Социальная когниция
Социальная когниция
Фундаментальный социальный когнитивный процесс, действующий в межгрупповой интеракции — это социальная категоризация. Социальной категоризацией, согласно Х. Тейфелу[1] является «упорядочивание социального окружения на основе группирований личностей таким образом, который осмыслен для индивида «. На этот процесс влияют ценности, культура и социальные представления. Коль скоро категории создались, они оказывают «настраивающий и фильтрующий эффект » на людские перцепции. Люди склонны к подкреплению своих представлений о социальном мире.[2] Социальная категоризация ослабляет воспринимаемую внутри групповую изменчивость и увеличивает воспринимаемую межгрупповую изменчивость.[3] Индивиды, поэтому, имеют тенденцию более делать внутрикатегорные ошибки, чем межкатегорные ошибки в кодирующих и возвратных процессах. Индивиды могут, например, перепутать мексиканцев одного с другим, но менее вероятно, чтобы они перепутали мексиканцев с англичанами. [4] На то, что помнится о личности, влияет категория, в которую она помещена. Например, белый может не помнить, какие особенные черты относятся к «типичному » черному индивиду, но будет считать, что все черты категории «черный » являются релевантными данному индивиду. В добавок к этому, ожидания, формирующиеся об индивидах, основываются на знании категории, в которую помещается индивид, и индивиды склонны вести себя согласно с ожиданиями на их счет.[5]
Социальная категоризация воздействует на социальные схемы, которые индивиды применяют в межгрупповых контактах; она определяет личность, объект или событие как члена отдельной категории. Социальная схематизация обеспечивает содержание категорий и размежевывает процесс категоризации на будущие перцепции, воспоминание и предположения. Можно выделить пять типов схем, которые используются в социальном познании: личностные схемы, событийные схемы, схемы свободного содержания или процедурные схемы, selfсхемы, и ролевые схемы. Личностные схемы включает понимание черт и целей, которые воздействуют на типичных и специфических индивидов. Событийные схемы включает общее знание того, что обычно имеет место в особенных случаях, таких как праздники. Схемы свободного содержания действует как обработка правил или процедур для спецификации связей между узлами информации. Selfсхемы содержит информацию о собственном психологическом состоянии личности, которое управляет информационной обработкой self.[6] Self, в данном контексте, может рассматриваться как видовая схема (схема более высокого уровня), которая содержит «абстрактное представление о прошлом опыте, включающие личные сведения «.[7] По существу, self служит в качестве рамок, в которых поступающие стимулы взаимодействуют с прошлым опытом индивида и интерпретируются с его помощью.[8] Selfконцепт — это относительно постоянная, многоаспектная когнитивная структура, которая «при определенных обстоятельствах посредничает между социальным окружением и социальным поведением «.[9]
Стереотипы являются содержанием категорий, которые относятся к людям. Стереотипы, поэтому, могут рассматриваться как «особые типы ролевых схем, которая организует предшествующее знание и ожидания личности о других людях, которые подпадают под конкретные социально определенные категории «. [10] Ролевая схематика может основываться на таких факторах, как пол, раса, возраст или занятие, если перечислять только некоторые из них. Социальное стереотипирование имеет место, «когда комплекс черт, ролей, эмоций, способностей и интересов атрибутируются индивидам, которые категоризируются на основании легко идентифицируемых характеристик «.[11] Считается, что индивиды, принадлежащие к стереотипированной группе, являются похожими друг на друга и отличными от других групп по ряду атрибутов. Социальные стереотипы и связанные с ними склонностные атрибуты активируются в социальных ситуациях, где групповое членство является выпуклым. Социальные стереотипы наиболее тесно связываются с индивидами, которые воспринимаются как типичные для отдельной группы. Позитивные ощущения по отношению к стоящему вне группы, который воспринимается в качестве типичного для своей группы, чем того, который воспринимается в качестве нетипичного.[12]
Межгрупповые контакты активируют различные социальные когнитивные процессы. Любой контакт начинается с социальной категоризации, но социальные категоризации могут восприниматься при этом как «яркие » (в этом случае будет иметь место главным образом межгрупповое поведение), а могут как «размытые » (в этом случае имеет место главным образом межличностное поведение). Если социальные категории воспринимаются как «яркие » выпуклые, социальной идентичностью является «рольсхема » (напр., стереотипирование), которая при этом активируется. Когда социальные категории не воспринимаются как выпуклые, личная, активизируется несоциальная идентичность ( «selfсхема «). По большей части исследование социальных когнитивных процессов в межгрупповых контактах основывается на теории социальной и/или этнолингвистической идентичности. Первые попытки были сделаны для интеграции этих процессов с коммуникационными процессами. Большинство исследований социальных когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, однако, проводилось в не сфере коммуникации, а сфере межгрупповых контактах. Несколько теорий, используемых для объяснения межкультурной коммуникации, уделяют специальное внимание социальным когнитивным процессам. Так теория Гудикунста включает этнолингвистическую идентичность и ожидание как независимые переменные.[13] Фиске и Тейлор фокусируют свое внимание на целях, которые индивид преследует в межгрупповой интеракции. Цели индивида опосредуют специфические социальные когнитивные процессы. Были сделаны первые попытки включить аффективные (напр., беспокойство) компоненты в социальные когнитивные теории.[14] Однако, не проводилось никакой работы по изучению воздействия различных социальных/этнолингвистических идентичностей на аффективные реакции, такие как межгрупповое беспокойство. Влияние аффективных процессов на то, как категоризируются другие и/или на социальное атрибутирование также требует изучения. Дальнейшего исследования заслуживает воздействие культурной изменчивости на социальные когнитивные процессы. Недавнее исследование обеспечивает фундамент для теоретических предсказаний, касающихся кросскультурных различий в социальных когнитивных процессах. Будущее кросскультурное исследование должно исследовать не только воздействие измерений культурной изменчивости на специфические социальные когнитивные процессы (напр. , социальная категоризация, социальная атрибуция), должно также исследовать, как измерения культурной изменчивости влияют на взаимосвязь социальных когнитивных процессов, которые имеют место в межгрупповых/межличностных контактах. Является ли, например, воздействие социальной идентичности на социальное атрибутирование одинаковым в индивидуалистских и коллективистских культурах? Ведет ли воспринимаемое сходство убеждений к личному атрибутированию одновременно в индивидуалистских и коллективистских культурах?[15]
Социальная когниция представляет собой схематизацию социального окружения индивида, облегчающую ему ориентацию во внешнем мире. Она, в свою очередь, влияет и на ментальные схемы, причем в данном случае культурная детерминация таких схем очевидна. Это еще один концептуальный момент, имеющий определенное значение для понимания этнопсихологии.
— Когнитивная психология —
[1] Tajfel, H. Social categorization, social identity, and social comparison. In: H. Tajfel (ed. ) Differentiation between social groups. London: Academic Press, 1978, p. 61.
[2] Tajfel, H., Forgas, J. Social categorization: cognitions, values, and groups. In: J. Forgas (ed.) Social cognition. New York: Academic Press, 1981.
[3] Fiske, S., Taylor, S. Social cognition. Reading, MA: AddisonWesley, 1984.
[4] William B. Gudykunst, Lauren I. Gumbs. Social Cognition and Intergrou Communication. In: Molefi, Kate Asante and William B. Gudylunst (eds.) Handbook of International and Intercultural Communication. Newbury Park L. New Delhi: Sage Publication, 1989.
[5] Rothbart, M., Fulero, S., Jensen, C., Howard, J., Birell, P. From individual to group perspectives. Journal of Experimental Social Psychology, 14, 1978.
[6] William B. Gudykunst, Lauren I. Gumbs. Social Cognition and Intergrou Communication. In: Molefi, Kate Asante and William B. Gudylunst (eds.) Handbook of International and Intercultural Communication. Newbury Park L. New Delhi: Sage Publication, 1989, р. 207.
[7] Rogers, T., Kuiper, N., Kirker, W. Selfreference and the encoding of personal information. Journal of Personality and Social Psychology, 35 (9), 1977, p. 677.
[8] Marcus, H. Selfschemata and processing information about the self. Journal of Personality and Social Psychology, 63, 1977.
[9] Turner, J. Towards a cognitive redefinition of the social group. In: H. Tajfel (ed.) Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge University Press, 1982, p. 19.
[10] William B. Gudykunst, Lauren I. Gumbs. Social Cognition and Intergrou Communication. In: Molefi, Kate Asante and William B. Gudylunst (eds.) Handbook of International and Intercultural Communication. Newbury Park L. New Delhi: Sage Publication, 1989, р. 210.
[11] Hewstone, M., Giles, H. Social groups and social stereotypes in intergroup communication. In: W. Gudykunst (ed.) Intergroup communication. London: Edward Arnold, 1986, p. 11.
[12] Hewstone. M., Brown, R. Contact is not enough. In: M. Hewstone, R. Brown (eds.) Contact and conflict in intergroup encounters. Oxford: Basil Blackwell, 1986.
[13] William B. Gudykunst, Lauren I. Gumbs. Social Cognition and Intergrou Communication. In: Molefi, Kate Asante and William B. Gudylunst (eds.) Handbook of International and Intercultural Communication. Newbury Park L. New Delhi: Sage Publication, 1989.
[14] Fiske, S., Taylor, S. Social cognition. Reading, MA: AddisonWesley, 1984.
[15] William B. Gudykunst, Lauren I. Gumbs. Social Cognition and Intergrou Communication. In: Molefi, Kate Asante and William B. Gudylunst (eds.) Handbook of International and Intercultural Communication. Newbury Park L. New Delhi: Sage Publication, 1989, р. 220 221.
источник неизвестен
Когнитивные расстройства | СККСПБ №1
ВОЗ признает деменцию одним из приоритетных направлений общественного здравоохранения. Прогнозы, которые дают эксперты, настораживают. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2030-му году в мире общее число людей с деменцией составит около 82 млн, а к 2050-му году их может стать уже около 152 млн.
Деменция «помолодела», и сегодня она проявляется не только у очень пожилых людей, а в 9% встречается у людей в возрасте моложе 65 лет. С этим заболеванием связано немало заблуждений. Не все знают, что причиной когнитивных расстройств могут быть не только наследственность, но и ведение неправильного образа жизни, вредные привычки, лишний вес. Раньше считалось, что снижение когнитивных функций с возрастом – процесс нормальный: человек стареет, и поэтому становится забывчивым, раздражительным, растерянным. Но сегодня специалисты пришли к другому мнению: процессы старения мозга, которые являются необратимыми, можно затормозить и помочь близкому человеку дольше прожить в ясном уме.
Подробно о причинах и механизмах появления когнитивных расстройств рассказала врач-психиатр Ставропольской краевой психиатрической больницы №1, кандидат психологических наук Анастасия Василенко.
– Что такое когнитивные расстройства?
– Когниция – это познание. Когнитивный означает все, что относится к познавательным процессам – восприятие, мышление, память, внимание, способность строить планы и оценить последствия своих действий. Проще говоря, это то, что относится к уму и интеллекту.
– Люди какого возраста находятся в группе риска?
– Если говорить о возрастной динамике, то понятно, что мы всегда разные. Каждый год мы отличаемся от того, кем были прежде. Есть, так называемое, здоровое старение, а есть расстройства и болезни. При здоровом старении у человека нет грубых нарушения памяти, и он не делает каких-то нелепостей. Когда эти нарушения появляются, мы говорим о том, что начинает развиваться старческое слабоумие или какой-то другой вид слабоумия. К сожалению, такие когнитивные нарушения бывают не только в старческом возрасте. Вообще сейчас расстройства интеллектуального спектра могут начинаться уже после 40 лет.
– Деменция или слабоумие: что это такое и почему оно начинает прогрессировать?
– Слабоумие – утрата возможности правильно думать, запоминать и вспоминать. Когда у человека начинаются расстройства интеллектуального спектра, первое, что становится заметным – нарушения памяти. Он становится забывчивым. Иногда такие нарушения возникают очень рано. Я встречала в своей практике развитие деменции и в 36 лет, и в 27. Если вы замечаете, что с памятью возникают проблемы, стоит обратиться к врачу.
– Почему мозг начинает работать по-другому?
– Существует две основных формы слабоумия. Первая обусловлена генетическими предпосылками. Это болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и некоторые другие. И есть слабоумие, которое развивается без такой генетической предрасположенности, а в результате того, что мозг страдает по другим причинам. Никогда это не бывает «вдруг», никогда это не начинается внезапно. Развитию деменции может способствовать образ жизни, наличие заболеваний и негативные факторы среды, в которой живет человек. Здесь уместно использовать такое понятие, как гигиена мозга. В 17-20 лет, если нет каких-либо заболеваний, мозг находится в прекрасном состоянии. И если молодой человек не пьет алкоголь, не курит, не употребляет наркотики, занимается спортом, не имеет лишнего веса, следит за здоровьем, его мозг будет долгое время оставаться в хорошей форме. И велика вероятность дожить до 70, 80, 90 лет с ясным умом.
Анастасия Василенко рассказал, что причиной развития слабоумия до 30-40 лет может быть хронический алкоголизм, запущенные эндокринологические заболевания, гипертония, курение, малоподвижный образ жизни, лишний вес, черепно-мозговые травмы. По этим причинам нарушается кровоснабжение мозга, и он постепенно начинает умирать. Если не приступить к лечению, слабоумие будет развиваться катастрофически быстро.
Врач-психиатр также напомнила, что на фоне перенесенной тяжелой инфекции или какого-то другого заболевания, может появиться временное расстройство памяти и утрата внимания. Но это происходит из-за того, что организм ослаблен. Стоит вылечиться, выспаться, отдохнуть, и интеллектуальные способности восстановятся.
– Появление каких симптомов должно насторожить и заставить пойти к врачу?
– Даже от сидячего образа жизни мозг страдает. Первыми симптомами, на которые нужно обращать внимание, являются головные боли, головокружения, тошнота. При их появлении необходимо обращаться к неврологам. В этом случае еще нет нарушений памяти, внимания, когнитивных функций, но человек чувствует тяжесть в голове, быстро устает, плохо соображает в конце рабочего дня, активно реагирует на изменения погоды. Это говорит о недостаточном кровоснабжении мозга.
К нарушению питания нервной ткани могут также привести анорексия, неграмотное вегетарианство, сахарный диабет, любые эндокринологические заболевания. Важно! Если вы будете здоровым физически, если будете вести активный образ жизни и вовремя обращаться к врачу, а не просто бездумно принимать таблетки, то у вас и мозг будет здоровым. Но это не касается болезни Альцгеймера и Паркинсона.
– Как заметить первые симптомы болезни Альцгеймера?
– Очень быстро нарастают расстройства памяти, расстройства интеллекта, которые при болезни Альцгеймера выражены ярче, чем при старческом слабоумии. Человек вдруг становится растерянным, не может понять, что происходит, потому что плохо запоминает текущие события. Буквально, если он отвернется от вас и повернется снова, то будет думать, что увидел вас впервые. У таких пациентов всегда удивленный, растерянный вид. Также наблюдаются нарушения речи и привычного порядка действий. Пациенты путают слова и не могут, например, выполнить простой тест: разобрать и собрать шариковую ручку.
Как отметила Анастасия Олеговна, до определенного момента человек может понять сам, что у него развивается деменция. Он жалуется на расстройство кратковременной памяти и забывает то, что было день или час назад. Будет ли вовремя назначено лечение, как будет протекать расстройство – все это зависит от окружения пациента. Именно близкие должны вовремя забить тревогу и не игнорировать симптомы.
– Деменция может быть с психотическими нарушениями: с бредом, галлюцинациями, агрессией, яркими поведенческими нарушениями и без них. Понятно, если человек вдруг высказывает бредовые идеи (например, «вы хотите меня убить и забрать квартиру») и ведет себя агрессивно, то родственники обращаются к психиатру. Но когда таких ярких нарушений нет, а память и интеллект угасают постепенно, к сожалению, за помощью обращаются очень поздно. И зачастую родственники говорят, что все было нормально “буквально до вчерашнего дня”. Но когда начинаешь задавать вопросы, выясняется, что пять лет назад у пациентки была забывчивость, а два года назад она потерялась на улице, а последний год боится выходить из дома, потому что не уверена, что найдет дорогу назад. Тогда становится понятным, что симптомы появились давно. Пациенты с деменцией часто помнят до мелочей события далекого прошлого, а текущие не закрепляются в памяти. Многие говорят: да у моей бабушки такая память, ни у кого в семье такой нет, она “Евгения Онегина” читает наизусть. А на самом деле это грозный симптом того, что текущие события из памяти уже стираются.
– Вылечить эти расстройства нельзя, но возможно ли как-то продлить ясность ума?
– И родственники, и врачи, и сами пациенты понимают, что процесс необратим. И это иногда заставляет их отказываться от лечения, что неправильно. Чем больше внимания будет уделено болезни, чем лучше будут выполняться назначения врача, тем дольше пациент останется самостоятельным в простых бытовых ситуациях.
Медикаменты существуют, их действие эффективно, но они не дают обратного развития, потому что умершая нервная ткань не восстанавливается. Лекарства помогают нейронам начать работать активнее: они меньше устают, и у человека дольше сохраняется высокий уровень функционирования. Медикаментозное лечение необходимо, но его одного недостаточно. Нужны поддерживающие социальные мероприятия. Человек, страдающий деменцией, должен хорошо ориентироваться там, где они живет. Для этого в его комнате необходимо поддерживать порядок (у каждой вещи – свое место), разместить на стенах часы и календарь. Важно держать таблетки в таблетнице и контролировать, как пациент их принимает. И главное – тренировать навыки, которые нужны постоянно: ходить в магазин за хлебом, самостоятельно одеваться, чистить зубы. Важно не стараться делать то, что человек еще может делать сам.
– Чтобы мозг дольше продолжал функционировать, нужно тренировать те функции, которые вы хотите сохранить. Мозг делает хорошо то, что он делает каждый день. Для того, чтобы он оставался «свежим», нужно постоянно учиться. Танцевать, учить иностранные языки, разучивать стихи, читать книги. Постоянно обучение держит мозг в тонусе!
Полную версию интервью в эфире телеканала Своё ТВ можно посмотреть по ссылке
Смотрите и читайте нас в соцсетях
Иллюстрация к данной публикации взята из общедоступной библиотеки изображений https://www.freepik.com/ и из открытых источников.
Об использовании иллюстраций из библиотеки Freepik подробно можно прочесть здесь
Познание | Психология Вики | Fandom
В когнитивной психологии ‘ познание — это психический процесс обработки информации, который является основой знания.
Познание есть результат деятельности познавательных процессов, к которым относятся:
- Апперцепция
- Внимание
- Понимание
- Принятие решений
- Самоанализ
- Решение
- Память
- Обучение
- Восприятие
- Рассуждение
- Решение задач
Активность познавательных процессов порождает когниции, продукт познания, которые представляют собой психологические, психические переживания, лежащие в основе наших знаний о мире и являющиеся содержанием осознания и сознания.
Когниции включают:
- Отношения
- Убеждения
- Концепции
- Заблуждения
- Ложные убеждения
- Галлюцинации
- Изображения
- Проницательность
- Преднамеренность
- Идеи
- Иррациональные убеждения
- Мысли
Различные дисциплины, такие как психология, философия, лингвистика и информатика, изучают познание. Однако использование этого термина варьируется в зависимости от дисциплины; например, в психологии и когнитивной науке «познание» обычно относится к представлению обработки информации о психологических функциях человека. Он также используется в области социальной психологии, называемой социальным познанием, для объяснения отношений, атрибуции и групповой динамики. [1] В когнитивной психологии и когнитивной инженерии под познанием обычно понимают обработку информации в уме или мозге участника или оператора. [2]
Познание — это способность обрабатывать информацию, применять знания и изменять предпочтения.
Познание, или когнитивные процессы, может быть естественным или искусственным, сознательным или бессознательным. Эти процессы анализируются с разных точек зрения в разных контекстах, особенно в области лингвистики, анестезии, неврологии и психиатрии, психологии, философии, антропологии, системоведения и информатики. [3] Template:Page required В психологии или философии понятие познания тесно связано с абстрактными понятиями, такими как разум, интеллект. Он охватывает психические функции, психические процессы (мысли) и состояния интеллектуальных объектов (людей, групп сотрудничества, человеческих организаций, высокоавтономных машин и искусственных интеллектов). [2]Содержание
- 1 Этимология
- 2 Истоки познания
- 3 Психология
- 4 Социальный процесс
- 5 Теория когнитивного развития Пиаже
- 6 общих когнитивных экспериментов
- 7 См. также
- 8 Каталожные номера
- 9 Дополнительная литература
- 10 ключевых текстов
- 10. 1 Книги
- 10.2 Документы
- 11 Дополнительный материал
- 11.1 Книги
- 11.2 Документы
- 12 Внешние ссылки
Этимология[]
Слово «познание» происходит от латинского глагола cognosco ( con «с» + gnōscō «знать»), родственного древнегреческому глаголу gnόsko «γνώσκω», означающему «я знаю». (существительное: gnόsis «γνώσις» = знание), в широком смысле, «понять» или «узнать».
Истоки познания[]
Внимание к процессу познания появилось более двадцати трех столетий назад, начиная с Аристотеля и его интереса к внутренней работе разума и тому, как она влияет на человеческий опыт. Аристотель сосредоточился на когнитивных областях, связанных с памятью, восприятием и мысленными образами. Греческий философ придавал большое значение тому, чтобы его исследования основывались на эмпирических данных; научная информация, полученная путем тщательных наблюдений и добросовестных экспериментов.
[4] Столетия спустя, когда психология стала расцветать в Европе, а затем приобрела последователей в Америке, другие ученые, такие как Вильгельм Вундт, Герман Эббингауз, Мэри Уитон Калкинс и Уильям Джеймс, среди прочих, предложили свой вклад. к изучению познания. Вильгельм Вундт (1832-1920) сильно подчеркивал понятие того, что он называл самоанализом; изучение внутренних переживаний человека. При самоанализе испытуемый должен был быть осторожным и максимально объективно описывать свои чувства, чтобы Вундт счел информацию научной.
Герман Эббингауз (1850-1909) проводил когнитивные исследования, в основном изучал функции и возможности памяти человека. Эббингауз разработал свой собственный эксперимент, в котором он построил более 2000 слогов, составленных из несуществующих слов, например, EAS. Затем он исследовал свою личную способность выучить эти не-слова. Он намеренно выбрал не слова, а не настоящие слова, чтобы контролировать влияние ранее существовавшего опыта на то, что слова могут символизировать, что облегчило их запоминание. [5] [7] Эббингауз наблюдал и предположил ряд переменных, которые могли повлиять на его способность запоминать и вспоминать созданные им не слова. Одной из причин, по которой он пришел к выводу, было количество времени между предъявлением списка стимулов. Его работа сильно повлияла на изучение последовательного положения и его влияния на память, что обсуждается в последующих разделах.
Мэри Уитон Калкинс (1863-1930) была влиятельной американской женщиной-первопроходцем в области психологии. Ее работа также была сосредоточена на возможностях человеческой памяти. К исследованиям, которые она проводила, можно отнести распространенную теорию, называемую эффектом недавности. [8] Эффект новизны, который также обсуждается в последующем разделе экспериментов, представляет собой склонность индивидов к точному воспоминанию последних элементов, представленных в последовательности стимулов.
Уильям Джеймс (1842-1910) — еще одна ключевая фигура в истории когнитивной науки. Джеймс был весьма недоволен акцентом Вундта на самоанализе и использованием Эббингаузом бессмысленных стимулов. Вместо этого он решил сосредоточиться на человеческом опыте обучения в повседневной жизни и его важности для изучения познания. Основным вкладом Джеймса был его учебник Принципы психологии , который предварительно исследует многие аспекты познания, такие как восприятие, память, рассуждение и внимание, и это лишь некоторые из них. [9]
Психология[]
Файл:Процесс обобщения с использованием деревьев PNG version.pngКогда разум делает обобщение, такое как концепция дерева , он извлекает сходство из многочисленных примеров; упрощение позволяет мыслить на более высоком уровне.
Тип психических процессов, описанный как 9На 0003 когнитивные
в значительной степени повлияли исследования, которые успешно использовали эту парадигму в прошлом, вероятно, начиная с Фомы Аквинского, который разделил изучение поведения на две широкие категории: когнитивные (как мы познаем мир) и аффективные (как мы понимаем мир). мир через чувства и эмоции). Следовательно, это описание имеет тенденцию применяться к таким процессам, как память, ассоциация, формирование понятий, распознавание образов, язык, внимание, восприятие, действие, решение проблем и мысленные образы. [10] [11] Традиционно эмоции не считались когнитивным процессом. Это разделение в настоящее время считается в значительной степени искусственным, и в настоящее время проводится много исследований по изучению когнитивной психологии эмоций; исследование также включает в себя осознание собственных стратегий и методов познания, называемое метапознанием, и включает метапамять.Эмпирические исследования познания обычно носят научный и количественный характер или включают создание моделей для описания или объяснения определенного поведения.
Хотя мало кто станет отрицать, что когнитивные процессы являются функцией мозга, когнитивная теория не обязательно будет ссылаться на мозг или другой биологический процесс (сравните нейрокогнитивные). Он может просто описывать поведение с точки зрения потока информации или функции. Относительно недавние области исследований, такие как когнитивная наука и нейропсихология, стремятся преодолеть этот разрыв, используя когнитивные парадигмы, чтобы понять, как мозг реализует эти функции обработки информации (см. также когнитивную нейронауку) или как чистые системы обработки информации (например, компьютеры) может моделировать познание (см. также искусственный интеллект). Раздел психологии, изучающий повреждение головного мозга для определения нормальной когнитивной функции, называется когнитивной нейропсихологией. Связи познания с эволюционными потребностями изучаются посредством исследования познания животных. И наоборот, точки зрения, основанные на эволюции, могут служить основой для гипотез об эволюционной психологии когнитивных функциональных систем.
Теоретическая школа мысли, основанная на когнитивном подходе, часто называется когнитивизмом.
О феноменальном успехе когнитивного подхода можно судить по его нынешнему доминированию в качестве основной модели современной психологии (узурпировав бихевиоризм в конце 1950-х). Познание серьезно повреждено при деменции.
Социальный процесс[]
Для каждого человека социальный контекст, в который он встроен, обеспечивает символы его репрезентации и языкового выражения. Человеческое общество задает среду, в которой новорожденный будет социализироваться и развивать свое познание. Например, восприятие лиц у человеческих младенцев появляется к двум месяцам: маленькие дети на игровой площадке или в бассейне развивают свое социальное признание, сталкиваясь с несколькими лицами и связывая переживания с этими лицами. У образования есть явная задача в обществе развивать познание. Выбор делается в отношении окружающей среды и разрешенных действий, которые приводят к сформированному опыту.
Овладение языком является примером эмерджентного поведения. С большой системной точки зрения познание считается тесно связанным с функционированием и ограничениями социальной и человеческой организации. Например, макровыборы, сделанные учителями, влияют на микровыборы, сделанные учениками.
Теория когнитивного развития Пиаже[]
В течение многих лет социологи и психологи проводили исследования когнитивного развития или построения человеческого мышления или психических процессов.
Жан Пиаже был одним из самых важных и влиятельных людей в области психологии развития. Он считал, что люди уникальны по сравнению с животными, потому что у нас есть способность делать «абстрактные символические рассуждения». Его работу можно сравнить с работой Льва Выготского, Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона, которые также внесли большой вклад в области психологии развития. Сегодня Пиаже известен своими исследованиями когнитивного развития у детей. Он изучал троих своих детей и их интеллектуальное развитие и выдвинул теорию, описывающую стадии, через которые проходят дети в процессе развития. [12]
Теория психологии развития Пиаже рассматривала когнитивное развитие от младенчества до взрослой жизни.
Сцена | Возраст или Период | Описание |
---|---|---|
Сенсомоторный столик | Младенчество (0–2 года) | Интеллект присутствует; двигательная активность, но без символов; знания развиваются, но ограничены; знания основаны на опыте/взаимодействиях; мобильность позволяет ребенку учиться новому; некоторые языковые навыки развиваются в конце этого этапа. Цель состоит в том, чтобы развить постоянство объекта; достигает базового понимания причинно-следственной связи, времени и пространства. |
Предэксплуатационный этап | Малыш и ранний детский возраст (2–7 лет) | Присутствуют символы или языковые навыки; развивается память и воображение; необратимое и нелогичное мышление; показывает интуитивное решение проблем; начинает видеть отношения; понимает концепцию сохранения чисел; преобладает эгоцентрическое мышление. |
Бетонная рабочая площадка | Начальный и ранний подростковый возраст (7–12 лет) | Логическая и систематическая форма интеллекта; манипулирование символами, относящимися к конкретным объектам; мышление теперь характеризуется обратимостью и способностью принимать роль другого; понимает концепции сохранения массы, длины, веса и объема; операциональное мышление преобладает над необратимым и эгоцентрическим мышлением |
Стадия формальной эксплуатации | Подростковый и взрослый возраст (12 лет и старше) | Логическое использование символов, связанных с абстрактными понятиями; Приобретает гибкость мышления, а также способность к абстрактному мышлению и проверке мысленных гипотез; может рассмотреть возможные альтернативы в сложных рассуждениях и решении проблем. |
[13]
Общие когнитивные эксперименты[]
Серийная позиция
Эксперимент с последовательной позицией предназначен для проверки теории памяти, которая утверждает, что когда информация дается последовательно, мы склонны запоминать информацию в начале последовательности, называемую эффектом первичности, и информацию в конце последовательности. последовательности, называемой эффектом недавности. Следовательно, информация, данная в середине последовательности, обычно забывается или не так легко вспоминается. Это исследование предсказывает, что эффект недавности сильнее, чем эффект первичности, потому что информация, которая была изучена последней, все еще находится в рабочей памяти, когда ее просят вспомнить. С другой стороны, информация, которая усваивается первой, все равно должна пройти через процесс поиска. Этот эксперимент фокусируется на процессах человеческой памяти. [14]
Превосходство слов
Эксперимент по словесному превосходству представляет испытуемому слово или букву отдельно на короткий период времени, т. е. 40 мс, а затем его просят вспомнить букву, которая находилась в определенном месте в слове. Теоретически испытуемый должен уметь правильно вспомнить букву, когда она представлена в слове, чем когда она представлена изолированно. Этот эксперимент фокусируется на человеческой речи и языке. [15]
Браун-Петерсон
В эксперименте Брауна-Петерсона участникам кратко представляют триграмму, а в одной конкретной версии эксперимента им затем дается отвлекающее задание, в котором их просят определить, является ли последовательность слов на самом деле словами или не словами. (из-за опечатки и т.д.). После дистракторного задания их просят вспомнить триграмму, которую им предъявляли перед дистракторным заданием. Теоретически, чем длиннее дистракторное задание, тем сложнее участникам будет правильно вспомнить триграмму. Этот эксперимент посвящен кратковременной памяти человека. [16]
Объем памяти
Во время эксперимента по объему памяти каждому испытуемому предъявляется последовательность стимулов одного и того же вида; слова, изображающие предметы, числа, буквы, которые звучат одинаково, и буквы, которые звучат по-разному. После предъявления стимулов испытуемого просят вспомнить последовательность стимулов, которые им давались, в том же порядке, в котором они были даны. В одном конкретном варианте эксперимента, если испытуемый правильно вспоминал список, длина списка увеличивалась на единицу для этого типа материала, и наоборот, если он вспоминался неправильно. Теория состоит в том, что у людей объем памяти составляет около семи элементов для чисел, то же самое для букв, которые звучат неодинаково, и коротких слов. Прогнозируется, что объем памяти будет короче для букв, которые звучат одинаково, и для более длинных слов. [17]
Визуальный поиск
В одной из версий эксперимента по визуальному поиску участникам предоставляется окно, в котором отображаются круги и квадраты, разбросанные по нему. Участник должен определить, есть ли на окне зеленый кружок. В «избранном» поиске испытуемому предоставляется несколько пробных окон с синими квадратами или кружками и одним зеленым кружком или вообще без зеленого кружка. При «совместном» поиске испытуемому предъявляются пробные окна с синими кружками или зелеными квадратами и присутствующим или отсутствующим зеленым кружком, присутствие которого участника просят определить. Ожидается, что при поиске функций время реакции, то есть время, которое требуется участнику, чтобы определить, присутствует ли зеленый кружок или нет, не должно меняться по мере увеличения количества отвлекающих факторов. Конъюнктивные поиски, в которых цель отсутствует, должны иметь более длительное время реакции, чем конъюнктивные поиски, в которых цель присутствует. Теория заключается в том, что при поиске признаков легко определить цель или ее отсутствие из-за разницы в цвете между целью и отвлекающими факторами. В конъюнктивных поисках, когда цель отсутствует, время реакции увеличивается, потому что субъект должен смотреть на каждую форму, чтобы определить, является ли она целью или нет, потому что некоторые из отвлекающих факторов, если не все из них, имеют тот же цвет, что и целевые стимулы. Совместный поиск, в котором присутствует цель, занимает меньше времени, потому что, если цель найдена, поиск между каждой формой останавливается. [18]
Представление знаний
Семантическая сеть систем представления знаний изучалась в различных парадигмах. Один из старейших — нивелирование и заострение историй по мере их повторения по памяти, изученное Бартлеттом. Семантический дифференциал использовал факторный анализ для определения основных значений слов, обнаружив, что ценность или «хорошесть» слов является первым фактором. Более контролируемые эксперименты исследуют категориальные отношения слов в свободном воспоминании. Иерархическая структура слов была четко отображена в Wordnet Джорджа Миллера. Были созданы и протестированы более динамичные модели семантических сетей с помощью экспериментов с нейронными сетями, основанных на вычислительных системах, таких как латентный семантический анализ (LSA), байесовский анализ и многомерный факторный анализ. Семантика (значение) слов изучается всеми дисциплинами когнитивистики. [ необходима ссылка ]
См. также []
|
|
Каталожные номера[]
- ↑ Стернберг, Р. Дж., и Стернберг, К. (2009). Когнитивная психология (6-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт, Cengage Learning.
- ↑ 2,0 2,1 Бломберг, О. (2011). Концепции познания для когнитивной инженерии. Международный журнал авиационной психологии 21 (1): 85–104.
- ↑ Фон Эккардт, Барбара (1996). Что такое когнитивная наука? , Массачусетс: MIT Press.
- ↑ Мэтлин, Маргарет (2009). Cognition , Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc.
- ↑ 5.0 5.1 Фукс А.Х., Милар К.Дж. (2003). Психология как наука. Справочник по психологии 1 (История психологии): 1–26.
- ↑ Зангвилл, О.Л. (2004). Оксфордский спутник разума , 951–952, Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета.
- ↑ Зангвилл, О.Л. (2004). Оксфордский спутник разума , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ↑ Мэдиган, С., О’Хара, Р. (1992). Кратковременная память на рубеже веков: исследование памяти Мэри Уитон Калкин. Американский психолог 47 : 170–174.
- ↑ 9,0 9,1 Мэтлин, Маргарет (2009). Cognition , Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc.
- ↑ Ощущение и восприятие , 5-е изд. 1999, Корен, Уорд и Эннс, с. 9
- ↑ Когнитивная психология , 5-е изд. 1999, Бест, Джон Б., с. 15-17
- ↑ Черри, Кендра Джин Пиаже Биография. Компания Нью-Йорк Таймс. URL-адрес по состоянию на 18 сентября 2012 г. .
- ↑ Парк, Р. Д., и Говен, М. (2009). Детская психология: современная точка зрения (7-е изд.). Бостон, Массачусетс: McGraw-Hill.
- ↑ Сурпренант, А (2001). Эффекты отличительности и серийного положения в полных последовательностях. Восприятие и психофизика 63 : 737–745.
- ↑ Крюгер, Л. (1992). Эффект превосходства слова и фонологическая перекодировка. Память и познание 20 : 685–694.
- ↑ Нэрн, Дж., Уайтман, Х., и Келли, М. (1999). Кратковременное забывание порядка в условиях пониженных помех. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии A: Экспериментальная психология человека 52 : 241–251.
- ↑ Мэй, К., Хашер, Л., и Кейн, М. (1999). Роль интерференции в памяти. Память и познание 27 : 759–767.
- ↑ Вулф, Дж., Кейв, К. и Франзель, С. (1989). Управляемый поиск: альтернатива модели интеграции функций для визуального поиска. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность 15 : 419–433.
Дальнейшее чтение[]
Основные тексты[]
Книги[]
- Корен, Стэнли; Лоуренс М. Уорд, Джеймс Т. Эннс (1999). Ощущение и восприятие , Брейс Харкорт.
- Lycan, WG, (ред.). (1999). Разум и познание: Антология , 2-е издание. Мальден, Массачусетс: Blackwell Publishers, Inc.
- Станович, Кит (2009). Что упускают тесты интеллекта: психология рационального мышления , Нью-Хейвен (Коннектикут): издательство Йельского университета.
Статьи[]
Дополнительные материалы[]
Книги[]
Статьи[]
Внешние ссылки[]
- Cognition Международный журнал публикация теоретических и экспериментальных работ по изучению разума.
- Информация о музыкальном познании, Амстердамский университет
- Cognitie.NL Информация об исследованиях когнитивных функций, Нидерландская организация научных исследований (NWO) и Амстердамский университет (UvA)
- Лаборатория эмоций и принятия решений, Карнеги-Меллон, Лаборатория EDM
- Пределы человеческого познания — статья, описывающая эволюцию когнитивных способностей млекопитающих
- Телефонные разговоры вполуха снижают когнитивные способности
- Пределы интеллекта Дуглас Фокс, Scientific American , 14 14 июня 2011 г.
Когнитивная психология: эксперименты и примеры
Когнитивная психология раскрывает, например, понимание того, как мы думаем, рассуждаем, учимся, запоминаем, производим язык и даже то, насколько нелогичен наш мозг.
Пятьдесят лет назад в когнитивной психологии произошла революция, изменившая наши представления о разуме.
«Когнитивная революция» вдохновила когнитивных психологов начать думать о разуме как о своего рода органическом компьютере, а не как о непроницаемом черном ящике, который никогда не понять.
Эта метафора побудила когнитивную психологию исследовать программное обеспечение, занимающее центральное место в нашем повседневном функционировании, открывая путь к пониманию того, как мы думаем, рассуждаем, учимся, запоминаем и произносим язык.
Вот 10 классических примеров исследований когнитивной психологии, которые помогли понять, как работает мышление.
1. Когнитивная психология показывает, как думают эксперты
Без экспертов человечество погибло бы.
Но что такого в том, как думают эксперты, что позволяет им совершать прорывы, которыми мы все можем наслаждаться?
Ответ заключается в том, как эксперты думают о проблемах по сравнению с новичками, показывает когнитивная психология.
Вот что Chi et al. (1981) обнаружили, когда сравнили, как эксперты и новички представляли физические задачи.
Новички, как правило, застревали, думая о поверхностных деталях проблемы, в то время как эксперты видели лежащие в ее основе принципы работы.
Отчасти этот более глубокий, абстрактный подход к проблемам сделал экспертов более успешными.
2. Кратковременная память длится 15-30 секунд
Кратковременная память намного короче, чем многие думают, считают когнитивные психологи.
На самом деле это длится около 15-30 секунд.
Мы знаем это из классического исследования когнитивной психологии, проведенного Ллойдом и Маргарет Петерсон (Peterson & Peterson, 1959).
Участники должны были попытаться вспомнить и вспомнить строки из трех букв, например FZX.
При тестировании через 3 секунды они смогли вспомнить 80 процентов из них, однако через 18 секунд они смогли вспомнить только 10 процентов.
Вот такая кратковременная кратковременная память.
3. Когнитивная психология считает, что люди нелогичны
Людям чрезвычайно трудно справиться с формальной логикой — это нормально, считает когнитивная психология.
Вот вам быстрый тест, и не удивляйтесь, если ваш мозг перегреется:
«Вам показывают набор из четырех карт, разложенных на столе, каждая из которых имеет номер на одной стороне и цветное пятно на другой стороне.
На видимых лицевых сторонах карточек изображены цифры 3, 8, красный и коричневый.
Какие карты нужно перевернуть, чтобы проверить истинность утверждения о том, что если на одной стороне карты изображено четное число, то ее противоположная сторона красная?»
Ответ: вам нужно перевернуть «8» и коричневую карточку (для объяснения найдите «Задание выбора Уэйсона» — даже услышав это, многие люди все еще не могут поверить, что это правильный ответ).
Если вы ответили правильно, то вы в меньшинстве (или вы уже видели тест!).
Когда Уэйсон проводил этот классический эксперимент, правильно его поняли менее 10 процентов людей (Wason, 1968).
Когнитивная психология обнаружила, что наш мозг не приспособлен для такой формальной логики.
4. Пример: фрейминг в когнитивной психологии
То, как вы формулируете проблему, аргумент или утверждение, может иметь огромное влияние на то, как люди их воспринимают.
Например, подумайте о риске и о том, что люди не любят рисковать.
Они настолько не любят рисковать, что даже дуновения негатива достаточно, чтобы заставить людей бежать куда подальше.
Именно это продемонстрировали когнитивные психологи Канеман и Тверски (1981), когда попросили участников представить 600 человек, пораженных смертельной болезнью.
Им сказали, что есть лечение, но оно рискованное.
Если вы решили использовать лечение, вот шансы:
«Шанс 33% спасти всех 600 человек, шанс 66% спасти никого».
Узнав об этом, 72 процента людей подумали, что это хорошая ставка.
Но если представить проблему таким образом:
«Вероятность 33%, что ни один человек не умрет, вероятность 66%, что все 600 умрут».
…количество выбравших его сократилось до 22 процентов.
Прелесть исследования в том, что результаты идентичны, отличается только оформление.
Когнитивная психология показывает, что на то, как мы думаем, сильно влияют термины, в которых формулируются вопросы.
5. Внимание похоже на прожектор
На самом деле у нас есть две пары глаз — одна настоящая, а другая виртуальная, как обнаружила когнитивная психология.
У нас есть настоящие глаза, которые двигаются в своих глазницах, но у нас также есть «виртуальные глаза», которые осматривают наше поле зрения, выбирая, на что мы обращаем внимание.
Люди постоянно пользуются виртуальными глазами: например, когда смотрят друг на друга периферийным зрением.
Вам не нужно смотреть прямо на привлекательного незнакомца, чтобы увидеть его, вы можете смотреть «краем глаза».
Когнитивные психологи назвали это «прожектором внимания», и исследования фактически измерили его движение.
Это означает, что мы можем замечать вещи за долю секунды до того, как наши глаза успевают переориентироваться.
→ Читать дальше: Прожектор внимания
6. Эффект коктейля в когнитивной психологии
Не только зрение имеет своего рода прожектор, наш слух также тонко настроен, как обнаружили когнитивные психологи.
Это как на вечеринке с коктейлями, и вы можете отключить все голоса, кроме того, с кем разговариваете.
Или вы можете отключить человека, с которым разговариваете, и подслушать более интересный разговор сзади.
Прекрасная демонстрация этого в когнитивной психологии была проведена в 1950-х годах Черри (1953).
Он обнаружил, что люди могут даже различать один и тот же голос, читающий два разных сообщения одновременно.
→ Читать дальше: Эффект коктейля
7. Пример детской когнитивной психологии
Если вы возьмете игрушечную утку и покажете ее 12-месячному ребенку, то положите руку под подушку, оставьте утку там и вытяните руку, ребенок будет смотреть только в вашу руку, почти никогда под подушку.
В этом возрасте дети ведут себя так, как будто вещи, которых они не видят, даже не существуют.
Как заметил известный детский психолог Жан Пиаже:
«Детская вселенная — это всего лишь совокупность картинок, возникающих из небытия в момент действия, чтобы вернуться в небытие в момент завершения действия».
И все же всего шесть месяцев спустя ребенок обычно заглядывает под подушку, как показали исследования в области когнитивной психологии.
Он узнал, что вещи, которые скрыты от глаз, могут продолжать существовать — это известно как постоянство объектов.
Это лишь одно из многих чудес психологии развития и когнитивной психологии.
8. Эффект Мак-Герка в когнитивной психологии
Мозг объединяет информацию от всех наших органов чувств, чтобы произвести наш опыт, как показывает когнитивная психология.
Это блестяще раскрывается эффектом МакГурка (McGurk & MacDonald, 1976).
Посмотрите следующий отрывок из документального фильма BBC, чтобы полностью увидеть эффект.
Не поверишь, пока сам не увидишь и не услышишь.
Ощущение довольно странное:
9. Внедрение ложных воспоминаний
Люди иногда думают, что их воспоминания были записаны, а затем либо вызваны, либо забыты, с небольшим изменением самих воспоминаний между ними.
На самом деле когнитивная психология показывает, что реальность гораздо сложнее и в некоторых случаях вызывает тревогу.
Один из самых ярких примеров таких исследований, продемонстрировавших, что воспоминания можно изменить или даже имплантировать позже, провела Элизабет Лофтус.