Колесо времени в буддизме – Дхармачакра — Википедия

Содержание

Колесо сансары в буддизме — как вырваться из круговорота страданий

Добрый день, уважаемые любители буддийской культуры и философии.

Сегодня мы рассмотрим еще одно основополагающее понятие этой религии – «Сансара». Хотя этот термин знаком многим, далеко не все понимают его правильно, считая чем-то вроде судьбы и частично путая или смешивая с понятием «кармы».

Содержание:
Бхавачакра
История символа и его значение
Сансара в буддизме
Три умственных яда
12 нидан
Как выйти из круговорота страданий
Закон Сансары
Символизм
Заключение

Бхавачакра

Следует сразу оговориться, что этот термин не принадлежит исключительно буддийской религии и присутствует в индуизме, джайнизме, сикхизме, некоторых других индийских верованиях. Везде он воспринимается примерно одинаково – как круговорот перерождений, которые проходит человеческое существо в своем стремлении к совершенству, пониманию мироздания.

Колесо Сансары в буддизме носит название Бхавачакра и напрямую связано с учением о Шести мирах и двенадцатичленной формулой бытия. Впрочем, обо всем по порядку.

История символа и его значение

Такое понятие, как «Сансара» (или Самсара) присутствовало в древнеиндийской философии задолго до появления первых учений Будды Шакьямуни. Первое упоминание найдено в Упанишадах – классическом ведическом трактате, написанном в VIII-III веках до нашей эры. В той трактовке под Сансарой понимается череда страданий, испытываемых всеми низшими существами, в противовес высшим, которые пребывают в нирване.

В концепции индуизма Сансара – это наш мир (а также другие аналогичные ему миры), в котором пребывает материальное тело человека. При этом его тонкое (нематериальное) тело – аналог души – перерождаясь, возвращается в круг Сансары раз за разом, эволюционируя или наоборот деградируя – в зависимости от праведности, правильности своего существования.

Сансара в буддизме

Буддийская философия, взяв общую концепцию перерождений из индуизма, переработала ее и, что называется, «довела до ума». Так появилось учение о причинности, которое Будда постиг, медитируя под деревом Бодхи. Само понятие Самсары тесно переплелось с религиозной космологией, мироустройством.

Буддизм предложил не только более внятную и логичную теорию перерождений, чем древние религии, но и обозначил три основных источника страданий, а также способы вырваться из круговорота смерти и рождения.

Если индуизм относится к Сансаре достаточно нейтрально, представляя ее как существующее положение дел, с которым большинство вынуждено мириться, то в учении Будды это понятие носит явный негативный оттенок. Главная задача каждого – вырваться из «порочного круга», сформированного пороками.

Три умственных яда

Символами этих трех основных пороков, приводящих человека к страданиям, являются животные:

  • петух, олицетворяющий наши желания;
  • змея, которая означает ненависть;
  • свинья, которая символизирует невежество и заблуждение.

Каждый из пороков имеет свои последствия:

  • Желания рождают зависть и неконтролируемые материальные потребности.
  • Ненависть вызывает отвращение к людям и мешает человеку относиться к происходящему спокойно и взвешенно.
  • Заблуждение приводит к путанности мыслительного процесса и вялости ума.

Кстати, три умственных яда являются не только препятствиями на пути каждого человека к дзену, но и причинами всех телесных и душевных заболеваний, поэтому многие традиционные врачебные практики Востока трактуют недуги, как следствие этих трех негативных состояний, а лечение, соответственно, направлено на победу над ними.

12 нидан

Так в буддизме называются звенья причинно-следственной цепи, вытекающие одно из другого, которые приводят человека к страданиям и необходимости многократных перерождений. Все они взаимосвязаны между собой – первое порождает второе, второе – третье и так далее до последнего – двенадцатого, из которого, в свою очередь, проистекает первое.

Цепь страданий человека:

  • Неведение – ложный ум, которые порождает «Я», но не дает познать истинную природу Ума.
  • Привычки и шаблоны, которые заставляют совершать ошибки, что мешают эволюции при перерождении.
  • Сознание, складывающееся на основе привычек и формирующее личность.
  • Осознание всего сущего как «Я» и «Мир вокруг Меня».
  • Шесть органов чувств, заставляющие человека считать все, воспринимаемое им, «настоящим» и «единственно правильным».
  • Контакт между «Я» и объектами, осуществляемый посредством шести чувств.
  • Ощущения (как приятные, так и негативные), возникающие как следствие контакта с окружающими объектами.
  • Привязанности и неприятия, формирующиеся у человека на основе его ощущений.
  • Действия, которые предпринимает человек в своем стремлении к удовольствиям (привязанностям).
  • Карма, формируемая на основе мыслей, стремлений и действий каждого человека.
  • Неизбежное старение в процессе земного существования челнока, которое ведет к финалу.
  • Смерть, которой заканчивается существование в мире Сансары, после чего она опять погружает человека в неведение.

Интересно, что изначально Будда сформировал колесо в обратном порядке, поставив вопрос о причинах существования смерти. Так он пришел к неведению, с которого и начинается цикл человеческих страданий.

По легенде, перед пробуждением (просветлением) Будда тщательно анализировал все 12 составляющих Самсары в попытках найти самое слабое звено, разорвав которое, можно вырваться из круговорота. И ему это удалось.

Как выйти из круговорота страданий

Как следует из учения Будды Шакьямуни, наиболее уязвимыми являются 8 и 9 звенья цепи – желания и стремления (действия). Они не чужды даже богам и полубогам, которые хоть и пребывают в мире удовольствий, но также не в силах покинуть мир Сансары, так как ослеплены своими страстями. Именно поэтому самым ценным перерождением в буддизме считается человеческое.

В градации живых существ эта форма располагается посредине:

  • Боги;
  • Полубоги;
  • Люди;
  • Животные;
  • Духи умерших;
  • Обитатели Ада.

Животные в силу ограниченности своих способностей и инстинктов неспособны к сознательному изменению кармы, духи и адские жители слишком измучены страданиями, а божественные существа, наоборот, увлечены наслаждениями. Все это препятствует их выходу из Самсары в нирвану.

Любой человек в силах освободиться от оков своих желаний и стремлений, достигнув просветления и покинув колесо. Вникая в учение Бодхи и идя по пути Дао, каждый из нас имеет шанс на просветление и постижение сущности мироздания – именно это является основной целью буддизма.

Закон сансары

Говоря так, имеют ввиду карму. Если кратко, то закон Сансары – принцип естественного следствия всех поступков в текущей и прошлых жизнях. Если человек грешит (не только действиями, но и мыслью), в будущем он опускается на ступень ниже в сферах шести Миров, то есть, становится животным. А если совершает правильные действия, то наоборот, поднимается. К благородным поступкам в буддизме относятся:

  • Спасение жизни человека или любого живого существа.
  • Материальная и духовная щедрость. То есть помощь не только деньгами, но и словом, советом, информацией.
  • Преданность друзьям, близким, родным и своим убеждениям.
  • Правдивость и отсутствие лжи в словах и поступках.
  • Примирение с врагами и недоброжелателями, а также участие в примирении других.
  • Доброжелательность и вежливость в общении.
  • Бережное отношение к тому, чем уже обладает человек (как в материальном, так и в духовном плане).
  • Проявление сострадания к окружающим.
  • Любовь к людям и живым существам.
  • Саморазвитие и стремление к познанию.
  • Закон кармы достаточно сложен и не заключается в простом сложении хороших и плохих поступков. За каждое действие человеку придется ответить.

Символизм

Поняв в общих чертах, что такое Самсара, можно обратиться и к самому символу, который содержит в себе отсылки ко всем вышеперечисленным понятиям. Существует несколько вариантов изображения колеса в разных религиозных традициях.

В упрощенной форме это круг с восемью спицами, идущими от центра. Это символ Восьмеричного пути в буддизме – восьми ступеней, которые должен постигнуть каждый ученик, идя к просветлению. Он заключается в стремлении к мудрости, совершенствовании нравственности и достижении сосредоточения.

Также в различных формах на символах колеса Самсары отображены три умственных яда, шесть сфер мироздания и 12 звеньев причинно-следственной цепи человеческих страданий.

Понятие Сансары является центром космологической буддийской Вселенной и наглядно отражает основные принципы этой религии – закон кармы и стремление к просветлению. Остановить вращения колеса невозможно, ведь оно – суть мироустройства, но каждый способен однажды выйти из него, прервав цикл перерождений и достигнув нирваны.

Заключение

Друзья, на этом мы сегодня закончим, однако скоро обязательно встретимся снова.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею в соцсетях.

И до новых встреч на страницах блога!

o-buddizme.ru

Колесо сансары в буддизме — как вырваться из круговорота страданий

Колесо Сансары: путь освобождения

Колесо Сансары отражает циклическое течение жизни, развивающейся по космическим Законам Вселенной.

По древнему приданию Будда первым изобразил этот символ рисом на песке, дабы объяснить человечеству причины его страданий и открыть ищущим путь освобождения.

3 яда ума:
Неведение
Привязанность
Гнев

В центре Круговорота Сансары в символической форме представлены три яда ума.

Неведение в образе свиньи – первостепенный яд, из которого происходят все остальные.
Не зная о своей истинной природе, человек начинает отождествлять себя с тленным материальным миром, что рождает привязанности и страх потери.

Символ привязанности и вожделениякрасный петух,

Змея в свою очередь, обозначает ненависть и гнев.

Вместе эти три яда приводят Колесо Сансары в движение, все больше втягивая человека в порочный круг злодеяний и зависимостей.

В дословном переводе Сансара означает «блуждание» или странствование. Это вечное скитание души по пространству иллюзии, причина которого карма – принцип воздаяния за совершенные действия.

Благие поступки или деструктивные — любая деятельность создает карму, положительную или отрицательную. От характера созданной кармы зависит результат – возмездие или покровительство сил небесных.

6 миров Сансары

Закон Кармы работает в двух направлениях: он может вознести или низвергнуть. Эта дуальная направленность Колеса Сансары обозначена разделением второго круга на два сегмента противоположных цветов. Черный — символизирует упадок и духовную деградацию. Белый – развитие и духовную эволюцию.

Третий круг символа Колеса Жизни разделен на 6 сегментов, обозначающих 6 миров Универсума. 3 нижних мира пронизаны мучениями. К ним относятся сферы по соответствию с каждым ядом ума.

3 нижних сферы:

  • Инфернальная или адская сфера – обитель гнева и злости;
  • Сфера голодных духов – обитель вожделения и страсти;
  • Мир животных — проживающих свое воплощение в неведении.

Высшие сферы Сансары представлены тремя формами бытия, в которых преобладает счастье, однако, они также не лишены страданий.

3 высших сферы:

Воплощенные в качестве божества находятся в состоянии блаженства от существования, но им также свойственна гордость; Полубоги или асуры наполнены энергией действия, но им присуща зависть и ревность;

Воплощенные в мире людей имеют равные пропорции печали и радости. Считается, что в этой реальности наиболее высокие шансы достичь просветления и стать Буддой, познав в равной степени оба аспекта бытия. Но люди также подвержены влиянию сомнений, эмоций и желаний. И потому путь эволюции – это всегда путь преодоления.

Держит Колесо Сансары в своих зубах владыка смерти и повелитель загробного мира — Яма. Он олицетворяет Принцип Кармы – суровый и неподкупный. Его образ напоминает о том, что созданные причины всегда возвращаются закономерным следствием к душе, ее породившей.

Таково бытие в изменчивом мире форм. Но истина в том, что жизнь и смерть – лишь иллюзия, которая кажется реальностью. Потому просветленный Будда вынесен за пределы круга. Он наблюдает со стороны за круговоротом жизни и видит три его главных качества.

3 качества Сансары

Ее природа — Пустота. Течение времени делает все непостоянным. Любая форма, будучи рожденной, сразу начинает стремиться к разрушению. Но истина вечна и бессмертна. Ее нет в том, изменчиво. Все, что мы боимся потерять – не истинно.

Ее проявление — Иллюзия. Сознание, скитающееся по кругу Сансары не способно видеть целого. Но любое явление – только одна из возможных альтернатив. Все, что нас окружает – мы сами создаем в своем уме. А главная иллюзия ума – это отождествления себя с материальной невечной формой.

Ее характеристика – Страдание. В буддийской традиции антипод страдания – тихое блаженство от существования. Любые эмоции уводят ум из состояния гармонии и умиротворения, что толкает на разрушительные действия, рождающие Карму. Но действия, совершенные без привязки к желаниям позволяет выйти за ее пределы.

Как выйти из Колеса Сансары: 4 благородные истины

Каждое действие, спровоцированное желанием, создает новую Карму, которая делает человека заложником Круговорота Сансары.

И не только поступки, но даже и слова, и мысли могут стать причиной формирования кармического груза, не освободившись от которого невозможно будет выйти из круга перерождений. Бытие в неведении, привязанностях и гневе возвращается к нам законом Кармы.

Раз за разом, совершая одну и ту же ошибку, человек создает предпосылку для нового кармического уроки, призванного напомнить ему о его истинной природе и иллюзорности физических форм.

Дабы помочь людям найти путь освобождения из Колеса Сансары, Будда Шакьямуни сформулировал 4 благородные истины. Познав эти истины, человек способен положить конец скитаниям своего ума в мирах иллюзий и достичь просветления, узнав суть и природу вещей.

Первая благородная истина звучит так: все материальное пропитано страданием. Сознание, отождествляющее себя с материей, становится заложником иллюзий. Это рождает негативные чувства и эмоции, омрачающих разум и заставляющие страдать.

Разрушить эти иллюзии можно преодолев пять препятствий:

  • Привязанность – жажда обладания и страх потери;
  • Гнев – неприятие и отторжение мира и людей;
  • Ревности и зависть – неспособность любить безусловно;
  • Гордыня – превознесение своей важности;
  • Невежество – незнание истинной природы вещей.

Незнание Законов Сансары – главный источник всех мучений. И выход из круга рождений можно найти только в достижении сознанием состояния просветления.

Вторая благородная истина раскрывает причину страданий: страдание – следствие желания.

Нескончаемая и неутолимая природа желаний не дает уму пребывать в покое. И потому ум постоянно мечется в противоречивых эмоциях и идеях.

Третья благородная истина говорит о том, что выйти из Колеса Сансары возможно через отказ от страстных желаний.

Свободный ум не ощущает ни экзальтированной радости, ни печали. Просветленное сознание находится в состоянии тихого счастья, спокойного и уравновешенного блаженства.

Четвертая благородная истина раскрывает метод, практикуя который можно выйти из Круга случайных перевоплощений и найти просветление. Этот метод изложен в восьмеричном пути, включающим такие этапы, как формирование светлых воззрений и устремлений, совершение благих действий, развитие воли, внимания и концентрации.

Выход из Колеса Сансары – это Путь эволюции сознания через преодоление препятствий и этическое развитие. Освобожденный – тот, кто нашел внутри себя гармонию и научился видеть вечное среди изменчивого и непостоянного.

Советуем прочитать:

  • САМОЕ ВАЖНОЕ!
  • Закон воздаяния Вселенной

источник

Международный Эзотерический Центр OKhelps

Обучайся легко, проведи время с пользой https://okhelps.com/

Получайте ответы на интересующие Вас вопросы от экспертов!

Источник: https://blog.okhelps.com/koleso-sansary-put-osvobozhdeniya/

Сансара Колесо жизни

Колесо жизни (бхавачакра на санскрите, или сансара для других) часто встречается на наружных стенах монастырей, по обе стороны главного входа. Сансара является синонимом слова жизни “Колесо” также сансара означает “цикл” или “вращение”.

Смысл Бхавачакра

Сансарой (бхавачакра) говорят о всех существах, которые обусловлены неведением, страданием и необъяснимым потоком времени, часто представленными, как яма держащая руль жизни.

Нирвана с другой стороны, представляет мир в противоположности негативных эмоций, который, является, природой истинного счастья.

Понятие вращения или цикла, объясняется тем, что люди или существа, не занимают стабильное место в Сансаре, но в зависимости от их Кармы они проходят от одного типа бытия к другому.

3 яда- топлива для сансары 3 яда колеса жизни

3 Позиция сансары
Под колесом жизни

Трех ядов или трех фундаментальных страданий (я имею в виду три вещи, от которых мы страдаем каждый день и каждый час, пока мы не достигнем нирваны) занимают центр колеса жизни, так как он выступает в роли “топлива”, давая импульс “колесу”.

3 яда сансары

Желание : в лице петуха. Ненависть/ревность : в лице змея.

Невежество : в лице свиньи. Бардо: между смертью и повторным рождением. Следующий круг из колеса жизни называется – Бардо и показывает душы которые утянули вниз демоны (справа). И учеников дхармы ведет вверх, вступив в борьбу, чтобы преодолеть 3 яда, и негативную Карму, которую он принес.

Термин Бардо не имеет прямого перевода, а своими корнями он уходит саму в концепцию перерождения, которую считаю относительно новой для “Запада”.

Сансара начинается на подсознательном состоянии Бардо, продолжается с рождения и заканчивается в момент смерти, таким образом, изображен дословный перевод : колесо жизни.

6 миров колеса жизни

Сансара – рука об руку с кармой В процессе формирования кармы, она оказывается в соответствующем ей мире.
Если личность имеет сходство с подобными Кармами, их сознательно испытывают, через восприятия, идентичного мира.

Люди, например, все имеют одинаковые органы чувств, которые дают им доступ к одному и тому же миру. Буддизм, однако, допускает множественность проявлений, действующих в параллельной “Вселенной”.
Существует 6 миров : Богов, титанов, людей, животных, голодных духов и ад.

Мы способны воспринимать только 2 мира наш и животный миры. С буддийской точки зрения, мы не можем воспринимать другие миры, но это не отрицает их существование и не доказывает, тот факт, что мы не ослеплены, что мы можем увидеть, потрогать, услышать, попробовать и понюхать.

Существование шести миров показали многочисленные просветленные существа, у которых есть способности, которые намного превосходят наши.

2 основные группы : сущность сансары 6 миров колеса жизни разделены на 2 группы: 1. Три верхних мира, которые объединяют богов, титанов и людей, в котором они имеют больше счастья, чем страдание. 2. Три нижних мира, которые объединяют животных, голодных духов и ад, в котором страдания больше, чем счастья. Колесо жизни 6 миров сансары : 1.

Боги – высшее положение в пределах Колеса Жизни Боги (déva), в течение очень долгих лет жизни, получают удовольствие от всего. Их страдание приходит в конце жизни, где отвергается их общество, и проблеск в мире, в котором они переродятся, по определению, будет меньшим миром.

Этот мир, осушает достоинства, колотые купаются в большей роскоши на протяжении веков и о которых, мы можем только мечтать.

Гордость, связанная с большими количествами положительной кармы, может приводить вас к перерождению в этой части Колеса Жизни.

Мир титанов

Титаны (assoura) или Деми-боги очень могущественные существа, чье главное занятие это страдание, суть которых быть постоянно вовлеченными в конфликты и споры.

Легенда гласит, что Древо жизни растет в этом мире, но плод вечной жизни, которую оно несет, попадает в мир богов. Который существует позади природы их ревности и постоянных конфликтов с богами.

Ревность, связанная с какой-нибудь хорошей Кармой приводит к перерождению в этом царстве колеса жизни.

Мир людей

3 – люди – наша часть колеса жизни

Люди (mansuya)страдают главным образом от: рождения, старения, болезни и смерти, однако также многих других страданий и трудностей. В отличие от других миров, в этом мире – это возможность получить духовное учение, что не характерно для случая с другими мирами.

Мир животных
4 – Животные – Повседневной Сансары

Животных (tiryanca) страдает от холода, голода, болезни, каннибализм, порабощения и эксплуатации людей. Они также страдают от ограниченного интеллекта.
Негативная Карма, связанная с невежеством приводит к перерождению в мире животных.

Мир голодных духов
5 – голодных духов – начало колесо жизни “ад”

Голодные духи страдают от голода и жажды, которая никогда не угаснет и не удовлетворяли редких случаев, они находят пищу или воду.
Жадность и негативная Карма, связанные с ней, приведет к перерождению в этом царстве колеса жизни.

6 – Проклятый – Ад в Колесе Жизни

Проклятый (Нарака) те, кто живет в буддийском аду, имеет сильные страдания и чрезвычайно долгую жизнь. Существо, которое оказываются там могут пытать огнем и льдом и многочисленными другие страдания. Отрицательная Карма, связанна с ненавистю, приведет к перерождению в Сансаре ад.

Будда для каждого мира: Сансары

Понимание колеса жизни, не было бы полным без этой жизненно важной информации: человеческий мир, благодаря балансу добра и зла, духовная практика легче выполнима и следовательно одобряется Буддами.

Но это не потому, что они выступают за наш (человеческий) мир, они вмешиваются только в то чтобы уменьшить бремя страданий и дать возможно привести на путь освобождения (просветления).

Есть 6 групп Будд, которые действуют в каждом мире: “Жертвенное с сторицей” – белого цвета, для Богов “Великолепное одеяние” – зеленого цвета, для титанов.

“Небесный лев” – желтого цвета, для человеческого мира.

“Незыблемое Лион” – зеленого цвета, для животного мира. “Яркий Рот” – красного цвета, для мира голодных духов.

“Король Дхармы” – черного цвета, ад.

Как вы можете видеть из списка выше,нет не одного забытого мира и просветление возможно в любом из миров, но, как объяснено выше, баланс между добром и злом, существующих в мире, дает нам больший потенциал, чтобы возможно после многих часов медитации, мы наконец-то защитить себя от тисков яма.

Источник: https://ukrezo.com.ua/religiya/buddizm/sansara-koleso-zhizni.html

Колесо Сансары

Колесо Сансары представляет собой вечный круг перерождения. В Колесе большое значение имеет карма, которая зависит от деятельности и эмоций. Во время жизни каждый человек имеет возможность измениться и достичь просветления, а все для того, чтобы очистить карму. Есть еще одно название – Колесо Жизни. Его изображение можно найти на многочисленных буддистских строениях.

Из чего состоит Колесо Сансары в буддизме?

Колесо Жизни содержит в себе несколько составляющих, которые имеют свое значение. В центре в самом маленьком круге находится три главных яда ума, которые не дают человеку возможность достичь нирваны. Представлены они животными:

  • красный петух – символ алчности, привязанности и похоти;
  • зеленая змея – символ ненависти и зависти;
  • черная свинья – символ темноты и неведения.

Именно в этом месте находится энергия, которая активирует колесо. Следующий этап называется Бардо и олицетворяет он духов, которых демоны влекут вниз. Именно здесь Сансара берет свое начало.

Затем идет круг Колеса представляет собой шесть миров, которые делятся на две группы. Верхний уровень дает людям много счастья и включает:

  1. Мир Богов. Здесь осуществляется житие наивысших духов в Колесе Сансары. Если Боги поддаются влиянию ядов ума, то их отвергает этот мир и после перерождения они отправляются в низкие уровни. В основном перерождение здесь вызывает гордость.
  2. Мир Полубогов или Титанов. Титаны представляют собой существа, которые много времени тратят на конфликты и различные разборки. Согласно легенде именно в этом мире растет Древо Жизни, но плоды ее могут вкусить лишь Боги. Перерождение в этом мире вызывает ревность.
  3. Мир Людей. Здесь находятся все люди, живущие на земле. Человек за свою жизнь переживает много страданий, то при этом именно здесь есть возможность измениться и найти правильный путь, что совершенно невозможно в других существующих мирах. Перерождению способствует желание.

Нижний уровень, где больше страданий и горя, включает в себя:

  1. Мир Животных. Животные также в течение жизни подвергаются различным страданиям, к примеру, голодают, страдают от холода и т.п. Отрицательная карма и неведение приводит к перерождению.
  2. Мир Голодных духов. Духи, которые здесь находятся, страдают от голода и жажды. Перерождаются здесь не только из-за негативной кармы, но и из-за жадности, и алчности.
  3. Адский мир. Здесь находятся проклятые духи, которые подвержены огромным мучениям. Существование души прекращается, когда иссекает отрицательная карма. Ненависть и злоба приводит к перерождению.

Для человека понятны и объяснимы только два из существующих миров: мир людей и животных. В буддизме считается, что человек слеп и просто он не замечает многих вещей, в том числе и остальных важных миров. В мире существует несколько разных проявлений, которые параллельны друг другу.

Последний круг Сансары состоит из 12 изображений, которые символизируют яды ума и другие страдания. Колесо Жизни держит в своих руках демон неведения Мара.

Как выйти из Колеса Сансары?

По поводу этого вопроса споры не утихают до сих пор. Есть кардинально противоположные мнения. Одни считают, что это попросту невозможно, поскольку в каком бы мире ни находилась душа она будет подвергаться страданиям. Это объясняется тем, что Колесо держит демон.

Другие люди уверены, что покинуть Колесо Жизни, можно лишь достигнув нирваны и просветления. Необходимо понимать первоисточник привязанности в Сансаре, что позволит освободиться от нее и обрести свободу. Простыми словами только мудрость поможет выйти из Колеса Жизни.

Практически всем известны знаки, означающие женское и мужское начало. В этой статье мы расскажем об истории возникновения восточных знаков Инь и Янь, а также щита Марса и зеркала Венеры. Даосские женские практикиЖенская энергия требует постоянного очищения и наполнения, чему очень хорошо способствуют восточные духовные практики. Эта статья расскажет о даосских женских практиках.
Символы Рейки и их значениеЭта статья расскажет о символах Рейки, которые принадлежат к одному из многочисленных направлений нетрадиционной медицины, где врачевание производят при помощи прикосновений ладонями. Мандала очищения от негативаВ этой статье мы расскажем о том, какие существуют мандалы для очищения от негатива, об их особенностях и о том, как можно самостоятельно сделать подобный оберег на каждый день при помощи ниток и зубочисток.

Источник: https://womanadvice.ru/koleso-sansary

Колесо Сансары

Интересные статьи и публикации по эзотерике и религии на тему Колесо Сансары вы найдете в онлайн ленте статей раздела Религия.

С помощью символа “Колесо Сансары” можно разъяснять ущербность круга перерождений и благие качества обретения освобождения. Изображение называется “Колесо Сансары”, потому что оно ясно учит нас тому, чем является сансара.

Ущербность круга перерождений Это можно объяснять, опираясь на три пункта: 1) Причина круга перерождений; 2) Места, где происходят перерождения; 3) Почему это называется “Колесом Сансары”. ПРИЧИНА ПЕРЕРОЖДЕНИЙ

Существуют две такие причины.

Это наши действия…

“КОЛЕСО ЖИЗНИ” (санскр. бхавачакра, пали бхавачакка; др. названия — колесо бытия, круг сансары, круговорот перерождений) — одна из ведущих концепций будд. модели мироздания.

Любое живое существо с его чувствами, желаниями и продиктованными ими поступками замкнуто внутри “К. ж.”, где его ожидает бесконечная цепь перерождений. Три осн. причины — гнев, сладострастие, неведение (или ненависть, вожделение, иллюзия; см.

Клеша), отравляющие сознание живых существ, не дают им возможности вырваться за…

Сансара – (санскр.

samsara– «прохождение», «протекание»), в индийской философии реинкарнация, повторные рождения; когда бестелесное начало индивида после распада одной телесной оболочки соединяется с другой, что, в свою очередь, сопровождается приобретением способностей, соответствующих результатам предшествующего существования. Сансара является реализацией действия «закона кармы», неразрывно связана с неизбежно вытекающими из этого незнания страстями и страданиями. Сансара – единая иерархическая…

КОЛЕСО ГОДА это колдовской календарь, который содержит 13 праздников полнолуния или эсбатов и 8 Дней Силы или саббатов (шабашей). Все эти праздники представляют собой цикл рождения и смерти.

В дни полнолуния происходит высвобождение священной энергии, которая ассоциируется с Луной и Великой Богиней. Ритуал лунного праздника исполняется в честь творческой жизненной силы, пронизывающей Вселенную.

Дни полнолуния дают магам особую возможность для установления связи с духом.

Даты Дней Силы…

Самайн — праздник, занимающий особое положение в кельтском календаре. Именно в этот день возрастает роль потустороннего мира в нашей жизни. Многие проводят спиритические сеансы, чтобы заглянуть в будущее или проститься с прошлым.

В 2017 году октябрь буквально переполнен энергетически сильными днями. Один из них приходится на кельтский праздник Самайн. Все дело в том, что древние кельты, а затем и скандинавы, верили: время — это колесо, которое крутится весь год.

Один поворот колеса — начало…

Традиционно считается, что Колесо Бытия обхватывает Яма Дхармараджа*, “Владыка Смерти”.

Существам не легко вырваться из циклического потока рождений и смерти, – цепляясь за своё бытиё, все они порождают карму, в соответствии с которой движутся к новому циклу существования в одном из шести уделов: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, в Мире Людей, в Мире Асуров, в Мире Дэвов.

В центральном малом круге бхавачакры изображены свинья, петух и змея; соответственно они символизируют три…

Самое раннее, по мнению историков и археологов, буддийское изображение, символизирующее Дхарму – Учение Будды.

По своему происхождению колесо является древнеиндийским символом защиты и создания, впервые в истории встречающимся на глиняных печатях цивилизации Хараппа (около 2500 г. до н.э.) в качестве солнечного символа.

Колесо, или чакра, является главным атрибутом индуистского бога Вишну, поддерживающего установившейся порядок во Вселенной; его диск с шестью спицами под названием Сударшана…

Одним из самых древних символов буддизма является колесо учения (пали dhammacakka, санскр. dharmacakra). Первая проповедь Готамы называется “Запуском Колеса Учения”.

Многие исследователи видят в этом символе солярный знак, символ солнца, которое обожествлялось в древних культурах.

И в наших деревнях некоторые вешают очень похожие на буддийский символ колеса от телеги над входом в дом для защиты своего жилища от злых сил, или так на счастье. Это еще раз напоминает нам об общности разных культур…

Осуществив полное просветление, Будда вскоре захотел поделиться своим открытием со всеми чувствующими существами. Он прошёл сто пятьдесят миль пешком из Бодхгайи, где он пережил озарение под деревом бодхи, в город Сарнатх в Бенаресе.

Его целью было найти пятерых монахов [1.1], с которыми он до этого практиковал аскетизм. Монахи оставили его, когда он от аскетизма перешёл к срединному пути.

Сейчас, став просветлённым, он в своём великом сострадании хотел помочь своим друзьям найти путь к…

О сколько раз В Аду я пребывал, Животным был И был одним из прет. В мирах богов Я вновь и вновь терял Божественных заслуг Чудесный свет. Мой век теперь – Не более ста лет, Но если дольше – Жизнь так коротка.

Кто может мне помочь Вернуть мой Cвет? Учитель сердца, Истина одна.

Когда мы умираем, разрушаются внутренние Элементы Земли, Воды, Огня, Ветра.

Пространство изменяется, мы чаще всего теряем сознание вследствие шока, и, когда приходит осознавание, мир Бардо раскрывает нам…

Воспользуйтесь поиском, в случае, если найденной информации по теме Колесо Сансары вам оказалось не достаточно.

Источник: https://www.SunHome.ru/religion/koleso-sansaryi

Сансара приносит страдания, Дхарма приносит счастье

Счастье может быть как физическим, так и умственным. Есть и два вида страданий: физические и умственные. Мы желаем счастья, но многие из нас не знают, как достичь его. То, что мы делаем, на деле ведет к страданию.

Некоторые люди грабят и убивают, чтобы заработать на жизнь. Они думают, что это принесет им счастье. Это не так. Есть и те, кто пытается стать счастливым, занимаясь торговлей, сельским хозяйством и тому подобным в рамках закона. Многие таким образом становятся весьма богатыми и знаменитыми.

Но это счастье – не то состояние, которое может длиться вечно, это не окончательное, абсолютное счастье. Сколько бы счастья или материальных богатств мы ни имели, мы никогда не бываем удовлетворены, всегда полагая, что этого недостаточно.

Завладей мы даже всей страной, мы все равно захотим большего.

Усилия по достижению счастья не знают конца. Мы пытаемся передвигаться как можно быстрее, используя машины и прочие средства передвижения, – и эта погоня бесконечна. Поэтому мы говорим, что существование в сансаре не имеет конца, но лишь движется по кругу. Нам всем это понятно: мирские поиски и начинания не знают предела.

Цветок благоухает, пока он свеж, и опадает по мере увядания. Чего бы вы ни достигли в этой жизни, она закончится. Она постоянно движется к концу, к тому концу, где мы страдаем более всего. Возьмите, к примеру, автомобиль. Вот вы проезжаете мимо кладбища автомобилей.

Это конечный пункт, состояние, когда все превращается в мусор. Даже если машина в порядке, мы все равно беспокоимся. Мы беспокоимся о налогах и страховках, о том, что некоторые ее части придут в негодность, и так далее и тому подобное. Точно так же можно описать и наше отношение ко всем материальным предметам.

Чем больше мы их имеем, тем более беспокоимся о них.

Дхарма учит нас, как обрести умственное счастье. Для того чтобы достичь его, нам не нужно выполнять физическую работу: нужно работать с собственным умом. Ум представляет собой долгий, непрерывный поток, который перетекает в будущие жизни, приходя из жизней прошлых.

При жизни мы все имеем физическое тело и пытаемся добиться счастья для него, но после смерти продолжается только наш ум.

Таким образом, счастье, которое нам нужно, не должно быть просто «большим и прочным»; оно должно следовать за нами во все будущие жизни и не должно прерываться смертью.

Не важно, какой деятельностью – созидательной или нет – мы занимаемся; не это есть Дхарма. Дхарма – это те положительные действия, что совершаются во имя будущих жизней.

Счастье или несчастье происходят от наших действий. Что касается этих кармических действий, можно сказать, что отрицательные действия приводят к негативным последствиям, а положительные – к последствиям позитивным.

Все, что мы можем хорошо делать в этой жизни – возделывать поля, например, – является следствием положительных действий, совершенных нами в предыдущей жизни.

Если мы очень больны, несчастливы или живем недолго, это следствие отрицательных действий, совершенных в прошлом.

Например, живут два торговца. Один удачлив, другой – нет. Это происходит из-за прошлой кармы. Или возьмем двух бизнесменов.

Один упорно работает, но не добивается успеха, другой же успешен и процветает, не прилагая при этом особых усилий.

А вот другой пример: если в прошлом вы лишали жизни других людей, у вас будет короткая жизнь, полная болезней. Вы можете более подробно расспросить своего геше обо всем этом.

Если вы воздерживаетесь от отрицательных действий, вы не переродитесь в низших сферах бытия, приняв рождение в мире богов или людей. Но даже подобное рождение не принесет вам окончательного счастья, ибо и оно по природе своей страдание.

Почему? Если вы достигнете высокого положения, однажды вам придется упасть, а если вы занимаете более низкое положение, вы стремитесь подняться. Все это сопряжено с изрядной долей страдания. Например, если вы голодны, вы едите, но если вы съедите слишком много, то можете заболеть.

Если вам холодно, вы включите отопление, но со временем можете перегреться, и тогда вам необходимо будет остыть. И все наше существование наполнено подобного рода страданиями.

Сансара (подневольный круговорот существования) включает все эти виды страдания. Сансара – следствие кармы и различных беспокоящих эмоций и состояний ума. Нам необходимо развивать мудрость (распознавание) пустотности, или бессамостности.

В качестве примера можно привести тех, кто пресек существование в сансаре, – 16 архатов и других арьев, достигших подобного состояния. Хотя мы можем положить конец нашему собственному существованию в сансаре, этого недостаточно, ведь все страждущие живые существа были исключительно добры по отношению к нам. Молочные продукты приходят к нам благодаря коровам.

Если нам нравится мясо, то оно попадет к нам на стол благодаря милости животных, забитых во имя нас в расцвете сил. Зимой мы носим меховые и шерстяные вещи, которые делаются из меха или шерсти животных. Они были бесконечно добры, обеспечивая нас всем этим.

Нам нужно отплатить за доброту всех живых существ путем достижения состояния будды – тогда мы сможем помочь им всем наилучшим образом.

Шраваки и архаты не могут помогать живым существам во всей полноте. Единственный, кто может это сделать, – будда. И потому мы должны стремиться к просветлению, чтобы по-настоящему помогать живым существам. Нам нужно самим достичь состояния будды.

Как это сделать? Следуя Дхарме. В Индии известны жизнеописания 80 махасиддхов – йогинов, достигших высот в духовной практике, хотя на самом деле их было бесчисленное множество. Они достигли просветления в течение их жизненного цикла. В Тибете примером этого могут служить Миларепа и множество других великих наставников из школ кагью, ньингма, сакья и гелуг.

Как только мы достигаем состояния будды, наши усилия по следованию Дхарме становятся ненужными. Следовать Дхарме очень трудно вначале, но постепенно становится все легче и легче, и по мере продвижения по пути мы становимся все счастливее. Мы заканчиваем наши усилия на духовном пути в состоянии полного счастья. Мирские же усилия приносят нам только еще большее страдание.

Например, умирая, люди достигают своего рода «кульминации» жизни, или ее конечного пункта, что вызывает одни лишь мучения и страдания не только для них самих, но и для тех, кого они оставляют позади, как это зачастую можно наблюдать во время похорон.

Необходимо помнить об этом и прилагать усилия в практике на пути Дхармы. Приход к кульминации, или конечному пункту, этого пути посредством достижения просветления приносит одну лишь радость не только нам самим, но и всем остальным живым существам.

Нам необходимо воздерживаться от совершения десяти отрицательных действий. Совершая положительные действия, мы испытываем счастье, а негативные приводят к страданиям.

Необходимо размышлять о последствиях наших действий, а также исследовать наше собственное сознание – источник всех наших поступков. Тогда мы сможем осознать, что есть три ядовитых эмоции и состояния ума (санскр.

клеша): желание, враждебность и закоснелое неведение (наивность).

Из них проистекают 84 000 различных беспокоящих эмоций и состояний ума. Эти 84 000 омрачения и есть наши главные враги, а значит, в поисках врагов нам нужно смотреть внутрь самих себя, а не вовне. Из 84 000 омрачений наиболее значимыми являются три яда, и самый худший из них – закоснелое неведение, укоренившееся непосредственно в потоке нашего ума.

Говоря вкратце, нам нужно смотреть внутрь себя и пытаться избавиться от внутренних врагов. Поэтому последователи буддийской Дхармы называются «внутренними» (тиб.

нанг-па): они всегда сосредоточены на внутреннем мире. Если избавиться от беспокоящих эмоций и состояний в потоке нашего ума, то можно пресечь все без исключения страдания.

Тот, кто прикладывает усилия в этом направлении, и называется последователем Дхармы.

Практика Дхармы того, кто прилагает усилия к уничтожению беспокоящих эмоций и состояний ума только у себя, относится к хинаяне.

Если же мы прилагаем усилия к уничтожению наших омрачений не только для пресечения собственных страданий, но и делаем это ради других существ, чьи интересы мы ставим превыше собственных и хотим помочь и им избавиться от беспокоящих эмоций и состояний ума, тогда мы являемся практиками махаяны. Родившись людьми, мы должны стремиться стать приверженцами махаяны, и тогда мы сможем достичь просветленного состояния будды.

Главное – всегда пытаться думать о благе каждого и никогда не причинять вреда окружающим. Если вы произносите мантру «Ом мани падме хум», вам необходимо размышлять: «Пусть положительная сила моей практики принесет благо всем ограниченным существам».

Достаточно трудно родиться в человеческом теле: эта форма существования дается нелегко. Посмотрите, к примеру, на глобус: большую его часть занимает океан. А теперь подумайте, сколько рыб обитает во всех морях и океанах нашей планеты.

Позвоночные животные и насекомые являются наиболее разнообразной и многочисленной формой жизни.

Если подумать обо всей нашей планете и о том множестве живых существ, что обитают на ней, редкость человеческого рождения может стать для вас вполне очевидной.

Видео: Мэтью Рикар — «Что такое счастье, что такое страдание?»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

На пути Дхармы постижения и прозрения приходят очень медленно. И здесь речь идет не о днях, неделях или месяцах. Только очень немногие на самом деле думают о Дхарме, не говоря уже об обретении постижений. Для этого необходимо прилагать последовательные усилия в течение длительного времени. У вас здесь есть высококвалифицированный геше (прим.пер.

: доктор буддийской философии), который может ответить на все ваши вопросы. С течением времени Дхарма Будды продолжит набирать силу и широко распространится в мире. Она все еще набирает силу и является живой традицией. Когда Будда начал проповедовать, у него было всего пять учеников.

Эти люди распространили его учение, и теперь оно очень широко представлено во всем мире.

У нас в настоящее время есть духовный лидер, величием своим равный Будде Шакьямуни. Это Его Святейшество Далай-лама, который приедет сюда в октябре. Принимайте учения Его Святейшества всем сердцем и искренне практикуйте их, воплощая в жизнь.

Суть этих учений в том, чтобы никогда не причинять вреда другим живым существам и не иметь злонамеренных мыслей и пытаться приносить другим лишь пользу. Это главное. Если вы будете поступать подобным образом, в будущем это принесет огромное благо.

Источник: https://studybuddhism.com/ru/tibetskiy-buddizm/put-k-prosvetleniyu/poetapnyy-put/sansara-prinosit-stradaniya-dharma-prinosit-schastie

buddistt.ru

Колесо Дхармы — Дом Солнца

Колесо, или чакра, является главным атрибутом индуистского бога Вишну, поддерживающего установившейся порядок во Вселенной; его диск с шестью спицами под названием Сударшана Чакра, представляет собой колесо явленной Вселенной — символ движения, продолженности и перемен, вечно вращающееся, подобно небесным сферам. Чакра может представлять собой оружие, тогда она имеет шесть, восемь, двенадцать или восемнадцать острых лезвий и используется как метательный диск.

В буддизме колесо является главной эмблемой Чакравартина (санскр. «Тот, кто вращает колесо») — вселенского монарха, правящего в согласии с принципами буддийского Учения. Колесо имеет название Дхармачакра — колесо Дхармы, т.е. буддийского Учения. В буквальном переводе с тибетского ЧЁ-ЧЬИ КхОР-ЛО (Дхармачакра по-тибетски) означает «колесо преображения», духовной трансформации. Быстрое вращение колеса означает быстрые духовные изменения, к которым ведет Учение Будды. Сравнение колеса с метательным оружием Чакравартина раскрывает его способность отсекать препятствия и иллюзии.

Первая проповедь Будды в Оленьем парке в Сарнатхе, где было дано Учение о Четырех Благородных Истинах и Восьмеричном Пути, известна как Первый Поворот колеса Дхармы. Последующие проповеди в Раджгире и Шравасти известны как Второй и Третий Повороты колеса Дхармы.

Три части колеса — ступица, спицы и обод — символизируют три аспекта буддийского учения: этику, мудрость и концентрацию. Ступица, т.е. самый центр, сердцевина колеса представляет собой Винайю — правила дисциплины или этику, которая сосредотачивает и стабилизирует ум. Острые спицы символизируют, мудрость или различающее осознавание прорезающиеся через неведение. Обод представляет собой медитативную концентрацию. Он заключает в себе само вращение колеса, а также облегчает его. Колесо с тысячью спицами, подобными лучам солнца, символизирует тысячу чудесных деяний и учений всех Будд. Колесо с восемью спицами символизирует Восьмеричный Путь, а также распространение Учения Будды по восьми направлениям — четырем основным сторонам света и четырем промежуточным.

Колесо как благоприятный символ изготовлено из чистого золота, добытого из реки Джамбуд, протекающей в нашей мировой системе, т.е. на континенте Джамбудвипа. Оно обычно изображается с восемью спицами, подобными Ваджрам, и ступицей украшенной тройным или четверным «радостным вихрем» (тиб. ГА-КЬИЛ или ГАН-ЧИЛ), закрученным в спираль, подобно китайскому символу Инь-Ян. Тройной ганчил обозначает Три Сокровища: Будду, Дхарму и Сангху, или победу над тремя ядами: неведением, страстью и гневом, а в контексте учений Дзогчен — Основу, Путь и Плод. Четверной ганчил, четырьмя разными цветами соотносящийся с четырьмя первоэлементами и сторонами света, символизирует Четыре Благородные Истины, или, на уровне практики высших Тантр, восхождение и нисхождение белой и красной капель Бодхичитты (особых сущностей тонкого тела, созерцаемых на уровне высшей йоги) через четыре чакры центрального канала, порождающие Четыре Радости.

Обод колеса изображается как простое кольцо с небольшими золотыми украшениями по восьми сторонам, иногда выполненными в виде оправы с драгоценными камнями. Шёлковая лента или шарф обычно составляет драпировку за ободом колеса, а его нижняя часть покоится на основании из лотоса.

Если золотое колесо о восьми спицах изображено в сопровождении двух ланей, то этот символ обозначает первую проповедь Буддой учений в Оленьем парке в Сарнатхе, неподалёку от города Варанаси в Индии. Эта проповедь известна как Первый Поворот колеса Дхармы, когда Будда изложил основу основ всех Учений и традиций Буддизма — Четыре Благородные Истины и содержание Благородного Восьмеричного Пути — пятерым аскетам, ставшим самыми первыми буддийскими монахами, членами Сангхи — общины практикующих буддийское Учение.

В тибетской традиции в качестве символа учений Будды колесо Дхармы в сопровождении двух ланей обычно помещается на передней части крыши монастыря или храма. Две лани мужского и женского пола изображаются сидящими в позе послушного внимания справа и слева от золотого колеса, что символизирует качества истинного ученика Будды. Кроме того, согласно наставлениям Досточтимых Кхенпо, лани символизируют ненасилие. Возможно, происхождение символа колеса и ланей связано с добуддийским культом Шивы Пашупати — «Владыки животных», изображения которого в сопровождении ланей были найдены на глиняных печатях древней цивилизации долины реки Инд. Олений парк, где Будда произнес первую проповедь, вероятно, являлся священной рощей, посвященной Шиве Пашупати, где жили и занимались своей духовной практикой йогины-шиваиты. Несколько позже, когда были построены ступа и монастырская академия в Сарнатхе, возможно, образ Пашупати в сопровождении ланей был заменен буддистами на образ колеса Дхармы. Постепенно этот символ стал ассоциироваться с проповедью Учения Будды, с местами, где Колесо Дхармы продолжает неустанно вращаться.

www.sunhome.ru

Колесо Дхармы — Энциклопедия буддизма

(санск. Дхармачакра , тиб.Чокьи Кхорло) — колесо учения Будды.

Колесо Дхармы, иконка

В целом после достижения Просветления Будда Шакьямуни  дал три больших цикла наставлений, соответствующих различным способностям и склонностям учеников – то есть трижды  «повернул Колесо Учения», о чем было провозглашено в «Сандхинирмочана сутре» (санск. «Сутра о развязывании узла глубочайшей тайны») [Торчинов 2005: 138].

Колесо Учения Будды является  одним из важнейших символов буддизма.

Его символизм заключается в том, что Будда учил не только тех, кто встречал его лично, но учение, подобно колесу, продолжает «вращаться» и приводить существ к Просветлению в течение долгого времени после этого. 

Шантидэва в тексте Книга Путь Бодхисаттвы написал про это:

Как драгоценность и древо, исполняющие желания,

Осуществляют чаяния существ,

Так и Победители приходят в этот мир

Благодаря молитвам ведомых.


Даже многие годы спустя

После смерти заклинателя змей,

Столб, им возведенный и освященный201,

Продолжает останавливать действие ядов.


Подобно этому, “столб” тела Победителя,

Возведенный совершенными деяниями бодхисаттвы,

Продолжает исполнять любые задачи

Даже после того, как бодхисаттва ушел в нирвану.

На карте Распространение буддизма в мире видно, как Учение Будды (санск. Буддадхарма, тиб. Сангье чой) за две с половиной тысячи лет из Индии распространялось в северном и южном направлениях по всему миру.  

Также от этого происходит и название трех направлений буддизма — «колесницы»: 

  • Хинаяна (санск.; тиб.: theg chung) – «Малая колесница», или «Узкий путь спасения»; 
  •  Махаяна (санск.; тиб.: theg pa chen po) – «Великая колесница», или «Великий путь спасения»; 
  • Ваджраяна (санск.; тиб.: rdo rje theg pa)  – «Алмазная колесница», или «Алмазный путь».  

По следам Колеса Дхармы

  Южный буддизм опирается на индийские традиции Малой Колесницы (санск. Хинаяны), а также  Тхеравады (пали, «учение старейшин») — той формы буддизма Хинаяны, которая сложилась в Шри-Ланке к XIII веку и распространилась оттуда в Мьянму, Камбоджу, Лаос, Тайланд и Индонезию [Дешпанде 2008: 86]


Северный буддизм основывается на Учениях Великой и Алмазной колесниц (санск. Махаяны и Ваджраяны), которые получили широкое распространение на Дальнем Востоке и в Центральной Азии.   К северному буддизму относится и рассматриваемый нами тибетский буддизм, традиционный для ряда регионов России.    

Иконография Колеса Дхармы

  Колесо Дхармы в окружении двух оленей  символизирует основополагающее Учение Первого поворота Колеса Дхармы. Это восьмирадиусное колесо,  спицы которого соотносятся с этапами Восьмеричного Пути Бодхисатв и восемью ступенями медитативного сосредоточения. Так как первые поучения Будды Шакьямуни пришли послушать два оленя, их образы традиционно дополняют композицию.  Этот символ украшает входы во многие буддийские храмы мира, в том числе  и в России (дацаны Бурятии и   Санкт-Петербурга, хурулы Калмыкии).  

Колесо Дхармы – древний, наиболее распространенный и популярный буддийский символ. В частности, он был обнаружен  на буддийских надгробиях эпохи Птолемеев (304-30 гг. до н.э) в Египте. До распространения антропоморфных изображений Колесо Закона (санск. Дхармы) символизировало Будду [Дешпанде 2008:19 ]. Дхармачакра расположена по центру современного флага Индии и на некоторых исторических и региональных флагах (флаг Сиккима).

Один из Восьми благоприятных символов тибетского буддизма. Частый мотив для ювелирных украшений. 

См. также

Литература

  1. Дешпанде О.П. Индийская скульптура в Эрмитаже: древность и средневековье. СПб, 2008. 
  2. Торчинов Е.А. Введение в буддизм, 2005 

vbuddisme.ru

Буддизм для начинающих: Колесо Сансары (часть первая)


В этой статье мы рассмотрим центр Колеса Сансары, Негативную и Позитивную Карму и Миры (Адский Мир, Мир Голодных Духов, Животных, Людей, Полубогов и Богов). Сансара — это бесконечный круговорот жизни (перерождения в Мирах) в соответствии с накопленной Кармой.
Рассматривая Колесо Сансары, будем продвигаться от центра к краям.

Итак:

1. Три яда ума: злость (змея), привязанность (петух), неведение (свинья).
Каждый кусает друг друга. Это означает, что яды взаимосвязаны.

Привязанностью, ненавистью и невежеством
Порождены недобродетельные действия;
И из этих недобродетельных действий возникает как все страдание,
Так и все дурные существования.

Привязанность и злость — это притягивание и отталкивание. То, что нам нравится, мы притягиваем (привязанность), что не нравится — отталкиваем (злость). Привязанность и злость рождается из неведения. Только изучив Дхарму (учение Будды) можно избавиться от них.

2. Негативная карма накапливается из:

— 10 неблагих поступков:

3 деяния тела: убийство (из желания, удовольствия, гнева, глупости), воровство (отбирание силой — грабеж, отбирание обманом — мошенничество, кража), измена (измена партнеру, насильственное изнасилование, всякие извращения).

4 деяния речи: ложь (во вред другим, на пользу себе), сеяние раздора, грубая речь (напрямую, за спиной, обидные шутки), сплетни.

3 деяния ума: жадность (привязанность к своему имуществу, к чужому, мечты о богатстве), вредоносные мысли (желание несчастья и неуспеха другим), неправильные взгляды.

3. Позитивная карма усиливается из:

— 10 благих поступков:
Спасение жизни.
Щедрость.
Верность в отношениях.
Правдивость.
Примирение враждующих.
Мирная речь.
Речь, полная смысла (мудрая речь).
Удовлетворенность тем, что имеешь.
Любовь и сострадание к людям.
Понимание природы вещей (учение Будды, самообразование).

НИЗШИЕ МИРЫ:

4. Адские миры:

Человек оказывается в Адском мире в результате очень плохой Кармы. Пребывает он там не вечно, а пока негативная Карма не иссякнет. В Адском мире человека ждут убийства, холод, жара и боль.

5. Мир голодных духов:

Человек перерождается в вечно голодное и жаждущее существо. Причина перерождения в этом мире: жадность и зависть. Обитают они в скоплениях мусора и пустынях. Они не могут ничего проглотить из-за слишком узкого горла. А вся вода, которая попадает к ним на их огненный язык — сразу испаряется.

6. Мир животных:

Причина перерождения в этом мире: страх, глупость и самодовольство (гордость). Только в заботе о своем потомстве можно заработать благую карму в этом мире.

ВЫСШИЕ МИРЫ:

7. Мир людей:

Причина рождения в этом мире — желания. Здесь ждут человека такие страдания: рождение, болезнь, старость, смерть, разлука с любимыми, сожаления, страх, неприязнь к врагам.

8. Мир полубогов:

Асуры завидуют Богам, они испытывают гордость, зависть, злость, воинственность, хвастовство, затевают споры. Они могут быть в мирных или враждебных отношениях с Богами выше.

Из-за присущей им ненависти к великолепию богов.

Полубоги испытывают великое страдание.

9. Мир Богов:
Пребывание в мире Богов не вечно. Можно «упасть» и в низшие миры за плохую карму. Боги не творят сам мир, хотя им приписывают некоторые сверхспособности. Главная причина «падения» Богов в низшие миры — чрезмерная гордость. Боги этого мира не считаются чем-то идеальным, они такие же люди, как и мы с вами, только способности у них покруче. Их знания не безграничны, они не знают, что находится выше их мира. Их знания по сравнению с Просветленным Буддой совсем невелики. Они не вмешиваются в дела человечества. Богам так же как и людям мешают такие эмоции как гнев, гордость, ревность и похоть. Страдания в мире богов: неудовлетворенность, унижения, убийство, насилие, изгнание, смерть (по ощущениям превосходит человеческую), падение. Смерть Бога сопровождается унижениями, отречением, изгнанием и одиночеством.

Размышления над Колесом Сансары помогут понять Карму (причинно-следственные связи), вред неблагих поступков и пользу благих, побороть свои эмоции, желания и невежество, взять под контроль не только свою жизнь, но и перерождения. Только достигнув Просветления можно выйти из Колеса Сансары и больше не перерождаться в Высших и Низших Мирах.

www.spirit-digest.ru

Большое и маленькое колесо буддизма

Если крест является основным символом христианства и символизирует распятие сына Божьего Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву за грехи всего человечества, то главный символ буддизма куда более простой и прозаический — это колесо. Да, именно самое обычное колесо, каждый порядочный автомобиль имеет как минимум четыре главных буддийских символов (то бишь колеса). Само колесо символизирует извечную цикличность нашего бытия — бесконечный круговорот жизни и смерти, дня и ночи, зимы и лета, страданий и удовольствий, любви и ненависти (говорят, от первого ко второму — один шаг), трагедии и комедии, дебита и кредита, и так т.д. и т.п.. И все мы с вами являемся маленькой составной частицей того огромного колеса, которое в буддизме называется «колесом сансары».

Так мы все вертимся, вертимся и вертимся в том колесе и ничего не поделаешь. Хотя нет, что-то таки поделаешь, вот как думаете в каком месте колеса находиться спокойнее? Правильно, в центре. Или чем по ближе к центру, тем меньше амплитуда кружения, а вот по краям колеса ой как не уютно (особенно когда колесо крутится не по вылизанному немецкому автобану, а по таким родным отечественным дорогам, где яма на яме). Если же перенести этот простой механический закон в плоскость религии и духовности то для того, чтобы попасть в центр колеса надо всего лишь сделать одну мелочь — достичь просветления (или нирваны). На этой маленькой безделушке — достижении просветления, (тотального счастья, единения с Богом) и сосредоточивается все буддийское учение (и не только буддийское, а вообще любой религии).

Когда человек достигает окончательного просветления — нирваны, он освобождается от того огромного «колеса сансары», и уже больше не крутится по кочкам и ямам, а спокойно и счастливо находится в центре всего Сущего (которое и воплощает наше колесо), то есть в Боге.

Вроде все просто, достиг себе просветление и ура, сиди и наслаждайся в извечном блаженстве и покое. Но не тут то было, среди сторонников буддизма, как и среди других людей, со временем стали появляться некоторые несогласия и споры, которые затем перешли в целые философские разборки по понятиям, (разумеется, культурные разборки) относительно главного в буддизме — достижения просветления. Со временем эти разборки раскололи древнейшую мировую религию — буддизм на два больших течения, которые стали называться: хинаяна, и махаяна, что в переводе с санскрита означает: большая колесница и малая колесница, а по-простому — большое и маленькое колесо буддизма (также христианство в свое время раскололось на католиков и православных).

Первым и самым древним буддийским течением была «хинаяна» или малая колесница, которая тогда называлась просто «яной» — колесницей. Подход хинаяны простой как двери: работай над собой, не нарушай нравственных заповедей буддизма (буддийские заповеди фактически те же, что и христианские: не убий, не укради, не обманывай и т.д.) активно занимайся медитацией и приложи максимум усилий, чтобы достичь просветления уже в этой жизни (а то кто знает, как там в следующей жизни сложится, может родишься каким-то баобабом). Многим прилежным буддийским монахам благодаря настойчивым занятиям медитацией и праведной жизни удавалось достичь окончательного полного просветления — нирваны. Таких счастливчиков называли Архатами (с санскрита переводится как «достойный») И действительно, нет ничего более достойного, чем это.

Буддийские статуэтки с изображением Архатов.

Но со временем среди буддистов появились умники-идеалисты, которые стали критиковать достойных просветленных Архатов: «Вот мол это эгоистично — сами достигли просветления, находитесь в нирване, а тут вокруг куча людей продолжает страдать и булькать во тьме невежества» (и вообще, как вам не стыдно, ароматный чай с печеньками пьете, а в Африке дети голодают). Эти умники создали свою буддийскую школу, которую гордо назвали «махаяной» — большой колесницей, а все остальные «эгоистические» буддийские школы (ибо заботятся только за свое собственное просветление) прозвали хинаяной — маленькой колесницей. В противовес же просветленным Архатам был противопоставлен идеал Бодхисатвы.

Бодхисатва — в переводе с санскрита «существо с пробужденным сознанием». В махаяне — это человек, который тоже благодаря своей настойчивой работе вот уже стоит на пороге высшего этапа просветления — нирваны, но он дает торжественное обещание не входить в нирвану пока на этой земле есть хоть одно живое существо, которое находится во тьме невежества. А статистка говорит: на нашей маленькой планете таких живых существ — как минимум несколько миллиардов, поэтому перейдет в нирвану Бодхисатва еще ой как не скоро. Вместо этого Бодхисатва посвящает всего себя служению человечеству, занимаясь просвещением и перерождается из реинкарнации в реинкарнацию, с одной жизни в другую, вместе со всем не продвинутым человечеством, пока оно не станет продвинутым.

Это Бодхисатва Авалокитешвара — бесконечное воплощение сострадания всех Будд: прошлых, настоящих и будущих.

Простым «не продвинутым» жителям стран дальнего востока, (там, где буддизм стал господствующей религией) учение махаяны пришлось куда больше по вкусу, чем хинаяна. Ведь махаяна всем людям обещает: в один прекрасный день придет большой и добрый Бодхисатва и всех одним махом просветлит. Не то что хинаяна — хочешь просветления? Бегом работать! И бамбуковой палкой по попе (хотя это уже изобретение дзен-буддизма).

А поскольку лень — привычка вполне интернациональная, то большинство жителей таких традиционно буддийских стран как Таиланд, Непал, Бирма, Лаос, Камбоджа исповедуют буддизм ветки махаяны. Вместо главной традиционной духовной практики буддизма — медитации, рядовые сторонники махаяны просто молятся различным Бодхисатвам (используя их как посредников, так же в христианстве молятся разным святым) прося у них то, что обычно просят во время молитв верующие любой религии или конфессии. Бодхисатв не так уж много, интересен один из них — Майтрея.

Вот и он, Бодхисатва Майтрея — Будда будущего, который придет, когда возраст человечества достигнет 840 000 лет. С его приходом на земле вновь наступит золотой век всеобщего счастья и гармонии, небо будет синим, вода чистой, пиво полезным, а политики честными. Правда классно? Все это очень похоже на западные религии. Точно так же как махаянские буддисты ожидают прихода Бодхисатвы Майтрейи, евреи ждут своего Мессию (хотя появление Иисуса Христа они проглядели), христиане ждут второго пришествия Иисуса, а настоящие эзотерики (как и буддийские последователи хинаяны) ничего не ждут, а тихонько медитируют стуча в двери просветления. Да и в Библии написано: «Стучите и отворят вам». Поэтому в завершение пожелаю всем никого не ждать (ибо никто и так за вас ничего не сделает), а самым стучать, там может вдруг и Бодхисатвой станете (или Архатом).

Духи вещают: Кстати о птичках, просветленными Архатами или Бодхисатвами могут быть не только мужчины, но и женщины. Вот только просветленная женщина явление сложное, в средневековой Европе таких мудрых женщин, которые могли достичь просветления, называли ведьмами. До сих пор считается, ведьма – что-то плохое, страшное. На самом деле слово «ведьма» походит от слова «ведать», то есть ведьма – просто мудрая женщина, которая ведает и много всего знает. А все многочисленные страшные истории о ведьмах – не более чем фикция.

waking-up.org

Колесо Сансары

Колесо Сансары представляет собой вечный круг перерождения. В Колесе большое значение имеет карма, которая зависит от деятельности и эмоций. Во время жизни каждый человек имеет возможность измениться и достичь просветления, а все для того, чтобы очистить карму. Есть еще одно название – Колесо Жизни. Его изображение можно найти на многочисленных буддистских строениях.

Из чего состоит Колесо Сансары в буддизме?

Колесо Жизни содержит в себе несколько составляющих, которые имеют свое значение. В центре в самом маленьком круге находится три главных яда ума, которые не дают человеку возможность достичь нирваны. Представлены они животными:

  • красный петух – символ алчности, привязанности и похоти;
  • зеленая змея – символ ненависти и зависти;
  • черная свинья – символ темноты и неведения.

Именно в этом месте находится энергия, которая активирует колесо. Следующий этап называется Бардо и олицетворяет он духов, которых демоны влекут вниз. Именно здесь Сансара берет свое начало.

Затем идет круг Колеса представляет собой шесть миров, которые делятся на две группы. Верхний уровень дает людям много счастья и включает:

  1. Мир Богов. Здесь осуществляется житие наивысших духов в Колесе Сансары. Если Боги поддаются влиянию ядов ума, то их отвергает этот мир и после перерождения они отправляются в низкие уровни. В основном перерождение здесь вызывает гордость.
  2. Мир Полубогов или Титанов. Титаны представляют собой существа, которые много времени тратят на конфликты и различные разборки. Согласно легенде именно в этом мире растет Древо Жизни, но плоды ее могут вкусить лишь Боги. Перерождение в этом мире вызывает ревность.
  3. Мир Людей. Здесь находятся все люди, живущие на земле. Человек за свою жизнь переживает много страданий, то при этом именно здесь есть возможность измениться и найти правильный путь, что совершенно невозможно в других существующих мирах. Перерождению способствует желание.

Нижний уровень, где больше страданий и горя, включает в себя:

  1. Мир Животных. Животные также в течение жизни подвергаются различным страданиям, к примеру, голодают, страдают от холода и т.п. Отрицательная карма и неведение приводит к перерождению.
  2. Мир Голодных духов. Духи, которые здесь находятся, страдают от голода и жажды. Перерождаются здесь не только из-за негативной кармы, но и из-за жадности, и алчности.
  3. Адский мир. Здесь находятся проклятые духи, которые подвержены огромным мучениям. Существование души прекращается, когда иссекает отрицательная карма. Ненависть и злоба приводит к перерождению.

Для человека понятны и объяснимы только два из существующих миров: мир людей и животных. В буддизме считается, что человек слеп и просто он не замечает многих вещей, в том числе и остальных важных миров. В мире существует несколько разных проявлений, которые параллельны друг другу.

Последний круг Сансары состоит из 12 изображений, которые символизируют яды ума и другие страдания. Колесо Жизни держит в своих руках демон неведения Мара.

Как выйти из Колеса Сансары?

По поводу этого вопроса споры не утихают до сих пор. Есть кардинально противоположные мнения. Одни считают, что это попросту невозможно, поскольку в каком бы мире ни находилась душа она будет подвергаться страданиям. Это объясняется тем, что Колесо держит демон. Другие люди уверены, что покинуть Колесо Жизни, можно лишь достигнув нирваны и просветления. Необходимо понимать первоисточник привязанности в Сансаре, что позволит освободиться от нее и обрести свободу. Простыми словами только мудрость поможет выйти из Колеса Жизни.

 

womanadvice.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о