что это в психологии, примеры, механизм, определение, простыми словами
Человек в сложной жизненной ситуации бессознательно выстраивает психологическую защиту для предотвращения сильных потрясений. Наука с момента своего существования пытается выяснить механизмы, посредством которых организм блокирует нежелательные явления и описать их. Одним из таких состояний «самозащиты» является интроекция. Исследования метода психологической блокировки стали вестись с начала 20 века и теперь интроекция в психологии – это целая отрасль исследований по бессознательному поведению человека.
Что такое интроекция
Само понятие «интроекция» происходит от двух латинских корней – intro (внутрь) и jacio (кладу или бросаю). С научной точки зрения – это процесс бессознательного переноса индивидом во внутренний мир получаемой от внешних источников информации. Интроекция – это метод психологической защиты. В качестве информации в данном случае понимаются вербальные и невербальные объекты, воспринимаемые человек из окружающего мира и других людей. Сюда относят взгляды, слова, мотивы, установки, концепты, паттерны. Все они называются одним общим словом – интроекты.
Исследования в области бессознательного проводились Зигмундом Фрейдом, но он не разделял идентификация и интроекцию, акцентируя внимание на защитном механизме индивида, противопоставляемому внешним психологическим угрозам.
Первое выделение интроекции в психологии принадлежит последователю и ученику Фрейда – психоаналитику Шандору Ференци. Он предположил, что это явление примитивного характера, архаичная модель идентификации или уподоблении человека иному индивиду, группе или даже вымышленному персонажу.
Параллельно Фрейд выдвинул теорию, в соответствии с которой интроекция – это основа Эдипова комплекса. Примером интроекции в психологии по мнению ученого может служить желание ребенка безраздельно владеть матерью, не конкурируя при этом с отцом, поэтому внутри, бессознательно он уподобляется ей, интроецирует женский образ в сознание. И в будущем это ведет к желанию выбирать в качестве партнера идеализированный образ матери. У женщин существует противоположное состояние, именуемое комплексом Электры.
Развитие научного подхода
Если Фрейд и Ференци считали интроекцию положительным состоянием, которое помогает человеку защититься от негативных воздействий, то последующие труды ученых опровергли это суждение.
Известный психоаналитик, Фредерик Перлз продолжил исследование явления интроекции в разрезе гештальт-психологии. Согласно этой теории, процесс подмены находится в непосредственной связи между людьми. Для полного личностного роста требуется умение разделять «Я» и «Других». При впитывании чего-либо из внешнего окружения, индивид должен ассимилировать полученное. Только тогда можно говорить об эффективности развития личности.
Иначе принимаемое из окружения без «переработки» и различения оно остается частью внешнего мира, находящегося внутри индивида словно паразит.
Симптомами интроекции становится речь человека. В ней начинают преобладать слова:
- надо;
- должен;
- нельзя.
Перлз определил подобное состояние как «тиранию долженствования». Он придумал для нее название – mustarbation, которое в английском звучании повторяет слово «мастурбация».
Ярким примером необходимости ассимиляции поступающей информации и знаков, а не ее интроекцию является аналогия с процессом пищеварения. Человек, принимая пищу, не проглатывает ее целиком, поскольку это приводит к ощущению дискомфорта и неэффективности всасывания. Наоборот, еда тщательно пережевывается. Аналогичное действие должно быть при впитывании объектов извне.
На протяжении жизни человек сталкивается с этическим нормами, правилами поведения, эстетическими ценностями и политическими устоями, приходящими из внешней среды. Эти явления приводят к расширению внутреннего мира. Но только по мере взросления индивид научается анализировать внешние события, ограничивая тот или иной образ относительно ситуации.
Безоговорочное принятие «правил игры», которое может происходить из-за влияния конкретного или абстрактного авторитетного лица, приводит к интроекции. В детстве человек, не имеющий жизненного опыта и ума, живет в состоянии постоянной интроекции.
Полное отрицание объектов нельзя считать выходом, поскольку для полноценного физиологического и психологического развития человек не может без поступления элементов извне. Но для эффективности их восприятия требуется разделение, анализ, отделение лишнего и сборка нужной для развития формы для помещения во внутренний мир.
При полном бессознательном принятии объекта не происходит развития личности, поскольку резервы человека тратятся на удержание и оправдание выбранного паттерна. Чем их становится больше, тем дольше индивид занят отстаиванием перед собой чужих взглядов, убеждений и позиций.
Интроекция приводит к дезинтеграции личности, ее дезориентации на уровне сознания. Перенос во внутреннее «Я» несовместимых между собой объектов, сопровождаемое попытками их соединения ведет к возникновению невротического конфликта. Его развитие до критической точки приводит к уравновешиванию по ценности полученных объектов. Это состояние прекращения развития и роста личности, поскольку все внутренние ресурсы уходят на поддержание баланса.
Сильная интроекция может привести к дезинтеграции личности.
Интроекция в психологии – это механизм, приводящий к отождествлению человека с умственными и поведенческими конструкциями, являющимися чуждыми. Это влечет изменение границы, разделяющей «Я» и внешний мир. Она настолько глубоко отодвигается, что от личности ничего не остается.
Виды интроекции
По мнению ведущих психоаналитиков прошлого, интроекция есть пример обхода бессознательным контроля сознания, при котором последнее пытается постфактум найти логику внутри условного решения.
Ференци предполагал, что интроекция совмещает в себе не только некротический конфликт, но также адекватный психический процесс, служащий проявлением невроза, возникающего в бытовой жизни индивида. Невротику свойственно разбавление собственной личности объектами окружающего мира.
Фрейд имел иное мнение, полагая, что интроекция приводит к деформации правильного восприятия настоящего, принуждая человека переживать на внешнее воздействие субъективно.
Русский ученый Л.С. Выготский предложил теорию параллельного существования интроекции и интериоризации. Лишь совокупность механизмом формирования психики посредством ассимиляции внешних символов приводит к перекодировке межличностных явлений во внутриличностные.
Наиболее полное деление интроекции на виды приводится в работах Перлза, который обозревал явление через призму гештальта. Он выделил три фазы механизма развития особенностей восприятия:
- полная интроекция или предентальная фаза. В этом случае человек полностью становится жертвой интроекции, теряя собственное «Я» под грузом поступающих извне объектов;
- частичная интроекция или резцовая фаза. В этом случае процесс становления личности некорректно, поскольку сознание не может полностью проанализировать поступающие извне сигналы;
- ассимиляция или фаза коренных зубов. Идеальная форма интроекции по мнению ученого, при которой субъект оказывается способным полностью «переварить» полученную информацию и осознавать природу внешнего объекта.
Жертвы интроекции
Интроекция предполагает участие двух субъектов. Проецирующий индивид и на кого направлен механизм подмены. Они оба могут быть названы жертвами явления. Проблема заключается в том, что от человека требуют выполнения действий, которые ему не присущи или пытаются наделить его характеристиками, ему не свойственными.
Интроекты, люди, подвергшиеся разрушению собственной личности из-за тирании долженствования, относятся к ригидным субъектам. Они очень плохо поддаются изменениям, даже в случае, когда человек начинает осознавать, что пытается реализовать поведение, приводящее к дискомфорту или несущее вред.
При потере контакта или физической близости к проецирующим индивидом, интроект начинает ощущать разрушение целостности. Ощущение внутренней неудовлетворенности становится причиной садирования внешнего объекта, источника интроекции, что вызывает конфликты и недопонимание.
В этом случае наблюдается бессознательное изменение жизненного устоя. Человек начинает подчинять себя реализации сложившегося внутреннего «должно», подпитывая растущий конфликт. Самым страшным итогом подобной неудовлетворенности и невозможности нахождения объекта интроекции становятся суицидальные мысли.
Для ослабления интроекции, протекающей даже в легкой форме, требуется выделение, дифференцирование и трансформирование внутреннего материала. Необходимо перевести человека в стадию ассимиляций во избежание личностного конфликта.
Интроект — Психологос
Интроект — популярное понятие в среде психоаналитиков и гештальт-терапевтов, обозначающее неаутентичное желание: желание, не имеющее внутренних корней и вставленное человеку кем-то посторонним. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок.
Пример. Родители вбили мальчику в голову, что ему нужно быть врачом, потому что это семейная традиция. Мальчик отхватил интроект “я должен стать врачом” и начал его реализовывать. Результат — он мучается, но учится на врача. Выход – осознать интроект (например, на личной терапии) и решить, что с ним делать. Выходов два — либо принять, либо отказаться. В первом случае желание “стать врачом” наконец-то станет личным желанием мальчика. Во-втором – он перестанет учиться на врача и займётся тем, что ему нравится. Например, начнёт чинить машины.
В сложившемся словоупотреблении «интроект» — нечто негативное, мешающее человеку, как заноза или камень за пазухой.
В научной психологии понятие «интроект» не употребляется. Дело в том, что в человеке природное, «не вставленное» человеку кем-то посторонним — только безусловные рефлексы и инстинкты, живущие в нашем организме на вполне животном уровне. Природное в человеке — то, что имеют Маугли, не прошедшие социализацию, не приобщившиеся к человеческой культуре. Но собственное в человеческое в человеке, его вторая природа — это культура, которую мы получаем от социума, то есть из семьи, ближайшего окружения, друзей, школы, интернета… Самые высокие человеческие желания, любовь к родине и желание позаботиться о близких — в этом смысле такие же интроекты, все это не имеет в человеке внутренних корней и вставлено человеку кем-то со стороны.
Все человеческое в человеке — это интроекты. Все лучшее в человеке — это интроекты.
Другое дело, что некоторые вещи были вставлены в человека некрасиво, неловко, не увязаны с остальной его мотивационной сферой, а то и находятся в прямом конфликте с другими его желаниями. В этом смысле, видимо, интроектами возможно называть желания человека, находящиеся в конфликте с другими, базовыми для него желаниями.
www.psychologos.ru
Интроекция (психология) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Интрое́кция (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.
Описание
В результате этого процесса нечто, приходящее извне, воспринимается человеком как происходящее из него самого. Интроекция является примитивной формой идентификации, но в отличие от идентификации интроекция не осознаётся. Интроекция также тесно связана с психологическими механизмами проекции и проективной идентификации.[1]
Адаптивная роль
Интроекция играет важную роль в процессе формирования «Сверх-Я», совести, привязанностей, особенно в детстве. Маленькие дети вбирают в себя взгляды, мотивы, особенности поведения и эмоциональных реакций значимых для них людей задолго до того, как сознательно решают «стать (или не становиться) похожими» на них.[1]
Защитная функция
Интроекция позволяет маленькому ребёнку осознавать себя как всемогущего (несмотря на его фактическую беспомощность) за счёт «присвоения» себе возможностей и качеств значимых взрослых. Когда человек вырастает, эта защита может сохраняться, защищая его от потери самоуважения в ситуациях зависимости от других людей (у меня есть защитник/помощник, и поэтому Я не беззащитный и не беспомощный), хотя обычно у взрослых людей интроекция начинает осознаваться и превращается в идентификацию.[1]
Деструктивная роль
Как и любая психологическая защита, интроекция искажает восприятие реальности человеком, а конкретно — заставляя его ощущать нечто внешнее как нечто внутреннее. Как следствие, исчезновение этого внешнего может быть воспринято как исчезновение чего-то внутреннего, что имеет непосредственное отношение к природе депрессии и процессу горевания — пытаясь сохранить внутреннюю целостность, человек может предаться бессознательной фантазии о том, что это он виноват в потере, и что он может как-то загладить свою вину, вернув таким образом то, чего ему не хватает. [2][3]
Идентификация с агрессором
Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на защитные функции процесса, выделив как самостоятельный процесс «идентификацию с агрессором» — бессознательное отождествление себя с тем (теми), кто угрожает твоей безопасности. Если человека не устраивает положение подвергающегося агрессии, он может попытаться сам занять позицию агрессора, интроецируя его черты.
Фрейд не проводил различия между интроекцией и идентификацией (это разграничение появилось в психоанализе несколько позже) и понимал их как основу эдипова комплекса — не способный противостоять власти отца, «отбирающего» у него права на безраздельное владение матерью, сын идентифицируется с отцом, желая стать как отец и найти себе жену как мать.[4]
Примечания
Литература
wikipedia.green
👉 Интроекция в психологии, примеры, жертвы интроекции
Интроекция — это бессознательный механизм психологической защиты. От латинского «intro» — внутрь и «jacio» — кладу — процесс перенесения индивидом в бессознательное пространство субъективных образов внешних объектов, концептов, паттернов. В терминологию психоанализа введен в 1909 г. последователем Зигмунда Фрейда, психоаналитиком венгерского происхождения Шандором Ференци.
Фрейд, недиффиренцировал идентификацию и интроекцию, придавал значение защитному аспекту механизма, выделив отдельно идентификацию с агрессором, концепция которой стала базой психоаналитического пояснения стокгольмского синдрома. Отдельно интроекцию отделили позже, обозначив как примитивную, архаичную модель идентификации с основным отличием в полной бессознательности создания интроекта. Фрейд же считал интроекцию фундаментом Эдипова комплекса — желая безраздельно владеть матерью, и без возможности конкурирования с отцовской фигурой ребенок идентифицирует себя с ней, интроецирует материнский образ в бессознательное. А потому в роли полового идеализированного объекта видит наиболее подобных матери женщин. Соответственно, интроекция женщин имеет обратных героев и названа позднее комплексом Электры.
Что такое интроекция?
Интроекция в психологии это механизм поведенческого сценария.
Интроекция гештальт связана с взаимоотношениями между людьми. Одним из необходимых элементов роста личности есть умение разделять границы — Я и Другие. Принимая что-либо из внешней среды, эффективным для развития будет лишь то, что будет ассимилировано, т.е. переработано личностью. В противном случае принятое без различения это будет частью внешней среды, подобно паразиту в организме.
Работу интроекции можно отследить в речи, по использованию слов должно, надо, нельзя. Фредерик Перлз, основатель направления гештальт, называл долженствование — мастурбацией (от англ. Must — должен). Проводя аналогию ассимиляции с пищеварением, он говорил, что для эффективного усвоения мы не глотаем пищу куском, когда, проталкивая ее внутрь, мы испытываем дискомфорт, может возникнуть желание избавиться от нее. Подобное питание может нанести нам вред, поэтому пережевываем (разрушаем) и перевариваем (преобразование пищи в элементы, принимаемые нашим организмом) ее.
Этические, поведенческие нормы, эстетически ценности, политические взгляды первично приходят к человеку извне. По мере взросления, соприкасаясь с социумом, личность получает информацию и наблюдает ситуации, которые ложатся в основу внутреннего мира. Критически анализируя внешние события можно определить ситуации, когда тот или иной образ может быть ограничен в конкретной ситуации, но целиком принимая что-то безотносительно контекста, под влиянием конкретного или абстрактного авторитета человек подчас помещает в себя — интроецирует — целостные не ассимилированные объекты — интроекты.
На ранних этапах взросления человек практически не может избежать подобного механизма. Полное отрицание внешних объектов так же не является выходом, поскольку как физиологически, так и психологически человек получает различные внутренние элементы для собственного построения извне. Но для эффективного принятия треб
ru.psichiatria.org
ИНТРОЕКЦИЯ — это… Что такое ИНТРОЕКЦИЯ?
интроекция — интроекция … Орфографический словарь-справочник
ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь, jacio бросаю, кладу) эпистемологическая концепция, согласно которой индивидуальное сознание ограничено кругом собственных идей и способно постигать внешний мир и др. сознания лишь благодаря проецированию вовне своего… … Философская энциклопедия
интроекция — Один из классических видов сопротивления, состоящий в том, что мысли или принципы других людей заглатываются целиком , без самостоятельного пережевывания и усвоения, без собственной переработки этих мыслей, принципов, высказываний других людей.… … Большая психологическая энциклопедия
Интроекция — (от лат. intrо внутри) психоаналитическое понятие, автор Ш. Ференци . Включение через идентификацию в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний. Литература. Ferenczi S. Introjektion und Ubertragung //… … Психологический словарь
ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю кладу), в психологии включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации … Большой Энциклопедический словарь
ИНТРОЕКЦИЯ — (лат. intro движение внутрь и jacio бросать) в психоанализе процесс и результат столь полного введения и включения индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им фрагментов внешнего мира (образов, взглядов, мотивов, установок других… … Новейший философский словарь
ИНТРОЕКЦИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка
ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю) англ. introjection; нем. Introjektion. 1. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, что является основой идентификации. 2. В глубинной психологии… … Энциклопедия социологии
интроекция — Нем.: Introjektion. Франц.: mtrojection. Англ.: introjecьon. Исп.: introy ecciфn. Итал.: introezione. Португ.: intrqjeзаo. • Процесс, выявляемый в ходе психоаналитического исследования: субъект в процессе фантазирования переходит «извне» «внутрь» … Словарь по психоанализу
интроекция — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю, кладу) (психол.), включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации. * * * ИНТРОЕКЦИЯ ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro внутрь и jacio… … Энциклопедический словарь
analiticheskaya_psichologiya.academic.ru
ИНТРОЕКЦИЯ — это… Что такое ИНТРОЕКЦИЯ?
интроекция — интроекция … Орфографический словарь-справочник
ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь, jacio бросаю, кладу) эпистемологическая концепция, согласно которой индивидуальное сознание ограничено кругом собственных идей и способно постигать внешний мир и др. сознания лишь благодаря проецированию вовне своего… … Философская энциклопедия
интроекция — Один из классических видов сопротивления, состоящий в том, что мысли или принципы других людей заглатываются целиком , без самостоятельного пережевывания и усвоения, без собственной переработки этих мыслей, принципов, высказываний других людей.… … Большая психологическая энциклопедия
Интроекция — (от лат. intrо внутри) психоаналитическое понятие, автор Ш. Ференци . Включение через идентификацию в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний. Литература. Ferenczi S. Introjektion und Ubertragung //… … Психологический словарь
ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю кладу), в психологии включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации … Большой Энциклопедический словарь
ИНТРОЕКЦИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка
ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю) англ. introjection; нем. Introjektion. 1. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, что является основой идентификации. 2. В глубинной психологии… … Энциклопедия социологии
интроекция — Нем.: Introjektion. Франц.: mtrojection. Англ.: introjecьon. Исп.: introy ecciфn. Итал.: introezione. Португ.: intrqjeзаo. • Процесс, выявляемый в ходе психоаналитического исследования: субъект в процессе фантазирования переходит «извне» «внутрь» … Словарь по психоанализу
интроекция — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю, кладу) (психол.), включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации. * * * ИНТРОЕКЦИЯ ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro внутрь и jacio… … Энциклопедический словарь
ИНТРОЕКЦИЯ — (Introjection; Introjektion) процесс ассимиляции объекта субъектом, противоположный проекции; способ интернализации опыта.«Интроекция есть процесс экстраверсии, потому что для ассимиляции объекта необходима эмпатия и наделение объекта либидо.… … Словарь по аналитической психологии
dic.academic.ru
Интроекция — это… Что такое Интроекция?
интроекция — интроекция … Орфографический словарь-справочник
ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь, jacio бросаю, кладу) эпистемологическая концепция, согласно которой индивидуальное сознание ограничено кругом собственных идей и способно постигать внешний мир и др. сознания лишь благодаря проецированию вовне своего… … Философская энциклопедия
интроекция — Один из классических видов сопротивления, состоящий в том, что мысли или принципы других людей заглатываются целиком , без самостоятельного пережевывания и усвоения, без собственной переработки этих мыслей, принципов, высказываний других людей.… … Большая психологическая энциклопедия
ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю кладу), в психологии включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации … Большой Энциклопедический словарь
ИНТРОЕКЦИЯ — (лат. intro движение внутрь и jacio бросать) в психоанализе процесс и результат столь полного введения и включения индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им фрагментов внешнего мира (образов, взглядов, мотивов, установок других… … Новейший философский словарь
ИНТРОЕКЦИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка
ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю) англ. introjection; нем. Introjektion. 1. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, что является основой идентификации. 2. В глубинной психологии… … Энциклопедия социологии
интроекция — Нем.: Introjektion. Франц.: mtrojection. Англ.: introjecьon. Исп.: introy ecciфn. Итал.: introezione. Португ.: intrqjeзаo. • Процесс, выявляемый в ходе психоаналитического исследования: субъект в процессе фантазирования переходит «извне» «внутрь» … Словарь по психоанализу
интроекция — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю, кладу) (психол.), включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации. * * * ИНТРОЕКЦИЯ ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro внутрь и jacio… … Энциклопедический словарь
ИНТРОЕКЦИЯ — (Introjection; Introjektion) процесс ассимиляции объекта субъектом, противоположный проекции; способ интернализации опыта.«Интроекция есть процесс экстраверсии, потому что для ассимиляции объекта необходима эмпатия и наделение объекта либидо.… … Словарь по аналитической психологии
dic.academic.ru