Когнитивный конфликт это – :

КОНФЛИКТ КОГНИТИВНЫЙ - это... Что такое КОНФЛИКТ КОГНИТИВНЫЙ?


КОНФЛИКТ КОГНИТИВНЫЙ
(от лат. cognitio – знание, познание) – развитие противоречий когнитивных структур (знаний, взглядов, точек зрения, мнений) субъектов взаимодействия. В отечественной психологии термин применен Н. И. Фрыгиной (1980). При таком подходе формами К. к. являются спор, дискуссия, диспут, обсуждение проблемы, где высказываются различные т. зр. К. к. является необходимым элементом оптимального развертывания коллективной творческой деятельности в ситуации группового обсуждения. Выполняет функцию столкновения различных представлений об объекте совместной деятельности. Трансформация К. к. в межличностный конфликт является причиной разрушения коллективного творческого процесса в связи с формированием у его участников негативных межличностных взаимоотношений. Одним из механизмов превращения К. к. в межличностный является феномен неадекватного восприятия межличностного конфликта, возникающего в процессе общения.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • КОНФЛИКТ КЛАССОВЫЙ
  • КОНФЛИКТ КОНСТРУКТИВНЫЙ

Смотреть что такое "КОНФЛИКТ КОГНИТИВНЫЙ" в других словарях:

  • КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — (англ. cognitive dissonance) переживание дискомфорта, возникающее из за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами). Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию… …   Большая психологическая энциклопедия

  • конфликт межгрупповой — в нем в качестве субъектов выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы. Развитие конфликта обычно идет в такой последовательности: 1) постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более… …   Большая психологическая энциклопедия

  • конфликт внутриличностный — (конфликт внутрипсихический) как правило порождение амбивалентных стремлений субъекта. В психоанализе З. Фрейда изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и прочего, в коих выражается …   Большая психологическая энциклопедия

  • КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванные конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид… …   Философская энциклопедия

  • Когнитивный диссонанс — (от англ. слов: cognitive  «познавательный» и dissonance  «отсутствие гармонии»)  состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого… …   Википедия

  • Когнитивный диссонанс — интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванное конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Когнитивный диссонанс — – эмоциональное состояние конфликта, если индивид имеет не согласующиеся между собой знания или установки, а также если его внешнее поведение расходится с его убеждениями. Это может дать изменение установок или убеждений, может повести к отказу… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — Эмоциональное состояние, возникающее, когда у человека одновременно имеются некоторые установки или знания, несогласующиеся между собой, или когда возникает конфликт между убеждениями и внешним поведением. Считается, что разрешение такого… …   Толковый словарь по психологии

  • Групповые конфликты — Конфликт (К.) порождаемая обострением противоречий одна из форм дезинтегративного взаимодействия и взаимоотношения между субъектами, выражающаяся в их активно негативной направленности относительно друг друга. К. выполняет позитивные и негативные …   Психология общения. Энциклопедический словарь


psychology_pedagogy.academic.ru

Другой вариант внутренних конфликтов человека — это когнитивные

Другой вариант внутренних конфликтов человека — это когнитивные конфликты, в основе которых — столкновение несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. Например, некто, с кем, как вы полагали, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие двух представлений — «он мой друг» и «друзья так не поступают», эмоциональное переживание которого знакомо многим.

Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых (не согласованных). Это и есть когнитивный диссонанс. Каждый, кто хоть раз читал о теории Фестингера, наверняка запомнил его пример о человеке, который знает, что курить вредно, но продолжает курить. Его два «знания» (или «когниции») — «знаю, что курить вредно» и «знаю, что курю» — противоречат друг другу. Уменьшение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу: можно изменить «когни- цию» о своем поведении (бросив курить, вы получаете новое «знание» — «Я не курю», вполне соответствующее другому — «Курить вредно») или «когницию» о том, что «курить вредно» (убедив себя, что представления о вреде курения преувеличены, что отказ от курения мешает справляться со стрессом, а это еще хуже, и т. д.).

Конфликт не состоит в противоречии между когнитивной системой X и когнитивной системой У. То есть нет конфликта между знанием, что работа А является хорошей, и знанием, что работа В в той же степени хороша. Конфликт возникает, когда необходимо выбрать между двумя возможными вариантами действий. Индивид подталкивается сразу в двух противоположных направлениях.

Л. Фестингер

Чем сильнее диссонанс, что, в свою очередь, определяется значимостью его составляющих для человека, тем больше он будет стремиться к ослаблению этого диссонанса или его устранению.

Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем: любому из нас, наверное, знакомо состояние «уговаривания» или «убеждения» себя в правильности принятого решения с помощью дополнительных аргументов, повторяемых доводов и т. д. Диссонанс возникает как следствие противоречия двух «знаний»: «Я принял решение» и «Я не уверен, что это правильное решение». Д. Майерс приводит разнообразные примеры ослабления диссонанса после принятия решения, в том числе и экспериментальные доказательства того, что принятое решение «создает собственные опоры для поддержки — причи
ны, которыми мы оправдываем его целесообразность» (Майерс, 1997, с. 183). Таким образом, когнитивный диссонанс затрагивает и такие важные явления, как оправдание собственных действий (мы осознаем, что поступили вразрез со своими принципами) или аргументация выбора (приняли решение вопреки логике).

Механизм ослабления когнитивного диссонанса «работает» не только на ослабление или преодоление внутренних конфликтов, но и позволяет нам «уходить» от межличностных осложнений. Так, в приведенном нами примере об «измене друга» человек может пересмотреть свое отношение к его поступку, предположив, что он был не так уж плох, как сначала показалось. Можно также попытаться примирить два несоответствующих друг другу представления («он мой друг» и «друзья так не поступают») с помощью их включения в новую систему рассуждений о своих завышенных требованиях к людям, об изменившихся временах и т. д. Конечно, в реальности эти изменения во внутренней системе представлений происходят нелегко, поскольку сопровождаются эмоциональными переживаниями, которые могут быть болезненны.

Но все эти явления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и потому делающая ее решение тяжелым.

psihologia.biz

Когнитивные конфликты.

Поделись с друзьями

Нужна помощь в написании работы?

В основе такого типа конфликтов несовместимые представления (когниции) личности. Согласно когнитивистам, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт при возникновении рассогласования этих структур. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера описывает ситуации, когда человек, имея этот внутренний дисбаланс (наличие двух знаний, противоречащих друг другу), стремится уйти от него, восстановить свою целостность.

Если большинство предшествующих подходов рассматривали процесс принятия решения, то когнитивисты обратили внимание на то, что происходит в психике человека после этого. Согласование идей осуществляется разными путями:

    • Путем изменения отношения к одной из когниций (переделывание прошлого): сегодняшние мысли изменяют воспоминания (принятое решение создает собственные опоры для поддержки - причины, которыми мы оправдываем его целесоообразность Д. Майерс). Все те аргументы, которые были за и способствовали принятию решения, после принятия позиции воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления.
    • Путем изменения одной из когниций (1 когниция знаю, что курю, 2 когниция знаю, что курить вредно: удаляется одна из когниций или снижается ее значимость во внутренней структуре Я).
    • Путем увеличения консонансных составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными (курить легкие сигареты, у которых снижено количество вредных веществ).
    • Путем перестройки Я-концепции, т.е. проведение ревизии всей системы и включения обеих когниций в более широкий контекст.
    • Путем создания защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора (перекладывание ответственности на другого и представление себя не более, чем орудием, техническим средством осуществления чужой воли) или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний (усталость, опьянение, сильное эмоциональное расстройство и т.д.) или полное вытеснение самого поступка.

Мы видим здесь две прямо противоположные возможности: выбор на уровне самосознания (между Я хороший или Я плохой) и выбор в пользу ухода от сознательного решения проблемы (временного или абсолютного): Я не могу поступить плохо, потому, что я хороший.

students-library.com

Когнитивные конфликты. Другой вариант внутренних конфликтов человека — это когнитивные конфлик­ты

Когнитивные конфликты. Другой вариант внутренних конфликтов человека — это когнитивные конфлик­ты

Другой вариант внутренних конфликтов человека — это когнитивные конфлик­ты, а основе которых — столкновение несовместимых представлений. Согласно иде­ям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласован­ности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и ис­пытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. На­пример, некто, с кем, как вы полагал и, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие двух пред­ставлений — «он мой друг» и «друзья так не поступают», эмоциональное пережива­ние которого знакомо многим.

Конфликт не состоит в противоречии меж­ду когнитивной системой X и когнитивной системой У. То есть, нет конфликта между знанием, что работа А является хорошей, а знанием, что работа В в той же степени хо­роша. Конфликт возникает, когда необходимо выбрать между двумя возможными вариантами действий. Индивид подталки­вается сразу в двух противоположных на­правлениях. Л. Фестингер

Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссо­нанса Л. Фестингера. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одно­временно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых (несогласованных). Это и есть когнитивный диссонанс. Каждый, кто хоть раз читал о теории Фестингера, наверняка запомнил его пример о человеке, который знает, что курить вредно, но продолжает курить. Его два «знания» (или «когниции») — «знаю, что курить вредно» и «знаю, что курю» — противоречат друг другу. Умень­шение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противореча­щих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу: можно изменить «когницию» о своем поведении {бросив курить, вы получаете новое «зна­ние» — «Я не курю», вполне соответствующее другому — «Курить вредно») или «когницию» о том, что «курить вредное (убедив себя, что представления о вреде курения преуве­личены, что отказ от курения мешает справлять­ся со стрессом, а это еще хуже, и т. д.).

Чем сильнее диссонанс, что, в свою очередь, определяется значимостью его составляющих для человека, тем больше он будет стремиться к ослаблению этого диссонанса или его устране­нию. Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после

принятия решения, если он не уверен в нем: любому из нас, наверное, знакомо со­стояние «уговаривания» или «убеждения» себя в правильности принятого решения с помощью дополнительных аргументов, повторяемых доводов и т.д. Диссонанс возникает как следствие противоречия двух «знаний»: «Я принял решение» и «Я не уверен, что это правильное решение». Д. Майерс приводит разнообразные приме­ры ослабления диссонанса после принятия решения, в том числе и эксперименталь­ные доказательства того, что принятое решение «создает собственные опоры для поддержки — причины, которыми мы оправдываем его целесообразность» (Майерс, 1997, с. 183). Таким образом, когнитивный диссонанс затрагивает и такие важные явления как оправдание собственных действий (мы осознаем, что поступили враз­рез со своими принципами) или аргументация выбора (приняли решение вопреки логике).



Механизм ослабления когнитивного диссонанса «работает» не только на ослаб­ление или преодоление внутренних конфликтов, но и позволяет нам «уходить» от межличностных осложнений. Так, в приведенном нами примере об «измене друга» человек может пересмотреть свое отношение к его поступку, предположив, что он был не так уж плох, как сначала показалось. Можно также попытаться примирить два несоответствующих друг другу представления («он мой друг» и «друзья так не поступают») с помощью их включения в новую систему рассуждений о своих завы­шенных требованиях к людям, об изменившихся временах и т. д. Конечно, в реаль­ности эти изменения во внутренней системе представлений происходят нелегко, поскольку сопровождаются эмоциональными переживаниями, которые могут быть болезненны.

Но все эти явления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и по­тому делающая ее решение тяжелым.


Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 86 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Курт Левин | Теории баланса | Конфликт как когнитивная схема | Субъективная оценка ситуации как условие конфликта | Разные феноменологии конфликта и разные объяснительные | Изменение отношения к конфликтам | Позитивные функции конфликтов | Определение понятия конфликта | ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ | В. С. Мерлин: описание психологических конфликтов |
mybiblioteka.su - 2015-2019 год. (0.008 сек.)

mybiblioteka.su

Когнитивные конфликты

Когнитивные конфликты
Конфликт не состоит в противоречии между когнитивной системой X и когни­тивной системой У. То есть нет конфлик­та между знанием, что работа А явля­ется хорошей, и знанием, что работа В в той же степени хороша. Конфликт воз­никает, когда необходимо выбрать меж­ду двумя возможными вариантами дей­ствий. Индивид подталкивается сразу в двух противоположных направлениях. Л. Фестингер

Другой вариант внутренних конфликтов человека — это когнитивные кон­фликты, в основе которых — столкновение несовместимых представлений. Со­гласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечиво­сти, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противо­речий, рассогласований. Например, некто, с кем, как вы полагали, вас связы­вают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим посту­пок. Возникает противоречие двух представлений — «он мой друг» и «друзья так не поступают», эмоциональное переживание которого знакомо многим. Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психоло­гически противоречивых (не согласованных). Это и есть когнитивный диссо­нанс. Каждый, кто хоть раз читал о теории Фестингера, наверняка запомнил его пример о человеке, который знает, что курить вредно, но продолжает ку­рить. Его два «знания» (или «когниции») — «знаю, что курить вредно» и «знаю, что курю» — противоречат друг другу. Уменьшение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противоречащих представ­лений таким образом, чтобы они соответст­вовали друг другу: можно изменить «когни-цию» о своем поведении (бросив курить, вы получаете новое «знание» — «Я не курю», вполне соответствующее другому — «Курить вредно») или «когницию» о том, что «курить вредно» (убедив себя, что представления о вреде курения преувеличены, что отказ от ку­рения мешает справляться со стрессом, а это еще хуже, и т. д.).

Чем сильнее диссонанс, что, в свою оче­редь, определяется значимостью его состав­ляющих для человека, тем больше он будет стремиться к ослаблению этого диссонанса или его устранению. Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем: любому из нас, наверное, знакомо состояние «уговаривания» или «убеждения» себя в правильности принятого решения с помощью дополнительных аргументов, повторяемых доводов и т. д. Диссонанс возникает как следствие противоречия двух «зна­ний»: «Я принял решение» и «Я не уверен, что это правильное решение». Д. Майерс приводит разнообразные примеры ослабления диссонанса после принятия решения, в том числе и экспериментальные доказательства того, что принятое решение «создает собственные опоры для поддержки — причи-



Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 03

ны, которыми мы оправдываем его целесообразность» (Майерс, 1997, с. 183). Таким образом, когнитивный диссонанс затрагивает и такие важные явления, как оправдание собственных действий (мы осознаем, что поступили вразрез со своими принципами) или аргументация выбора (приняли решение вопре­ки логике).

Механизм ослабления когнитивного диссонанса «работает» не только на ослабление или преодоление внутренних конфликтов, но и позволяет нам «уходить» от межличностных осложнений. Так, в приведенном нами примере об «измене друга» человек может пересмотреть свое отношение к его поступ­ку, предположив, что он был не так уж плох, как сначала показалось. Можно также попытаться примирить два несоответствующих друг другу представле­ния («он мой друг» и «друзья так не поступают») с помощью их включения в новую систему рассуждений о своих завышенных требованиях к людям, об изменившихся временах и т. д. Конечно, в реальности эти изменения во внут­ренней системе представлений происходят нелегко, поскольку сопровожда­ются эмоциональными переживаниями, которые могут быть болезненны.

Но все эти явления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и потому делающая ее решение тяжелым.


Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 96 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Отдельные виды конфликтов | Возраст детей, годы | Г. Зиммель об остроте межгруппового конфликта |
mybiblioteka.su - 2015-2019 год. (0.007 сек.)

mybiblioteka.su

Когнитивные конфликты

Количество просмотров публикации Когнитивные конфликты - 191

Другой вариант внутренних конфликтов человека — это когнитивные конфлик­ты, а базе которых — столкновение несовместимых представлений. Согласно иде­ям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласован­ности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и ис­пытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. На­пример, некто, с кем, как вы полагал и, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие двух пред­ставлений — ʼʼон мой другʼʼ и ʼʼдрузья так не поступаютʼʼ, эмоциональное пережива­ние которого знакомо многим.

Конфликт не состоит в противоречии меж­ду когнитивной системой X и когнитивной системой У. То есть, нет конфликта между знанием, что работа А является хорошей, а знанием, что работа В в той же степени хо­роша. Конфликт возникает, когда необходимо выбрать между двумя возможными вариантами действий. Индивид подталки­вается сразу в двух противоположных на­правлениях. Л. Фестингер

Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссо­нанса Л. Фестингера. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одно­временно имеет два ʼʼзнанияʼʼ (понятия, мнения), психологически противоречивых (несогласованных). Это и есть когнитивный диссонанс. Каждый, кто хоть раз читал о теории Фестингера, наверняка запомнил ᴇᴦο пример о человеке, который знает, что курить вредно, но продолжает курить. Его два ʼʼзнанияʼʼ (или ʼʼкогницииʼʼ) — ʼʼзнаю, что курить вредноʼʼ и ʼʼзнаю, что курюʼʼ — противоречат друг другу. Умень­шение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противореча­щих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу˸ можно изменить ʼʼкогнициюʼʼ о своем поведении {бросив курить, вы получаете новое ʼʼзна­ниеʼʼ — ʼʼЯ не курюʼʼ, вполне соответствующее другому — ʼʼКурить вредноʼʼ) или ʼʼкогнициюʼʼ о том, что ʼʼкурить вредное (убедив себя, что представления о вреде курения преуве­личены, что отказ от курения мешает справлять­ся со стрессом, а это ещё хуже, и т. д.).

Чем сильнее диссонанс, что, в свою очередь, определяется значимостью ᴇᴦο составляющих для человека, тем больше он будет стремиться к ослаблению этого диссонанса или ᴇᴦο устране­нию. Ситуацией когнитивного диссонанса должна быть конфликт, переживаемый человеком после

принятия решения, в случае если он не уверен в нем˸ любому из нас, наверное, знакомо со­стояние ʼʼуговариванияʼʼ или ʼʼубежденияʼʼ себя в правильности принятого решения с помощью дополнительных аргументов, повторяемых доводов и т.д. Диссонанс возникает как следствие противоречия двух ʼʼзнанийʼʼ˸ ʼʼЯ принял решениеʼʼ и ʼʼЯ не уверен, что это правильное решениеʼʼ. Д. Майерс приводит разнообразные приме­ры ослабления диссонанса после принятия решения, в т.ч. и эксперименталь­ные доказательства того, что принятое решение ʼʼсоздает собственные опоры для поддержки — причины, которыми мы оправдываем ᴇᴦο целесообразностьʼʼ (Майерс, 1997, с. 183). Таким образом, когнитивный диссонанс затрагивает и такие важные явления как оправдание собственных действий (мы осознаем, что поступили враз­рез со своими принципами) или аргументация выбора (приняли решение вопреки логике).

referatwork.ru

виды и способы их разрешения. Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс.

Конфликты: виды и способы их решения.

К.Левин. Любой конфликт как напряжение возникает в настоящем мотивационном поле. Напряжения создаются в мотивационном поле взаимодействия субъекта с объектом.

Единица изучения: взаимодействие субъекта с объектом.

Напряженность на двух полюсах:

1. На полюсе субъекта – квазипотребность, готовность закончить начатое действие, выраженное в намерении.

2. На полюсе объекта – валентность, требовательный характер объекта.

Соотношение намерения с валентностью порождает конфликт. Потому что если намерение есть, то валентность – наверное, это очевидно – будет положительной или отрицательной.

Рассматриваем не конфликт как что-то внутреннее. Внутренний конфликт – это когнитивный диссонанс. И не конфликт как что-то внешнее, содержащееся в ситуации, а конфликт как взаимодействие одного с другим.

Левин выделяет 3 основных типа конфликтных ситуаций:

1. Конфликт между двумя положительными валентностями, стремление/стремление. Случай буриданова осла – две охапки сена, которые имеют одинаковую положительную валентность. Если эти валентности обе положительны и равнозначны, то единственное средство выбора – внешний фактор, жребий. Намерение может быть выполнено в любом случае. Но решение в пользу одной цели изменяет ее валентность, делая ее слабее, чем у цели, от которой человек отказался

2. Противоречие между двумя негативными валентностями – избегание/избегание. Человек должен выбрать одну из равно отрицательных валентностей. Выход из конфликта возможен при усилении внешнего барьера, внешний фактор. Чем сильнее отрицательная валентность, тем прочнее должен быть барьер. Например, ученик выполняет скучный урок под угрозой наказания... Выход из конфликта - это продолжение действия с определенным намерением и какой-то отрицательной валентностью. Чтобы урок выполнялся, чтобы ситуация была принятой, чтобы квазипотребность сохранялась, нужно усилить, укрепить, утолщить, нарастить внешний барьер, который обеспечивает принятие одной из ситуаций. Пусть урок скучен, но он будет продолжать выполняться если усилить угрозу.

3. Конфликт между положительной и отрицательной валентностью, которые исходят из одного объекта. Пример, ребенок уронил в реку мячик, крутой берег реки. Мяч привлекателен – позитивная валентность. Мяч в воде – негативная валентность – надо войти в воду, а может быть очень глубоко.

Обе валентности усиливаются с приближением к цели. Чем ближе цель – тем сильнее валентность. Положительная валентность возрастает постепенно, но с достаточно плавной динамикой, нерезко; чего нельзя сказать о валентности отрицательной. Ребенок подходит к мячу – позитивная валентность больше, потом возвращается назад. В конце концов должен остановиться в точке пересечения двух валентностей - точке нерешительности, это пункт конфликта. В самóм конфликте содержится направленность к его устранению (фон).

Защитные механизмы личности.

Мотивационный конфликт, соподчинение мотивов обозначает наличие проблем. Мотивационный конфликт: 1. источник тревоги (у Фрейда - признак личностной проблемы), 2. объективная возможность ее решения.

Мотивационный конфликт связан с собственной личностной проблемой. защитные механизмы личности (ЗМЛ) позволяют разнообразно представить способы разрешения конфликтов. Но человек только маскирует свою проблему: это мнимая защита, т.к. тревожность снимается, но ее источник остается. К защитам отношение амбивалентное:

  • позитивный аспект: она хотя бы временно снимает тревогу

  • негативный аспект: сохраняет ее причину. В принципе это – препятствие личностному развитию.

Мнимая защита - это подмена, мнимый аналог подлинной культуры. Подлинную защиту обеспечивает личности только культурная норма. Сублимация (вытеснение) - это преобразование природных желаний с помощью культурных норм (напр., художник сам терапевтизирует себя).

Терапевтический эффект: если изучить ЗМ, т.е. осознать действие механизма защиты, то это дает возможность устранить защиту.

Защитные механизмы (Фрейд).

  1. Подавление (репрессия) -это попытка полностью устранить источник угрозы из сознания. Человек полностью вытесняет событие или социально неприемлемое влечение из сознания. Т.к. он устранен из сознания, то он устранен из речи, пациент не говорит о нем. Этот механизм создан с участием родителей, его источник – авторитарный (неразъясненный, аффективно-окрашенный) запрет, полученный в детстве. Вытеснение и подавление не бывает полным и проявляется в невротических симптомах и психосоматических заболеваниях. Признак – эмоциональная индефферентность, уплощенность именно в той области, где проблема.

  2. Отрицание реальности или фантазии- отвержение существования ситуации как реального события или компенсаторные фантазии. Присутствуют логические противоречия и моральные пренебрежения. Отличие от предыдущего – источник угрозы появился в речи, но он по-прежнему не признается. Фантазирование – преждевременная эмоциональная оценка, предшествующая осознанию.

  3. Рационализация - псевдоразумное объяснение, поиск и построение приемлемых (моральных, логических) оснований для неприемлемых мыслей, желаний, чувств. Чувство тревоги порождает чувство стыда, которое требует защитных мер. Признак рационализации - излишнее подчеркивание очевидного, тавтология.

- Позитивный аспект: человек может обнаружить у себя мнимую защиту, т.е. открыть нерациональные механизмы своего поведения.

- Негативный аспект: дополнительное развитие мышления комплексами, человек мыслит словами, которых не понимает.

  1. Реактивные образования (инверсии)- подмена подлинного неприемлемого желания, поступка на диаметрально противоположное. Особенность - чрезмерная подчеркнутость (с отрицанием).

  2. Проекция- это перенос собственных нежелательных свойств на других (приписывание другим). В проекции заложена возможность для устранения источника тревоги. Этот механизм амбивалентен в терапевтическом отношении:

- позитивный аспект – это возможность диалога, в виде вопросов и ответов. Задача терапевта – чтобы источник угрозы не был назван сразу, а открыт в ходе беседы самим пациентом.

- негативный аспект – блокада – отказ от диалога. Человек остается со своей личностной проблемой. Это приводит к дезинтеграции, расщеплению личности. Человек теряет самостоятельность, уникальность, целостность.

  1. Изоляция- это отдаление части ситуации или объекта, вызывающего угрозу от остальной сферы сознания; это отдаление аффекта от интеллекта - неприятная эмоции блокируются, так что связь между событием или его мыслительным содержанием и его эмоциональной окраской в сознании не выступает. Сохраняется возможность терапии:

- позитивный аспект: для изоляции используются узаконенные культурные средства. Для ребенка игрушка может служить объектом для проекции, но не всего его, а какой-то части. Наделив игрушку плохой чертой своего характера и беседуя с ней – происходит диалогическое взаимодействие.

- негативный аспект: изоляция – расщепление реальности, изоляция от реальности. Люди меняют своих врагов, но останавливаются в развитии.

  1. Регрессия- это снижение способа реагирования, взаимодействия с ситуацией; возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления, действия (эмоциональная, инструментальная, познавательная регрессия, саморегрессия). Реакция на недостижимость мнимой цели.

- позитивный аспект: попытка временного выхода из реальности, из типового поведения.

- негативный аспект: плохие привычки - курение, алкоголь, быстрая езда.

Защитные механизмы в гештальттерапии.

ЗМЛ рассматриваются как амбивалентные: и препятствия, и источники личностного роста. Проблема субъекта как личности - пережить включенным себя в социум, как часть поля, но и дифференцироваться в этом поле.

1. Патологическое слияниеЯ с Мы - контакт и уход с окружением невозможен или затруднен, т.к. не дифференцирует себя как целое, себя и других. Субъект не совсем осознает причины своего поведения, не ставит вопрос о причинах происходящего, говорит не “я”, а “мы”.

2. Ретрофлексия - обращение на себя - человек делает себя субъектом и объектом собственных действий, путает причины пведения, свои и чужие, обращая все на себя (напр., вину за все). Делает себе то, что на самом деле хотел бы делать другим. «Я отвечаю за все».

3. Интроекция - “проглатывание непережеванным” - это присвоение / усвоение без понимания стандартов, норм, установок, способов мышления и поведения, которые не становятся собственными, не перевариваются. Здесь есть контакт с миром, но не подлинный.

4. Проекция - разделение личности на части. Это тенденция переложить на других ответственность за то, что происходит от себя (импульсов, желаний и т.д.), стремление поместить вовне то, что принадлежит самому себе. Терапевтические возможности: групповая терапия, экстериоризировать внутренние части, а затем вновь собраться в целое. Проективная работа является условием контакта объекта с миром.

В гештальттерапии - направленность на настоящий момент, в психоанализе - анализ в прошлом, объяснение симптома.

Когнитивный диссонанс

Если существуют различные возможности расчленения и организации воспринимаемого материала, то предполагают сбалансированные простые конфигурации (в основе принцип хорошей формы гештальтпсихологов). Основной постулат теории когнитивного баланса: стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Человек стремится к сбалансированным конфигурациям. Если ситуация не сбалансирована, то мы в воображении или в деятельности пытаемся ее сбалансировать (стремление к балансу может объяснять поведение человека). Весь познавательный опыт человека состоит из отдельных элементов, связанных друг с другом. Познавательный элемент – любое значимое для человека знание, убеждение, ценность (о внешнем мире, о самом себе, своем поведении).

3 типа возможных связей между элементами:

  • иррелевантные связи – нет никаких связей, познавательные элементы существуют независимо друг от друга;

  • консонантные – согласованность и связанность познавательных элементов таким образом, что между ними нет противоречий;

  • диссонантный тип связи – разные познавательные элементы не согласуются, противоречат друг другу.

Фестингер: Обратная когнитивному балансу организация воспринимаемого материала называется когнитивным диссонансом. Индия. После землетрясения - слухи о новых катастрофах (в деревнях, где не было землетрясения). Интерпретация: был страх – слухи – обоснование. Люди были уже испуганы, а слухи выполняли функцию конкретизации того, чего они могли бы бояться. Система связанных друг с другом познавательных элементов обладает внутренним стремлением к избеганию диссонанса и преобразованию связей в консонантные. Диссонанс переживается как нечто неприятное, возникает стремление редуцировать его. Возможности редуцирования:

  1. поиск и получение новой информации, способствующей устранению диссонанса;

  2. изменить один из существующих элементов в диссонансных отношениях;

  3. уменьшить значимость одного из конфликтующих знаний.

Ех.: Курение способствует раку легких: 1) много курильщиков с отменным здоровьем; 2) курение улучшает самочувствие 3) бросить курить, стать малокурящим.

Зайонк: выделил характеристики когнитивного диссонанса:

А) когнитивный диссонанс является негативным состоянием;

Б) в случае когнитивного диссонанса индивид пытается редуцировать или элиминировать его и старается действовать так, чтобы избежать событий, усиливающих это состояние;

В) при наличии согласованности субъект стремится избегать событий порождающих диссонанс;

Г) глубина или интенсивность когнитивного диссонанса зависит:

  • от значимости соответствующих знаний

  • от относительного количества знаний, находящихся друг с другом в отношениях диссонанса;

Д) сила тенденций б) и в) является прямой функцией от глубины диссонанса;

Е) когнитивный диссонанс можно редуцировать или уничтожить, только добавив новые знания или изменив существующие;

Ж) добавление новых знаний редуцирует диссонанс, если новые знания усиливают одну из сторон и тем самым уменьшают долю диссонансных когнитивных элементов или новые знания изменяют значимость когнитивных элементов, находящихся друг с другом в состоянии диссонанса;

З) изменение существующих знаний редуцирует диссонанс, если новое содержание делает их менее противоречащими остальным знаниям или их значимость понижается;

И) если новые знания не могут быть использованы или существующие изменены при помощи пассивных процессов, возникнет поведение, когнитивные последствия которого будут способствовать восстановлению согласованности. Примером такого поведения является поиск информации.

Фестингер:Разрешение конфликта волевым решением легко может вызывать впоследствии когнитивный диссонанс. Перед принятием решения в стадии конфликта, человек осознает возможные после-конфликты и поэтому заранее пытается уменьшить возможный диссонанс, путем тщательного отбора информации. Когда решение принято, то появляется предвзятое отношение в пользу выбранной альтернативы.Эффект расхождения– оценка выбранной альтернативы увеличивается, а отвергнутой уменьшается.Эффект схождения(сожаления) – ценность выбранной понижается, а отвергнутой повышается.

Факторы, влияющие на появление диссонанса (по Фестингеру):

1. Бинарный фактор: жесткий приказ - самостоятельное решение.

Как-то студентов-медиков попросили прочесть подросткам доклад на 10 минут о пользе наркотиков. Одним приказали жестко - надо (Военная академия), а кому-то дали дополнительную мотивацию (ради науки, ради денег и т.д.). После этого они как бы прочли сообщение (за стеклом аудитории, которой на самом деле нет), их спросили - так вредны наркотики или полезны? Первые, которые получили жесткий приказ, сказали - конечно, вредны, то есть диссонанс не наступил.

2. Высокая - низкая оплата. Идет реклама - приходите на интереснейшие психологические опыты! Входит первая группа, и им дают задание рисовать кружки. Спрашивают - интересно было? Ответ понятен. Тогда их просят следующей группе сказать, что задание было очень интересно (ради науки, ради денег...). Вышли двое, солгали, потом в разных комнатах что-то получили, а потом их догоняет помощник экспериментатора и просит заполнить анкету, в которой, среди прочих, есть вопрос - так интересный ли был эксперимент? Оказывается, что один из них получил высокую оплату (15$), а второй - низкую (1$). Оказалось, что высокая оплата аналогична жесткому приказу - она не вызывает диссонанса: ему заплатили за услугу, он своего мнения менять не будет; а тот, кто получил один доллар, чувствует какую-то незавершенность... И у него шансов на когнитивный диссонанс очевидно больше.

Петухов: человек без когнитивного диссонанса не способен к развитию, он личностно мертвый, с ним даже психотерапевту тяжело работать.

Тенденция к редукции диссонанса. ОпытыБрэма.

1. Испытуемым предлагали выбрать один из предметов домашнего обихода из нескольких одинаково привлекательных. До и после выбора они давали субъективные описания предметов. После выбора у выбранного предмета появляются новые положительные качества, у отвергнутых – новые отрицательные – эффект расхождения. При высоком диссонансе (примерно равной привлекательности предметов), расхождение было большим. Люди ищут и выбирают ту информацию, которая повышает ценность выбранной альтернативы поведения и обесценивает отвергнутую; противоположная информация при этом игнорируется. Смотрят рекламу той фирмы, автомобиль которой приобрели.

Под воздействием редукции диссонанса может быть изменен вес критериев принятия решения.

2. Вынужденное согласие. Действия которые сам для себя субъект не может удовлетворительно обосновать. Субъект позволили себя вовлечь, но в результате оказался недостаточно компенсирован вознаграждением (слишком много усилий потратил ни за что). Идет тенденция повышать ценность действия задним числом или обесценивать его негативные стороны.

3. Эксперимент. Чрезвычайно скучная работа. Надо обосновать следующим за ними испытуемым, что работа очень интересная. Одна группа высоко оплачиваемая, другая низко. Низкооплачиваемая группа считала эксперимент более интересным, чем высокооплачиваемая.

4. Когнитивный диссонанс может ослабить влияние на поведение влечений (жажда). Люди в состоянии жажды. Предлагался эксперимент на испытание жаждой. Для одних высокая мотивировка (низкий диссонанс), для других низкая (высокий диссонанс). Согласившиеся, с низкой мотивировкой, вели себя как будто не испытывали жажду.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *