Комплекс неполноценности и его влияние на развитие личности: Комплекс неполноценности и его влияние на развитие личности

Комплекс неполноценности и его влияние на развитие личности



51

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСОВ В ПСИХОЛОГИИ……………………..5

1.1.Общее понятие комплекса в психологи, психология комплексов в теории К.Юнга в сравнении с теорией З.Фрейда………………………………………….5

1.2Понятие  комплекса неполноценности в концепции А.Адлера………………8

1.3 Причины  возникновения комплекса неполноценности личности………….11

2.ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И КОМПЛЕКСА ПРЕВОСХОДСТВА………………………………………………………………..13

3.ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ……………… …20

3.1. Почему развивается комплекс неполноценности…………………………….20

3.2.Влияние оценки родителей на формирование самооценки ребенка…………25

3.3. Роль комплекса неполноценности в жизни личности……………………….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. …50

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Человеку не следует стремиться искоренять свои комплексы, а следует прийти с ними в согласие: они законно являются тем, что направляет поведение человека в мире.

(Зигмунд ФРЕЙД)

Изучение комплекса неполноценности относится к области психоанализа и теории личности, где исследования проводились такими видными психологами, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг и др. Из российских ученых заметными работами в данной области проблем стали труды Л. Выготского, Р. Немова и др Понятие компенсации, центральное для индивидуальной психологии Адлера, впоследствии становится основой  дефектологической концепции Л.С. Выготского.

Вместе с тем, в современных исследованиях отсутствует однозначное понимание сущности этого качества, его психологической структуры, условий, факторов и механизмов развития. Сложность изучаемого феномена состоит в трудности фиксирования «чистого» факта его проявления, а также в неоднозначности трактовки современными исследователями понятия «комплекс неполноценности», что свидетельствует о необходимости дополнительных исследований в данной области.

Актуальность данной темы заключается в том, что болезненное переживание собственной неполноценности не только  не способствует личностному росту, а может наоборот породить у человека неуверенность в своих силах, что создаст ему многочисленные проблемы. Если переживания своей неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, он утрачивает способность к развитию своих творческих сил и дарований. Не чувствуя возможностей для подлинной компенсации неполноценности, человек избирает извращенные пути. Проблемы начинаются, когда в сложном внутреннем механизме побуждений и ограничений происходит перекос. Из-за него закомплексованный человек на своем жизненном пути сворачивает в тупики, безрассудно лихачит на виражах либо беспомощно застывает на обочине. И тут уже не обойтись без наладчика этого механизма — психотерапевта, который поможет предотвратить серьезную аварию.

Объект – комплекс неполноценности

Предметом исследования – факторы возникновения и психологические особенности проявления комплекса неполноценности.

Цель работы – рассмотреть факторы формирования, психологические особенности проявления комплекса неполноценности и его роль в развитии личности.

Задачи работы:

1.      Изучить сущность и основные компоненты комплекса неполноценности личности.

2.      Описать механизмы формирования комплекса неполноценности.

3.      Определить взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства.

4.      Обозначить роль комплекса неполноценности в развитии личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСОВ В ПСИХОЛОГИИ

 

 

1.1 Общее понятие комплекса в психологи, психология комплексов в теории К.Юнга в сравнении с теорией З.Фрейда

 

Комплекс несет в себе определенную энергию и образует как бы отдельную маленькую личность. Отдельные комплексы, образуя вкупе целостную структуру психики индивида, являются сравнительно автономными группами ассоциаций, имеющих тенденцию жить своей собственной жизнью отдельно от его намерений. Иначе комплекс можно определить как эмоционально загруженный психический фрагмент или элемент, представленный в виде некоей последовательности или структуры связанных друг с другом идей и образов, сконцентрированных вокруг центрального ядра. Изучение этого ядра обнаруживает присутствие архетипического образа. Комплекс, помещаясь в бессознательной части структуры психики, представляет собой совершенно нормальное явление в противоположность пониманию Фрейда, который считал комплексные проявления патологическими[16-114].

Процессы, протекающие в сознании и бессознательной сфере, следуют различным принципам. Принципом сознания являются отражение, рефлексия; бессознательное следует принципу автономности. Бессознательное рефлектирует не внешний мир, а само себя. Это происходит потому, что в каждом индивиде живет настоятельное стремление к внутреннему единству, при котором различные комплексы, противоположности, все составляющие его личности уравновешивали бы друг друга, а сознание находилось бы в обоюдной связи с бессознательным. Для Юнга личность выглядела как результат некоего усилия, достижения, а не просто как нечто дарованное. «Если бессознательное вместе с сознанием может восприниматься как взаимоопределяющий фактор, если мы сможем жить так, чтобы максимально учитывать потребности сознательного и бессознательного, тогда сместится центр тяжести всей нашей личности. Он перестанет пребывать в эго, которое вряд ли является единственным центром психики, и окажется в гипотетической точке между сознательным и бессознательным. Этот новый центр можно было бы назвать «самостью»[20-218].

К. Г. Юнг – известный ученый-психолог, ученик и оппонент З. Фрейда. Именно он  ввел понятие «комплекса», ставшего одним из фундаментальных понятий всех направлений глубинной психологии.

Так, например, в «Психопатологии повседневной жизни» Фрейд объясняет проявление промахов («ошибочных действий») воздействием именно таких эмоциональных групп представлений, существующих в бессознательной сфере. Комплексы являются «отколовшимися психическими частями личности, особыми структурами, наделенными психическим содержанием, ведущими непознаваемое существование в темных глубинах бессознательного, откуда им удается в любое время подавлять или стимулировать сознательную активность».

Когда мы называем комплексы чуждыми для сознания «частичными душами», то этим мы подчеркиваем их относительную самостоятельность и их значение, это идет гораздо дальше рамок протекания ассоциаций. Комплексы представляют собой существенный компонент невротического заболевания: «Комплекс является психической властью, которая противостоит сознательным намерениям, свободе сферы Я»[8].

Позиции Юнга и Фрейда расходятся уже в подходе к понятию «комплекс». Согласно взглядам Фрейда на психику отщепленные эмоциональные группы в сфере бессознательного являются чуть ли не всегда сексуальными желаниями, которые вытесняются из-за пережитых в прошлом мучительных впечатлений и психических травм, а потому и имеют они всегда только негативное значение. Юнг же понимает комплекс в более широком смысле: то, что является чуждым и далеким для сознания, то, что последнему не удается ассимилировать без прикладывания значительных усилий, естественно может иметь сексуальную природу, да таковым часто и является – но отнюдь не всегда[20-121]. А, кроме того, комплексы могут оказываться не только помехой, но и стимулом к большим достижениям, приводящим еще к большему успеху. Комплексы являются чем-то незавершенным – а таковым в человеке может быть многое, как, например, стремление к наслаждению, власти или к агрессии, так и к реализации духовной задачи, выполнению нравственных обязанностей или столкновению с метафизическими принципами. Уже здесь проявляется явное различие между видением человека в классического психоанализе (концентрирующемся на сексуальности) и в психологии комплексов. Мы не только существа-животные, то есть, не только подчинены власти влечений – и таким образом, якобы сводимы к обусловленности влечениями, – но нам еще навязана задача стать совершенными, интегрируя в себе все заложенное в нас, как природные качества, так и духовность. Кто не обращен к обеим этим сторонам жизни, тот превращает их в комплекс, а иногда и в узловой пункт невроза. «Отщепившиеся части психики», то есть комплексы, чаще всего имеют своей причиной «нравственный конфликт, который свой последний повод имеет в кажущейся невозможности человеческого существа добиться завершенности (целостности)». В результате чего осознание комплекса может иметь еще и связанный с будущим, продуктивный характер. И, конечно же, «невозможно полностью обойтись без комплексов, так как иначе психическая активность затихнет».

В своих исследованиях бессознательной сферы Юнг опирается на авторов, которые подобно Бахофену исследовали доисторический и ранний исторический период человечества. Юнг использует данные не только этнологии, но и истории религии, мифы, саги. Но научные работы и методы исследований Юнга, как и его неподражаемые образцы различных проявлений (гештальтов) коллективного бессознательного являются самостоятельным банком данных, возникшим в результате практического опыта, накопленного Юнгом.

 

 

 

 

 

1.2.Понятие комплекса неполноценности в концепции А.Адлера

 

Впервые комплекс неполноценности  обстоятельно описал немецкий психиатр и психолог Альфред Адлер, основоположник Индивидуальной Психологии. Собственно он сделал этот комплекс краеугольным камнем своего психоанализа. В своей теории комплекса неполноценности Адлер опирается на философию «фикционализма» разработанную немецким философ-позитивистом Гансом Файхингером. В работе «Философия «как если бы» Файхингер выдвинул тезис о том, что поведение большинства людей определяется социальными фикциями («Все люди равны в своих возможностях», «Чтобы добиться успеха, главное — желание»), которые совершенно не соответствуют действительности. «В погоне за такими фикциями, — пишет исследователь творчества Адлера А.М. Боковиков, — люди понапрасну растрачивают свои силы и энергию, так ничего реально и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследуют цель достижения фиктивного превосходства над людьми». Также данным феноменом занимались такие ученые-психологи как М.К. Акимова; Б.М. Кедров; В.Т. Козлов; Г. Ревеж; А.И. Сухарева; И.С. Якиманская.

Свою идею Комплекса Неполноценности, впоследствии заменённой Комплексом Недостаточности, Адлер выдвигает в 1907 году в  работе «Неполноценность (недоразвитостость) органа и ее физическая компенсация». Адлер выдвинул идею, что «физиологическая недостаточность может быть скомпенсирована развитием других органов или функций человека». Адлер замечал, что это понятие подтверждается элементарным наблюдением за индивидуальной судьбой. Более того, как раз недостаточное развитие органа подчас и провоцирует компенсацию, и компенсационный орган начинает работать даже лучше, чем он работает в норме. У Адлера был типичный лекционный пример с оратором Демосфеном. Совершенно явная неполноценность заикающегося в детстве Демосфена, заканчивается тем, что он превращается в великого оратора, за счёт воли, тренировки и необыкновенных усилий. Адлер обратил внимание, работая врачом с цирковыми артистами, что наиболее отважными, смелыми были коротышки с многочисленными физическими недостатками. Комплекс неполноценности, по Адлеру, не следует понимать, как нечто патологическое, указывающее на болезнь. Неполноценность — нормальное, естественное для человека чувство, которое является причиной и стимулятором  поступков и мотиваций. Для примера можно взять Адлеровскую точку зрения,  почему некоторые выдающиеся спортсмены  глупы, а многие интеллектуалы «дохлые». Адлер считал, что если человек от природы обладает физически красивым и здоровым телом, то соответственно у него не возникает комплекса неполноценности по отношению к женщинам, например. Он  нравится женщинам, гордится своим телом, и поэтому ему ничего не надо делать больше  для того, чтобы иметь у них успех, и ничто не «провоцирует» у него совершенствование других качеств для «завоевания» партнёрши. Если же человек от природы лишен этого физического совершенства, то для того чтобы выстоять в этой конкурентной борьбе в завоевании женщины, ему нужно это скомпенсировать и развивать какую-то другую сторону своей личности. Какую, если физических данных нет? Естественно – интеллект. И таким образом, в конечном счете, он часто выигрывает. Потому что многие женщины ценят интеллект больше физических качеств. Адлер формулирует свой знаменитый тезис, который стал основой  всей его принципиальной философской позиции. Быть полноценным человеком – это значит обладать комплексом неполноценности, который способствует максимальному развитию человеческих способностей.

Все люди, по мнению А.Адлера, чувствуют себя неадекватными в определенных ситуациях, при столкновении с жизненными трудностями и осознании собственной беспомощности. Он проводит аналогию между зависимостью ребенка от семьи и взрослого от общества. В этом он видит истоки той человеческой слабости, которая и порождает чувство неполноценности. Сначала ощущение слабости, несовершенства, неспособности выражается в чувстве неуверенности в собственных возможностях, которое затем тормозит выполнение целенаправленных действий и ведет к самоуничижению.

Адлер полагал, что чувство неполноценности присуще каждому человеку. Обычно он определял его как положительную неудовлетворенность, которая продолжается, по крайней мере, так долго, «пока какая-нибудь задача или потребность не будет разрешена». Конечно, не всякое чувство неудовлетворенности можно рассматривать как чувство неполноценности. Это зависит а) от субъективной трудности задачи, т. е. степени переживания «Я сам», б) от социальной ситуации (что подумают или скажут другие?), в) от потребности в собственной значимости, неотделимой от межличностного контекста. Таким образом, по Адлеру, чувство неполноценности — полностью социально мотивированное чувство.

В более поздних работах Адлер различает а) чувство неполноценности и б) комплекс неполноценности. Последний он рассматривает как патологический результат развития чувства неполноценности, своеобразную болезнь личности, где неполноценность приобретает хронический гипертрофированный характер. Степень осознанности чувства неполноценности может широко варьировать в связи со стремлением к сохранению положительной самооценки.

Каковы условия порождения чувства неполноценности? Среди них сразу же после врожденных органических дефектов Адлер выделяет неправильное воспитание: избалованность, жестокость, равнодушие, авторитарность и т.п. [4-88]

Социальный характер чувства неполноценности вытекает уже из механизма его формирования, в основе которого лежит процесс непроизвольного, часто малоосознанного сравнения, соизмерения с окружающими, с их целями. Возможно, следует говорить о специфике такого рода сравнения, где одним из объектов сравнения является сам сравнивающий субъект. Характер такого сравнения красочно описывает М. Шпербер: «Нет ни одной пусть самой частной черты, ни одной ситуации, ни одного события, ни одного переживания, которые не могли бы вызвать чувства неполноценности. Оно может возникнуть во всех возрастах, но чаще всего в детстве. Чувство неполноценности всегда находит себе благоприятную основу: человек видит себя слишком малорослым или слишком длинным, слишком схожим с кем-то или совершенно отличным от всех других…»

Комплекс неполноценности и его влияние на развитие личности

Выбери предмет

Технические

Авиационная и ракетно-космическая техника

Автоматизация технологических процессов

Автоматика и управление

Архитектура и строительство

Базы данных

Военное дело

Высшая математика

Геометрия

Гидравлика

Детали машин

Железнодорожный транспорт

Инженерные сети и оборудование

Информатика

Информационная безопасность

Информационные технологии

Материаловедение

Машиностроение

Металлургия

Метрология

Механика

Микропроцессорная техника

Начертательная геометрия

Пожарная безопасность

Приборостроение и оптотехника

Программирование

Процессы и аппараты

Сварка и сварочное производство

Сопротивление материалов

Текстильная промышленность

Теоретическая механика

Теория вероятностей

Теория игр

Теория машин и механизмов

Теплоэнергетика и теплотехника

Технологические машины и оборудование

Технология продовольственных продуктов и товаров

Транспортные средства

Физика

Черчение

Электроника, электротехника, радиотехника

Энергетическое машиностроение

Ядерные физика и технологии

Другое

Естественные

Агрохимия и агропочвоведение

Астрономия

Безопасность жизнедеятельности

Биология

Ветеринария

Водные биоресурсы и аквакультура

География

Геодезия

Геология

Естествознание

Землеустройство и кадастр

Медицина

Нефтегазовое дело

Садоводство

Фармация

Химия

Хирургия

Экология

Гуманитарные

Актерское мастерство

Английский язык

Библиотечно-информационная деятельность

Дизайн

Документоведение и архивоведение

Журналистика

Искусство

История

Китайский язык

Конфликтология

Краеведение

Криминалистика

Кулинария

Культурология

Литература

Логика

Международные отношения

Музыка

Немецкий язык

Парикмахерское искусство

Педагогика

Политология

Право и юриспруденция

Психология

Режиссура

Реклама и PR

Религия

Русский язык

Связи с общественностью

Социальная работа

Социология

Физическая культура

Философия

Французский язык

Этика

Языки (переводы)

Языкознание и филология

Экономические

Анализ хозяйственной деятельности

Антикризисное управление

Банковское дело

Бизнес-планирование

Бухгалтерский учет и аудит

Внешнеэкономическая деятельность

Гостиничное дело

Государственное и муниципальное управление

Деньги

Инвестиции

Инновационный менеджмент

Кредит

Логистика

Маркетинг

Менеджмент

Менеджмент организации

Микро-, макроэкономика

Налоги

Организационное развитие

Производственный маркетинг и менеджмент

Рынок ценных бумаг

Стандартизация

Статистика

Стратегический менеджмент

Страхование

Таможенное дело

Теория управления

Товароведение

Торговое дело

Туризм

Управление качеством

Управление персоналом

Управление проектами

Финансовый менеджмент

Финансы

Ценообразование и оценка бизнеса

Эконометрика

Экономика

Экономика предприятия

Экономика труда

Экономическая теория

Экономический анализ

EVIEWS

SPSS

STATA

Что вызывает комплекс неполноценности?

Как и большинство психологических состояний, комплекс неполноценности представляет собой многослойное расстройство, которое обычно имеет более одной причины. От детских травм до встреч во взрослом возрасте, есть много переживаний, которые могут вызвать чувство неполноценности, которое влияет на человека на протяжении всей его жизни.

Выявление причин комплекса неполноценности может помочь вам преодолеть токсичный мыслительный процесс, согласно энциклопедии New World. (1)

Теория Адлера: расстройство компенсации

Альфред Адлер, австралийский психолог, впервые описавший комплекс неполноценности в начале 1900-х годов, считал, что это расстройство связано с компенсацией, что означает, что человек проявляет определенное поведение, чтобы компенсировать свои негативные чувства. Если кто-то не может успешно компенсировать неадекватные убеждения о себе, у него может развиться комплекс неполноценности.

Адлер считал, что эти реакции начинаются в младенчестве, когда младенец по своей природе уступает взрослому. Он считал, что младенец, который чувствует себя беспомощным и неполноценным, пытается преодолеть эти эмоции, достигнув более высокого уровня развития. По словам Адлера, этот цикл компенсации чувства неполноценности следует за детьми на протяжении всей их жизни. По мере того, как дети лучше осознают свои недостатки и сравнивают себя с другими, у них начинают формироваться мысли о неполноценности, которые мотивируют их и направляют их действия.

Адлер назвал чувство неполноценности «минусовой ситуацией», которое становится мотивацией для того, что он называл «плюсовой ситуацией», которая побуждает ребенка в конечном итоге развивать рост и мастерство, необходимые для успешного прохождения взрослой жизни. (1)

Наиболее распространенные причины и триггеры комплекса неполноценности

Эксперты считают, что определенные факторы или их сочетание могут способствовать возникновению комплекса неполноценности.

Опыт детей и взрослых

Встречи в детстве и взрослой жизни могут вызвать комплекс неполноценности. Например, у детей, которые постоянно слышат неодобрительные замечания о поведении или способностях, могут развиться негативные убеждения о себе, которые со временем ухудшатся. Взрослые могут пережить тот же тип переживаний, который приводит к деструктивным разговорам с самим собой и — если этот негативный образ себя проявляется во многих аспектах жизни — в конечном итоге к комплексу неполноценности.

Состояние психического здоровья

Некоторые люди могут быть более склонны к развитию комплекса неполноценности. Например, люди с низкой самооценкой и пессимистичным взглядом уже подвержены риску развития чувства некомпетентности. Хотя чувство неполноценности может быть реальным или воображаемым, если у вас есть психическое заболевание, вы не сможете распознать и опровергнуть ложные или вредные представления о себе. Например, люди с депрессией в анамнезе более подвержены развитию комплекса неполноценности.

Физические проблемы

Люди, которым приходится преодолевать физические недостатки, с большей вероятностью могут развить комплекс неполноценности. Некоторые примеры включают проблемы с:

  • Ростом
  • Весом
  • Зрением
  • Речью
  • Чертами лица или тела
  • Силой

Адлер даже использовал комплекс неполноценности кого-то, кто использовал Наполеона Бонапарта в качестве примера физическая черта (его невысокий рост). Сейчас это широко известно как «синдром Наполеона». (1)

Социальные неблагополучия

Люди, выросшие в неблагополучных социальных условиях, часто испытывают чувство неполноценности. Например, человек с низким социально-экономическим статусом может с большей вероятностью развить комплекс неполноценности.

Культурные сообщения

Культурные идеалы могут вызвать комплекс неполноценности. Например, представление о том, что женщины должны иметь идеальное и стройное телосложение, может вызвать у некоторых чувство неполноценности. (2,3)

Связь с детством

Чрезмерно строгое воспитание может вызвать у кого-то чувство неполноценности. Например, родители, которые говорят своим детям, что они никогда не бывают достаточно хороши, могут иметь детей с глубоко укоренившимся чувством неудачи, которое никогда не исчезнет. Это может привести к их чрезмерной или недостаточной эффективности, в зависимости от того, как они реагируют.

Другие сценарии, которые могут подготовить почву для комплекса неполноценности в более позднем возрасте, включают чрезмерное давление со стороны сверстников, поддразнивание, соперничество между братьями и сестрами и другие переживания в детстве, которые могут заставить молодого человека чувствовать себя слабым, беспомощным и неполноценным, согласно Альянсу депрессии. . (4)

Комплекс неполноценности: причина другого комплекса?

Комплекс превосходства — состояние, при котором кто-то считает себя выше других — считается противоположностью комплекса неполноценности. Но Адлер считал, что чувство неполноценности, вероятно, влияет на поведение многих людей с комплексом превосходства.

Согласно трудам Адлера:

«Если человек хвастается, то только потому, что он чувствует себя неполноценным, потому что он не чувствует себя достаточно сильным, чтобы соревноваться с другими в полезной стороне жизни. Вот почему он остается на бесполезной стороне. Он не в гармонии с обществом. Кажется, это черта человеческой натуры, что когда люди — и дети, и взрослые — чувствуют себя слабыми, они хотят решать жизненные проблемы так, чтобы получить личное превосходство без всякой примеси общественного интереса. Комплекс превосходства — вторая фаза. Это компенсация комплекса неполноценности [чувства]». (5)

С другой стороны, Адлер также считал, что некоторые люди с комплексом неполноценности скрывают чувство превосходства, написав:

«Мы не должны удивляться, если в тех случаях, когда мы видим комплекс неполноценности [чувства], мы обнаруживаем комплекс превосходства. более или менее скрыто». (5)

Практический результат

Хотя единой причины комплекса неполноценности нет, расстройство, вероятно, коренится в недостатках детства и взрослой жизни, которые влияют на человека на протяжении всей его жизни. Большинство людей в какой-то момент будут чувствовать себя неполноценными, но если эти чувства переполняют их и негативно влияют на их жизнь, у них может возникнуть комплекс неполноценности.

Что такое комплекс неполноценности? Признаки и симптомы

Мы включаем продукты, которые мы считаем полезными для наших читателей. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию. Вот наш процесс.

У всех нас есть неуверенность. Но если вы одержимы недостатками или считаете, что не заслуживаете счастья, возможно, вы имеете дело с комплексом неполноценности.

Постоянные негативные разговоры с самим собой могут серьезно испортить повседневную жизнь. Но это не обязательно. Вот все, что вам нужно знать о признаках, последствиях и лечении комплекса неполноценности.

Что такое комплекс неполноценности?

Комплекс неполноценности — это хроническая низкая самооценка или глубоко негативное представление о себе из-за предполагаемой неадекватности. Американская психологическая ассоциация (АПА) описывает его как «основное чувство неадекватности и незащищенности, возникающее из-за реальной или воображаемой физической или психологической неполноценности».

Хотя комплекс неполноценности не является формальным состоянием, признанным Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам (DSM-5), он *может* быть признаком:

  • тревога
  • депрессия
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • другое психическое расстройство или расстройство личности

Помните, что комплекс неполноценности не является медицинским диагнозом. Эта концепция была придумана врачом и психотерапевтом Альфредом Адлером в 1907 году. Она прижилась в поп-культуре и некоторых кругах психологов, но эксперты и исследователи обычно называют ее низкой самооценкой.

Симптомы комплекса неполноценности могут включать:

  • чувство бесполезности
  • чувство тревоги или беспокойства
  • отсутствие мотивации
  • низкая самооценка и уверенность в себе
  • трудности с социальными навыками
  • плохая успеваемость на работе или в школе реакции в зависимости от личности человека. Для внешнего мира они могут:

    • казаться замкнутыми
    • искать внимания или лести
    • вести себя нервно или тревожно в присутствии других
    • кажутся эгоцентричными (делают все о себе и своих бедах)
    • изо всех сил пытаются завести друзей или сохранить отношения

    Комплекс неполноценности может быть вызван проблемами психического здоровья, такими как тревога или депрессия *или* внешними факторами, такими как негативные социальные давление или прошлые травмы.

    Факторы риска

    Не так много исследований причин возникновения комплекса неполноценности. Но исследователи провели исследования низкой самооценки.

    Небольшое исследование, проведенное в 2018 г., и опрос, проведенный в 2011 г., в котором приняли участие более 6000 подростков, выявили несколько факторов риска формирования негативного представления о себе: день

  • быть латиноамериканцем
  • быть женщиной

Опрос также выявил несколько факторов, которые повышают самооценку . Кажется разумным, что отсутствие этих положительных влияний может также повысить риск развития комплекса неполноценности:

  • вовлеченные родители
  • успехи в учебе или работе
  • физическая активность (особенно командные виды спорта)
  • более высокий доход семьи

В целом совокупность негативных внешних обстоятельств — будь то жестокое обращение, безработица или неудовлетворенность своим образом жизни смотреть — может привести к разрушительному чувству беспомощности и неполноценности. Легко увидеть, как расизм, сексизм, классизм и эйблизм могут снизить самооценку. Негативное представление в Интернете или в СМИ также может разрушить самооценку.

Депрессия

Депрессия может вызывать негативные мысли и чувство бесполезности.

Если вы испытываете депрессию, вполне логично, что спираль негатива, безнадежности и даже отсутствия мотивации может быть очень похожа на комплекс неполноценности. Конечно, не у всех людей с депрессией проявляются одинаковые симптомы, поэтому, если вы подозреваете депрессию, всегда лучше поговорить с врачом.

Тревога

Не у всех с низкой самооценкой есть тревожность.

Тем не менее, многие люди с тревогой — особенно с социальным тревожным расстройством — борются с чувством осуждения со стороны других и думают, что они не соответствуют требованиям.

Считать себя недостойным любви, счастья и успеха более чем бесполезно. Это потенциально разрушительно.

Постоянное чувство неполноценности может иметь несколько негативных последствий.

  • Тревога и депрессия. Трехлетнее исследование, опубликованное в 2017 году, показало, что низкая самооценка связана с более высоким риском развития тревоги и депрессии.
  • Проблемы с вниманием. В том же исследовании было обнаружено, что высокая самооценка действует как защита от развития синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ).
  • Суицидальные мысли . Отсутствие воли к жизни — серьезное, иногда фатальное следствие низкой самооценки. (Многие люди, имеющие суицидальные мысли, находят терапию полезной. Национальная горячая линия по предотвращению самоубийств также предлагает бесплатную конфиденциальную эмоциональную поддержку.)
  • Риск злоупотребления психоактивными веществами. Исследование, проведенное в 2018 году, показало, что низкая самооценка повышает риск пьянства и злоупотребления психоактивными веществами.
  • Социальная изоляция. Чувство неполноценности заставляет некоторых людей избегать общения с другими людьми. Это может иметь разрушительные последствия для вашего профессионального потенциала, свиданий и близости с людьми, которых вы любите.

Комплекс неполноценности не является медицинским диагнозом. Но это не значит, что вам не помогут!

Если вы боретесь с чувством бесполезности, беспомощности или низкой самооценки, поговорите со своим врачом или психотерапевтом. Расскажите им:

  • что вы чувствовали
  • как часто вы себя чувствуете
  • являются ли эти чувства хроническими или вызваны определенными ситуациями или людьми

Помните, что ваш комплекс неполноценности может быть признаком лежащей в основе депрессии, тревога или другая проблема психического здоровья. Будьте открыты и честны, чтобы ваш врач, терапевт или психиатр могли точно поставить диагноз, если это необходимо.

Многие люди страдают от незащищенности, синдрома самозванца и низкой самооценки. Один из первых шагов на пути к их преодолению — осознание того, что вы не одиноки. Обращение к другим людям, будь то друг или терапевт, может помочь вам освободиться от вечной петли негативных разговоров с самим собой.

Обращение за помощью при комплексе неполноценности окупится. Это смелый шаг к более счастливой и здоровой жизни!

Практикуйте позитивный внутренний диалог

Очень легко одна негативная мысль может привести к другой. Вместо того чтобы зацикливаться на своих предполагаемых недостатках и недостатках, попробуйте сделать себе комплимент. Выскажи это громко!

Позитивный разговор с самим собой помогает вам переписать сценарий в своей голове, постепенно поднимая себя от самоосуждения к доброму, любящему самоутверждению.

Двигайтесь

Знаете ли вы, что исследования выявили связь между физической активностью и самооценкой? Упражнения высвобождают всевозможные полезные вещества, от эндорфинов до серотонина.

Кроме того, вспотеть — это достижение — физическое доказательство того, что внутри вас есть сила и сила. У вас есть это!

Попробуйте терапию

Нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за профессиональной помощью для устранения негативного представления о себе. Ваш психотерапевт может помочь вам понять , почему вы имеете дело с чувством неполноценности, а затем предложить ряд механизмов преодоления.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), разновидность разговорной терапии, может быть особенно полезна людям, испытывающим тревогу или постоянные негативные мысли. С КПТ вы научитесь по-другому справляться со своими эмоциями. Вы сможете понять почему у вас есть определенные мысли, а затем придумывайте альтернативные точки зрения, когда эти мысли неверны или нездоровы.

Сложно точно предсказать, что произойдет, если вы не справитесь с комплексом неполноценности.

  • Вы можете упустить потенциальные отношения.
  • Вы не можете претендовать на работу или продвижение по службе, которые могут улучшить вашу жизнь.
  • Если ваш комплекс неполноценности является симптомом депрессии, беспокойства или другого психического расстройства, вы можете начать испытывать больше или больше симптомов.

В общем, кто знает, что вы упускаете, если комплекс неполноценности мешает вам быть самим собой? Обращение за помощью редко бывает легким, но обычно оно того стоит.

Полезные ресурсы для преодоления комплекса неполноценности

Беседы с врачом или психотерапевтом — золотой стандарт, но есть и полезные ресурсы для самопомощи.

  • Национальная горячая линия SAMHSA. Телефон доверия — это бесплатная информационная служба для лиц и членов их семей, столкнувшихся с психическими расстройствами и/или расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ.
  • АЕТАС . Это приложение, разработанное терапевтом, включает в себя тест на самопознание и упражнения, предназначенные для перезаписи негативных, навязчивых мыслей.
  • Санвелло . Это приложение на основе когнитивно-поведенческой терапии создано, чтобы помочь людям справиться с тревогой, депрессией и стрессом.
  • Сдвиг разума. Этот инструмент управления стрессом научит вас новым способам справляться с тревогой и поможет вам лучше понять связь между телом и мозгом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *