Коммуникации психология: Открытое образование — Психология коммуникации

кассиры и психология, вейпы и коммуникации / Хабр

В одной из недавно прочитанных статей поднималась тема мышления сотрудников государственных служб и коммерческих предприятий. И основной тезис звучал как «не люблю работников, пришедших из госструктур, они заточены на то, чтобы к ним было не придраться, а не на то, чтобы получить результат». И сейчас я хочу попробовать натянуть сову на глобус, то есть, попытаться экстраполировать эту идею на сферу тренингов и психологического консультирования. А потом все это белыми нитками подшить к статье про вейпы, общение и воспитание детей.

Дисклеймер: статья написана в свободном стиле. Возможно, даже слишком свободном для данного ресурса, поэтому, я пойму, если она вызовет несогласие. Пусть это неправильно, но зато более результативно (на мой субъективный взгляд).

Дисклеймер №2: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.

Но начнем издалека — с логики коммерческих структур. Когда компания сталкивается с необходимостью сокращения издержек/увеличения дохода/достижения иной цели, обычно разрабатывается некий план — последовательность действий, которые должны привести к ожидаемому результату. И вот если вы разработали этот план, то важно понять — а компания его потянет? Есть у неё ресурсы?

Возьмем условный супермаркет «Шестёрочка». Финансист посчитал-посчитал финрез (финансовый результат) и говорит: «Друзья, всё у нас неплохо, но затраты на кассиров, их поиск и обучение слишком высок. Нужно их сократить тыщ на триста (шутки не будет, так как тракториста уволили во время предыдущей оптимизации)». Задача ясна — нужно выполнять. В течение месяца лучшие умы компании просчитывают варианты и, по итогу, приходят с презентацией, говорят «я сделяль» и предлагают сократить 10 кассиров, поставив на их место кассы самообслуживания. Все рады, обнимаются, лобызаются и поздравляют друг друга с сокращением фонда оплаты труда и экономией трех сотен в месяц. В этот момент человек, который придумывал план, если он ориентирован на «правильность», чувствует себя молодцом.

Но в коммерческой структуре, после третьей торжественно распитой бутылки шампанского руководство рассаживается по местам и спрашивает, когда этот чудо-проект можно реализовать и сколько он стоит. Гордый собой создатель плана бодро рапортует, что это займет полгода и стоить будет всего-то 15 миллионов. На этом моменте финансист забивает данные в калькулятор, чтобы посчитать срок окупаемости. Старый советский калькулятор выдает ответ «никогда», после чего создателя плана не менее торжественно сажают на бутылку, ибо время потрачено, а результата нет. Все замечательно и правильно, только нереально.

Теперь возвращаемся к психологии. Читая форумы и слушая рассказы знакомых и клиентов, которые были на приёме психолога, создаётся ощущение, что весомая часть психологического сообщества работает чисто механически, совершенно не ориентируясь на клиента, его потребности и, главное, возможности. И поэтому они дают очень правильные, логичные, разумные и абсолютно бесполезные рекомендации:


— Вы состоите в абьюзивных отношениях, у вас забрали паспорт, деньги и телефон? Вас бьют? Бросьте его, вы достойны лучшего! Съезжайте и начните новую жизнь!
— Вы потеряли работу, вам не на что купить еду и вас вот-вот выселят со съемной квартиры? Вам нужно заняться тайм-менеджментом и личными финансами.
— Вас постоянно обманывают и бросают партнеры? Вами пользуются и вы уже стоите на подоконнике перед петлей с пистолетом у виска? Вам нужно работать над своей самооценкой и осознать свою роль в треугольнике Карпмана.

Согласитесь, всё ведь правильно и разумно. И даже очевидно. До противного очевидно. Клиент улыбается, говорит «Спасибо, всё понятно» и уходит, разочарованный в бессмысленности и бесполезности психологии. А психолог в это время сидит довольный и ставит в «блокнотике спасенных душ» еще одну галочку.

 А ведь это мы говорим про людей, одной из профессиональных обязанностей которых является общение. Даже не просто обязанностью, а базовой компетенцией, без которой сама возможность осуществления функции ставится под вопрос. Что же тогда сказать про людей, которые не тратили годы и десятилетия на освоение данного навыка? Зачастую они живут в парадигме «правильности», и на то есть минимум четыре причины:

1) Общение зачастую воспринимается навыком «по умолчанию», который не требует развития. Я говорить могу? Могу. Меня понимают? Понимают. Я понимаю других? Понимаю. Мы можем о чем-то договориться? Можем. Значит общаться умею. Поэтому лучше займусь другими делами.

2) Из первого пункта плавно проистекает второй. Общаться мы учимся преимущественно в родительской семье. И учителя далеко не всегда блещут профессионализмом. Но так как на этапе активного формирования речи именно родители составляют основную языковую среду, то мы во многом повторяем их стиль и ошибки.

3) Отсутствие четкого результата общения. В моменте общения не всегда можно оценить эффективность общения, так как сложно найти маркеры непонимания.

4) Является следствием первой и третьей причин. Низкая критичность к своим навыкам общения и низкая рефлексия в этом вопросе.

А сейчас сделаем шаг в сторону (помните, как в фильмах условного Линча, когда в самый интересный момент начинается показ скучного вступления второй сюжетной линии) и разберем доминанту рациональности. У людей, живущих «от головы», есть одна общая проблема – они умные и убедительные. Аргументируют, заразы, своё мнение, да еще и делают это грамотно. Могут доказать свою точку зрения, подкрепив её фактами. А мнение оппонента разбить в пух и прах, найдя по три контраргумента на каждый довод.

И это кажется логичным, но есть нюанс. Правота сама по себе чаще не помогает общению, а мешает ему. Подумайте сами – когда человек уверен в своей правоте, он менее чуток и внимателен к точке зрения собеседника, нежели когда он находится в сомнениях и жаден до информации, чтобы сформулировать своё мнение по вопросу. А так как люди «от головы» чаще (по моим наблюдениям) потребляют разнообразную информацию, следовательно они уже сформировали своё мнение по бо́льшему количеству вопросов, что может усложнить коммуникацию.

Объединяем! Получается гремучая смесь уверенности в своих коммуникативных навыках, правоте и объективности собственной точки зрения, а также сниженного внимания к процессу общения, состоянию и мнению собеседника. И вот спросите себя – вы бы прислушались к такому собеседнику? Как бы вы себя чувствовали во время общения? Как на ваших решениях отразилось бы чувство сопротивления, рожденное нечуткостью собеседника?

А теперь вернемся к заголовку статьи – правильно или результативно? С точки зрения информирования – подобная коммуникация «от головы», вероятно, будет более правильной, объективной и содержательной. Но у такой коммуникации с высокой вероятностью не будет достигнута цель (а ведь у каждой коммуникативного акта она есть). Поэтому, с точки зрения результативности в коммуникации, выгоднее занимать роль любопытного ребенка и некоторые переговоры вести именно из нее. Относиться к собеседнику как к эксперту, особенно, если речь идет о субъективной реальности (чувства, мнения, эмоции, отношение, страхи, желания и т.д.). Да, с точки зрения истины это неправильно. Зато результативно.

С уважением Сергей Максимов.
Психолог.

P.S. другие статьи по психологии можно найти в ТГ-канале https://t.me/maximov_psy

Психология массовой коммуникации | Студент-Сервис

Социальное общение, организованно осуществляемое в масштабах всего общества, называется массовой коммуникацией.

Массовая коммуникация ориентируется на массовые социальные запросы, особенности социальной системы данного общества. При этом учитываются социальные чувства массовой аудитории, ее гражданский, политический и культурно-исторический опыт, национальные особенности.

Каждая социальная система формирует свою ценностно-нормативную структуру — идеологию, ориентировочную основу жизнедеятельности данного общества. У цивилизованного общества приоритетны общегуманитарные ценности — социальная справедливость, демократизм, права человека. При помощи различных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, средства искусства) идеологи общества формируют определенное отношение общественных слоев, больших социальных групп к общественно значимым явлениям.

Назревшие социальные проблемы осознаются общественностью путем сопоставления и борьбы мнений, взглядов и политических позиций. Кроме информативной функции коммуникативные акты имеют экспрессивные (эмоционально возбуждающие) и социально-контактные (фатические) функции.

Стремительно возрастающий объем массовой информации стал основной отличительной особенностью современного общества. Информационный взрыв в современном обществе в значительной мере определяет психологический тип современного человека.

Телевидение, пресса, радио, компьютерные системы обеспечили глобализацию повседневного общения, интеграцию планетарной духовной жизни. Развитие средств массовой коммуникации расширило возможности культурного обмена, распространения достижений культуры.

Наряду с этим современные средства массовой коммуникации вызвали к жизни социально-психологический феномен массовой культуры. Массовая культура, рассчитанная на массовое потребление, приобрела в ряде случаев черты культурного суррогата, содержание которого упрощает и примитивизирует человеческие отношения, проповедует культ внешнего успеха, обесценивая высокую культуру.

Средства массовой коммуникации стали средствами формирования особого психологического феномена — идеологического, культурного, правового, политического и другого пространства. Общественное сознание в этих условиях становится более дифференцированным и структурированным.

Современные средства массовой информации вызвали к жизни и феномен политического зрелища — сделали зримо доступной политическую жизнь общества и отдельных политических сил. Люди стали свидетелями политических событий, активными носителями политических симпатий и антипатий. Политические деятели получили новые возможности для своей пропаганды и политической мобилизации.

Появилась возможность совершения акций со скрытым политическим эффектом, осуществления широкомасштабных политических игр. Однако наряду с этим возрастает и возможность социального контроля над политическими процессами. Демократизация общества ставит все больше заслонов бесконтрольным политическим акциям.

Средства массовой информации выступают как регуляторы массовых форм поведения. Они формируют совокупность идей и представлений, чувств и настроений, отражающих различные стороны жизни общества. Широко освещаются различные сферы производства, экономики, политики, потребления, общения, искусства, спорта, судебной хроники и досуга. При этом учитываются мера информированности масс и их познавательных возможностей, уровень потребностей и интересов, совокупность ценностных ориентации и установок.

Психология массовой коммуникации как отрасль социальной психологии исследует влияние объективных и субъективных факторов на эффективность массового общения, формирование, закрепление и изменение массовых установок, возникновение и функционирование общественного настроения и общественного мнения, способы побуждения людей к определенным действиям, закономерности усвоения и переработки информации, ее принятия или непринятия.

Средства массовой коммуникации в демократических обществах так или иначе дистанцируются от государственной власти. Политические же деятели стремятся приблизиться к ним, и некоторые из них хотят приблизиться так близко, чтобы прибрать эти средства к рукам.

Власть всегда проявляет тенденцию управлять новостями. Допуски на брифинг получает, как правило, ограниченное по определенному принципу количество корреспондентов. Выгодная верхам информация получает преимущественное распространение.

Всевозможные политические шоу (когда президент «случайно» сталкивается с определенным корреспондентом или группой трудящихся) прочно вошли в арсенал традиционных приемов апеллирования к народу.

Большая армия специалистов по рекламе трудится над тем, как преподнести массам предметы духовного и материального ширпотреба.

Специфика деятельности органов массовой коммуникации состоит в том, что они, как правило, являются не источником, а ретранслятором информации. Широкая же аудитория склонна отождествлять ретранслятора с источником. (Извечное стремление казнить всадника, принесшего плохую весть.) Этим широко пользуются и властные структуры — они пытаются переложить вину за нерешенность многих острых проблем на средства массовой коммуникации — печать, радио, телевидение.

Не исключаются и приемы косвенного нажима на «слишком свободолюбивых». Для этого используются различные приемы — проверки, «засекречивания», обсуждение различных проектов законов о печати, угрозы редакциям и студиям о прекращении финансирования, слежка за журналистами, публикующими острокритические материалы, лишение доступа неугодных журналистов к неофициальным источникам информации, возможности освещать зарубежные поездки политических лидеров и т. п.

Роль журналистов, работников радио и телевидения особенно, велика в период социальной реформации: отбирая определенные факты, снабжая их своими комментариями, они в значительной мере выступают организаторами общественного сознания и общественного настроения.

Многие из них сами становятся неформальными лидерами общества, образуют коммуникационную элиту. Их лица и имена становятся знакомыми широким массам. Они пользуются особым дружелюбием ведущих политиков. Сами же они в значительной мере определяют политику представляемого ими органа.

Руководители органов массовой коммуникации, как правило, стремятся уйти от ультралиберальных крайностей. Расхождения в позициях этих органов уменьшаются по мере их приближения к высшим эшелонам власти. Однако острая внутриполитическая борьба, отражаемая прессой, радио и телевидением, объективно содействует широкой информированности населения.

Основной функцией средств массовой коммуникации является соционормативная регуляция жизнедеятельности общества. Однако общество обладает и специальным государственно-регламентированным институтом соционормативной регуляции — институтом права, системой правовой регуляции.

Связь | Вальдорфский университет

Целью программы по психологии является предоставление комплексного плана обучения, который познакомит студентов со многими разделами психологии и подготовит их к карьере в ряде социальных служб, а также к программам для выпускников и профессиональным программам. Чтобы получить лицензию психолога, консультанта или социального работника, необходимы ученые степени. Специалисты по психологии Вальдорфского университета должны быть готовы поступить на эти программы после окончания учебы. В аспирантуре студенты могут выбрать специализацию в таких областях, как клиническая, экспериментальная, развивающая, социальная, когнитивная, человеческий фактор, спорт, промышленность / организация, здравоохранение и криминалистика.

Концентрация связи

Концентрация коммуникаций Waldorf дает практический опыт работы с современными технологиями, предоставляя учащимся творческий опыт, основанный на проектах.

В дополнение к степени бакалавра психологии, эта концентрация фокусируется на использовании средств массовой информации для влияния на мысли и поведение человека. Учащиеся изучат различные области коммуникаций, в том числе: цифровое производство и социальные сети (COM 1020), графический дизайн (COM 1010) и взаимосвязь между массовыми коммуникациями и поп-культурой (COM 1030). Студенты также могут изучить либо журналистику (COM 1040), либо навыки критического мышления для визуальных медиа (COM 2010).

Расчетное время завершения этой программы составляет 4 года для студентов очной формы обучения.

Эта программа доступна только онлайн.

Б.А./Б.С. Требования к степени

  • Завершение основной учебной программы и учебной программы по специальности, всего 120 кредитов
  • Оценка C или выше по всем курсовым работам по специальности и, если применимо, по концентрации(ям)
  • 2,00 совокупный средний балл за работу, выполненную в Waldorf
  • Минимум 36 кредитных часов высшего дивизиона

Ознакомьтесь с полным списком основных требований для этой программы.

Основные/основные требования
Требования Кредит-часы
Основные требования 60
Основные требования
60
Курсы, необходимые для специальности 30
Профессиональные факультативы 15
Концентрация 12
Остальные профессиональные курсы по выбору 3
Итого: 120

Требования к концентрации средств связи
Префикс Номер Курс Кредит-часы
СОМ 1010 Введение в графический дизайн 3
СОМ 1020 Введение в цифровые технологии 3
СОМ 1030 Массовые коммуникации и общество 3
Выберите один из следующих:
СОМ 1040 Сбор новостей и отчетность 3
СОМ 2010 Визуальная теория 3
Всего кредитных часов концентрации: 12

Требования к оборудованию

Необходимое оборудование указано в описаниях курсов в каталоге курсов.

Для программы Waldorf Communications требуется компьютер, совместимый с Mac или Windows, с минимальными характеристиками, необходимыми для работы с Adobe Creative Cloud.

Требования к программному обеспечению

Необходимое программное обеспечение указано в описаниях курсов в каталоге курсов и ниже.
Цены на Adobe CC (Creative Cloud), один из основных пакетов программного обеспечения, используемых в программе

Adobe Creative Cloud требуется для следующих курсов:

  • COM 1010, Введение в графический дизайн
  • COM 2010, визуальная теория
  • COM 3020, Производство радио
  • COM 3030, Производство телевидения/кино
  • COM 3400, цифровое изображение
  • COM 4010, веб-дизайн
  • COM 4520, старший замковый камень

Дополнительные требования к оборудованию и программному обеспечению

Дополнительное необходимое аппаратное и программное обеспечение указано в описаниях курсов в каталоге курсов и ниже.

  • COM 1020, Введение в цифровые технологии требуется видеокамера; камера; Keynote или эквивалент; Final Cut Pro X или аналогичный.
  • COM 3020, Radio Production требует внешнего микрофона; Avid Pro Tools или эквивалент.
  • COM 3030, для теле- и кинопроизводства требуется видеокамера; Final Cut Pro X или аналогичный.

Если у вас есть значительный объем пройденных послешкольных курсов или специализированных курсов, которые вы хотели бы перевести, рассмотрите возможность программы BAS Psychology — Communications.

Когнитивная психология массовой коммуникации — 8-е издание

Содержание Описание книги

    568 страниц 2 Ч/Б иллюстрации

    к Рутледж

    568 страниц 2 черно-белых иллюстрации

    к Рутледж

    568 страниц 2 черно-белых иллюстрации

    к Рутледж


    Узнать об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна

    Также доступно в виде электронной книги по телефону:

    • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
      (учрежденческая покупка)Открывается в новой вкладке или окне

    Продолжить покупки

    Восьмое издание этого учебника остается незаменимым ресурсом для курсов психологии массовых коммуникаций и медиаэффектов.

    Эта книга дает читателям глубокое понимание того, как средства массовой информации влияют на наше отношение, мышление и поведение. Продолжая свой академически строгий, но удобный для студентов подход к этому предмету, новое издание было тщательно обновлено, чтобы отразить наш текущий медиа-ландшафт. Обновления включают в себя новые исследования и примеры для все более глобальной перспективы, повышенное внимание к социальным сетям, дополнительную графику, специальные разделы приложений в конце главы и расширение списка ссылок, чтобы отразить последние обсуждаемые исследования. В книге по-прежнему подчеркивается сила средств массовой информации, в том числе социальных сетей, в воздействии на наше восприятие реальности. Также есть подробное обсуждение дезинформации, дезинформации и фейковых новостей.

    Текст, написанный увлекательным и легко читаемым языком, подходит для студентов старших курсов и студентов, изучающих психологию медиа, психологию массовых коммуникаций и курсы медиаэффектов.

    Сопутствующие онлайн-ресурсы также доступны как для студентов, так и для преподавателей. Для студентов: планы глав, дополнительные вопросы для обзора и обсуждения, полезные ссылки и рекомендуемая дополнительная литература. Для инструкторов: слайды лекций, рекомендации по обсуждению в классе, образец учебного плана, резюме глав, полезные ссылки и рекомендации по дальнейшему прочтению. Пожалуйста, посетите www.routledge.com/9780367713553.

    Глава 1. Массовые коммуникации в нашем цифровом обществе: меняющийся медиа-ландшафт

    Глава 2. Исследования и теория в области массовых коммуникаций: как изучаются медиа с научной точки зрения?

    Глава 3. Психология массовых коммуникаций: размышления об использовании наших средств массовой информации Приманка, ловля и наматывание нас в

    Глава 7. Новости: определение повестки дня в мире

    Глава 8. Политика: использование новостей и рекламы для победы на выборах

    Глава 9. Насилие: беспредел в СМИ имеет значение

    Глава 10.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *