Коммуникация это в психологии: Психология коммуникации (общения) — Всё о человеческом общении

Теория коммуникации | Блог 4brain

Теория коммуникации представляет собой область научного знания, предметом изучения которой являются коммуникация, ее роль и место в обществе, а также коммуникационные методы, системы, процессы и закономерности их функционирования и развития. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию объекта и предмета теории коммуникации: она в настоящее время является междисциплинарным направлением.

В широком смысле теория коммуникации – это комплекс научных дисциплин, изучающих наряду со своим основным предметом также и коммуникацию. Общая же теория коммуникации занимается универсальными закономерностями и механизмами обмена информацией. Теория коммуникации имеет целью выявить и изучить основные законы коммуникации, которые являются объективными, выражающими всеобщий характер информационного обмена, и могут быть динамическими или статистическими, но всегда действующими в совокупности с иными биологическими и социальными законами.

Теория коммуникации – это область теории информации и математики, которая изучает технический процесс информации и процесс общения человека. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию предмета и объекта теории коммуникации.

Роберт Т. Крейг выделил семь подходов к теории коммуникации:

  • Кибернетический: коммуникация как процесс обработки и передачи информации.
  • Феноменологический: коммуникация как формирование отношений между людьми (как вербальное, так и невербальное общение).
  • Семиотический: рассматривает коммуникацию как взаимодействие через систему знаков.
  • Риторический: рассматривает коммуникацию как практическое искусство дискурса.
  • Критический: процесс, в котором все предложения могут быть оспорены.
  • Социально-культурный: коммуникация – это производство и воспроизведение общественного порядка.
  • Социально-психологический: коммуникация как способ взаимодействия и воздействия при помощи психологических знаний на поведение человека, групп людей; общества в целом.
    Если вы хотите преуспеть в этом подходе, пройдите наш курс по лучшим техникам коммуникации, в котором вы обучитесь 72 методикам, помогающим добиваться своих целей в общении с людьми.

Это далеко не все подходы к теории коммуникации: по различным данным, в настоящее время имеется около 250 разных теорий и подходов. А значит, перед учеными стоит острая необходимость систематизировать их.

Теория Шеннон-Уивера

Модель коммуникации Шеннон-Уивера была названа «матерью всех моделей». Ученые, занимающиеся социальными науками, используют этот термин для интегрированной модели концепции источника информации, передатчика, сигнала, канала, приемника, сообщения, информационного адресата, вероятности ошибки, скорости передачи данных, пропускной способности канала, а также шума (энтропии).

В классическом понимании процесс передачи информации по этой теории выглядит следующим образом:

  • Источник информации: тот, кто производит сообщение (Шеннон и Уивер изучали речь по телефону).
  • Кодировщик (передатчик): то, что преобразует сообщения в сигналы (поддающиеся передаче). Здесь имеется в виду преобразование звуков человеческой речи в электрический сигнал.
  • Канал как средство передачи сигнала: например, телефонный кабель.
  • Ресивер или декодер: то, что реконструирует сообщение из сигнала.
  • Приемник: к примеру, человек, получающий сообщение.

Исходя из вышеперечисленного, Шеннон создал что-то вроде мини-словаря коммуникаций. Вот его элементы.

  • Источник: источник информации, который «производит сообщение или последовательность сообщений, что должны быть переданы принимающему терминалу».
  • Отправитель: Шеннон называет этот элемент трансмиттером (передатчиком), который «каким-то образом воздействует на сообщение, чтобы создать сигнал, подходящий для передачи по каналу».
  • Канал: по Шеннону канал является «просто средством, которое используется для передачи сигнала от передатчика к приемнику».
  • Приемник: для Шеннона приемник «выполняет обратную операцию, осуществляемую передатчиком, который восстанавливает сообщение».
  • Назначение: для Шеннона целью является «человек или предмет, для которого предназначено сообщение».
  • Сообщение: это концепция или информация, которая отправляется получателю в устной, письменной, записанной или визуальной форме.
  • Энтропия (шум): это внешние факторы, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.

Шеннон и Уивер понимали, что средства коммуникации могут давать сбои, поэтому описали три уровня проблем, которые характерны для этой модели:

  • Проблема эффективности: насколько эффективно значение сообщения влияет на поведение.
  • Семантическая проблема: как передается смысл.
  • Техническая проблема: насколько точно может передаваться сообщение.

В настоящее время к проблемам добавилась и острая проблема межкультурной коммуникации.

Теория межкультурной коммуникации

Появление Интернета сделало проблему, возникающую между представителями разных культур, более наглядной. Это непонимание влечет за собой конфликтные ситуации.

Межкультурная коммуникация – коммуникация как связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации.

Т. Н. Персикова выделяет три правила межкультурной коммуникации:

  1. Для достижения понимания при общении нужно обучать участников активному слушанию.
  2. Информация, передаваемая на невербальном уровне, представляет большие трудности для интерпретации членами другой культуры.
  3. Необходимо научиться предвидеть и предотвращать возможные ошибки при коммуникации с представителями разных культур.

Представителя иной культуры нужно изучать отдельно, потому что отношение к паузам, молчанию, темпу речи у других национальностей может быть разное. В некоторых странах принято обращаться по имени, в других – по фамилии, в странах СНГ – по имени-отчеству. Помимо этого, какие-то темы могут быть приветливо встречены в одной стране и быть совершенно неприемлемыми в другой.

Теория коммуникации предлагает свое определение таких важных терминов как «язык» и «культура»:

  • Язык – это совокупность всех слов народа и верное их сочетание для передачи мыслей, система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил.
  • Культура – закрепленные в совокупности «кодов» общественного производства человеческой жизни отношения, выступающие, например, в виде традиций, обычаев, верований.

Язык и культура незнакомой страны – это то, что вы должны изучать в первую очередь, чтобы не попасть в неловкие или конфликтные ситуации.

В дополнение к этому мы не можем не упомянуть и о теории массовой коммуникации.

Теория массовой коммуникации

Массовая коммуникация – это процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК). Сначала это было радио, периодическая печать, телевидение, теперь к нему добавился Интернет и другие средства электронной коммуникации.

Современное общество с его политикой, экономикой и культурой неразрывно связано с массовой коммуникацией. А с появлением интернета и его возможностями (например, системой обратной связи) влияние СМК на социально-психологическую, производственную и культурно-идеологическую области жизни достигло поистине гигантских масштабов.

Это огромная сила, которая зачастую используется отнюдь не во благо цивилизации, поэтому сейчас особенно актуально развивать в себе критическое мышление, иметь собственное мнение и всегда искать источники информации.

В области массовых коммуникаций существует множество теорий. Вот некоторые из них.

Теория формирования общественного мнения

Это совокупность социологических, философских и политологических взглядов, имеющих своей целью изучить механизмы и закономерности возникновения такого феномена, как общественное мнение.

У. Липман ввел такое понятие как «стереотипы», то есть упрощенные представления, которые формируют СМИ в головах людей.

Также долгое время ведутся споры о том, кто имеет моральное право формировать общественное мнение. Многие (если не все) попытки сделать это провалились.

Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла

Гарольд Лассуэлл выдвинул тезис об уязвимости сознания среднего человека, а под пропагандой имел в виду «менеджмент коллективных мнений с помощью манипуляции значимыми символами».

Он также утверждал, что человек по своей воле обращается к пропаганде и видит в ней средство успокоения, особенно в трудные времена (финансовые, личные).

Лассуэлл считал, что управление СМИ должна на себя взять научная технократия, которая будет осуществлять отбор информации. На данный момент эти мечты являются утопическими.

Теория волшебной пули

Эту теорию также выдвинул Гарольд Лассуэлл. Он описал ее следующей метафорой: «Волшебная пуля попадает из мозга одного человека в мозг другого, меняет его чувства, идеи, мотивацию и знания».

Он настаивал на том, что человек оказывается беззащитным перед силой пропаганды и приводил в пример Германию времен Гитлера, когда вся страна стала психологически неуравновешенной и чрезвычайно податливой для любых (даже самых грубых и примитивных) форм манипуляции.

Теория социальной ответственности СМИ

Согласно этой теории, сформулированной в 1940-х годах, пресса обязана нести ответственность перед обществом. Помимо этого, она должна придерживаться следующих принципов:

  • Ответственность должна быть связана с соблюдением точности, правдивости и объективности.
  • СМИ обязаны избегать всего, что ведет к насилию, преступлениям, унижению меньшинств и беспорядкам.
  • Общество вправе ожидать от представителей СМИ профессионализма, то есть умения разбираться в вопросах, которые они поднимают.
  • СМИ обязаны быть плюралистичными, то есть отражать разные точки зрения и критику (чтобы избегать пропаганды).

Теория зависимости

Сторонники этой теории считают, что СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов большинства. И чем лучше они это делают, тем эффективнее влияют на общество.

Если так, значит СМИ пытаются угодить большинству, даже если оно хочет исключительно «хлеба и зрелищ». Такую зависимость можно назвать обратной стороной пропаганды.

Рассмотренных теорий коммуникации вполне достаточно, чтобы составить о данной теме более-менее внятное представление. Но, конечно же, мы опустили множество деталей и нюансов, поэтому если у вас есть интерес к какой-то конкретной теории, пишите свои пожелания в комментариях – мы обязательно учтем их при создании будущих материалов.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова:1Коммуникации

То, без чего нет жизни, или Зачем нужна коммуникация? | Психология

Если говорить простым языком, то коммуникация — это общение с людьми в разных его проявлениях. И если бы не было общения, что бы мы с вами делали? Сложно представить себе мир без коммуникаций. Ведь даже если мы не будем разговаривать, то сумеем общаться с помощью жестов, мимики, символов и т. д. А это тоже разновидности общения.

Общаться можно не только при помощи слов и речи. Коммуникация включает в себя и речевые, и неречевые формы взаимодействия. Можно выделить и письменную коммуникацию.

Получается, что жизни без общения просто нет. Однако общение общению рознь. Один говорит грамотно, красиво, слова так и журчат ручейком и плавно переливаются. А другой общается рваными предложениями, грубыми словами, проглатывает окончания и норовит обидеть. С каким человеком мы дальше захотим продолжить отношения? Ответ очевиден.

Поэтому в коммуникации важно не только само наличие факта общения, а именно стиль общения и его содержание. То, что мы говорим, может различаться в зависимости от того, к кому мы обращаемся, где происходит процесс общения. Фото: Depositphotos

Согласитесь, о том, что у вас заболела собака и перестал работать вентилятор, на деловом совещании вы явно говорить не станете.

Это тема для домашней обстановки или встречи с близкими друзьями.

Однако одну и ту же мысль мы можем по-разному передать в общении, исходя из того, с кем мы сейчас разговариваем. Например, о том, как работает проигрыватель, другу вы буквально на пальцах это покажете, не пренебрегая словами: «вот так; ну, а это сюда; а потом еще разик нажать» и т. д. Но на презентации этого же проигрывателя вы явно построите свою речь по-другому, и объяснение ваше уже будет более лаконичным, плавным и серьезным.

Из этого следует вывод, что в жизни встречаются разные сферы общения:

  • Деловое.
  • Дружеское.
  • Манипулятивное.
  • Письменное.
  • Внутреннее (когда человек разговаривает сам с собой, думает).
  • Публичное.
  • Общение в Интернете.

В любой сфере общения есть свои особенности, зная которые можно эффективно управлять процессом общения, направляя его в то русло, которое нужно вам. Фото: Depositphotos

Результаты, которые вы получите, применяя навыки уверенного и эффективного общения, будут вас очень радовать. С помощью коммуникабельности вы сможете:

  • Выгодно себя подать.
  • Расположить к себе.
  • Вызвать доверие.
  • Убедить других.
  • Добиться желаемого.
  • Достичь взаимопонимания с собеседником.
  • Научить чему-то другого человека.
  • Повысить свою уверенность и настроение.

Кажется, что общаться — просто. Ведь мы каждый день разговариваем между собой. Но чтобы в жизни достигать результатов и быть эффективным, надо и общаться продуктивно. А для этого необходимо тренировать свои коммуникативные навыки. Значит, нужно как можно больше общаться.

Однако без знания того, как именно надо общаться в разных ситуациях, можно «наломать дров». Именно для изучения и применения основных коммуникативных навыков и существуют тренинги общения.

Читать книги про общение, конечно, тоже полезно. Но с книгой вы не можете разговаривать. Вернее сможете, но только в одну сторону. Книга вам ничего не ответит и стерпит все ваши оскорбительные и неэффективные слова. Обратную связь, которая так необходима при обучении общению, вы сможете получить, только непосредственно пробуя свои силы во взаимодействии с другими людьми. Фото: Depositphotos

В отличие от реальной жизни, на тренингах по психологии общения ошибка не приведет к какому-то плачевному результату от неправильно сказанных слов. Участники смотрят на себя со стороны в разных ситуациях коммуникации. Они понимают, что делают не так, какой разговор привел к данным последствиям. Здесь все легко исправить. Это тренировка. Но тренировка эта происходит в очень приближенных к естественным условиях.

Это как в жизни, где есть право на ошибку. И ее можно исправить, и переиграть ту же ситуацию еще раз.

Теги: коммуникабельность, психология общения, процесс общения, общение с людьми

Использование психологии для более значимой визуальной коммуникации

Когда люди просматривают информацию, большая часть их мыслительной обработки происходит бессознательно. Это связано с тем, что наш мозг склонен выбирать короткие пути и делать предположения, чтобы быстро обрабатывать информацию.

При этом 94% статей с изображениями получают больше просмотров. Мы склонны обрабатывать информацию быстрее, когда текст и изображения используются вместе, например, фотография с подписью или инфографика.

Чтобы заинтересовать ваших клиентов, понять их когнитивные функции, а затем использовать эти знания, чтобы вызвать эмоции, которые помогут вам лучше всего установить контакт. Чтобы получить желаемые результаты, стремитесь к дизайну, который сводит к минимуму умственную обработку.

Начните с макета, который упорядочивает информацию для ваших клиентов именно так, как вы хотите, чтобы они ее видели и/или читали. Знайте, что мозг обычно избегает беспорядка и стремится к порядку. Заголовки, заголовки и обычный текст могут быть организованы стратегически, чтобы облегчить взаимодействие с клиентами и сократить время, которое они тратят на сборку всего вместе. Не заставляйте своих зрителей слишком много работать. Обязательно выделяйте контент, который вы действительно хотите, чтобы ваш клиент усвоил и усвоил даже с первого взгляда.

Независимо от того, создаете ли вы логотип, флаер или этикетку нового продукта, помните о следующих принципах психологии, чтобы ваши визуальные эффекты были более значимыми.

Цвет

Нас всегда окружают цвета, которые влияют на то, как мы себя чувствуем. Каждый цвет способен вызывать определенные эмоции, влияющие на наше настроение или производительность. Использование правильных поможет людям реагировать так, как вы хотите.

Например, зеленый цвет символизирует рост, здоровье и энергию и часто ассоциируется с природой, деньгами или устойчивым развитием, в то время как красный цвет вызывает неотложность и волнение и часто используется в качестве призывов к действию. Синий — один из наиболее часто используемых цветов среди сервисных организаций, потому что он вызывает доверие и дружелюбие. Каждый цвет влияет на то, как люди понимают и интерпретируют визуальные эффекты. Исследуйте и используйте эту информацию в своих интересах.

Социальное влияние

Социальное влияние состоит из шести частей: взаимность, авторитет, приверженность, редкость, симпатия и социальное доказательство. Начните с понимания своей аудитории и выясните, почему вы хотите влиять на них. Затем вы можете использовать эти принципы, чтобы убедить свою целевую аудиторию.

Включение отзывов клиентов и социальных сетей в ваши визуальные коммуникации — это способ использовать теорию социального доказательства. Люди хотят видеть, что многие люди используют ваши продукты и что они действительно работают. Это объясняет, почему так много компаний имеют отзывы для заинтересованных клиентов.

Узоры

Всякий раз, когда мы что-то видим, наш мозг автоматически ищет что-то похожее. Это объясняет, как мы знаем, что такое вещи. Например, если кто-то дал вам кофейную кружку, которую вы никогда раньше не видели, вы все равно будете знать, что это кофейная кружка. Даже если вы не видели каждую кружку в мире, образы, хранящиеся в вашем мозгу, позволяют вам распознавать новые без вопросов.

Узоры создают знакомство. Несмотря на это удобство, шаблоны, с которыми вы не сталкивались неоднократно, поначалу лучше запоминаются, но со временем они будут казаться обычными. Будьте осторожны, чтобы ваши изображения нельзя было спутать с чем-то более узнаваемым.

Теория гештальта

Одно из самых больших предположений, которые делает наш мозг, заключается в психологическом термине «гештальт», который представляет собой организованное целое, которое воспринимается как нечто большее, чем сумма его частей. Этот принцип основан на синергии, которая объединяет две вещи для большего эффекта.

Принципы этой теории включают в себя: подобие, продолжение, замыкание, близость, фигура и фон и общая судьба. Основная идея этой теории заключается в том, что люди предполагают, что объекты сгруппированы вместе в зависимости от того, как структурировано изображение.

Убедитесь, что вы понимаете, как люди могут интерпретировать ваш дизайн, и найдите способы избежать путаницы.

Распознавание лиц

Людям нравятся изображения других людей, что объясняет, почему человеческие лица являются наиболее популярными изображениями, используемыми в визуальной коммуникации. Люди в любой части мира могут отличить счастливое лицо от грустного. Это потому, что выражения лица непроизвольны и универсальны. Таким образом, каждый может связать и понять их. Вы можете воспользоваться фотографиями людей и лиц, чтобы вызвать у тех, кто просматривает ваш дизайн, разнообразные сильные реакции.

При использовании психологии для проектирования не применяйте каждый принцип, перечисленный выше. Хотя существует множество концепций, которые могут помочь вызвать реакцию, на которую вы рассчитываете, базового понимания людей и того, как они реагируют, достаточно для улучшения вашего визуального контента.

Не позволяйте этим принципам препятствовать вашему творчеству, а лучше используйте свои творческие способности, чтобы применить эти принципы в осмысленном дизайне. A/B-тестирование также может помочь вам собрать данные о влиянии ваших визуальных коммуникаций и помочь вам сделать более осознанный выбор дизайна.

Как психология улучшила восприятие визуального контента? Поделитесь своими идеями с нами!

Пожалуйста, прочитайте наш отказ от ответственности здесь.

Нейронная связь | Введение в психологию

Рис. 1. Нейрон в культуре ткани.

Вы когда-нибудь задумывались, как на самом деле работает ваш мозг? Что именно происходит внутри вашей маленькой морщинистой массы, пока вы читаете этот текст? В этом разделе вы узнаете об основах нейронной коммуникации в мозге, которая представляет собой способ отправки мозгом сообщений в разные области и из них для передачи важной информации о вашем теле и его окружении.

Глия и нейроны — это два типа клеток, из которых состоит нервная система. В то время как глия обычно играет вспомогательную роль, связь между нейронами является фундаментальной для всех функций, связанных с нервной системой. Нейронная коммуникация становится возможной благодаря специализированным структурам нейрона, таким как сома, дендриты, аксоны, терминальные кнопки и синаптические пузырьки.

Нейронная связь — это электрохимическое явление. Дендриты содержат рецепторы нейротрансмиттеров, выделяемых соседними нейронами. Если сигналы, полученные от других нейронов, достаточно сильны, потенциал действия будет проходить по длине аксона к концевым кнопкам, что приводит к высвобождению нейротрансмиттеров в синапс.

Различные нейротрансмиттеры связаны с различными функциями. Часто психологические расстройства связаны с дисбалансом в той или иной нейромедиаторной системе. Поэтому назначаются психотропные препараты, чтобы вернуть нейротрансмиттеры в равновесие. Лекарства могут действовать либо как агонисты, либо как антагонисты данной нейромедиаторной системы.

Нейроны

Психологи, стремящиеся понять человеческий разум, могут изучать нервную систему . Изучение того, как функционируют клетки и органы (например, мозг), помогает нам понять биологическую основу человеческой психологии. Нервная система состоит из двух основных типов клеток: глиальных клеток (также известных как глия) и нейронов. Глиальные клетки , число которых в десять раз превышает количество нейронов, традиционно считалось, что они играют вспомогательную роль для нейронов как физически, так и метаболически. Глиальные клетки обеспечивают каркас, на котором строится нервная система, помогают нейронам выстраиваться близко друг к другу, обеспечивая нейронную связь, обеспечивают изоляцию нейронов, транспортируют питательные вещества и продукты жизнедеятельности и опосредуют иммунные реакции. Нейроны , с другой стороны, служат взаимосвязанными информационными процессорами, которые необходимы для всех задач нервной системы. В этом разделе кратко описаны структура и функции нейронов.

Нейронная структура

Нейроны являются центральными строительными блоками нервной системы, их 100 миллиардов при рождении. Как и все клетки, нейроны состоят из нескольких различных частей, каждая из которых выполняет специализированную функцию. Внешняя поверхность нейрона состоит из полупроницаемой мембраны . Эта мембрана позволяет более мелким молекулам и молекулам без электрического заряда проходить через нее, останавливая при этом более крупные или сильно заряженные молекулы.

Рисунок 1 . На этой иллюстрации показан прототип нейрона, который подвергается миелинизированию.

Ядро нейрона расположено в соме, или теле клетки. Сома имеет ответвления, известные как дендритов . Нейрон представляет собой небольшой информационный процессор, а дендриты служат входными площадками, куда поступают сигналы от других нейронов. Эти сигналы передаются электрически через сому и вниз по основному отростку от сомы, известному как аксон , который заканчивается несколькими терминальными кнопками . Кнопки терминала содержат синаптических пузырьков , в которых находится нейротрансмиттеров , химических мессенджеров нервной системы.

Аксоны имеют длину от долей дюйма до нескольких футов. В некоторых аксонах глиальные клетки образуют жировое вещество, известное как миелиновая оболочка , которая покрывает аксон и действует как изолятор, увеличивая скорость прохождения сигнала. Миелиновая оболочка имеет решающее значение для нормальной работы нейронов в нервной системе: потеря обеспечиваемой ею изоляции может нанести ущерб нормальной функции. Чтобы понять, как это работает, давайте рассмотрим пример. Рассеянный склероз (РС), аутоиммунное заболевание, включает крупномасштабную потерю миелиновой оболочки аксонов по всей нервной системе. Возникающие в результате помехи в электрическом сигнале препятствуют быстрой передаче информации нейронами и могут привести к ряду симптомов, таких как головокружение, утомляемость, потеря контроля над движениями и сексуальная дисфункция. Хотя некоторые методы лечения могут помочь изменить течение болезни и справиться с определенными симптомами, в настоящее время не существует известного лекарства от рассеянного склероза.

У здоровых людей нейрональный сигнал быстро проходит вниз по аксону к концевым кнопкам, где синаптические везикулы высвобождают нейромедиаторы в синапс. Синапс представляет собой очень маленькое пространство между двумя нейронами и является важным местом, где происходит связь между нейронами. Как только нейротрансмиттеры попадают в синапс, они перемещаются по небольшому пространству и связываются с соответствующими рецепторами на дендрите соседнего нейрона. Рецепторы , белки на клеточной поверхности, к которым прикрепляются нейротрансмиттеры, различаются по форме, причем разные формы «соответствуют» разным нейротрансмиттерам.

Видео 1.  Нейрон

Как нейротрансмиттер «узнает», с каким рецептором связываться? Нейротрансмиттер и рецептор имеют то, что называется взаимосвязью «замок и ключ». Специфические нейротрансмиттеры подходят к конкретным рецепторам подобно тому, как ключ подходит к замку. Нейротрансмиттер связывается с любым рецептором, который ему подходит.

Рисунок 2 . а) Синапс — это пространство между терминальной пуговицей одного нейрона и дендритом другого нейрона. (b) На этом псевдоцветном изображении, полученном с помощью сканирующего электронного микроскопа, кнопка терминала (зеленая) была открыта, чтобы увидеть синаптические пузырьки (оранжевые и синие) внутри. Каждая везикула содержит около 10 000 молекул нейротрансмиттера. (кредит b: модификация работы Тины Карвалью, NIH-NIGMS; данные масштабной линейки от Мэтта Рассела)

Теперь, когда мы узнали об основных структурах нейрона и роли, которую эти структуры играют в нейронной коммуникации, давайте более подробно рассмотрим сам сигнал — как он проходит через нейрон, а затем переходит к следующему нейрону, где процесс повторяется.

Начнем с мембраны нейрона. Нейрон существует в жидкой среде — он окружен внеклеточной жидкостью и содержит внутриклеточную жидкость (то есть цитоплазму). Нейронная мембрана удерживает эти две жидкости раздельно, что играет решающую роль, поскольку электрический сигнал, проходящий через нейрон, зависит от того, что внутри- и внеклеточные жидкости электрически различны. Эта разница заряда через мембрану, называемая мембранный потенциал обеспечивает энергию для сигнала.

Электрический заряд жидкости создается заряженными молекулами (ионами), растворенными в жидкости. Полупроницаемая природа нейрональной мембраны несколько ограничивает движение этих заряженных молекул, в результате чего некоторые из заряженных частиц имеют тенденцию концентрироваться либо внутри, либо вне клетки.

Между сигналами потенциал мембраны нейрона удерживается в состоянии готовности, называемом потенциал покоя . Подобно растянутой резиновой ленте, ожидающей начала действия, ионы выстраиваются по обе стороны от клеточной мембраны, готовые мчаться через мембрану, когда нейрон становится активным и мембрана открывает свои ворота (то есть натрий-калиевый насос, который обеспечивает движение ионов через мембрану). Ионы в областях с высокой концентрацией готовы двигаться в области с низкой концентрацией, а положительные ионы готовы двигаться в области с отрицательным зарядом.

В состоянии покоя натрий (Na + ) находится в более высоких концентрациях вне клетки, поэтому он будет иметь тенденцию перемещаться внутрь клетки. Калий (K + ), с другой стороны, более сконцентрирован внутри клетки и имеет тенденцию перемещаться из клетки (рис. 3). Кроме того, внутренняя часть клетки заряжена немного отрицательно по сравнению с внешней. Это оказывает дополнительную силу на натрий, заставляя его двигаться в клетку.

Рисунок 3 . При потенциале покоя Na + (синие пятиугольники) более высоко сконцентрированы вне клетки во внеклеточной жидкости (показаны синим цветом), тогда как K + (фиолетовые квадраты) более сильно сконцентрированы вблизи мембраны в цитоплазме или внутриклеточной жидкости. Другие молекулы, такие как ионы хлора (желтые кружки) и отрицательно заряженные белки (коричневые квадраты), способствуют возникновению положительного суммарного заряда внеклеточной жидкости и отрицательного суммарного заряда внутриклеточной жидкости.

Из этого состояния потенциала покоя нейрон получает сигнал, и его состояние резко меняется (рис. 4). Когда нейрон получает сигналы от дендритов (из-за того, что нейротрансмиттеры от соседнего нейрона связываются с его рецепторами), на мембране нейрона открываются маленькие поры или ворота, позволяя Na + ионов, движимые как разностью заряда, так и концентрацией, перемещаются в клетку. При таком притоке положительных ионов внутренний заряд клетки становится более положительным. Если этот заряд достигает определенного уровня, называемого порогом возбуждения , нейрон становится активным и начинается потенциал действия. Этот процесс, когда заряд клетки становится положительным или менее отрицательным, называется деполяризацией .

Многие дополнительные поры открываются, вызывая массивный приток Na + ионов и огромный положительный всплеск мембранного потенциала, пик потенциала действия. На пике спайка натриевые ворота закрываются, а калиевые открываются. Когда положительно заряженные ионы калия уходят, клетка быстро начинает реполяризацию. Сначала он гиперполяризует , становясь чуть более отрицательным, чем потенциал покоя, а затем выравнивается, возвращаясь к потенциалу покоя.

Рисунок 4 . Во время потенциала действия электрический заряд на мембране резко меняется.

Этот положительный всплеск представляет собой потенциал действия : электрический сигнал, который обычно движется от тела клетки вниз по аксону к окончаниям аксона. Электрический сигнал движется вниз по аксону подобно волне; в каждой точке часть ионов натрия, попадающих в клетку, диффундирует к следующему участку аксона, поднимая заряд выше порога возбуждения и запуская новый приток ионов натрия. Потенциал действия движется вниз по аксону к терминальным пуговицам.

Видео 2.   Свет, камера, возможности действия!

Потенциал действия — это явление типа «все или ничего». Проще говоря, это означает, что входящего сигнала от другого нейрона либо достаточно, либо недостаточно для достижения порога возбуждения. Между ними нет промежуточного состояния, и потенциал действия нельзя отключить после его начала. Думайте об этом как об отправке электронного письма или текстового сообщения. Вы можете думать об отправке сколько угодно, но сообщение не будет отправлено, пока вы не нажмете кнопку отправки. Кроме того, как только вы отправите сообщение, его уже не остановить.

Поскольку все или ничего, потенциал действия воссоздается или распространяется с полной силой в каждой точке вдоль аксона. Подобно зажженному фитилю фейерверка, он не гаснет, когда движется по аксону. Именно это свойство «все или ничего» объясняет тот факт, что ваш мозг воспринимает травму отдаленной части тела, например, пальца ноги, так же болезненно, как и травму носа.

Как отмечалось ранее, когда потенциал действия достигает терминальной кнопки, синаптические пузырьки высвобождают свои нейромедиаторы в синапс . Нейротрансмиттеры проходят через синапс и связываются с рецепторами на дендритах соседнего нейрона, и процесс повторяется в новом нейроне (при условии, что сигнал достаточно силен, чтобы вызвать потенциал действия). Как только сигнал доставлен, избыточные нейротрансмиттеры в синапсе дрейфуют, расщепляются на неактивные фрагменты или реабсорбируются в процессе, известном как обратный захват. Повторное поглощение включает закачку нейротрансмиттера обратно в нейрон, который его высвободил, чтобы очистить синапс (рис. 5). Очистка синапса служит как для обеспечения четкого состояния «включено» и «выключено» между сигналами, так и для регуляции производства нейротрансмиттеров (полные синаптические везикулы обеспечивают сигналы, при которых нет необходимости производить дополнительные нейротрансмиттеры).

Рисунок 5 . Обратный захват включает перемещение нейротрансмиттера из синапса обратно в окончание аксона, из которого он был высвобожден.

Нейронную коммуникацию часто называют электрохимическим событием. Движение потенциала действия по длине аксона представляет собой электрическое событие, а движение нейротрансмиттера через синаптическое пространство представляет собой химическую часть процесса.

Смотреть

Видео 3.  Смотреть Как работают нервы? , чтобы увидеть, как нейроны взаимодействуют внутри тела.

Нейротрансмиттеры и лекарства

Существует несколько различных типов нейротрансмиттеров , высвобождаемых разными нейронами, и мы можем в общих чертах говорить о видах функций, связанных с различными нейротрансмиттерами (таблица 1). Многое из того, что психологи знают о функциях нейротрансмиттеров, получено из исследований воздействия наркотиков на психологические расстройства. Психологи, которые берут биологическая перспектива и акцент на физиологических причинах поведения утверждают, что психологические расстройства, такие как депрессия и шизофрения, связаны с дисбалансом в одной или нескольких нейротрансмиттерных системах. С этой точки зрения психотропных препаратов могут помочь улучшить симптомы, связанные с этими расстройствами. Психотропные препараты — это препараты, которые лечат психические симптомы путем восстановления баланса нейротрансмиттеров.

Dopamine is involved in mood, sleep, and learning; it can increase pleasure and suppress appetite. Gamma-aminobutyric acid is involved in brain function and sleep; it can decrease anxiety and tension. Glutamate is involved in memory and learning; it can increase learning and enhance memory. Norepinephrine is involved in heart and intestinal function and alertness; it can increase arousal and suppress appetite. Serotonin is involved in mood and sleep; it can modulate mood and suppress appetite.»>
Таблица 1. Основные нейротрансмиттеры и их влияние на поведение
Нейротрансмиттер Участвовал в Потенциальное влияние на поведение
Ацетилхолин Работа мышц, память Повышенное возбуждение, улучшенное познание
Бета-эндорфин Боль, удовольствие Снижение тревожности, снижение напряжения
Допамин Настроение, сон, обучение Увеличение удовольствия, подавление аппетита
Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) Функция мозга, сон Снижение тревожности, снижение напряжения
Глутамат Память, обучение Повышение обучаемости, улучшение памяти
Норадреналин Сердце, кишечник, настороженность Повышенное возбуждение, подавленный аппетит
Серотонин Настроение, сон Модулированное настроение, подавленный аппетит

Психоактивные препараты могут действовать как агонисты или антагонисты для данной нейротрансмиттерной системы. Агонисты — это химические вещества, которые имитируют нейротрансмиттер в месте рецептора и, таким образом, усиливают его действие. Антагонист , , с другой стороны, блокирует или препятствует нормальной активности нейротрансмиттера в рецепторе. Препараты-агонисты и антагонисты назначаются для коррекции специфического дисбаланса нейротрансмиттеров, лежащего в основе состояния человека. Например, болезнь Паркинсона, прогрессирующее заболевание нервной системы, связано с низким уровнем дофамина. Поэтому агонисты дофамина, которые имитируют эффекты дофамина путем связывания с дофаминовыми рецепторами, являются одной из стратегий лечения.

Некоторые симптомы шизофрении связаны со сверхактивной нейротрансмиссией дофамина. Нейролептики, используемые для лечения этих симптомов, являются антагонистами дофамина — они блокируют эффекты дофамина, связывая его рецепторы, не активируя их. Таким образом, они не позволяют дофамину, высвобождаемому одним нейроном, передавать информацию соседним нейронам.

В отличие от агонистов и антагонистов, действие которых основано на связывании с рецепторами, ингибиторы обратного захвата предотвращают транспортировку неиспользованных нейротрансмиттеров обратно в нейрон. Это оставляет больше нейротрансмиттеров в синапсе на более длительное время, усиливая его эффекты. Депрессию, которая постоянно связана со снижением уровня серотонина, обычно лечат селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС). Предотвращая обратный захват, СИОЗС усиливают действие серотонина, давая ему больше времени для взаимодействия с рецепторами серотонина на дендритах. Распространенные СИОЗС, представленные сегодня на рынке, включают прозак, паксил и золофт. Препарат ЛСД структурно очень похож на серотонин и воздействует на те же нейроны и рецепторы, что и серотонин. Психотропные препараты не являются мгновенным решением для людей, страдающих психическими расстройствами. Часто человек должен принимать лекарство в течение нескольких недель, прежде чем заметит улучшение, а многие психоактивные препараты имеют значительные негативные побочные эффекты. Кроме того, люди резко различаются по тому, как они реагируют на наркотики. Чтобы повысить шансы на успех, люди, получающие фармакотерапию, нередко также проходят психологическую и / или поведенческую терапию. Некоторые исследования показывают, что сочетание лекарственной терапии с другими формами терапии, как правило, более эффективно, чем какое-либо отдельное лечение (один такой пример см. в March et al., 2007).

Смотреть

Видео 4.  Рассмотрите процесс нейронной коммуникации в следующем CrashCourse видео по психологии:

Глоссарий

потенциал действия: электрический сигнал, который проходит вниз по аксону нейрона

агонист: лекарство, которое имитирует или усиливает эффекты нейротрансмиттера явление, что входящий сигнал от другого нейрона либо достаточно, либо недостаточно для достижения порога возбуждения

антагонист: лекарство, которое блокирует или препятствует нормальной активности данного нейротрансмиттера

аксон: большое расширение сомы ния связаны с дисбалансом в одном или более систем нейротрансмиттеров

дендрит:  ответвление сомы, которое получает входящие сигналы от других нейронов

деполяризация: когда заряд клетки становится положительным или менее отрицательным когда заряд клетки становится более отрицательным, чем ее потенциал покоя

мембранный потенциал: разность зарядов на мембране нейрона

Миелиновая оболочка: жирное вещество, которое изолирует аксоны

Нейрон: клетки в нервной системе, которые действуют как взаимосвязанные информационные процессоры, которые необходимы для всех задач химической системы

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *