Когнитивный стиль в психологии это: КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ — Гипертекстовый словарь методических терминов

Опыт исследования когнитивных стилей студентов

Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 159.9.072

Дата публикации 29.01.2019

Лазарева Елена Александровна
Магистр социальных наук по специальности «Психология», старший преподаватель кафедры психологии, Карагандинский государственный университет им. академика Е.А. Букетова, РК, г. Караганда, [email protected]

Аннотация: В данной статье рассматривается роль когнитивных стилей в учебно-познавательной деятельности студентов. Обосновывается актуальность данного направления исследований. Представлено понимание когнитивного стиля в зарубежной и российской психологии. Дана общая характеристика когнитивных стилей «Полезависимость-поленезависимость», «Импульсивность-рефлективность», «Толерантность-интолерантность к нереалистическому опыту». Обозначены основные подходы к изучению когнитивных стилей — аналитический, интегративный и структурный. Показана роль и специфика проявления каждого стиля в учебно-познавательной деятельности студентов. Обнаружено, что большинству испытуемых присущи когнитивные стили «полезависимость», «медленные точные», «высокий уровень толерантности к неопределенности». В проведенном исследовании выявлено соотношение указанных когнитивных стилей.
Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, когнитивный стиль, полезависимость-поленезависимость, импульсивность-рефлективность, толерантность-интолерантность к нереалистическому опыту

Experience in the study of cognitive styles of students

Lazareva Yelena Alexandrovna
Master of social sciences in specialty Psychology, Senior lecturer of the Department of psychology, Ye. A. Buketov Karaganda State University, RK, Karaganda

Abstract: The article is devoted the role of cognitive styles of students in the process of their educational-learning activities. The urgency of researches in this direction is proved. Understanding of cognitive style in foreign and Russian psychology is presented. The general characteristic of cognitive styles such as «Field dependence-field independence», «Impulsiveness-reflexivity», «Tolerance-intolerance to unreal experience» is given. It outlined the main approaches to the study of cognitive styles — analytical, integrative and structured. The role and specific of each style in the process of educational-learning activity of students is shown. It is found that the majority of the subjects are characterized by cognitive styles of «field dependence», «slow accurate», «high level of tolerance to uncertainty». In this research the correlation of the given cognitive styles is revealed.
Keywords: educational-learning activity, cognitive style, field dependence-field independence, impulsiveness-reflexivity, tolerance-intolerance to unreal experience

Когнитивные стили опосредуют связь между познанием и личностью, выполняют системообразующую функцию. Их можно рассматривать как ресурс повышения эффективности учебно-познавательной деятельности, так как взаимодействие учащегося с учебной ситуацией зависит от его когнитивно-психологических свойств [1, с. 20].

Термин «когнитивный стиль» был введен в психологию в 50-60 г. г. ХХ века. Американские ученые (Gardner, Holzman, Klein, Lipton, Spence, 1959; Kagan, 1966; и др.) активно изучали способы познания людьми окружающего. В фокусе их внимания находились индивидуальные особенности восприятия, анализа, структурирования и категоризации информации. Эти особенности получили название «когнитивный стиль». Они принципиально отграничивались от индивидуальных особенностей в успешности интеллектуальной деятельности. Таким образом, когнитивный стиль рассматривался как формально-динамическая характеристика интеллектуальной деятельности, а не содержательная (результативная).

В раннем определении Г. Уиткин характеризовал когнитивные стили как устойчивые познавательные предпочтения конкретной личности в преимущественном использовании определенных способов переработки информации [5]. Позже когнитивные стили стали рассматриваться как индивидуально-своеобразные способы переработки информации об окружающем, отличающиеся в плане восприятия, анализа, структурирования, категоризации, оценивания происходящего [8, с. 20].

Т.А. Гусева согласна с тем, что когнитивный стиль характеризует индивидуальные особенности познавательных процессов человека (восприятия, мышления) [2].

И.В. Равич-Щербо определяет когнитивные стили как устойчивые индивидуальные особенности познавательных стратегий, как формальную характеристику индивидуальности [7, с. 11].

М.А. Холодная приводит часто употребляемое современное определение: «когнитивный стиль — это индивидуально-своеобразный способ переработки информации, который характеризует специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения» [8, с. 16]. Позиция самой М.А. Холодной заключается в понимании когнитивных стилей как метакогнитивных способностей. Их проявление обусловлено особенностями организации ментального опыта человека [8, с. 226].

Сегодня существует несколько подходов к изучению когнитивных стилей. В рамках аналитического подхода рассматриваются и описываются отдельные когнитивные стили, выделяются их параметры, устанавливаются связи между параметрами. Противоположная, интегративная тенденция предполагает объединение когнтивных стилей в единую структуру. Представители же структурного подхода исследуют разные параметры когнитивных стилей как компоненты общей структуры [1, с. 20].

Среди наиболее изученных когнитивных стилей можно назвать такие, как полезависимость – поленезависимость; импульсивность – рефлективность; толерантность — интолерантность к нереалистическому опыту.

Полезависимость — поленезависимость.

Поленезависимость субъекта рассматривается как возможность преодолевать влияние стимульного поля. Полезависимость, напротив, свидетельствует о зависимости от контекста.

Значение данного стиля для учебно-познавательной деятельности убедительно показано в целом ряде исследований. Так, если для усвоения учебного материала (например, текста) требуется изменение его структуры, опора на вопросы умозаключающего типа, то более продуктивен поленезависимый стиль. Полезависимость ухудшает понимание материала. Это объясняется тем, что учащиеся с полезависимым стилем редко прибегают к гипотетико-дедуктивному способу смысловой перестройки материала. В процессе конспектирования лекций и научных текстов поленезависимые студенты больше перерабатывают текст. Они сокращают количество слов, перефразируют мысли, структурируют текст посредством выделения абзацев, подчеркивания, использования цветов и т. д. Также поленезависимые испытуемые лучше полезависимых понимают текст, если он предъявлен в виде разрозненных фрагментов [8, с. 53-54]. Данный когнитивный стиль коррелирует с ощущениями, избирательностью внимания, мышлением (в частности со способностью к выделению абстрактных связей), конвергентными способностями, обучаемостью [1, с. 23]. Поленезависимые учащиеся демонстрируют более высокую академическую успеваемость. Они легко обобщают и переносят знания, выбирают рациональные стратегии запоминания и воспроизведения материала [8, с. 54]. Поленезависимость соотносится с высокими показателями пространственных способностей, креативности, сформированностью формального мышления, процессов памяти. Данный стиль коррелирует с 44% изученных функций и показателей [9, с. 118].

Поленезависимые учащиеся проявляют активность в ходе образовательного процесса. У них преобладает внутренняя учебная мотивация. Полезависимые учащиеся, напротив, для успешного обучения нуждаются во внешней, причем отрицательной мотивации.

В целом, с возрастом и переходом на более высокие ступени образования возрастает поленезависимость. К 17 годам она становится стилевой особенностью [5].

Импульсивность – рефлективность.

Импульсивность рассматривается как быстрое выдвижение гипотезы и быстрое принятие решения в условиях неопределенности без тщательной проработки всех возможных вариантов. Рефлективность означает медленную реакцию в тех же условиях при многократной проверке и уточнении гипотез, тщательном предварительном анализе возможных вариантов решения.

Данный стиль существенным образом влияет на учебно-познавательную деятельность и коррелирует с 33% изученных функций и показателей. Так, рефлективные лица перед принятием решения тщательно и систематично собирают большой объем информации. Импульсивные лица не склонны к этому. В результате их решения базируются на недостаточной информационной основе [8, с. 79]. Этот когнитивный стиль имеет корреляции со способностью к выделению абстрактных связей, логичностью суждений, пространственным мышлением. Он тесно связан с конвергентными способностями, показателями дивергентного мышления (беглость и разработанность), обучаемостью [1, с. 23]. Также были установлены связи рефлективного когнитивного стиля с нахождением и применением более продуктивных способов решения задач; поленезависимостью; высокой учебной успеваемостью [8, с. 82]. Более того, обнаружилось, что обучение прямо влияет на уровень импульсивности, а именно — импульсивность снижается при овладении субъектом сканирующими стратегиями [5].

В целом импульсивность — рефлективность может рассматриваться как косвенная мера соотношения ориентировочного, контрольного и исполнительного этапов в структуре интеллектуальной деятельности [8, с. 83].

Толерантность к нереалистическому опыту.

Данный когнитивный стиль характеризует готовность субъекта к принятию информации, не соответствующей или противоречащей его опыту [8, с. 71].

В зарубежной психологии толерантность к неопределенности в широком смысле понимается как способность человека противостоять несвязанности и противоречивости информации, принимать неизвестное, не чувствовать себя неуютно перед неопределенностью. В русскоязычной психологии толерантность рассматривается как интегральная личностная характеристика, включающая психологическую устойчивость, систему ценностей, личностных установок и различных индивидуальных свойств [4, с. 75].

Термин «интолерантность к неопределенности» сегодня используется в двух аспектах. Во-первых, для обозначения индивидуальной тенденции воспринимать и интерпретировать имеющуюся ситуацию как угрозу или источник дискомфорта. Во-вторых, для обозначения тенденции воспринимать и интерпретировать будущее как источник дискомфорта.

Одной из первых ввела конструкт толерантность-интолерантность к неопределенности Э. Френкель-Брунсвик. Она исследовала субъективность восприятия человека в условиях двусмысленной стимуляции и показала значимость этапа принятия решения при формировании образа [4, с. 76]. Позже она обратилась к исследованию когнитивного стиля толерантность-интолерантность к неопределенности как характеристике авторитарной личности [11, с. 51].

Термин «толерантность» активно используется в исследованиях мышления. В зарубежной психологии сложились специальные конструкты – толерантность к противоречиям и толерантность мышления. Они связываются с внутренней регуляцией познавательных стратегий.

В советской психологии исследовались интеллектуальные стратегии в русле деятельностного подхода. В школе О.К. Тихомирова было показано единство деятельностного опосредствования и динамического аспекта снятия неопределенности в ходе мыслительных действий субъекта [6, с. 69].

В концептуальной схеме С. Бохнер свойства когнитивного стиля рассматриваются как первичные характеристики толерантности-интолерантности, а свойства личности – как вторичные. Таким образом, толерантность – интолерантность к неопределенности является характеристикой и когнитивного стиля, и личности [11, с. 52]. 

Сегодня в ряде исследований установлено, что люди с высокой толерантностью оценивают ситуацию по ее фактическим характеристикам, без ориентировки на ее «обычность», «ожидаемость». Люди с низкой толерантностью сопротивляются познавательному опыту, если он противоречит их знаниям. Так, в экспериментах на сортировку объектов было выявлено, что лица с низкой толерантностью группируют их по стандартным, ожидаемым основаниям [8, с. 73].

В целом толерантная личность описывается как принимающая новизну и неопределенность ситуации, способная продуктивно действовать в этих условиях. Интолерантная личность не приемлет новизну ситуаций, в более широком смысле — многообразие мира. В связи с этим при возможности множественной интерпретации стимулов испытывает стресс. Неопределенные ситуации понимаются как негативные, которых следует избегать. Сама возможность неопределенности интерпретируется как «нечестность» или «неправильность». Для интолерантной личности свойственны консерватизм, догматизм, негибкость, предпочтение предсказуемости, ясности, регулярности, неприятие вариабельности и оригинальности [4, с. 76].

Учебно-познавательная деятельность студентов характеризуется некоторой неопределенностью. Ей присуще разнообразие путей и способов постановки цели, планирования и организации деятельности, ее самоконтроля и самооценки. Так, на лекции студенту предстоит решать, какие положения являются важными и полезными именно для него. При подготовке к семинарским занятиям нужно определить, какие источники будут более подходящими, информативными, уметь выделить главное в них. Подобного рода неопределенность возрастает при написании контрольных и курсовых работ, научных проектов. В период сессии неопределенность предстает в виде тестов, где нужно из ряда ответов выбрать правильный. В данных условиях толерантность к неопределенности как готовность к изменениям, новизне, самостоятельности может сыграть положительную роль в повышении эффективности учебной деятельности.

Во многих работах когнитивные стили представлены как двуполярные конструкты. М.А. Холодная обосновала феномен «расщепления полюсов». Так, при изучении стиля «полезависимость-поленезависимость» она показала, что оба полюса включают «фиксированных» и «мобильных» субъектов. Таким образом, появляются группы «фиксированных полезависимых», «мобильных полезависимых», «фиксированных поленезависимых», «мобильных поленезависимых» субъектов. Именно мобильные поленезависимые испытуемые оказываются наиболее эффективными в решении экспериментальных задач, способными перейти к полезависимому поведению, если оно необходимо для успешного выполнения задания.

Расщепление полюсов исследовано также на примере когнитивного стиля «импульсивность-рефлективность». К импульсивным могут быть отнесены «быстрые точные» и «быстрые неточные» лица. На полюсе рефлективности находятся «медленные точные» и «медленные неточные» субъекты. Наиболее продуктивными оказываются как представители полюса импульсивности («быстрые точные»), так и рефлективности («медленные точные»).

Ключевым критерием расщепления полюсов указанных стилей является сформированность непроизвольного интеллектуального контроля. Он регулирует процесс переработки информации на субсознательном уровне. Непроизвольный интеллектуальный контроль проявляется в плоскости внимания (распределение и фокусирование), восприятия (точность идентификации объектов), мышления (привлечение системы понятий к процессу переработки информации), инструментального поведения (торможение действий) и пр.

Сформированные механизмы непроизвольного интеллектуального контроля обнаруживаются у «мобильных поленезависимых», «быстрых точных» и «медленных точных» субъектов и свидетельствуют об их интеллектуальной зрелости. По этой причине данные полюса можно считать когнитивными стилями. Прочие полюса являются скорее не стилями, а различными проявлениями когнитивного дефицита [8, с. 222].

Исследования в области расщепления полюсов стиля «толерантность к нереалистическому опыту» пока не проведены.

Таким образом, когнитивные стили являются высокоорганизованным механизмом регуляции интеллектуальной деятельности. Их влияние обнаруживается в широком спектре ситуаций, в том числе учебных.

В свете вышесказанного, мы задались вопросом, как соотносятся между собой указанные когнитивные стили.

Мы провели исследование с участием 110 студентов первого курса в возрасте 18-19 лет. Они обучаются в Карагандинском государственном университете им. академика Е.А. Букетова на факультетах: философии и психологии, иностранных языков, филологическом, биолого-географическом, химическом.

В качестве методического инструментария мы использовали:

1.Тест «АКТ-70» К.У. Эттриха [10]. Тест диагностирует «полезависимость-поленезависимость». С его помощью определяется степень ориентации человека при принятии решений либо на имеющиеся у него знания и опыт, либо на внешние ориентиры, если они противоречат опыту.

2. Тест «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана [3]. Тест применяется для диагностики когнитивного стиля «импульсивность – рефлективность». «Импульсивные» испытуемые склонны быстро реагировать в ситуации множественного выбора, выдвигать гипотезы без достаточного анализа всех возможных решений. Для «рефлективных» испытуемых свойственен медленный темп реагирования, многократное уточнение гипотез, тщательный анализ признаков объектов перед принятием решения.

3. «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» Т.В. Корниловой [4]. Людям с высокой толерантностью свойственна оценка ситуации по ее по фактическим характеристикам, без ориентировки на ее «обычность», «ожидаемость». Для людей с низкой толерантностью характерно сопротивление познавательному опыту, если он не согласуется с имеющимся у них знанием.

Для поиска различий между полученными показателями применялся φ-критерий Фишера.

В разрезе полезависимости – поленезависимости были получены следующие данные (рис. 1).

Рисунок 1. Соотношение полезависимости-поленезависимости в выборке

Во всей выборке только 7 человек (6,7%) характеризуются поленезависимостью, 93,3% первокурсников присущ когнитивный стиль «полезависимость».

Затем мы обратились к изучению когнитивного стиля «импульсивность – рефлективность». К импульсивным могут быть отнесены «быстрые точные» и «быстрые неточные» лица. На полюсе рефлективности находятся «медленные точные» и «медленные неточные» студенты. Соотношение указанных 4 групп в нашем исследовании было следующим (рис. 2).

Рисунок 2. Соотношение импульсивности-рефлективности в выборке

Наибольшему количеству студентов присущ когнитивный стиль «медленные точные» (42,7%). Он обнаруживается у лиц, которые склонны к подробному предварительному анализу вариантов решений, нахождению более продуктивного решения. Они принимают решение медленно, но реже допускают ошибки. Следующая по численности группа — «быстрые неточные» (29,1%). Эти студенты склонны быстро принимать решение и действовать, не рассматривая весь спектр возможных решений, не стремясь найти оптимальное. В силу этого часто ошибаются. Меньше всего студентов являются быстрыми точными (16,5%) и медленными неточными (11,7%). Быстрые точные учащиеся не склонны предварительно собирать и анализировать нужную информацию, находят решение быстро, но ошибаются редко. Медленные неточные напротив, несмотря на то, что опираются на большой тщательно собранный массив информации, часто ошибаются.

Согласно М.А. Холодной, когнитивными стилями можно считать полюса «быстрые точные» и «медленные точные». Эти стили свидетельствуют об интеллектуальной зрелости субъекта. Полюса «быстрые неточные» и «медленные неточные» являются не стилями, а различными проявлениями когнитивного дефицита. Они свидетельствуют о несформированном непроизвольном интеллектуальном контроле [8, с. 222].

Следующим шагом стало изучение толерантности-интолерантности первокурсников (рис. 3).

Рисунок 3. Выраженность толерантности в выборке

Наибольшему количеству студентов присущ высокий уровень толерантности к неопределенности (59,2%). Он отражает их принятие изменений, готовность к новизне, предпочтение более сложных задач, стремление к самостоятельности. Следующая по численности группа студентов обладает средней толерантностью (37,9%). Описанные выше особенности выражены у них в средней степени. Меньше всего студентов проявляют низкий уровень толерантности (2,9%). Они скорее предпочитают ясность, упорядоченность, стараются всегда следовать правилам и принципам, разнообразные способы, мнения разделяют на правильные и неправильные.

Далее, мы выявили соотношение между тремя когнитивными стилями (рис. 4, 5).

Рисунок 4. Соотношение толерантности и импульсивности-рефлективности у поленезависимых студентов

У поленезависимых высокотолерантных студентов преобладает стиль «быстрые точные» (75%). Быстрых неточных среди них только 25%. Напротив, у поленезависимых студентов со средней толерантностью являются быстрыми неточными все 100%. Обращает на себя внимание тот факт, что все поленезависимые студенты располагаются на полюсе импульсивности.

Рисунок 5. Соотношение толерантности и импульсивности-рефлективности у полезависимых студентов

Среди полезависимых студентов стиль «быстрые точные» представлен в меньшей степени. У высокотолерантных студентов он наблюдается у 15,8%. Критерий углового преобразования Фишера показал статистически значимые различия с группой поленезависимых высокотолерантных первокурсников (φэмп = 2.467, φкр=2,31 при р=0,01). Это значит, что среди поленезависимых студентов с высокой толерантностью значимо больше быстрых точных, чем среди полезависимых высокотолерантных студентов. Стиль «быстрые точные» также присущ 13,9% полезависимых студентов со средним уровнем толерантности. Ни один первокурсник с низкой толерантностью и полезависимостью не пользуется данным стилем.

Быстрыми неточными является примерно одинаковый процент поленезависимых и полезависимых студентов с высокой толерантностью и полезависимых со средней толерантностью (25%, 24,6% и 27,8%). Самый большой процент быстрых неточных среди поленезависимых студентов со средней толерантностью (100%) и полезависимых студентов с низкой толерантностью (66,7%).

Когнитивный стиль «медленные точные» выявлен только у полезависимых студентов. Он наиболее весом в процентном отношении. Так, среди первокурсников с высокой толерантностью данный стиль представлен у 45,6%, примерно столько же студентов со средней толерантностью (47,2%), немного меньше процент учащихся с низкой толерантностью (33,3%).

Меньше всего медленных неточных полезависимых студентов. Среди высокотолерантных их только 14%, среди первокурсников со средней толерантностью – 11,1%.

Отметим, что в группе полезависимых студентов представлены оба полюса – импульсивности и рефлективности.

Таким образом, продуктивные когнитивные стили («быстрые точные» и «медленные точные») используют 59,2% всей выборки (16,5% и 42,7% соответственно). Причем быстрыми точными являются в основном поленезависимые высокотолерантные студенты (75%). Медленными точными являются в основном полезависимые студенты с высокой, средней и низкой толерантностью (45,6%, 47,2 и 33,3%).

На полюсах «быстрые неточные» и «медленные неточные» находится 40,8% студентов (29,1% и 11,7%). У этой значительной части выборки отсутствуют эффективные когнитивные стили и наблюдается несформированность непроизвольного интеллектуального контроля. Среди поленезависимых студентов быстрыми неточными являются все 100% первокурсников со средней толерантностью. Среди полезависимых студентов наибольший процент (66,7%) тех, кому присущ низкий уровень толерантности. Меньше всего медленных неточных полезависимых студентов. Среди высокотолерантных их 14%, среди первокурсников со средней толерантностью – 11,1%.

В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

1. 93,3% первокурсников присущ когнитивный стиль «полезависимость», 6,7% студентов характеризуются поленезависимостью.

2. 42,7% респондентов обладают когнитивным стилем «медленные точные». «Быстрыми неточными» являются 29,1% первокурсников. Меньше всего студентов являются быстрыми точными (16,5%) и медленными неточными (11,7%). Таким образом, продуктивными когнитивными стилями пользуется 59,2% студентов. У 40,8% отмечается несформированный непроизвольный интеллектуальный контроль.

3. Высокий уровень толерантности к неопределенности отмечается у 59,2% студентов, средний уровень — у 37,9%, низкий присущ лишь 2,9%.

4. У поленезависимых высокотолерантных студентов преобладает продуктивный стиль «быстрые точные» (75%). Ни один первокурсник с низкой толерантностью и полезависимостью не пользуется данным стилем.

5. Когнитивный стиль «медленные точные» выявлен только у полезависимых студентов. Среди первокурсников с высокой толерантностью данный стиль представлен у 45,6%, со средней толерантностью — у 47,2%.

Овладение студентами продуктивными когнитивными стилями положительно повлияет на их учебно-познавательную, поисково-исследовательскую, творческую деятельность.


Список литературы

1. Беловол Е.В. Когнитивные стили: функциональный подход // Вестник РУДН: Серия Психология и педагогика. — 2007. — № 3 – 4. — С. 20–30.
2. Гусева Т.А. Стили познавательной активности личности студентов: автореф. дисс. докт. психол. наук. Новосибирск, 2009. [Электронный ресурс] URL: lib.ua-ru.net/diss/cont/398283.html (дата обращения: 11.01.2016).
3. Каган Дж. Тест «Сравнение похожих рисунков» [Электронный ресурс] URL: psylab.info (дата обращения: 10.01.2016).
4. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. — 2010. — Т. 31. — № 1. — С. 74–86.
5. Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя [Электронный ресурс] URL: voppsy.ru/issues/1989/896/896140.htm (дата обращения: 15.02.2016).
6. Корнилова Т.В., Чигринова И.А. Стадии индивидуальной морали и принятие неопределенности в регуляции личностных выборов // Психологический журнал. — 2012. — Т. 33. — № 2. — С.69–87.
7. Равич-Щербо И.В. Предисловие редактора перевода. // Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. — М.: Просвещение, 1987. — С. 5–13.
8. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. — СПб: Питер, 2004. — 384 с.
9. Черемошкина Л.В., Дюпина С.А. Эффективность мнемических способностей в условиях расщепления когнитивного стиля полезависимость – поленезависимость // Актуальные проблемы психологического знания. — 2013. — № 1. — С. 108–121.
10. Эттрих К.У. Тест «АКТ-70» [Электронный ресурс] URL: psylab.info (дата обращения: 10.01.2016).
11. Юртаева М.Н., Глуханюк Н.С. Психологические характеристики толерантности человека к неопределенности // Психологический журнал. — 2012. — Т. 33. — № 6. — С.50–59.

← Предыдущая статьяРоль самооценки студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе

Следующая статья →Взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессионального выгорания педагогов образовательных организаций

Расскажите о нас своим друзьям:

Особенности восприятия информации.

Что такое когнитивный стиль?

Когнитивный стиль относится к индивидуальным особенностям мышления человека. Люди воспринимают информацию по-разному. И когнитивный стиль рассказывает о способах восприятия и обработки информации об окружающей действительности в её разных проявлениях: анализе, структурировании, оценке, категоризации.


Когнитивные стили служат для целей очередной типизации людей по сходствам и различиям в когнитивной сфере. В психологии существуют 10-15 когнитивных стилей, выделенных психологами в процессе изучения вопроса, почему люди по-разному воспринимают информацию. Стоит отметить, что когнитивные стили присущи человеку не в чистом виде, а в их сочетаниях. Рассмотрим когнитивные стили, которые выделила психолог-исследователь М.А. Холодная.

Содержание:

  • 1 Полезависимость (ПЗ) и поленезависимость (ПНЗ)
  • 2 Узость или широта диапазона эквивалентности
  • 3 Широта категории
  • 4 Гибкость или ригидность познавательного контроля
  • 5 Восприимчивость к нереалистическому опыту
  • 6 Сканирующий или фокусирующий контроль
  • 7 Заострение или сглаживание
  • 8 Рефлективность или импульсивность
  • 9 Абстрактная или конкретная концептуализация
  • 10 Когнитивная сложность или простота

Полезависимость (ПЗ) и поленезависимость (ПНЗ)

Определяет референцию человека – внутреннюю или внешнюю. Внутренняя референция отличается аналитичностью, критичностью, принятием решения, исходя из накопленного опыта и знаний. При конфликте внешних ориентиров с внутренними установками, вторые приоритетны. Внешняя референция – опора на внешние ориентиры, мнения других людей, которые синтезируются и обрабатываются.

Люди с внутренней референцией выбирают деятельность с возможностями высокого уровня самостоятельности в выборе средств достижения цели. Люди с внешней референцией предпочитают работать в команде, при заранее заданных средствах деятельности.

Узость или широта диапазона эквивалентности

Узость в данном контексте – склонность к аналитике, поиску различий. При этом информация лучше всего усваивается небольшими частями. Широта – синтетичность, нахождение общего. Объем критического значения не имеет, но тематика должна быть одна, несколько разных тем при большом объёме не сработает.

Широта категории

Этот когнитивный стиль характеризует восприятие шкалы параметров одного конкретного признака, категории, сужение её или расширение.

Узкие категоризаторы склонны к спецификации своих впечатлений и ограничению области применения определенной категории. Широкие категоризаторы подводят под одну категорию большое количество подтверждающих её примеров.

Гибкость или ригидность познавательного контроля

Этот когнитивный стиль характеризует способность к восприятию информации, передаваемой разными способами, необходимость в паузах и предварительной подготовке при смене способа подачи информации.

Люди с ригидным контролем  сложно переключаются на разные способы обработки информации, им нужно предварительно подготовиться к смене деятельности. Люди с гибким познавательным контролем легко используют разные способы обработки информации одновременно, могут работать сразу с текстовой, графической и другой информацией.

Восприимчивость к нереалистическому опыту

Низкая восприимчивость к неопределённым и двусмысленным ситуациям говорит о недостаточности креативности и творческого мышления. С другой стороны, выполнение шаблонных и рутинных задач не представляет никакой сложности.

Высокая восприимчивость представляет возможности разрешения ситуаций с позиции оригинальной точки зрения. Развитое творческое мышление помогает находить новые подходы к решениям, но рутинно-алгоритмизированные задачи вызывают скуку и раздражение.

Сканирующий или фокусирующий контроль

Этот когнитивный стиль описывает способность направлять и распределять внимание на предъявляемых объектах. При фокусирующем контроле происходит концентрация внимания на детальном изучении одного объекта. При сканирующем внимание равномерно распределяется между несколькими объектами.

Заострение или сглаживание

Этот стиль описывает методы запоминания информации. При сглаживании для детального запоминания лучше давать информацию малыми порциями и на более длительное время. При заострении информация сохраняется в большом объёме, четко и в подробностях.

Рефлективность или импульсивность

В этом случае описывается свойство быстро принимать решения, делать моментальный выбор, однако не безошибочный. Рефлективность показывает свойство определять гипотезы, проверять их и только потом отвечать. Импульсивный человек принимает решения быстро, а в ситуации альтернативного выбора определяется моментально.

Абстрактная или конкретная концептуализация

Абстрактная концептуализация характеризуется ориентацией на внутренний опыт, развитое творческое мышление, ограничение стереотипов, склонность к независимости, гибкость. Конкретная концептуализация показывает склонность к стереотипизации, зависимости от мнения авторитетов, невозможность воспринимать гипотетичность вариантов, черно-белое мышление.

Когнитивная сложность или простота

Шкала когнитивной простоты или сложности показывает количество критериев, принятых к интерпретации данных для вынесения суждения и понимания наличия скрытых связей. Чем более полная информация воспринимается и учитывается, чем более полные связи находятся, тем более выражена сложность или простота мышления.

Рассмотренные когнитивные стили позволяют понять, как человек воспринимает информацию. Все они в той или иной степени свойственны любому человеку. И при необходимости тот или ной полис любого когнитивного стиля можно развить. Для этого необходимо регулярно тренировать мозг. Тренажеры Викиум эффективно развивают когнитивную сферу, способствуют улучшению работы мозга и всех его функций.

Классификация когнитивного стиля по дисциплинам — Ассоциация психологических наук — APS

Педагоги пытались повысить эффективность обучения, сосредоточив внимание на различиях в стилях обучения. Консультанты по менеджменту отмечают влияние различных стилей принятия решений на производительность. В различных областях разработаны различные подходы к пониманию того, как люди обрабатывают информацию. Новый отчет ученых-психологов направлен на интеграцию этих дисциплин, предлагая новую интегрированную структуру когнитивных стилей, которая объединяет различные терминологии, концепции и подходы.

«Эта новая таксономия когнитивных стилей предлагает четкую категоризацию различных типов стилей из основных и прикладных областей и, таким образом, устраняет запутанную маркировку стилей, позволяя интегрировать результаты индивидуальных различий в познании в разных дисциплинах», — говорится в сообщении. исследователь Мария Кожевникова, адъюнкт-профессор психологии в Национальном университете Сингапура и доцент в области неврологии Массачусетской больницы общего профиля и ведущий автор нового отчета.

Кожевников и соавторы Кэрол Эванс из Эксетерского университета (Великобритания) и Стивен Косслин из Minerva Schools в Keck Graduate Institute представляют новую концепцию в последнем выпуске журнала «Психологическая наука в интересах общества ». Ассоциация психологических наук.

Исследователи опираются на результаты психологии и неврологии, чтобы определить когнитивный стиль как чувствительные к окружающей среде индивидуальные различия в познании, которые помогают человеку адаптироваться к окружающей среде.

Хотя эти адаптивные паттерны или стили могут изначально возникать из врожденных предрасположенностей (включая базовые вычислительные способности, интеллект и личностные качества), они в основном формируются в ответ на изменение окружающей среды. Эти экологические требования возникают на различных уровнях, от непосредственного окружения (например, школы и семьи) до институциональных моделей культуры (например, экономики, социальных обычаев и сводов знаний).

Схема, основанная на работе польского психолога Чеслава Носала, показывает, что можно организовать и систематизировать все аспекты когнитивного стиля в матрицу, которая представляет различные уровни обработки информации (от когнитивной обработки более низкого порядка до более высокой). порядка сложных когнитивных навыков) по одной оси и различные семейства когнитивных стилей (типов адаптации к внешней среде) по другой оси.

Точно так же, как химическая периодическая таблица элементов, которая позволяет ученым предсказывать существование элементов и их соединений, матрица когнитивных стилей позволяет нам предсказывать свойства стилей, предсказывать неизвестные стили и выводить правила, по которым «составные» стили форма.

Матрица находится в стадии разработки, но исследователи полагают, что она имеет непосредственное применение в прикладных областях, таких как образование и бизнес/менеджмент:

«Существующие оценки стилей в прикладных областях имеют серьезные ограничения, либо слишком узко фокусируясь на одном конкретном аспекте или объединение параметров когнитивного стиля с другими несвязанными переменными», — говорит Кожевников.

В сфере бизнеса и управления, например, когнитивный стиль часто сопоставляется с одним «аналитическо-интуитивным» измерением. Это отображение не только чрезмерно упрощено, но и обычно основано на устаревших представлениях о различиях между левым и правым полушариями мозга. Хотя различие между левым и правым полушариями мозга сохранилось в популярной культуре, мало доказательств того, что индивидуальные различия в когнитивной обработке могут быть связаны с анатомическими различиями в двух полушариях мозга. Реальность такова, что мозг работает как единая интерактивная система.

Еще одно распространенное заблуждение состоит в том, что информацию легче обрабатывать, когда она соответствует предпочтительному когнитивному стилю человека. Эта теория, известная как «гипотеза соответствия» в образовании и «соответствие человека и среды» в бизнесе, предполагает, например, что «визуальные учащиеся» и «аудиальные учащиеся» лучше всего взаимодействуют с материалом, представленным в предпочтительном для них режиме.

Тем не менее, исследования показывают, что гибкость стиля — возможность выбирать среди стилей, отслеживать их эффективность и при необходимости менять стили — на самом деле может быть важнее жесткости стиля.

«Научить ученика выбирать из множества стилей наиболее подходящий для данной ситуации стиль и переключать стили в случае необходимости — гораздо более полезный подход, — говорит Кожевников.

Новая таксономия может помочь исследователям в области образования и управления разработать инструменты, которые более точно используют когнитивные стили, она может помочь учителям и менеджерам оценить, какие когнитивные стили необходимы для хорошего выполнения конкретной задачи, и может помочь в разработке программ которые учат людей применять различные стили.

«Исследования когнитивного стиля в психологии, культурно-зависимых индивидуальных различий в неврологии, стилей обучения в образовании и стилей принятия решений в бизнесе и менеджменте — все они касаются одних и тех же явлений», — говорит Кожевников. «Интеграция этих явлений в единую структуру не только освещает использование когнитивного стиля в таких прикладных дисциплинах, как образование, бизнес и менеджмент, но и способствует развитию когнитивной психологии и неврологии».

Полный отчет «Когнитивный стиль как экологически чувствительные индивидуальные различия в познании: современный синтез и приложения в образовании, бизнесе и менеджменте» доступен бесплатно в Интернете.

Отчет сопровождается введением Роберта Дж. Штернберга из Корнельского университета «Наконец-то принято!», которое также доступно для общественности.

Когнитивные стили в контексте современной психологии: к интегрированной структуре когнитивного стиля

Обзор

. 2007 г., май; 133(3):464-81.

дои: 10.1037/0033-2909.133.3.464.

Мария Кожевникова 1

принадлежность

  • 1 Университет Джорджа Мейсона, факультет психологии, Фэрфакс, Вирджиния 22030-4444, США. [email protected]
  • PMID: 17469987
  • DOI: 10.1037/0033-2909.133.3.464

Отзыв

Мария Кожевникова. Психологический бык. 2007 май.

. 2007 г., май; 133(3):464-81.

дои: 10.1037/0033-2909.133.3.464.

Автор

Мария Кожевникова 1

принадлежность

  • 1 Университет Джорджа Мейсона, факультет психологии, Фэрфакс, Вирджиния 22030-4444, США.
    [email protected]
  • PMID: 17469987
  • DOI: 10.1037/0033-2909.133.3.464

Абстрактный

Цель этой статьи — выявить тенденции и перспективы в области исследования когнитивных стилей и предложить интегрированную основу для будущих исследований. Это достигается посредством всестороннего обзора литературы об основных достижениях и теоретических и экспериментальных проблемах, которые накопились за эти годы, а также путем обсуждения многообещающих теоретических моделей, которые могут быть дополнительно развиты, частично с использованием современных методов нейронауки и с помощью исследования из разных областей психологии. На основе исследования, рассмотренного в этой статье, автор предполагает, что когнитивные стили представляют собой эвристики, которые люди используют для обработки информации об окружающей среде.

Эти эвристики могут быть идентифицированы на нескольких уровнях обработки информации, от перцептивного до метакогнитивного, и их можно сгруппировать в соответствии с типом регулирующей функции, которую они выполняют в процессах, начиная от автоматического кодирования данных и заканчивая сознательным исполнительным распределением когнитивных ресурсов.

(c) APA 2007 г., все права защищены.

Похожие статьи

  • К социально вдохновленной социальной нейронауке.

    Тодоров А., Харрис Л.Т., Фиске СТ. Тодоров А и др. Мозг Res. 2006 24 марта; 1079 (1): 76-85. doi: 10.1016/j.brainres.2005.12.114. Epub 2006, 15 февраля. Мозг Res. 2006. PMID: 16480692 Обзор.

  • Когнитивные функции, их развитие и современные методы диагностики.

    Класик А., Янас-Козик М., Крупка-Матушчик И., Аугустыняк Е. Класик А и др. Пшегль Лек. 2006; 63 Приложение 1:29-34. Пшегль Лек. 2006. PMID: 17471820 Обзор. польский.

  • Принципы, процессы и загадки социального познания: введение в специальный выпуск социальной когнитивной нейронауки.

    Либерман, доктор медицины. Либерман, доктор медицины. Нейроизображение. 2005 дек; 28 (4): 745-56. doi: 10.1016/j.neuroimage.2005.07.028. Epub 2005 19 августа. Нейроизображение. 2005. PMID: 16112586 Обзор.

  • Переосмысление когнитивной революции с точки зрения нейронов: как чрезмерное/неправильное использование термина «познание» и пренебрежение аффективным контролем в поведенческой нейробиологии могут задерживать прогресс в понимании мозга.

    Кромвель Х.К., Панксепп Дж. Кромвель Х.К. и др. Neurosci Biobehav Rev. 2011 Oct;35(9):2026-35. doi: 10.1016/j.neubiorev.2011.02.008. Epub 2011 21 февраля. Neurosci Biobehav Rev. 2011. PMID: 21345347 Обзор.

  • Познание и психическое здоровье.

    Мацуда Ю. Мацуда Ю. Сейсин Шинкейгаку Дзаси. 2003;105(5):576-88. Сейсин Шинкейгаку Дзаси. 2003. PMID: 12875224 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Оценка основных переменных способности бизнес-менеджеров к интуитивному принятию решений: обзор и анализ.

    Nuthall PL. Натал пл. Behav Sci (Базель). 2022 24 октября; 12 (11): 409. дои: 10.3390/bs12110409. Behav Sci (Базель). 2022. PMID: 36354386 Бесплатная статья ЧВК.

  • В глазах смотрящего: принятие решений юристами по делам о сексуальных домогательствах.

    Цви Л., Шечори-Биттон М. Цви Л. и др. ПЛОС Один. 2022 11 августа; 17 (8): e0272606. doi: 10.1371/journal.pone.0272606. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 35951515 Бесплатная статья ЧВК.

  • Двойственные процессы, двойные добродетели.

    Ольхорст Дж. Ольхорст Дж. Филос Стад. 2022;179(7):2237-2257. doi: 10.1007/s11098-021-01761-7. Epub 2021 1 декабря. Филос Стад. 2022. PMID: 35822171 Бесплатная статья ЧВК.

  • Вы едите так, как думаете: обзор влияния когнитивных стилей на восприятие еды и поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *