37. Когнитивный бихевиоризм Эдварда Толмена.
Между тем, в кругу бихевиористов появились выдающиеся психологи, поставившие этот постулат под сомнение. Первым из них был профессор университета Беркли (Калифорния), американец Эдвард Толмен (1886-1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные — зависимая переменная (реакция).
Среднее звено (промежуточные переменные) — не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.
Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.
Толмен свои идеи изложил в книгах «Целевое поведение у животных и человека», «Когнитивные карты у крыс и человека». Экспериментальную работу вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.
Результаты опытов Толмена, изложенные в его основной работе «Целенаправленное поведение у животных и человека» (1932), заставили критически переосмыслить краеугольную схему бихевиоризма S R («стимул — реакция»).
Сама по себе идея целенаправленного поведения противоречила программным установкам основателя бихевиоризма Уотсона. Для бихевиористов классического толка целенаправленность поведения подразумевает допущение о наличии сознания.
На это Толмен заявлял, что для него не имеет значения, обладает организм сознанием или нет. Как и подобает бихевиористу, он сосредоточил внимание на внешних, наблюдаемых реакциях. Он предположил, что причины поведения включают пять основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Поведение является функцией всех этих переменных, что может быть выражено математическим уравнением.
Между наблюдаемыми независимыми переменными и результирующим поведением Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, которые назвал промежуточными переменными. Эти промежуточные переменные фактически являются детерминантами поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, которые связывают стимулирующую ситуацию с наблюдаемой реакцией.
Таким образом, формула S R должна читаться как SOR. Промежуточными переменными является все, что связано с О, то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение.
Однако, оставаясь на позициях бихевиоризма, Толмен отдавал себе отчет: поскольку промежуточные переменные не подлежат объективному наблюдению, то они не представляют никакой практической пользы для психологии, если только их не удается увязать с экспериментальными (независимыми) и поведенческими (зависимыми) переменными.
Классическим примером промежуточной переменной является голод, который невозможно увидеть у подопытного существа (будь то животное или человек). И тем не менее голод можно вполне объективно и точно увязать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.
Кроме того, его можно увязать с объективной реакцией или с переменной поведения, — например, с количеством съеденной пищи или со скоростью ее поглощения. Таким образом, данный фактор становится доступным для количественного измерения и экспериментальных манипуляций.
В теории промежуточные переменные оказались весьма полезной конструкцией. Однако практическое воплощение такого подхода потребовало такой громадной работы, что Толмен в конце концов оставил всякую надежду «составить полное описание хотя бы одной промежуточной переменной».
Полученные в опытах результаты заставили Толмена отказаться и от принципиального для всей поведенческой доктрины закона эффекта, открытого Торндайком. По его мнению, подкрепление оказывает на научение довольно слабый эффект.
Толмен предложил собственную когнитивную теорию научения, полагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает возникающие связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Таким путем организм познает окружающий его мир. Такие создаваемые научением связи Толмен назвал гештальт-знаками.
Историки науки высказывают смелое предположение, что отец бихевиоризма Джон Уотсон страдал специфическим расстройством — ан-идеизмом, то есть был начисто лишен воображения, что заставляло его все наблюдаемые феномены трактовать сугубо буквально.
Толмену в творческом воображении не откажешь, однако и он свои теоретические рассуждения строил на объективно наблюдаемых феноменах. Что же такого он увидел в своих экспериментах, что заставило его выйти за рамки представлений Уотсона?
Вот крыса бегает по лабиринту, беспорядочно пробуя то удачные (можно двигаться дальше), то неудачные (тупик) ходы. Наконец она находит еду. При последующих прохождениях лабиринта поиск пищи придает поведению крысы целенаправленность.
С каждым разветвлением ходов связываются некоторые ожидания. Крыса приходит к «пониманию» того, что определенные признаки, ассоциирующиеся с развилкой, наводят или не наводят на то место, где находится вожделенная пища.
Если ожидания крысы оправдываются и она действительно находит пищу, то гештальт-знак (то есть признак, ассоциирующийся с некоторой точкой выбора) получает подкрепление. Таким образом животное вырабатывает целую сеть гештальт-знаков по всем точкам выбора в лабиринте. Толмен назвал это когнитивной картой.
Эта схема представляет собой то, что выучило животное, а не просто набор некоторых моторных навыков. В известном смысле, крыса приобретает всеобъемлющее знание своего лабиринта, в иных условиях — иной окружающей ее среды. В ее мозге вырабатывается нечто вроде полевой карты, позволяющей перемещаться в нужном направлении, не ограничиваясь фиксированным набором заученных телодвижений.
В классическом эксперименте, описанном во многих учебниках, представления Толмена нашли наглядное и убедительное подтверждение. Лабиринт, использованный в этом опыте, был крестообразной формы. Крысы одной группы всегда находили пищу в одном и том же месте, даже если для того, чтобы до нее добраться, им при разных точках входа в лабиринт приходилось иногда поворачивать не направо, а налево. Моторные реакции при этом, понятно, отличались, но когнитивная карта оставалась прежней.
Крысы второй группы были поставлены в такие условия, что им каждый раз нужно было повторять одни и те же движения, но пища при этом всякий раз находилась на новом месте.
Например, начиная путь с одного конца лабиринта, крыса находила пищу, только повернув на определенной развилке направо; если же крысу запускали с противоположной стороны, то для того, чтобы добраться до пищи, ей все равно нужно было повернуть направо.
Эксперимент показал, что крысы первой группы — те, кто «изучали» и «усваивали» общую схему ситуации, ориентировались гораздо лучше, чем крысы второй группы, которые воспроизводили заученные реакции.
Толмен предположил, что у человека имеет место нечто похожее. Человек, которому удалось хорошо сориентироваться в какой-то местности, легко может пройти из одной точки в другую разными маршрутами, в том числе и незнакомыми.
Другой эксперимент исследовал латентное научение, то есть такое, которое невозможно наблюдать в то время, когда оно фактически происходит.
Голодную крысу помещали в лабиринт и давали ей возможность свободно бродить по нему. Некоторое время никакой пищи крыса не получала, то есть подкрепления не происходило. Толмена интересовало, имеет ли место какое-либо научение в такой неподкрепляемой ситуации.
Наконец, после нескольких неподкрепленных проб крысе давали возможность найти пищу. После этого скорость прохождения лабиринта резко возрастала, что показало наличие некоторого научения в период отсутствия подкрепления. Показатели этой крысы очень быстро достигали того же уровня, что и у крыс, получавших подкрепление при каждой попытке.
Было бы неправильно воспринимать Толмена как «крысиного наставника», далекого от человеческих проблем. Его статья с показательным названием «Когнитивные карты у крыс и у человека» (доступная и в переводе на русский язык) стала не только собранием доказательств против схемы S ® R, но и страстным призывом уменьшить уровень царящих в обществе фрустрации, ненависти и нетерпимости, порожденных узкими когнитивными картами.
КОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Э.ТОЛМЕНА
В отличие от Скиннера, Халла и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью СР. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и какее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться.
Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена (1886-1959). Последователь Уотсона, американский психолог Эдуард Чейс Толмен в 1948 году подверг сомнению схему S—»R, считая ее слишком упрощенной. Он приходит к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы психическими процессами данного индивида (J), зависящими от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула. Формула Уотсона у Толмена приобрела иной вид: S—*J—*R, где средним членом являются промежуточные переменные. Он выделил три главные группы таких «промежуточных переменных»: потребностная система, система ценностных мотивов (предпочтений одних объектов другим) и переменные бихевиори-ального поля (ситуация, в которой совершается действие).
Такие промежуточные переменные, как цели, намерения, гипотезы и др. формально являются функциональными эквивалентами сознания, но вводятся они здесь как «конструкты», о которых следует судить исключительно по свойствам поведения. Например, «цель, намерение» у животного можно определять в видимой внешним наблюдателем поисковой активности, которая прекращается при получении нужного объекта, а при повторных опытах животное путь к нужному объекту находит быстрее. Получение объекта в данном опыте и будет составлять намерение, или цель, а это уже свойство поведения, и нет необходимости для объяснений привлекать понятие сознания.
В опытах Толмена устанавливалось, что при обучении крыс нахождению корма в лабиринте речь шла не о простом механическом усвоении ими кратчайшего пути по типу связи между стимулом и реакцией, а своего рода усвоении ими значения стимула. Обученное животное почему-то сразу справлялось и с «усложненными» заданиями (типа перекрытием пути преградой) без нового научения. Отсюда Толмен заключил, что поток сигналов из внешней среды преобразуется мозгом в своеобразные «когнитивные карты-схемы » (или образы ситуаций), которые помогают определять адекватные действия при изменениях ситуации. Эти карты создаются внешне незаметно (латентное научение) и отражают значение различных стимулов и существующих между ними связей. Таким образом, «закон упражнения» Торндайка должен быть пересмотрен. Упражнение — это не упрочение связи между раздражителем и двигательным ответом, а образование новых «познавательных карт», «знаковых геш-тальтов» или «матриц ценностей-убеждений».
При обучении сложным психомоторным навыкам (например, игре на музыкальных инструментах) также формируются когнитивные стратегии, направленные на выработку строгих последовательных движений и их программирование в зависимости от желаемого результата. Кроме выработки навыков, в бихевиоризме к когнитивным формам научения также относят научение путем инсайта, путем рассуждений, абстрагирования и обобщения.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
КОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Э.ТОЛМЕНА
От 250 руб
Контрольная работа
КОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Э.ТОЛМЕНА
От 250 руб
Курсовая работа
КОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Э.ТОЛМЕНА
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Когнитивно-поведенческая терапия — InformedHealth.
orgСоздано: 7 августа 2013 г.; Последнее обновление: 8 сентября 2016 г.; Следующее обновление: 2022 г.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — одна из наиболее распространенных и наиболее изученных форм психотерапии. Это комбинация двух терапевтических подходов, известных как когнитивная терапия и поведенческая терапия.
Какие методы лечения применяются, зависит от болезни или проблемы, которую необходимо лечить. Однако основной принцип терапии всегда один и тот же: то, что мы думаем, как мы себя чувствуем и как мы ведем себя, тесно взаимосвязано, и все эти факторы оказывают решающее влияние на наше самочувствие.
Что такое когнитивная терапия?
Термин «когнитивный» происходит от латинского «cognoscere», что означает «распознавать». Суть когнитивной терапии состоит в том, чтобы сформировать четкое представление о ваших собственных мыслях, установках и ожиданиях. Цель состоит в том, чтобы выявить и изменить ложные и неприятные убеждения, потому что зачастую проблемы вызывают не только сами вещи и ситуации, но и то значение, которое мы им придаем.
Например, опасной моделью мышления может быть то, что кто-то немедленно делает отрицательные выводы из происшедшего, обобщает их и применяет к аналогичным ситуациям. В психологии такой обобщенный способ мышления называется «сверхобобщением». Еще одна досадная ошибка в рассуждениях — «катастрофизация»: если происходит что-то тревожное, люди тут же делают преувеличенные выводы о масштабах предполагаемой катастрофы.
Подобные модели мышления иногда могут перерасти в самоисполняющиеся пророчества и усложнить жизнь затронутым людям. Когнитивная терапия помогает людям научиться заменять эти модели мышления более реалистичными и менее вредными мыслями. Это также помогает людям мыслить более ясно и лучше контролировать свои мысли.
Как работает поведенческая терапия?
Поведенческая терапия берет свое начало в американском «бихевиоризме». Эта теория предполагает, что человеческому поведению можно научиться и, следовательно, его можно разучить или выучить заново. Поведенческая терапия направлена на то, чтобы выяснить, усложняют ли определенные модели поведения вашу жизнь или усугубляют ли ваши проблемы. На втором этапе вы работаете над изменением этих поведенческих привычек.
Например, люди, у которых развились депрессивные мысли, часто уходят в себя и отказываются от своих увлечений. В результате они чувствуют себя еще более несчастными и изолированными. Когнитивная терапия помогает выявить этот механизм и найти способы снова стать более активными.
При тревожных расстройствах поведенческая терапия часто включает методы обучения, помогающие успокоиться. Например, вы можете научиться уменьшать тревогу, сознательно вдыхая и выдыхая глубоко, чтобы ваше тело и дыхание могли расслабиться. Делая это, вы концентрируетесь на своем дыхании, а не на том, что вызывает у вас беспокойство. Подобные приемы могут помочь вам успокоиться, вместо того, чтобы нервничать.
Кстати, в Германии большинство психотерапевтов, обученных когнитивно-поведенческой терапии, называют себя поведенческими терапевтами.
Какие мысли и модели поведения вредны, а какие нет?
Вредные мысли или поведенческие привычки могут заставить людей чувствовать себя плохо. Например: вы видите знакомого на улице и здороваетесь, но он не здоровается в ответ. Ваша собственная реакция на это во многом зависит от того, как вы оцениваете ситуацию:
Реакция | Вредный | Нейтральный |
---|---|---|
Мысли | «Он проигнорировал меня – я ему больше не нравлюсь». | «Он меня не заметил — может, ему нехорошо. Я должен позвонить ему и узнать, как он себя чувствует». |
Чувства | Тот, кто так думает, чувствует себя подавленным, грустным и отвергнутым. | Эти модели мышления не вызывают никаких негативных чувств. |
Поведение | Следствием этой мысли является избегание этого человека в будущем, хотя предположение может быть совершенно ложным. | Эта мысль является подсказкой вернуться к человеку, чтобы узнать, все ли в порядке. |
Чем когнитивно-поведенческая терапия отличается от других видов психотерапии?
Когнитивно-поведенческая терапия — это проблемно-ориентированная стратегия. Он фокусируется на текущих проблемах и поиске решений для них. В отличие, например, от психоанализа, он не занимается прежде всего прошлым. Когнитивно-поведенческая терапия гораздо больше связана с решением текущих проблем. Самое главное — помочь людям помочь самим себе: они должны быть в состоянии снова справиться со своей жизнью без терапии как можно скорее. Это не означает, что когнитивно-поведенческая терапия полностью игнорирует влияние прошлых событий. Но в основном это связано с выявлением и изменением текущих тревожных мыслей и поведенческих моделей.
Аналитическая психотерапия, берущая свое начало от классического психоанализа Фрейда, использует различные методы. Здесь терапевт пытается помочь пациенту обнаружить и понять проблемы и их более глубокие причины.
Когда показана когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения таких состояний, как депрессия, тревога, обсессивно-компульсивные расстройства и зависимости. Но это также вариант лечения физических заболеваний, таких как хроническая боль, шум в ушах и ревматизм. Это может помочь облегчить симптомы.
Когнитивно-поведенческая терапия требует приверженности пациента и собственной инициативы. Терапия может быть успешной только в том случае, если пациент активно принимает участие в лечении, а также работает над своими проблемами между сеансами. Это может быть серьезной проблемой, особенно при тяжелых состояниях, таких как депрессия или тревожные расстройства. Вот почему иногда сначала используются лекарства, чтобы быстро облегчить самые тяжелые симптомы, чтобы можно было начать психотерапию.
Выбор того или иного вида психотерапии также зависит от целей. Если вы чувствуете потребность в глубоком понимании причин своих проблем, когнитивно-поведенческая терапия, вероятно, не лучший выбор. Это особенно полезно, если вас в основном интересует решение конкретных проблем, а вопрос «почему» вас интересует лишь во вторую очередь.
Как работает когнитивно-поведенческая терапия и сколько времени она занимает?
Важно, чтобы у вас и вашего психотерапевта были тесные и доверительные рабочие отношения. Иногда может потребоваться некоторое время, чтобы найти подходящего терапевта.
На первом занятии вы кратко расскажете о своих текущих проблемах и изложите свои ожидания. Это формирует основу для обсуждения целей терапии и плана терапии. План может быть скорректирован, если ваши личные цели изменятся в ходе терапии.
Терапия часто включает запись собственных мыслей в дневник в течение определенного периода времени. Затем терапевт проверит вместе с вами следующие вещи: Воспринимаю ли я вещи адекватно и реалистично? Что произойдет, если я буду вести себя иначе, чем обычно в определенной ситуации? Вы будете регулярно обсуждать любые проблемы, которые могут у вас возникнуть, и прогресс, которого вы достигли.
Когнитивно-поведенческая терапия также использует упражнения на релаксацию, методы снятия стресса и боли и определенные стратегии решения проблем.
По сравнению с подходами аналитической психотерапии когнитивно-поведенческая терапия является краткосрочным лечением. Но стандартной продолжительности когнитивно-поведенческой терапии также не существует. Некоторые люди чувствуют себя намного лучше уже после нескольких сеансов, а другим требуется лечение в течение нескольких месяцев. Это зависит, помимо прочего, от вида и серьезности проблем. Индивидуальное занятие длится около часа. Сеансы обычно проходят раз в неделю. Когнитивно-поведенческая терапия предлагается в психотерапевтических практиках, больницах и реабилитационных клиниках. Иногда также предлагается в качестве групповой терапии.
Может ли когнитивно-поведенческая терапия также иметь побочные эффекты?
Нельзя исключать побочные эффекты психотерапии. Непосредственное столкновение со своими проблемами или тревогами поначалу может быть очень напряженным, и в результате могут пострадать отношения. Крайне важно открыто поговорить со своим психотерапевтом, если во время терапии возникнут какие-либо трудности.
Практически не проводилось никаких исследований возможных побочных эффектов психотерапии.
Кто покрывает расходы?
В Германии обязательное медицинское страхование оплачивает когнитивно-поведенческую терапию для лечения психических заболеваний, таких как депрессия, тревога или обсессивно-компульсивные расстройства, а также зависимостей. Расходы на когнитивно-поведенческую терапию также могут быть покрыты для лечения тяжелых симптомов, возникающих в результате хронического заболевания. Однако иногда может пройти несколько недель или месяцев, прежде чем вы сможете обратиться к терапевту или пока страховая компания не одобрит терапию.
В Германии психотерапевтическая практика может напрямую выставить счет государственной медицинской страховой компании за пять пробных сеансов. Так вы сможете познакомиться с психотерапевтом, узнать, в чем заключаются проблемы и стоит ли терапия. После пробных занятий вы вместе с психотерапевтом должны подготовить заявление, в котором объясните, зачем нужна терапия. Вы должны подать это заявление в свою медицинскую страховую компанию, прежде чем можно будет начать терапию. Помимо этого заявления, ваша медицинская страховая компания также требует медицинского заключения от вашего врача, в котором говорится, что симптомы не вызваны физической проблемой и что нет никаких медицинских причин против психотерапии. Государственная медицинская страховая компания решает, одобрять ли терапию на основе оценки.
Источники
Институт Роберта Коха (RKI). Психотерапевтическое здравоохранение. Берлин: РКИ; 2008 г. (Федеральная отчетность о состоянии здравоохранения, буклет 41).
Информация о здоровье IQWiG написана с целью помочь люди понимают преимущества и недостатки основных вариантов лечения и здоровья услуги по уходу.
Поскольку IQWiG является немецким институтом, некоторая информация, представленная здесь, относится к Система здравоохранения Германии. Пригодность любого из описанных вариантов у конкретного случае можно определить, поговорив с врачом. Мы не предлагаем индивидуальные консультации.
Наша информация основана на результатах качественных исследований. Это написано команда медицинских работников, ученых и редакторов, а также проверенных внешними экспертами. Ты можешь найти подробное описание того, как наша медицинская информация создается и обновляется в наши методы.
Когнитивно-поведенческая терапия — StatPearls
NCBI Книжная полка. Служба Национальной медицинской библиотеки, Национальных институтов здоровья.
StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.
StatPearls [Интернет].
Показать подробности
Критерий поиска
Сума П. Чанд; Дэниел П. Кукель; Мартин Р. Хюкер.
Информация об авторе и организациях
Последнее обновление: 9 сентября 2022 г.
Непрерывное образование
В 1960-х Аарон Бек разработал когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) или когнитивную терапию. С тех пор он был тщательно изучен и признан эффективным в большом количестве исследований результатов лечения психических расстройств, включая депрессию, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, злоупотребление психоактивными веществами и расстройства личности. Также было продемонстрировано, что он эффективен в качестве дополнительного лечения при лечении серьезных психических расстройств, таких как биполярное расстройство и шизофрения. КПТ была адаптирована и изучена для детей, подростков, взрослых, пар и семей. В этом мероприятии рассматривается эффективность когнитивно-поведенческой терапии как при психических, так и непсихиатрических расстройствах, а также роль межпрофессиональной команды в ее использовании для улучшения результатов лечения пациентов.
Цели:
Определить ключевые концепции когнитивно-поведенческой терапии.
Опишите показания к когнитивно-поведенческой терапии.
Опишите структуру сеансов когнитивно-поведенческой терапии.
Обзор клинического значения когнитивно-поведенческой терапии и ее эффективности в лечении распространенных психических заболеваний.
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
В 1960-х годах Аарон Бек разработал когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), или когнитивную терапию. С тех пор он был тщательно изучен и признан эффективным в большом количестве исследований исходов при некоторых психических расстройствах, включая депрессию, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, злоупотребление психоактивными веществами и расстройства личности. Также было продемонстрировано, что он эффективен в качестве дополнительного лечения при лечении серьезных психических расстройств, таких как биполярное расстройство и шизофрения. КПТ была адаптирована и изучена для детей, подростков, взрослых, пар и семей. Его эффективность также была установлена при лечении непсихиатрических расстройств, таких как синдром раздраженного кишечника, синдром хронической усталости, фибромиалгия, бессонница, мигрень и другие хронические болевые состояния.[1][2][3]
Проблемы, вызывающие озабоченность
Истоки когнитивно-поведенческой терапии
Идея разработки этой формы психотерапии укоренилась, когда Аарон Бек стал замечать, что его пациенты с депрессией часто вербализовали мысли, лишенные валидности, и отмечали характерные «когнитивные искажения» в своем мышлении. Его эмпирические наблюдения привели к тому, что он начал рассматривать депрессию не столько как расстройство настроения, сколько как когнитивное расстройство. Основываясь на своих клинических наблюдениях и эмпирических данных, Бек изложил новую когнитивную теорию депрессии. Он опубликовал Когнитивная терапия депрессии (Бек, Раш, Шоу и Эмери, 1979 г.) после публикации исследования, в котором оценивалась и демонстрировалась эффективность когнитивной терапии. Сочетание подробного руководства по протоколу лечения с исследованием результатов было нововведением в психотерапевтической практике, которое ранее применялось только поведенческими терапевтами при лечении дискретных поведенческих проблем. Совершив тот же подвиг с помощью более сложного набора клинических вмешательств, включающих когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, Бек впервые разработал модель, которую психологи много лет спустя определили как «эмпирически подтвержденное психологическое лечение».
Другие клиницисты и исследователи заинтересовались и начали разрабатывать протоколы лечения КПТ и оценивать их эффективность. Для некоторых психических расстройств были разработаны специальные протоколы лечения. Когда были включены поведенческие стратегии, термин когнитивная терапия изменился на когнитивно-поведенческую терапию. Сегодня когнитивно-поведенческая терапия является наиболее изученной из всех психотерапий с несколькими доказательными протоколами лечения.
Когнитивная модель
КПТ основана на простой, основанной на здравом смысле модели отношений между познанием, эмоциями и поведением.[4][5][6][7]
Подчеркиваются три аспекта познания:
Автоматические мысли
Когнитивные искажения
Основные убеждения или схемы
42
Автоматические мыслиНепосредственные, непреднамеренные интерпретации событий человеком называются автоматическими мыслями. Автоматические мысли формируют как эмоции человека, так и его действия в ответ на события. Например, друг может пересечь вас в коридоре и не поздороваться. Если у вас возникнет автоматическая мысль «он меня ненавидит» или «я чем-то разозлила его», это, вероятно, повлияет на ваше настроение и заставит вас чувствовать себя расстроенным, а также вести себя избегающим образом, когда вы видите он следующий. С другой стороны, если бы у вас была автоматическая мысль «он спешит», вы бы не слишком беспокоились и не избегали бы, когда увидите его в следующий раз.
КПТ основана на наблюдении, что дисфункциональные автоматические мысли, которые преувеличены, искажены, ошибочны или нереалистичны в других отношениях, играют значительную роль в психопатологии.
Когнитивные искажения
Логические ошибки довольно часто встречаются у пациентов с психологическими расстройствами. Они приводят людей к ошибочным выводам. Ниже приведены некоторые когнитивные искажения, которые обычно наблюдаются у людей с психопатологией:
Дихотомическое мышление: Вещи рассматриваются как две взаимоисключающие категории, между которыми нет оттенков серого.
Чрезмерное обобщение: использование отдельных случаев для широких обобщений.
Избирательная абстракция: Сосредоточение внимания исключительно на определенных, обычно негативных или расстраивающих аспектах чего-либо, игнорируя все остальное.
Отказ от положительного: Положительный опыт, противоречащий отрицательным взглядам человека, не принимается во внимание.
Чтение мыслей: Принятие мыслей и намерений других.
Гадание: предсказание того, как все обернется, прежде чем они произойдут.
Минимизация: Положительные характеристики или опыт рассматриваются как реальные, но незначительные.
Катастрофизация: сосредоточение внимания на наихудшем возможном исходе, каким бы маловероятным он ни был, или на мысли, что ситуация невыносима или невозможна, когда она просто неудобна.
Эмоциональное мышление: Принятие решений и аргументов на основе своих чувств, а не объективной реальности.
Утверждения «следует»: концентрация на том, что, по вашему мнению, «должен» или «должен быть», а не на реальной ситуации, с которой вы столкнулись, или на жестких правилах, которые вы всегда применяете независимо от обстоятельств.
Персонализация, вина или приписывание: Предполагая, что вы несете полную или прямую ответственность за негативный результат. Когда систематически применяется к другим, вина заключается в искажении.
Основные убеждения
Основные убеждения формируют восприятие и интерпретацию событий. Системы убеждений или схемы формируются по мере того, как мы проходим через жизненный опыт. Они определяются как шаблоны или правила обработки информации, лежащие в основе самого поверхностного слоя автоматических мыслей. Убеждения понимаются на двух уровнях КПТ:
Основные убеждения
Основные представления о себе и мире
Самый фундаментальный уровень убеждений
Они глобальны, негибки и чрезмерно обобщены
Примеры дисфункциональных основных убеждений:
Промежуточные убеждения
Состоят из предположений, установок и правил
На их развитие влияют основные убеждения
Примеры дисфункциональных промежуточных убеждений:
- 9000 «Я всегда должен быть принят другими».
«Я должен быть превосходен во всем, что я делаю, чтобы считаться адекватным».
«Лучше как можно меньше общаться с людьми».
Клиническое значение
Когнитивно-поведенческая терапия — это структурированная, дидактическая и целенаправленная форма терапии. Подход является практическим и практичным, при котором терапевт и пациент работают в сотрудничестве с целью изменения моделей мышления и поведения, чтобы вызвать благотворное изменение настроения и образа жизни пациента. Он используется для решения широкого круга проблем, и в зависимости от диагноза и проблем, с которыми сталкивается пациент, применяются соответствующие протоколы лечения.[8][9]][10][11]
Большинство психотерапевтов, практикующих когнитивно-поведенческую терапию, персонализируют и адаптируют терапию к конкретным потребностям каждого пациента.
Первым шагом является оценка пациента и начало разработки индивидуальной концепции его/ее. Концептуальное представление, основанное на модели когнитивно-поведенческой терапии, строится от сеанса к сеансу и передается пациенту в соответствующее время позже в ходе терапии. Подход к терапии объясняется очень рано в начале терапии. Проблемы, над которыми пациент хотел бы работать в терапии, и цели терапии решаются на первом или втором совместном сеансе. Приоритетные проблемы решаются в первую очередь.
Структура каждой сессии:
Сеанс всегда начинается с краткого обновления и проверки настроения. За этим следует переход от предыдущего сеанса, чтобы установить непрерывность. Повестка дня того, о чем будет говориться на сеансе, устанавливается совместно, и домашнее задание, которое пациент должен был сделать между сеансами, просматривается, прежде чем погрузиться в обсуждение какой-либо проблемы. Обсуждаются вопросы повестки дня с комментариями и подведением итогов. Занятие заканчивается постановкой домашнего задания и подведением итогов.
Примеры КПТ на практике:
Тревога: КПТ часто фокусируется на замещении негативных автоматических мыслей, которые могут возникать при генерализованном тревожном расстройстве, и может использоваться отдельно или в сочетании с лекарствами, такими как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, которые обычно являются препаратами первой линии. поскольку бензодиазепины имеют больший риск неблагоприятных исходов. При лечении панического расстройства когнитивно-поведенческая терапия может включать десенсибилизацию к триггерам, провоцирующим тревогу; однако важно отметить, что потенциальным побочным эффектом этой техники является временное легкое усиление тревоги.[12]
Депрессия: у пациентов с хронической депрессией комбинация когнитивно-поведенческой терапии и антидепрессантов более эффективна, чем любое вмешательство по отдельности. У пациентов, которые больше не участвуют в деятельности, которая обычно приносит им удовольствие, когнитивно-поведенческая терапия может первоначально сосредоточиться на возобновлении позитивной деятельности для преодоления инерции.[13]
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): поведенческая терапия является рекомендованным начальным лечением для детей младше 6 лет, в то время как стимулирующие препараты являются рекомендованным начальным вмешательством при СДВГ у детей 6 лет и старше. Поведенческие методы лечения также рекомендуются для детей старшего возраста, особенно если они плохо реагируют на лекарства или имеют побочные эффекты. Вмешательства поведенческой терапии включают обучение родителей и управление поведением в классе с упором на установление четких правил и ожиданий для ребенка с соответствующими наградами и наказаниями и ежедневной обратной связью.
Типичные когнитивно-поведенческие терапии включают примерно 60-минутные сеансы, проводимые еженедельно в течение 8–12 недель.[15]
Улучшение результатов медицинского персонала
КПТ — это действенная и проверенная форма психологической терапии при ряде психических расстройств. Врачам и медсестрам важно понимать, что когнитивно-поведенческая терапия часто используется в сочетании с фармакологической терапией для достижения наилучших результатов. Более того, было показано, что когнитивно-поведенческая терапия обеспечивает дополнительные преимущества или аналогичные результаты по сравнению с приемом только лекарств. Пациентов с психическими расстройствами следует направлять к медсестре по психическому здоровью, которая может рассказать пациенту о вариантах лечения. Врачам первичной медико-санитарной помощи рекомендуется развивать отношения сотрудничества с поведенческими терапевтами, а также внедрять и контролировать прогресс когнитивно-поведенческой терапии. Межпрофессиональный командный подход даст наилучшие результаты.[16][17][15]
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Каталожные номера
- 1.
ван ден Берк Clark C, Moore R, Secrest S, Tuerk P, Norman S, Myers U, Lustman PJ, Schneider FD, Barnes J, Gallamore R, Ovais M, Plurad Дж.А., Шеррер Дж.Ф. Факторы, связанные с получением когнитивно-поведенческой терапии или терапии длительного воздействия среди людей с посттравматическим стрессовым расстройством. Психиатр Серв. 201901 августа; 70(8):703-713. [Бесплатная статья PMC: PMC6702958] [PubMed: 31010409]
- 2.
Keefe JR, Chambless DL, Barber JP, Milrod BL. Лечение сопутствующих тревожности и настроения когнитивно-поведенческой и психодинамической терапией панического расстройства. J Psychiatr Res. 2019 июль;114:34-40. [PubMed: 31015099]
- 3.
Зилча-Мано С., Юбэнкс С.Ф., Муран Д.К. Внезапные успехи в альянсе когнитивно-поведенческой терапии по сравнению с краткосрочной реляционной терапией. J Consult Clin Psychol. 2019Июнь; 87 (6): 501-509. [Бесплатная статья PMC: PMC6533161] [PubMed: 31008637]
- 4.
de Jonge M, Bockting CLH, Kikkert MJ, van Dijk MK, van Schaik DJF, Peen J, Hollon SD, Dekker JJM. Профилактическая когнитивная терапия по сравнению с обычным уходом за пациентами, отвечающими на когнитивно-поведенческую терапию: рандомизированное контролируемое исследование. J Consult Clin Psychol. 2019 июнь;87(6):521-529. [PubMed: 31008635]
- 5.
Толин Д.Ф., Вуттон Б.М., Леви Х.К., Халлион Л.С., Уорден Б.Л., Дифенбах Г.Дж., Жаккард Дж., Стивенс М.С. Эффективность и медиаторы групповой когнитивно-поведенческой терапии расстройства накопительства: рандомизированное исследование. J Consult Clin Psychol. 2019Июль; 87 (7): 590-602. [PubMed: 31008633]
- 6.
Heenan A, Pipe A, Lemay K, Davidson JR, Tulloch H. Когнитивно-поведенческая терапия бессонницы, разработанная специально для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями: предварительное исследование. Behav Sleep Med. 2020 май-июнь;18(3):372-385. [PubMed: 31007057]
- 7.
Janse A, Bleijenberg G, Knoop H. Прогнозирование долгосрочных результатов после когнитивно-поведенческой терапии синдрома хронической усталости. Дж. Психосом Рез. 2019Июн; 121:93-99. [PubMed: 31006534]
- 8.
Webb CA, Stanton CH, Bondy E, Singleton P, Pizzagalli DA, Auerbach RP. Когнитивные и поведенческие навыки в когнитивно-поведенческой терапии для подростков с депрессией: дезагрегация внутрипациентных и межпациентных эффектов на изменение симптомов. J Consult Clin Psychol. 2019 май;87(5):484-490. [Бесплатная статья PMC: PMC6506214] [PubMed: 30998049]
- 9.
Cuijpers P, Noma H, Karyotaki E, Cipriani A, Furukawa TA. Эффективность и приемлемость форматов проведения когнитивно-поведенческой терапии у взрослых с депрессией: сетевой метаанализ. Джама Психиатрия. 201901 июля; 76 (7): 700-707. [Бесплатная статья PMC: PMC6583673] [PubMed: 30994877]
- 10.
O’Cleirigh C, Safren SA, Taylor SW, Goshe BM, Bedoya CA, Marquez SM, Boroughs MS, Shipherd JC. Когнитивно-поведенческая терапия травм и ухода за собой (CBT-TSC) у мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами, с историей сексуального насилия в детстве: рандомизированное контролируемое исследование. СПИД Поведение. 2019 сен;23(9):2421-2431. [Бесплатная статья PMC: PMC7271561] [PubMed: 30993478]
- 11.
Сахранавард С., Эсмаили А., Салехиния Х., Бехдани С. Эффективность группового обучения управлению стрессом на основе когнитивно-поведенческой терапии в отношении тревожности, выносливости и самоэффективности у студенток-медиков. J Educ Health Promot. 2019;8:49. [Бесплатная статья PMC: PMC6432834] [PubMed: 30993142]
- 12.
Локк А.Б., Кирст Н., Шульц К.Г. Диагностика и лечение генерализованного тревожного расстройства и панического расстройства у взрослых. Ам семейный врач. 2015 01 мая; 91 (9): 617-24. [В паблике: 25955736]
- 13.
Рупке С.Дж., Блекке Д., Ренфроу М. Когнитивная терапия депрессии. Ам семейный врач. 2006 01 января; 73 (1): 83-6. [PubMed: 16417069]
- 14.
Фелт Б.Т., Бирманн Б., Кристнер Дж.Г., Кочхар П., Харрисон Р.В. Диагностика и лечение СДВГ у детей. Ам семейный врач. 2014 01 октября; 90 (7): 456-64. [PubMed: 25369623]
- 15.
Коффи С.Ф., Бандуччи А.Н., Винчи С. Общие вопросы о когнитивно-поведенческой терапии психических расстройств. Ам семейный врач. 2015 01; 9 ноября2(9):807-12. [PubMed: 26554473]
- 16.
Ву С.И., Родаковский Дж.Л., Терхорст Л., Карп Дж.Ф., Филдс Б.