Определение комфортности и безопасности образовательной среды в образовательной организации | Консультация:
Определение комфортности и безопасности образовательной среды в Центре
Подготовила педагог-психолог
ОГБОУ «Центр образования и развития
«Особый ребенок» г.Смоленска»
Новикова Г.В.
Образовательная среда — это сложно организованная система, в рамках которой решаются образовательные задачи и задачи социализации, осуществляется психологическое развитие личности учащегося.
Безопасность образовательной организации — это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и материальных ценностей от возможных
несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуации.
Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
Психологическая безопасность образовательной среды — это состояние психологической защищённости от всех видов насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения).
Психологически безопасная образовательная среда – это результат комплексного, системного, длительного, специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании):
- гуманистической образовательной системы образовательного учреждения;
- единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей образовательное учреждение среде;
- включенности личности учащегося в образовательный процесс в субъектной позиции;
- наличия значимых для ученика сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.
В качестве составляющих психологической безопасности образовательной среды выделяют: психологическую комфортность, защищенность и удовлетворенность участников образовательных отношений образовательной средой.
Основными задачами деятельности психолого-педагогической службы (педагога-психолога, социального педагога в сотрудничестве с классными руководителями и администрацией) в образовательной организации будут:
- содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;
- повышение психолого-педагогической компетентности и психологической культуры субъектов образовательного процесса и помощь в формировании социально — психологической умелости;
- осуществление профилактики конфликтного поведения детей и взрослых;
- развитие навыков конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса;
- содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.
Комфортность определяется как условия пребывания в образовательной организации, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют, снимающие, по возможности, все стрессообразующие факторы учебного процесса и вызывающие состояние радости, удовольствия, удовлетворения.
Степень психологической комфортности определяется по преобладающему эмоциональному состоянию (эмоциональному благополучию) участников образовательных отношений при нахождении в образовательной организации и социально-психологическому климату в учебных и педагогических коллективах и в организации в целом.
Об эмоциональном благополучии в образовательной организации свидетельствует положительно окрашенное эмоциональное самочувствие обучающихся, педагогов и родителей в стенах учреждения: чувство внутренней гармонии между потребностями и их удовлетворением, нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, наличие хорошего настроения, эмоциональная устойчивость (самообладание), минимизация чувства страха, свободное, естественное проявление чувств, управление негативными эмоциями и контроль реакций.
Целью изучения образовательной среды в контексте психологической безопасности и комфортности является выделение актуальных психологических рисков и угроз. Эти угрозы могут быть явными (открытыми) и потенциальными (скрытыми), осознаваемыми и неосознаваемыми, непосредственными и опосредованными.
Определение состояния психологической безопасности образовательной среды осуществляется путем систематического мониторинга. Данный мониторинг на основе экспресс-диагностики всех субъектов образовательного процесса позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание. В качестве методов экспресс-диагностики могут использоваться: экспертный опрос, анкетный опрос, визуальная психодиагностика, тестирование. Полученные результаты позволяют выявить позитивные и негативные тенденции в образовательной среде.
Перечень диагностических методик, которые можно использовать для изучения отдельных характеристик психологической комфортности и безопасности ( учитывая возможности учащихся):
Наименование методики | Возрастная категория | Выявляемые методикой параметры | Источник |
Преобладающее эмоциональное состояние | |||
Методика диагностики эмоционального благополучия (Т. С. Воробьева) | от 4 до 9 лет | определение степе- ни эмоционального благополучия рбенка в группе детского сада /класса (эмоциональное со- стояние по отношению к заданным объектам) | Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов: [для занятий с детьми 3-7 лет] / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. — 2-е изд., испр. – Москва: Мозаика – Синтез, 2014. – 130 с. |
Методика «Разно- цветные домики» (Н.И. Ганошенко, И.В. Тихомирова) | от 4 до 9 лет | эмоциональное от- ношение к себе, значимым взрослым и сверстникам | Психолог в детском саду. – 2005. – № 4. – С. 36-43. |
«Паровозик» (С. В. Велиевой) | с 3-х лет | особенности эмоционального состояния ребёнка: настроение, состояния тревоги, страха; определение степе- ни позитивного и негативного психического состояния | Велиева С.В. Диагностика психических состояний де- тей дошкольного возраста: Учебно-методическое по- собие. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с. |
Социально-психологический климат | |||
Социометрическая методика «Лестница» | младший и средний школьный возраст | выявление низко- статусных (и наиболее предпочитаемых) учащихся в группе и причин их непринятия | Е.А. Дорофеенко «Особен- ности буллинга в младшем подростковом возрасте» [Э/р]: http://elib. sfu-kras.ru |
Методика «Эмоциональная близость к учителю» (автор Р. Жиль)
| дошкольный младший школьный возраст | степень эмоциональной близости ученика к учителю. | [Э/р]: https://multiurok.ru/files/puti -dostizhieniia-uspiekha-naurokie. html |
Комфортность предметной среды и организации образовательного процесса | |||
Методика диагностики удовлетворенности условия- ми предметной среды и организацией образовательного процесса (М.В. Лукьянова, Н.В. Калинина; адапт. Н.П. Бадьи- ной) | 2-11 класс организационный | компонент психоло- гической комфорт- ности | Лукьянова М. И., Калинина Н.В. Психолого- педагогические показатели деятельности школы: Кри- терии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208с. |
Психологическая защищенность и удовлетворенность образовательной средой | |||
Опросник «Психологическая комфортность, защищенность, удовлетворенность» (В.В. Ковров) (анкеты для обучающихся, родителей, педагогов) | с начальной школы (вопросы адаптируются под возраст) | удовлетворенность психологической средой ОУ; качество межличностных отношений в образовательной среде; психологическая защищенность, комфортность, удовлетворенность учащегося в образовательной среде; уровень насилия по отношению к ребенку в семье и школе; уровень толерантности субъектов образовательного процесса | Ковров В. В., Коныгина И.А., Оганесян Н.Т. Пас- порт экспертизы психологической безопасности средней общеобразовательной школы. – М.: Экон-информ, 2012. – 55 с. |
Стиль педагогического общения (Р.В. Овчарова) | педагоги | стиль педагогического общения | Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с. |
Сепарация от родителей во взрослом возрасте: что это в психологии
Разбираемся, что такое сепарация в психологии, почему важно сепарироваться от родителей во взрослом возрасте и какие техники для этого использовать. Этапы сепарации, признаки и последствия незавершенной сепарации — в статье Анны Крымской, клинического психолога и соосновательницы онлайн-сервиса YouTalk
Что такое сепарация от родителей
Сепарация в психологии — это процесс отделения ребенка от родителей, когда он постепенно становится самостоятельным и независимым человеком. При этом его отношения с родителями из иерархических, в которых он занимает подчиненное положение, переходят в равноправные отношения взрослых со взрослым.
Процесс сепарации начинается с рождения и в идеале заканчивается к 18-20 годам. За это время ребенок должен пройти путь от полной зависимости от мамы до способности обеспечивать свое существование и распоряжаться своей судьбой. C каждым годом происходит расширение зоны самостоятельности и ответственности ребенка. Он принимает все больше решений, сталкивается с их последствиями, проходит кризисы, приобретает опыт, постепенно становится независимым в разных аспектах своей жизни.
Если у человека есть дом, семья, работа, но он не может ни в чем отказать родителям из-за возникающего чувства вины, — он не сепарировался
Действия родителей могут как помочь, так и навредить этому процессу, поэтому их поддержка и понимание происходящего очень важны. По словам психоаналитика Маргарет Малер, одного из главных исследователей процесса сепарации, он проходит успешно, если отец и мать обладают достаточной степенью автономности, а также имеют надежную связь с ребенком, позволяют ему открыто выражать свои чувства, поощряют его действия, создают безопасное окружение, объясняют запреты и так далее.
В этом процессе самим родителям придется адаптироваться к изменяющейся реальности и искать новые способы взаимодействия с взрослеющим ребенком. Придется перестать относиться к нему как к маленькому, уважать его право на собственные взгляды, мнения и желания, доверять принятие решений, даже если не согласны с ними, а в конце концов признать, что ребенок лучше них знает, что делать со своей жизнью, и отпустить его в свободное плавание.
Сепарация имеет четыре составляющих: функциональная подразумевает способность обеспечить свое существование, эмоциональная — принимать решения, исходя из своих желаний, ценностная — иметь собственную картину мира, конфликтная — не испытывать чувства вины и отстаивать свою точку зрения в случае несогласия с родителями. Завершенная сепарация подразумевает, что все эти пункты выполнены.
Если у человека есть дом, семья и работа, но он не может ни в чем отказать родителям из-за возникающего чувства вины, — он не сепарировался. Другой может полностью вычеркнуть родителей из своей жизни, не общаться с ними, но в душе переживать детские обиды и винить их в своих неудачах — в этом случае сепарации также не произошло.
Этапы сепарации
В первые месяцы жизни младенец полностью зависит от мамы и ничего не умеет. Затем он начинает сам выполнять простые действия: садиться, ходить, есть ложкой, копировать взрослых. Родителям надо дать ему исследовать мир и свои возможности и не пытаться все сделать за него, чтобы он смог сепарироваться от мамы.
В три года ребенок осознает, что он отдельная личность со своими желаниями, которые могут не совпадать с желаниями родителей. Главные слова этого периода — «Нет» и «Я сам». Ребенок проявляет свою волю, упрямится, возражает, не слушается. Если в этом возрасте пытаться любой ценой принудить его к подчинению и «хорошему поведению», можно задавить эти ростки самостоятельности, и из него вырастет пассивный, безвольный человек, который не знает, чего хочет. Родителям стоит поддерживать стремление ребенка к самостоятельности, позволять ему принимать подходящие по возрасту решения, например выбирать одежду.
В возрасте от 4 до 8 лет начинается социализация: ребенок учится выстраивать отношения со сверстниками, у него появляется свой круг общения. Родители перестают быть единственным источником информации о мире. Ребенку стоит освоить базовые навыки самообслуживания: убирать свою комнату, помогать на кухне.
Материал по теме
Между 8 и 12 годами дети познают школу, у них появляются одноклассники, учителя, интересы вне дома. В этом возрасте развивается волевая сфера личности: это значит, что ребенок учится собираться и делать то, что надо. У него должны быть зоны ответственности: самостоятельно делать уроки, иметь круг домашних обязанностей. Это постепенно готовит его ко взрослой жизни. Не надо контролировать, напоминать, навязывать помощь: у ребенка должна быть возможность столкнуться с последствиями своей лени или забывчивости и сделать выводы на будущее.
От 12 до 18 лет — самая сложная стадия взросления: подростковый возраст. Ребенок начинает замечать недостатки родителей, их авторитет в его глазах падает. Зато возрастает влияние окружения, сверстников, на которых подросток и ориентируется в первую очередь. Происходит «бунт»: дети перестают слушаться, протестуют против ограничений, контроля, вмешательства в личную жизнь, требуют признания своей взрослости и независимости. В этот период важно прислушиваться к подростку и находить компромиссы.
От 18 лет. Если предыдущие этапы сепарации прошли успешно, то к этому моменту повзрослевший ребенок готов к отделению. Процесс взросления полностью завершится только к 24-25 годам, но человек уже способен взять на себя ответственность за свою жизнь. Часто как раз в это время дети поступают на учебу или находят работу, начинают жить самостоятельно.
Зачем нужна сепарация
Сепарация позволяет человеку стать хозяином своей жизни, свободно ей распоряжаться и получать от нее удовлетворение. Человек становится независимым и обретает уверенность в себе.
Он может направить свою энергию на достижение своих истинных целей, а не на попытку соответствовать чьи-то ожиданиям.В процессе сепарации человек обучается выстраивать личные границы. Это умение необходимо для автономной личности, оно дает возможность построить здоровые отношения в семье, с друзьями, с коллегами на работе. В будущем человек сможет уважительно относиться к личным границам собственных детей и поддерживать их во время взросления и сепарации.
Сепарация — двусторонний процесс, в котором участвуют и дети, и родители. Задача первых — отделиться, вторых — отпустить
В результате эмоциональной сепарации он обретает свободу поведения и принятия решений. Кстати, сепарация от родителей не означает холодности или ухудшения отношений: наоборот, именно после сепарации может наступить новый этап взаимоотношений родителей и детей как взрослых самостоятельных личностей, когда отношения строятся не на долге или зависимости, а просто на том, что людям друг с другом хорошо.
Какие факторы затрудняют процесс сепарации
Сепарация — двусторонний процесс, в котором участвуют и дети, и родители. Задача первых — отделиться, вторых — отпустить. Но иногда либо дети не хотят отделаться, либо родители осознанно или неосознанно препятствуют этому процессу.
Со стороны детей тормозящими факторами могут стать привычка и удобство, когда им комфортно и выгодно жить с родителями и пользоваться их ресурсами, особенно если те поощряют такое поведение и продолжают их обслуживать. В атмосфере комфорта сложно сформироваться импульсу на отделение. Иногда препятствием могут служить проблемные отношения в семье или разного рода зависимости: дети как будто меняются местами с родителями и взваливают на себя заботу о них. Также препятствием к сепарации служат тревога и страх уже взрослого ребенка, что он или она не справится самостоятельно, не найдет любящего партнера, не добьется успеха.
Материал по теме
Часто всячески замедляют процесс сепарации сами родители. Они слишком тревожатся и гиперопекают, не дают ребенку столкнуться с проблемами самостоятельно. Некоторые воспринимают ребенка как личный проект и пытаются контролировать каждый его шаг «на пути к успеху». Такой ребенок обречен постоянно «оправдывать ожидания». Нереализованность родителей также порой тормозит сепарацию: чаще всего это происходит с матерями, у которых нет достижений вне семьи. Их мир сосредотачивается вокруг ребенка; заботясь о нем, они чувствуют себя востребованными. Если чадо попытается отделиться от мамы, она потеряет смысл жизни, останется одинокой и никому не нужной. Поэтому такая мать будет всячески противиться сепарации, зачастую манипулируя чувством вины.
Есть родители, которые боятся стареть: им кажется, что пока ребенок не стал взрослым, они сами останутся молодыми. Также препятствием могут служить эмоциональная недоступность, атмосфера равнодушия в семье, а также консервативные ценности, которые предполагают власть родителей даже над взрослыми детьми и почтение к старшим, которые априори «лучше знают».
Эти факторы могут привести к тому, что человек «застревает» на каком-то из этапов и не может завершить сепарацию.
Чем грозит незавершенная сепарация
Последствия незавершенной сепарации сильно осложняют жизнь. Самооценка такого человека неустойчива, потому что опирается не на его собственные достижения и представления о себе, а на чужое мнение. Человек зависит от оценок окружающих, постоянно ищет одобрения и склонен к конформизму. Он делает не то, что ему нужно или хочется, а то, за что его похвалят.
Гиперопека или, наоборот, диктат в семье не дают человеку научиться самостоятельности.
Отсутствие личных границ не дает построить здоровые отношения: человек может раствориться в партнере, начать жить его интересами и потерять себя
Таким людям сложно самореализоваться и построить карьеру. У них нет понимания своих целей и желаний, они могут бесконечно и безрезультатно «искать себя». Даже если такой человек по указанию родителей получит востребованную профессию, у него не будет внутренней мотивации, поэтому он всегда будет проигрывать коллегам, которые мотивированы и точно знают, что они делают и зачем.
Наконец, незавершенная сепарация приводит к проблемам в личной жизни. Вмешательство родителей в дела пары может повредить даже самым сильным чувствам. Отсутствие личных границ не дает построить здоровые отношения: человек может раствориться в партнере, начать жить его интересами и потерять себя.
Люди с незавершенной сепарацией часто повторяют родительские сценарии в отношениях, например разводы, измены или домашнее насилие.По каким признакам можно распознать незавершенную сепарацию
- Материальная зависимость
Речь идет не только о деньгах, но и о бесплатном пользовании любыми ресурсами и услугами, которые за пределами родного дома стоят денег: проживание на жилплощади родителей, бытовое обслуживание вроде готовки, стирки, уборки, регулярная помощь бабушек и дедушек в уходе за детьми. Подобная «даровая» помощь превращает человека в должника, заставляет его чувствовать себя обязанным. У родителей появляются рычаги влияния и давления, право требовать участия в принятии решений, с которым сложно не согласиться.
- Неспособность отпустить прошлое и принять настоящее
Человек чувствует обиду на родителей, ждет от них раскаяния, извинений, исправления. Или стремится доказать, что они ошибались, недооценивая его. В этом случае отношения с семьей и связанные с ними переживания занимают непропорционально большое место в жизни взрослого человека.
- Чувство вины и боязнь разочаровать
Эмоции и настроение родителей имеют над взрослым ребенком очень большую власть: недовольный голос, укоризненный взгляд заставляют его мучиться чувством вины. Человек настолько боится огорчить родителей, обидеть отказом, не оправдать ожиданий, что готов ради них жертвовать своими собственными интересами. В относительно легких случаях ребенок отменяет планы на вечер и мчится к ним помочь повесить картину, в тяжелых — выбирает одобряемую ими профессию вместо той, к которой лежит душа, или взрослая дочь так и не выходит замуж, потому что не может оставить мать в одиночестве.
- Нарушение личных границ ребенка
Родители не замечают того, что ребенок давно вырос, и продолжают вмешиваться в его жизнь. Они могут требовать отчета о делах, контролировать, давать непрошеные советы, задавать бестактные вопросы про личную жизнь, комментировать внешность, вес, образ жизни — естественно, «из лучших побуждений» и «с самыми добрыми намерениями».
Какие техники сепарации использовать, чтобы отделиться от родителей
Если вы осознаете, что незавершенный процесс сепарации усложняет вашу жизнь, важно обратиться за поддержкой к специалисту. Психолог поможет сделать так, чтобы процесс сепарации прошел быстрее, как можно проще и безболезненнее как для вас, так и для ваших родителей. Есть несколько важных этапов, которые предстоит пройти:
- Стать финансово независимым: начать самостоятельно зарабатывать, жить отдельно, перестать рассчитывать на помощь родителей, тогда в общении с ними можно будет устанавливать свои правила.
- Проработать обиды и принять родителей такими, какие они есть. Прошлое изменить нельзя, но зато настоящее и будущее — в наших руках. Родители — взрослые сформировавшиеся люди, они имеют право жить так, как хотят. Лучше отказаться от попыток изменить их и вместо этого направить свою энергию на достижение позитивных изменений в собственной жизни.
- Научиться выстраивать здоровые личные границы. Прямо говорить, когда вам что-то не нравится, уважать не только свои потребности и ограничения, но и чужие. Установить правила общения: разговаривать тогда и столько, сколько это удобно лично вам, обозначить темы, которые вы не собираетесь обсуждать, ограничить поток указаний и ценных советов.
- Избавиться от чувства вины перед родителями и перестать им угождать. Вы не ответственны за их чувства и не должны винить себя, если они недовольны. Причина их негативных эмоций — их собственные проекции и ожидания, которым вы не обязаны соответствовать, потому что у вас своя жизнь. Им нужно прекратить возлагать на вас ответственность за свои эмоции и научиться справляться с ними самостоятельно.
- Осознать свои ценности и цели в жизни, не оглядываясь на мнение родителей. Разработать план, как достичь желаемого, начать его выполнять, быть последовательным и устойчивым.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Комфорт | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Комфорт (или удобство , или удобство ) — это ощущение физической или психологической легкости, часто характеризуемое как отсутствие трудностей. Людей, которым не хватает комфорта, неудобно , или испытывает дискомфорт .
Содержание
- 1 Психологический комфорт
- 2 Физический комфорт
- 3 См. также
- 4 Каталожные номера
Психологический комфорт
Степень психологического комфорта может быть достигнута путем воссоздания переживаний, связанных с приятными воспоминаниями, таких как участие в знакомых действиях, [1] поддержание присутствия знакомых объектов, [1] и потребление комфортных продуктов.
Физический комфорт
Физический комфорт представляет собой особую проблему в здравоохранении, поскольку обеспечение комфорта больных и раненых является одной из целей здравоохранения и может способствовать выздоровлению. [2] Людей, окруженных вещами, обеспечивающими психологический комфорт, можно охарактеризовать как находящихся в зоне комфорта.
Из-за личного характера положительных ассоциаций психологический комфорт весьма субъективен. [2]
Использование глагола «комфорт» обычно подразумевает, что субъект находится в состоянии боли, страдания или несчастья. Там, где этот термин используется для описания поддержки, оказанной кому-то, кто пережил трагедию, это слово является синонимом утешения или утешения. Однако комфорт используется гораздо шире, поскольку можно обеспечить физический комфорт тому, кто не в состоянии чувствовать себя некомфортно. Например, человек может сидеть на стуле без дискомфорта, но все же считает, что добавление подушки к креслу увеличивает его ощущение комфорта.
Как и некоторые другие термины, описывающие положительные чувства или абстракции (надежда, милосердие, целомудрие), комфорт также может использоваться как личное имя.
См. также
- Животное-компаньон
- Комфортное поведение
- Комфортное поведение животных
- Объект комфорта
- Комфорт для женщин
- Довольство
- Эмоциональная безопасность
Ссылки
- ↑ 1,0 1,1 Дэниел Миллер, 9 лет0093 Комфорт вещей (2009).
- ↑ 2.0 2.1 Кэтрин Колкаба, Теория и практика комфорта: концепция целостного медицинского обслуживания и исследований (2003).
На этой странице используется лицензионный контент Creative Commons из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Как обрести комфорт и легкость среди сложных эмоций
Источник: Albrecht Fietz/Pixabay
Уже много дней стоит невыносимая жара, такая жара, что расплавила свечу в моей солярии без единого пламени, чтобы зажечь ее, и от которой увяли мои растения за 30 лет и поставить нагрузку на вновь посаженные деревья. Я пошел на прогулку в жару, пытаясь получить какое-то движение для этого тела, которое было несчастно лежать из-за травмы мизинца (из-за падения из позы ворона баланс руки в йоге, все дела!) и теперь спазм спины от подъема чего-либо в неудобном положении. Я пошел к своему любимому месту для прогулок, и хотя я, к своему разочарованию, обнаружил, что мое тело не имеет его (прогулки), я нашел тенистое и травяное место, где можно посидеть и просто отдохнуть. Что меня поразило, так это то, что в тени было невероятно комфортно, большое облегчение от жары, даже несмотря на то, что солнце светило почти 100 градусов, а влажность была плотной. В комфортной тени, без необходимости заставлять солнце уходить или что-то менять в течение дня (включая мое плохое настроение), я чувствовал себя легко.
Работа с трудными эмоциями
Так часто в этой жизни мы чувствуем всевозможные неудобства; эмоции, которые мы предпочли бы не чувствовать, которые предпочли бы отталкивать, подавлять, избегать или игнорировать. Что я нашел полезным для себя и своих пациентов, так это то, что вместо того, чтобы пытаться захотеть, чтобы эти эмоции ушли (что часто мы не можем сделать и только причиняем больше страданий), или думать, что нам нужно ждать своей жизни изменить обстоятельства, чтобы чувствовать себя лучше, мы можем научиться «искать тень». Поиск тени может проявляться во многих формах, но идея состоит в том, что мы позволяем всему, что мы чувствуем, быть там, как оно есть, и мы приглашаем более обширную эмоцию сидеть бок о бок с тем, что мы чувствуем. Например:
- Если мы чувствуем грусть, мы можем вызвать чувство утешения.
- Если мы чувствуем себя разочарованными или расстроенными, мы можем попросить принять их.
- Если мы чувствуем горе или потерю, мы можем вызвать сострадание к себе.
- Если мы чувствуем гнев или раздражение, мы можем призвать к невозмутимости, сочувствию или пониманию.
- Если мы чувствуем тревогу, мы можем вызвать чувство безопасности или стабильности.
- Если мы чувствуем негатив, мы можем попросить благодарности или признательности за то, что тоже есть здесь.
Эта наша склонность избегать того, что неудобно, отталкивать наши «негативные» эмоции, является частью нашего человеческого состояния и эволюционной проводки. В то время как это было адаптивным для наших предков, которые регулярно сталкивались с внешними физическими угрозами, эта же стратегия не настолько адаптивна для нашего внутреннего опыта. Когда наши внутренние переживания подавляются, как говорится в психологии, «то, чему мы сопротивляемся, сохраняется».
И все же, как мы признаем наши собственные неприятные эмоции и сидим с этим дискомфортом? Когда мы можем «найти тень» среди сложных эмоций, мы позволяем им быть такими, какие они есть, и проявляем к ним внимание, как хороший друг мог бы сидеть с нами в момент огорчения, предлагая свое присутствие и более просторное место для общения. наши неприятные эмоции, чтобы отдохнуть. Дело не в том, что наш друг забирает наши тяжелые эмоции (и, конечно же, бесполезно, когда ему говорят «прекрати это» или «перестань чувствовать то, что ты чувствуешь») — дело в том, что в присутствии хорошего друга наши внутренние переживания начать сдвигаться. Мы ничего не отнимаем и не убавляем, мы к этому добавляем. Это создает своего рода алхимию, которая меняет наше отношение к нашим внутренним переживаниям.
Как искать тень: путь сквозь сложные эмоции
- Определите «сложную» эмоцию, которую вы испытываете (например, раздражительность, гнев, разочарование, печаль, разочарование, нетерпение и т. д.). Назови это. Признайте это.
Пример: Мне грустно и грустно из-за разрыва этих отношений.
- Спросите, что, если бы оно тоже присутствовало, принесло бы облегчение, как может помочь сидение в тени в жаркий день. Еще один вопрос, который следует задать: если бы вы сидели с хорошим другом, что бы вы хотели, чтобы он предложил вам, что было бы полезно (утешение, сострадание, принятие, сочувствие, чувство безопасности, смелость, простое осознание того, что вы переживаете, чувствуете, что вас слышат и видят)?
Принятие вещей такими, какие они есть, и сострадание к себе было бы полезным.
- Вспомните, было ли время, когда вы испытывали эмоцию, которую пытаетесь вызвать.