Личностная зрелость в психологии: DSpace at Saint Petersburg State University: Invalid Identifier

Личностная зрелость и взаимоотношения с родителями молодых людей, проживающих с ними или отдельно

Социальная психология | Мир педагогики и психологии №9 (38) Сентябрь 2019

УДК 159.9.07

Дата публикации 30.09.2019

Бондарева Олеся Вячеславовна
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар, [email protected]
Маслова Наталия Евгеньевна
студент 4 курса Кубанского государственного университета, РФ, г. Краснодар, [email protected]

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема взаимоотношений молодых людей с родителями и процесса сепарации от них. Анализируются такие характеристики личности, как личностная зрелость и суверенность психологического пространства. В результате эмпирического исследования выявлено, что у молодых людей, проживающих отдельно от родителей, более близкие и доверительные отношения с ними, а также обнаружена связь суверенности психологического пространства личности с опытом сиблинговых отношений у респондентов и связь показателей личностной зрелости с самостоятельным проживанием и наличием работы у молодых людей.
Ключевые слова: личностная зрелость, суверенность психологического пространства личности, сепарация, детско-родительские отношения

Personal maturity and relationships with parents of young people living with them or separately

Bondareva Olesya Vyacheslavovna
candidate of psychological sciences, associate professor, Department of personality psychology and general psychology, Kuban State University, Russia, Krasnodar
Maslova Nataliya Evgenievna
4 year student of Kuban State University, Russia, Krasnodar

Abstract: This article discusses the problem of the relationship of young people with parents and the process of separation from them. It analyzes such personality characteristics as personality maturity and sovereignty of the psychological space. As a result of an empirical study, it was found that young people living separately from their parents had a closer and trusting relationship with them, as well as a connection was found between the sovereignty of the psychological space of the individual and the experience of sibling relationships among respondents, a connection between personality maturity indicators and separate living and the presence of work.
Keywords: personality maturity, sovereignty of the psychological space of the individual, separation, parent-child relationships

Сепарация – важный процесс обретения автономии, самостоятельности и независимости в жизни каждого человека. Б. Мур и Б. Файн отмечают, что на каждом возрастном этапе решаются свои специфические задачи, связанные с обретением ребёнком автономии и независимости [4]. Таким образом, сепарация – процесс длительный и характерный для всех возрастных этапов.

Особое место в нём занимает переезд молодых людей из родительской семьи и начало самостоятельного отдельного проживания. Чаще всего этот важный шаг совершают именно в молодости.  Причем, как отмечает Т.И. Сытько [8], сепарация подразумевает не только факт физического расставания и отделения, но и перестройку самих детско–родительских отношений. Взаимоотношения с родителями в этот период переходят на новый уровень, однако не всегда последние оказываются к этому готовы, а в ряде случаев они, сознательно или нет, оттягивают момент расставания с повзрослевшим ребёнком. Это, на наш взгляд, может оказывать влияние на формирование личностной зрелости молодых людей.

В нашем исследовании мы будет рассматривать данное понятие в рамках конструкта «зрелая личность – инфантильная личность», где под личностной зрелостью понимается соответствие личности нормативному уровню развития в контексте актуальных социальных ожиданий и требований к ней [3].

В содержание конструкта личностной зрелости, по А.В. Микляевой, входит широкий спектр характеристик, отражающих регуляторные, когнитивные, рефлексивные и нравственные особенности человека [2]. К ним относятся адекватная самооценка, способность к саморегуляции, опора на собственный жизненный опыт и ценность этого опыта и другие характеристики. Маленкова А.Ю. и Потапова Ю.В. утверждают, что зрелой личностью может считаться только человек, гармонично завершивший процесс сепарации [1].

С.К. Нартова-Бочавер процесс сепарации личности от значимого другого рассматривает в контексте обретения личностью суверенности. Софья Кимовна совместно с коллегами определяет психологическую, или личностную, суверенность как «способность человека контролировать, защищать и развивать своё психологическое пространство, основанную на обобщённом опыте успешного автономного поведения» [6]. В одной из своих статей она делает важный вывод о том, что суверенность психологического пространства личности можно рассматривать также как один из критериев личностной зрелости [5]. Согласно автору, формирование суверенности психологического пространства происходит в конфликтном взаимодействии со взрослыми, противостоянии их давлению, что подразумевает постепенное обособление и отделение от них, т.е. сепарацию, для обретения независимости и автономии [7].

Таким образом, личностная зрелость и суверенность психологического пространства личности тесно связаны с процессом сепарации и в целом с взаимоотношениями с родителями. Важность вопросов формирования зрелости и суверенности психологического пространства личности, а также неизбежность и значимость сепарационных процессов в жизни молодых людей определяют актуальность нашего исследования.

В своей работе мы задались вопросом, различаются ли у молодых людей, проживающих совместно или отдельно от родителей, такие личностные характеристики, как суверенность психологического пространства личности и личностная зрелость. Поиск ответа на данный вопрос и является целью исследования.

Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различия в показателях личностной зрелости и суверенности психологического пространства личности у молодых людей, проживающих раздельно или совместно с родителями.

Объект исследования: личностная зрелость и суверенность психологического пространства личности молодых людей.

Предмет исследования: различия степени личностной зрелости и суверенности психологического пространства личности молодых людей, проживающих раздельно или совместно с родителями.

В исследовании приняли участие 27 студентов в возрасте от 20 до 30 лет, среди которых 13 (11 девушек и 2 парней) проживают совместно с родителями и 14 (11 девушек и 3 парней) проживают отдельно от родителей.

Для исследования уровня личностной зрелости студентов была использована методика «Шкала самооценки личностной зрелости» А.В. Микляевой, для исследования психологического пространства личности применялся опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой–Бочавер, а также анкета, включающая в себя общие сведения об испытуемом, вопросы о раздельном либо совместном проживании с родителями, о взаимоотношениях с ними и с сиблингами, об отношении к родительским методам воспитания и другие.

В результате исследования были обнаружены значимые различия по уровню когнитивной зрелости студентов, проживающих совместно или отдельно от родителей (p≤0,05). Из этого следует, что проживающие отдельно от родителей молодые люди более ответственны и обязательны, гибко используют свой интеллект в различных ситуациях. Они более адекватно воспринимают окружающую действительность и принимают адекватные решения, опираясь на собственный жизненный опыт и его субъективную ценность. Можно предположить, что факт отдельного проживания респондентов развивает их навыки самообслуживания, а значит и чувство ответственности. Необходимость самостоятельно искать выход из различных ситуаций заставляет быть более гибкими и рациональными в своих решениях. Всё это расширяет их багаж жизненного опыта, на который они могут опираться в дальнейшем, в отличие от молодых людей, которые ещё не прошли этот этап сепарации.

Также была обнаружена тенденция к различиям по уровню суверенности временных привычек у данных групп респондентов (p≤0,1). Результаты говорят о том, что молодые люди, проживающие отдельно от родителей, лучше умеют сохранять и отстаивать свои временные границы. В их детстве, скорее всего, редко бывали ситуации, когда внезапно нарушался их привычный режим дня. В связи с этим они более склонны выбирать отдельное проживание в молодом возрасте, т.к. это позволяет им лучше защищать свои границы, не подстраиваться под режим, поведение и привычки других.

Интересно, что уровни суверенности личных вещей различаются у респондентов, имеющих или не имеющих опыт сиблинговых отношений. Так, у молодых людей, проживающих с родителями и не имеющих братьев и сестер, этот показатель выше (p≤0,05). Это может быть связано с тем, что часто в семьях с несколькими детьми им приходится делиться игрушками друг с другом,  личными вещами, одеждой. Причем порой от них требуют этого, а отказ делиться с братом или сестрой может понести за собой наказание либо осуждение. Таким образом, в психологическое пространство вещей ребёнка в семьях с несколькими детьми периодически «врываются», нарушая личностные границы, в то время как в семьях с одним ребёнком такого не происходит, т.к. он имеет больше прав и возможностей самостоятельно распоряжаться своими вещами и больше уверенности в том, что к ним без его ведома никто не притронется.

У молодых людей, проживающих с родителями и являющихся единственным ребенком в семье, выше уровень суверенности социальных связей (p≤0,1), что говорит об их более развитой способности создавать, поддерживать и развивать близкие, глубокие, интимные межличностные отношения, чувствовать и принимать ответственность за другого и за отношения с ним. У этих респондентов в детстве было больше возможностей проводить время со значимыми другими, друзьями и детьми, которые были им интересны. Это можно объяснить тем, что им не нужно было в детстве делить внимание близких с братьями и сестрами, не приходилось вмешивать сиблинговые отношения в отношения с друзьями. В результате они научились создавать крепкие связи с другими, в связи с чем не боятся отдаляться от родителей, обретать автономность, т.к. обладают уверенностью в надежности имеющихся у них связей с близкими людьми.

При этом у молодых людей, проживающих отдельно от родителей и имеющих братьев и сестёр, выше показатели суверенности физического тела (p≤0,1). Это может быть связано с тем, что в семьях с несколькими детьми выше частота физических контактов, различных прикосновений, объятий и иных тактильных взаимодействий. Поэтому молодые люди, имеющие братьев или сестер, привыкли к контактам подобного рода и не считают их вмешательством в своё пространство и нарушением границ. Можно сказать, что их физические границы сужены, поэтому непроизвольные прикосновения не вызывают у них негативных переживаний, они относятся к этому проще и снисходительнее. К тому же в связи с тем, что в семье несколько детей, внимание родителей распределяется между ними, поэтому попытки родителей, если таковые имелись, заставить ребёнка что–то сделать, надеть, съесть и т.п. имели меньшую интенсивность, а порой могли и вовсе не реализовываться до конца из–за того, что родители отвлекались на другого ребёнка и не успевали полностью контролировать каждого.

В то время как молодые люди, не имеющие братьев и сестер, в детстве были полностью в центре внимания своих родителей, которые могли жестко их контролировать в выполнении своих требований, в том числе связанных с суверенностью физического тела, например, заставлять ребёнка доедать невкусную пищу, жестче следить за положением его тела, походкой, осанкой, заставлять кого–то обнимать при встрече и т.д.

Интересные тенденции обнаружены также в сравнении выборок молодых людей, проживающих отдельно от родителей, в связи с наличием или отсутствием у них работы. Так, у работающих молодых людей выше уровни общей личностной зрелости и нравственной зрелости в частности (p≤0,1). Это означает, что живущие отдельно от родителей и работающие молодые люди более обязательны, ответственны, ориентированы на правила и нормы. Это может быть связано с тем, что на работе они вынуждены придерживаться определенных правил поведения, трудового распорядка, в связи с чем они более дисциплинированны. Они осознают свою ответственность перед собой и другими людьми, способны предвосхищать последствия своих действий, понимают важность и необходимость соблюдения правил как на работе, так и в обществе, в межличностных отношениях.

При этом у них более низкий уровень суверенности социальных связей (p≤0,1). Это говорит о том, что для них более характерно чувство отстраненности, отчужденности. Они менее склонны к поддержанию надежных, глубоких доверительных отношений с другими. Это может быть связано с отсутствием таких отношений в детстве, в результате чего выработалась неуверенность во взаимоотношениях с другими людьми, в их прочности.

Для исследования взаимоотношений молодых людей с родителями были использованы вопросы анкеты о характере взаимоотношений с ними, удовлетворенности этими отношениями, а также вопросы о том, какие стратегии и особенности поведения родителей молодые люди готовы перенять, а какие ни за что не будут использовать при воспитании своих детей.

По результатам заполнения респондентами анкеты можно заключить, что в целом большая часть молодых людей, как проживающих отдельно, так и совместно с родителями, утверждают, что они удовлетворены отношениями с ними (80%). В основном свои взаимоотношения с родителями молодые люди оценивают как близкие, доверительные, теплые, хорошие, дружеские, при этом некоторые отмечают, что отношения с матерью у них складываются лучше, чем с отцом.

В ответах на вопросы о стилях воспитания родителей молодые люди отвечали, что переняли бы у родителей заботу, поддержку, любовь, свободу выбора, дисциплинированность («Делу – время, потехе – час»), поддержку и дружеские взаимоотношения с детьми. Они не желают перенимать такие стратегии воспитания, как критика, применение физической силы, запреты, унижения и оскорбления, манипуляции и гиперопека. Некоторые отмечали отсутствие родителей в их жизни в психологическом плане (7%).

При этом молодые люди, проживающие отдельно от родителей, в половине случаев утверждали, что нет таких методов воспитания, которые они бы отказались перенимать у своих родителей. Они высоко оценивают свои взаимоотношения с родителями, уважают и ценят их стили родительского поведения, говорят о дружественной атмосфере в родительской семье и о том, что в своей хотят создать такую же. Среди молодых людей, проживающих вместе с родителями, лишь четверть дали подобные ответы.

По итогу качественного анализа анкетных данных можно заключить, что у молодых людей, проживающих отдельно от родителей, более доверительные и близкие взаимоотношения с ними. Это может свидетельствовать о том, что теплые, дружеские отношения с родителями дают молодым людям необходимую опору и поддержку для совершения такого важного шага на пути сепарации, как переезд и начало самостоятельной жизни.

Таким образом, по итогу проведенного исследования были получены следующие результаты:

у молодых людей, проживающих отдельно от родителей, выше уровень когнитивной зрелости, а также есть тенденция к более высокому уровню суверенности временных привычек;

среди молодых людей, проживающих совместно с родителями, у единственных детей в семье, выше показатель суверенности личных вещей, а также присутствует тенденция к более высоким показателям суверенности социальных связей по сравнению с молодыми людьми, проживающими вместе с родителями и имеющими сиблинговые отношения;

среди молодых людей, проживающих отдельно от родителей, у единственных детей в семье есть тенденция к более низким показателям суверенности физического тела;

среди молодых людей, проживающих отдельно от родителей, у работающих, выше уровни общей личностной и нравственной зрелости, а также имеется тенденция к более низкому уровню суверенности социальных связей;

у молодых людей, проживающих отдельно от родителей, более близкие и доверительные отношения с ними.

В целом можно сделать вывод, что при сравнении личностной зрелости и суверенности психологического пространства молодых людей, проживающих совместно или отдельно от родителей, имеется больше тенденций, чем значимых различий.

Данное исследование обнаружило связь суверенности психологического пространства личности с опытом сиблинговых отношений у респондентов, связь показателей личностной зрелости с самостоятельным проживанием и наличием работы у молодых людей. Полученные результаты могут быть полезны как самим молодым людям и их родителям для лучшего понимания ситуации и выстраивания наиболее благоприятной стратегии взаимоотношений, так и практикующим психологам, специализирующимся в вопросах семьи и воспитания, личностного роста и развития.


Список литературы

1. Маленова А.Ю., Потапова Ю.В. Феномен сепарации: определение проблемного поля исследования / А.Ю. Маленова, Ю.В. Потапова // ОмГУ. 2013. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-separatsii-opredelenie-problemnogo-polya-issledovaniya (дата обращения: 18. 06.2019).
2. Микляева А.В. Зрелость и инфантилизм личности в социальных представлениях различных поколений // АНИ: педагогика и психология. 2016. Том 5. № 4 (17). С. 473-477.
3. Микляева А.В. Шкала самооценки личностной зрелости: опыт разработки и апробации / А.В. Микляева// СИСП. 2017. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shkala-samootsenki-lichnostnoy-zrelosti-opyt-razrabotki-i-aprobatsii (дата обращения: 15.06.2019).
4. Мур Б. Психоаналитические термины и понятия / Б. Мур, Б. Файн. – М.: Класс, 2001. – 304 с.
5. Нартова-Бочавер, С. К. Психологическая суверенность как критерий личностной зрелости / С. К. Нартова-Бочавер // Феномен и категория зрелости в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М., 2007. С. 149–173.
6. Нартова-Бочавер, С. К. Психологическая суверенность личности: генезис и проявления : автореф. дис. … докт. психол. наук. / Нартова-Бочавер Софья Кимовна. – М., 2005.
7. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии / С. К. Нартова-Бочавер. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
8. Сытько Т.И. Структура и типы родительско–детских отношений в процессе семейной сепарации : дис. … канд. психол. наук (19.00.05) / Сытько Тамара Ивановна – Москва, 2014. – 213 с.

← Предыдущая статьяФормирование опыта творческой деятельности в процессе обучения начальному курсу географии

Следующая статья →Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Расскажите о нас своим друзьям:

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

||||||

ИСТОЧНИК:   Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 4. Ч. 1. С. 129-132.
РАЗДЕЛ:   Педагогические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Малярчук Наталья Николаевна, Семёнова Наталья Валерьевна
Тюменский государственный университет

Аннотация. Авторы статьи, показывая взаимосвязь понятий «личностная зрелость» и «социальная зрелость», отмечают их несинонимичность. Авторы приходят к выводу об эгоцентрической модальности некоторых характеристик личностной зрелости при отсутствии социальной направленности поведения человека. Именно в этом авторы видят недостатки личностно ориентированного образования. Раскрывая сущностные характеристики личностной и социальной зрелости, авторы предлагают образовательным учреждениям руководствоваться социально-личностным подходом в выборе воспитательных программ.

Ключевые слова и фразы: личностная зрелость, социальная зрелость, эгоцентрическая модальность, социальная направленность, личностно ориентированное образование, социально-личностный подход, personality maturity, social maturity, egocentric modality, social orientation, personali

Открыть полный текст статьи в формате PDF.
Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2002. 416 с.
  2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
  3. Голиков Н. А. Качество жизни учащейся молодёжи: социальные механизмы управления // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С. 60-65.
  4. Журавлёв А. Л. «Социально-психологическая зрелость»: обоснование понятия // Социальная психология. 2007. № 2. С. 44-54.
  5. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф., Атаханов Р. и др. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В. И. Загвязинского. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с.
  6. Колесников В. А. Гражданский патриотизм и гражданская политическая культура в современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3. Ч. 1. С. 84-90.
  7. Кон И. С. Социологическая психология. М. – Воронеж: Московский психолого-социальный институт; Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.
  8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2005. 352 с.
  9. Малярчук Н. Н., Семёнова Н. В. Роль преподавателя в повышении культурного уровня студенчества // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сб. ст. ХХIV междунар. науч.-методич. конф. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. С. 48-50.
  10. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды / пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 461 с.
  11. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. 480 с.
  12. Салихова Р. М. Развитие гражданского воспитания в России (историко-педагогический аспект) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9. Ч. 1. С. 153-156.
  13. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14-22.
  14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъектности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  15. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  16. Эриксон Э. Детство и общество / перевод А. А. Алексеева. СПб.: Университетская книга, 1996. 592 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru

Принцип зрелости | Хрустящие истории

  • Микела Ди Карло
  • Хруст
2 минуты чтения

Знаете ли вы, что личность со временем становится лучше? Психологи называют это « принципом зрелости ». Это когда люди становятся более экстравертными, эмоционально стабильными, приятными и добросовестными по мере взросления. Конечно, некоторые люди могут меняться меньше, чем другие, но в целом принцип зрелости применим ко всем.

Не знаю, как вы, а я определенно менее импульсивен и более уверен в себе, чем когда мне было 20 лет. И теперь я понимаю почему: наши личности могут адаптироваться, и это помогает нам справляться с вызовами, которые бросает нам жизнь .

По сути, согласно исследованиям, наши черты постоянно меняются, и к тому времени, когда нам исполняется 70–80 лет, мы претерпеваем значительные изменения.

И угадай что? В то время как люди привыкли думать о старении как об ухудшении и упадке, постепенная модификация нашей личности имеет некоторые удивительные преимущества: мы становимся более приятными и менее нервными .

Вы не являетесь единым и узким типом личности, — объясняет доктор Бенджамин Харди , автор книги «Личность не постоянна: освободитесь от самоограничивающих убеждений и перепишите свою историю». – В разных ситуациях и среди разных людей ты разный. Ваша личность динамична, гибка и зависит от контекста. Более того, ваша личность меняется на протяжении всей жизни гораздо больше, чем вы можете себе представить.

В частности, Харди утверждает, что мы можем изменить себя в любое время и в любом случае. На самом деле, наша личность, вероятно, сильно изменилась за эти годы, поскольку « человеческие существа — это незавершенные работы, которые ошибочно думают, что они закончены

». Другими словами, по мере того, как мы получаем больше жизненного опыта и преодолеваем трудности, наши пути постоянно исследуются, что заставляет нас расти.

Но как происходит это изменение? « Часто именно принятие возможностей или обязанностей выше (или кажущихся «неестественными» по отношению к) уровня ваших навыков и опыта способствует наибольшему росту. Если вы ждете, чтобы найти что-то, к чему испытываете немедленную или интуитивную страсть, то вы упустите большую часть величайших возможностей для роста и успеха.0016», — добавляет он.

Конечно, мы не меняем свою личность случайным образом. Однако, если вы ищете способы улучшить свою жизнь, знайте, что ключом к личной трансформации является « психологическая гибкость, а не чрезмерная привязанность к нашей нынешней идентичности или перспективам. Стать ненасытно приверженным будущей цели и принимать эмоции, а не избегать их — вот как происходят радикальные изменения

».

В конце концов, цель нашей жизни — это не то, что мы открываем, а то, что мы в конечном итоге выбираем сами благодаря нашей личной эволюции.

Давайте перестанем искать его и сделаем выбор, а затем позволим этому выбору изменить нас.

ростмышлениеличностьпсихологиязабота о себе

Психологическая зрелость — что это такое, признаки, уровни

Психологическая зрелость — многомерное понятие, не имеющее единого, устоявшегося определения на сегодняшний день. Психологическая зрелость человека – это особое состояние психических процессов и мировоззрения, позволяющее человеку быть самореализующейся личностью. Сюда входит умение устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать действительность и окружающих. Кроме того, в основе психологической зрелости человека лежит самостоятельность в удовлетворении основных необходимых потребностей, а также ответственность за свою жизнь и поступки.

Вся деятельность психологически зрелой личности направлена ​​на реализацию собственных способностей, эмоциональных потребностей, при соблюдении социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенный навык, который позволяет добиться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетами для такого человека являются задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и эмпатии, что позволяет общаться практически на любом уровне.

Что такое социально-психологическая зрелость

Личностная зрелость не приобретается и не зависит от паспортного возраста. Это скорее психологический возраст, который может быть совершенно разным у сверстников. Итак, человек, прошедший через множество различных ситуаций, научившийся их преодолевать и самостоятельно отвечающий за собственный выбор, является более зрелым в психологическом плане, чем тот, кто прожил все это время в одинаковых условиях с минимальным уровнем ответственности. У некоторых людей есть ощущение, что чем серьезнее человек и чем больше он загружен различными важными задачами, тем выше уровень его зрелости. Важно понимать собственные возможности и желания, чутко следуя внутреннему голосу, включающему не только интуицию, но и разум.

Психологическая зрелость дает ощущение гладкости и увеличивает гибкость — ни одно однажды установленное правило не является незыблемым. Человек понимает, что меняется он сам, окружающая действительность и потребности, а соответственно и способы взаимодействия должны меняться.

В действиях зрелого человека много естественности, он не будет силой воли скрывать слезы, когда ему очень грустно, и не будет держать серьезное лицо, когда ему смешно. Такая свобода рождается из полного принятия себя, глубокого знания своих психологических особенностей и малой подверженности манипулированию. Социальные стереотипы над такими людьми практически не властны, потому что в выборе пути и собственных реакций они руководствуются внутренними ощущениями, собственными потребностями.

Принятие себя и мира с его законами, смертью, страданиями и человеческими недостатками позволяет быть в большей гармонии и не пытаться изменить то, что существовало тысячелетиями. Ресурсы тратятся на нужное и полезное: на собственное развитие и деятельность, приносящую результат. Такие люди в результате живут более наполненной жизнью и довольно спокойно принимают смерть, в отличие от тех, кто играет с ней в прятки все время, так и не совершив ничего стоящего.

Психологически зрелые люди выделяются из толпы не только поведенческими реакциями, но и внешне, обычно их образ достаточно экстравагантен, так как нет желания поддерживать общие тенденции. У них также нет претензий к скуке и желанию убить время – они полны живого интереса к миру и жизни, часто безрассудны, и единственное, о чем они могут сожалеть, – это ограниченность физического воплощения.

Психологическая зрелость человека может проявляться и формироваться исключительно в социальной среде. Соответственно, на пути взросления человек проходит необходимые этапы и процессы взросления личности. Это некое гармоничное сочетание, в том числе физической зрелости и психологического возраста. На каждом возрастном интервале есть какие-то особые необходимые психологические проявления, свидетельствующие о гармоничном процессе развития, при застревании на одном из этапов происходит торможение личностного созревания, присутствует инфантилизация.

Многие психологи определяют личностную зрелость через экзистенциальный процесс поиска смысла собственного существования и принятия на себя ответственности в проявлении свободы выбора. Помимо таких глубоких и серьезных категорий, существуют измеримые внешние признаки психологической зрелости. Сюда в первую очередь относится заинтересованность человека не только в индивидуальных потребностях, своем существовании и теле, но и в делах других. Такой человек будет заботиться о своей семье, помогать друзьям, участвовать в процессах, формирующих социальное состояние. Интерес проявляется не только в ближайшем ограниченном кругу, но и в многочисленных социальных группах (трудовой коллектив, государственные процессы, религиозные традиции и др.). Умение оценивать себя со стороны позволяет устанавливать глубокие и конструктивные социальные отношения, которые строятся на взаимном доверии, симпатии, искренности, уважении и терпимости.

Социально-психологическая зрелость позволяет человеку контролировать и прогнозировать собственные эмоциональные проявления. Это способствует проявлению толерантности, но не усилиями воли, а благодаря широкому кругозору и принятию как собственных внутренних особенностей, так и других людей. Контроль своих эмоций позволяет выражать их в социально приемлемой форме, указывая на свое отношение и не оскорбляя чувства других.

Зрелая личность достаточно целостна и гибка в своих проявлениях. То есть у нее всегда есть система ценностей и важных целей, достижение которых всегда будет соответствовать морально-этической концепции человека. Чувство юмора и самоанализ также приобретаются в период психологической зрелости и отражают высокий уровень психического развития.

Социальная зрелость не является тождественным понятием психологической зрелости. Он отражает исключительно аспект социального взаимодействия, в котором учитывается адекватность, предсказуемость и устойчивость личности. Это отражает независимость человека в жизни, когда он не нуждается в физической, материальной или психологической поддержке со стороны окружающих, при полной дееспособности в этом вопросе. Это включает в себя возможность самостоятельно решать свои бытовые проблемы, быть в состоянии обеспечить свое питание и проживание.

Социально-психологическая зрелость напрямую связана с ответственностью, как в личностном проявлении по отношению только к самому себе, так и на социальном уровне, где задействованы другие личности. Если психологическая зрелость заботится о развитии и реализации потенциала личности, то социальная зрелость предполагает направленное поведение человека, способствующее развитию человечества в целом.

Даже механизмы психологической защиты зрелой личности не находятся на примитивном уровне: среди них будет интеллектуализация, сублимация, рационализация вместо вытеснения и агрессии.

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст — понятия тесно связанные, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их бывает от четырех до пятнадцати. К основным признакам относятся:

— естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональная реакция. Это предполагает свободное и открытое самовыражение, но в то же время уважение к принятым социальным нормам. Зрелый человек будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающих, соблюдая этикет и толерантность;

— относительная вовлеченность в мировые процессы. Человек осведомлен о главных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно самостоятелен в своих суждениях, чтобы не поддаваться пропаганде и манипуляциям. Доля юмора и отстраненность позволяют не слишком эмоционально включаться в мировые социальные процессы, что дает независимость;

— в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого происходит принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются трансформироваться в более удобные и выгодные варианты;

— наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет вас совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди таких целей обычно есть что-то, имеющее высокую духовную или практическую ценность для многих людей, а не польза в настоящий момент;

— процесс достижения целей не корректирует нравственные ценности и стремления личности. Чувствительность к несправедливости, неумение предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбрать путь достижения в рамках своей нравственной концепции;

— Отношения, построенные в узком личном кругу, обычно длительные, глубокие, открытые. В условиях такого взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познании внутреннего мира, как своего, так и чужого;

— творчество и чувство юмора. Эти проявления спонтанны и естественны, а их бытовая ситуация и профессиональные вопросы подходят для их проявления. Кроме того, такое восприятие распространяется на собственные качества и отношения с окружающими. Он позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.

Естественно, сюда автоматически включаются все факторы, определяющие полную и уголовную ответственность совершеннолетнего лица. Зрелый человек способен нести ответственность, в силу любых законодательных актов и требований документов.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости во многом измеряется степенью его социализации, поскольку основные черты относятся именно к социальному взаимодействию и структуре личности. Сюда можно отнести широту социальных контактов, которые могут быть на уровне взаимодействия с конкретным человеком, группой людей или человечеством. Чем шире круг, с которым человек способен взаимодействовать, тем выше уровень его зрелости. Кроме того, учитывается характер этого социального взаимодействия, которое может заключаться в присвоении и использовании чужих достижений в процессе контакта или в сознательном воспроизведении с целью совершенствования. Важным критерием является социальная компетентность, отражающая способность человека ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях и социальных нормах.

Среди внутренних характеристик уровень зрелости отражает количество проявленной теплоты по отношению к другому в сочетании с чуткостью, благодаря чему забота не превращается в навязчивость. Принятие себя и других помогает установить безопасные отношения, способность раскрываться и развиваться. Чем выше уровень понимания и принятия себя, тем выше способность формировать адекватное конструктивное взаимодействие.

Высокий уровень зрелости личности состоит из высокого развития чувства ответственности и терпимости. Чем выше стремление к саморазвитию и чем оно эффективнее и быстрее, тем выше уровень психологической зрелости. Этому способствует позитивное мышление и открытое отношение к миру. Развитие и совершенствование личности не прекращается ни после достижения физической автономии, ни после социальной независимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *