Концепции смысла жизни в философии – : —

Философские подходы к пониманию смысла жизни

Вопрос о смысле жизни человек задаёт себе давно, ещё с античных времён. Выдающиеся философы и мыслители разных культур и эпох пытались найти на него ответ. Но существует множество мнений, спор не угасает до сих пор. В этой статье рассмотрены основные философские системы мировоззрения и идеи, которые дают ответ на вопрос о смысле жизни.


Важность проблемы

Фрейд говорил, что если человек начал задаваться вопросом о смысле жизни, то он болен. Толстой в предсмертном письме утверждал, что жизнь без объяснения её смысла и значения и без руководства, которое вытекает из понимания смысла, есть жалкое существование. Стоит сразу отметить, что не нужно путать понятия «цель» и «смысл». Цель – субъективный ориентир, который даёт себе человек. Купить квартиру, написать книгу и т.п. – цели, но вряд ли смысл.
 

Смысл – нечто более объективное, знание, дающее понимание, зачем нужен человек и как он должен прожить свои годы.

Конечно, можно поставить цель и считать её своим личным смыслом жизни, но это уже индивидуальное решение, которое не подойдёт каждому человеку, а поэтому не решает проблему понимания смысла жизни.

Варианты ответа на вопрос о смысле жизни:

  1. Смысла жизни нет. Не нужно искать ответ на этот вопрос, нужно просто жить, как приходится.
  2. Смысл жизни в поиске смысла жизни. Это книжный вариант, почти софизм, который вряд ли может кого-то удовлетворить.
  3. Смысл жизни в служении Богу. Вопрос о смысле жизни уже давно волнует человека, и многие религии дают на него ответ.
  4. Смысл жизни есть, и он не связан с религией. Это философские подходы, которые мы рассмотрим подробнее.


Основные философские концепции смысла жизни

Гедонизм

Гедонисты убеждены, что смысл жизни состоит в получении удовольствия. Основную идею гедонизма можно выразить одной фразой: «жить – значит наслаждаться». Но не стоит понимать под наслаждением только лишь удовлетворение физиологических потребностей. Человек может испытывать наслаждение также и от творчества, научной деятельности и т.д.


Эвдемонизм

Из этого философского подхода следует, что смысл жизни – достижение счастья.
Важно учесть, что для эвдемонизма счастье основывается на отсутствии страха перед Богом, смертью и страданием. Эвдемонизм проповедует безмятежность, примат стремления к духовному совершенству над получением телесных удовольствий.


Утилитаризм

Согласно утилитаризму, жить – значит извлекать из всего и всех пользу. Этика утилитаризма гласит, что единственный критерий правильности поступка – его последствия. Такой подход называется консеквенциализм и противостоит деонтологическому подходу, который выражен в категорическом императиве Канта. Классик утилитаризма Иеремия Бентам проповедовал принцип «максимизации счастья»: сталкиваясь с моральной дилеммой, человек должен выбирать тот вариант, впоследствии которого будет больше счастливых людей.


Прагматизм

Прагматизм утверждает, что цель оправдывает любые средства. Человек должен добиваться успеха любыми путями, не гнушаясь ничем. Единственный возможный критерий – это выгода. Если утилитаризм ограничен областью этики, прагматизм выходит за рамки и исследует в том числе и другие проблемы. Критерием истины и смысловой значимости в прагматизме служит именно практика. То есть мы должны перевести вопрос в практическую плоскость и решить, что будет, если утверждение истинно, и что будет, если утверждение ложно. Из этого и исходить.


Этика долга

Человек должен служить другим людям и человечеству в целом. Смысл жизни – в самопожертвовании и принесении пользы. Отказ от личной выгоды в пользу общественного блага – идеал этого подхода, именно в этом и заключается смысл жизни и предназначение каждого человека. Также ряд мыслителей высказывали идею, что смысл жизни человека в его реализации. Императив Пиндара гласит, что человек должен стать тем, кто он есть. То есть смысл жизни в максимальном развитии своих способностей и успешной реализации всех возможностей.

Но пока философы не сошлись во мнении и не нашли общий для всех смысл жизни (если это вообще возможно), нам остаётся определять смысл своей жизни самостоятельно. Как вы ответили на этот вопрос для себя? Какие цитаты о смысле жизни на ваш взгляд ближе к истине? Поделитесь ответами в комментариях. Реализовывайте себя, достигайте целей и наполняйте свою жизнь смыслом.

www.aum.news

Эвдемонизм как философская концепция смысла жизни

Руководитель: к.ф.н., доцент Кузнецова М.Н.

Эвдемонизм как философская концепция смысла жизни

Эвдемонизм – одна из основных концепций смысла жизни в философии, согласно которой смысл человеческой жизни заключается в стремлении к достижению счастья. Стремление к нему понимается приверженцами как подлинное предназначение человека.  Представителями данного направления являются такие известные философы, как Эпикур, Аристотель, Дидро, Вольтер, Фейербах, Гассенди, Ламетри и другие. 

Эвдемонизм очень тесно перекликается с другой этической концепцией – гедонизмом, по которой «жизнь – есть наслаждение», но в отличие от нее счастье в эвдемонизме не связано с большими чувственными наслаждениями, счастье есть умеренность в телесных наслаждениях. 
В Античной Греции Демокрит, Эпикур и Аристотель в своих философских теориях исходили из концепции стремления к счастью, но понимали его по-своему. Эпикур и Демокрит считали, что наивысшими удовольствиями являются духовные, счастлив тот, кто достиг атараксии. Аристотель полагал, что счастье — это жизнь в соответствии с добродетелью, причем высшая интеллектуальная добродетель — мудрость показывает, что счастье заключается в созерцательном блаженстве. 

Элементы эвдемонизма можно обнаружить во многих, совершенно различных представлениях о теории счастья. Основной смысл трактата Людвига Фейербаха «Эвдемонизм» заключается том, что в основе всех без исключения поступков и действий человека (и вообще всего живого) лежит одно побуждение – стремление к счастью (эвдемонизм), признающееся движущей силой общественного развития. Эвдемонизм проявляется даже в примитивных инстинктах, например, самосохранения, то есть любви к жизни, а это и есть – стремление к счастью, через которое объясняются даже сущность любой религии и важнейшие проблемы психологии. Эвдемонизм базируется на разумном эгоизме и то же время социуме, ведь сама природа установила, что счастье в одиночку невозможно. 

Эвдемонизм находит свое отражение и в литературных произведениях разных эпох, разных культур и в разных контекстах. Так, например, призыв к земным радостям звучит в «Декамероне» Джованни Боккаччо, представителя итальянского Ренессанса, где десять человек пытаются оградиться от окружающих их бедствий и построить собственный рай, собственное счастье, пусть и иллюзорное. Элементы эвдемонизма есть и, наверное, в любом произведении в жанре романтизма, где у главного героя изначально цель – стремление к счастью, преодоление любых препятствий на пути к нему, таков всем известный лермонтовский «Мцыри».

medconfer.com

В чем смысл жизни человека как философская проблема?

Кто из людей в определенный период своей жизни не задумывался над вопросами – «Зачем я живу? Для чего я нахожусь в этом мире? В чем смысл моей жизни?» Сколько трагических коллизий связано с попытками их решения, ибо быть для человека – прежде всего жить. Наряду с волнующими общество и человека мыслями о сущности окружающего мира, ответы на вопросы о положении и назначении человечества и человека в нем определяют содержание любого типа мировоззрения (см.:

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 82).

Проблема смысла жизни проходит через всю историю мировой философии. Традиционно она рассматривалась во взаимосвязи с осознанием конечности жизни человека. Постыдно умереть, заявляли в окружении Сократа, не изведав всех сил духовных и телесных. А Эпикур советовал не поддаваться страху смерти, поскольку он по своей сути иррационален – ведь когда есть смерть, то нас уже нет. Как это ни покажется парадоксальным, но отношение людей к смерти определяет их отношение к жизни. Конечность и бесконечность человеческого бытия – исходный пункт для философского осмысления смысла жизни. Но при этом мудрое осмысление места и роли человека в системе всеобщих, мировых связей, развития и формирования его сознания невозможно произвести вне их соотнесения со смыслом жизни отдельного человека.

Впервые наиболее широкое понимание данной связи встречается в этике И. Канта. Сам Кант видел сверхзадачу своей философии в человеке, ибо человек есть для себя своя последняя цель, и существенное отличие человека заключается во всем том, что образует его субъективный мир. «То обстоятельство, что человек может обладать представлениями о своем «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он – личность, а в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпеть, он – одна и та же личность, т.е. существо по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковые неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно». По Канту, смысл жизни не вне, а внутри человека, он имманентен личности. Фактором, образующим смысл жизни, является идея, принимающая вид нравственного закона, долга, доведенная до полноты понятия высшего блага, которое человеком внутренне переживается как возвышенное.

В философии Канта для суждений о смысле жизни представляют интерес следующие моменты. Смысл жизни не существует сам по себе как некий атрибут реальности вообще, он – в осознании индивидом своего бытия как собственно человеческого, и есть проявление личности человека. Собственно человеческий смысл поведению индивида в жизненных предприятиях придает его добровольное самоподчинение нравственному закону, возвышающее человека над его собственной природой. Условием и духовной формой такого возвеличения человека над самим собой служит осознание им своего собственного человеческого места в мире. Следовательно, формой выражения смысла жизни является то или иное мировоззрение, у Канта – это религия, правомерность существования которой, как истинного объяснения мироздания, он отрицает, но признает необходимым принять как основу нравственности и смысла бытия. Идеи, содержащиеся в философии Канта, были продолжены и развиты в дальнейшей истории немецкой классической философии. Так, Фихте Г. со всей ясностью и категоричностью указывает на проблему смысла жизни как на основную для философских раздумий и воскрешает философию – учителя жизни. Истинно человеческий смысл жизни он видит в достижении индивидом полного согласия с самим собой, в разуме, в свободе, в деятельности, в том, чтобы человек из простого продукта сделался свободным разумным существом. Смысл жизни состоит в развитии человека, адекватном по соответственной природе, в становлении личности. Но этот процесс, предполагающий деятельность, не замкнут в индивиде; совершенствуясь, личность совершенствует мир.

В истории философии и религии зафиксированы попытки определить некий вечный смысл жизни, однозначно верный для всех людей и во все времена их существования. «Готовить себя к потусторонней жизни» – такова ориентация традиционно-религиозных представлений. С позиций абстрактной добродетели выдвигалось понимание смысла в виде положения «служить истине, добру», а также максимального удовлетворения биологических потребностей человека как побуждение «стремиться к наслаждению». Известны и экзистенциально-пессимистические утверждения о смысле жизни в форме рассуждений «человек рождается для страдания и смерти». Таким образом, анализируя философские учения о смысле жизни, можно сказать, что говорить об этом понятии безотносительно к личности, ее историческому развитию и связи с обществом – бессмысленно, ибо всегда существует чей-то и кем-то осознаваемый, выявляемый по-новому смысл жизни. Но, будучи личностным феноменом, смысл жизни по своему существу, содержанию есть нечто надиндивидуальное, надличностное. Он связывает жизнь индивида с надличностной системой, подчиняет индивида этой системе, но таким способом, что это подчинение есть собственный атрибут личности человека и выявление его свободы. Собственно отношение человека к миру и форме социальной деятельности и поведения, когда на практике происходит реализация сущностных сил человека как родового существа, является объективным основанием смысла жизни.

Личностный смысл жизни может быть представлен как структурный элемент индивидуальной деятельности, выполняющий регулятивную функцию. Смысл и значение личной жизни выступают как формы проявления, стороны, элементы индивидуального сознания, реализующиеся в жизнедеятельности человека. Сама структура личности и складывается из структуры ее сознания и практической деятельности. В процессе расширения общения и практических действий смысл жизни человека воплощается в материальной и духовной культуре, а затем уже в виде значения становится достоянием личности и регулятором ее деятельности.

Человеческая жизнь – это не только борьба за выживание и стремление уйти от неприятностей, избавиться от страха и страданий. Люди наделены еще способностью к самосовершенствованию. Жизненное, творческое, прогрессивное самоопределение, самоутверждение, самореализация человека выступает высшей ценностью в содержании личностного смысла жизни бытия отдельного человека. Очевидно, что смысл жизни не только регулятивное понятие, которое оправдывает и истолковывает моральные нормы и ценности, присущие развитой мировоззренческой системе, показывая, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Понятием «смысл жизни» раскрывается фундаментальная, сущностная характеристика человеческого бытия. Объяснение и понимание сущности человеческого бытия обусловливает тот или иной тип мировоззрения, стержневым моментом содержания которого являются переживания и представления о личностном смысле жизни. Так, например, вопрос о личном спасении человека в мире, как бы он разнообразно ни истолковывался, присутствует в любой религии. Да и ни одно из философских направлений также не может обойтись без ответа на вопрос о личностном смысле бытия человека. Гуманистическая, оптимистическая или пессимистическая направленность мировоззрения в определяющей степени зависит от понимания личностного и родового смысла жизни. Мудрость свободного человека состоит в том, что он размышляет не о смерти, а о жизни. (

Спиноза Б. Соч. T. 1. M., 1957. С. 576). В этом проявляется сущностная особенность материалистического мировоззрения, ориентирующего человека при осмыслении бытия на разум, но не на слепую веру, а также отрицающего онтологический смысл личности в качестве моста между сверхприродным и природным мирами. Поведение, поступки человека нельзя объяснить на базе раскрытия лишь одних биологических механизмов, извечно присущих людям. Также неправильным будет подобное объяснение, если будут учитываться только социокультурные факторы. Главные влечения, хотения (желания) у человека возникают из условий его всеобщего существования, в которых органически взаимосвязано биологическое и социальное.

Сознание личности есть своеобразное отношение человека к обстоятельствам жизни в процессе чувственно-предметной деятельности. Вместе с тем сознание является и отношением человека к самому себе. Самосознание – это момент целостного развития личности в качестве субъекта труда, общения, познания и социальной деятельности. По мнению Марка Аврелия, «кто не исследует движения собственных мыслей, не может быть счастлив». Самосознание – первое условие мудрости конкретного человека. Специфика формирования личности тесно связана с возникновением и развитием такой внутренней собственно человеческой потребности, как потребность индивида в прояснении своего «Я» и уяснения смысла собственной, личной жизни. Кто из нас не ставил себе вопрос: «Для чего живешь?»

Потребность познания смысла жизни выступает той базисной потребностью, иногда весьма остро проявляющейся, с которой связаны доминирующие формы общения и виды жизнедеятельности на этапах возрастного развития человека. Характеристика базовой потребности как особого вида психологической напряженности, вытекающей из столкновения двух противоположных тенденций, а именно: тенденции слияния индивида с социумом и тенденции к выделению «Я» в качестве автономной единицы – суть возникновения и развития потребности в смысле жизни. На пути поиска смысла жизни неясное осмысление индивидом единства личной и общественной сторон своего бытия нередко приводит к отчуждению человека как от социальных отношений, так и от самого себя.

Камю в «Мифе о Сизифе» заявил, что место центрального философского вопроса должна занять проблема самоубийства. И он видел лично свою гуманистическую задачу в том, чтобы помочь человеку, который находится на грани отчаяния, на грани самоубийства. По мнению Камю, философия способна помочь человеку не в проповедях благодушно-оптимистических идей, что жизнь прекрасна – к ним отчаявшийся человек скорее всего отнесется без доверия. Бессмысленны, безнравственны и те концепции философии прошлого, согласно которым человек живет в лучшем из миров. Мир этот абсурден, заявляет Камю, так же, как абсурдны действия Сизифа, поднимающего по наказанию богов камень в гору, с которой он снова должен покатиться вниз… И все-таки жизнь даже в ситуации абсурда – ценность, равной которой у человека нет. Но эта жизнь всегда «пограничная» со смертью.

Человек и только он сам определяет свое познание и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысли о ценности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Л. Толстой в «исповеди» прекрасно показал, что утрата смысла жизни равносильна для человека смерти. Разумно мыслящий и тонко чувствующий человек находится в поиске связи между своей жизнью и конкретно-историческим и мировым опытом, а следовательно, между конкретно-историческим и мировым смыслом. Вне такой связи смысл жизни становится источником горьких разочарований, личных трагедий. Как заметил поэт, «надо думать, а не улыбаться, надо книжки трудные читать, надо проверять и ушибаться, мнения не слишком почитать. Мелкие пожизненные хлопоты по добыче славы и деньжат к жизненному опыту не принадлежат» (Б. Слуцкий).

Необходимость в познании смысла жизни отдельного человека ясно осознается личностью при соотношении реальных общественных ценностей с индивидуальными потребностями, мотивами действий и поступков. Самоответственность, самоотношение, самодисциплина – важные содержательные моменты процесса формирования личностного смысла жизни у индивида. Одним из критериев, по которому можно судить об уровне развития и понимания смысла жизни, является характер личностной дисциплины в ходе общения с людьми и в практике, в предметной деятельности. Жизнь ставит человека перед выбором: принять существующую реальность или стремиться к переменам, к свободной деятельности.

Личностный смысл жизни можно определить в форме субъективного, основанного на опыте видения места и предназначения человека в мире, результата усвоения общечеловеческих ценностей и выбора реализации этого приоритетного смысла на практике, в материальной и духовной культурной деятельности. Данный поиск и реализация приоритетного смысла жизни для индивида есть компромисс между необходимостью действовать по обычаям, нормам, законам, предписанным этнической общностью, обществом, государством и т.д., или руководствоваться одним лишь личным хотением. Поиск жизненного пути – это стремление поступать по велению души и сердца. Он сопряжен для индивида с антиномией, коренным противоречием социального действия, заключающимся по М. Веберу в соотношении морали ответственности и морали убеждений.

Потребность в ином, в отличном от привычных впечатлений, глубоко заложена в человеке, и чем выше уровень культуры, тем настойчивее делается она и тем многообразнее способы ее удовлетворения. Это удовлетворение потребности в ином в процессе перехода человека от мироощущения к миросозерцанию и миропониманию лежит в основе формирования личностного смысла жизни. Оно связано с таким процессом, состоянием и результатом развития сознания, как его ясность. Ясность сознания, будучи результатом развития разума человека, характеризуется как та «универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи, как того требует сущность самой вещи». Разумное отношение к сущности познаваемых и преобразуемых явлений, предметов – «пробный камень» глубины и богатства содержания личностного смысла жизни отдельного человека.

Отдельные представители субъективистского течения в западной философии заявляют о своем стремлении освободить человека от внешних и принудительных для него принципов жизни, утвердить его самоценность. Но в действительности, отгораживая человека от социальных форм бытия как якобы изначально и абсолютно чуждых ему, они углубляются в иррациональные сферы индивидуального бытия и теряют реальную ценность подлинного человеческого существования.

Личностный смысл жизни формируется и проявляется у человека в ходе его овладения культурой и усвоения общечеловеческих ценностей на уровне приобщения к семье, к народу, к человечеству, к земной природе и к космосу, исходя из познания и понимания человека в качестве разумного планетарного, космического существа, строили свои философские концепции смысла жизни В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Пьер Тейяр де Шарден. Компенсаторно-регулятивная функция религии связана также с рассмотрением и обсуждением вопросов человеческой природы и смысла существования отдельного человека в системе космических, природных и социальных связей. Научное мировоззрение, в отличие от религиозного, отрицает их сверхъестественный, трансцендентальный характер. Материалистические направления в философии анализируют проблему личностного и родового смысла жизни в тесном единстве с теоретическим обсуждением и практическим решением жизненных проблем отдельного человека и всего человечества. Современная обновленная философия поистине превращает человека, включая и природу как базис, в единственный, универсальный и высший предмет философии.

Предметом и задачей философского исследования выступает некое обобщенное понятие человека, как определенный образ, сформированный в условиях конкретной цивилизации, образ, не только включающий эту данность, но и соответствующий исторический идеал человека, то каким надлежит ему быть, чтобы справиться с жизненными проблемами времени. В формировании общественного принципа личностного смысла жизни отдельного человека философия участвует не только как система историко-культурных значений, но и в качестве общетеоретического вида мировоззрения, учения о мудрости, законодательницы разума. Само прояснение и понимание смысла жизни каждой личности на основе усвоения ею общечеловеческих ценностей в ходе деятельности и приобщения к материальной и духовной культуре носит конкретно-исторический характер. Философский (мудрый) анализ человеком своих жизненных проблем – есть предпосылка, возможность сопротивляться экзистенциальному вакууму, тоталитаризму и конформизму, агрессивному эгоизму и даже классовому эгоизму.

В современных условиях обновления общества представления о смысле жизни личной, как свидетельствуют данные социологических исследований, получают довольно высокое место в системе ценностей людей, особенно среди молодежи. Так, в общем реестре приоритетов значение этого общественного качества человека подчеркивает 72,8% молодежной аудитории. И это не случайно, ибо только с наличием у индивида личностного смысла жизни, содержание которого весьма уникально и определенно, связана возможность изменений и перестройки самого человека. Личностный смысл жизни выступает как хотение (желание), творческая потенция личности может наиболее полно реализовать себя в актах жизнедеятельности. Человек во всех проявлениях жизни (переживание, творение, исповедание, страдание, раскаяние и т.д.) занимает активную позицию, вырабатывая стратегию и тактику поступков и действий. Последнее обусловлено наличием у человека личностного смысла жизни. Но человек может сколько угодно рассуждать о смысле своей жизни, а судить о подлинном его содержании позволяют только реальные результаты деятельности, характер поступков. Человек, удовлетворяя свою потребность в познании смысла, выходит за пределы своей индивидуальности и приобщается ко всеобщему и универсальному бытию. Реальные противоречия, взаимосвязи и взаимозависимости между индивидуальным бытием и бытием общественным, природой и обществом, человеком и космосом являются объектами мировоззренческого рассмотрения. В любом типе мировоззрения соотношение человеческого и божественного, социального и биологического, природного и космического, индивидуального и общественного, смерти и бессмертия есть объективное основание того, что содержание понятия «личностный смысл» придает ценность самой жизни. Индивид как носитель всеобщих универсальных характеристик, присущих разумно-социаль­ной жизни, продолжает жить в роде, в продуктах своих творческих деяний и поступков. Вне мыслящего мировоззрения не могут пробудиться духовные способности человека.

Гуманистическое по своему содержанию и форме общественное воспитание должно более полно способствовать удовлетворению потребности человека в познании смысла жизни. Всесторонне развитый, богатый человек, по К. Марксу, – это человек, «нуждающийся» во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда» (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 42. С. 125). Личностный смысл жизни приобретает новое звучание для каждого человека, когда его ориентируют на всестороннее гармоничное развитие его индивидуальности и создают объективные условия для раскрытия его интеллектуального потенциала и физического совершенства. Причем активность и результативность человеческих действий в определенной мере зависит от зрелости индивидуального сознания, от степени ясного понимания индивидом того, во имя какой разумной цели ему предстоит действовать. Целеидентификация занимает огромное место в смысле жизни человека. «Отсутствие цели – величайшее несчастье человека», – писал Л. Фейербах. В силе стремления к целям раскрывается смысл жизни людей. Каждый момент бытия человека должен иметь свою конкретную цель.

Определение предельных оснований бытия является прерогативой любого типа мировоззрения, особенно философского. Формирование личностного смысла жизни связано не только с выяснением возможностей человека и нахождением им своего места в мире, но и с изменением самого индивида в неразрывном единстве с развитием общества и природного мира. Эту специфику философского видения мира хорошо уловил и выразил И. Кант, когда он сформулировал круг вопросов, волнующих человека и человечество, на которые должна ответить философия. «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» (Кант И. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 661). В этой связи нельзя не отметить и то положение, как нравственный императив поведения человека у Канта отражает в своем содержании общечеловеческие ценности, которые присутствуют и в других мировоззренческих системах. Так в Евангелии сказано? «…Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. VII. 12). (И. Кант почти дословно перефразировал этот общечеловеческий принцип в принцип общественной философии.) И добавим для этого случая свое: «Для чего и кого я живу, в чем смысл моей жизни?» Для себя? Для мира вне себя? Для Бога? Если для чего-то только исключительного одного, даже для самого себя (эгоцентризм), то не стоит и жить…

В постижении и выявлении смысла жизни для человека необходимо исходить из основного правила, по которому должно идти развитие будущей философии: «Сначала – быть, потом – действовать, а лишь затем из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть и опасного, и даже мучительного делания – философствовать» (Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 368).

studfiles.net

2. Варианты понимания проблемы смысла жизни

Вообще, в оценке собственно проблемы смысла жизни есть несколько вариантов:

  1. Смысла в жизни нет никакого.

Здесь следует заметить, что жизнь – это благо, и если человек превратил ее в нечто, бессмысленное и злое, то виновата в этом не жизнь сама по себе, а, прежде всего, он сам.

  1. Поиски смысла – признак психического заболевания (мнение З. Фрейда). Комментарии здесь излишни.

  2. Смысл жизни — в поиске смысла. (Любимое выражение писателей о каком-нибудь из своих персонажей: «Он мучительно искал смысл жизни».)

  3. Смысл есть:

а) в религии – служение Богу.

б) в философии – ответы более разнообразны.

Один из авторов сделал попытку обобщить ведущие смыслы жизни разных эпох и вот, что у него получилось. В период Античности – это благо, Средневековье – служение Богу, Возрождение – постижение красоты, Новое время – знание, Новейшая история – деньги, XXI век – информация. Однако, по нашему мнению, перечисленные смыслы – ничто иное, как цели, которым придается чрезмерное значение смысла. Подмена смысла целями – вообще типичное заблуждение в истории человечества.

В философии исторически сложилось несколько подходов к пониманию смысла жизни, начиная с Античности. Кратко познакомимся с ними.

Гедонизм. Наслаждение считается высшим смыслом бытия человека во всех его проявлениях. Формула гедонизма: «Жить – значит наслаждаться». Отметим, что в индийском гедонизме насчитывают более 500 видов наслаждений и большинство из них являются высшими, духовными – занятия музыкой, поэзией, философией.

Эвдемонизм. Подлинное предназначение человека и смысл его жизни – стремление к счастью. Но счастье является наслаждением только тогда, когда основано на безмятежности духа, когда нет страха перед Богом, страданием, смертью. Эвдемонизм проповедует умеренность в телесных удовольствиях и стремление к духовному совершенству.

Утилитаризм. Смысл жизни – в умении извлекать пользу из всего, включая человека. Главное – точный расчет.

Прагматизм. Смысл жизни в достижении максимального успеха любой ценой. Критерий любых практических действий – выгода. Формула прагматизма – «Цель оправдывает средства».

Этика долга. Смысл жизни в самопожертвовании во имя служения идеалу. Человек действует по велению долга для достижения общего блага. Отречение от всего личного во имя общественного – в этом предназначение человека.

Л.Н. Толстой в последнем, предсмертном письме старшим детям писал, что жизнь без объяснения ее значения и смысла и без вытекающего из него неизменного руководства есть жалкое существование.

3. Понятие цели и смысла, их связь и различие

Цель – субъективно заданный себе человеком ориентир движения. Отвечает на простые вопросы: «Чего хочу?» и «Что делать, чтобы этого достичь». Смысл – понятие более сложное с сильной ценностной составляющей. Смысл – это объективное знание, необходимое для понимания того главного, зачем человек живет на земле как человек.

Отметим, что жизнь вообще – не капризная игра случая в одной точке космоса, на Земле, она вечна и закономерна. Отсюда следует, что жизнь несет смысл в себе самой, в каждодневном движении, развертывании, осуществлении. Человек как одно из направлений развития жизни также закономерен и космичен как проявление интеллектуализации живого. Можно говорить о том, что смысл человеческой жизни объективен, то есть не зависит от наших желаний, заблуждений, иллюзий, ибо определен нашей родовой сущностью. Формулировка смысла жизни проста, сложна его реализация.

studfiles.net

Зачем люди живут? Философские рассуждения о смысле жизни :: SYL.ru

Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над вопросом о том, зачем люди живут на этом свете. Эта проблема сопровождает человечество на протяжении всей его истории. За тысячелетия люди накопили достаточный багаж подходов к ответу на этот вопрос. Расскажем об основных концепциях смысла жизни, которые сложились в религии, философии и психологии.

Проблема определения смысла жизни

Словосочетание «смысл жизни» появляется в философском обиходе только в 19 веке. Но вопрос о том, зачем люди живут на свете, возникает несколько тысяч лет назад. Эта проблема является центральной в любом зрелом мировоззрении, размышляя о конечности своего существования, каждый человек задет себе этот вопрос и ищет подходящий ответ. С точки зрения философов, смысл жизни – это личностная характеристика, определяющая отношение к себе, другим людям, жизни в целом. Это уникальное осознание человеком своего места в мире, которое влияет на жизненные цели и приоритеты. Однако это понимание своего места в жизни не дается человеку легко, оно появляется только через рефлексию, иногда мучительную. Сложность данной проблемы состоит в том, что нет единственно-верного, общепризнанного ответа на ключевой вопрос: зачем люди живут на свете? Смысл жизни не равен ее цели и пока не найдено однозначно верифицируемого аргумента в пользу той или иной концепции. Поэтому на протяжении веков существуют и сосуществуют различные подходы к ответу на этот вопрос.

Религиозный подход

Впервые человек задумался о том, зачем люди живут в мире, в далекой древности. В результате этих поисков появляется самый первый ответ на вопрос – религия, она давала универсальные обоснования всего сущего на свете, в том числе и человека. Все религиозные концепции построены на идее загробного существования. Но каждая конфессия представляет себе путь бессмертия по-разному, в связи с чем и смысл жизни у них отличается. Так, для иудаизма смысл заключается в усердном служении Богу и исполнении его заповедей, изложенных в Торе. У христиан главное – это спасение души. Оно возможно только благодаря праведной земной жизни и познанию Бога. Для мусульман тоже смысл состоит покорности воле Бога. Только тот, кто жил преданно Аллаху, попадет в рай, остальным уготован ад. Существенно отличный подход можно увидеть в индуизме. Здесь смысл заключается в спасении, в вечном наслаждении, но для этого нужно пройти путь аскезы и страдания. В этом же направлении размышляет буддизм, где главная цель жизни понимается как избавление от страданий через отказ от желаний. Так или иначе, каждая религия видит смысл человеческого существования в совершенствовании духа и ограничении телесных потребностей.

Философы Древней Греции о смысле жизни

Древние греки много размышляли о первоначалах бытия, истоках всего сущего. Проблема смысла жизни, пожалуй, единственная, в которой представители разных школ античной философии сходились во мнении. Они считали, что поиск смысла – это трудная, ежедневная работа, путь, у которого нет конца. Они предполагали, что у каждого человека на земле есть собственная, уникальная миссия, обрести которую и есть главная задача и смысл. Сократ предполагал, что обретение смысла позволяет человеку достичь гармонии между телесной оболочкой и духом. Это путь к умиротворению и успеху не только в земной жизни, но и в потусторонней. Аристотель считал, что поиски цели жизни – это неотъемлемый элемент человеческого самосознания и с ростом души цель существования, осознание предназначения человека меняются, и нет единого, универсального для всех ответа на вечный вопрос о том, зачем мы живем на свете.

Концепция Артура Шопенгауэра

19 век стал временем всплеска размышлений о целях человеческого существования. Иррациональная концепция Артура Шопенгауэра предлагает новый подход к решению этой проблемы. Философ считает, что смысл жизни человека – это всего лишь иллюзия, при помощи которой люди спасаются от страшной мысли о бесцельности их существования. По его мнению, мир руководим абсолютной волей, которой безразлична судьба отдельных людей. Человек действует под давлением обстоятельств и чужой воли, поэтому его существование – это настоящий ад, цепочка беспрерывных страданий, заменяемых друг другом. И в поисках смысла в этой бесконечной череде страданий люди придумывают религию, философию, смысл жизни, чтобы оправдать свое существование и сделать его хоть относительно выносимым.

Отрицание смысла жизни

Вслед за Шопенгауэром Фридрих Ницше объяснял особенности внутреннего мира человека в аспекте собственно нигилистической теории. Он говорил, что религия – это мораль рабов, что она не дает, а отнимает у людей смысл жизни. Христианство — это величайший обман и его необходимо преодолеть, и только тогда можно будет понять цель человеческого существования. Он считает, что большинство людей живет для того, чтобы подготовить мир к появлению сверхчеловека. Философ призывал отказаться от смирения и упования на внешнюю силу, которая принесет спасение. Человек должен сам творить свою жизнь, следуя своей природе, и в этом основной смысл существования.

Экзистенциальная теория смысла жизни

В 20-м веке философские рассуждения о целях существования людей становятся центральными во многих направлениях, в том числе в экзистенциализме. Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер размышляют о смысле жизни и проходят к выводу, что главное для человека – это свобода. Каждый сам привносит в свою жизнь осмысленность, так как мир вокруг абсурден и хаотичен. Действия и, главное, выбор, моральный, жизненный, и есть то, зачем люди живут на свете. Смысл можно постичь лишь субъективно, объективно его не существует.

Прагматический подход к определению смысла жизни

Размышляя над тем, с какой целью мы приходим в этот мир, Уильям Джемс и его коллеги-прагматики приходят к выводу, что смысл и цель равны между собой. Мир иррационален, и искать в нем объективные истины бесперспективно. Поэтому прагматики считают, что смысл жизни соизмерим только с успехом человека в жизни. Все, что ведет к успеху, имеет ценность и смысл. Оценить и выявить наличие смысла жизни можно только применяя критерий полезности и выгодности. Поэтому нередко это понятие появляется в последующей оценке жизни другого человека.

Концепция Виктора Франкла и психология

Смысл жизни человека стал центральной категорией в теории психолога и философа Виктора Франкла. Свою концепцию он вырабатывал, переживая ужасные мучения в немецком концлагере, и это придает особую весомость его размышлениям. Он говорит, что не существует абстрактного, общего для всех смысла жизни. У каждого человека он свой, уникальный. Причем смысл не может быть найден раз и навсегда, он всегда – требование момента. Главным проводником человека в поисках глобальных целей существования является совесть. Именно она помогает оценить каждый поступок в аспекте общежизненного смысла. На пути к его обретению человек, по мнению В. Франкла, может идти тремя путями: дорогой ценностей творчества, ценностей отношения и ценностей переживаний. Утрата смысла жизни приводит к внутренней пустоте, экзистенциальному вакууму.

Отвечая на вопрос о том, зачем люди рождаются на свет, Франкл отмечает, что для поисков смысла и самого себя. Более поздние психологи говорят, что поиск смысла жизни и его обретение являются важнейшими мотивационными механизмами. Человек, нашедший для себя ответ на главный вопрос, живет более продуктивной и счастливой жизнью.

www.syl.ru

Философия смысла жизни


Подборка по базе: Реферат. Философия (1 семестр).doc, Модуль 4. Задание 3. Философия истории (2).docx, Мобильный телефон в нашей жизни.pptx, Единство мира и философия в природе в творчестве Ф.docx, Роль искусства в жизни художника 2 формат.docx, История и философия образования_методичка с библиографией.pdf, эссе философия большаков.doc, Продолжительность человеческой жизни- критерий уровня развития о, Мода как фактор формирования стиля жизни.docx, Реферат философия.docx.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Факультет Прикладной Математики и Информатики

Кафедра философии

Реферат по Философии

Тема: Философия смысла жизни

Выполнил: Штабель А.А.

Группа: ПМ-24

Преподаватель: Глухачёв В.В.

Дата:

Подпись:

Новосибирск

2013

Содержание:


Содержание: 2

Введение. 3

1.Проблема смысла жизни. 3

2.Философы Древнего Рима и Греции 4

3.Основные философские течения. 6

3.1.Экзистенциализм. 6

3.2.Нигилистские взгляды. 8

3.3.Позитивистские взгляды. 9

3.4.Гуманизм. 9

3.5.Прагматические взгляды. 10

4.Проблема смысла жизни с точки зрения религии. 11

4.1.Христианство. 12

4.2.Ислам. 12

4.3.Буддизм. 14

5.Русские философы о смысле жизни. 15

Заключение. 16

Список использованной литературы: 18

Введение.
Я выбрал именно эту тему для реферата, по той причине, что проблема смысла жизни затрагивает не только философию, но и нашу повседневную жизнь.

Многие (если даже не все) люди задумываются в определённый момент жизни, над тем, зачем же они существуют. Но вряд ли кто-то сможет точно сформулировать это и объяснить. Это знание заложено где-то в подсознании человека и, по сути, является совокупным его мнением о жизни в целом, на основании уже приобретённого им опыта. Люди могут дать ответ на этот вопрос, но только в некотором индивидуальном плане. Ведь как говорится: разные люди – разные мнения. В зависимости от классовой и религиозной принадлежности, люди имеют разные представления о смысле жизни. Однако, если взять определённую группу людей, относящуюся к одному классу одной эпохи, то их мнение будет иметь общий характер, хотя будет различаться по некоторым параметрам.

На протяжении всего существования науки Философии, её приверженцы задавались вопросом, в чём смысл жизни. И ответы на этот вопрос были различны в разные эпохи и для каждого философа в отдельности. В своём реферате я собираюсь рассмотреть и сравнить мнения философов о смысле жизни в разные эпохи существования человечества.


  1. Проблема смысла жизни.

Проблема смысла жизни самым тесным образом связана с проблемой человеческой сущности. Они пересекаются по многим критериям и зачастую даже совпадают. Ведь и та и другая имеют дело с человеком – высшим феноменом материального мира.

Сама по себе, проблема смысла жизни очень сложна — ее пытались решить многие мыслители прошлого, на протяжении всего существования человеческого общества. Она находится в центре внимания и в современной философии. Однако однозначного ответа на вопрос о том, в чём смысл жизни, пока нет. Для чего живет человек? Французский писатель и философ А. Камю в своём произведении «Миф о Сизифе» писал, что существует только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальные – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Поэтому «вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов»[11], заключает он. Смыслу человеческого существования также посвящен ряд философских концепций. Одной из самых древнейших является концепция Экклезиаста. В ней, автор подчеркивает ничтожность человеческой жизни. Жизнь человека, по мнению автора, это бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагает, что и составляющие жизни – богатство, власть, любовь, труд – по сути своей так же бессмысленны, как «погоня за ветром»[10]. По существу Экклезиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него были любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство. Также одними из первых философов, кто задумывался о проблеме смысла жизни являлись философы Древнего Рима и Греции.


  1. Философы Древнего Рима и Греции

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех без исключения поступков человека является счастье, выражающееся в раскрытии и самопознании человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в познании и мышлении. И в этом случае духовная работа преобладает на физической – имеет некоторое преимущество. Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни гедонизм, т.е. получение удовольствия, понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от душевного беспокойства, физической боли, страданий, страха перед смертью. Идеалом для них были: жизнь в укромном месте, в тесном кругу друзей, игнорирование государственной жизни, наблюдение за всем происходящим со стороны. Киники, такие как Антисфен и Диоген Синопский — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека – добродетель. Их учение говорит, что добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Такое умение делает человека независимым. Человек обязан быть независимым от непостоянного внешнего мира, который неподвластен ему, и стремиться к внутренней гармонии. Однако, независимость человека, к которой они призывали, означала абсолютный индивидуализм, отрицание культуры, искусства, государства, имущества, семьи, науки и общества в целом. Антисфен считал, что имущество является одной из самых главных помех к счастью: «Кажется, что плохого в том, если кто-то чем-либо обладает? Напротив, имущество всеми считается несомненным Благом. На самом же деле оно самое большое на свете несчастье из всех возможных.»[3, стр. 104].

Согласно с учением стоиков, целью для человеческих стремлений должна быть нравственность, которая невозможна без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель, в свою очередь, состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом. Идеал жизни для стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внутренним и внешним раздражающим факторам.

В античное время люди не задумывались о смысле жизни, таким образом не отделяя своего собственного существования от существования природы. Отсутствие понятия личности, как таковой, лишало ее и права на осмысление существования. Смыслом тогда обладало лишь существование рода. И этот смысл был в продлении и распространении своего рода. Смысл жизни отдельного человека как раз и состоял в подчинении, слиянии ее со смыслом рода и обеспечении действия этого смысла.

Однако движимые философами древности и их потомками, люди постепенно начали пытаться осмыслить своё существование, и таким образом со временем образовались различные философские течения, связанные с различными позициями относительно смысла жизни и бытия.


  1. Основные философские течения.

    1. Экзистенциализм.

Пессимистическое мнение о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Его учение состоит в том, что смысл жизни сводится к страданию. Таким образом, известный принцип Декарта «мыслю, следовательно, существую» в исполнении Шопенгауэра звучал бы, как «страдаю, следовательно, существую». Согласно с его теорией, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и другими людьми, которые его окружают. Для ее доказательства он приводит соответствующие аргументы. Не управляемые силы природы: землетрясения, болезни (бактерии, которые их вызывают, относятся к природе) – наносят человеку громадный ущерб, человечество постоянно ведет войны, в которых гибнут тысячи, миллионы людей. А «главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, «это сам человек: человек человеку волк»»[11]. По мнению Шопенгауэра, человеку присуще наличие отрицательных черт, таких как: злоба, эгоизм, жестокость. Эгоизм очень силен, большинство несчастий человека имеют начало в нем и им объясняются. Его лозунг – «все для меня и ничего для других людей». Эгоизм разделяет людей и делает их врагами друг для друга.

В своей работе “О ничтожестве и горестях жизни” Шопенгауэр делает выводы: «… от природных, общественных и людских стихий человек страдает, печалится, лишается покоя и радости…», «…жизнь его проходит в беспрерывной борьбе за самое существование, на каждом шагу ему угрожает гибель…», «…самое счастливое мгновение человека – это когда он засыпает, самое несчастное мгновение – когда он пробуждается…»[11].

Взгляды Шопенгауэра, как мы знаем, стали одним из теоретических источников экзистенциализма. Это течение рассматривает не только сущность человека, но и смысл его жизни. Последователи экзистенциализма считают, что жизнь человека имеет печальный, трагический смысл. Основными особенностями жизни, в которых она выражается, с их точки зрения, являются страх, тревога, отчаяние, ответственность за свой выбор и т.п. Рассуждения экзистенциалистов обретают, таким образом, пространный вид: человек в страданиях рождается, растёт в слезах и боли, в постоянном страхе проводит дни, в поте лица работает и в грязи заканчивает свою жизнь, испытав при этом очень много горя и разочарований, чтобы в итоге предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречен изначально — с самой первой минуты своего существования.

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь человека полна абсурда и он должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Если говорить о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»[7, стр. 344].

В истории человеческой мысли имеются и другие, гораздо более оптимистические высказывания о жизни и о ее смысле. К ним можно отнести, например, идеи двух наших великих соотечественников, писателей Максима Горького (А. М. Пешкова) и Льва Толстого. Горький, будучи большим знатоком жизни, писал: «Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть все, что захочет найти человек!»[12, стр. 26].

Л. Н. Толстому принадлежат следующие слова: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем»[13]. Отсюда можно сделать вывод, что для Толстого смысл жизни человека – это сама жизнь, радостная и прекрасная, несущая самому человеку счастье, что является полной противоположностью взглядам экзистенциалистов.


    1. Нигилистские взгляды.

Нигилизм отрицает необходимость для человека знания и истины, и исследует смысл существования без познания истины. С нигилистической точки зрения, основным источником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание. Нигилизм, при доведении до крайнего состояния, переходит в прагматизм, т.е. отрицание того, что не является полезным и рациональным по отношению к собственному организму, не удовлетворяет основным нуждам человека. И в общем в признание того, что самое лучшее, что может делать человек в своей жизни — получать от нее удовольствие. Ф.Ницше считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком»[1, стр. 933], — что, в свою очередь, имеет некоторые общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке (человеке будущего).

    1. Позитивистские взгляды.

В отношении смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос не имеет смысла. Потому что «смысл X» это элементарное выражение, которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Если говорить другими словами, то вещи в личной жизни могут иметь смысл, но при этом сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но, когда такие философы пытались найти глобальное определение термина «Смысл жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.


    1. Гуманизм.

Для гуманиста цель биологической жизни встроена в нее саму: воспроизведение. Говоря кратко, это то, как произошла человеческая раса: существа, воспроизводящиеся в прогрессии в рамках неконтролируемой эволюции, как неотъемлемой части природы, которая в свою очередь является самосуществующей. Однако цель жизни – это не то же самое, что цель человека, хотя и является одним из её аспектов. Цель человека определяется только людьми, без какого-либо внешнего сверхъестественного вмешательства. Так же и знание не приходит из сверхъестественного источника, оно выходит из человеческих наблюдений, экспериментов и рационального анализа, используя в основном научный метод: природа Вселенной – вот, что мы видим в нем. То же самое касается и этических ценностей, которые выводятся из человеческих потребностей и интересов, проверяемых опытом, получаемым на протяжении жизни.

Просветленный эгоизм является центром гуманизма. Наиболее значимая вещь в Жизни – это человек, и, если расширить, человеческая раса и окружающая среда, в которой мы живем. Счастье индивидуума неразрывно связано с благополучием человечества как целого, отчасти потому что мы животные, которые смогли построить общество и находят смысл в отношениях, а отчасти из-за того что культурный прогресс дает преимущество каждому кто взаимодействует с этой культурой. Когда мир улучшается, жизнь каждого человека в отдельности также улучшается. Таким образом, поскольку каждый из нас желает жить в благополучии и полной жизнью, гуманисты считают, что важно делать это таким образом, чтобы одновременно расширять благополучие всех. В то время как эволюция человека, как вида, до сих пор (в основном) является функцией природы, эволюция человечности находится в наших руках и на нас находится ответственность за совершенствование ее в направлении высших идеалов. В то же время, гуманизм сам развивается, потому что гуманисты признают, что ценности и идеалы, а вместе с ними и смысл жизни, изменяются по мере улучшения нашего понимания.

 


    1. Прагматические взгляды.

Философы-прагматики считают, что вместо того, чтобы искать истину о жизни мы должны найти полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не может быть найдена. Отсюда, смысл жизни — это вера в некоторую цель жизни, которая в свою очередь не противоречит опыту содержательной жизни какого-либо другого человека. Если говорить грубо, то это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют нас ценить ее». Для прагматика смысл жизни может быть открыт только через опыт.

Прагматизм — это философская школа, появившаяся в США в конце 19-го века. Прагматизм характеризуется настойчивыми утверждениями о последствиях, полезности и практичности, как жизненно важных компонент истины. Он утверждает, что теории и данные становятся важными только в борьбе разумных организмов с окружающей средой. Прагматизм, однако, не настаивает, что только все то, что практично должно считаться истинным, или все то, что помогает нам выжить только в краткосрочной перспективе; то есть прагматики утверждают, что то, что должно считаться истиной, есть то, что принесет больше всего пользы человеку за самый продолжительный период времени. На практике это означает, что для прагматиков, теоретические требования должны быть связаны с практикой верификации, т.е. необходимо уметь делать предсказания и проверять их – и что в конце концов исследования человечества должны быть направлены его потребностями.

Именно такими являются основные подходы и взгляды философов различных времен. В настоящее же время весьма большое влияние на общество в данном вопросе оказывают именно религиозные убеждения.


  1. Проблема смысла жизни с точки зрения религии.

Большая часть религий охватывают и продвигают какие-либо определенные понятия о смысле жизни, предлагая достоверные причины для объяснения того, почему существуем мы и всё живое на нашей планете. И в самом деле, возможно, основное определение религиозной веры – это убеждение в том, что жизнь служит божественной цели. Зачастую предполагается, что религия является ответом на человеческую потребность перестать ощущать растерянность или страх смерти. Определяя мир за пределами обычной жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», таким образом обеспечивая смысл, цель и надежду для наших жизней.

Большинство людей, кто верит в Бога, как в личность, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живём, движемся, существуем» (цитата древнегреческого поэта Эпименида).


    1. Христианство.

Смысл жизни — это сам Иисус Христос: «Иисус сказал ему: Я есть путь и истина и жизнь».

Христианство видит смысл жизни в вечной жизни в Боге, иначе именуемой спасением. Это означает, во-первых, убеждение в том, что Бог есть, и что Он является не просто источником бытия, а самим бытием, в Котором лишь возможно благо бытия всего существующего, возможно полноценное постижение Истины и познание «тварного» мира в его существе.

Христианский смысл жизни, заключается в приобретении личности ещё здесь, на земле, богоподобных духовных ценностей и вере в реальное воскресение тела для последующей бесконечной жизни.

Для мира наслаждения, богатство и слава являются основой жизни, для христианства же — это страсти, неминуемо влекущие за собой страдания, разочарования и неизбежную телесную и духовную смерть.


    1. Ислам.

Давно известно, что любой тип морали, чтобы быть регулятором определенных отношений между людьми, оценивать их поведение и устанавливать какие-либо нормы, должен иметь разработанную «программу жизни», определенную целевую установку. Каков же смысл жизни человека с точки зрения исламской нравственности?

Все для блага человека, во имя человека — именно таков девиз реального социализма, воплощающего в жизнь учение научного коммунизма. Главный девиз ислама — все во имя Аллаха, для прославления его имени. Молиться, трудиться, учиться и даже любить и ненавидеть человек должен лишь во имя Аллаха.

Высший нравственный долг – это служение богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, малозначительным и несущественным.

Таким образом, смысл человеческой жизни, оказывается, не в стремлении к осуществлению реальных земных идеалов, которые направлены на создание условий для всестороннего развития всего общества, а в постоянном служении сверхъестественной силе.

В отличие от марксизма, считающего человека высшей ценностью в мире, ислам признает ценность человека лишь потому, что он создан богом и служит ему. В силу, этого смысл и цель человеческой жизни ислам видит не во всестороннем и гармоничном развитии человека, не в развертывании его дарований и способностей во имя общественного прогресса, а в служении богу, в вымаливании у него милостей.

Религия искажает сам смысл и ценность человеческой жизни. Она измеряет их только тем, насколько набожен человек, насколько глубока его вера в сверхъестественное божество, насколько много времени и способностей он отдает служению этой силе. И сама жизнь, по учению ислама, дается человеку только для того, чтобы он поклонениями, смирением и терпением стремился заслужить милость Аллаха, а вместе с ней и надежду на вечное блаженство в раю. Отсюда следует, что сама единственная, неповторимая земная человеческая жизнь, как таковая, никакой самостоятельной ценности не имеет. Она лишь испытание, препятствие на пути в потусторонний мир. Коран предупреждает: «Здешняя жизнь — только игра и забава…». Кто же хочет пользоваться ее благами, тому «нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили».


    1. Буддизм.

Творцы Упанишад – одного из величайших литературных достижений человечества во множестве ставят вопросы о Вселенной, о человеке.

Откуда он пришел и куда идет? Есть ли какой-то смысл в этой жизни или нет? Как связан человек с Вечностью? Ведь только через эту связь человек приобщается к подлинной жизни.

На этот вопрос мудрецы-брахманы отвечали просто: наша гибель в неведении. Человеку нужно лишь осознать, насколько глубоко он укоренен в Бессмертном. Блажен тот, кто откроет в себе всеобщий Дух.

Лишь через свое «я» человек может приблизится к мировому «Атману».

Земные желания были помехой истинному знанию. Только тот, кто отказывался от всего, что связывало его с жизнью и окружающего мира, мог стать бессмертным.

Но не все люди, искавшие смысл жизни, были готовы стать аскетами и не удивительно, что брахманское учение не вышло за пределы скитов.

Характерной особенностью буддизма является его этико- практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, воинственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Основой содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.

Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание — состояние бытия проявленного, освобождение — непроявленного.

Освобождение буддизм представляет себе прежде всего, как уничтожение желаний, точнее – гашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей – как влечения к чувственному удовольствию, так и полного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости и относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.


  1. Русские философы о смысле жизни.

Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX — начала XX века является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное.

Материалистическое направление представлено революционерами-демократами и прежде всего В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей. В.С.Соловьев в своей работе «Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии» рассматривает еще один аспект этого вечного вопроса – нравственный. Он пишет: «Есть ли у нашей жизни вообще какой-нибудь смысл? Если есть, то имеет ли он нравственный характер, коренится ли он в нравственной области? И если да, то в чем он состоит, какое ему будет верное и полное определение? Нельзя обойти этих вопросов, относительно которых нет согласия в современном сознании. Одни отрицают у жизни всякий смысл, другие полагают, что смысл жизни не имеет ничего общего с нравственностью, что он вовсе не зависит от наших должных или добрых отношений к Богу, к людям и ко всему миру; третьи, наконец, признавая значение нравственных норм для жизни, дают им весьма различные определения, вступая между собою в спор, требующий разбора и решения…

Нравственный смысл жизни первоначально и окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия…»

Русский философ С.Л. Франк продолжил фундаментальное исследование мировоззренческих проблем в уже сложившейся русской философии. Франк был философом, который пытался разъяснить природу человеческой души и знаний человека. Философское учение Франка было однако высоко религиозно. Он был одним из тех философов XX века, кто в процессе поиска мировоззрения наивысшей духовности пришел к выводу, что таковым является христианство, выражающее общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности. Сам же Франк говорил: «Я не богослов, я философ».

Франк называл свою концепцию: «метафизическим (философским) реализмом». Его философия – реалистичная философия духовности, которая высоко поднимает проблему человека и нацелена на достижение духовного единства всего человечества.
Заключение.

В заключение всего выше сказанного хочется добавить, что, не смотря на долгое время существования проблемы смысла жизни, она остаётся по-прежнему актуальной в наше время. Хотя здесь была рассмотрена лишь верхушка айсберга, сама проблема по-прежнему остаётся не разрешённой.

О смысле жизни рассуждали и рассуждают все философы, однако, они не пришли к однозначному выводу, и по моему мнению – не придут. Я считаю так, потому что в моём понимании смысл жизни – это смысл существования определённого человека, а не общества в целом. Его нельзя обобщить и каким-либо образом достичь его однозначности (разве что только утвердить, что смысл жизни заложен в самом человеке).

Список использованной литературы:


  1. История философии: Энциклопедия / Книжный Дом, 2002. – 1364 с.

  2. Гусев Д. А., Манекин Р. В., Рябов П. В. История философии. / Д.А. Гусев – Москва: Эксмо, 2004. – 449 с.

  3. Франкл В. Человек в поисках смысла. / В. Франкл – Москва: Прогресс, 1990. – 196с.

  4. В поисках смысла. Мудрость тысячелетий. / А. Е. Мачехин. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 1306 с.

  5. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Е. В. Попов. – Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 201 с.

6. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Мир философии./ З. Фрейд – Москва: Политиздат, 1991. – 871 с.

7. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. / Ж.-П. Сартр – Москва: Республика, 2000. – 639 с.

8. Фромм Э. Душа человека. / Э. Фромм – Москва: Республика, 1992 – 80 с.

9. Википедия. Книга Екклесиаста/Википедия – эл-ый журнал – Режим доступа: [http://ru.wikipedia.org/wiki/Книга_Екклесиаста], свободный.

10. Философский портал. Миф о Сизифе/ Философский портал – эл-ные текстовые данные – Режим доступа: [http://philosophy.ru/library/camus/01/1.html], свободный

11. Философский портал. О ничтожестве и горестях жизни/ Философский портал – эл-ные текстовые данные – Режим доступа: [http://philosophy.ru/library/schopenhauer/nicht.html], свободный

12. Книги онлайн. Горький М. Мужик / Книги Онлайн – электронная библиотека – Режим доступа: [http://www.bookol.ru/proza-main/russkaya_klassicheskaya_proza/19784/fulltext.htm], свободный

13. «Том 52, дневники и записные книжки 1891-1894. Полное собрание сочинений Л.Н. Толстой» / Толстой Лев Николаевич – электронные текстовые данные – Режим доступа [http://www.levtolstoy.org.ru/lib/al/book/1907], свободный

topuch.ru

Концепции обоснования смысла жизни: альтруизм, эгоизм, конформизм

Вопрос смысла жизни и вопрос его обоснования всегда были одними из важнейших и наиболее проблемных с философской точки зрения. Это одна из самых спорных проблем не только философии, но и теологии и даже художественной литературы.

Известные философы в данном контексте рассматривали смысл жизни как то, что делает жизнь человека осмысленной, но каждый со своей точки зрения: Аристотель обращал внимание на функции человека, Фома Аквинский уделял внимание блаженному значению, а Кант – высшему благу.

Однако, смотря на разные видения смысла жизни, взгляды, приведенные выше, имеют нечто общее – отношение к счастью и морали человека.

Поэтому смысл жизни можно определить как сложную духовную проблему и философскую категорию, которая содержит в себе понятие и предназначениячеловечества в целом, и существование отдельного человека.

Но если обычно при попытке объяснить смысл жизни, философы пытались представить ответ с точки зрения «наибольшей полезности» человека для окружающего мира, сегодня такой взгляд уже теряет свою актуальность.

Последние 20-30 лет в мире, особенно в развитых странах, распространяется мнение о том, что смысл жизни может рассматриваться в глобальном плане (предназначение существования всего человечества как биологического вида) и в индивидуальном плане (предназначение существования отдельного человека, как личности).

И если категория глобального смысла жизни пока недостаточно раскрыта, то вопрос индивидуального смысла жизни рассматривается как нечто субъективное и формируется в процессе жизнедеятельности отдельного человека под влиянием многих факторов.

Так, например, люди, которым приходится жить в опасных условиях видят смысл своей жизни в выживании (или вообще теряют всякий смысл), а для человека, жизнедеятельность которого протекает без влияния враждебных факторов, смысл жизни будет заключаться в обогащении своей жизнедеятельности– достижении благополучия, счастья и т. д.

Таким образом, индивидуальный смысл жизни, будучи субъективным для каждого человека, имеет несколько типовых концепций его обоснования:

1. Альтруизм, как смысл жизни, заключается в такой деятельности человека, которая будет направлена на пользу других. Данная концепция ставит общее благо выше личного, при этом в ней нет места личной выгоде и интересам. Можно сказать, что эта концепция определенным образом перекликается с категорическим императивом И. Канта, который утверждал, что все поступки должны быть независимыми от личного опыта и соображений (утверждалась идея высшей степени нравственности).

2. Объективизм, как концепция смысла жизни, определенным образом противопоставляется альтруизму за счет того, что действуя на общее благо, человек должен получать свою выгоду. Данная философия была описана Айн Рэнд базируется на том, что человек контактирует с реальностью через собственные ощущения, а не через сознание, а смыслом жизни является поиск собственного счастья.

3. Эгоизм, как концепция смысла жизни, является полной противоположностью альтруизма, ведь данная философия утверждает, что смысл жизни индивида заключается в обеспечении только своих потребностей и интересов. При этом, совершенно не важно, имеют персональные потребности что-то общее с общественным благом, ведь по данной концепции, они (персональные потребности) и являются высшим благом. Данная концепция смысла жизни также имеет право на существование, иногда она рассматривается, как последствия дефекта воспитания, а иногда – как естественное свойство каждого человека.

4. Конформизм в качестве концепции смысла жизни описывает пассивность индивида в обществе. Человек, жизнь которого можно описать, как конформистскую, живет готовыми стандартами поведения, безусловно прислушиваясь к устоявшимся авторитетам, правилам и нормам. Такой человек не считается с уникальностью интересов и взглядов на жизнь, разнообразием вкусов и предпочтений. То есть, жизнь по данной концепции формируется в соответствии с мнением большинства.

5. Нонконформизм, как концепция обоснования смысла жизни, почти всегда противопоставляется конформизму, ведь воплощает в себе идею несогласия (несогласия с ценностями, с нормами и правилами в конкретной группе или обществе). Однако, нонконформизм, как и конформизм также имеет связь с мнением большинства, только в негативном оттенке (главное, быть не как все).

В то время как философы допускают существование и конформизма, и нонконформизма, как концепций обоснования смысла жизни, психологи и психоаналитики утверждают, что формирование поведения в соответствии с этими концепциями свойственно преимущественно в группах людей с низким уровнем социального развития.

6. Нигилизм, как концепция смысла жизни, заключается в отрицании ценностей, норм и обычаев, моральный нигилизм – в отрицании моральных норм, а экзистенциальный нигилизм отрицает существование смысла жизни вообще.

Следовательно, с точки зрения индивидуального смысла жизни можно выделить несколько типичных концепций его обоснования, которые существуют отдельно друг от друга, однако, имеют определенную связь. А формирование смысла жизни в соответствии с одной из этих концепций (или нескольких в комбинации) зависит только от индивидуальных решений каждого отдельного человека.

moral.infotaste.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *