37. Когнитивный бихевиоризм Эдварда Толмена.
Между тем, в кругу бихевиористов появились выдающиеся психологи, поставившие этот постулат под сомнение. Первым из них был профессор университета Беркли (Калифорния), американец Эдвард Толмен (1886-1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные — зависимая переменная (реакция).
Среднее звено (промежуточные переменные) — не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.
Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.
Толмен свои идеи изложил в книгах «Целевое поведение у животных и человека», «Когнитивные карты у крыс и человека». Экспериментальную работу вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.
Результаты опытов Толмена, изложенные в его основной работе «Целенаправленное поведение у животных и человека» (1932), заставили критически переосмыслить краеугольную схему бихевиоризма S R («стимул — реакция»).
Сама по себе идея целенаправленного поведения противоречила программным установкам основателя бихевиоризма Уотсона. Для бихевиористов классического толка целенаправленность поведения подразумевает допущение о наличии сознания.
На это Толмен заявлял, что для него не имеет значения, обладает организм сознанием или нет. Как и подобает бихевиористу, он сосредоточил внимание на внешних, наблюдаемых реакциях. Он предположил, что причины поведения включают пять основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Поведение является функцией всех этих переменных, что может быть выражено математическим уравнением.
Между наблюдаемыми независимыми переменными и результирующим поведением Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, которые назвал промежуточными переменными. Эти промежуточные переменные фактически являются детерминантами поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, которые связывают стимулирующую ситуацию с наблюдаемой реакцией.
Таким образом, формула S R должна читаться как SOR. Промежуточными переменными является все, что связано с О, то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение.
Однако, оставаясь на позициях бихевиоризма, Толмен отдавал себе отчет: поскольку промежуточные переменные не подлежат объективному наблюдению, то они не представляют никакой практической пользы для психологии, если только их не удается увязать с экспериментальными (независимыми) и поведенческими (зависимыми) переменными.
Классическим примером промежуточной переменной является голод, который невозможно увидеть у подопытного существа (будь то животное или человек). И тем не менее голод можно вполне объективно и точно увязать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.
Кроме того, его можно увязать с объективной реакцией или с переменной поведения, — например, с количеством съеденной пищи или со скоростью ее поглощения. Таким образом, данный фактор становится доступным для количественного измерения и экспериментальных манипуляций.
В теории промежуточные переменные оказались весьма полезной конструкцией. Однако практическое воплощение такого подхода потребовало такой громадной работы, что Толмен в конце концов оставил всякую надежду «составить полное описание хотя бы одной промежуточной переменной».
Полученные в опытах результаты заставили Толмена отказаться и от принципиального для всей поведенческой доктрины закона эффекта, открытого Торндайком. По его мнению, подкрепление оказывает на научение довольно слабый эффект.
Толмен предложил собственную когнитивную теорию научения, полагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает возникающие связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Таким путем организм познает окружающий его мир. Такие создаваемые научением связи Толмен назвал гештальт-знаками.
Историки науки высказывают смелое предположение, что отец бихевиоризма Джон Уотсон страдал специфическим расстройством — ан-идеизмом, то есть был начисто лишен воображения, что заставляло его все наблюдаемые феномены трактовать сугубо буквально.
Толмену в творческом воображении не откажешь, однако и он свои теоретические рассуждения строил на объективно наблюдаемых феноменах. Что же такого он увидел в своих экспериментах, что заставило его выйти за рамки представлений Уотсона?
Вот крыса бегает по лабиринту, беспорядочно пробуя то удачные (можно двигаться дальше), то неудачные (тупик) ходы. Наконец она находит еду. При последующих прохождениях лабиринта поиск пищи придает поведению крысы целенаправленность.
С каждым разветвлением ходов связываются некоторые ожидания. Крыса приходит к «пониманию» того, что определенные признаки, ассоциирующиеся с развилкой, наводят или не наводят на то место, где находится вожделенная пища.
Если ожидания крысы оправдываются и она действительно находит пищу, то гештальт-знак (то есть признак, ассоциирующийся с некоторой точкой выбора) получает подкрепление. Таким образом животное вырабатывает целую сеть гештальт-знаков по всем точкам выбора в лабиринте. Толмен назвал это когнитивной картой.
Эта схема представляет собой то, что выучило животное, а не просто набор некоторых моторных навыков. В известном смысле, крыса приобретает всеобъемлющее знание своего лабиринта, в иных условиях — иной окружающей ее среды. В ее мозге вырабатывается нечто вроде полевой карты, позволяющей перемещаться в нужном направлении, не ограничиваясь фиксированным набором заученных телодвижений.
В классическом эксперименте, описанном во многих учебниках, представления Толмена нашли наглядное и убедительное подтверждение. Лабиринт, использованный в этом опыте, был крестообразной формы. Крысы одной группы всегда находили пищу в одном и том же месте, даже если для того, чтобы до нее добраться, им при разных точках входа в лабиринт приходилось иногда поворачивать не направо, а налево. Моторные реакции при этом, понятно, отличались, но когнитивная карта оставалась прежней.
Крысы второй группы были поставлены в такие условия, что им каждый раз нужно было повторять одни и те же движения, но пища при этом всякий раз находилась на новом месте.
Например, начиная путь с одного конца лабиринта, крыса находила пищу, только повернув на определенной развилке направо; если же крысу запускали с противоположной стороны, то для того, чтобы добраться до пищи, ей все равно нужно было повернуть направо.
Эксперимент показал, что крысы первой группы — те, кто «изучали» и «усваивали» общую схему ситуации, ориентировались гораздо лучше, чем крысы второй группы, которые воспроизводили заученные реакции.
Толмен предположил, что у человека имеет место нечто похожее. Человек, которому удалось хорошо сориентироваться в какой-то местности, легко может пройти из одной точки в другую разными маршрутами, в том числе и незнакомыми.
Другой эксперимент исследовал латентное научение, то есть такое, которое невозможно наблюдать в то время, когда оно фактически происходит.
Голодную крысу помещали в лабиринт и давали ей возможность свободно бродить по нему. Некоторое время никакой пищи крыса не получала, то есть подкрепления не происходило.
Наконец, после нескольких неподкрепленных проб крысе давали возможность найти пищу. После этого скорость прохождения лабиринта резко возрастала, что показало наличие некоторого научения в период отсутствия подкрепления. Показатели этой крысы очень быстро достигали того же уровня, что и у крыс, получавших подкрепление при каждой попытке.
Было бы неправильно воспринимать Толмена как «крысиного наставника», далекого от человеческих проблем. Его статья с показательным названием «Когнитивные карты у крыс и у человека» (доступная и в переводе на русский язык) стала не только собранием доказательств против схемы S ® R, но и страстным призывом уменьшить уровень царящих в обществе фрустрации, ненависти и нетерпимости, порожденных узкими когнитивными картами.
Бихевиоризм и когнитивная психология
Общее понятие о бихевиоризме
Определение 1
Бихевиоризм – это теория, которая придерживается идеи о том, что поведение человека не зависит от имеющегося у него опыта и не имеет непосредственной связи с процессом мышления.
Основателем данного направления является американский психолог Джон Уотсон, который в своих исследованиях полностью отрицал процесс сознания как предмет научного познания и изучения, сводя психические явления человеческого сознания к различным формам поведения, которое понимается как совокупность определенных реакций организма на стимулы, поступающие из внешней среды.
Согласно идеям бихевиоризма, анализ поведения человека должен быть строго объективным и ограничиваться лишь внешним наблюдением за наблюдаемыми реакциями человека. Вся информация, которая не может быть объективно зарегистрирована специалистом соответственно не подлежит изучению.
Таким образом мысли и сознание человека не должны рассматриваться в качестве объектов изучения в связи с тем, что они не подлежат измерению и исчислению. Процессы, которые происходят внутри человека невозможно подвергнуть изучению, соответственно этому личность предстает в качестве своеобразного «черного ящика». Представители данного подхода объективными исследованиями считают лишь внешние действия человека и те стимулы, которыми они обусловлены.
Основной задачей психологии в данном случае является определение вероятных стимулов по реакции человека, а по стимулам предсказывать определенную реакцию.
Личность, с точки зрения бихевиористов является ни чем иным, как совокупностью поведенческих реакций человека, которые свойственны именно данной личности. Ведущей формулой изучения в бихевиоризме является формула «стимул—реакция».
Чаще всего поведение человека вытекает из имеющихся ожиданий положительного подкрепления. Также стимулом проявления тех или иных поведенческих реакций человека может выступать его стремление к избеганию отрицательных реакций и подкреплений, в роли которым выступают боль, наказание, возникновение отрицательных эмоциональных чувств и эмоций.
Исходя из всего вышесказанного личность с точки зрения бихевиоризма, это то, чем обладает личность, предрасположенность человека к тем или иным поведенческим реакциям, имеющиеся у него навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции, также в этот список входят пластичность личности, которая призвана помогать формированию новых навыков, способность человека их удержать и сохранить для более эффективного приспособления к окружающей его среде.
Таким образом личность представляет собой организованную и устойчивую систему навыков, которые являются в свою очередь основой относительно устойчивого поведения человека.
Навыки являются приспособленными к различным жизненным ситуациям, изменение которых в свою очередь приводит к формированию новых навыков.
Человек, согласно теории бихевиоризма, является реагирующим, действующим, обучающимся существом, которое запрограммированно на определенные реакции, действия и поведенческие реакции. В процессе изменения стимулов и подкрепления можно программировать поведение человека в требуемом направлении.
Однако дальнейшее развитие бихевиоризма было приостановлено в связи с тем, что появлялись все новые и новые исследования, которые стремились к полному охвату всего диапазона психологических процессов присущих человеку.
Сторонники теории бихевиоризма считали, что основной опорой поведения человека являются только «чувственные стимулы» и ощущения. Все проявления которые относятся к деятельности сознания человека и его эмоциональному состоянию не признавались ими в качестве объективного явления и полностью отсутствовали в исследованиях данного направления психологии.
Результатом этого явилось то, что во второй половине двадцатого века бихевиоризм уступил место когнитивной психологии, акцентирующей основное внимание на подробнейшем изучении информационных процессов.
Характеристика основных идей когнитивной психологии
Зарождение когнитивной психологии произошло в середине XX века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Актуальным вопросом для изучения на тот момент являлся вопрос обоснования особенностей взаимодействия человека с современными технологиями в ракурс психологии.
Данное направление психологии в 1960-х гг. возникло как альтернатива бихевиоризму. Последователи данного направления не считали существовавшие ранее направления в психологии научными в связи с тем, что они считали, что предметом их изучения является субъективный опыт человека, который не может выступать в качестве единственно возможного, эмпирического подхода в науке.
Именно исследования, проводимые в рамках теории когнитивной психологии, реабилитировали понятие психики человека.
- Согласно когнитивной психологии информация, получаемая человеком, перерабатывается им поэтапно, и стимулы окружающего мира, которые проходят внутри психики человека, претерпевают ряд последовательных преобразований.
- Представители когнитивной психологии допускали факт того, что емкость системы переработки информации является ограниченной. Именно это свойство человеческой психики к освоению новой информации и ее последующему преобразованию и побуждает его искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней.
- По мнению когнитивных психологов информация в психике человека подвергается кодированию. Согласно этому положению физический мир находит отражение в психике человека в особой форме.
Таким образом в психологической теории бихевиоризм и когнитивная психология чаще всего находятся в противопоставлении, в связи с тем, что модели и теории, которые они пропагандируют сильно разнятся и можно сказать противоречат друг другу.
«В чем отличие когнитивной психологии от бихевиоризма?» — Яндекс Кью
Сперва спасибо за отличный вопрос.
Не такой уж и сложный, как в первом приближении может показаться — нет нужды проводить глубинный сравнительный анализ и перечислять все сходства и различия.
Потому что различаются когнитивная психология и бихевиоризм довольно радикально, на фундаментальном уровне философии науки. Собственно говоря, бихевиоризм — это и есть философия науки в психологии, а не сама наука или теория как таковые.
Если зрить в корень, то можно подчеркнуть, что когнитивная психология, при всей её видимой современности и «компьютерности» — построена на ментализме, архаичной концепции, которая, с поправкой на декоративные изменения в культуре, с человечеством ещё со времён шаманизма, тотемов и родо-племенного строя.
А в целом ментализм VS бихевиоризм — это отражение основного вопроса философии («дух или материя?») в психологической области исследований.
Если упросить, то смысл в следующем: ментализм это учение о том, что первопричиной поведения живого существа является некая скрытая, даже метафизическая (сверхъестественная) сущность — ум, сознание, психика и т. п. Которую мы напрямую наблюдать, измерять и, соответственно, изучать объективными методами не можем.
И просто принимаем как аксиому, что то, что мы всё-таки в состоянии пронаблюдать — это проявление деятельности этого таинственного источника. Даже если называть его конкретнее, как «высшая нервная деятельность головного мозга», суть остаётся такой же. Как утверждал крупнейший бихевиорист ХХ века, Б.Ф. Скиннер — несмотря на всю важность изучения нейрофизиологии, даже в наилучшем обозримом будущем она не сможет автоматически решить те вопросы, которые стоят именно перед наукой о поведении (психологией, как мы её сейчас традиционно называем, то есть).
Похожая ситуация, кстати, примерно как в биологии несколько веков назад исповедовали витализм — доктрину, что живые организмы отличаются от неживых присутствием в них какой-то чудодейственной «жизненной силы». Альтернативная медицина, впрочем, и сейчас частенько чем-то таким оперирует, китайского-индийского происхождения особенно.
Ну а бихевиоризм — исходит из того, что действительные причины поведения организмов всегда находятся в окружающей среде (текущей или ранней, исторической). То, что мы называем умом-сознанием — это уже поведение организма в ответ на стимульную среду, пусть и довольно «микро-масштабное», никому кроме самого субъекта незаметное (свою внутреннюю речь — «мышление», например, слышим только мы), но подчиняется тем же самым законам, что и поведение наблюдаемое.
Такое приватное скрытое поведение можно считать ранней или вспомогательной-сопутствующей фазой поведения внешне явного, большой роли это не играет, так как устроены они принципиально одинаково.
Что ожидаемо, ведь как давно замечают все выдающиеся психологи, никак себя к бихевиористам не относящие (например, советские Выготский, Леонтьев, Рубинштейн) — психика в основном формируется путём интериоризации, усвоения внешней деятельности в скрытую внутреннюю форму.
Бихевиоризм сейчас в широкие массы и обывателей, и психологов до сих пор заходит со скрипом, в силу своих «этически» не вполне удобоваримых следствий из вышеуказанного — как-то, отрицание мифической «свободы воли», житейских и религиозных понятий о нравственности и добродетели, и многое другое.
Поэтому на данный момент настоящее понимание и изучение науки и поведении — прерогатива «авангарда», если хотите; необязательно «элиты», но явно не основной массы учёных и практиков.
То, что когнитивно-поведенческая терапия быстро завоевала популярность среди психотерапевтов, статус «золотого стандарта» и самой доказательно-обоснованной модальности — это, с одной стороны, заслуга крепкой экспериментальной традиции бихевиоральной науки. С другой — совершенно необязательно быть бихевиористом, чтобы успешно применять эти методы; согласитесь, что врачу вообще необязательно глубоко разбираться в биохимии и происхождении назначаемых им препаратов, чтобы успешно ими лечить по показаниям.
И большинство современных специалистов в КПТ это подтверждают, почти ничего не понимая в бихевиоризме и теории научения, кроме скромного ряда общеизвестных терминов, парочки базовых законов и нескольких популярных фамилий. Более того, многие даже совсем не скрываясь относятся к поведенческой теории с заметным презрением, считая её примитивной и ограниченной, годной для работы с животными, но не со «сложными человеческими проблемами». Такое вот психоаналитическое перерождение.
Впрочем — примерно также дела обычно и обстоят с научными теориями, оспаривающими религиозные догмы, даже если эти догмы формально светские. Можем вспомнить Галилея и католическую церковь, Дарвина и вообще креационизм до сих пор. В наше время, правда, и религии уже не так влиятельны, и публика куда толерантнее и любознательнее, так что у бихевиоризма дела продвигаются куда лучше, чем у гелиоцентризма и селекционизма во времена своего соответственно возникновения.
Когнитивно-поведенческая терапия — StatPearls
Книжная полка NCBI. Служба Национальной медицинской библиотеки, Национальных институтов здоровья.
StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.
StatPearls [Интернет].
Показать подробности
Критерий поиска
Сума П. Чанд; Дэниел П. Кукель; Мартин Р. Хюкер.
Информация об авторе
Последнее обновление: 29 мая 2022 г.
Продолжение обучения
В 1960-х Аарон Бек разработал когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) или когнитивную терапию. С тех пор он был тщательно изучен и признан эффективным в большом количестве исследований результатов лечения психических расстройств, включая депрессию, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, злоупотребление психоактивными веществами и расстройства личности. Также было продемонстрировано, что он эффективен в качестве дополнительного лечения при лечении серьезных психических расстройств, таких как биполярное расстройство и шизофрения. КПТ была адаптирована и изучена для детей, подростков, взрослых, пар и семей. В этом мероприятии рассматривается эффективность когнитивно-поведенческой терапии как при психических, так и непсихиатрических расстройствах, а также роль межпрофессиональной команды в ее использовании для улучшения результатов лечения пациентов.
Цели:
Определите ключевые концепции когнитивно-поведенческой терапии.
Опишите показания к когнитивно-поведенческой терапии.
Опишите структуру сеансов когнитивно-поведенческой терапии.
Обзор клинического значения когнитивно-поведенческой терапии и ее эффективности в лечении распространенных психических заболеваний.
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
В 1960-х годах Аарон Бек разработал когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), или когнитивную терапию. С тех пор он был тщательно изучен и признан эффективным в большом количестве исследований исходов при некоторых психических расстройствах, включая депрессию, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, злоупотребление психоактивными веществами и расстройства личности. Также было продемонстрировано, что он эффективен в качестве дополнительного лечения при лечении серьезных психических расстройств, таких как биполярное расстройство и шизофрения. КПТ была адаптирована и изучена для детей, подростков, взрослых, пар и семей. Его эффективность также была установлена при лечении непсихиатрических расстройств, таких как синдром раздраженного кишечника, синдром хронической усталости, фибромиалгия, бессонница, мигрень и другие хронические болевые состояния.[1][2][3]
Проблемы, вызывающие озабоченность
Истоки когнитивно-поведенческой терапии
Идея развития этой формы психотерапии укоренилась, когда Аарон Бек начал замечать, что его пациенты с депрессией часто вербализовали мысли, лишенные достоверности, и отмечали характерные «когнитивные искажения» в своем мышлении. Его эмпирические наблюдения привели к тому, что он начал рассматривать депрессию не столько как расстройство настроения, сколько как когнитивное расстройство. Основываясь на своих клинических наблюдениях и эмпирических данных, Бек изложил новую когнитивную теорию депрессии. Он опубликовал Когнитивная терапия депрессии (Бек, Раш, Шоу и Эмери, 1979 г. ) после публикации исследования, в котором оценивалась и демонстрировалась эффективность когнитивной терапии. Сочетание подробного руководства по протоколу лечения с исследованием результатов было нововведением в психотерапевтической практике, которое ранее применялось только поведенческими терапевтами при лечении дискретных поведенческих проблем. Совершив тот же подвиг с помощью более сложного набора клинических вмешательств, включающих когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, Бек впервые разработал модель, которую психологи много лет спустя определили как «эмпирически подтвержденное психологическое лечение».
Другие клиницисты и исследователи заинтересовались и начали разрабатывать протоколы лечения КПТ и оценивать их эффективность. Для некоторых психических расстройств были разработаны специальные протоколы лечения. Когда были включены поведенческие стратегии, термин когнитивная терапия изменился на когнитивно-поведенческую терапию. Сегодня когнитивно-поведенческая терапия является наиболее изученной из всех психотерапий с несколькими доказательными протоколами лечения.
Когнитивная модель
КПТ основана на простой, основанной на здравом смысле модели отношений между познанием, эмоциями и поведением.[4][5][6][7]
Подчеркиваются три аспекта познания:
Автоматические мысли
Когнитивные искажения
Основные убеждения или схемы Автоматические мысли
Непосредственные, непреднамеренные интерпретации событий человеком называются автоматическими мыслями. Автоматические мысли формируют как эмоции человека, так и его действия в ответ на события. Например, друг может пересечь вас в коридоре и не поздороваться. Если у вас возникнет автоматическая мысль «он меня ненавидит» или «я чем-то разозлила его», это, вероятно, повлияет на ваше настроение и заставит вас чувствовать себя расстроенным, а также вести себя избегающим образом, когда вы видите он следующий. С другой стороны, если бы у вас была автоматическая мысль «он спешит», вы бы не слишком беспокоились и не избегали бы, когда увидите его в следующий раз.
КПТ основана на наблюдении, что дисфункциональные автоматические мысли, которые преувеличены, искажены, ошибочны или нереалистичны в других отношениях, играют значительную роль в психопатологии.
Когнитивные искажения
Логические ошибки довольно часто встречаются у пациентов с психическими расстройствами. Они приводят людей к ошибочным выводам. Ниже приведены некоторые когнитивные искажения, которые обычно наблюдаются у людей с психопатологией:
Дихотомическое мышление: Вещи рассматриваются как две взаимоисключающие категории без оттенков серого между ними.
Чрезмерное обобщение: использование отдельных случаев для широких обобщений.
Избирательная абстракция: Сосредоточение исключительно на определенных, обычно негативных или расстраивающих аспектах чего-либо, игнорируя все остальное.
Отказ от положительного: положительный опыт, противоречащий отрицательным взглядам человека, не принимается во внимание.
Чтение мыслей: Принятие мыслей и намерений других.
Гадание: предсказание того, как все обернется, прежде чем они произойдут.
Минимизация: Положительные характеристики или опыт рассматриваются как реальные, но незначительные.
Катастрофизация: сосредоточение внимания на наихудшем возможном исходе, каким бы маловероятным он ни был, или на мысли, что ситуация невыносима или невозможна, когда она просто неудобна.
Эмоциональное мышление: Принятие решений и аргументов на основе своих чувств, а не объективной реальности.
Утверждения «должен»: Концентрация на том, что, по вашему мнению, «должно» или «должно быть», а не на реальной ситуации, с которой вы столкнулись, или наличие жестких правил, которые вы всегда применяете независимо от обстоятельств.
Персонализация, вина или атрибуция: предполагается, что вы несете полную или прямую ответственность за негативный результат. Когда систематически применяется к другим, вина заключается в искажении.
Основные убеждения
Основные убеждения формируют восприятие и интерпретацию событий. Системы убеждений или схемы формируются по мере того, как мы проходим через жизненный опыт. Они определяются как шаблоны или правила обработки информации, лежащие в основе самого поверхностного слоя автоматических мыслей. Убеждения понимаются на двух уровнях КПТ:
Основные убеждения
Основные представления о себе и мире
Самый фундаментальный уровень убеждений
Они глобальны, негибки и чрезмерно обобщены
Примеры дисфункциональных основных убеждений:
Промежуточные убеждения
Состоят из предположений, установок и правил
На их развитие повлияли основные убеждения
Примеры дисфункциональных промежуточных убеждений:
- «Я должен всегда быть принятым, 9000».
«Я должен быть превосходен во всем, что я делаю, чтобы считаться адекватным».
«Лучше как можно меньше общаться с людьми».
Клиническое значение
Когнитивно-поведенческая терапия — это структурированная, дидактическая и целенаправленная форма терапии. Подход является практическим и практичным, при котором терапевт и пациент работают в сотрудничестве с целью изменения моделей мышления и поведения, чтобы вызвать благотворное изменение настроения и образа жизни пациента. Он используется для решения широкого круга проблем, и в зависимости от диагноза и проблем, с которыми сталкивается пациент, применяются соответствующие протоколы лечения.[8][9]][10][11]
Большинство психотерапевтов, практикующих когнитивно-поведенческую терапию, персонализируют и адаптируют терапию к конкретным потребностям каждого пациента.
Первым шагом является оценка пациента и начало разработки индивидуальной концепции его/ее. Концептуальное представление, основанное на модели когнитивно-поведенческой терапии, строится от сеанса к сеансу и передается пациенту в соответствующее время позже в ходе терапии. Подход к терапии объясняется очень рано в начале терапии. Проблемы, над которыми пациент хотел бы работать в терапии, и цели терапии решаются на первом или втором совместном сеансе. Приоритетные проблемы решаются в первую очередь.
Структура каждой сессии:
Сеанс всегда начинается с краткого обновления и проверки настроения. За этим следует переход от предыдущего сеанса, чтобы установить непрерывность. Повестка дня того, о чем будет говориться на сеансе, устанавливается совместно, и домашнее задание, которое пациент должен был сделать между сеансами, просматривается, прежде чем погрузиться в обсуждение какой-либо проблемы. Обсуждаются вопросы повестки дня с комментариями и подведением итогов. Занятие заканчивается постановкой домашнего задания и подведением итогов.
Примеры КПТ на практике:
Тревога: КПТ часто фокусируется на замещении негативных автоматических мыслей, которые могут возникать при генерализованном тревожном расстройстве, и может использоваться отдельно или в сочетании с лекарствами, такими как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, которые обычно являются препаратами первой линии. поскольку бензодиазепины имеют больший риск неблагоприятных исходов. При лечении панического расстройства когнитивно-поведенческая терапия может включать десенсибилизацию к триггерам, провоцирующим тревогу; однако важно отметить, что потенциальным побочным эффектом этой техники является временное легкое усиление тревоги.[12]
Депрессия: у пациентов с хронической депрессией комбинация когнитивно-поведенческой терапии и антидепрессантов более эффективна, чем любое вмешательство по отдельности. У пациентов, которые больше не участвуют в деятельности, которая обычно приносит им удовольствие, когнитивно-поведенческая терапия может первоначально сосредоточиться на возобновлении позитивной деятельности для преодоления инерции.[13]
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): поведенческая терапия является рекомендованным начальным лечением для детей младше 6 лет, в то время как стимулирующие препараты являются рекомендованным начальным вмешательством при СДВГ у детей 6 лет и старше. Поведенческие методы лечения также рекомендуются для детей старшего возраста, особенно если они плохо реагируют на лекарства или имеют побочные эффекты. Вмешательства поведенческой терапии включают обучение родителей и управление поведением в классе с упором на установление четких правил и ожиданий для ребенка с соответствующими наградами и наказаниями и ежедневной обратной связью.
Типичные когнитивно-поведенческие терапии включают примерно 60-минутные сеансы, проводимые еженедельно в течение 8–12 недель.[15]
Улучшение результатов медицинского персонала
КПТ — это действенная и проверенная форма психологической терапии ряда психических расстройств. Врачам и медсестрам важно понимать, что когнитивно-поведенческая терапия часто используется в сочетании с фармакологической терапией для достижения наилучших результатов. Более того, было показано, что когнитивно-поведенческая терапия обеспечивает дополнительные преимущества или аналогичные результаты по сравнению с приемом только лекарств. Пациентов с психическими расстройствами следует направлять к медсестре по психическому здоровью, которая может рассказать пациенту о вариантах лечения. Врачам первичной медико-санитарной помощи рекомендуется развивать отношения сотрудничества с поведенческими терапевтами, а также внедрять и контролировать прогресс когнитивно-поведенческой терапии. Межпрофессиональный командный подход даст наилучшие результаты.[16][17][15]
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Каталожные номера
- 1.
ван ден Берк Clark C, Moore R, Secrest S, Tuerk P, Norman S, Myers U, Lustman PJ, Schneider FD, Barnes J, Gallamore R, Ovais M, Plurad Дж.А., Шеррер Дж.Ф. Факторы, связанные с получением когнитивно-поведенческой терапии или терапии длительного воздействия среди людей с посттравматическим стрессовым расстройством. Психиатр Серв. 201901 августа; 70(8):703-713. [Бесплатная статья PMC: PMC6702958] [PubMed: 31010409]
- 2.
Keefe JR, Chambless DL, Barber JP, Milrod BL. Лечение сопутствующих тревожности и настроения когнитивно-поведенческой и психодинамической терапией панического расстройства. J Psychiatr Res. 2019 июль;114:34-40. [PubMed: 31015099]
- 3.
Зилча-Мано С., Юбэнкс С.Ф., Муран Д.К. Внезапные успехи в альянсе когнитивно-поведенческой терапии по сравнению с краткосрочной реляционной терапией. J Consult Clin Psychol. 2019Июнь; 87 (6): 501-509. [Бесплатная статья PMC: PMC6533161] [PubMed: 31008637]
- 4.
de Jonge M, Bockting CLH, Kikkert MJ, van Dijk MK, van Schaik DJF, Peen J, Hollon SD, Dekker JJM. Профилактическая когнитивная терапия по сравнению с обычным уходом за пациентами, отвечающими на когнитивно-поведенческую терапию: рандомизированное контролируемое исследование. J Consult Clin Psychol. 2019 июнь;87(6):521-529. [PubMed: 31008635]
- 5.
Толин Д.Ф., Вуттон Б.М., Леви Х.К., Халлион Л.С., Уорден Б.Л., Дифенбах Г.Дж., Жаккард Дж., Стивенс М.С. Эффективность и медиаторы групповой когнитивно-поведенческой терапии расстройства накопительства: рандомизированное исследование. J Consult Clin Psychol. 2019Июль; 87 (7): 590-602. [PubMed: 31008633]
- 6.
Heenan A, Pipe A, Lemay K, Davidson JR, Tulloch H. Когнитивно-поведенческая терапия бессонницы, разработанная специально для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями: предварительное исследование. Behav Sleep Med. 2020 май-июнь;18(3):372-385. [PubMed: 31007057]
- 7.
Janse A, Bleijenberg G, Knoop H. Прогнозирование долгосрочных результатов после когнитивно-поведенческой терапии синдрома хронической усталости. Дж. Психосом Рез. 2019Июн; 121:93-99. [PubMed: 31006534]
- 8.
Webb CA, Stanton CH, Bondy E, Singleton P, Pizzagalli DA, Auerbach RP. Когнитивные и поведенческие навыки в когнитивно-поведенческой терапии для подростков с депрессией: дезагрегация внутрипациентных и межпациентных эффектов на изменение симптомов. J Consult Clin Psychol. 2019 май;87(5):484-490. [Бесплатная статья PMC: PMC6506214] [PubMed: 30998049]
- 9.
Cuijpers P, Noma H, Karyotaki E, Cipriani A, Furukawa TA. Эффективность и приемлемость форматов проведения когнитивно-поведенческой терапии у взрослых с депрессией: сетевой метаанализ. Джама Психиатрия. 201901 июля; 76 (7): 700-707. [Бесплатная статья PMC: PMC6583673] [PubMed: 30994877]
- 10.
O’Cleirigh C, Safren SA, Taylor SW, Goshe BM, Bedoya CA, Marquez SM, Boroughs MS, Shipherd JC. Когнитивно-поведенческая терапия травм и заботы о себе (CBT-TSC) у мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами с историей сексуального насилия в детстве: рандомизированное контролируемое исследование. СПИД Поведение. 2019 сен;23(9):2421-2431. [Бесплатная статья PMC: PMC7271561] [PubMed: 30993478]
- 11.
Сахранавард С., Эсмаили А., Салехиния Х., Бехдани С. Эффективность группового обучения управлению стрессом на основе когнитивно-поведенческой терапии в отношении тревожности, выносливости и самоэффективности у студенток-медиков. J Educ Health Promot. 2019;8:49. [Бесплатная статья PMC: PMC6432834] [PubMed: 30993142]
- 12.
Локк А.Б., Кирст Н., Шульц К.Г. Диагностика и лечение генерализованного тревожного расстройства и панического расстройства у взрослых. Ам семейный врач. 2015 01 мая; 91 (9): 617-24. [В паблике: 25955736]
- 13.
Рупке С.Дж., Блекке Д., Ренфроу М. Когнитивная терапия депрессии. Ам семейный врач. 2006 01 января; 73 (1): 83-6. [PubMed: 16417069]
- 14.
Фелт Б.Т., Бирманн Б., Кристнер Дж.Г., Кочхар П., Харрисон Р.В. Диагностика и лечение СДВГ у детей. Ам семейный врач. 2014 01 октября; 90 (7): 456-64. [PubMed: 25369623]
- 15.
Коффи С.Ф., Бандуччи А.Н., Винчи С. Общие вопросы о когнитивно-поведенческой терапии психических расстройств. Ам семейный врач. 2015 01; 9 ноября2(9):807-12. [PubMed: 26554473]
- 16.
Ву С.И., Родаковский Дж.Л., Терхорст Л., Карп Дж.Ф., Филдс Б. , Скидмор Э.Р. Обзор немедикаментозных вмешательств для снижения инвалидности у пожилых людей. Геронтолог. 2020 24 января; 60 (1): e52-e65. [Бесплатная статья PMC: PMC7182004] [PubMed: 31002312]
- 17.
Нгамкхам С., Холден Дж. Э., Смит Э. Л. Систематический обзор: Вмешательство осознанности при боли, связанной с раком. Азия Пак Джей Онкол Нурс. 2019 апрель-июнь;6(2):161-169. [Бесплатная статья PMC: PMC6371675] [PubMed: 30931361]
Copyright © 2022, StatPearls Publishing LLC.
Эта книга распространяется в соответствии с международной лицензией Creative Commons Attribution 4.0 (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая разрешает использование, дублирование, адаптацию, распространение и воспроизведение на любом носителе или формате, при условии, что вы укажете автора(ов) оригинала и источник, будет дана ссылка на лицензию Creative Commons и указаны любые внесенные изменения.
ID книжной полки: NBK470241PMID: 29261869
Что это такое и кому это может помочь?
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это подход к лечению, который помогает распознать негативные или бесполезные модели мышления и поведения.
КПТ призвана помочь вам определить и изучить, как ваши эмоции и мысли могут влиять на ваши действия. Как только вы заметите эти паттерны, вы сможете научиться изменять свое поведение и разрабатывать новые стратегии выживания.
КПТ работает здесь и сейчас и меньше фокусируется на прошлом. При некоторых состояниях у некоторых людей другие формы психотерапии одинаково или даже более эффективны. Суть в том, что не существует единого размера, подходящего для всех.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о когнитивно-поведенческой терапии, в том числе:
- основные понятия
- что она может помочь в лечении
- чего ожидать во время сеанса
КПТ в значительной степени основана на идее о том, что ваши мысли, эмоции и действия подключены. Другими словами, то, как вы думаете и чувствуете что-то, может повлиять на то, что вы делаете.
Например, если вы испытываете сильный стресс на работе, вы можете по-другому взглянуть на ситуацию и сделать выбор, который обычно не делаете. Но еще одна ключевая концепция когнитивно-поведенческой терапии заключается в том, что эти модели мышления и поведения можно изменить.
По данным Американской психологической ассоциации, основные концепции когнитивно-поведенческой терапии включают:
- психологические проблемы частично основаны на бесполезных способах мышления
- психологические проблемы частично основаны на усвоенных моделях поведения с лучшими механизмами преодоления трудностей и управлением, помогающим облегчить их симптомы
Цикл мыслей и поведения
Вот более пристальный взгляд на то, как мысли и эмоции могут влиять на поведение — положительным или отрицательным образом:
- Неточное или негативное восприятие или мысли способствуют эмоциональному дистрессу и проблемам с психическим здоровьем.
- Эти мысли и вытекающие из них страдания иногда приводят к бесполезному или вредному поведению.
- В конце концов, эти мысли и результирующее поведение могут стать шаблоном, который повторяется.
- Изучение того, как обращаться с этими моделями поведения и изменять их, может помочь вам справляться с проблемами по мере их возникновения, что поможет уменьшить страдания в будущем.
Так как же переработать эти шаблоны? CBT включает в себя использование множества различных методов. Ваш терапевт будет работать с вами, чтобы найти те, которые лучше всего подходят для вас.
Типичное лечение часто включает в себя следующее:
- осознание того, как неточное мышление может усугубить проблемы
- обучение новым навыкам решения проблем проблемы
- Использование ролевых игр и приемов успокоения в потенциально сложных ситуациях
Целью этих приемов является замена бесполезных или пагубных мыслей более обнадеживающими и реалистичными.
Например, «У меня никогда не будет длительных отношений» может стать «Ни один из моих предыдущих отношений не длился очень долго. Переосмысление того, что мне действительно нужно от партнера, может помочь мне найти человека, с которым я буду совместим в долгосрочной перспективе».
Вот некоторые из наиболее популярных методов, используемых в КПТ:
- Цели SMART. Цели SMART являются конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ограниченными во времени.
- Управляемое исследование и опрос. Ставя под сомнение предположения, которые у вас есть о себе или своей текущей ситуации, ваш терапевт может помочь вам научиться бросать вызов этим мыслям и учитывать различные точки зрения.
- Ведение журнала. Вас могут попросить записать негативные убеждения, возникающие в течение недели, и позитивные, которыми вы можете их заменить.
- Разговор с самим собой. Ваш терапевт может спросить, что вы говорите себе об определенной ситуации или опыте, и предложить вам заменить негативный или критический разговор с самим собой сочувствующим, конструктивным разговором с самим собой.
- Когнитивная реструктуризация. Это включает в себя рассмотрение любых когнитивных искажений, влияющих на ваши мысли, таких как черно-белое мышление, поспешные выводы или катастрофичность, и начало их распутывания.
- Запись мыслей. В этой технике вы будете записывать мысли и чувства, пережитые в определенной ситуации, а затем приводить беспристрастные доказательства, подтверждающие ваши негативные убеждения, и доказательства против них. Вы будете использовать эти доказательства, чтобы развить более реалистичную мысль.
- Положительная деятельность. Ежедневное планирование полезного занятия может повысить общий позитивный настрой и улучшить настроение. Вот некоторые примеры: покупка себе свежих цветов или фруктов, просмотр любимого фильма или пикник в парке.
- Разоблачение ситуации. Это включает в себя перечисление ситуаций или вещей, которые вызывают дистресс, в порядке степени причиняемого ими дистресса, и постепенное воздействие этих вещей на себя, пока они не приведут к меньшему количеству негативных чувств. Систематическая десенсибилизация — это аналогичная техника, при которой вы научитесь приемам релаксации, которые помогут вам справиться со своими чувствами в трудной ситуации.
Домашнее задание — еще одна важная часть КПТ, независимо от того, какие методы вы используете. Точно так же, как школьные задания помогают вам практиковать и развивать навыки, которые вы узнали в классе, терапевтические задания могут помочь вам лучше ознакомиться с навыками, которые вы развиваете.
Для этого может потребоваться больше практики с навыками, которым вы научились в терапии, например, замена самокритичных мыслей на сострадательные к себе или отслеживание бесполезных мыслей в дневнике.
КПТ может помочь при ряде проблем, включая следующие психические расстройства:
- депрессия
- расстройства пищевого поведения
- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- тревожные расстройства, включая паническое расстройство и фобии компульсивное расстройство (ОКР)
- шизофрения
- биполярное расстройство
- злоупотребление психоактивными веществами
Но вам не обязательно иметь определенное психическое заболевание, чтобы получить пользу от когнитивно-поведенческой терапии. Он также может помочь при:
- трудностях в отношениях
- расставании или разводе
- серьезном диагнозе, таком как рак
- горе или потере
- хронической боли
- низкой самооценке2
- 30 общем жизненном стрессе 9000
КПТ является одним из наиболее изученных подходов к терапии. На самом деле, многие эксперты считают, что это лучшее лечение, доступное для ряда психических заболеваний.
Вот некоторые исследования, лежащие в его основе:
- Обзор 41 исследования, посвященного КПТ в лечении тревожных расстройств, посттравматического стрессового расстройства и обсессивно-компульсивного расстройства, проведенный в 2018 году, нашел доказательства того, что она может помочь улучшить симптомы во всех этих ситуациях. Подход оказался наиболее эффективным при ОКР, тревоге и стрессе.
- Исследование 2018 года, посвященное когнитивно-поведенческой терапии при тревоге у молодых людей, показало, что этот подход дает хорошие долгосрочные результаты. Более половины участников исследования больше не соответствовали критериям тревожности при последующем наблюдении, которое имело место через 2 и более лет после окончания терапии.
- Исследования, опубликованные в 2011 году, показывают, что когнитивно-поведенческая терапия может не только помочь в лечении депрессии, но и снизить вероятность рецидива после лечения. Кроме того, это может помочь улучшить симптомы биполярного расстройства в сочетании с лекарствами, но необходимы дополнительные исследования, чтобы подтвердить этот вывод.
- Одно исследование 2017 года, в котором приняли участие 43 человека с ОКР, обнаружило доказательства, свидетельствующие о том, что функция мозга улучшилась после когнитивно-поведенческой терапии, особенно в отношении сопротивления компульсиям.
- Исследование 2018 года, в котором приняли участие 104 человека, обнаружило доказательства того, что когнитивно-поведенческая терапия также может помочь улучшить когнитивные функции у людей с большой депрессией и посттравматическим стрессовым расстройством.
- Исследования 2010 года показывают, что когнитивно-поведенческая терапия также может быть эффективным средством борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами. По данным Национального института по борьбе со злоупотреблением наркотиками, когнитивно-поведенческая терапия также может помочь людям справиться с зависимостью и избежать рецидива после лечения.
- Новые исследования 2020 и 2021 годов даже показывают, что как виртуальная, так и интернет-КПТ обещают эффективное лечение. Необходимы дополнительные исследования, чтобы понять, как лучше всего лечить людей виртуально, и могут ли смешанные методы быть полезными.
Когнитивно-поведенческая терапия часто считается золотым стандартом психотерапии, но это, безусловно, не единственный подход. Читайте дальше, чтобы узнать о различных видах терапии и о том, какой из них лучше всего подходит для ваших нужд.
Психодинамическая терапия
Психодинамическая терапия часто является более долгосрочным подходом к лечению психических расстройств по сравнению с КПТ.
Психодинамическая терапия была разработана на основе психоанализа, когда вам предлагается говорить обо всем, что у вас на уме, чтобы выявить закономерности в мыслях или поведении. В психодинамической терапии вы исследуете свои эмоции, отношения и модели мышления, чтобы исследовать связь между вашим подсознанием и вашими действиями.
Эта форма терапии может быть полезна для решения различных проблем психического здоровья, включая депрессию, тревогу, расстройства пищевого поведения и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
Поведенческая терапия
Согласно поведенческой теории, определенные модели поведения, которые могут негативно повлиять на вашу жизнь, развиваются на основе того, чему вы научились в прошлом. В поведенческой терапии вместо того, чтобы сосредотачиваться на бессознательных причинах вашего поведения, ваш терапевт поможет вам определить способы изменения поведенческих реакций и паттернов, вызывающих дистресс.
Поведенческая терапия часто фокусируется на текущих проблемах и на том, как их изменить. Люди чаще всего обращаются к этой форме терапии для лечения депрессии, тревоги, панических расстройств и гнева.
Гуманистическая терапия
Гуманистическая терапия основана на идее, что ваше уникальное мировоззрение влияет на ваш выбор и действия. В этом терапевтическом подходе вы будете работать с терапевтом, чтобы лучше понять свое мировоззрение и развить истинное самопринятие.
Гуманистическая терапия, как правило, больше сосредотачивается на вашей повседневной жизни, чем другие виды терапии. Гуманистические терапевты исходят из того, что вы являетесь экспертом в своих трудностях, и они позволят вам направлять ваши сеансы, полагая, что вы знаете, о чем вам нужно говорить. Вместо лечения конкретного диагноза эта форма терапии часто используется, чтобы помочь вам развиваться в целом.
Важно отметить, что это сравнение терапевтических подходов, подтипов и проблем, для решения которых полезен каждый тип терапии, не является исчерпывающим. Каждый терапевт будет использовать свой собственный подход при работе с клиентами, и тип терапии, который лучше всего подходит для вас, будет зависеть от ряда факторов.
Существуют различные формы терапии, подходящие под эгиду когнитивно-поведенческой терапии. Вы будете работать со своим терапевтом, чтобы определить, какой тип терапии лучше всего подходит для вас и ваших целей.
Эти подтипы включают:
- Экспозиционная терапия. Этот тип терапии включает медленное введение в вашу жизнь действий/ситуаций, вызывающих тревогу, в течение определенных периодов времени (например, от одного до двух часов до трех раз в день). Этот подтип может быть особенно эффективен для людей, страдающих фобиями или обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР).
- Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ). ДПТ включает в себя такие вещи, как внимательность и эмоциональная регуляция посредством разговорной терапии в индивидуальной или групповой обстановке. Этот подтип может быть особенно эффективен для людей, страдающих пограничным расстройством личности (ПРЛ), расстройствами пищевого поведения или депрессией.
- Терапия принятия и приверженности (ACT). ACT — это терапия, которая включает в себя обучение принятию негативных или нежелательных мыслей. Этот подтип может быть особенно эффективен для людей, которые имеют дело с навязчивыми мыслями или катастрофическим мышлением.
- Когнитивная терапия, основанная на осознанности (MBCT). MBCT использует техники осознанности и медитацию наряду с когнитивной терапией. Этот подтип может быть особенно эффективен для людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и генерализованным тревожным расстройством (ГТР).
- Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ). РЭПТ — это оригинальная форма когнитивно-поведенческой терапии, фокусирующаяся на негативных моделях мышления и их влиянии на проблемы с эмоциями или поведением. Этот подтип может быть особенно эффективен для всего, от беспокойства до депрессии, проблем со сном до зависимого поведения и многого другого.
КПТ можно использовать при самых разных проблемах с психическим здоровьем, как упоминалось выше, включая шизофрению, бессонницу, биполярное расстройство и психоз. Некоторые люди даже обращаются к КПТ за помощью в решении хронических проблем со здоровьем, таких как синдром раздраженного кишечника, синдром хронической усталости и фибромиалгия. Тем не менее, некоторые источники утверждают, что когнитивно-поведенческая терапия может не подходить для людей с заболеваниями головного мозга, черепно-мозговыми травмами или другими проблемами, влияющими на мышление.
В то время как другие виды терапии могут смотреть на то, как предыдущие события повлияли на ваше текущее состояние ума, когнитивно-поведенческая терапия, как правило, гораздо больше сосредотачивается на текущих проблемах и движении вперед. КПТ также фокусируется исключительно на человеке, а не на любых семейных проблемах или других ситуациях, которые могут повлиять на жизнь человека.
Возможно, самое главное, когнитивно-поведенческая терапия предназначена для людей, которые хотят играть очень активную роль в собственном процессе выздоровления. В то время как терапевт помогает разрушить различные мысли и чувства на терапевтических сеансах, каждый сеанс, вероятно, включает в себя выполнение определенного типа домашнего задания, предназначенного для применения различных приобретенных навыков преодоления трудностей в повседневной жизни.
Участие в терапии любого типа полезно не только для вас самих, но и для членов вашей семьи, партнера или других людей в вашей жизни.
Преимущества и плюсы, связанные с КПТ:
- Общий курс терапии короткий. Продолжительность терапии, как правило, короче, чем при других типах — обычно от пяти до 20 сеансов.
- В результате CBT может быть более доступным, чем другие варианты, которые имеют место в течение более длительного периода времени. Это также может быть более доступным, если вы получите его в групповой обстановке.
- ТОС дает долгосрочные результаты. Исследования депрессии показывают, что у людей, перенесших когнитивно-поведенческую терапию, вероятность рецидива ниже, чем у людей, которые принимали антидепрессанты без лечения.
- Сессии гибки и предлагаются в различных форматах. Например, вы можете посещать очные сеансы, которые являются индивидуальными или групповыми. Некоторые люди даже получают CBT онлайн или по телефону.
- Навыки, полученные в ходе терапии, можно применять непосредственно в повседневной жизни. Цель когнитивно-поведенческой терапии — дать инструменты человеку, проходящему терапию. Эти инструменты помогают им взять под контроль свои проблемы во время курса терапии и после него.
- Активная роль в лечении может расширить возможности людей, получающих когнитивно-поведенческую терапию. Со временем цель для людей, проходящих терапию, состоит в том, чтобы самостоятельно преодолевать проблемы, используя инструменты, которые они изучили на своих сеансах.
- КПТ можно использовать с лекарствами или без них. Некоторым людям может понадобиться только когнитивно-поведенческая терапия, в то время как другие могут найти ее полезным дополнением к лекарствам, которые они принимают.
Начало терапии может показаться непосильным. Нервничать перед первым сеансом — это нормально. Вам может быть интересно, что спросит терапевт. Вы даже можете испытывать беспокойство, делясь своими трудностями с незнакомцем.
Сеансы когнитивно-поведенческой терапии, как правило, очень структурированы, но ваша первая встреча может выглядеть немного иначе.
Вот общий взгляд на то, чего ожидать во время первого визита:
- Ваш терапевт спросит о симптомах, эмоциях и чувствах, которые вы испытываете. Эмоциональный дистресс часто проявляется и физически. Такие симптомы, как головная боль, ломота в теле или расстройство желудка, могут иметь значение, поэтому рекомендуется упомянуть о них.
- Они также спросят о конкретных трудностях, с которыми вы сталкиваетесь. Не стесняйтесь делиться всем, что приходит на ум, даже если это вас не слишком беспокоит. Терапия может помочь вам справиться с любыми проблемами, с которыми вы сталкиваетесь, большими или маленькими.
- Вы ознакомитесь с общими правилами терапии, такими как конфиденциальность, и обсудите стоимость терапии, продолжительность сеанса и количество сеансов, которое рекомендует ваш терапевт.
- Вы расскажете о своих целях терапии или о том, что вы хотите от лечения.
Не стесняйтесь задавать любые вопросы по мере их поступления. Вы можете спросить:
- о том, чтобы попробовать лекарства вместе с терапией, если вы заинтересованы в объединении двух вопросов
- , как ваш терапевт может помочь, если у вас есть мысли о самоубийстве или вы находитесь в кризисе
- если у вашего терапевта есть опыт помощи другим людям с похожими проблемами
- как вы узнаете, что терапия помогает
- что произойдет на других сеансах
В общем, посещение терапевта, с которым вы можете хорошо общаться и работать, поможет вам получить максимальную отдачу от сеансов терапии. Если что-то не так с одним терапевтом, совершенно нормально обратиться к другому. Не каждый психотерапевт подойдет вам или вашей ситуации.
CBT может быть полезным. Но если вы решите попробовать, есть несколько вещей, которые следует иметь в виду.
Это не лекарство
Терапия может помочь избавиться от беспокойства, которое вы испытываете, но оно не обязательно устранит его. Проблемы с психическим здоровьем и эмоциональный стресс могут сохраняться даже после окончания терапии.
Цель КПТ — помочь вам развить навыки самостоятельного преодоления трудностей в тот момент, когда они возникают. Некоторые люди рассматривают этот подход как обучение проведению собственной терапии.
Для получения результатов требуется время
КПТ может длиться недели или месяцы, обычно с одним сеансом в неделю. На первых нескольких сеансах вы и ваш терапевт, скорее всего, обсудите, как долго может продолжаться терапия.
При этом должно пройти некоторое время, прежде чем вы увидите результаты. Если вы не почувствуете себя лучше после нескольких сеансов, вы можете беспокоиться о том, что терапия не работает, но дайте ей время. Продолжайте делать домашнее задание и практиковать свои навыки между занятиями.
Разрушение глубоко укоренившихся паттернов — это серьезная работа, так что полегче с собой.
Это может быть сложно
Терапия может вызвать у вас эмоциональный стресс. Это часто помогает вам стать лучше с течением времени, но этот процесс может быть трудным. Вам нужно будет поговорить о вещах, которые могут быть болезненными или неприятными. Не волнуйтесь, если вы плачете во время сеанса — это может быть типичным опытом во время терапии.
Это лишь один из многих вариантов.
Хотя когнитивно-поведенческая терапия может быть полезной для многих людей, она работает не у всех. Если вы не видите никаких результатов после нескольких сеансов, не расстраивайтесь. Запишитесь к своему терапевту.
Хороший терапевт может помочь вам распознать, когда один из подходов не работает. Обычно они могут порекомендовать другие подходы, которые могут помочь больше.
Как найти терапевта
Поиск терапевта может показаться сложным, но это не обязательно. Начните с того, что задайте себе несколько основных вопросов:
- Какие вопросы вы хотите решить? Они могут быть конкретными или расплывчатыми.
- Есть ли какие-то определенные качества, которые вы хотели бы видеть в психотерапевте? Например, вам комфортнее с кем-то того же пола?
- Сколько вы реально можете позволить себе тратить на сеанс? Вам нужен кто-то, кто предлагает скользящие цены или планы платежей?
- Какое место в вашем графике займет терапия? Вам нужен терапевт, который может принять вас в определенный день недели? Или кто-то, кто имеет сеансы в ночное время?
- Затем начните составлять список терапевтов в вашем районе. Если вы живете в Соединенных Штатах, обратитесь к локатору терапевтов Американской психологической ассоциации.
Вас беспокоит стоимость? Наше руководство по доступной терапии может помочь.
Варианты онлайн-терапии
Ознакомьтесь с нашим обзором лучших вариантов онлайн-терапии, чтобы найти то, что подходит именно вам.
Чем занимается когнитивно-поведенческий терапевт?
Типичная когнитивно-поведенческая терапия часто включает выявление личных убеждений или чувств, которые негативно влияют на вашу жизнь, и обучение новым навыкам решения проблем. Ваш терапевт будет работать над тем, чтобы помочь вам обрести уверенность, лучше понять и оценить свою самооценку, столкнувшись со страхами и научившись использовать методы успокоения в сложных ситуациях.
Существует ряд техник, которые ваш терапевт может использовать во время сеанса, но некоторые из наиболее популярных включают:
- постановку достижимых целей
- практику когнитивной реструктуризации
- ведение дневника
- прохождение ситуационного воздействия
Когнитивно-поведенческий терапевт будет часто давать домашнее задание, чтобы помочь вам практиковать навыки, которым вы научились в терапии, такие как замена самокритичных мыслей или ведение дневника.
Какие существуют когнитивно-поведенческие вмешательства?
Во время когнитивно-поведенческой терапии используется ряд вмешательств или методов.
Все когнитивно-поведенческие вмешательства имеют ряд общих характеристик, в том числе:
- сотрудничество терапевта и клиента
- акцент на отношениях между окружающей средой и поведением
- ограниченный во времени и текущий фокус
Общие методы КПТ включают:
9002- запись мыслей и журналирование
- экспозиционная терапия
- ролевые игры
- Воздействие ситуаций, вызывающих беспокойство, например, посещение людного общественного места.
- Ведите дневник своих мыслей в течение дня и записывайте свои чувства по поводу своих мыслей.
- Занятие осознанной медитацией, когда вы настраиваетесь на мысли, которые приходят вам в голову, и позволяете им пройти без осуждения.
- Взгляните на сложные задачи по-новому, разбив их на более мелкие, более управляемые части.
- Планирование действий, которые заставляют вас нервничать или вызывать беспокойство.
- Ролевая игра для отработки социальных навыков или улучшения навыков общения.
Чего ожидать от ЗБТ?
CBT фокусируется на поиске способов изменить текущие модели мышления и поведения, которые негативно влияют на вашу жизнь.
КПТ обычно представляет собой краткосрочный процесс, который предоставляет вам инструменты для решения проблем, с которыми вы сейчас сталкиваетесь. Хотя конкретные цели должны быть установлены вами и терапевтом, общая цель когнитивно-поведенческой терапии состоит в том, чтобы преобразовать ваши негативные мысли в позитивные чувства и поведение.
Каковы примеры когнитивно-поведенческой терапии?
Примеры методов когнитивно-поведенческой терапии могут включать следующее:
Какова цель ТОС?
Люди приходят на терапию по разным причинам, поэтому индивидуальная цель у каждого человека разная. Конечная цель когнитивно-поведенческой терапии — сосредоточиться на отношениях между мыслями, чувствами и поведением.
С помощью терапии, упражнений и домашних заданий терапевт побуждает людей распознавать свои автоматические мысли и обрести контроль над ними, а также научиться изменять свое поведение. В результате человек может чувствовать себя лучше, что приводит к более позитивному циклу между этими тремя вещами.
Другими словами: Положительные чувства = положительных мыслей = положительных действий.
КПТ может быть хорошим выбором для вас, если вы ищете что-то, что сосредоточено на текущих проблемах, с которыми вы сталкиваетесь, а не на тех, которые были в прошлом.
Это краткосрочная терапия, требующая от вас активного участия в процессе. Встреча с терапевтом может помочь вам определить цели вашей терапии и выяснить, является ли КПТ или ее подтипы правильным выбором в вашей конкретной ситуации.
Если когнитивно-поведенческая терапия вам не подходит, существуют различные другие виды терапии, которые могут подойти лучше. Обратитесь к врачу или лицензированному специалисту в области психического здоровья за помощью в навигации по вариантам.
В чем разница между поведенческой и когнитивной психологией?
Обзор
В течение шестидесяти лет противоположные философии поведенческой психологии и когнитивной психологии соперничали за душу психологии. С 1920-х по 1950-е годы поведенческая психология доминировала в значительной части психологической мысли, но когнитивная революция XIX в.50-е годы выявили трещины в теориях радикальных бихевиористов, и когнитивная психология в итоге сумела взять верх. Но психологи с обеих сторон спектра начали понимать, что оба метода имеют ценность в лечении пациентов, что привело к комбинированной когнитивно-поведенческой терапии. Большинство психологов сейчас используют комбинацию поведенческой и когнитивной терапии.
Поведенческая психология
Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, основана на идее о том, что любое поведение приобретается посредством обусловливания, посредством взаимодействия с окружающей средой. Первоначальные бихевиористы утверждали, что внутренние состояния, такие как познание, эмоции и настроения, слишком субъективны, чтобы им можно было доверять, и что генетике не должно быть места в психологии; они считали, что наблюдаемое поведение — единственные психологические факторы, заслуживающие внимания.
Обусловливание является одной из основных тем бихевиористов, и они называют два основных типа обусловливания: классическое и оперантное .
Классическая обусловленность была открыта Иваном Павловым во время его знаменитого эксперимента с собаками. Каждый раз, когда Павлов кормил собаку, он звонил в колокольчик. Затем Павлов позвонил в звонок, не кормя собаку, и у собаки при звуке звонка потекла слюна. Павлов научил собаку реагировать на звонок слюноотделением. Эксперимент Павлова послужил одним из краеугольных камней бихевиоризма.
Еда действовала как безусловный стимул для собаки, потому что еда — это то, к чему собака естественным образом тянется. Точно так же слюноотделение собаки было безусловным ответом на этот раздражитель, потому что пища естественным образом вызывает у собаки слюноотделение. Но звук колокольчика естественным образом не вызывает слюноотделения у собаки, поэтому колокольчик действовал как условный раздражитель , а слюноотделение при звуке колокольчика было условной реакцией.
Поведенческая психология использует этот основной принцип обусловливания для переобучения людей, страдающих психологическими расстройствами, путем переобучения условных реакций людей на определенные условные раздражители.
Оперантное обусловливание (иногда называемое инструментальным обусловливанием) действует через поощрение (за хорошее поведение) и наказание (за плохое поведение).
Терапевтические методы в поведенческой психологии
Поведенческая терапия эффективна при лечении людей с фобиями или навязчивым поведением. Это также полезно в организационной психологии, когда сотрудников необходимо переучить для повышения их производительности. Возможно, наиболее полезной его целью является исправление поведенческих проблем у детей и молодых людей, особенно у тех, у кого проблемы с законом.
Вот некоторые распространенные методы:
Цепочка разбивает задачу на составные части, а затем обучает сначала простейшему компоненту. Как только компонент освоен, клиент переходит к следующему простейшему компоненту, пока он не будет освоен.
Подсказка использует визуальные или словесные подсказки для запуска желаемых ответов.
Формирование — это постепенное изменение плохого поведения путем поощрения любого незначительного улучшения этого поведения, постепенное приближение этого плохого поведения к желаемому поведению.
Моделирование — это изучение нового поведения путем наблюдения за тем, как кто-то делает это правильно.
Систематическая десенсибилизация постепенно подвергает пациентов с фобиями их фобиям до тех пор, пока они не преодолеют их.
Когнитивная психология
Когнитивная психология изучает психические функции, такие как обучение, внимание, память, рассуждение, развитие понятий, овладение языком, восприятие и принятие решений. Основное внимание когнитивной психологии уделяется исследованию получения, обработки и хранения информации в уме.
Когнитивная психология в первую очередь связана с проведением лабораторных экспериментов и проведением научных исследований, но эти исследования привели к далеко идущим применениям в области психологии. Исследования познания привели к вышеупомянутому сдвигу в методологии, используемой в психотерапии, от строго бихевиористской ориентации к более сбалансированному подходу, включающему когнитивную терапию.
Связанное Чтение : Как стать когнитивным психологом
Когнитивные психологи также оказали глубокое влияние на судебную психологию и судебную систему. До 1950-х годов суды в США отказывались включать психологические исследования в качестве доказательств в судебные процессы, а психологам не разрешалось давать показания в качестве свидетелей-экспертов. Но из-за настойчивости когнитивных психологов в представлении результатов своих исследований политикам и судьям судебная психология теперь играет важную роль в судебных системах США.
Когнитивные психологи оказали аналогичное влияние на армию США.