Комплекс неполноценности по адлеру: Комплекс неполноценности Адлер | Сверхкомпенсация, гиперкомпенсация: VIKENT.RU

Содержание

Как работает комплекс неполноценности в душе и теле: психология Альфреда Адлера

28 мая – День памяти австрийского психолога и мыслителя, создателя системы индивидуальной психологии Альфреда Адлера. В 1907 году в свет вышла его работа «О неполноценности органов», где Адлер сформулировал концепцию болезни как нарушения гармонии органа с его средой, которую организм стремится компенсировать. Иначе говоря, Адлер заговорил о научности взаимосвязи состояния тела и психики, сделав упор на принцип компенсации: наши внутренние органы, подобно нашей личности, стремятся к полноценности и балансу – это и есть универсальный механизм жизнедеятельности всего организма.

 

 

 

Зарождение мысли

Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 года в Вене. Несколько раз будущий психолог был близок к смерти: дважды едва не был убит в уличных драках, а ранее, когда он заболел тяжёлой пневмонией в пятилетнем возрасте, семейный врач посчитал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика.

Эта история повлияла на решение Адлера в будущем стать врачом.

Но больше всего его тяготило постоянное соперничество со старшим братом. Дома он не чувствовал равенства и не мог насладиться самоуважением. Полученный опыт борьбы он отразит позже в своих трудах, в которых подчеркнет важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. Начав практику сначала как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления, Адлер вскоре, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, свои профессиональные устремления переместил в сторону неврологии и психиатрии.

 

Фрейд и Адлер: различия

Поначалу Адлер примыкал к сторонникам австрийского психолога, известнейшего основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Но затем основал собственную школу, обособив свои идеи от идей Фрейда принципиальными различиями.

Мнение обоих психологов объединяет тезис об определяющей роли влечений и бессознательного в психике. Но если Фрейд находил обоснование своей теории физиологическое, утверждая, что лишь сексуальное влечение является первичным, базовым уровнем мотивации человека, то Адлер обосновывал свои идеи социумом, считая, что подлинной движущей силой личности является обобщённое чувство неполноценности. Он концентрировал своё внимание на отношении личности и окружающего мира. Главный биологический факт для Адлера – это не инстинктивное сексуальное поведение ребенка (согласно Фрейду), а то, что ребёнок чувствует себя маленьким и беспомощным в мире взрослых. Согласно Адлеру, ранние попытки детей адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они вырабатывают превосходство над другими в качестве способа обрести самоутверждение и достигнуть успеха.

 

 

Таким образом, Адлер, в отличие от Фрейда, утверждал, что люди могут быть поняты исключительно только как социальные существа, живущие в окружающей среде и взаимодействующие с ней. Все действия человека происходят в социальном контексте, нельзя изучать людей изолировано – и в этом смысле внутриличностное становится лишь следствием, но не первоисточником.

 

Неполноценность – двигатель прогресса

Человек, в отличие от животных, рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей. Тяготясь этим, он делает все, чтобы стать более совершенным. В такой ситуации чувство неполноценности – не тормоз, а стимул.

Согласно Адлеру, на детей глубоко воздействует осознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребёнка и отсутствия у него власти. Дети относительно малы и беспомощны во взрослом мире. Для ребёнка контролировать собственное поведение и вырваться на свободу из-под власти взрослых – наиважнейшая задача. Борьба за достижение власти – это ранняя детская компенсация чувства неполноценности. «Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным.

Оно – причина всех улучшений в положении человечества». Умеренное чувство неполноценности может подтолкнуть личность к конструктивным достижениям.

Для Адлера практически весь прогресс есть результат наших стараний компенсировать чувство неполноценности. Осознание своей слабости, несостоятельность и фрустрация в совокупности и формируют у нас комплекс неполноценности. И именно это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям.

 

 

Интересны мысли Адлера и об агрессии, неразрывно связанной, по его мнению, с борьбой за превосходство. Понятие агрессии психолог отождествлял с инициативностью и способностью преодолевать препятствия. Также агрессия может проявляться как воля к власти. В дальнейшем он рассматривал агрессию и волю к власти как обобщенный мотив «стремление к превосходству». Этот мотив может принимать как позитивное, так и негативное направление. Так, если стремление связано с социальным интересом и заботой о благополучии окружающих, то развитие будет благоприятным здоровым, конструктивным, и наоборот, если стремление направленно на личное превосходство, на желание подчинить себе других, вместо того, чтобы становиться более полезным для окружающих, оно может привести к невротическому синдрому. Личное превосходство обычно не приносит признания и личного удовлетворения, которое ищет человек.

 

Психосоматика: самоустранение неполноценности в организме

Издавна людям было известно, что состояние психики влияет на физическое здоровье. Примеры такого влияния приводились еще Гиппократом. Тем не менее, в XIX веке, когда зарождалась современная научная медицина, представление о важности этой связи было утрачено. Лишь в XX  веке пришло понимание, что болезни, прежде всего, связаны с функциональными нарушениями. Одной из основ психосоматической медицины стала научная психология, также появившаяся лишь в XX столетии. Так, в 1907 году Адлер в своих работах пытался объяснить, почему болезни по-разному воздействуют на разных людей. Как врач, он писал преимущественно с физиологической точки зрения, а также обращал внимание, что у каждого индивидуума существуют определённые слабые места, особенно подверженные болезням.

 

 

В дальнейшем развитии психосоматической медицины были сделаны выводы о том, что нет ни одной болезни, в развитие которой так или иначе не вовлекались бы наряду с физическими и психологические факторы.

Такие факторы, как плохое питание, алкоголь, курение, злоупотребление лекарствами, кажутся биологическими, но в их основе лежит психологически мотивированное поведение. Аналогичным образом жизненные «стрессы», как известно, связаны со множеством различных болезней. Учитывая основные понятия, связанные с комплексом неполноценности и способом избавления человека от чувства неполноценности, дискомфорта, слабости и беспомощности, Адлер предположил появление множества симптомов, связанных с психологическим состоянием человека, и способов комплексного лечения с помощью психотерапии.

Адлер проводит параллель между устройством психики и внутренних органов человека: ведь ни у одного организма все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного человека – выносливое сердце, но больной желудок, у другого – хорошее зрение, но неважный слух, у третьего – сильный интеллект, но вялые чувства и т.д. Органы и их функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу, а слабовидящий человек склонен чаще прислушиваться.

Комплекс неполноценности личности, по мнению Адлера, это то же самое, что и органическая слабость. Подобно человеческому организму, у каждого индивидуума существуют определенные слабые места – органы, особенно подверженные болезням. Но эта органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека. «Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается».

Психологи называют комплексом совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение. Закомплексованность может выражаться в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь». Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить собственную самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни парадоксально, упиваться неудачами, поражениями и даже болезнями.

Более того, он может безотчетно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть так привлечь к себе внимание и вызвать сострадание близких. Здесь и вступает в силу тот принцип взаимозамещения, который действует внутри нашего организма: одно компенсирует другое.

 

Что ещё важного сказал Адлер?

Альфред Адлер чётко определил понятия, вытекающие из чувства неполноценности и определяющие фактически всю нашу жизнь. Ниже краткая информация о них.

Жизненный стиль и жизненные цели. Жизненные цели – ориентир, который вырабатывается человеком. На жизненную цель человека влияют его жизненный опыт, его ценности, склонности и личные свойства. Жизненная цель не есть ясная и осознанная. Формирование жизненной цели начинается в детстве, как компенсация чувства неполноценности. Жизненные цели обычно служат защитой от чувства бессилия, мостом в будущую жизнь.

Жизненные цели – всегда нечто нереалистичное, часто могут быть невротически преувеличены. Для невротика обычно существует огромная пропасть между сознательно поставленными реальными целями и саморазрушительными жизненными целями, поставленными бессознательно. Фантазиям о личном превосходстве и самоуважении уделяется больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям.

Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. Составляющие жизненного стиля:

  • Я-концепция;
  • Идеал себя – мнение о том, каким он должен быть;
  • Образ мира – представление о мире, людях, а также о том, что требует мир от человека.
  • Этические убеждения – личный этический кодекс.

Сотрудничество. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность. «Если человек взаимодействует с другими, – писал Адлер, – он никогда не станет невротиком».

 

 

Многие из новаторских идей Адлера сейчас применяются столь широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его работа над взаимодействием психологических и физических элементов   в случаях органической неполноценности стала инструментом для создания психосоматической медицины. Почти в каждой психологической работе о воспитании используются положения из теории Адлера, касающиеся детского поведения, хотя и без ссылок на него. Адлеровская психология оказала влияние на ведущих психологов, таких как Маслоу и Роджерс. Как неоднократно было доказано, теория Адлера стала предпосылкой образования когнитивной психологии. Значительным вкладом Адлера в развитие современной психологии является исследование комплекса неполноценности, роли власти и агрессии в поведении человека, концепция единства личности и утверждение важности несексуальных факторов в развитии.

 

Маргарита Салимгареева,

по материалам открытых источников

 

Литература:

  1. Акимова М. К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489с.
  2. Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3. Васильев В. Стресс и здоровье. — М., 1991.-369с.
  4. Грановская Р. Элементы практической психологии. Л. 1988.-215с.
  5. Запашный А.М. Комплексы в подростковом возрасте. Монография. Новосибирск, 1985.- 446с.
  6. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 612с.
  7. Попова Ю. Вклад Альфреда Адлера. Комплекс неполноценности и его взаимосвязь с психосоматической медициной.
  8. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.

38) «КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ПРИСУЩ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ» (АДЛЕР). 50 золотых идей в философии

38) «КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ПРИСУЩ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ» (АДЛЕР). 50 золотых идей в философии

ВикиЧтение

50 золотых идей в философии
Огарёв Георгий

Содержание

38) «КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ПРИСУЩ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ» (АДЛЕР)

Одним из крупных представителей психоаналитического движения является известный австрийский врач-психиатр и психолог Альфред Адлер, который родился в 1870 году в Вене. Учась в Венском университете, Адлер увлекся психоанализом и начинает свое сотрудничество с Фрейдом, продолжавшееся 10 лет. Но в 1911 году из-за многочисленных разногласий с Фрейдом он выходит из состава психоаналитической ассоциации и начинает самостоятельные исследования. В начале 30-х годов Адлер уезжает в США, где ведет активную просветительскую деятельность. Умер в Шотландии в 1937 году.

Заслуга Адлера состоит в том, что он стал одним из основателей неофрейдизма, которое хотя и базировалось на теории Фрейда, но внесло в нее значительные изменения. Перенеся центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, это направление истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде, то есть защитные формы поведения субъекта внутри общества.

Иными словами, на то, как в тех или иных ситуациях ведет себя индивид, напрямую влияют особенности окружающей социальной среды. Поведенческая реакция складывается в течение всей его жизни таким образом, чтобы в любом случае он чувствовал себя защищенным, находился в безопасности благодаря тому, что его поведение полностью соответствует требованиям и нормам социума.

Идеи Адлера освещены в его сочинениях: «О нервном характере», «Теория и практика индивидуальной психологии», «Человекознание», «Смысл жизни» и многих других. Здесь он неоднократно заявляет о том, что жизненная позиция формируется в раннем детстве и образует эталон поведения человека, который диктует его характерные поступки, манеру разрешать различные проблемы.

В его работах освещается принцип единства личности и подчеркивается значение социального, а не биологического фактора в мотивационной деятельности человека. В них же в области индивидуальной психологии он рассматривал довольно сложную концепцию человеческой личности, с которой не все с легкостью соглашались. И на сегодняшний день проводятся бурные дискуссии о его выводах, находятся и сторонники, и противники взглядов Адлера.

Альфред Адлер не раз доказывал, что фантазии, сновидения и прочие психические феномены являются не искаженным выражением прошлых душевных переживаний, как считал Зигмунд Фрейд, а попытками «предсказания» жизненных трудностей личности. И поэтому главными вопросами индивидуальной психологии он считал обнаружение и нужную корректировку бессознательного «плана» жизни, то есть судьбы человека.

«Комплекс неполноценности присущ каждому человеку», – неустанно повторял Адлер. Он рассматривал комплекс неполноценности не только как патологию, но и как естественное, нормальное состояние человеческой психики. Некоторые люди утверждают, что они без комплексов – и полноценны во всех отношениях. Такие выражения, по мнению Адлера, люди используют только для внушения уверенности самим себе. А это уже есть комплекс неуверенности в себе.

По Адлеру, главной причиной возникновения комплексов неполноценности являются возраст и стремление в определенном возрасте играть определенные социальные роли. Например, частая и неоправданная жестокость в подростковой среде есть проявление комплекса неуверенности в себе и борьбы за лидерство. А у взрослых мужчин, говорил Адлер, при недостатке чувства собственного превосходства и уверенности в себе проявляется стремление к поискам новых ощущений, к любовным интрижкам, пьянству, сомнительным приключениям.

Но не все так мрачно, так как, согласно его учению о человеческой психике, другой ее важной компонентой является компенсация. Она является как бы продолжением проявлений комплексов неполноценности в качестве противостоящей им силы. Дело в том, что каждый индивид стремится преодолеть свои комплексы. На эти действия его толкает страх потерпеть из-за них поражение в жизни. Как утверждает Адлер, принцип компенсации заложен уже в физиологическом строении человека (Например, слепой способен очень хорошо слышать), но условием реализации компенсации в психологической сфере являются энергия воли к власти и стремление к превосходству.

Компенсация поддерживает интерес человека к своим жизненным проблемам, при этом индивид стремится преодолеть негативное чувство неполноценности с помощью самоутверждения своей личности среди других, то есть здесь возрастает роль социального фактора. Благодаря реализации своих творческих возможностей в обществе, человек преодолевает чувство неполноценности. Социальная адаптация личности – основная причина проявления различных комплексов и единственная возможность, когда их можно как-то исправить.

Стремление к преодолению чувства неполноценности является условием или даже стимулом творческой деятельности личности, развития и реализации ее способностей, позволяющих компенсировать различные физические недостатки, ущербность социального статуса и т. д., – в общем, всего того, что мешает личности быть уверенной в жизненных ситуациях.

В некоторых случаях стремление освободиться от чувства неполноценности может привести к невротическим срывам; то есть, чтобы получить превосходство над остальными людьми, индивид пытается любыми способами представить свою персону с наилучшей стороны. Сверхкомпенсация – это особая форма реакции на чувство неполноценности, именно она проецирует людей на гениальные достижения.

Саму личность он рассматривает без отрыва от социальной среды. Такое утверждение не способно охватить все реальные движущие силы человеческого поведения, так как сама суть и механизм влияния этих сил на человеческую натуру не раскрыты и не изучены до конца. Но эта идея приобретает огромный интерес у современных психологов и становится крупным объектом для изучений.

Если рассматривать структуру человеческого поведения вне общества и внутри его, тщательно изучить все особенности и провести сравнительный анализ, то только в этом случае можно с уверенностью заявить, что биологический фактор не имеет никакого значения в поведении человека, а социальный – диктует, то есть обуславливает комплексы неполноценности у личности.

* * *

В то время, когда Адлер выработал собственную концепцию «индивидуальной психологии», он перестал быть соратником Фрейда. Это произошло в 1911 году. А в 1924 году благодаря деятельности Адлера была впервые создана Международная ассоциация индивидуальной психологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

«Каждому встречному.

..»

«Каждому встречному…» Каждому встречному хвостиком машет щенок: «искренне ваш… искренне

Много ли человеку нужно?

Много ли человеку нужно? Диоген Лаэртский о Сократе: «Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» Или: «Он говорил, что лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьешь, когда не ждешь другого

Возвращение к человеку

Возвращение к человеку Зарождаясь из личных идей, из внутреннего опыта отдельного человека, учение, становясь учением, начинает в той или иной степени пренебрегать интересами того человека, к которому оно обращено. Ведь на первый план выдвигаются интересы собственной

Человеку так мало надо

Человеку так мало надо Вечер загнал солнышко к вагонному потолку. Переползая лимонной ящерицей с чемоданов на узлы амишей, солнышко как бы заманивало сумерки в чрево вагона. И сумерки, осваиваясь, обволакивали вагон серой кисеей, в которой, точно в паутине, увязали жучки и

Каждому бы да свое место

Каждому бы да свое место Андреа, служанка, переживает. – В церкви Богоматери-Заступницы, – объясняет она, – батюшка нам сказал, будто есть другая жизнь. Кабы знать, сеньора, что и там попадешь в хороший дом, как ваш, где тебя уважают, то все бы ничего, но, говоря откровенно,

1. Сталинский тоталитаризм: комплекс государственно-правовой неполноценности

1. Сталинский тоталитаризм: комплекс государственно-правовой неполноценности В истории советского правопонимания особое место занимает проведенное Институтом права АН СССР печально известное Совещание по вопросам науки советского государства и права (16—19 июля 1938 г. ).

От Вселенной к человеку

От Вселенной к человеку Однажды к великому Альберту Эйнштейну явился газетный репортер и попросил его в нескольких словах, популярно, объяснить для широкой публики, в чем отличие его общей теории относительности от классической физики Ньютона. Подумав, Эйнштейн сказал:

Дар Солнца человеку

Дар Солнца человеку Без Солнца нет жизни, ибо жизнь каждого существа на Земле – это солнечный дар. Очевидным его проявлением служит свет.Свет освещает и пробуждает. Каждое утро мы можем собственными глазами увидеть это чудо преображения серо-черного ночного мира в

Глава XX Показывается, что в свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает

Глава XX Показывается, что в свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает Если бы повелевать умами было так же легко, как и языками, то каждый царствовал бы спокойно и не было бы никакого насильственного правления, ибо каждый жил

КАЖДОМУ СВОЕ

КАЖДОМУ СВОЕ Будда остановился в одной деревне, и люди привели к нему слепого. Один человек из толпы обратился к Будде:– Мы привели к тебе этого слепого потому, что он не верит в существование света. Он доказывает всем, что свет не существует. У него острый интеллект и

2.5. Комплекс[59]

2.5. Комплекс[59] Все наши расстройства и унижения, наносящие вред и причиняющие душевную боль, всегда обусловлены неточной моделью поведения, моделью, несвойственной нашей несущей структуре. Как правило, это предпочитаемый нами образ действий, под стать которому мы

§ 2. Становление психоаналитической социальной философии (А. Адлер, К. Г. Юнг, В. Райх)

§ 2. Становление психоаналитической социальной философии (А. Адлер, К. Г. Юнг, В. Райх) Социально-философские компоненты психоаналитического учения 3. Фрейда получили развитие в работах его последователей, а также диссидентов от психоанализа. Среди них важнейшую роль в

СОЧУВСТВУЯ «МАЛЕНЬКОМУ ЧЕЛОВЕКУ»

СОЧУВСТВУЯ «МАЛЕНЬКОМУ ЧЕЛОВЕКУ» Мы, люди, — слабые создания.Когда-то давно я был в Ватикане и, рассматривая огромные фрески Сикстинской капеллы, ощутил странную дисгармонию. «Страшный суд» Микеланджело, прославленный памятник искусства, казалось, давила на меня

1.11, Эдипов комплекс и комплекс Электры

1.11, Эдипов комплекс и комплекс Электры Мы не намерены объяснять или оспаривать здесь уже известные основные положения, касающиеся сути Эдипова комплекса, или аналогичного состояния у женщин — комплекса Электры. Рассмотрим в самом общем плане классические причины

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс Другим великим открытием Фрейда является то, что называется Эдиповым комплексом, и утверждение, что неразрешенный Эдипов комплекс лежит в основе любого невроза. Легко понять, что? Фрейд имел в виду под Эдиповым комплексом: у маленького мальчика,

Комплекс неполноценности и превосходства — Альфред Адлер

Узнайте об идее Адлера о комплексе неполноценности и превосходства.
Используйте оглавление, чтобы найти именно то, что вы ищете ⤵️

Если и есть что-то общее, что у всех нас есть, так это то, что мы так или иначе чувствуем себя неполноценными. В тот момент, когда мы рождаемся, мы почти ничего не можем сделать. Мы не можем говорить, мы не можем ходить, мы даже не можем нормально пользоваться руками. Но все же в младенчестве мы самые любопытные существа на планете. Вы, наверное, видели младенцев, повторяющих одно и то же снова и снова. Не потому, что им нравится повторение, а потому, что они действительно хотят расти, становиться лучше и компетентнее.

Вы увидите, как невероятно важно понять, почему вы чувствуете себя неполноценным и стремитесь расти. Потому что это стремление направляет всю вашу жизнь. Каждая цель, которую вы сознательно или бессознательно имеете, направляется этим стремлением.

Тем, кто поставил стремление к компетентности (или превосходству) в центр своей психологии, был Альфред Адлер. И воспринимаемая неполноценность и превосходство открывают игровое поле, на котором это происходит.

Стремление к превосходству

«Я стал ясно видеть в каждом психологическом явлении стремление к превосходству. Он идет параллельно физическому росту и является внутренней необходимостью самой жизни. Оно лежит в основе всех решений жизненных проблем и проявляется в том, как мы сталкиваемся с этими проблемами. Все наши функции следуют его направлению. Они стремятся к завоеванию, безопасности, росту либо в правильном, либо в неправильном направлении. Импульс от минуса к плюсу никогда не заканчивается. Стремление снизу вверх никогда не прекращается. О каких бы предпосылках ни мечтали все наши философы и психологи о самосохранении, принципе удовольствия, уравниловке, все это — о бодрствующих представлениях, пытающихся выразить великое стремление вверх».

Альфред Адлер

Неполноценность

В своей оригинальной немецкой работе Альфред Адлер использует слово «Minderwertigkeitsgefühl». Это не просто чертовски длинное немецкое слово, но важно понять, что оно на самом деле означает, потому что английский перевод не так ясен. «Minderwertigkeitsgefühl» определяет чувство (-gefühl) меньшей (Minder-) ценности (-wertigkeit-). Это означает, что это не объективное суждение, а субъективное чувство, которое вы испытываете по отношению к себе. Мы все слышали, как красивые люди говорят, что считают себя уродливыми, или умные люди, опасаясь провалить тест.

Чувство неполноценности совершенно нормально. Каждый думает так об одной области своей жизни или многих областях своей жизни. И вы действительно можете использовать это чувство неполноценности для здорового стремления к росту.

Превосходство

Если мы посмотрим на превосходство, стремление всегда является компенсацией того, где вы чувствуете себя хуже. Это стремление можно назвать многими именами: стремление к самореализации, стремление к безопасности, стремление к самосохранению. Но в конечном итоге все сводится к тому, что все мы хотим чувствовать себя полноценными, безопасными и компетентными.

Адлер выбрал слово «превосходство», когда он в основном работал с невротическими пациентами (то есть с пациентами с психопатологиями). Вот почему вначале его определение превосходства действительно относилось к чему-то, что было очень сильно сосредоточено на личности. Это было чувство большей самооценки, безопасности, силы.

Но через некоторое время, когда он сосредоточился больше на «нормальных» людях, он обнаружил, что превосходство на самом деле может относиться и к другим вещам, к другим людям, к другим объектам. Оно может быть гораздо меньше сосредоточено на человеке и гораздо больше сосредоточено на том, чтобы делать что-то хорошее для общества.

Здоровое и нездоровое стремление

Отличие стремления к превосходству от здорового к нездоровому заключается в том, насколько велико чувство неполноценности и на чем сосредоточено это стремление. Нездоровые люди, как правило, имеют гораздо большее чувство неполноценности. Им нужна более крайняя форма превосходства, чтобы компенсировать это. Кроме того, их стремление гораздо больше сосредоточено на самих себе. Они хотят чувствовать себя более сильными, они хотят чувствовать себя более достойными, они хотят иметь большую самооценку.

У здоровых людей мы можем обнаружить, что стремление также направлено на большее благо. Они хотят внести свой вклад в улучшение отношений, семьи, сообщества, группы друзей или общества.

Осознание собственного стремления

Проблема в том, что большинство людей понятия не имеют, что на самом деле ими движет. Они понятия не имеют, где они чувствуют себя хуже. Они понятия не имеют, как сознательно или бессознательно пытаются компенсировать эту неполноценность устремлением. Поскольку эти бессознательные цели, которым мы следуем, влияют на все сферы нашей жизни, нам действительно нужно более осознанно относиться к ним.

Результаты могут быть ужасными для человека, потому что он может стремиться к неправильным целям . Они могут стремиться к чему-то, что на самом деле никогда не принесет им больше смысла или лучших отношений. Это также ужасно для общества, потому что вы можете себе представить, если коллектив понятия не имеет, где он на самом деле чувствует себя неполноценным или к чему он стремится, это, вероятно, не приведет к лучшему обществу.

Я бы очень хотел, чтобы вы уделили время и глубоко задумались о том, почему вы можете чувствовать себя неполноценным и к чему вы стремитесь. Пока ваши цели неосознанны, вы никогда не узнаете, хорошие они цели или просто сбивают вас с пути.

Комплекс неполноценности

Если ваше чувство неполноценности становится слишком сильным и вам не хватает смелости стремиться к укреплению здоровья, это может привести к «Комплексу неполноценности» .

Здоровая неполноценность выглядит так: вы сравниваете себя со своим идеальным «я», а не с другими. Часто причина, по которой у нас возникает эта потребность чувствовать себя особенными, заключается в том, что мы не можем принять себя такими несовершенными личностями, какими мы являемся. Адлер подробно остановился на этом, сравнив самопринятие с самоутверждением.

Комплекс превосходства

Если у вас есть комплекс неполноценности, но вы не можете принять свою несостоятельность, это может привести к «комплексу превосходства» . Любыми средствами вы будете стремиться компенсировать и искать легкий выход из неполноценности.

Многие люди пытаются быть особенными. Либо они носят дорогую брендовую одежду, либо дружат только с влиятельными людьми. Все дело в том, что им самим не хватает чувства собственного достоинства и поэтому им необходимо заимствовать авторитет у людей или брендов. В конечном итоге это приводит их к тому, что они живут в соответствии с системой ценностей других людей. В конечном итоге они живут жизнью других людей, что является крайне неудовлетворенным образом жизни, лишенным смысла.

Так они входят в бесконечный круг чувства неполноценности ➡️ пытаясь почувствовать себя лучше с помощью фальшивого превосходства ➡️ в конечном итоге чувствуя себя хуже.

Еще один способ быть особенным — быть особенно плохим. Если попытки быть особенно хорошими оказались безнадежными, некоторые люди пытаются сделать то, что Адлер называет легким превосходством . На самом деле это очень тесно связано с местью: «Я не получаю того, чего именно хочу, поэтому сейчас я собираюсь превратить жизнь всех остальных в сущий ад».

Еще один способ быть особенным — всегда изображать из себя девятку.0003 жертва . Иногда люди используют несчастья, которые с ними случаются, реальные или воображаемые, чтобы управлять другими людьми. Они требуют, чтобы все ходили вокруг них на цыпочках, все остальные должны изменить свое поведение и приспособиться к их потребностям. Адлер сразу понял это и сказал:

.

«В нашей культуре слабость может быть довольно сильной и могущественной».

Альфред Адлер

В конце концов, вы обнаружите, что вашей настоящей целью является привлечение внимания, которое вы получите, а не чувство удовлетворения, смысла и покоя, которое приходит от жизни, прожитой в здоровых отношениях и развивающей компетентность.

Комплекс неполноценности | Encyclopedia.com

gale

просмотров обновлено 27 июня 2018

БИБЛИОГРАФИЯ

Хотя Зигмунд Фрейд наиболее известен своим влиянием на психологию, он также был известным учителем. Альфред Адлер (1870-1937), ученик Фрейда, порвал с учением Фрейда, критикуя его внимание к сексуальному. Адлер разработал подход, который он назвал индивидуальной психологией , который фокусировался на потребности человека в самореализации и силе; ему приписывают разработку таких концепций, как порядок рождения, стремление к значимости, ментальная жизнь и множество комплексов, включая Комплекс неполноценности. Адлер предположил, что дети должны справиться с двумя потребностями: неполноценностью (или волей к власти) и потребностью в социальном одобрении. Согласно Адлеру, люди постоянно стремятся быть могущественными, и чувство неполноценности (или слабости) часто втягивает их в состояние всепоглощающей корысти. Важно отметить, что для Адлера неполноценность сама по себе не негативна; скорее, это нормальная и даже мотивирующая сила в жизни. Все люди имеют некоторые чувства неполноценности и стремятся преодолеть их. Когда человек полностью поглощен стремлением к власти или чувством неполноценности до паралича, эта неполноценность становится бременем. Именно в этот момент человек переходит от чувства неполноценности к тому, что Адлер называл 9-ю.0105 Комплекс неполноценности.

Адлер первоначально концептуализировал неполноценность в отношении того, что он назвал неполноценностью органов. В 1907 году Адлер написал работу Study of Organ Inferiority and its Physical Compensation , в которой он теоретизировал, что неполноценность органов возникает, когда один орган тела значительно слабее другого органа, в результате чего окружающие органы компенсируют слабость нижележащего органа и делают его более слабым. Восполнить недостаток другим способом. Точно так же Адлер предположил, что у людей есть или они чувствуют, что у них есть области, в которых они несовершенны — будь то физические или психологические. Адлер считал, что начиная с детства каждому индивидууму прививается глубокое чувство неполноценности в силу физического роста ребенка. В отличие от взрослого ребенок считает себя нижестоящим как в физических, так и в психологических способностях. Однако Адлер считал, что степень, в которой ребенок чувствует себя неполноценным, во многом является результатом окружения ребенка и интерпретации этого окружения. То есть некоторые дети считают, что у них больше недостатков или больше слабостей из-за проблем, с которыми они сталкиваются, из-за того, как они взаимодействуют со взрослыми в своей жизни, или из-за негативных сообщений, которые они получают о своих способностях. Эти дети приходят к убеждению, что они хуже, на основе их восприятия себя и своей жизни, а не на основе измеримых или конкретных критериев.

Во взрослом возрасте люди также ощущают недостатки или слабости. Эти предполагаемые слабости могут быть результатом жизненного опыта (например, получение низкой оценки за тест) или критических заявлений, сделанных важными людьми (например, когда вас назвали глупым). Независимо от того, как воспринимаемый дефицит доводится до сознания человека, как только человек определяет область, которую воспринимает как слабость, он или она пытается компенсировать это чувство неполноценности и достичь власти. Однако, если эта компенсация не дает желаемого результата, человек может полностью сосредоточиться на своей неполноценности и развить то, что Адлер назвал 9-й стадией.0105 Комплекс неполноценности.

Согласно Адлеру, комплекс неполноценности — это невроз; человек полностью поглощен своей сосредоточенностью на неполноценности. Это усиление нормального чувства неполноценности, возникающее, когда стремление преодолеть неполноценность сильно затруднено. Люди, которые борются с чувством неполноценности, могут оценить себя в какой-то важной для них области на 5 баллов по шкале от 1 до 10, тогда как они стремились бы к 6 или 7. Напротив, люди с комплексом неполноценности могут оценивать себя как 2 по шкале от 1 до 10, когда они стремятся к 9. Те, у кого комплекс неполноценности, также могут полагать, что нет никакой надежды когда-либо достичь 9. Осознание своих недостатков является важным аспектом этого комплекса. То есть гораздо важнее то, где люди воспринимают себя, чем то, где они находятся на самом деле.

Человек с комплексом неполноценности часто перегружен, и в результате комплекс неполноценности может стать таким же всепоглощающим, как недомогание или болезнь. Люди могут стать манипуляторами, чтобы попытаться заставить других дать им то подтверждение, которое они ищут, или они могут попытаться использовать свои недостатки, чтобы получить особое внимание или приспособление к обстоятельствам, с которыми они действительно способны справиться или преодолеть самостоятельно. Люди с комплексами неполноценности могут быть эгоцентричными, подавленными, неспособными к развитию, уступчивыми, застенчивыми, неуверенными в себе, робкими и трусливыми. Они могут быть не в состоянии принимать решения самостоятельно, и им может не хватать мужества, чтобы двигаться в каком-либо направлении, если их не будут направлять другие. Нормальное чувство неполноценности побуждает людей к решению и преодолению проблем. Обычно люди делают все возможное, чтобы улучшить ситуацию и избавиться от чувства неполноценности. Однако люди с комплексами неполноценности не могут решать или преодолевать проблемы. Действительно, Герта Орглер в Alfred Adler: The Man and His Work (1973) писал, что Адлер определял комплекс неполноценности как «неспособность решать жизненные проблемы» (стр. 56). Адлер считал, что комплекс неполноценности, раз установившийся у человека, будет постоянной и продолжительной психологической борьбой.

Теория индивидуальной психологии Адлера является одной из опор психологической мысли. Однако один спорный аспект его теории заключается в том, что она имеет тенденцию быть более концептуальной, чем научной, то есть она скорее субъективна, чем объективна. Кроме того, многие концепции Адлера, кажется, основаны на анекдотических свидетельствах из его собственной жизни, а не на свидетельствах, объединенных в результате научных исследований. Есть много других теорий, которые также трудно проверить эмпирически (например, объектные отношения и гештальт), и вполне вероятно, что Адлер будет утверждать, что это был его опыт и что другие люди могли бы привести собственные анекдоты, подтверждающие его теории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *