Коллективное и личное бессознательное коллективное бессознательное: Юнг К.-Г. ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Содержание

Личное и коллективное. Толковый словарь по аналитической психологии

Личное и коллективное. Толковый словарь по аналитической психологии

ВикиЧтение

Толковый словарь по аналитической психологии
Зеленский Валерий Всеволодович

Содержание

Личное и коллективное

Бессознательная психика как целое представлена двумя частями: одна из них «личное» бессознательное, или тень, другая – «коллективное» бессознательное. Личностное бессознательное – поверхностный слой психики – содержит личностные содержания индивида, принадлежащие непосредственно самому индивиду, который может и, собственно говоря, зачастую и делает их осознанными, а значит, интегрированными в сознании, в эго. Сюда относятся бывшие содержания сознания, слабоэнергизированные восприятия, не доходящие до порога сознания, или подпороговые впечатления, различные комбинации слабых и неясных представлений, не соприкасающихся с сознательной установкой.

Вообще для этого уровня бессознательного характерно то, что его содержания, реализованные в сознании, переживаются как принадлежащие эго, собственному «я».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Юнг: «коллективное бессознательное»

Юнг: «коллективное бессознательное» Юнг (46) предлагает собственную концепцию бессознательного, которая лишь частично совпадает с подходом Фрейда. Прежде всего Юнг разделяет бессознательное на две сферы: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное

V. Личное и коллективное (или трансличное) бессознательное

V. Личное и коллективное (или трансличное) бессознательное И вот мы приступаем к новому этапу в процессе реализации.

Мы продолжали анализ инфантильных фантазий переноса до тех пор, пока пациенту не стало достаточно ясно, что он сделал из своего врача отца и мать, дядю,

I. Личное и коллективное бессознательное

I. Личное и коллективное бессознательное Как известно многим, фрейдовские представления о содержаниях бессознательного ограничены инфантильными тенденциями, которые вытеснены в силу их противоречивости. Вытеснение является процессом, который начинается в раннем

Индивидуальное и коллективное бессознательное

Индивидуальное и коллективное бессознательное Подземный мир также символизирует индивидуальное и коллективное бессознательное. Все, что человек забыл, содержится в его индивидуальном бессознательном: некоторые воспоминания могут быть возвращены в сознание

Архетипы и коллективное бессознательное

Архетипы и коллективное бессознательное Юнг назвал свою психологическую теорию аналитической психологией, с тем чтобы обозначить направление своей мысли, а также чтобы отделить свой подход от психоанализа Фрейда. Однако многие современные специалисты в области

2.1. Коллективное структурированное насилие

2.1. Коллективное структурированное насилие Примерами институтов, призванных осуществлять коллективное структурированное насилие, могут служить армия и полиция. Они представляют собой социальные институты, осуществляющие насилие во имя интересов страны. Насилие, в

2.2. Неструктурированное коллективное насилие

2.2. Неструктурированное коллективное насилие Если структурированное коллективное насилие призвано поддерживать стабильность государственных институтов, то коллективное неструктурированное насилие, наоборот, направлено против них. Примерами неструктурированного

1. Коллективное структурирование

1. Коллективное структурирование История формирования идеологии учит, что каждая система сознательно или неосознанно прибегает к воздействию на детей, чтобы закрепиться в психологической структуре человека. Проследив характер этого процесса применительно к

Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное Коллективное бессознательное складывается из межличностных, универсальных содержаний, которые индивидуальным эго ассимилированы быть не могут. Здесь психические содержания переживаются как нечто внешнее и чуждое по отношению к эго. В

Коллективное внушение

Коллективное внушение Когда вы достигнете определенных успехов в мысленном внушении одному человеку, можете приступать к технике коллективного внушения. Если вы работаете учителем, адвокатом или лектором, или же просто привыкли выступать публично – вам эта техника

Коллективное творчество

Коллективное творчество В одной из бесед с Эккерманом Гёте заметил: «Ведь в сущности и все мы коллективные существа, что бы мы о себе ни воображали». Действительно, творчество всякого художника обусловлено целым рядом влияющих на него факторов. Как мы уже видели, писатель

Глава 10. Коллективное Эго

Глава 10. Коллективное Эго Семейный эгоизм – это эго отдельного человека, умноженное на число членов семьи. Николай Бердяев Эго отдельного индивида редко бывает самодостаточным и удовлетворенным собой. Одному не хватает материальных благ, другому талантов, третьему

КОЛЛЕКТИВНОЕ «Я»

КОЛЛЕКТИВНОЕ «Я» Когда приходит какая-то новая информация, я не могу ее тестировать, оценивать, контролировать. Просто ощущаю полную панику, что система работает вхолостую или не работает вообще.Потом период паники и отчаяния проходит, и начинается постепенное

Архетипы и коллективное бессознательное.

Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий

Архетипы и коллективное бессознательное

Юнг назвал свою психологическую теорию аналитической психологией, с тем чтобы обозначить направление своей мысли, а также чтобы отделить свой подход от психоанализа Фрейда. Однако многие современные специалисты в области глубинной психологии считают, что более уместно было бы назвать его учение

архетипической психологией, поскольку это название указывает, возможно, на самое существенное и фундаментальное понятие в аналитической психологии — архетипы коллективного бессознательного.

Юнговское понятие архетипа невозможно отделить от его теории коллективного бессознательного. Одно тесно связано с другим. Невозможно говорить об архетипах, не учитывая при этом теории коллективного бессознательного, и, наоборот, коллективное бессознательное никак не может быть коллективным без архетипов. Поэтому оба понятия соотносятся друг с другом как две части единой теории.

В аналитической психологии термин «архетип» обозначает некий принцип, обеспечивающий психическую реальность специфическими психическими содержаниями, свойствами которых являются универсальность, регулярность, типичность проявления, повторяемость на протяжении многих веков. Их также можно уподобить общечеловеческим «психическим координатам», типическим формам или «архаическим остаткам». Юнг использовал в психологическом смысле древнегреческое слово «archetypos», употреблявшееся античными философами и средневековыми богословами (Платон, Филон Иудей, Ириней, Дионисий Ареопагит, Блаженный Августин). «Arche» означает «начало», a «typos» — «печать», «отпечаток», в целом же под архетипом понимается определенное образование архаического характера, включающее мифологический мотив.

Фрейд также признавал существование архетипов, но называл их филогенетическими «схемами» или филогенетическими «прототипами». Он полагал, что «комплекс Эдипа, обнимающий отношения ребенка к родителям, принадлежит к числу этих схем или, вернее, составляет известный пример такого рода» (Фрейд, 1996, с.

241; сМ. также с. 249–250, 268–269, 514). И в тех случаях, когда «переживания не соответствуют унаследованной схеме, они реконструируются в воображении, работу которого было бы безусловно полезно проследить в деталях. Именно эти случаи лучше всего могут показать нам самостоятельное существование схем. Мы нередко можем увидеть, как схемы одерживают верх над индивидуальным переживанием» (там же, с. 268).

Объясняя сущность понятия архетипа, Юнг писал:

Наш разум имеет свою историю, подобно тому как ее имеет наше тело (Юнг, 2003а, § 84).

Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как и строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих (Человек и его символы, 1996).

Архетип в себе… есть некий непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в какой-то момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры. <…> По определению, архетипы суть некие факторы и мотивы, упорядочивающие и выстраивающие психические элементы в известные образы (зовущиеся архетипическими), но делается это так, что распознать их можно лишь по производимому ими эффекту (Юнг, 1995 г, с.

 47–48).

Те же самые качества присущи и инстинкту. Энергия архетипа инстинктивна, поскольку архетип по своей сути есть инстинкт, «поведенческий паттерн» инстинкта, его значение или, как выразился Юнг, его «психический эквивалент».

Теория архетипов Юнга претерпела несколько стадий развития. В 1912 году Юнг писал об изначальных образах, выявленных им в бессознательном психическом как своих пациентов, так и у себя самого. Эти образы отличались автономностью, бессознательностью и нуминозностью. Юнг полагал, что происхождение подобных образов связано с

коллективным бессознательным и имеет своей целью гарантировать определенную сохранность и поддержку от поколения к поколению некоторого уровня логической устойчивости и постоянства.

Позже (в 1917 году) он писал о безличностных доминантах в психическом, которые притягивают энергию и влияют на индивидуальное поведение. Наконец, в 1919 году Юнг впервые использовал термин «архетип» во избежание путаницы между самим содержанием психического явления и его бессознательной и непредставимой схемой или матрицей. В дальнейшем Юнг неоднократно подчеркивал разницу между архетипом и архетипическим образом.

Изначальный образ определяется по отношению к своему содержанию только тогда, когда он становится осознанным и оказывается соответственно заполненным материалом осознанного опыта. Его форма, однако… может быть сравнена с осевой системой кристалла, который обычно формирует заранее кристаллическую структуру, находясь еще в «материнской» жидкости, хотя собственного материала в нем еще не существует. Эта кристаллическая структура возникает в соответствии с тем способом, которым взаимодействуют друг с другом ионы и молекулы. Сам по себе архетип пуст и чисто формален, — он не представляет ничего, кроме способности сформировать, возможности представления, которая задана apriori. В свою очередь, представления не являются унаследованными, таковыми оказываются лишь формы, и в этом отношении они соответствуют в каждом случае инстинктам, которые также определяются только формой (Jung, С. W., vol. 9i, par. 155).

Таким образом, архетип является тенденцией к образованию инвариантных схем, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой структуры, основного мотива. К примеру, существует множество представлений о враждебном существе, но сам по себе мотив всегда остается неизменным.

Непредставимые сами по себе, архетипы свидетельствуют о себе в сознании лишь посредством некоторых проявлений, а именно в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели, схемы) или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У отдельного человека архетипы появляются в сновидениях, грезах, видениях. В современной аналитической психологии выделяют следующие аспекты архетипов.

1. Непредставимость. Архетипы проявляются в сознании лишь в качестве архетипических образов и идей и составляют основное содержание религий, мифологий, легенд и сказок. К примеру, имеет место множество представлений о враждебном существе, но сам по себе мотив врага всегда остается неизменным, будь то Змей Горыныч, Гитлер или империалист. Существует архетип героя (мотив преодоления трудностей и достижения определенных целей), и имеется конкретный архети-пический образ такого героя, выраженный, скажем, фигурой Ильи Муромца или Ивана Сусанина. Или мы говорим об архетипическом переживании состояния физической поглощенности («проглоченности»), которое связывается с множеством образов (волк из сказки «Красная Шапочка», колдунья, пожирающая детей, великан-людоед, дракон и т. п.). У отдельного человека архетипы проявляются в сновидениях, грезах, видениях.

2. Архетипы обладают динамическими свойствами, и в этом качестве они дают начало эффектам либо внешнего, либо внутреннего порядка, что весьма плодотворно, в частности, в психотерапии.

3. Архетипы — организаторы как самих образов, идей, так и содержания этих идей и образов.

4. Архетипы узнаваемы во внешних поведенческих проявлениях, особенно связанных с основными и универсальными жизненными ситуациями — рождением, браком, материнством, смертью, разводом, важной утратой или неожиданным обретением чего-либо. Теоретически возможно любое число архетипов.

5. Архетипы обладают сильным аффективным качеством, и их проявления часто несут в себе высокий эмоциональный накал и нуминозную ауру.

6. Архетипы способствуют ак!уализации синхронистических событий.

Оригинальным вкладом Юнга было наделение идеи архетипа психологическим смыслом, вследствие чего архетипы оказываются «типичными формами (видами) понимания» (Jung, С. W., vol. 8, par. 280), то есть образчиками или паттернами психического восприятия и понимания, присущими каждому индивиду как представителю человеческой расы.

Юнг установил существование таких общих форм понимания с помощью эмпирического наблюдения. Его широкое знание мифологии, антропологического материала, религиозных систем и древнего искусства позволило ему увидеть, что символы и фигуры, возникавшие вновь и вновь на протяжении тысячелетий в мифах и религиях самых разных культур, были идентичны символам и фигурам, которые появлялись в сновидениях его пациентов. Кроме того, Юнгу не удавалось проследить истоки многих сновид-ческих символов своих пациентов в их индивидуальном опыте.

Таким образом, Юнг расширил и углубил фрейдовское понятие бессознательного. Вместо того чтобы быть просто репозиторием вытесненных личных воспоминаний или забытых переживаний, бессознательное, согласно Юнгу, состоит из двух компонентов, или уровней. Первый уровень, который он назвал личным бессознательным, в сущности, идентичен фрейдовскому понятию бессознательного. На этом уровне бессознательного залегают воспоминания обо всем, что пережито, прочувствовано, продумано индивидом или узнано им, но что больше не удерживается в активном осознании по причине защитного вытеснения или простой забывчивости.

Однако, используя свою теорию архетипов для объяснения сходства в психической деятельности и в представлениях на протяжении всех эпох и в любых сколь угодно различающихся культурах, Юнг обнаружил второй уровень бессознательного, который он обозначил как коллективное бессознательное. Этот уровень бессознательного содержал общие для всего человечества паттерны психического восприятия — архетипы. В силу того, что коллективное бессознательное является сферой архетипиче-ского опыта, Юнг рассматривает уровень коллективного бессознательного как более глубокий и более значимый, чем личное бессознательное; как уровень, содержащий в себе принципиально иной психический источник энергии, целостности и внутреннего преобразования.

Хотя понятия архетипа и коллективного бессознательного постоянно подвергались нападкам, воспринима-ясь как философская спекуляция и бесполезное теоретизирование, Юнг постоянно доказывал, что его утверждение о существовании этого уровня человеческой психики является научно обоснованным, подтверждается эмпирическим свидетельством.

Другим общим местом, связанным с непониманием термина «архетип», помимо обвинений вего ненаучности, является путаница между содержанием архетипа и архетипом как таковым. Сам по себе архетип — это и не врожденная идея, и не общепринятый образ. Лучшим описанием архетипа является то, где он сравнивается с психическим шаблоном или формой, в которой разлиты индивидуальные или коллективные переживания (опыт) и где они принимают свою форму, однако при этом архетип отличается от самих символов и образов. В этом смысле юнговское представление об архетипе есть психологическая противоположность платоновской форме или эйдосу.

Тем не менее смешение содержания архетипа с самим архетипом вполне понятно, поскольку ссылки на конкретные архетипы даются по их символическим или образным проявлениям. Юнг говорит об архетипах Анимы/Аниму-са, Божественного Ребенка, Великой Матери, Мудрого Старца, Трикстера (Плута) и Коры (или Девы), содержание которых антропоморфно и персонализации необходимы для того, чтобы привести психическую энергию паттерна в сознание. Однако существуют архетипы, содержание которых менее антропоморфно и персонализируется с большим трудом, например, архетип целостности или архетип возрождения. Их Юнг называл архетипами трансформации: «…типичные ситуации, места, пути и средства, которые символизируют сомнительный вид преобразования» (Jung, С. W., vol. 9i, par. 80).

Юнг рассматривал архетипы как амбивалентные, потенциально положительные и отрицательные. В той мере, в какой сами архетипы по определению пребывают вне всякого сознания, они действуют автономно, почти как силы природы, организуя человеческое переживание индивида специфическими способами без учета конструктивных или деструктивных последствий индивидуальной жизни. Психологический рост наблюдается только тогда, когда индивид пытается осознать содержание архетипа и установить связь между своей сознательной жизнью и архетипическим уровнем человеческого существования.

Приводимые здесь библиографические ссылки позволят познакомиться с основными моментами объяснения Юнгом этих понятий. Более подробно и в более доступной форме понятие архетипа будет раскрыто на примере конкретных архетипических фигур и паттернов, которые я буду описывать в соответствующих разделах. Поэтому здесь я привожу только переведенные на русский язык работы, посвященные прежде всего юнговской теории бессознательного, неотделимой, как я уже говорил, от его понятия об архетипе.

Литература

Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. — М.; Киев, 1998. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Фрейд 3. Психоаналитические

этюды. — Минск, 1996. С. 514. Фрейд 3. Из истории одного детского невроза // Фрейд 3.

Психоаналитические этюды. — Минск, 1996. С. 241, 249–250,

268-269. Юнг К. Г. Значение бессознательного в индивидуальном воспитании

// Юнг К. Г. Конфликты детской души. — М., 1996. С. 165–184. Юнг К. Г. О психологии бессознательного// Юнг К. Г. Психология

бессознательного.—М., 1995. С. 25–172. Юнг К. Г. Ответ Иову. — М., 1995. С.47. Юнг К. Г. Отношение между Эго и бессознательным // Юнг К. Г.

Психология бессознательного. — М., 1994. С. 175–315. Юнг К. Г. Понятие о коллективном бессознательном // Юнг К. Г-

Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996.

С. 10–17.

Юнг К. Г. Символическая жизнь. — М., 2003. С. 42–77. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996.С. 33.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

7.4. Карл Густав Юнг и коллективное бессознательное

7.4. Карл Густав Юнг и коллективное бессознательное Раскол — это нормальное явление жизни маргинальных социальных групп, будь то религиозные секты, радикальные политические партии или психоаналитические общества. И неслучайно раскол во фрейдистском сообществе

Юнг: «коллективное бессознательное»

Юнг: «коллективное бессознательное» Юнг (46) предлагает собственную концепцию бессознательного, которая лишь частично совпадает с подходом Фрейда. Прежде всего Юнг разделяет бессознательное на две сферы: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное

V. Личное и коллективное (или трансличное) бессознательное

V. Личное и коллективное (или трансличное) бессознательное И вот мы приступаем к новому этапу в процессе реализации. Мы продолжали анализ инфантильных фантазий переноса до тех пор, пока пациенту не стало достаточно ясно, что он сделал из своего врача отца и мать, дядю,

I. Личное и коллективное бессознательное

I. Личное и коллективное бессознательное Как известно многим, фрейдовские представления о содержаниях бессознательного ограничены инфантильными тенденциями, которые вытеснены в силу их противоречивости. Вытеснение является процессом, который начинается в раннем

Индивидуальное и коллективное бессознательное

Индивидуальное и коллективное бессознательное Подземный мир также символизирует индивидуальное и коллективное бессознательное. Все, что человек забыл, содержится в его индивидуальном бессознательном: некоторые воспоминания могут быть возвращены в сознание

1. Коллективное структурирование

1. Коллективное структурирование История формирования идеологии учит, что каждая система сознательно или неосознанно прибегает к воздействию на детей, чтобы закрепиться в психологической структуре человека. Проследив характер этого процесса применительно к

Личное и коллективное

Личное и коллективное Бессознательная психика как целое представлена двумя частями: одна из них «личное» бессознательное, или тень, другая – «коллективное» бессознательное. Личностное бессознательное – поверхностный слой психики – содержит личностные содержания

Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное Коллективное бессознательное складывается из межличностных, универсальных содержаний, которые индивидуальным эго ассимилированы быть не могут. Здесь психические содержания переживаются как нечто внешнее и чуждое по отношению к эго. В

Коллективное внушение

Коллективное внушение Когда вы достигнете определенных успехов в мысленном внушении одному человеку, можете приступать к технике коллективного внушения. Если вы работаете учителем, адвокатом или лектором, или же просто привыкли выступать публично – вам эта техника

Коллективное творчество

Коллективное творчество В одной из бесед с Эккерманом Гёте заметил: «Ведь в сущности и все мы коллективные существа, что бы мы о себе ни воображали». Действительно, творчество всякого художника обусловлено целым рядом влияющих на него факторов. Как мы уже видели, писатель

Глава 10. Коллективное Эго

Глава 10. Коллективное Эго Семейный эгоизм – это эго отдельного человека, умноженное на число членов семьи. Николай Бердяев Эго отдельного индивида редко бывает самодостаточным и удовлетворенным собой. Одному не хватает материальных благ, другому талантов, третьему

КОЛЛЕКТИВНОЕ «Я»

КОЛЛЕКТИВНОЕ «Я» Когда приходит какая-то новая информация, я не могу ее тестировать, оценивать, контролировать. Просто ощущаю полную панику, что система работает вхолостую или не работает вообще.Потом период паники и отчаяния проходит, и начинается постепенное

личное бессознательное и коллективное бессознательное

Архивы тегов: личное бессознательное и коллективное бессознательное

Мало кто оказал такое большое влияние на современную психологию, как Карл Юнг; мы должны поблагодарить Юнга за такие концепции, как экстраверсия и интроверсия , архетипы , современный анализ сновидений и коллективное бессознательное . Психологические термины, введенные Юнгом, включают архетип , комплекс, синхронность , и именно благодаря его работе был разработан индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), популярный сегодня основной продукт личностных тестов.

Среди наиболее важных работ Юнга был его глубокий анализ психики, который он объяснял следующим образом: « Под психикой я понимаю совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных », отделяя понятие от общепринятое понятие разума, которое обычно ограничивается процессами только сознательного мозга.

Юнг считал, что психика является саморегулирующейся системой , похожей на тело, которая стремится поддерживать баланс между противоположными качествами, постоянно стремясь к росту, процесс, Юнг назвал « индивидуация ». .

Юнг рассматривал психику как нечто, что можно разделить на составные части с комплексами и архетипическими содержаниями, персонифицированными в метафорическом смысле и функционирующими скорее как вторичные самости, вносящие свой вклад в целое. Его концепция психики разбита следующим образом:

Эго

Для Юнга эго было центром поля сознания , частью психики, где находится наше сознательное осознание, наше чувство идентичности и существования. Эту часть можно рассматривать как своего рода «командный штаб», организующий наши мысли, чувства, чувства и интуицию и регулирующий доступ к памяти. Это та часть, которая связывает внутренний и внешний мир вместе, формируя то, как мы относимся к тому, что является внешним по отношению к нам.

То, как человек относится к внешнему миру, согласно Юнгу, определяется его уровнем экстраверсии или интроверсии и тем, как он использует функции мышления, чувства, ощущения и интуиции. Некоторые люди развили больше одного или двух из этих аспектов, чем другие, что формирует их восприятие окружающего мира.

Происхождение эго лежит в архетипе самости, где оно формируется в ходе раннего развития, когда мозг пытается придать смысл и ценность своему разнообразному опыту.

Однако эго — это всего лишь небольшая часть самости ; Юнг считал, что сознание избирательно, а эго — это часть личности, которая отбирает наиболее важную информацию из окружающей среды и выбирает на ее основе направление, в то время как остальная информация погружается в бессознательное. Поэтому оно может проявиться позже в виде снов или видений, проникая таким образом в сознательный разум.

Личное бессознательное

Личное бессознательное возникает в результате взаимодействия между коллективным бессознательным и личностным ростом и было определено Юнгом следующим образом:

«Все, о чем я знаю, но о чем в данный момент не думаю». ; все, что я когда-то сознавал, но теперь забыл; все воспринимаемое моими чувствами, но не отмеченное моим сознательным умом; все то, что я невольно и не обращая на это внимания чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю; все будущие вещи, которые складываются во мне и когда-нибудь осознаются; все это составляет содержание бессознательного. .. Кроме них мы должны включить все более или менее преднамеренные вытеснения болезненных мыслей и чувств. Я называю сумму этих содержаний «личным бессознательным».

В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал вытеснение как один из элементов бессознательного, а не как его все. Юнг также рассматривал бессознательное как дом потенциального будущего развития, место, где еще неразвитые элементы сливаются в сознательную форму.

Продолжить чтение…

Карл Юнг и коллективное бессознательное

«Единственное, что мы отказываемся признать, это то, что мы зависим от «сил», которые находятся вне нашего контроля».

Карл Юнг, Человек и его символы, часть I. Приближение к бессознательному

Одной из самых известных (и противоречивых) концепций Карла Юнга является коллективное бессознательное , аспект бессознательного, проявляющий унаследованные, универсальные темы, пронизывающие всю человеческую жизнь. Как описано в его автобиографии «Воспоминания, сны, размышления », на протяжении всей своей жизни Юнгу снились чрезвычайно яркие сны, первый из которых начался в возрасте трех лет, когда он столкнулся с так называемым людоедом, гигантским циклопом, сидящим на золотом трон с устремленным вверх единственным глазом, символизирующий ритуальный фаллос. Юнг думал об этом подземном Боге, «неназванном», как о подземной копии и темной стороне Господа Иисуса, о страшном откровении, которое было дано ему без его поиска. Это преследовало его годами и было его посвящением в царство тьмы.

«Нет света без тени и психической целостности без несовершенства».

Карл Юнг, CW Vol. 12 «Психология и алхимия»

Как характерно для жизни Юнга, он наткнулся на идею коллективного бессознательного после сна.

Во сне Юнг оказался на верхнем этаже дома, которого он не знал, но который казался его домом. Салон был окружен прекрасной старинной мебелью и картинами. Он спустился по лестнице на первый этаж, где все было намного старше, со средневековой мебелью. Здесь он наткнулся на тяжелую дверь и открыл ее, обнаружив каменную лестницу, ведущую в подвал. Спустившись, он вошел в комнату римских времен. На полу была каменная плита, которая поднялась, когда он потянул за кольцо, он спустился и вошел в низкую пещеру с разбросанными костями и разбитой глиняной посудой, как остатки первобытной культуры. Он обнаружил два человеческих черепа. Затем он проснулся.

Юнг считает, что этот дом был своего рода образом психики, первый этаж которого представлял сознание, и чем ниже он спускался, тем глубже в бессознательное он спускался, и тем чужероднее и темнее становилась сцена, пока он не достигал Самый глубокий слой, коллективное бессознательное. Они указывают на основы истории культуры, истории последовательных слоев сознания.

Исследование психики Юнга насчитывает более 60 лет, большая часть которых собрана в его 20-томном сборнике «Собрание сочинений». На протяжении всей своей жизни Юнг изучал гностицизм, алхимию, сравнительное религиоведение и мифологию, чтобы получить более широкие знания о происхождении и значении коллективного бессознательного человечества.

Во время своей работы он столкнулся с подобными паттернами в снах больных шизофренией и в своих путешествиях по миру, наблюдая за жизнью первобытных людей. Универсальность некоторых мифов, которые повторяются с поразительно похожими подробностями в самых разных культурах и обществах, натолкнула его на мысль об источнике, повсеместно бьющем внутри человека. Это было первое предположение Юнга о коллективном бессознательном, стоящем под личным бессознательным. Позже, по мере накопления опыта и на основе более достоверных знаний, Юнг признал их формами инстинкта, т. е. архетипами. Но прежде чем объяснять, что такое архетипы, мы должны отличить коллективное бессознательное от личного бессознательного.

Личное бессознательное (комплексы)

Коллективное бессознательное не обязано своим существованием личному опыту и, следовательно, не является личным приобретением, в то время как личное бессознательное состоит в основном из содержаний, которые когда-то были сознательны, но которые исчезло из сознания из-за того, что оно было забыто или вытеснено. Содержимое коллективного бессознательного никогда не было в сознании и, следовательно, никогда не приобреталось индивидуально, а обязано своим существованием исключительно наследственности. Точно так же, как мы эволюционировали биологически, мы также претерпели психическую эволюцию.

Личное бессознательное состоит по большей части из комплексов , термин, введенный Юнгом, который представляет собой узел бессознательных чувств и убеждений, которые можно обнаружить в поведении и которые могут помешать нам достичь психической целостности.

Юнг обнаружил признаки комплексов, проводя тесты словесных ассоциаций в психиатрической клинике. В эксперименте пациенты должны как можно быстрее реагировать на список слов, говоря первое, что приходит в голову в ответ на каждое слово. После теста Юнг отмечал любые необычные реакции, такие как колебания, оговорки или признаки эмоций, которые могут намекать на бессознательные чувства или убеждения.

Вскоре он узнал, что люди думали об интимных личных делах. Тем не менее торможение исходило из бессознательного и мешало выражению в речи.

Коллективное бессознательное (архетипы)

С другой стороны, содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов , коллективно унаследованных форм или паттернов поведения. Комплекс связан с архетипом, например материнский комплекс связан с материнским архетипом.

Эти изначальных образов отражают базовые закономерности, общие для всех нас, и которые повсеместно существовали с незапамятных времен. Они включают архетипических событий , таких как рождение, смерть, союз противоположностей; архетипических фигур , таких как обманщик, герой, мудрый старик; и архетипических мотивов , таких как сотворение мира и апокалипсис.

Юнг не пытался составить исчерпывающий и систематизированный список всех архетипов, как это пытались сделать некоторые. Это было бы в значительной степени бесполезным занятием, поскольку архетипы могут комбинироваться друг с другом или один архетип также может проявляться в различных различных формах. Он скорее говорит нам, что существует столько же архетипов, сколько и типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение запечатлело эти переживания в нашей психической конституции. Юнг, однако, пишет, что его годы наблюдения и исследования бессознательного уступили место повторяющимся архетипическим фигурам, главными из которых были:

«тень, мудрый старик, ребенок, мать… и ее аналог — дева, и, наконец, анима в мужчине и анимус в женщине».

Карл Юнг, Архетипы коллективного бессознательного, CW Vol 9. Часть I

Архетипы актуализируются, когда они входят в сознание и выражают себя в виде образов или определенного поведения, основанного на нашем взаимодействии с внешним миром. Они являются автономными живыми личностями внутри нас, то есть они не находятся под нашим контролем, а скорее получают особое выражение от индивидуумов и их культур. Как пишет Юнг:

«Мои взгляды на «архаические пережитки», которые я называю «архетипами» или «первообразами», постоянно подвергались критике со стороны людей, недостаточно знающих психологию сновидений и мифологию. Термин «архетип» часто неправильно понимается как обозначающий определенные мифологические образы или мотивы, но это не более чем сознательные представления. Такие представления переменных не могут быть унаследованы. Архетип — это тенденция к формированию таких репрезентаций мотива — репрезентаций, которые могут сильно различаться в деталях, не теряя при этом своего основного паттерна».

Человек и его символы. Часть I: Приближение к бессознательному — Карл Юнг

Архетипы — это формы без содержания, представляющие просто возможность определенного типа восприятия и действия. Это ключевой момент, который он повторяет:

«Первичный образ определяется в отношении своего содержания только тогда, когда он становится сознательным и поэтому наполняется материалом сознательного опыта».

Карл Юнг, Структура и динамика психики, CW Vol. 8

Архетипы ведут нас к психической целостности через процесс индивидуации , путь к Самости, активируя бессознательные изначальные образы посредством воздействия на неисследованные потенциалы души, приводя их в сознание.

«В ходе моих исследований коллективного бессознательного я обнаружил присутствие, по-видимому, универсального символа подобного типа, символа мандалы . Чтобы убедиться в своей правоте, я потратил более десяти лет на сбор дополнительных данных, прежде чем объявить о каком-либо открытии в первый раз. Мандала — это архетипический образ, существование которого засвидетельствовано на протяжении веков. Это означает целостность личности. Это круглое изображение представляет целостность психической основы или, выражаясь мифическими терминами, божественность, воплощенную в человеке».

Карл Юнг, Воспоминания, мечты, размышления. Глава XII: Поздние размышления

С психологической точки зрения Юнг рассматривал образ Бога как проявление основы психики, которая принимает форму круговых символов единства, представляющих синтез противоположностей внутри психики. Самость является архетипом ориентации и значения, и чтобы иметь с ним сбалансированные отношения, сознательная и бессознательная личности должны научиться жить в мире и дополнять друг друга . Для Юнга единственное настоящее приключение, остающееся для каждого человека, — это исследование его собственного бессознательного.

Психологическое значение коллективного бессознательного

До открытия Юнга психология настаивала на личностном характере психики. Это была психология человека , где причины рассматривались почти исключительно как личные по своей природе. Однако в его основе лежат общебиологические факторы, такие как половой инстинкт или потребность в самоутверждении, которые отнюдь не являются только личными особенностями. их априорных общих для человека инстинктов, преследующих присущие им цели.

Таким образом, на человеческую деятельность в значительной степени влияют инстинкты, совершенно независимо от рациональных побуждений сознательного разума. Перед современной психотерапией стоит задача помочь пациенту осознать их.

Юнг считает, что архетипы — это бессознательные образы самих инстинктов. Другими словами, архетипы — это паттернов инстинктивного поведения 9.0008 . Следовательно, гипотеза коллективного бессознательного не более смелая, чем допущение существования инстинктов. Хотя многие называют это мистицизмом, концепция коллективного бессознательного Юнга не является ни спекулятивной, ни философской, а эмпирической. Спрашивается: есть или нет такие бессознательные, универсальные формы? Если они существуют, то есть область психики, которую можно назвать коллективным бессознательным.

Если принять во внимание огромные силы, скрытые в мифологической и религиозной сфере человека, этиологическое значение архетипа кажется менее фантастическим. В многочисленных случаях неврозов причина расстройства заключается именно в том, что в душевной жизни больного отсутствует взаимодействие этих сил.

Чисто персоналистическая психология, сводя все к личным причинам, изо всех сил старается отрицать существование архетипических мотивов и и даже стремится разрушить их личным анализом . Юнг считает это довольно опасной процедурой, которая не может быть оправдана с медицинской точки зрения.

Судьба великих наций есть сумма психических изменений индивидуумов. Неврозы в большинстве случаев являются не только частными заботами, но и социальными явлениями, на которые оказывают влияние архетипы.

Сны и активное воображение

Но как мы можем доказать существование коллективного бессознательного? Юнг говорит нам, что основным источником являются сновидений , преимущество которых состоит в том, что они являются непроизвольными, спонтанными продуктами бессознательной психики и, следовательно, являются чистыми продуктами природы, не искажаемыми какой-либо сознательной целью.

Индивидуум может переживать мотивы, появляющиеся в его снах, которые ему известны, а также мотивы, которые не могут быть известны спящему, но при этом функционально вести себя в его сновидении таким образом, чтобы совпадать с функционированием архетипа.

Визит Юнга к первобытным людям Африки проинформировал его о сновидениях и разнице между тем, что он называет Большими мечтами и Маленькими мечтами . Это зависит от того, исходит ли сон из коллективного бессознательного или из личного бессознательного.

Еще один способ испытать архетипы — через активное воображение , последовательность фантазий, порожденных преднамеренной концентрацией. Юнг обнаружил, что наличие нереализованных, бессознательных фантазий увеличивает частоту и интенсивность сновидений, и что когда эти фантазии становятся осознанными, сновидения меняют свой характер и становятся слабее и реже.

Из этого он сделал вывод, что сновидения часто содержат фантазии, которые «хотят» стать осознанными. Источниками сновидений часто являются подавленные инстинкты, имеющие естественную тенденцию влиять на сознание.

При активном воображении пациенту просто дается задание созерцать любой фрагмент фантазии, который кажется ему значительным, или что-то, что он осознал во сне, разрабатывая фантазию, наблюдая за дальнейшим материалом фантазии, который добавляется к фрагмент естественным образом. Однако этот метод не совсем безопасен, поскольку может увести пациента слишком далеко от реальности.

Столкновение с бессознательным

Столкновение Юнга с бессознательным вызвало период внутренней неуверенности и дезориентации. Он чувствовал, что ему нужна точка опоры в «этом мире», которую ему давали его семья и работа — иначе содержание бессознательного лишило бы его рассудка. В то же время эти годы погони за своими внутренними образами были самыми важными в жизни Юнга, дав ему бесценные идеи для работы всей его жизни.

«Филемон и другие персонажи моих фантазий привели меня к решающему пониманию того, что в психике есть вещи, которые я не произвожу, но которые производят сами себя и имеют свою собственную жизнь. Филимон представлял силу, которая не была мной. В своих фантазиях я вел с ним беседы, и он говорил вещи, о которых я не думал сознательно. Ибо я ясно заметил, что говорил он, а не я. Он сказал, что я отношусь к мыслям так, как если бы я сам их порождал, но в его представлении мысли подобны зверям в лесу, или людям в комнате, или птицам в воздухе, и добавил: «Если бы вы увидели людей в комнате, вы бы не подумали, что вы создали этих людей или что вы несете за них ответственность». Это он научил меня психической объективности, реальности психики. Через него прояснилось различие между мной и предметом моей мысли. Он объективно противостоял мне, и я понял, что во мне есть что-то, что может говорить вещи, которых я не знаю и не намереваюсь, вещи, которые могут быть даже направлены против меня. Психологически Филимон олицетворял превосходную проницательность. Он был загадочной фигурой для меня. Временами он казался мне вполне реальным, как бы живой личностью…»

Карл Юнг, Воспоминания, мечты, размышления. Глава VI: Конфронтация с бессознательным


Открытие Карлом Юнгом коллективного бессознательного
Коллективное бессознательное Карла Юнга — одна из его самых известных (и противоречивых) концепций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *