Концепция личности а н леонтьева – . . —

27. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА. Шпаргалка по общей психологии

В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности, эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнениюА.Н. Леонтьева, личность человека «производится» – создается общественными отношениями. Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. Как же понимает их А.Н. Леонтьев? В приведенном определении появляется существенное добавление: «Личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности».

Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».

Каковы же следствия этого принципиального положения?

А.Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личности. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность – тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А.Н. Леонтьева.

Другой столь же важный постулат – это развитое А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагает, если субъект жизни обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами, активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А.Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности», – отмечает Леонтьев. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятель-ностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение между этими понятиями и смысл некоторых из них.

По сути потребность замещается мотивом, так как до своего первого удовлетворения потребность «не знает своего предмета и потому он должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом. Иными словами, в процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и „принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений“. Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психологическая теория Леонтьева: концепция и основные положения

Приверженцы концепции деятельностного подхода многое время спорили по поводу психологической структуры личности в нем.

Включив в структуру личности большое количество различных элементов, таких как особенности темперамента, характера, психических процессов, психологи получили слишком сложную модель большой размерности. По этой причине необходимо было найти такую структуру, которая и получит теоретическое обоснование, и будет пригодна практически.

Если говорить кратко, теория Леонтьева заключалась в том, что структура личности человека исходит не из его генов, задатков, знаний, навыков. Ее основой служит предметная деятельность, а именно механизм взаимоотношений с окружающей средой, которые реализуются через иерархию различных деятельностей.

Человек находится в определенных общественных отношениях. Какие-то из них – ведущие, а какие-то – подчиненные. Ядро личности, таким образом, включает иерархическое представление этих деятельностей, которое, в свою очередь, не зависит от того, в каком состоянии находится организм человека.

Основные параметры структуры личности составляют:

  • многообразие отношений индивида с миром сквозь призму разнообразных деятельностей;
  • степень иерархичности связей с миром и деятельностей;
  • обобщенная структура связей субъекта с окружающим миром, образуемая внутренними соотношениями главных мотивов в совокупности деятельностей.

Объективные обстоятельства образуют личность через совокупность деятельностей. Индивидуум развивается только посредством созидания, а не потребления.

Краткая биография А. Н. Леонтьева

Леонтьев Алексей Николаевич является знаменитым представителем психологии периода 1940–70-х годов в СССР. Он внес огромный вклад в развитие отечественной психологической науки: создание отделения психологии на факультете философии, а затем и самого факультета психологии в Московском университете. Леонтьевым написано большое количество научных работ, книг.

Алексей Николаевич Леонтьев родился в 1903 году в Москве. Учился в Московском университете. Изначально увлекался философией, так как имел тягу всесторонне оценивать события, происходившие тогда в стране. Однако затем, по инициативе Г. И. Челпанова, Леонтьев написал свои первые научные труды по психологии: работу о Спенсере и реферат на тему «Учение Джеймса об идеомоторных актах». Первые публикации продолжали исследования Лурия на тему аффектов, сопряженной моторной методики и выполнялись в соавторстве с ним.

После некоторого числа подобных публикаций в 1929 году Леонтьев начинает работать в культурно-исторической парадигме Выготского. В 1940 году защитил диссертацию в двух томах «Развитие психики». Первый том включал анализ возникновения чувствительности с теоретическим и практическим обоснованиями, который затем вошел в книгу «Проблемы развития психики». За эту книгу Леонтьев получил Ленинскую премию. Второй том написан о том, как развивается психика в животном мире. Главные постулаты были затем посмертно изданы в сборнике научного наследия Леонтьева «Философия психологии».

Изучать и публиковать материалы по вопросу личности Леонтьев начал с 1968 года. Окончательные его идеи о концепции личности были положены в основу его главной работы «Деятельность. Сознание. Личность», которая относится к 1974 году.

Формирование индивидуума

Теория личности у Леонтьева выделяется абстрактностью.

Она формируется посредством общественных отношений, то есть «производится». Леонтьев был приверженцем марксистского постулата о том, что личность выступает как совокупность общественных отношений.

Психологическое изучение данной концепции начинается с деятельности человека, в то время как понятия «действие», «операция» являются характеристиками деятельности, а не индивидуума.

Отличие понятий

Теория Леонтьева разграничивает определение терминов «индивид» и «личность».

Индивид представляет собой неделимое, целостное, обусловленное наследственными факторами образование со своими специфическими характеристиками. Под специфическими характеристиками понимаются особенности, которые возникли как в результате наследственности, так и в результате приспособления к естественной среде: физическая конструкция, темперамент, цвет глаз и т. д.

Понятие личности применимо только к человеку и причем не от его рождения, то есть ею человек еще должен стать. Примерно до двух лет у ребенка еще нет личности. Таким образом, личностью не рождаются, а становятся.

Она, в свою очередь, начинает образовываться, когда ребенок вступает в общественные отношения, во взаимоотношения с другими людьми. Личность является целостным образованием, но не приобретенным, а произведенным, созданным вследствие взаимосвязи большого количества предметных деятельностей. У ребенка формируется культурные формы поведения, и его психика становится другой. Акцент в теории развития у Леонтьева сделан на том, как под влиянием культуры изменяются мотивы субъекта, ведь у ребенка возникает множество новых социальных мотивов.

Мотивы возникают в связи с теми требованиями, которые предъявляет ему общество. Множество новых мотивов образует иерархию: одни – более значимы, а другие – менее. Теория личности у Леонтьева связывает ее появление с образованием устойчивой иерархии мотивов. Такая иерархия появляется в возрасте трех-четырех лет. Личность ребенка начинает становление через отношения с окружающим миром и предметами в нем. Первоначально дети изучают физические свойства объектов, а затем их функциональное предназначение, которое используется в деятельности. К примеру, ребенок смотрит на стакан и держит его, а потом понимает, что он нужен, чтобы пить, а значит, чтобы осуществлять конкретную деятельность. Таким образом, этап предметно-практической деятельности переходит к усвоению иерархии деятельностей на ступени общественных отношений.

Феномен «горькой конфеты»

Теория А. Н. Леонтьева демонстрирует это на феномене «горькой» конфеты. Так, в эксперименте ребенку предлагали выполнить заведомо невыполнимую задачу. Например, достать что-то с того места, где он сидит. Не вставая, это было сделать невозможно. За это ребенку обещали конфету. После чего экспериментатор выходит из комнаты, провоцируя ребенка нарушить правила, что он и делает. Затем экспериментатор заходит в комнату и вручает ребенку заслуженную конфету. Но ребенок отказывается от нее и начинает плакать. Здесь проявляется мотивационный конфликт: быть честными по отношению к экспериментатору или получить награду. Главным мотивом оказалась здесь попытка быть честным.

Параметры развития личности

Стадия развития личности ребенка в теории Леонтьева определяется следующими параметрами:

  • То положение, которое ребенок занимает в системе социальных отношений.
  • Ведущий тип деятельности.

Признаком ведущей деятельности выступает не количественный показатель, то есть это не та деятельность, которой ребенок больше всего любит заниматься. Ведущей называют деятельность, которая соответствует 3 свойствам:

  1. Внутри нее развиваются и возникают новые виды. В частности, учебная деятельность в ранние школьные годы происходит от сюжетно-ролевой.
  2. Именно в ней главным образом перестраиваются или формируются психические процессы.
  3. В этой деятельности возникают основные изменения в личности ребенка.

Таким образом, первое существенное теоретическое положение в теории Леонтьева – это представление деятельности в качестве единицы психологического анализа.

Иерархия деятельности

Далее Леонтьев развил концепцию С. Л. Рубинштейна о внешнем, которое реализует себя посредством внутренних условий. Имеется в виду, что если человек владеет активностью, то внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет.

Личность развивается в процессе взаимодействия большого числа деятельностей, которые взаимосвязаны отношениями иерархии и выступают как совокупность иерархических отношений.

Тема психологической характеристики этой иерархии остается открытой. Чтобы интерпретировать иерархию деятельностей в рамках психологии, А. Н. Леонтьев оперирует терминами «потребность», «эмоция», «мотив», «значение», «смысл».

Деятельностная теория Леонтьева некоторым образом изменяет смысл этих понятий и общепринятые аналогии между ними.

Мотив приходит на смену потребности по причине того, что до удовлетворения потребность не имеет предмета и поэтому нужно его выявить. После выявления потребность обретает свою предметность. В то же время представляемый, мыслимый предмет делается мотивом, а именно обретает свою побуждающую и направляющую деятельность. Таким образом, когда человек состоит в контакте с предметами и явлениями окружающего его мира, он познает их объективное значение. Значение, в свою очередь, — это обобщение действительности, и оно соотносится с миром объективно-исторических явлений. Вот как иерархия деятельностей становится иерархией мотивов.

Леонтьев развил дальше концепцию Выготского. Теории Леонтьева и Выготского (на фото ниже) на первый план выдвинула определяющее влияние социального фактора на личность, при этом сводя к минимуму значение унаследованного, естественного фактора.

Однако в противоположность Выготскому, психологическая теория Леонтьева развивала далее деятельностную концепцию Рубинштейна. В чем состояла его основная задача?

Оценить ключевую идею теории личности у А. Н. Леонтьева можно, опираясь на главную критическую задачу, которую он решал. Она заключалась в усвоении натуралистического понимания личности и низших психических функций, которые перестраиваются путем овладения ими. В связи с этим Леонтьев не мог включить в ее строение природный компонент, так как он не может быть экзистенциальным, эмпирически существующим. Вероятно, Леонтьев все сложившиеся в те времена отечественные концепции рассматривал как натуралистические, хотя они действительно содержали интерпретацию формирования сущности личности.

Личность как особая реальность

В теории развития у Леонтьева личность выходит за границы понятия психики в область взаимосвязей с миром. Она представляет собой некую особую реальность, это не обычное биологическое образование, а высшее, историческое по своей сущности образование. При этом человек не является личностью изначально, с самого рождения. Она развивается вместе с субъектом в течение всей его жизни и впервые проявляется, когда он вступает в общественные отношения.

Структура личности

Личность в теории Леонтьева наделена строением. Появляясь постепенно, она проходит становление в течение всей жизни. В связи с этим отдельно существует строение индивида и строение личности, которая характеризуется процессом дифференциации деятельностей.

Личность имеет следующие характеристики:

  1. Множество действительных отношений человека, которые наполняют его жизнедеятельность. Они составляют реальную основу личности. Однако не каждая деятельность, присутствующая в жизни субъекта, является его частью. Человек может осуществлять множество вещей, имеющих к жизни вторичное отношение.
  2. Степень развития высших связей действий (мотивов) между собой и их иерархия. Направление становления личности — это в то же время и направление ее упорядочивания.
  3. Тип строения: моновершинный, поливершинный и т. д. Высшей точкой может стать не любая цель или мотив, потому что необходимо выдержать нагрузку вершины личности.

Таким образом, пирамида будет представлять собой не привычную картину с основанием снизу и постепенным сужением, а перевернутую пирамиду. Жизненная цель, которая находится на вершине, будет нести на себе всю нагрузку. Ведущий мотив будет влиять на то, насколько прочная конструкция, поэтому он должн быть таким, чтобы эту конструкцию выдержать.

Леонтьев утверждал, что исключительно воображение является источником поиска и выстраивания механизмов, которые позволят человеку постигнуть свое собственное поведение.

Развитие личности

Теория Леонтьева в психологии освещает принципиально новые этапы развития личности, не имеющие связи со становлением психических процессов. На первом этапе происходит стихийное складывание, и этот период подготавливает рождение сознающей себя личности. На втором этапе возникает сознательная личность.

Наравне с естественными функциями, существуют и высшие человеческие функции. Они начинают свое становление при жизни, затем делаются индивидуальными и перемещаются из межличностной области во внутриличностную.

Становление личности субъекта в теории развития А. Н. Леонтьева происходит в течение индивидуальной истории, во взаимодействии с окружающими людьми.

Развитие происходит от простого к сложному. Сначала человек действует ради удовлетворения своих врожденных потребностей, влечений, а затем – удовлетворяет потребности, чтобы находиться в действии, выполнять дело своей жизни, реализовывать жизненную человеческую задачу. Таким образом, каузальная структура меняется от действий для потребностей к потребностям для действий. Аспектом становления личности являются задатки. Они влияют на конечный результат, но не предопределяют его. Задатки дают базис для формирования способностей, но в действительности способности формируются в процессе реальной деятельности. Личность представляет собой особый процесс, консолидирующий внутренние предпосылки и внешние условия. Таким образом, ее определяет жизнедеятельность индивидуума.

Концепция личности обозначает единство характеристик, которые формируются вместе с индивидуальным развитием организма человека.

Теория развития психики у Леонтьева также заключалась в том, что личность проходит как бы два рождения. Первый раз это случается в тот момент, когда ребенок становится полимотивированным, то есть у него возникает единовременное наличие нескольких мотивов какой-либо деятельности, а также его действия становятся соподчиненными. Этот период соответствует кризису трех лет, когда в первый раз проявляется иерархия и соподчинение. Второй раз она «рождается» при возникновении уже сознательной личности. Такое рождение соответствует уже подростковому кризису при освоении собственного поведения посредством сознания.

Истинная личность

Существуют случаи, когда личность так и не возникает, отсюда выделены критерии истинной личности:

  1. Нацеленность на собственное мировоззрение и активное функционирование согласно ему.
  2. Является участником жизнедеятельности общества.
  3. Имеет своей целью изменение или поддержание принципов человеческой жизни согласно своим ценностным ориентациям.

Мы кратко разобрали основные концепции теории Леонтьева.

fb.ru

Концепция личности А.Н. Леонтьева

В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности, эта характеризуется высоким уровнем абстрактности.При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнениюА.Н. Леонтьева, личность человека «производится» – создается общественными отношениями. Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. Как же понимает их А.Н. Леонтьев? В приведенном определении появляется существенное добавление: «Личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности».

      Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».
      Каковы же следствия этого принципиального положения?
      А.Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личности. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность – тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А.Н. Леонтьева.
      Другой столь же важный постулат – это развитое А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагает, если субъект жизни обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами, активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».
      Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А.Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности», – отмечает Леонтьев. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.
      Для психологической трактовки «иерархий деятель-ностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение между этими понятиями и смысл некоторых из них.
      По сути потребность замещается мотивом, так как до своего первого удовлетворения потребность «не знает своего предмета и потому он должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом. Иными словами, в процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и „принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений“. Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов.

В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом – фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще» – и становится мотивом, который может и осознаваться.

Именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом; мотив – то, ради чего совершается деятельность, а деятельность – совокупность действий, которые вызываются мотивом. Итак, деятельность – совокупность действий, вызываемых мотивом. Единица анализа деятельности – действие

А.Н. Леонтьев (исходные предпосылки): 1) преодоление «постулата непосредственности» путем введения категории предметной деятельности; 2) идея деятельности как единства процессов преобразования и отражения действительности; 3) идея единства «внешних» и «внутренних» форм деятельности и формирования «внутреннего» через интериоризацию «внешнего»; 4) идея единства субъективного и объективного, индивидуального и социального в деятельности и через деятельность; 5) историко-генетический принцип анализа, реализующий системный подход в смысле К.Маркса.

Человек также рождается с определенной врожденной, или безусловно-рефлекторной, организацией видового поведения. Но решающую роль в психическом развитии играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей, важнейшую часть которого составляют их общественно выработанные психические способности, опредмеченные в материальной и духовной культуре.

Если источником психического развития ребенка является человеческая культура, то движущими силами этого процесса служат возрастные изменения объективного положения ребенка в системе его отношений со взрослыми и возрастные изменения его деятельности. А. Н. Леонтьев считал, что детство имеет конкретно-исторический характер, оно развивается в ходе общественной истории. Поэтому в каждую историческую эпоху ребенок по-разному включен в отношения взрослых и закономерности его психического развития также исторически изменчивы.

Культура как общий источник психического развития ребенка выступает в этой своей функции только тогда, когда ребенок выполняет деятельность, направленную на присвоение общественных способностей, опредмеченных в виде элементарных орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства и т.д. Ребенок должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя, разумеется, и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности. В собственной деятельности ребенок распредмечивает соответствующие части культуры и тем самым присваивает связанные с ними общественные способности. Присвоение — это процесс воспроизведения ребенком исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения.

Воспроизводящая деятельность определяет психическое развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Однако формирование воспроизводящей деятельности и соответствующих способностей происходит у ребенка только при постоянном его общении со взрослыми и другими детьми.

В ранних формах общение ребенка с другими опосредствовано не словом, а предметом; отношение же к нему ребенка первоначально опосредствовано прямыми предметными действиями взрослого (например, взрослый приближает к ребенку какую-либо вещь, к которой тот тянется, и т.п.). Например, овладение маленьким ребенком умением пить из чашки определяется не столько ее свойствами самими по себе, сколько действиями взрослого, который поит ребенка: он правильно приставляет чашку ко рту ребенка и постепенно наклоняет ее; затем, когда он дает чашку в руки самому ребенку, то первое время активно направляет и поправляет его движения. Таким образом, взрослый строит у ребенка новую функциональную двигательную систему.

Действия самого ребенка обращены не только на предмет, но и на присутствующего при этом взрослого. На основе совместных со взрослым предметных действий ребенок овладевает языком, речевым общением.

В трудах А. Н. Леонтьева последовательно проводится мысль, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, т.е. изучение интериоризации.

Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка — это присвоение им достижений исторического развития людей, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена.

Но ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту деятельность не может, она всегда должна строиться окружающими людьми во взаимодействии и общении с ребенком, т.е. во внешней совместной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. И это присвоение требует перехода от развернутых вовне действий к действиям в вербальном плане, и наконец, постепенной интериоризации последних, в результате чего они приобретают характер свернутых умственных операций, умственных актов. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта.

Понимая развитие как процесс самодвижения, имеющего спонтанный характер и внутренние законы, А. Н. Леонтьев полагал, что главным специфическим внутренним противоречием психического развития ребенка выступает противоречие между необходимостью и потребностью осуществления какой-либо деятельности и отсутствием тех мотивов, целей, действий и операций, посредством которых она может быть ребенком многосторонне и цельно реализована. Это противоречие постепенно разрешается благодаря тому, что ребенок начинает выполнять эту деятельность за счет средств другой, но сходной деятельности, — в процессе же ее осуществления эта деятельность создает свои собственные средства и тем самым развивается сама, а на ее основе у ребенка развиваются соответствующие способности.

Каждому возрастному этапу соответствует определенный (ведущий) тип деятельности. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.

Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми; орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста; сюжетно-ролевая игра дошкольника; учебная деятельность в младшем школьном возрасте; интимно-личностное общение подростков; профессионально-учебная деятельность в ранней юности. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.

students-library.com

22. Деятельностная теория личности а.Н. Леонтьева

В теории Леонтьева личность рассматривается как субъект деятельности, которая формируется в деятельности, сама определяет характер этой деятельности и общения.

Главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы. А. Н. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы.

Личностный смысл выступает как особое сверхчувственное качество личности. Личностные смыслы интегрируются друг другом в связанную систему, обозначенную А. Н. Леонтьевым термином «смысловые образования личности». Иерархические связи мотивов образуют ядро личности.

Леонтьев отмечал: «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Внутренние соотношения основных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий психологический профиль личности». В концепции А.Н. Леонтьева категории «личность», сознание, «деятельность» выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве.

А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложено структурное строение деятельности, которое предполагает выделение:

  1. Деятельность

  2. Операции

  3. Действия

Деятельность -форма активного взаимодействия, в ходе которого человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

Действия — процесс взаимодействия с каким-либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Могут быть выделены следующие составные части действия: — принятие решения; — реализация; — контроль и коррекция. Операция (лат. operatio — действие) — исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации.

Структурные компоненты деятельности:

Потребность — внутреннее состояние нужды, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования;

Мотив — Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности;

Цель — То, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конкретного результата деятельности;

Задача — Цель в конкретных условиях

В теории деятельности введено понятие «мотива-цели», т.е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс гелеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Ведущая деятельность –

деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Виды:

Непосредственное общение младенца со взрослыми;

Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;

Сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста;

Учебная деятельность школьников;

Профессионально-учебная деятельность юности.

studfiles.net

27. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА. «Шпаргалка по общей психологии»

 

В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности, эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнениюА.Н. Леонтьева, личность человека «производится» – создается общественными отношениями. Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. Как же понимает их А.Н. Леонтьев? В приведенном определении появляется существенное добавление: «Личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности».

Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».

Каковы же следствия этого принципиального положения?

А.Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личности. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность – тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А.Н. Леонтьева.

Другой столь же важный постулат – это развитое А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагает, если субъект жизни обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами, активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А.Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности», – отмечает Леонтьев. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятель-ностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение между этими понятиями и смысл некоторых из них.

По сути потребность замещается мотивом, так как до своего первого удовлетворения потребность «не знает своего предмета и потому он должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом. Иными словами, в процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и „принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений“. Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов.

litresp.ru

27. Концепция личности а.Н. Леонтьева

В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности, эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнениюА.Н. Леонтьева, личность человека «производится» – создается общественными отношениями. Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. Как же понимает их А.Н. Леонтьев? В приведенном определении появляется существенное добавление: «Личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности».

Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».

Каковы же следствия этого принципиального положения?

А.Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личности. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность – тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А.Н. Леонтьева.

Другой столь же важный постулат – это развитое А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагает, если субъект жизни обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами, активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А.Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности», – отмечает Леонтьев. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятель-ностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение между этими понятиями и смысл некоторых из них.

По сути потребность замещается мотивом, так как до своего первого удовлетворения потребность «не знает своего предмета и потому он должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом. Иными словами, в процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и „принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений“. Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *