Консерватизм должен быть динамичным — Коммерсантъ
В субботу Российская партия пенсионеров за социальную справедливость (РППСС) провела очередную научно-практическую конференцию, посвященную формированию собственной идеологической концепции — «динамично развивающегося консерватизма». РППСС уже не первый год предлагает государству брать на вооружение опыт старшего поколения — например, «коллективистские ценности советской эпохи». При этом партия называет себя единственной политической силой с научно-обоснованной идеологией, хотя на ее выборных результатах это особо не сказывается.
Председатель центрального совета партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» Владимир Бураков
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Председатель центрального совета партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» Владимир Бураков
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
На заседании президиума центрального совета РППСС, которое прошло накануне конференции, «пенсионеры» обсудили предвыборную стратегию партии и план на избирательные кампании 2023 года.
Напомним, 10 сентября пройдут выборы депутатов законодательных органов в шестнадцати «старых» и четырех «новых» субъектах РФ.
Для участия в них без сбора подписей непарламентская партия должна иметь фракцию в уходящем созыве заксобрания или представителя в любом муниципалитете региона. На данный момент из тех субъектов, где в сентябре изберут депутатов, РППСС гарантированно имеет такую льготу в Хакасии, Забайкальском крае, Смоленской и Владимирской областях.
В остальных регионах ей придется собирать подписи 0,5% избирателей, что не всегда заканчивается успехом.Впрочем, как заявил в ходе научно-практической конференции председатель центрального совета РППСС Владимир Бураков, Партия пенсионеров создавалась «не для политической борьбы, а для выражения и защиты интересов несправедливо обездоленных».
По словам господина Буракова, проведенные РППСС социологические опросы показывают, что 76% граждан России настроены на существенные перемены и ждут их, но при этом 86% заявляют о «категорическом неприятии новых потрясений, подобных развалу СССР».
Этим ожиданиям как раз и отвечает разработанная партией концепция «динамично развивающегося консерватизма», которая «нацелена на необходимость реформирования и сохранения позитивной преемственности, но не сопряжена с опасным и тяжелым разрушением», констатировал господин Бураков: «В современном российском обществе востребованы перемены, но без революций и потрясений».
«Наша идеология базируется на конфуцианской модели, согласно которой человек получает вознаграждение по результатам своей деятельности,— продолжил лидер партии. — Существует мнение, что чем старше человек, тем больше он за «уравниловку». Это большое заблуждение. Наоборот, с возрастом человек хочет получать по заслугам».
«Динамично развивающийся консерватизм» предполагает не только социальное равенство вне зависимости от принадлежности к возрастной группе, но и заимствование опыта старшего поколения.
Например, в РППСС уверены, что пожилые люди являются «главным носителем и хранителем высоких идейно-нравственных принципов и патриотического сознания», поскольку они сумели «частично сберечь коллективистские ценности, унаследованные от советской эпохи».
Отметим, что РППСС продвигает концепцию «динамично развивающегося консерватизма» уже несколько лет, ежегодно подчеркивая, что является единственной партией, которая по собственной инициативе разрабатывает «проект системного и комплексного развития государства». Правда, к политическим успехам это ее пока не приближает: на выборах в Госдуму в 2021 году Партия пенсионеров набрала по партспискам 2,45% голосов и в нижнюю палату не прошла.
Андрей Прах
РСМД :: Основное противоречие современной эпохи
Основное противоречие современной эпохи, да и всей человеческой истории, наблюдается не между капитализмом и социализмом и даже не между авторитаризмом и демократией, а между индивидуализмом и коллективизмом, общественными и личными интересами. Страны, вырывающиеся вперед в экономической гонке, позволяют себе роскошь индивидуализма, ставя во главу угла права человека, что подрывает их политическое и экономическое могущество, кончается упадком и возвышением более коллективистских цивилизаций. Вот уж в буквальном смысле старая как мир история…
Коллективистские ценности часто противопоставляются западным либеральным, в основе которых лежит идея о неотъемлемых, священных правах человека, которые не могут быть отчуждены от индивидуума ни при каких обстоятельствах даже ради достижения высшего общественного блага. Защитники же «азиатских ценностей», корни которых часто ищут в конфуцианстве, считают, что, в принципе, политическими правами отдельных индивидуумов можно пожертвовать ради высшего общественного блага, например, ради достижения высоких темпов устойчивого роста и социального равенства.
Ценности, конечно, понятие во многом расплывчатое и субъективное, экономисты любят оперировать объективными и измеряемыми категориями, но таковые тоже есть. Социальная гармония зиждется на низком имущественном и доходном неравенстве — в Китае и Восточной Азии оно сегодня оказывается ниже, чем в других странах, если только правильно проводить сравнения — с поправками на размер страны и уровень развития.
Одно время казалось, что Запад, поставивший на личную свободу и права человека, сумел обогнать все другие цивилизации в экономическом, военном и культурном отношении, так что им остается только подражать Западу, чтобы добиться таких же успехов. Однако подъем Восточной Азии в послевоенный период, и особенно Китая как центра Восточной Азии, заставляет думать, что в соревновании цивилизаций еще рано ставить точку.
Россия стоит между Востоком и Западом почти всю свою историю. Современная российская социально-экономическая модель отчасти либеральная, отчасти коллективистская, особенно после преодоления хаоса 1990-х гг.
Проигрывая китайской экономической и социальной модели по многим параметрам, Запад, наверное, будет стараться создать единый фронт государств, независимо от того, являются эти государства либеральными и демократическими или нет. Можно предположить, что все страны, которые Запад считает сегодня авторитарными, от Венесуэлы до Северной Кореи, получат индульгенцию на «нарушения прав человека и демократии», если только займут антикитайскую позицию. Россию, вероятно, постараются соблазнить отменой санкций и даже возможностями вхождения в западный клуб «цивилизованных стран».
Если Россия и другие государства, которые Запад считает авторитарными, пойдут на такой компромисс, возвышение Китая и распространение восточноазиатской модели может быть замедлено, но не остановлено. Но если Россия свяжет свою судьбу с Китаем и новой коллективистской моделью, закат Запада может произойти быстрее, чем ожидается.
Основное противоречие современной эпохи, да и всей человеческой истории, наблюдается не между капитализмом и социализмом и даже не между авторитаризмом и демократией, а между индивидуализмом и коллективизмом, общественными и личными интересами. Страны, вырывающиеся вперед в экономической гонке, позволяют себе роскошь индивидуализма, ставя во главу угла права человека, что подрывает их политическое и экономическое могущество, кончается упадком и возвышением более коллективистских цивилизаций [1]. Вот уж в буквальном смысле старая как мир история…
Андрей Кортунов:
В поисках главного противоречия нашей эпохи
Азиатские ценности
«Азиатские ценности» — приоритет интересов общины (деревни, предприятия, нации, мирового сообщества) над интересами индивидуума. Собственно говоря, то, что сегодня называют «азиатскими ценностями», до протестантизма XVI в. было универсальным принципом всего человечества — никакого примата интересов индивидуума над интересами общества до этого времени не было.
Коллективистские ценности часто противопоставляются западным либеральным, в основе которых лежит идея о неотъемлемых, священных правах человека, которые не могут быть отчуждены от индивидуума ни при каких обстоятельствах даже ради достижения высшего общественного блага. Известный политический философ Джон Роулс сформулировал принцип, в соответствии с которым демократические ценности и права человека имеют приоритетное значение. Согласно Дж. Роулсу, права человека, включая политические права, «не могут быть ни предметом политического торга, ни разменной монетой при расчете общественных интересов». Защитники же «азиатских ценностей», корни которых часто ищут в конфуцианстве, считают, что, в принципе, политическими правами отдельных индивидуумов можно пожертвовать ради высшего общественного блага, например, ради достижения высоких темпов устойчивого роста и социального равенства.
Ценности, конечно, понятие во многом расплывчатое и субъективное, экономисты любят оперировать объективными и измеряемыми категориями, но таковые тоже есть. Социальная гармония зиждется на низком имущественном и доходном неравенстве — в Китае и Восточной Азии оно сегодня оказывается ниже, чем в других странах, если только правильно проводить сравнения — с поправками на размер страны и уровень развития. И «олигархоёмкость» (отношение богатства миллиардеров к ВВП), измеряющая неравенство на самом верху имущественной пирамиды, в Китае ниже, чем в большинстве других стран. Доля государства в экономике (госпотребление в процентном соотношении к ВВП, чтобы быть точным) — выше, чем в схожих по этим параметрам государствах, число нарушений правопорядка и уголовных наказаний (преступлений, убийств и заключенных на миллион человек) — также меньше, чем других странах [2]. Есть и другие измеряемые объективные показатели — пожизненный найм и безработица, соотношение банковского кредита и фондового рынка, концентрация контроля над корпорациями, и т.д. Есть и различия в субъективных ценностях, измеряемых опросами
Однако самое главное, конечно, массовое понимание того, что страна и общество важнее любого индивидуума, даже самого важного. Скажем, политика ограничения рождаемости, практиковавшаяся в Китае с начала реформ в 1979 г. и до недавнего времени, на Западе традиционно считается нарушением «неотъемлемых» репродуктивных прав граждан, но в Китае поддерживалось подавляющим большинством населения и не вызывала вопросов.
«Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спросите, что вы можете сделать для своей страны», — эта знаменитая фраза Джона Кеннеди произвела сильное впечатление в США и на Западе, но не в Китае. «А что, разве может быть по-другому?», — с недоумением спрашивали меня знакомые китайцы.
Вениамин Попов:
Неравенство богатого Севера и бедного Юга чревато социальным взрывом
Соревнование цивилизаций
Одно время казалось, что Запад, поставивший на личную свободу и права человека, сумел обогнать все другие цивилизации в экономическом, военном и культурном отношении, так что им остается только подражать Западу, чтобы добиться таких же успехов. Однако подъем Восточной Азии в послевоенный период, и особенно Китая как центра Восточной Азии, заставляет думать, что в соревновании цивилизаций еще рано ставить точку. Китаю (а раньше и другим странам Восточной Азии, основанным на китайской культуре — Японии, Корее, Тайваню, странам АСЕАН) удалось в послевоенный период поднять темпы роста до 7—10 % и поддерживать их в течение нескольких десятилетий. В итоге Восточная Азия во второй половине XX в. стала, по сути, единственным крупным регионом, которому удалось сократить разрыв в уровнях экономического развития с Западом.
Ни Латинской Америке, ни Ближнему Востоку, ни Южной Азии, ни Африке, ни бывшему СССР и Восточной Европе сделать это не удалось. Да, в 1950-е – 1970-е гг. СССР и Восточная Европа, а также Латинская Америка сокращали разрыв с Западом. Но затем их модель импортозамещающего развития с треском рассыпалась: в Латинской Америке — после долгового кризиса начала 1980-х гг., в Восточной Европе — в 1990-е гг. , когда они пережили падение производства, сравнимое только с «великой депрессией» 1930-х гг. И только в Восточной Азии находятся страны, которые смогли превратиться из развивающихся в развитые — Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг. Других государств, сумевших догнать Запад благодаря высоким темпам роста, а не благодаря повышению цен на ресурсы, в мире пока нет. Два последних случая можно списать на малые масштабы — это города, а не страны, но вот первые три никуда не денешь, они, что называется, колют глаз. Тем более теперь, когда по стопам этих стран идет Китай с пятой частью мирового населения.
Значение этого роста сегодня трудно переоценить, и не только потому, что Китай — самая большая страна мира, но и потому, что впервые в новой истории мы имеем дело с успешным догоняющим развитием, базирующимся на нелиберальных (если не сказать антилиберальных, принципах), а на «азиатских ценностях» и коллективистских по сути своей институтах. После краха СССР китайская, точнее, восточноазиатская, модель развития завоевывает все больше сторонников в развивающихся странах — от Бразилии до Фиджи. Геополитика и военный потенциал, конечно, имеют значение, но доминировать в конце концов будут страны, которые добьются наивысшей эффективности. «Производительность труда — самое важное, самое главное для победы нового общественного строя» (Ленин).
Сравнительная экономическая и социальная динамика в период пандемии COVID-19 — еще одно доказательство преимуществ коллективистской модели, если такие доказательства еще кому-то нужны. В Китае, Японии, Южной Корее роста смертности в сравнении с предшествующим периодом (2015–2019 гг.) практически не было, а продолжительность жизни не сократилась. Из западных стран такой результат продемонстрировали только Австралия, Исландия, Новая Зеландия и Норвегия, а в США уровень смертности вырос грубым счетом на 25%, продолжительность жизни сократилась на полтора года — с 78.8 в 2019 г. до 77.3 лет в 2020 г. В нынешнем году продолжительность жизни в США еще более сократится, а в Китае возрастет, так что китайцы по этому показателю, по всей видимости, обгонят американцев.
При этом рост экономики Китая продолжается: темпы роста в 2020 г. только несколько замедлились (с 6% в 2019 г. до 2% в 2020 г.; в 2021 г. ожидается рост 8–9%, чтобы компенсировать предыдущее замедление), а во всех остальных странах G-20, кроме Турции, произошло падение производства, иногда значительное — от 5 до 10% в 2020 г. [4]
Андрей Кортунов:
Кризис миропорядка и глобальный Юг
Прогноз
Россия стоит между Востоком и Западом почти всю свою историю. Современная российская социально-экономическая модель отчасти либеральная, отчасти коллективистская, особенно после преодоления хаоса 1990-х гг.
Проигрывая китайской экономической и социальной модели по многим параметрам, Запад, наверное, будет стараться создать единый фронт государств, независимо от того, являются эти государства либеральными и демократическими или нет. Можно предположить, что все страны, которые Запад считает сегодня авторитарными, от Венесуэлы до Северной Кореи, получат индульгенцию на «нарушения прав человека и демократии», если только займут антикитайскую позицию. Россию, вероятно, постараются соблазнить отменой санкций и даже возможностями вхождения в западный клуб «цивилизованных стран».
Если Россия и другие государства, которые Запад считает авторитарными, пойдут на такой компромисс, возвышение Китая и распространение восточноазиатской модели может быть замедлено, но не остановлено. Но если Россия свяжет свою судьбу с Китаем и новой коллективистской моделью, закат Запада может произойти быстрее, чем ожидается.
1. Попов В.В. Пот, кровь и институты // Эксперт, №19 (802) / 14 мая 2012 г.; Попов В.В. Почему Запад разбогател раньше, чем другие страны и почему Китай сегодня догоняет Запад? Новый ответ на старый вопрос // Журнал Новой экономической ассоциации, №3 (15), 2012.
2. Popov, Vladimir. Why Europe looks so much like China: Big government and low income inequalities. MPRA Paper No. 106326, March 2021.
3. Keun Lee and Vladimir Popov (Eds. ) Re-thinking East Asian Model of Economic Development After the Covid-19. — Special Issue of Seoul Journal of Economics, 2020, Vol. 33; Popov, Vladimir. Which economic model is more competitive? The West and the South after the Covid-19 pandemic. -Seoul Journal of Economics 2020, Vol. 33, No. 4, pp. 505-538; Covid-19 pandemic and long-term development trajectories of East Asian and Western economic models. — Pathways to Peace and Security (Пути к миру и безопасности), 2020, №2 (59).
4. Popov, Vladimir. Global health care system after coronavirus: Who has responsibility to protect. MPRA Paper No. 100542, May 2020; Popov, Vladimir. How to Deal with a Coronavirus Economic Recession? MPRA Paper No. 100485, May 2020.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
10 Примеры коллективистской культуры (2023)
Коллективизм относится к ситуации, когда групповые ценности имеют приоритет над индивидуальными ценностями. Когда это происходит, групповые ценности служат руководством и критериями оценки личных достижений и действий.
Типы подгрупп, практикующих коллективизм, включают:
- Семьи
- Группы сотрудников
- Субкультуры
- Контркультуры
- Политические группы
В коллективистских культурах люди делают свои действия совместимыми с групповыми ценностями. Это приводит к гармоничному групповому поведению, которое способствует укреплению связей между членами группы. Эти прочные связи и чувства по отношению к группе служат мотиваторами для членов группы (Триандис, 1995, стр. 2).
Примеры коллективистской культуры
- Китай: Китай считается одной из самых коллективистских культур в мире, что отражено в официальной коммунистической идеологии страны. Эта идеология ставит цель бесклассового общества прежде всего выше прав и свобод личности.
- Куба: Куба, возможно, даже в большей степени, чем Китай, воплощает коммунистический идеал «общинной» культуры, в которой центральное правительство управляет административно-командной экономикой, ожидая, что каждый внесет равный вклад в проект национального строительства.
- Скандинавская социал-демократия: Когда прогрессисты в Америке обращаются к коллективистскому идеалу, они часто указывают на Скандинавию, где индивидуальные свободы уравновешиваются общей ответственностью за всеобщее здравоохранение и недорогое высшее образование.
- Рабочие кооперативы: За пределами национальных государств мы можем видеть коллективистские культуры на рабочих местах, таких как рабочие кооперативы, где все работники являются владельцами бизнеса. Это создает плоскую иерархию и общую заинтересованность в успехе группы.
- Профсоюзы: Профсоюзы часто поощряют менталитет «один за всех», особенно во время забастовок, когда «пересечение пикетной линии» осуждается, а сотрудники должны жертвовать своей заработной платой на благо переговоров по контракту (см. подробнее : плюсы и минусы союзов).
- Нуклеарная семья: Коллективизм, как правило, также является ключевой чертой нуклеарной семьи, где члены семьи часто должны идти на личные жертвы и «вносить свой вклад» на благо группы, даже если это не касается непосредственных личных выгода.
- Церковные группы: Многие, но не все, церковные группы будут действовать как коллективистские группы. Они могут ожидать, например, отчисления десятины с дохода для пожертвований на нужды церкви, добровольной отдачи времени и соблюдения коллективного этического кодекса, основанного на религиозной доктрине.
- Индонезия: Индонезия, находящаяся под сильным влиянием исламских учений, считается страной, которая уделяет меньше внимания личной свободе и больше внимания уделяет действиям на благо общества, как предписано исламской мыслью. Это проявляется, например, в его сильной централизованной правовой системе с законами, которые подчеркивают коллективистскую мораль, а не терпимость к индивидуализму.
- Военные организации: Солдаты работают в командах, где поощряется коллективистский менталитет. Это связано с тем, что солдаты должны полагаться друг на друга в ситуациях жизни или смерти, поэтому чрезвычайно важно доверять друг другу и работать как единое целое, а не по отдельности.
- Демократическая культура в классе: Коллективистская культура в классе может поощряться, если учитель выносит такие вопросы, как правила в классе, на демократическое голосование в классе.
Коллективистские и индивидуалистические культуры
В индивидуалистических культурах особое внимание уделяется индивидуальной свободе. Индивидуальное самовыражение и уверенность в себе являются основными ценностями, лежащими в основе личного успеха и их культурных ценностей.
Коллективистские культуры, с другой стороны, поощряют более глубокое рассмотрение и приверженность коллективным ценностям. Они могут считать себя менее конкурентоспособными и более взаимозависимыми. Может быть отношение «один ко всем», но также и культурное ожидание того, что люди не слишком далеко отходят от социальных норм.
Ученые грубо классифицируют «незападные» страны, такие как Бразилия, Индия, Россия, Япония, Китай, Индонезия и другие, как имеющие культуру с коллективистскими культурными чертами в разной степени.
Напротив, Франция, Англия, Германия, США, Австралия и Канада являются «западными» странами с индивидуалистическими культурными чертами в разной степени (Green, Deschamps & Páez, 2015, стр. 321).
Однако как в коллективистских, так и в индивидуалистических типах культур люди могут чувствовать себя частью коллективистского или индивидуалистического идеала — не все придерживаются культурной нормы (Триандис, 1995).
Коллективист | Индивидуалист |
---|---|
Коллективные потребности имеют высокую социальную ценность | Индивидуальные потребности имеют высокую социальную ценность | Высоко ценится ответственность перед другими | Индивидуальные права и свободы высоко ценятся |
Незападные страны, такие как Индонезия, Россия и Китай | Западные страны, такие как США, Великобритания и Австралия |
5 Практические примеры коллективистского мышления
1.
Отклонение предложения о работе за границей.Человек коллективистской культуры может отклонить предложение о работе за границей.
Эта работа может поднять его/ее карьеру и привести к лучшей жизни. В индивидуалистической культуре человек примет или отклонит предложение, исходя из личных соображений и предпочтений.
Однако в коллективистской культуре человек решает не только достигать личных целей, но и следить за тем, чтобы личные цели находились в гармонии с групповыми целями и ожиданиями.
Если выезд за границу является коллективным благом, человек эмигрирует. Если это не так, то человек может отказаться от предложения.
Возможность, которая выпадает раз в жизни с индивидуалистической точки зрения, может не быть таковой с коллективистской точки зрения. Поэтому человек отказывается от этого и остается дома, рядом с группами, к которым у него есть привязанность.
2. Разрешение на вступление в брак
Разрешение на вступление в брак — это одобрение семьей и обществом выбора партнера для вступления в брак.
Человек, воспитанный в коллективистском обществе, не женится на другом человеке, если группа не одобряет брак из-за коллективных ожиданий.
В коллективистских культурах брак является институтом, объединяющим как отдельных людей, так и семьи. Вот почему семьи одобряют или не одобряют выбор партнера. Взаимозависимость коллективистской культуры лежит в основе принятия решений.
Однако в индивидуалистических культурах считается, что люди являются автономными существами, которые свободны выбирать, что им заблагорассудится. Поэтому они выбирают своих партнеров и женятся независимо от общественного одобрения (Триандис, 19 лет).95, с.3).
3. Уход за пожилыми людьми в одном доме.
Уход за пожилыми членами семьи в одном домашнем хозяйстве означает продолжение проживания со стареющими членами семьи и заботу о них, даже когда они переезжают и живут независимой жизнью, что является доступным вариантом.
Самостоятельный и индивидуалистический образ жизни не является чем-то неслыханным, но и необычным.
Пространственная близость характерна для коллективистских культур. Часто члены семьи продолжают жить под одной крышей или по соседству даже после заключения брака. Пространственная близость и межпоколенческая поддержка тесно связаны.
В коллективных культурах пожилые члены группы играют определенную роль в процессе принятия решений. Молодые особи обращаются к ним за советом, например, по воспитанию детей или по финансовым вопросам.
4. Низкая профессиональная мобильность из-за лояльности к компании
Низкая профессиональная мобильность из-за лояльности к компании возникает, когда человек предпочитает оставаться в своей компании-работодателе.
Это лицо может не рассматривать возможность перехода в другую компанию, даже если появляется лучшая возможность. Важность социальной гармонии и чувства принадлежности к коллективистским культурам влияет на индивидуальные предпочтения.
Таким образом, люди продолжают свою карьеру в своей рабочей среде, где они чувствуют свое место и работают в гармонии.
Несмотря на лучшие профессиональные возможности, они могут предпочесть остаться в своем нынешнем социальном окружении, поскольку они отдают предпочтение гармонии, социальным отношениям, групповым потребностям и ожиданиям, а не индивидуальным предпочтениям.
Эти люди могут думать, что они нужны компании.
Предполагается, что профессиональная мобильность ниже в коллективистских культурах по сравнению с индивидуалистическими культурами (Hofstede, 2001).
5. Учащийся может говорить на занятиях только с разрешения группы
То, что люди выражают в речи, также является условным в коллективистских культурах. Выросшие в коллективистских культурах люди ищут разрешения и одобрения для поддержания гармонии и укрепления существующих социальных и эмоциональных связей.
Во главе угла стоит не индивидуальность и оригинальность идей, а единство и групповые ценности. Индивидуумы действуют как агенты группы.
Учащийся, желающий говорить в классе, делает это, когда группа одобряет идеи.
В коллективистских культурах образ самого себя этого учащегося – это «Мы». Таким образом, он/она говорит для группы, отражая групповые идеи, а не строго личные мнения.
Заключение
Коллективизм и индивидуализм — две культурные модели, которые относятся к отношению культур к групповым нормам, социальным обязательствам и индивидуализму.
Как правило, коллективистские культуры сосредоточены на социальном, а не на индивидуальном. В приоритете групповые цели и гармония, а не индивидуальность, личные потребности и независимость.
Коллективизм характеризуется взаимозависимостью. Индивиды придерживаются своих групп и подгрупп. Стремление к социальной сплоченности и гармонии лежит в основе принятия решений и выбора.
Ожидания или нормы подгруппы, такой как большая семья или сплоченное сообщество, определяют поведение и отношение коллективистов (Green, Deschamps & Páez, 2015, стр. 322).
С другой стороны, независимость, автономия, уверенность в себе, самобытность, ориентация на достижения и конкуренция являются типичными характеристиками индивидуализма. Индивидуализм изображает людей ответственными за свое поведение и ответственными за него.
Ссылки
Грин, Э. Г., Дешам, Дж. К., и Паес, Д. (2005). Вариация индивидуализма и коллективизма внутри и между 20 странами: типологический анализ. Журнал кросс-культурной психологии , 36 (3), 321-339.
Хофстеде, Г. (2001). Последствия культуры: сравнение ценностей, поведения, институтов и организаций в разных странах . Мудрец.
Триандис, Гарри С. (1995). Индивидуализм и коллективизм. Рутледж, Нью-Йорк.
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + сообщения
Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».
Чувствительность установления границ в коллективистских культурах
В нашей западной культуре мы склонны поддерживать доминирующий подход к управлению нашими отношениями, который включает установление границ. Таким образом, наша терапевтическая практика и культура часто делают акцент на установлении границ как на ключевом элементе развития и поддержания «здоровых» отношений. Соединенные Штаты в основном придерживаются индивидуалистической культуры, которая может продвигать и поддерживать границы для защиты и даже развития отношений с самим собой.
А как насчет культур, в которых семья находится в центре внимания, а границы часто размыты? Что считается «здоровым» в таких культурах — и кто это определяет? Это так называемые коллективистские культуры. В коллективистских культурах члены семьи тесно отождествляют себя друг с другом и часто принимают решения за семью в целом, а не за себя. Жертвенность, честь и верность являются одними из основных ценностей таких семей и культур. Например, отказ семье или установление ограничений на простые семейные мероприятия или ужины могут быть восприняты как эгоистичные и грубые.
Представьте себе Марьям, замужнюю маму двоих детей, уставшую от рабочей недели, и все же ее просят провести еженедельный семейный ужин. В этом собрании участвуют бабушки и дедушки, дяди, двоюродные братья и сестры и, конечно же, мама, папа и братья и сестры. Марьям спешит в магазин, а затем домой, чтобы приготовить очень сложное блюдо из риса и тушеного мяса. Семья прибывает рано, добавляя беспокойства к ее и без того истощенному психическому состоянию.
В конце недели Марьям посещает сеанс терапии. Ее терапевт предлагает установить ограничения и отказаться от проведения этих мероприятий в будущем или предложить ее сестре Фаре провести ее в следующий раз. Марьям соглашается, но борется, потому что это означало бы принятие решения для себя, основанное исключительно на ее собственных потребностях. Хотя это может считаться «здоровым» в доминирующей культуре, это вызывает у Марьям еще больший стресс, а теперь еще и чувство вины. Марьям может быть даже неудобно делиться этими новыми мыслями со своим терапевтом из-за того, что ее культура происхождения ограничивает уважение авторитета (потенциально она может рассматривать терапевта как эксперта и авторитета).
Рабочие границы
Что мы делаем, как специалисты по охране психического здоровья, в случае с Марьям?
Во-первых, мы можем подтвердить и нормализовать ее эмоции. Затем мы можем задать вопросы, чтобы дать ей возможность выразить себя и обдумать возможные решения. Разговаривая с ней, мы можем в какой-то момент понять, что она в стрессе, но в то же время рада видеть и принимать свою семью. Здесь может не быть необходимости в изменении поведения; скорее, Марьям может быть достаточно выражения эмоций в безопасном месте и ощущения, что консультант услышан. Потенциально ей может понадобиться помощь в выявлении своих эмоций, чтобы выражать их в дальнейшем.
Если Марьям продолжает выражать озабоченность по поводу уровня своей усталости, возможно, будет полезно предложить то, что я называю «рабочей границей», с учетом ее культуры и ее ценностей. Эта работающая граница может просто корректировать время, когда все приходят, чтобы у Марьям было время передохнуть по возвращении домой.
Рабочая граница является гибкой. Она не является жесткой, как могут восприниматься или продвигаться типичные границы. Это похоже на компромисс и работает, чтобы уважать культуру происхождения и потребности клиента. Гибкость может отдавать приоритет культуре клиента и давать клиенту возможность выбирать то, что ему подходит.
Отход от строгости черно-белого подхода к установке границ может быть более инклюзивным. Чем меньше мы обвиняем людей в том, что они заботятся о себе и расставляют приоритеты, тем больше мы можем узнать об их потребностях, желаниях, ценностях и культурах. Некоторые люди в коллективистских культурах обретают энергию, гордость, силу и честь, когда семья здорова и счастлива.
Приоритизация границ клиента
Связь эмоций, идентичности и благополучия в коллективистской семье и культуре происхождения сложна и требует соблюдения исключительных и уникальных границ. Роли и авторитет могут выполнять особую функцию в коллективистском семейном опыте.
Например, на собственном опыте коллективистской семьи, а также работая консультантом со студентами колледжей и старших классов с коллективистскими культурными традициями, я узнал, что даже те специальности, которые мы выбирали для учебы в колледже, возникли из наших семейных ценностей и ожидания. Мы оказали честь своим семьям, решив стать бухгалтерами, врачами и инженерами среди других профессий. Мы боролись и хотели бросить. Тем не менее, многие из нас продолжали идти по этому пути к области, выбранной для нас главным образом под влиянием наших коллективистских культур и семей.
Эксперты по установлению границ могут посоветовать учащимся, испытывающим стресс, следовать своей собственной карьере, что будет способствовать отклонению от семейных норм. Это возможность для нас вспомнить нашу этику консультанта и поставить ценности клиента выше наших собственных и даже ценностей доминирующей культуры здесь, в Соединенных Штатах. Мы можем работать, чтобы быть скромными в культурном отношении, и научиться ориентироваться и договариваться о ценностях, когда клиенты хотят применять их в своей жизни.
Цель клиента, обратившегося за консультацией в консультационный центр университета, может заключаться в том, чтобы просто почувствовать смиренную поддержку в то время, когда он чувствовал себя застрявшим или стремился сменить специальность. Их желание может состоять исключительно в том, чтобы не чувствовать себя одиноким. То, что кажется простым, может быть забыто, потому что мы часто оказываемся завалены доминирующей культурной нормой преследовать в первую очередь свои собственные мечты и цели. В то время как студенты и клиенты могут сообщать о чувстве давления, они также могут сообщать о чувстве гордости за свою борьбу и о мотивации в стремлении к этой семейной мечте, особенно если они из коллективистского иммигрантского происхождения.
Точно так же в коллективистских культурах выбор за кого выйти замуж может быть семейным решением. Границы могут восприниматься как расплывчатые. Те, кто не принадлежит к этим семьям и культурам, могут рассматривать эти семейные роли и отношения как примеры нездоровой привязанности. Тем не менее, в некоторых культурах почитание семьи остается главной заботой при принятии столь важного решения. В конце концов, романтический партнер обычно считается новым членом семьи. Таким образом, решение требует одобрения семьи в этих культурах.
Предоставление консультаций лицу, которое ориентируется в таких обстоятельствах и решениях, может потребовать дополнительной оценки ценностей для поддержки процесса принятия решений. Если семья является для клиента ценностью № 1, это может поддержать решение клиента привлечь семью к выбору спутника жизни. Преждевременное установление границ на основе индивидуалистических культурных норм может помешать членам семьи играть свои традиционные роли в жизни человека.
То, что может быть трудно понять в доминирующей культуре, включая высокую ценность долга, чести и авторитета, является частью традиционной структуры некоторых коллективистских культур. Часто мы предполагаем, что другим вредно выбирать наших спутников жизни. Однако во многих культурах это рассматривается как практика уважения власти и чувства чести получить этот вклад и потенциальное благословение. Некоторые клиенты с радостью отправляются в эти путешествия со спутниками жизни при поддержке и участии своих родителей и семей. Другие клиенты не могут, и это тоже нормально. Цель рассмотрения установления границ с более широкой, культурно инклюзивной точки зрения состоит в том, чтобы перестать делать предположения о том, что «здорово» для всех клиентов и желательно для всех клиентов, и перестать продвигать только точку зрения доминирующей культуры на границы.
Непредполагаемый подход может привести к лучшему пониманию мировоззрения клиента, его потребностей и способности принимать решения при поддержке терапевта. Непредубежденные, не доминирующие культурные взгляды могут еще больше стимулировать этот процесс. Такие шаги также могут привести к уменьшению вины, потенциального стыда и разочарования со стороны клиентов, которые воспринимают мир как бикультурный (т. е. ведут переговоры и отождествляют себя с двумя культурами).
Часто удобнее соглашаться с ожиданиями доминирующей культуры. Точно так же часто бывает меньше суждений при выборе норм доминирующей культуры. Однако это может быть вредно для людей, которые ценят и потенциально хотят выбирать коллективистские культурные ценности и нормы в некоторых сферах жизни. Давление, которое многие могут испытывать в таких ситуациях, может быть непреодолимым. Например: желание жить дома после 18 лет, желание встречаться с кем-то, кого выбрали родители, желание назвать своего ребенка выбранной фамилией.
Это лишь несколько примеров многих решений, с которыми могут столкнуться (и предпочесть принять) дети и взрослые, принадлежащие к двум культурам, которые другие могут расценить как «размывание границ». Терапевтическая обстановка может предоставить клиентам открытое и безопасное пространство для исследования и принятия оптимальных для них решений, принимая во внимание все вовлеченные культуры, а не сосредотачиваясь только на ожиданиях доминирующей культуры. Консультанты могут отложить в сторону устанавливающую границы тенденцию, которая может показаться освобождающей на первый взгляд, но на самом деле может сбивать с толку некоторых людей из этих культурных слоев. Отбрасывая идею о том, что установление жестких границ является «здоровым» вариантом, когда дело доходит до управления межличностными отношениями и жизненными решениями, образ жизни и сложности, которые испытывают и предпочитают многие люди и семьи, принадлежащие к разным культурам, могут быть включены и изучены.
Sumala Chidchoi/Shutterstock.com
Культурно-инклюзивные практики
Я американский терапевт-иммигрант из бикультуры и человек, который лично и во время сеанса испытал на себе чувство вины, которое может возникнуть из-за ограничивающих ожиданий. доминирующей культуры. Выбирая спутника жизни, я строго устанавливал границы с членами семьи в своей коллективистской культуре. Когда я решил поступить в аспирантуру, чтобы получить докторскую степень, границы были действенными, размытыми и временами переплетались с мечтами и целями моей семьи.
Я помог многим разноплановым клиентам ориентироваться в различных сферах жизни, включая скорбь иначе, чем их семья, используя рабочие границы, которые включают как их культурные, так и индивидуальные потребности. Следующие шаги могут способствовать более инклюзивным культурным практикам для навигации по установлению границ в коллективистских культурах.
>> Разработайте и задайте вопросы или подсказки, которые снижают вероятность «говорения доминирующей культуры», например, «ваши потребности» и даже слово «граница». Вместо этого попробуйте добавить в свой язык фразы «культурные соображения» и «семейные потребности, связанные с вашими потребностями и желаниями». Например, возможный вопрос для обсуждения с клиентом: «Я слышал, что это тяжело для вас. Какими способами вы можете удовлетворить потребности своей семьи, которые, возможно, влияют на ваши потребности, особенно с еженедельными семейными обедами?»
>> Изучите тему вины с клиентами. Как чувство вины влияет на них в межличностных и эмоциональных отношениях? Применяется ли это к их идентичности, роли и культуре? Как, если это все, чувство вины возникает при рассмотрении границ с членами семьи, партнерами или друзьями?
>> Выясните, что слово «граница» означает для клиента. Есть ли в этом смысл? Имеет ли это культурное значение для них или это новая концепция? Как бы они хотели включить это в свое оздоровительное путешествие, если вообще хотели бы?
>> Предлагайте психообразование по методам установления границ для потенциального эмоционального благополучия, признавая культурные последствия. Затем попросите отзывы и реакции. Что клиент думает об этой концепции? Они согласны или не согласны? Почему? Хотели бы они исследовать эти практики в своей жизни?
>> Наконец, индивидуализируйте методы установления границ, чтобы уважать культуру, потребности и желания клиента. Оцените, что представляют собой эти методы, и представьте такие концепции, как работающие границы или более инновационные способы, которые могут работать для клиента в инклюзивном стиле. Внедрите модель обратной связи в терапию, чтобы оценить уровень удовлетворенности клиента такими стратегиями.
****
Шабнам Брэди имеет докторскую степень в области психологии консультирования.