингвистика помогает со всем этим разобраться.

Онлайн- и офлайн-явления в языке

— Какими основными понятиями оперирует когнитивная лингвистика сегодня?

— Если говорить о российской лингвистике, то в какой-то момент ее захлестнула лавина работ и диссертаций по концептам❔Концепт в когнитивной лингвистике
Понятие, которое зафиксировано в языке, отражает культурно-исторический опыт народа и особенности мировосприятия — личного и общественного. Пример — концепт «собака» в сознании маленького ребенка. Его базовые признаки (мохнатый зверь с ушами, четырьмя лапами и мокрым носом, умеет лаять и гоняется за кошками) совпадут у разных детей, а вот периферийные будут различаться для малыша, у которого дома живет чихуахуа, и для ребенка, познакомившегося на даче у бабушки с кавказской овчаркой. — Прим. О.С., именно им долго уделялось особенное внимание. Дошло до того, что наш главный лингвистический журнал «Вопросы языкознания», издаваемый Институтом русского языка РАН, предупреждает авторов, что работы по изучению «концептов» не относятся к приоритетной проблематике, и оставляет за собой право не рассматривать их.

С чем связано такое решение, ведь на первый взгляд вроде бы ничего плохого в концептах нет? Этот вопрос очень непростой, один из возможных ответов на него лежит на поверхности и связан с тем, что так называемая концептология — это бесконечный процесс. Фактически почти любому слову можно приписать концепт, а слов в языке сотни тысяч. Сколько же нам потребуется диссертаций, чтобы описать каждый концепт? Вроде бы и неплохое упражнение, но смущает именно бесконечность, повторяемость и однотипность таких работ. Я не изучал детально этот вопрос, но, возможно, это просто более легкий путь, и поэтому многие по нему идут. Мне лично кажется более важным заниматься ключевыми, центральными темами языкознания.

Один из классиков когнитивной лингвистики, которые, собственно, и заявили об этой науке в конце 70-х годов, американец Джордж Лакофф в своих книгах «Метафоры, которыми мы живем» и «Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении», помимо концептов, рассматривает такие понятия, как концептуальная метафора❔Концептуальная (или когнитивная) метафора
Прием мышления о мире, воплощенный в языке. Состоит в том, что более сложная для понимания область объясняется через более простую. Например, бизнес как спорт или как война («Мы взяли отличный темп и будем бежать еще быстрее»; «Отсылать армии мерчендайзеров»), жизнь как путешествие («Земную жизнь пройдя до половины…»), горе как жидкость («хлебнуть / испить горя»).  — Прим. О.С. и метонимия❔Когнитивная метонимия
Еще один базовый прием мышления, когда один ясно понимаемый или легко воспринимаемый аспект чего-либо используется для обозначения вещи в целом или какого-либо другого ее аспекта или части. Например, «Кремль молчит» (молчит не само здание Кремля, а люди, которые в нем работают), «читать Пушкина» (не самого поэта как человека, а его произведения), «выпить целую чашку» (то есть ее содержимое, а не сам сосуд). — Прим. О.С., категория❔Категория
Конкретная ячейка в системе знаний и представлений человека о мире и о себе самом, которая отображает определенный фрагмент действительности в нашем сознании. При ответе на вопрос «Что это?» или «Кто это?» мы используем категории базового уровня, они различаются для разных людей. Например, для абсолютного большинства базовой категорией будет слово «собака», а для кинолога — немецкая овчарка, пудель или той-терьер. — Прим. О.С., прототип.❔Прототип
Самый типичный представитель категории, ее эталон, в котором присутствуют все типичные признаки категории. Например, воробья можно считать прототипом категории «птица», а страуса — вряд ли. Аналогично немецкая овчарка для большинства людей будет считаться лучшим прототипом категории «собака», чем той-терьер. — Прим. О.С.

Они очень важны для понимания того, как хранятся и структурируются знания в языке, но и здесь есть определенная узость.

— Какая?

— Дело в том, что язык имеет две основные функции: хранение знаний о мире и обмен этими знаниями между людьми. Вслед за классиками Лакоффом и Лангакером западная когнитивная лингвистика традиционно уделяет больше внимания первой части — лексической семантике, структуре знаний, хранению, памяти. Я называю все это офлайновым аспектом языка, установка на его изучение сохраняется и до сих пор. А онлайновые явления — то есть все, что связано с интерактивной функцией языка, речевым взаимодействием между людьми, или дискурсом, — из программы выпадает.

И я как раз этой онлайновой частью интересуюсь больше всего. В моей докторской диссертации «Анализ дискурса в когнитивной перспективе» я писал о том, что это ничуть не в меньшей степени когнитивное направление, но там важнее другие аспекты — например, не долговременная память, а оперативная, то, в каком порядке мы обрабатываем некий минимальный объем информации, как делимся ею с собеседником.

Когнитивное обязательство

— Как когнитивная лингвистика соотносится со смежными дисциплинами?

Уже упомянутый мной Джордж Лакофф сформулировал так называемое когнитивное обязательство:

чтобы заниматься когнитивной лингвистикой, нужно знать то, чтó известно о языке и мозге в том числе и соседним наукам.

Я считаю, что это абсолютно неизбежно: нельзя закрываться в рамках своей области и просто домысливать, что думают, например, психологи про мышление, сознание и память, — надо реально изучать их труды.

Несколько лет я руководил Межрегиональной ассоциацией когнитивных исследований. Эта ассоциация проводит серию конференций, где происходит взаимное «опыление» людей с разным профессиональным бэкграундом. Лично для меня это сыграло огромную роль: я стал другим человеком, стараясь вникнуть в то, как психологи и нейрофизиологи думают, как строят исследования, как приходят к своим выводам, какие у них понятийные категории и так далее. Именно по этому пути должно идти развитие.

С 2003 года проходит серия международных семинаров под названием «Эмпирические методы в когнитивной лингвистике» — их цель как раз в том, чтобы не только теоретизировать, сидя в кресле, как устроены язык и мозг человека, но и заниматься в том числе и нейроисследованиями, которые отвечают на теоретические вопросы. Так что когнитивная лингвистика активно взаимодействует и с нейролингвистикой, и с экспериментальной лингвистикой.

Есть у нас точки пересечения и с компьютерной лингвистикой — областью искусственного интеллекта, которая занимается приложениями, работающими с языком. Ее классические направления — это вопросно-ответные системы (в том числе популярные сегодня чат-боты. — Прим. О.С.), системы автоматического распознавания символов и речи (АVR — automatic voice recognition, который используется в колл-центрах с автоответчиками и роботами. — Прим. О.С.), автоматического перевода и автоматического реферирования текста. Во всех этих системах огромную роль играет машинное обучение, а чтобы грамотно его организовать, необходимо хорошо разбираться в алгоритмах и закономерностях человеческого мышления.

Но в то же время, конечно, есть масса людей, которым уютно в своей привычной нише — тут и со своей-то наукой не разберешься, а еще и соседние надо изучать, это сложно, тяжело, да и зачем?

— А как другие ученые относятся к этому направлению?

— К сожалению, сегодня мы наблюдаем некоторый скепсис по отношению к когнитивной лингвистике, и он, увы, имеет объективные причины. Дело в том, что иногда люди, которые ассоциируют себя с этой дисциплиной, работают на недостаточно высоком уровне и в какой-то мере компрометируют всю идею. Появилось очень много исследований и диссертаций, где используется это броское слово, но дальше общего ментализма и декларации о том, что язык как-то связан с мышлением, дело не идет.

При этом и сама лингвистика в целом по-прежнему продолжает сопротивляться когнитивному подходу: установка XX века на то, что язык — это особая и ни с чем не связанная вещь в себе, оказалась безумно сильна.

Источник: giphy.com

Слова, жесты, взгляды

— Какие направления актуальны для современной когнитивной лингвистики?

В последнее время когнитивная лингвистика стала активно изучать мультимодальность — то, как люди общаются друг с другом не только словами, но и интонацией, темпом и громкостью речи, жестами рук, движениями головы, мимикой, направлением взора.

Если мы говорим с собеседником через видеосвязь, наш контакт будет более полноценным, чем по телефону, ведь мы на самом деле передаем большýю часть информации через невербальные каналы.

Это направление меня сейчас особенно интересует.

Пять лет я вел проект российского научного фонда «Язык как он есть», где мы изучали мультимодальный, или мультиканальный, дискурс: то, как люди одновременно задействуют множество коммуникативных каналов и как информация делится между этими каналами. Этим занимаются и мои зарубежные коллеги-когнитологи. Например, американец Алан Ченки, профессор Свободного университета Амстердама и заведующий лабораторией в МГЛУ, вместе с московскими специалистами работает на стыке когнитивной лингвистики и мультимодальности, изучая, в частности, жестикуляцию носителей русского языка.

— А были исследования, как мультимодальность влияет на адресата речи?

Да, конечно — на одной из недавних конференций мы с коллегами рассказывали о результатах нашего исследования, как слушающие следят за жестами говорящего.

Во время речи люди в среднем примерно половину времени жестикулируют. По тому, куда смотрит слушающий, можно судить, на что он обращает внимание. Чтобы отследить глазодвигательную активность участников, мы использовали айтрекинговые очки, и выяснилось, что практически постоянно люди смотрели на лицо говорящего — в глаза и на рот, но какую-то долю времени и на руки. Значит,

нам не безразлично, как наши собеседники жестикулируют, мы извлекаем из этого какую-то информацию для себя.

При этом есть довольно серьезное индивидуальное варьирование: разные люди в разной степени обращают внимание на жестикулирующие руки, но в целом доля времени заметная.

Это явление подробно изучает один из ведущих российских психолингвистов, профессор МГУ им.  Ломоносова и моя коллега по научным исследованиям Ольга Федорова.

В конце прошлого века много говорили об исследовании американского психолога Альберта Меграбяна, на которое и сегодня часто опираются тренеры по ораторскому искусству. Он подсчитал, что 55% информации мы извлекаем из визуального канала коммуникаций, 38% — из интонации, а из слов только 7%. На мой взгляд, это сильный перебор: все-таки вербальный компонент у человека остается ключевым, хоть и другие тоже есть. Все это надо изучать эмпирически, и здесь перед нами огромный путь.

Когнитивная лингвистика на случай важных переговоров

— В когнитивных исследованиях есть примеры анализа политических, бытовых, художественных текстов. А кто-нибудь когда-нибудь анализировал с позиций когнитивной лингвистики бизнес-дискурс?

— Конечно, есть такие работы. Приведу один пример. В лекциях студентам я рассказываю о так называемых жанровых схемах — это шаблоны, по которым строится текст определенного жанра, и цитирую исследование ученого Кеннета Конга из Гонконга о схемах деловых писем, которое проводилось в конце прошлого века. Тогда Гонконг еще был британским и только готовился к передаче в состав Китая, поэтому изучались две группы бизнесменов — китайцы и британцы по происхождению.

Автор сравнивал схемы их писем и при определенном сходстве обнаружил любопытные культурно-специфические различия. В частности, британцы сразу берут быка за рога, они уже в первой строке задают цель своего письма. А китайские бизнесмены подводят к теме постепенно, стараются сначала затянуть автора в свои задачи, расположить его к себе несколькими ходами, а потом уже сообщать о своем предложении.

Я на протяжении 20 лет рассказываю об этом нашим московским студентам и прошу их представить себя бизнесменом, пишущим деловое письмо партнерам. Кем вы себя представите, китайцем или британцем? Двадцать лет назад почти единодушно студенты выбирали китайский способ, но за это время произошло очень сильное западное влияние, и сейчас уже более половины склоняются к англосаксонскому варианту, когда нужно сразу прямо сказать, а уж читатель сам решит — выбросить в корзину или читать дальше. Это мое мини-исследование показывает тенденцию, которая увязывает характеристики делового дискурса с культурными стереотипами.

— Для предпринимателей язык — не только средство общения, но и средство продажи, убеждения. На помощь им приходят сторителлинг, нейрокопирайтинг, инфостиль… Как вы считаете, в обозримом будущем открытия когнитивной лингвистики помогут людям создавать более эффективные тексты для бизнеса, или все же эта наука скорее о другом?

— Это непростой вопрос… Был такой случай — один знакомый психолог пригласил меня выступить с лекцией перед сотрудниками компании, которая занимается рекламой. Я пришел, но сразу почувствовал, что мои знания на практике не очень применимы напрямую к их области…

Дело в том, что когнитивная лингвистика все-таки скорее относится к теоретическим, чем к прикладным наукам, поэтому прямых и однозначных инструкций от нее ждать не стоит. Но вместе с тем те же исследования в области мультимодальности могут иметь огромное количество практических аспектов, в том числе и для прикладных задач, которые рождаются в новых областях — и для робототехники, и для криминалистики, и для бизнеса. Я вполне допускаю, что в будущем к нашему коллективу кто-то обратится с запросом о продолжении этих разработок для практических целей, но пока таких запросов не было.

Что читать и слушать: выбор Андрея Кибрика

Статьи, сайты и лекции, посвященные когнитивной лингвистике

Цикл регулярных семинаров Института перспективных исследований мозга МГУ, руководит которыми директор Института, нейробиолог, профессор, член-корреспондент РАН Константин Владимирович Анохин (внук известного советского физиолога, создателя теории функциональных систем академика Петра Кузьмича Анохина). На сайте доступны архивы с видеозаписями всех прошедших семинаров за последние три года. Следующий цикл пройдет осенью в МГУ.

Мы с коллегами выпускаем этот электронный журнал раз в квартал с 2014 года, статьи публикуются на русском и английском языках. Все материалы доступны для бесплатного скачивания в формате PDF.

На этом сайте собраны все материалы ежегодных конференций «Когнитивная наука в Москве: новые исследования».

Этот портал о современной фундаментальной науке регулярно публикует интервью с российскими и зарубежными учеными, анонсирует последние научные открытия и результаты экспериментов, которые могут изменить нашу жизнь. Есть здесь и моя видеолекция о когнитивной лингвистике, где я подробно рассказал о теории метафор, когнитивном обязательстве и автономной концепции языка.

Крупнейшие центры когнитивных исследований

  • Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований (Москва)

  • Центр когнитивных исследований филологического факультета МГУ (Москва)

  • Институт когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ (Москва)

  • Курчатовский комплекс НБИКС-природоподобных технологий (нано-, био-, инфо-, когнитивные и социогуманитарные науки) (Москва)

  • Российская ассоциация лингвистов-когнитологов (Тамбов)

  • Лаборатория когнитивных исследований факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета

  • Международная ассоциация когнитивных исследований

  • Славянская ассоциация когнитивной лингвистики Гарвардского университета

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс. Дзен.

Измените культуру своего рабочего места с помощью экспертных услуг по организационной психологии и благополучию — Cognitive Direction

Самый ценный актив организации — ее люди. Ставя во главу угла их психологическое благополучие, мы развиваем культуру преуспевающих людей и процветающий бизнес

Преобразуйте свое рабочее место:

Наши консультационные услуги по организационной психологии и благополучию

    Our experienced consultants will work with you to understand your unique challenges and goals, and develop a program that meets your needs.<\/p>", "button": { "buttonText": "Make It", "buttonLink": "#" }, "mediaFocalPoint": { "x": 0.5, "y": 0.5 }, "imageId": "63fe8687781df0619edd4df2", "image": { "id": "63fe8687781df0619edd4df2", "recordType": 2, "addedOn": 1618497258405, "updatedOn": 1618953736794, "starred": false, "passthrough": false, "workflowState": 1, "publishOn": 1618497258405, "authorId": "620ad60a2cdf400c5387d0b6", "systemDataId": "1618497259178-6XJGK9GR6YAVBQL5L519", "systemDataVariants": "2500×1518,100w,300w,500w,750w,1000w,1500w,2500w", "systemDataSourceType": "JPG", "filename": "20140301_Trade-151_012-2. jpg", "mediaFocalPoint": { "x": 0.5, "y": 0.5, "source": 3 }, "colorData": { "topLeftAverage": "ebf1f3", "topRightAverage": "f7fbfc", "bottomLeftAverage": "807855", "bottomRightAverage": "1f261d", "centerAverage": "698aa5", "suggestedBgColor": "e4ecee" }, "urlId": "uipiejemhjjsn3yd5q8nryeyx59o5w-cbyb4-8axs5-l9lnk", "title": "", "body": null, "likeCount": 0, "commentCount": 0, "publicCommentCount": 0, "commentState": 2, "unsaved": false, "author": { "id": "620ad60a2cdf400c5387d0b6", "displayName": "James Rose", "firstName": "James", "lastName": "Rose", "bio": "" }, "assetUrl": "https://images. squarespace-cdn.com/content/v1/5ec321c2af33de48734cc929/1618497259178-6XJGK9GR6YAVBQL5L519/20140301_Trade-151_012-2.jpg", "contentType": "image/jpeg", "items": [ ], "pushedServices": { }, "pendingPushedServices": { }, "recordTypeLabel": "image", "originalSize": "2500×1518" } }, { "title": "Mental Health Support and Counseling Services", "description": "<p class=\"\" data-rte-preserve-empty=\"true\" style=\"white-space:pre-wrap;\"><\/p><p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Our mental health support and counseling services are evidence-based and designed to be flexible and tailored to the specific needs of your organization. By prioritizing mental health in the workplace, you can improve employee engagement and productivity, reduce absenteeism and turnover, and create a more positive workplace culture. <\/p>", "button": { "buttonText": "Make It" }, "imageId": "63fe8687781df0619edd4df5", "image": { "id": "63fe8687781df0619edd4df5", "recordType": 2, "addedOn": 1618422235028, "updatedOn": 1618426532265, "starred": false, "passthrough": false, "workflowState": 1, "publishOn": 1618422235028, "authorId": "620ad60a2cdf400c5387d0b6", "systemDataId": "1607694583486-2PQT0LQ193RL7MCB6DX4", "systemDataVariants": "5000×3333,100w,300w,500w,750w,1000w,1500w,2500w", "systemDataSourceType": "JPG", "filename": "20140228_Trade 151_0046.jpg", "mediaFocalPoint": { "x": 0.5, "y": 0.5, "source": 3 }, "colorData": { "topLeftAverage": "f4fafa", "topRightAverage": "f0f5f8", "bottomLeftAverage": "2d352e", "bottomRightAverage": "272e26", "centerAverage": "cfdbe4", "suggestedBgColor": "f4fafa" }, "urlId": "usk5m637hqnbzi5ue05hgb1jq44dny-58bcd-earty-l5e4n-8l5ps", "title": "", "body": null, "likeCount": 0, "commentCount": 0, "publicCommentCount": 0, "commentState": 2, "unsaved": false, "author": { "id": "620ad60a2cdf400c5387d0b6", "displayName": "James Rose", "firstName": "James", "lastName": "Rose", "bio": "" }, "assetUrl": "https://images. squarespace-cdn.com/content/v1/5ec321c2af33de48734cc929/1607694583486-2PQT0LQ193RL7MCB6DX4/20140228_Trade+151_0046.jpg", "contentType": "image/jpeg", "items": [ ], "pushedServices": { }, "pendingPushedServices": { }, "recordTypeLabel": "image", "originalSize": "5000×3333" } }, { "title": "Workplace Culture Assessments", "description": "<p class=\"\" data-rte-preserve-empty=\"true\" style=\"white-space:pre-wrap;\"><\/p><p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Our workplace culture assessments are designed to be comprehensive and evidence-based, and are tailored to the specific needs of your organization. We use a variety of quantitative and qualitative methods, including surveys, interviews, focus groups, and observation, to gather data on your organizational culture. <\/p>", "button": { "buttonText": "Click Here", "buttonLink": "/" }, "image": null }, { "title": "Health and Wellness Programs", "description": "<p class=\"\" data-rte-preserve-empty=\"true\" style=\"white-space:pre-wrap;\"><\/p><p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Our health and wellness programs are evidence-based and designed to be practical and sustainable, ensuring that your employees can integrate healthy habits into their daily lives. By investing in employee well-being, you can improve employee engagement, reduce absenteeism and turnover, and create a more positive workplace culture.<\/p>", "button": { "buttonText": "Click Here", "buttonLink": "/" }, "image": null }, { "title": "Team-Building and Communication Workshops", "description": "<p class=\"\" data-rte-preserve-empty=\"true\" style=\"white-space:pre-wrap;\"><\/p><p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Our workshops are evidence-based and designed to be interactive and engaging, ensuring that your employees can apply the skills they learn in their daily work. By investing in team-building and communication workshops, you can improve employee engagement, increase productivity, and create a more positive and collaborative workplace culture.<\/p>", "button": { "buttonText": "Click Here", "buttonLink": "/" }, "image": null }, { "title": "Leadership Development and Coaching Services", "description": "<p class=\"\" data-rte-preserve-empty=\"true\" style=\"white-space:pre-wrap;\"><\/p><p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Our experienced coaches and consultants use evidence-based approaches to help your leaders and managers develop the skills they need to succeed. By investing in leadership development and coaching services, you can improve employee engagement, increase productivity, and create a more positive and innovative workplace culture. <\/p>", "button": { "buttonText": "Click Here", "buttonLink": "/" }, "image": null }, { "title": "Conflict Resolution and Mediation Services", "description": "<p class=\"\" data-rte-preserve-empty=\"true\" style=\"white-space:pre-wrap;\"><\/p><p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Our experienced mediators and conflict resolution specialists use evidence-based approaches to help you resolve conflicts effectively and efficiently. By investing in conflict resolution and mediation services, you can reduce the negative impacts of conflicts on your workplace, improve employee engagement, and create a more positive and productive workplace culture.<\/p>", "button": { "buttonText": "Click Here", "buttonLink": "/" }, "image": null }, { "title": "Emotional Intelligence (EI)", "description": "<p class=\"\" data-rte-preserve-empty=\"true\" style=\"white-space:pre-wrap;\"><\/p><p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Our emotional intelligence training programs are evidence-based and designed to be engaging and interactive, ensuring that your employees can apply the skills and knowledge they learn in their daily work. By investing in emotional intelligence training programs, you can improve employee engagement, increase productivity, and create a more positive and innovative workplace culture.<\/p>", "button": { "buttonText": "Click Here", "buttonLink": "/" }, "image": null }, { "title": "Diversity and Inclusion Training Programs", "description": "<p class=\"\" data-rte-preserve-empty=\"true\" style=\"white-space:pre-wrap;\"><\/p><p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Our diversity and inclusion training programs are evidence-based and designed to be engaging and interactive, ensuring that your employees can apply the skills and knowledge they learn in their daily work. By investing in diversity and inclusion training programs, you can improve employee engagement, reduce turnover, and create a more positive and innovative workplace culture. <\/p>", "button": { "buttonText": "Click Here", "buttonLink": "/" }, "image": null } ], "styles": { "imageFocalPoint": { "x": 0.5, "y": 0.5 }, "imageOverlayOpacity": 0.3, "backgroundColor": "white", "sectionTheme": "white", "imageEffect": "none", "backgroundMode": "image", "backgroundImage": null }, "video": { "filter": 1, "videoFallbackContentItem": null, "nativeVideoContentItem": null, "videoSourceProvider": "none" }, "backgroundImageFocalPoint": null, "backgroundImageId": null, "options": { "maxColumns": 3, "isCardEnabled": true, "isMediaEnabled": false, "isTitleEnabled": true, "isBodyEnabled": true, "isButtonEnabled": false, "mediaAspectRatio": "3:2", "layoutWidth": "full", "mediaWidth": { "value": 100, "unit": "%" }, "mediaAlignment": "center", "contentWidth": { "value": 75, "unit": "%" }, "titleAlignment": "center", "bodyAlignment": "center", "buttonAlignment": "center", "titlePlacement": "center", "bodyPlacement": "center", "buttonPlacement": "center", "cardVerticalAlignment": "top", "contentOrder": "media-first", "verticalPaddingTop": { "value": 3. 3, "unit": "vmax" }, "verticalPaddingBottom": { "value": 3.3, "unit": "vmax" }, "spaceBetweenColumns": { "value": 60, "unit": "px" }, "spaceBetweenRows": { "value": 60, "unit": "px" }, "spaceBetweenContentAndMedia": { "value": 4, "unit": "%" }, "spaceBelowTitle": { "value": 1, "unit": "%" }, "spaceBelowBody": { "value": 4, "unit": "%" }, "cardPaddingTop": { "value": 20, "unit": "px" }, "cardPaddingRight": { "value": 20, "unit": "px" }, "cardPaddingBottom": { "value": 20, "unit": "px" }, "cardPaddingLeft": { "value": 20, "unit": "px" }, "titleFontSize": "heading-2", "bodyFontSize": "paragraph-2", "buttonFontSize": "button-medium", "customOptions": { "customTitleFontSize": { "value": 1. 2, "unit": "rem" }, "customBodyFontSize": { "value": 0.9, "unit": "rem" }, "customButtonFontSize": { "value": 0.8, "unit": "rem" } } }, "layout": "simple", "isSectionTitleEnabled": true, "sectionTitle": "<p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Transform Your Workplace: <\/p><p class=\"\" style=\"white-space:pre-wrap;\">Our Organizational Psychology and Well-Being Consultancy Services<\/p>", "spaceBelowSectionTitle": { "value": 40, "unit": "px" }, "sectionTitleAlignment": "center", "isSectionButtonEnabled": true, "sectionButton": { "buttonText": "Contact Us", "buttonLink": "/contact", "buttonNewWindow": false }, "sectionButtonSize": "large", "sectionButtonAlignment": "center", "spaceAboveSectionButton": { "value": 40, "unit": "px" } }» data-media-alignment=»center» data-title-alignment=»center» data-body-alignment=»center» data-button-alignment=»center» data-title-placement=»center» data-body-placement=»center» data-button-placement=»center» data-layout-width=»full» data-title-font-unit=»rem» data-description-font-unit=»rem» data-button-font-unit=»rem» data-space-between-rows=»60px» data-space-between-columns=»60px» data-vertical-padding-top-value=»3. 3″ data-vertical-padding-bottom-value=»3.3″ data-vertical-padding-top-unit=»vmax» data-vertical-padding-bottom-unit=»vmax»>
  • Программы обучения управлению стрессом и устойчивости

    Наши программы обучения управлению стрессом и устойчивости разработаны, чтобы быть практичными, основанными на фактических данных и адаптированными к конкретным потребностям вашей организации. Наши опытные консультанты будут работать с вами, чтобы понять ваши уникальные проблемы и цели и разработать программу, которая соответствует вашим потребностям.

  • Услуги по поддержке и консультированию в области психического здоровья

    Наши услуги поддержки и консультирования в области психического здоровья основаны на фактических данных и разработаны таким образом, чтобы быть гибкими и адаптированными к конкретным потребностям вашей организации. Уделяя приоритетное внимание психическому здоровью на рабочем месте, вы можете повысить вовлеченность и производительность сотрудников, сократить прогулы и текучесть кадров, а также создать более позитивную культуру на рабочем месте.

  • Оценка культуры на рабочем месте

    Наша оценка культуры на рабочем месте разработана так, чтобы быть всесторонней и основанной на фактических данных, и адаптирована к конкретным потребностям вашей организации. Мы используем различные количественные и качественные методы, включая опросы, интервью, фокус-группы и наблюдения, для сбора данных о вашей организационной культуре.

  • Программы здоровья и хорошего самочувствия

    Наши программы здоровья и хорошего самочувствия основаны на фактических данных и разработаны так, чтобы быть практичными и устойчивыми, гарантируя, что ваши сотрудники смогут внедрить здоровые привычки в свою повседневную жизнь. Инвестируя в благополучие сотрудников, вы можете повысить вовлеченность сотрудников, сократить прогулы и текучесть кадров, а также создать более позитивную культуру на рабочем месте.

  • Семинары по созданию команды и общению

    Наши семинары основаны на фактических данных и разработаны так, чтобы быть интерактивными и увлекательными, гарантируя, что ваши сотрудники смогут применять полученные навыки в своей повседневной работе. Инвестируя в семинары по формированию команды и общению, вы можете улучшить вовлеченность сотрудников, повысить производительность и создать более позитивную и совместную рабочую культуру.

  • Услуги по развитию лидерских качеств и коучингу

    Наши опытные тренеры и консультанты используют научно обоснованные подходы, чтобы помочь вашим лидерам и менеджерам развить навыки, необходимые им для достижения успеха. Инвестируя в услуги по развитию лидерства и коучингу, вы можете улучшить вовлеченность сотрудников, повысить производительность и создать более позитивную и инновационную культуру на рабочем месте.

  • Разрешение конфликтов и посреднические услуги

    Наши опытные посредники и специалисты по разрешению конфликтов используют подходы, основанные на фактических данных, чтобы помочь вам эффективно и действенно разрешать конфликты. Инвестируя в услуги по разрешению конфликтов и посредничеству, вы можете уменьшить негативное влияние конфликтов на свое рабочее место, повысить вовлеченность сотрудников и создать более позитивную и продуктивную рабочую культуру.

  • Эмоциональный интеллект (ЭИ)

    Наши программы обучения эмоциональному интеллекту основаны на фактических данных и разработаны так, чтобы быть интересными и интерактивными, гарантируя, что ваши сотрудники смогут применять навыки и знания, которые они получают, в своей повседневной работе. Инвестируя в программы обучения эмоциональному интеллекту, вы можете улучшить вовлеченность сотрудников, повысить производительность и создать более позитивную и инновационную культуру на рабочем месте.

  • Программы обучения разнообразию и инклюзивности

    Наши программы обучения разнообразию и инклюзивности основаны на фактических данных и разработаны так, чтобы быть интересными и интерактивными, гарантируя, что ваши сотрудники смогут применять навыки и знания, которые они получают, в своей повседневной работе. Инвестируя в программы обучения разнообразию и инклюзивности, вы можете повысить вовлеченность сотрудников, снизить текучесть кадров и создать более позитивную и инновационную культуру на рабочем месте.

Связаться с нами

Лучшее агентство по коучингу и благополучию
— Награды в области образования и обучения 2020 г.

Что такое когнитивное отвлечение?

Многие автомобильные аварии вызваны «когнитивным отвлечением» водителя. Когнитивное отвлечение — это просто еще один способ описать невнимательность водителя.

Невнимательность водителя может быть так же опасна, как вождение в нетрезвом виде. Безопасный водитель обращает внимание на дорогу, в то время как рассеянный водитель, напротив, буквально не видит, что находится перед ним. Обращать внимание на дорогу означает обращать внимание на то, что находится перед вами, что находится по бокам и что находится позади вас. Невнимательность к дороге является халатностью и может иметь решающее значение при признании виновным в ДТП.

Примеры когнитивных отвлечений

Когнитивные отвлечения — это все, что заставляет водителя отрывать взгляд от дороги. Нередко вы наслаждаетесь прослушиванием хорошей песни по радио и подпеваете, и, прежде чем вы это осознаете, вы мчитесь по шоссе со скоростью 85 миль в час. Это когнитивное отвлечение. Некоторые из наиболее распространенных форм когнитивного отвлечения во время вождения включают:

  • чтение карты на коленях
  • обращение с детьми на заднем сиденье
  • смена станции на радио
  • смотреть на что-то или кого-то на обочине дороги
  • глядя в сторону
  • чтение во время вождения
  • , относящийся к iPod, iPhone, iPad или любому другому электронному устройству
  • разговор по телефону без громкой связи
  • смс
  • доставать что-то из бардачка
  • поднять что-то с пола
  • регулировка сиденья
  • сморкаться
  • достать что-нибудь из кармана
  • доставать что-то с заднего сиденья
  • есть или пить

Обратитесь к опытному адвокату по вопросам вождения в условиях рассеянного внимания

По телефону Polito & Harrington мы предлагаем индивидуальное и внимательное обслуживание при рассмотрении вашего дела о травмах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *