Теория личности Карла Роджерса. |
- Феноменология, как источник подхода.
- Мотивы личности.
- Теория личности Роджерса.
- Развитие личности.
- Истоки психологических проблем.
Карл Рэнсом Роджерс (1902 — 1987) американский психолог, создатель клиент-центрированного направления в психотерапии и один из отцов гуманистической психологии.
Феноменологическая психология — направление психологии понимающее личность с точки зрения подхода феноменологии, философского направления начала 20 века.
В основе идей Карла Роджерса в том, что касается его теории личности и психотерапевтического подхода, лежит феноменология, которая, стараниями ее отца-основателя Эдмунда Гуссерля (1859-1938) и его последователей, стала, возможно, одним из самых заметных направлений философской мысли 20 века.
Поэтому, чтобы понять основные идеи Роджерса по поводу человеческой личности, совершенно необходимо хотя бы в двух словах ознакомится с основными положениями этого философского направления.
Феноменология и теория личности Роджерса.
Эдмунд Гуссерль
Немного информации о том, что такое феноменология.
Моментом рождения учения можно считать публикацию книги Э. Гуссерля «Логические исследования», где центральной идеей выступает понятие интенциональности.
Под этим термином понималось свойство человеческого сознания (как имманентно ему присущее) быть всегда направленным на определенный объект. Это с неоспоримостью доказывает сам факт восприятия сознанием чего бы ни было, как существующего (то есть очевидный факт нашего постоянного мгновенного внимания к объекту). Под определенным объектом здесь понималось все что угодно, от фиксации на определенной идее или мыслях в сознании, до физического объекта, существующего во «внешнем» мире. Нетрудно понять, что понятие «внешний» в феноменологии было весьма и весьма субъективным, ибо очевидно, что каждый индивид самостоятельно проводит границу между субъектами и объектами.
Феноменология предполагала интенциональность, как единственно возможную основу для меры всех вещей (физических и психических феноменов), это означало, что такой мерой способно быть лишь человеческое сознание.
Это свойство сознания становится в каждый момент бытия непосредственным опытом, и это стало основной для феноменологической идеи, утверждающей идею тождества бытия и чистого сознания в состоянии его мгновенной интенциональности. В рамках такой системы координат сознание человека не могло быть предметом эмпирического изучения, но лишь непосредственным опытом самого познающего субъекта, что утверждалось как чистый смысл или трансцендентальное Я.
Такая точка зрения на сознание человека, последовательно доведенная до логического завершения, означала, что и наша материальная (или, так называемая, объективная реальность) и внутренний мир (психическая реальность) есть ни что иное, как результат субъективной интерпретации индивидуальным сознанием человека в конкретный момент времени (здесь и сейчас).
А раз дело обстоит именно так, то из всего этого вытекает логичный вывод о том, что человек изначально вполне свободен определять свою судьбу и оказывать влияние на свою жизнь, в полной мере используя свои врожденные возможности и способности, и эти возможности изначально заложены в нем самой природой.
Такие рассуждения и легли в основу личностного подхода Роджерса.
Помимо этого, принципиальной позицией Роджерса было то, что человек в своей основе несет позитивный заряд и стремится к совершенству, а именно, ко все большей самостоятельности, зрелости и актуализации своих возможностей, что же касается деструктивного поведения, которое демонстрирует довольно много людей, то оно возникает вследствие игнорирования этими индивидами своей настоящей внутренней природы.
Такой взгляд, вероятно, мог бы показаться весьма наивным, если бы не основывался на более чем 30 летнем опыте Роджерса в психологической работе с клиентами, а наибольшая ценность его теории и состоит именно в том, что как и в случае с Зигмундом Фрейдом, она основана на непосредственном опыте его работы как психотерапевта, то есть на наблюдениях за конкретными людьми.
Карл Роджерс, как и Маслоу, является одним из зачинателей направления гуманистическая психология, поэтому, было бы уместно сказать, что вышеизложенное вполне согласуется с позицией последнего. Тем не менее, во взглядах ученых было по крайней мере три существенных различия.
Принято считать, что они заключаются в следующем.
Абрахам Маслоу
Различия во взглядах Маслоу и Роджерса.
— Первое, это разница в интерпретации причин результатом которых являлось поведение человека (его действия).
Как уже было сказано, поскольку Роджерс был сторонником феноменологического подхода, он считал, что истоки поведения лежат во внутреннем опыте индивида, который (условно) включал в себя интегрированное сочетание восприятий внешнего и внутреннего мира. Иначе говоря, субъективная интерпретация человеком внутренних и внешних событий приводила к намерению (мотиву), которое заканчивалось действием (поведением).
Что касается Абрахама Маслоу, то он был сторонником своей иерархической мотивационной теории, которая говорила о том, что исток поведения человека это его потребность.
— Второе, как и в случае с Фрейдом, теория Роджерса была создана, как результат его психологической работы с клиентами, а значит, все выводы были сделаны на основе изучения материала связанного с людьми, имеющими те или иные психологические проблемы.
Что же касается Маслоу, который в отличие от Роджерса и Фрейда не занимался психологической помощью клиентам, то он всегда говорил об некоторой предвзятости их подхода, именно в связи с акцентом на психологические аномалии, то есть он настаивал на том, что в психологической теории личности должно ориентироваться именно на здорового индивида.
— Третье, Маслоу фактически игнорировал период развития личности и его влияние на способность человека к последующей самоактуализации, хотя и упоминал о том, что существуют критические моменты развития, когда личность наиболее подвержена фрустрациям со стороны внешних условий.
Что касается Роджерса, то он также не делил развитие личности на какие то особые этапы, как это делал Фрейд. Вместо этого, он делал акцент на то, что каждый ребенок в процессе роста в наибольшей степени зависит от наличия или отсутствия позитивного внимания со стороны окружения и, в зависимости от этих условий врастал либо в полноценно функционирующую личность, либо в личность обусловленную теми или иными психопатологиями.
Тем не менее, в главном их взгляды ровно совпадали, а именно в том, что человек изначально обладает стремление вперед и при наступлении подходящих условий немедленно начинает реализовывать программу позитивного саморазвития (актуализации).
Комментировать через Facebook
Comment
xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai
Карл Роджерс, «Я-концепция»: концепция личности
Самосовершенствование 23 апреля 2018«Я»-концепция – это определяющий конструкт в подходе американского исследователя и психотерапевта К. Роджерса. Фактически данный элемент является настолько неотъемлемой частью теории Роджерса, что многие психоаналитики просто называют ее «теорией Я».
Отличия теории исследователя
В отличие от таких психоаналитиков, как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс в «Я»-концепции не создавал какую-либо схему критических стадий, через которые, преодолевая трудности и стресс, человек непременно должен пройти, чтобы сформироваться как личность. Роджерс в большей степени сосредоточивался на том, что положительная или же негативная оценка ребенка с самых первых месяцев влияет на его образ «Я».
Новорожденный воспринимает весь мир целостно, нерасчлененно. Младенец не выделяет себя в качестве отдельного сущего и поэтому не делает каких-либо различий между тем, что принадлежит ему, и что не принадлежит. А следовательно, и «Я» не существует для новорожденного.
Появление «Я» у младенца
Роджерс в «Я»-концепции говорил о том, что в процессе своего формирования «Я» регулируется только оценочным процессом в организме. Другими словами, младенец оценивает доселе незнакомые ему переживания с позиции того, помогают ли они или препятствуют его врожденному стремлению к актуализации. К примеру, холод или голод, жажда или жара или же неожиданный резкий шум воспринимаются в качестве угрозы биологической целостности. И поэтому они оцениваются негативно.
Еда, вода, пища, покой воспринимаются положительно, так как они помогают расти и развиваться. В определенном смысле такой биологический контролирующий процесс позволяет правильно и своевременно удовлетворять потребности малыша. Младенец оценивает собственные переживания на предмет того, нравятся они ему или же нет.
Впоследствии структура личности формируется посредством взаимодействия с социальным окружением. Наибольшую роль при этом играют значимые другие – мать и отец, сиблинги. «Я»-концепция появляется на основе взаимодействия с другими членами семьи. И поэтому в значительной мере наполняющие ее содержания представляют продукт социализации ребенка.
Самоактуализация
Отличительной характеристикой концепции Роджерса (и Маслоу, который также делал акцент на самоактуализации, стремлении к доброму в человеке) является тезис о том, что каждый человек изначально хорош и стремится к прекрасному. А стало быть, люди естественно движутся в направлении большей дифференциации, зрелости, автономности.
Исследуя природу личности, Роджерс приходит к выводу о том, что суть человеческой природы базируется на движении вперед к тем или иным целям. Она конструктивна, соотносится с принципом реальности. По мнению Роджерса, основатель психоанализа Фрейд создал картину совершенно иррационального человека, который не социализирован и обладает разрушающими тенденциями, направленными и на разрушение самого себя и на деструкцию всего окружающего. Когда личность ощущает психологическую свободу, она всегда открыта новому опыту и может действовать в доверительной и позитивной манере.
Психологические защиты
По большей части обыденное поведение человека всегда должно согласовываться с его Я-концепцией. Роджерс подчеркивал, что человек всегда стремится к тому, чтобы сохранять состояние определенного самовосприятия, согласованности переживания своей личности. Отсюда следует логический вывод о том, что все переживания, которые находятся в гармонии с Я-концепцией, могут осознаваться человеком, достаточно точно оцениваться. А что касается тех переживаний, которые находятся в конфликтной позиции по отношению к личности, то они образуют угрозу «Я». И поэтому такие переживания и мысли не допускаются к осознанию и точному восприятию. Необходимо отметить, что человеческая концепция представляет собой тот критерий, согласно которому все переживания либо сравниваются, либо проходят символизацию в сознании, либо такая символизация напрочь отрицается.
Столкновение концепций: пример
Например, религиозные родители убеждают молодого человека в том, что вступать в близкие отношения с девушкой до официального заключения брака – большой грех. Но при этом юноша посещает колледж и находит у своих сверстников другие установки и ценности. Его ровесники одобряют такое поведение, в особенности, если между молодыми людьми есть любовь, они верны друг другу. Молодой человек все равно придерживается тех принципов, которые прививались ему с детства. Он встречает девушку, которая придерживается мировоззрения других учащихся колледжа, и влюбляется в нее. При этом он уступает девушке, однако взаимоотношения становятся для него мучительными. Они попросту не вписываются в тот образ «Я», который создавался у него с самого детства.
Угроза целостности
В «Я»-концепции Карла Роджерса угроза может существовать в том случае, когда люди напрямую осознают несоответствие между их образом себя (а также связанными с этим образом ценностями) и определенным аспектом теперешнего переживания, актуального для них на данный момент. Переживания, которые совершенно не соответствуют их образу «Я», субъективно воспринимаются в качестве угрожающих. Они не допускаются до порога осознания, потому что в таком случае единство и целостность личности нарушается. Например, если человек считает себя порядочным и честным, и какой-то поступок у него не будет соответствовать этим его представлениям, то «Я» будет находиться под угрозой. Реакция обычно включает чувство вины, замешательство, тревогу.
Не всегда несоответствие между актуальным «Я» и его образом может восприниматься при этом на сознательном уровне. В теории «Я»-концепции Роджерс говорит о том, что нередки ситуации, когда человек ощущает угрозу, но никак этого не осознает. Когда имеется такое несоответствие, личность становится под угрозу различных психических расстройств.
Тревога тогда превращается в эмоциональную реакцию на угрозу личностному единству. Тревожный человек, таким образом, это тот, кто смутно понимает: признание тех или иных его переживаний приведет к радикальному преобразованию его теперешней личности. Осознание укоренившегося ощущения враждебности будет требовать глобальной реорганизации всей «Я»-концепции того человека, который доселе считал себя любящим и мягким. Он начнет тревожиться всякий раз, когда ощутит гнев.
В своей концепции личности Роджерс подчеркивает: если человеку в течение длительного времени ничто не угрожает, он становится открытым для взаимодействия и переживаний. Ему совершенно не нужно защищаться. Но если он поймет или почувствует на подсознательном уровне, что его теперешнее переживание каким-то образом не согласуется с «Я»-концепцией, то возникнет угроза. За ней по логике событий следует защитная реакция. К. Роджерс в «Я»-концепции определял защиту как конкретную поведенческую реакцию организма на угрозу извне. Ее основная цель заключается в том, чтобы сохранить личность целостной. Психолог писал о том, что такая цель достигается посредством осознанного искажения определенного переживания в сознании человека. Такое искажение помогает снизить разницу между негативным переживанием вины и структурой «Я». Иными словами, защита помогает сохранить самоуважение и хорошо защищает его от опасности чувства страха, вины, тревоги.
Механизмы защиты по Роджерсу
Психолог предложил всего лишь два защитных механизма. Они используются для того, чтобы свести к минимум информацию о несоответствии между «Я» и негативным переживанием. Это искажение восприятия, а также отрицание. Однако нужно отметить, что угрожающее личности переживание не допускается в осознании человека к символизации. Это происходит не потому, что оно каким-то образом противоречит устоявшимся у индивида нравственным нормам, или является «грешным». Символизация не происходит по причине несовместимости с «Я»-структурой. Поэтому защитное поведение сохраняет существующую структуру личности и позволяет индивиду не утратить самоуважение.
Искажение восприятия происходит в том случае, если несоответствующее переживание оказывается допущенным в сознание человека, но только в той форме, которая позволяет этому переживанию быть совместимым с определенным аспектом образа личности. Например, студент университета считает себя способным к химии. Однако внезапно он получает плохую оценку, и это происходит совершенно заслуженно. Студент может попытаться сохранить свою «Я»-концепцию, если исказит объяснение своей неудачи: «Преподаватель несправедливо ставит оценки», либо «Сегодня мне не повезло». Роджерс объясняет подобное выборочное восприятие в качестве рационализации. В данном примере переживание студента оказывается воспринятым студентом, но его настоящий смысл остается непонятным. Фактически отрицание возникает всякий раз, когда индивид не хочет признаться себе, что переживание действительно имело место.
Психопатология по Роджерсу
Описываемые положения «Я»-концепции Роджерса, кратко описанные в данной статье, могут быть применимы к каждому человеку. Даже самый благополучный психологически человек может иногда сталкиваться с неприятным переживанием, которое представляет угрозу его «Я»-концепции, и ему приходится ложно истолковывать то или иное переживание.
Большинство людей имеют адекватную психическую защиту, которая позволяет им справляться с умеренным уровнем стресса и тревоги и поступать таким образом, чтобы свести эту тревогу к минимуму. Однако если внутренние переживания совершенно не согласуются с «Я»- структурой, или же несогласующиеся переживания встречаются слишком часто, то человек начинает испытывать крайне сильную тревогу, нарушающую его повседневный распорядок дня. Как правило, такого человека называют невротиком.
Сам Роджерс стремился избегать подобных диагностических ярлыков. В таких случаях уровень дискомфорта у индивида таков, что он, по всей видимости, нуждается в помощи терапевта. Однако защита невротика тоже может в некоторой степени предотвратить разрушение его «Я». В результате невротизированная личность сохраняет свою структуру, однако человек оказывается неспособным адекватно оценить неустойчивость своего состояния. Он становится очень уязвимым в психологическом смысле.
Дидактическая концепция Роджерса
Исследователя не устраивала традиционная система образования. Он считал, что уроки и экзамены только мешают процессу обучения, а авторитет фигуры учителя должен быть подвергнут сомнению. Он предложил новую модель обучения. В ней учитель должен руководствоваться своим жизненным опытом, а ученики – выстраивать свою программу обучения. В классе должен создаваться благоприятный психологический климат для обучения. А строгую дисциплину должна заменить самодисциплина.
Критика идей К. Роджерса
Многие авторы подчеркивают, что К. Роджерс слишком позитивно смотрит на человека. Глупо проводить психотерапию, опираясь только лишь на стремление к самоакутализации и не признавая теневой стороны личности.
Подвергалась критике и концепция брака К. Роджерса, который постулировал правильность «открытых» отношения в браке (половые связи обоих партнеров вне семьи). Психолог считал, что подобный подход способствует развитию личности.
Источник: fb.rumonateka.com
Теория личности Карла Роджерса — КиберПедия
Как и З. Фрейд, К. Роджерс в построении своей теории опирался на опыт работы с людьми, страдающими эмоциональными расстройствами. Результатом клинических наблюдений явилась идея о том, что суть природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна и реалистична. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля [27]. К. Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивному осуществлению» свойственных им врожденных возможностей. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости [27].
Связь опыта с поведением является существенным тезисом в феноменологической теории К. Роджерса. Он настаивал на том, что поведение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий. Говоря о прогнозировании поведения, Роджерс заявлял, что человек действует в соответствии со своим восприятием событий, происходящих в данный момент. Опровергая позицию З. Фрейда, автор подчеркивал, что поведение определено не прошлыми событиями, а тем, каким образом человек трактует события свойе жизни и себя в них в здесь и сейчас. Прошлый опыт определяет не текущее поведение, а именно способ интерпретации. Кроме того, К. Рождерс также придерживается холистической доктрины, согласн которой личность целостна и неделима.
Структура. Следуя идее целостности, К. Рождерс, рассуждая о личностном устройстве, в качестве определяющего фактора выдвигает феномен Я-концепции [12]. Речь идет не об особой значимости Я в человеческих переживаниях. К. Роджерс считает, что Я как образ самого себя, наполненный определенными смыслами, является существенным элементом человеческого опыта. С этой точки зрения, ключевая жизненная цель человека — достичь своей «реальной сущности», идеи собственного уникального существования. Я – это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей Я. Я-концепция включает образ себя в контексте самовосприятия, переживания и выводы отнительно себя в контексте самоотношения, многообразие своей внутренней жизни и собственный межличностный ролевой репертуар в контексте самонаблюдения, значение себя в контексте самооценки, смысла собственной жизни и ее особенностей в контексте самоосмысления (Родж, ГП). Все это формирует Я-реальное. Я-концепция включает не только восприятие себя в аспекте реальности, но и идеальный образ себя того, каким хочется быть, область устремлений – Я-идеальное.
Процесс и развитие. К. Роджерс в теоретическом осмыслении личностного развития уделял особое внимание тому, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя [12].
Поскольку для младенца не существует в его восприятии различий между собой и миром, для него Я не существует, а существует лишь всеохватывающее и недифференцированное феноменальное поле или поле восприятия. Постепенно вследствие общей тенденции к дифференциации, которая охватывает и биологический, и психологический, и социальный аспекты жизни человека, ждя ребенок постепенно начинают появляться границы между отдельными частями феноменального поля. Он отличает себя от мира, людей друг от друга, живое от неживого и т.д. Это начало формирования образа себя или формирования Я. Поначалу ребенок опирается в этом только на опыт телесных ощущений. К. Рождерс назвал это организамический оценочный процесс. Он является контролирующей системой, которая способствует правильному удовлетворению потребностей младенца.
Структура Я впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими. По мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации. От того, как именно в содержательном плане проходит процесс социализации, во много зависит содержательное наполнение образа Я, связанные с ним чувства, желания и потенциальные возможности личности. Согласно К. Роджерсу, ключевым фактором для жизни, психического здоровья, развития и формирования образа Я любого человека, является удовлетворение потребности в позитивном внимании. Для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие таким, какой он есть. Эта потребность в позитивном внимании всепроникающа и устойчива. Автор полагал, что эта потребность двойственна — если человек считает, что он удовлетворяет потребность позитивного внимания у других людей, то он чувствует и себя в этом смысле удовлетворенным.
С точки зрения К. Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания со стороны значимых других. При этом у чебенка есть собственное внимание к себе, на основе которого формируется образ Я. Внимание к себе, изначально нейтральное, может быть позитивно, образ Я привлекателен и вызывать приятные переживания. Однако, если при этом нет позитивного внимания со сторонв других значимых лиц, позитивное внимание к себе рушится, претерпевает болезненные трансформации. Состояние несоответствия Я и переживаемого опыта является серьезным препятствием в развитии психологической зрелости [12]. Следовательно, позитивное внимание других является условием не только выживания, но и условием позитивного внимания к себе, на базе которого строится Я-концепция.
Позитивное внимание других может быть безусловным и обусловленным. Безусловное позитивное внимание означает фоновое позитивное отношение к личности в целом. При этом отдельные поступки могут оцениваться по-разному, но всегда сохраняется разница в отношении к личности и отдельному поступку; существует понимание, что поступок – это небольшая обусловленная часть опыта и не более того. По ней не судят о человеке в целом. Обусловленное позитивное внимание предполагает его наличие только при определенных условиях поведения человека (соблюдение правил, послушание, следование указаниям и проч.). Эти условия получили название условия ценности, то есть личность ценна только при определенных условиях. Вне этих условий ценность личности находится под сомнением. К. Рождерс полагал, что условия ценности препятствуют процессу здорового развития и искажают Я-концепцию, поскольку человек стремится соответствовать предъявляемым требованиям и следует им, а не собственным желаниям. Он начинает оценивать себя как личность только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. Остальные аспекты отвергаются им и вызывают сильное психическое напряжение. К. Рождерс подчеркивает, что позитивное внимание не означает одобрения всего, что делает человек. Родители могут выразить ребенку свое неодобрение за определенные поступки одновременно принимая факт того, что он хочет поступать именно таким образом.Помнению К. Роджерса, ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение [12].
Процесс и развитие. В своей теории К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации — присущей организму тенденцией развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать потенциал личности [12]. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным фактором, который движет человеком в течение жизни и который может трансформироваться в частные мотивы, адекватные ситуации.
Тенденция к актуализации присуща всем живым организмам, в которых изначально заложены всевозможные потенциальные способности (растения, простейшие, насекомые, все виды животных, человек). Тенденция к актуализации характеризуется рядом признаков:
1) она берет начало в физиологических процессах организма;
2) на организменном уровне она выражается не только в сохранении, но и в развитии и обновлении организма;
3) это активный процесс, отвечающим за целеустремленность организма;
4) она ведет к самодостаточности и автономии;
5) тенденция к актуализации подразумевает повышение напряжения внутри организма.
Автор полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или противоречивых требований тенденция к актуализации естественно выразится в разнообразных способах поведения. Согласно К. Роджерсу, весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Степень реализации этой мотивационной тенденции контролируется организмическим оценочным процессом. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценить собственные переживания и мысли с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции к актуализации или препятствуют ей.
Норма и патология. Тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Очень важно при этом не вмешиваться грубо в процесс самоосуществления, а создавать благоприятные условия для беспрепятственного процесса актуализации личности. В этом смысле, единственный способ не вмешиваться в тенденцию к актуализации – дать человеку опыт безусловного позитивного внимания.
По мнению К. Роджерса, люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Человек стремится сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживания. Переживания, находящиеся в конфликте с Я и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Все это вызывает внутриличностное напряжение и ведет к неврозу.
Осознание несоответствия между Я-концепцией и каким-то аспектом имеющегося переживания воспринимается личностью как угроза. Угрожающие (несоответствующие, непринимаемые, отвергаемые) переживания не допускаются к осознанию, поскольку это ведет к разрушению Я-концепции как ситемообразующего личностного фактора. При обнаружении такого рода несоответствия возникают напряжение, замешательство и чувство вины. Вместе с тем, подобное несоответствие может не вполне осознаваться. В этом случае человек потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. Тревога – это эмоциональная реакция на угрозу, опасность дезорганизации личности, если несоответствие между ней и угрожающим переживанием достигнет осознания. Все этот приведет к радикальному и крайне болезненному изменению образа себя. В свою очередь за угрозой и тревогой следует защитная реакция, основная цель которой – сохранить целостность структуры Я [13].
В отличие от З. Фрейда, К. Роджерс предложил только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я или между Я и переживанием: искажение восприятия и отрицание. Искажение восприятия — -осознание переживание в приемлемой для сохранения Я-концепции форме. При этом выборочное восприятие автор трактует как рационализацию (переживание воспринимается сознанием, но его истинный смыслне осознается). В этом случае часть внутреннего напряжения утилизируется, находит выход. Используя отрицание человек сохраняет целостность структуры своего Я, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Это способствует не только сохранению напряжения, но и его нарастанию, поскольку требуются усилия для удерживании переживания на «безопасном расстоянии» от сознания. Согласно К. Роджерсу, отрицание может привести к паранойе, бреду и ко множеству других психических расстройств [13]. Большинство людей обладают адекватной защитой, позволяющей справляться с умеренным уровнем тревоги. Однако, когда переживания не согласуются со структурой Я, или возникают часто, человек испытывает сильную тревогу. Подобное состояние характеризуется как невротическое, и для снижения внутреннего дискомфорта человека нуждается в помощи психотерапевта. Структура Я невротика не подвергается сильному воздействию, но, очень уязвима в психологическом смысле. Если между Я и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита Я может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я-концепция человека разрушается. Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда Я не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Такие расстройства называются психотическими. К. Роджерс полагал, что психотическое поведение часто соответствует отрицаемым аспектам переживания, а не Я-концепции. Значительность несоответствия между сознаваемым Я и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации [13].
Изменения. Органичным продолжением теории личности К. Роджерса явился его клиент-центрированный подход в консультировании и психотерапии. Процесс личностных изменений клиента в этом подходе понимается как «переход от неподвижности к изменчивости, от застывшей структуры к потоку, от статики к динамике» [11, с. 178]. Он включает в себя ряд основных стадий, в ходе которых происходит а) выяснение особенностей восприятия клиентом проблемной ситуации и себя в ней; б) постепенное осознание и выражение чувств, в) выяснение противоречий в своем опыте и более свободное их истолкование, г) выстраивается внутренняя коммуникация клиента с самим собой, д) взращивается личная ответственность за произошедшее и происходящее [11]. Характерно, что для выделения стадий К. Роджерс использует в качестве критерия личностные изменения клиента, а не поставленные задачи или логику применения конкретных терапевтических методов.
Основной целью клиент-центрированного подхода является помощь человеку в его становлении полноценно функционирующей личностью. Из нее вытекают частные цели:
– осознание своей проблемы и связанных с ней поведения и переживаний;
– более свободное проявление чувств в здесь-и-сейчас;
– облегчение внутренней коммуникации, наполнение ее новыми аспектами и смыслами;
– принятие на себя ответственности за свою жизнь;
– принятие себя таким, какой есть [14].
Первоначально подход К. Роджерса был назван недирективной терапией. Этот термин отражал интерес, испытываемый автором к методам, с помощью которых можно было изменить поведение. Предположив, что клиент обладает способностью к самонаправленному изменению личности, К. Роджерс первым применил методики, которые позволили психотерапевту быть гораздо менее директивным во взаимоотношениях с пациентом, чем это принято в других формах терапии. Он утверждал, что качество взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом является единственным важным фактором, ответственным за успешное терапевтическое вмешательство. Специальные терапевтические методики являются вторичными по отношению к взаимоотношениям психотерапевт-клиент и эмоциональному климату, в котором проходит их общение [11, 14]. К. Роджерс утверждал, что именно клиент, а не психотерапевт, ответственен за личностный рост во время курса терапии. Психотерапия создает для изменения необходимые условия, но только клиент является реальным действующим фактором изменения своей личности.
Для консультирования в этом подходе характерно делать акцент на чувствах, а не на суждениях, оценках и мнениях; следовать принципу «здесь-и-теперь», концентрируясь на актуальном опыте и его нюансах; передача инициативы и ответственности клиенту для побуждения его к самоактуализации.
В контексте психологического благополучия и оздоровления, а также в согласии с основными концептуальными моментами своей теории, К. Роджерс выдвигает идею о полноценно функционирующем человеке. Согласно автору, полноценно функционирующий человек – это личность, которая использует свои способности и таланты, осуществляет свои возможности и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей [11].
1. Открытость переживанию как способностьслушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы.
2. Экзистенциальный образ жизни как тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Экзистенциальный образ жизни предполагает гибкость и свободу от предопеределенности, в первую очередь, во внутриличностном пространстве.
3. Организмическим доверие как отношение к организмическим переживаниям как к достоверному источнику информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать.
4. Эмпирическая свобода как способность жить свободно, так, как хочет, без ограничений или запретов. Опираясь на этот аспект, полноценно функционирующий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все.
5. Креативность как способность к творчеству во всем, в первую очередь, в создании новизны в собственной жизни. Это возможность творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения.
Заключение
В учебном пособии были рассмотрены общие и частные вопросы различных теоретических воззрений на личность как многомерный и сложный феномен человеческой жизни. Стоит отметить многообразие концептуальных подходов, существующих в области персонологии как науки на сегодняшний день. Несмотря на различия в теориях, все они взаимосвязаны логикой своего развития: возникшие первоначально стали базой для последующих не отлько в контексте дальнейшего развития сформулированных идей. Те аспекты предшествующих теорий, которые подвергались критике, стали условиями и отправными точками для возникновения новых идейных направлений в персонологии.
И по сей день происходит развитие взглядов на природу человека. В настоящее время появляются новые интегративные направления в персонологии, меняется сочетание и конфигурация идей, возникают новые методы исследования, развивается соответствующая практика психологической помощи. Однако, знания и опыт, накопленные теоретиками и практиками-персонологами за многие десятилетия не перестают быть актуальными. В совокупности они представляют собой единую систему взглядов на то, что есть человек, какова динамика развития личности, какие факторы могут вызывать личностные нарушения и при помощи каких методов можно оказывать психологическую и психотерапевтическую помощь.
Теоретические и методологические аспекты персонологии составляют основу профессионального и научного знания, овладеть которой предстоит будущим психологам.
БИблиографический список
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Изд-во Академический Проект, 2011. – 240 с.
2. Айзенк, Г. Структура личности / Г. Айзенк. – М.: КСП+, Ювента, 2010. – 464 с.
3. Бандура, А. Социально-когнитивная теория / А. Бандура. – М.: Издательство «Евразия, 2012. – 456 с.»
4. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – М.: Изд-во «Евразия», 2009. – 320 с.
5. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер, 2010. – 752 с.
6. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика / Н. Мак-Вильямс. – М.: Изд-во Независимая фирма Класс, 2001. – 480 с.
7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
8. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, Альпина нон-фикшн, 2011. – 496 с.
9. Олпорт, Г. Личность в психологии / Г. Олпорт. – СПб.: Питер, 2012. – 324 с.
10. Первин, Л. Психология личности . Теории и исследования / Л. Первин, О. Джон, М.: Аспект Пресс, 2012. – 607 с.
11. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс – М.: Прогресс, 1994. – 233 с.
12. Роджерс, к. Гуманистическая психология. Теория и практика / К. Роджерс. – М.: МОДЭК, МОУ ВПО МПСИ, 2013. – 456 с.
13. Роджерс, К. Клиент-центрированная терапия / К. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2009. – 512 с.
14. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия. Серия Золотой фонд психотерапии. / К. Роджерс — М.: Захаров. 2008. – 512 с.
15. Роттер, Дж. Теория межличностных отношений и когнитивные котреии личности / Дж. Роттер, Г. Салливан, У. Мишелл. – М.: Прайм-Еврознак, 2009. – 128 с.
16. Сидоренко, Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2000. – 352 с.
17. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Лениздат, 2012. – 544 с.
18. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2012. – 400 с.
19. Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – СПб.: Алтейя, 1997. – 247 с.
20. Фрейджер, Р. Психология личностных конструктов и когнитивная психология / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. – М.: Прайм-Еврознак, 2010. – 128 с.
21. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 624 с.
22. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: АСТ, Астрель, 2011 – 288 с.
23. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / К. Хорни. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. – 256 с.
24. Хорни, К. Невроз и личностный рост / К. Хорни. – М.: Академический проект, 2008. – 400 с.
25. Хорни, К Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. – 288 с.
26. Хорни, К Новые пути в психоанализе / К. Хорни. — М.: Академический проект, 2009. – 240 с.
27. Хьелл, Л. Теории личности :Основные положения, исследования и применение / Л.Хьелл, Д. Зиглер.– СПб.: Питер Пресс, 2007. – 608 с.
28. Эриксон, Э.Х. Детство и общество / Э.Х Эриксон. – СПб.; Летний сад, 2010. – 416 с.
29. Юнг, К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции / К.Г. Юнг. – СПб.: Б.К.С., 1998. – 211 с.
30. Юнг, К.Г. Практика психотерапии / К.Г. Юнг.– М.: АС; СПб.: Университетская книга, 1998. – 416 с.
31. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. – М.: Изд-во «Институт общегуманитарных исследований», 2010. – 424 с.
32. Юнг, К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. – М.: Изд-во «Институт общегуманитарных исследований», 2010. – 384 с.
cyberpedia.su
Карл Роджерс (1902–1987). История современной психологии
Карл Роджерс (1902–1987)
Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно — ориентирован — ная терапия. Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора. Правда, в отличие от Маслоу, строившего свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных, здоровых людей, Рождерс основывался преимущественно на опыте работы в психологическом консультационном кабинете в университетском городке.
Личностно — ориентированная терапия — подход в психотерапии, развивавшийся Карлом Роджерсом. Отличается прежде всего тем, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента.
Само название метода достаточно четко отражает его взгляд на природу и задачи гуманистической психологии. Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента (как это было и в ортодоксальном психоанализе), Роджерс тем самым выражает взгляд, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные. По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.
Страницы жизни
Карл Роджерс родился в городке Оук Парк, штат Иллинойс, в пригороде Чикаго. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов, что, как отмечал сам Роджерс, постоянно довлело над ним тяжким грузом в детстве и юности. Он вынужден был жить по правилам, предписанным родителями, подавляя любое, самое малое проявление эмоций. Он сообщал, что именно эти постоянные ограничения породили в нем чувство протеста, хотя ждать, пока оно во что — то выльется, пришлось довольно долго.
Юный Карл рос замкнутым ребенком, большое место в его жизни занимало чтение. Постоянное одиночество приучило его полагаться в большей степени на себя самого, однако еще долгое время ему не удавалось изжить в себе зависимость от верований своих родителей. Когда Роджерсу исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму, и у мальчика проявилась сильная тяга к природе. Он много читал о разного рода сельскохозяйственных экспериментах и хорошо представлял себе, что такое научный подход к действительности.
Хотя его интеллектуальные интересы определились, эмоциональная жизнь была в полном беспорядке. «В тот период, — писал он, — меня постоянно посещали причудливые фантазии, и, скорее всего, любой психиатр определил бы их как шизоидные. Но, по счастью, я не встречался тогда с психиатрами» (Rogers. 1980. Р, 30).
И лишь в возрасте 22 лет, когда он вступил в Христианскую студенческую ассоциацию в Китае, ему удалось полностью избавиться от зависимости от фундаменталистских взглядов своих родителей и усвоить более либеральную жизненную философию (Rogers. 1967). Он пришел к убеждению, что человек в большей степени должен полагаться на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Он также понял, что каждый человек должен сознательно и активно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности.
Роджерс получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в 1931 году в педагогическом колледже при Колумбийском университете. В течение следующих девяти лет он работал в «Обществе по предотвращению насилия над детьми», общаясь с малолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей. В 1940 году он начал академическую карьеру. Рождерс преподавал в университетах штатов Огайо. Висконсин и Чикагском университете. Именно в эти годы и родилась его теория и метод психотерапии.
Самоактуализация
Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации (Rogers. 1961). Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать — дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке — Роджерс называл это позитивным вниманием[147], — то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход скорее всего интериоризи — руется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего Я, поскольку некоторые из них отвергаются матерью.
Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку. Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации.
Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:
? открытость по отношению к опыту любого типа;
? намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;
? способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;
? чувство свободы в мыслях и поступках;
? высокий уровень творчества.
Роджерс описывает достигшего наиболее полного раскрытия человека в большей степени как актуализирующегося, чем уже актуализи — ровавшегося, подчеркивая процессуальный, длящийся характер этого действия. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека, что отражено уже в самом названии его самой известной книги «Становясь личностью» (On Becoming a Person) (Rogers. 1961).
Комментарии
Личностно — ориентированная терапия Роджерса оказала большое влияние на развитие психологии. Эта теория была хорошо встречена психологами, прежде всего из — за акцента на личностном начале в человеке. Критике же этот подход подвергали в основном за отсутствие ясности в вопросе о врожденных предпосылках и потенциале самоактуализации, а также за постоянное подчеркивание роли сознательных факторов в ущерб роли бессознательного в психической жизни человека. В остальном же и теория Роджерса, и его метод терапии получили признание и широко используются как в научных исследованиях, так и в клинической практике.
Работы Роджерса оказали существенное влияние на общее представление о потенциале человеческой личности. Его по праву можно считать одним из основателей движения за общую гуманизацию психологии. В 1946 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации, а также получил награды «За выдающиеся научные достижения» и «За выдающийся профессиональный вклад».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Красова Ольга. Карл Роджерс
Феноменологическая теория Карла Роджерса акцентирует внимание на том, что поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности.
Объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Суть феноменологического направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу. Свобода самоопределения заложена в природе человека как феномена. Это рассуждение приводит в конечном итоге к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют.
Другой отличительной чертойфеноменологического подхода к теории личности является тезис о том, что люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству, а значит, естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации (отличия друг от друга), автономности и зрелости.
Изучая природу человека, К. Роджерс пришел к выводу, что сущность человеческой природы ориентирована на движение вперед, к определенным целям, конструктивна и реалистична.
Он считал, что люди иногда имеют злые и разрушительные чувства, однако, когда ничто не мешает им проявлять свою настоящую внутреннюю природу, они становятся разумными созданиями, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими.
Наряду с точкой зрения о позитивной природе человека, К. Роджерс выдвинул гипотезуо том, что все человеческое поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Иначе говоря, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать (сохранить и развить себя),максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.
Роджерс полагал, что при отсутствии внешних ограничений тенденция актуализации естественно выразится в разнообразных формах поведения. Эта тенденция – единственный выдвинутый Роджерсом мотивационный конструкт.
Тенденция актуализации человека берет свое начало в физиологических процессах организма – это не психологическая тенденция, а биологический факт. Она, с одной стороны, нацелена на снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя, а с другой – на повышение напряженности, так как поведение индивидуума мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться.
Наиболее важным аспектом этой тенденции, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь). Роджерс так определял тенденцию самоактуализации: «Это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью».
К. Роджерс не считал, что самоактуализация может стать конечным состоянием совершенства, так как ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все остальные мотивы.
Феноменологическое направление утверждает, что человек воспринимает мир в измерениях внутренней системы координат, то есть субъективное восприятие мира является не только личной особенностью человека, но и основой для его действий. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения индивидуума.
Определяющей концепцией в теории К. Роджерса является Я-концепция.
Самость, или Я-концепция(взаимозаменяемые термины), определяется как дифференцированная часть поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия действительности и ценностей внутреннего «Я».
Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет, и отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть самого себя.
Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими мы хотели бы быть (так называемое Я-идеальное). Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание.
Люди ведут себя в соответствии с их Я-концепцией, однако может возникнуть несоответствие между Я-концепцией и действительным переживанием, что приводит к личностным расстройствам и психопатологии.
Самость
В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы «замораживаем» фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. К. Роджерс говорит, что «мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, научением…результат очевидно является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру». Самость – это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.
Как фотограф «останавливает» что-то, что изменяется, так и самость не есть ни один из «стоп-кадров», которые мы снимаем, а лежащий за ними текучий процесс. Другие теоретики используют термин «самость» для обозначения того аспекта тождества личности, который неизменен, устойчив, даже вечен. К. Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это отличие, это подчеркивание изменения и текучести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.
Идеальная самость
Идеальная самость – это «представление себя, каким индивидуум более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя». Как самость, это сдвигающаяся, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая переопределению. Степень, в какой самость отличается от идеальной самости, – один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть – признак душевного здоровья. Такое принятие не есть покорность, сдача позиций, это способ быть ближе к реальности, к своему актуальному состоянию. Образ идеальной самости, в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценностей человека – одно из препятствий личному росту. Это может прояснить следующий пример. Студент собирается оставить колледж. Он был лучшим учеником в начальной и средней школе, и очень хорошо учился в колледже. Он уходит, как он объясняет, потому, что он получил плохую оценку на определенном курсе. Его образ себя, как «всегда лучшего», оказался под угрозой. Единственным способом действования, который он может себе представить, является уход из академического мира, отрицание разницы между его актуальным состоянием и идеальным представлением себя. Он говорит, что он будет работать, чтобы быть «лучшим» где-то еще.
Ради защиты своего идеального образа себя он захотел закрыть для себя академическую карьеру. Он оставил колледж, обошел мир, за несколько лет перепробовал массу различных, нередко эксцентричных, занятий. Когда он снова вернулся, он уже мог обсуждать возможность, что может быть не так уж обязательно быть лучшим с самого начала, но все еще ему трудно заняться какой-либо деятельностью, в которой он может предположить неудачу.
Препятствия росту
К. Роджерс полагает, что препятствия возникают в детстве и являются нормальным аспектом развития. То, чему ребенок научается на одной стадии, должно быть переоценено на следующей. Мотивы, преобладающие в раннем детстве, могут препятствовать развитию позже.
Как только ребенок начинает сознавать себя, в нем развивается потребность в любви и позитивном внимании. «Эта потребность универсальна для людей, она всепроникающа и постоянна в человеке. Является ли она врожденной или приобретаемой – несущественно для теории». Поскольку дети не отличают своих действий от себя в целом, они воспринимают одобрение действия как одобрение себя. Точно так же наказание за действие они воспринимают как неодобрение в целом.
Любовь настолько важна для ребенка, что «он начинает руководствоваться в своем поведении не столько тем, насколько опыт поддерживает и усиливает организм, сколько вероятностью получения материнской любви». Ребенок начинает действовать так, чтобы получить любовь или одобрение, независимо от того, является ли это для него самого здоровым. Дети могут действовать против собственных интересов, приходят к представлению о себе, как созданных для того, чтобы удовлетворять или умиротворить других. Теоретически эта ситуация может не развиться, если ребенок всегда чувствует себя принимаемым, если чувства принимаются, даже если какие-то фрагменты поведения запрещаются. В такой идеальной обстановке ребенок не испытывает побуждения отторгнуть от себя непривлекательные, но подлинные части своей личности.
Поведение, или отношение, которое отрицает некоторый аспект самости, называет «условием ценности»: «Когда опыт себя избегается (или, наоборот, намеренно ищется) только потому, что он менее (или более) заслужит награждения себя, индивидуум оказывается в состоянии условия ценности». Условие или состояние ценности – основное препятствие для точного восприятия и реалистического сознавания. Это избирательные бленды и фильтры, создаваемые, чтобы обеспечить непрекращающийся приток любви от родителей и от других. Мы набираем определенные состояния, отношения и действия, которые, как мы полагаем, должны делать нас ценными. В той мере, в какой выдумываются эти отношения и действия, они являются областью личной неконгруентности. В крайнем проявлении условие ценности характеризуется предпосылкой, что «я должен быть любим или уважаем каждым, с кем я вхожу в соприкосновение». Условие ценности создает разрыв между самостью и представлением о самости. Чтобы поддерживать условие ценности, человек должен отрицать какие-то стороны себя.
«Это является, как мы себе представляем, фундаментальным отчуждением в человеке. Он не истинен по отношению к себе, к своим естественным органическим оценкам и потребностям; ради сохранения позитивного отношения окружающих он фальсифицирует ряд своих оценок, воспринимает опыт только с точки зрения ценности для других. Это, однако, не сознательный выбор, а естественное – и трагическое развитие в детстве». К. Роджерс.
Например, если ребенку говорят, что он должен любить новорожденного малыша, иначе мама не будет любить его самого, то это значит, что он должен подавить в себе подлинные негативные чувства по отношению к новорожденному. Если ребенок ухитрится спрятать свою «злую волю», свое желание повредить ему и нормальную ревность, мама будет продолжать его любить. Если он примет свои чувства, он рискует потерей этой любви. Решение, создающее «условие ценности», состоит в том, чтобы отрицать эти чувства, когда они появляются, блокировать их от сознавания. Теперь можно спокойно говорить «Я действительно люблю маленького братика, хотя временами я его крепко обнимаю, так, что он начинает кричать», или «Моя нога просто скользнула под его ногу, поэтому он упал».
«Я до сих пор помню огромную радость, которую проявил мой старший брат, когда ему была дана возможность наказать меня за что-то, что я сделал. Мать, другой брат и я сам были ошеломлены его жестокостью. Вспоминая это инцидент, брат рассказывал, что он не был так уж особенно сердит на меня, но понимал, что это – редкая возможность, и хотел выразить, раз уж было разрешено, сколь можно больше своей „злой воли“. К. Роджерс утверждает, что принятие таких чувств и нахождение им какого-то выражения, когда они появляются, более способствует здоровью чем отрицание или отчуждение их.
Ребенок взрослеет, но проблемы остаются. Рост задерживается в той мере, в какой человек отрицает импульсы, отличающиеся от искусственно созданного представления о себе. Чтобы поддерживать ложный образ себя, человек продолжает искажать опыт, а чем больше искажение, тем больше возможности ошибок и создания дополнительных проблем. Возникающее в итоге поведение ошибки и замешательство, – это проявление более фундаментального первоначального искажения.
Ситуация оказывается замкнутым кругом.Каждый опыт неконгруентности между самостью и реальностью ведет к возрастающей уязвимости, которая, в свою очередь, ведет к усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруентности.
Иногда защиты не срабатывают, и человек оказывается сознающим очевидный разрыв между своим поведением и своими представлениями. Результатом может быть паника, хроническая тревожность, бегство или даже психоз. По наблюдениям К. Роджерса такое психотическое поведение часто кажется разыгрыванием прежде подвергшегося отрицанию аспекта опыта. Перри подтверждает это, рассматривая психотический случай как отчаянную попытку личности восстановить равновесие и осуществить реализацию фрустрированных внутренних потребностей и переживаний. Центрированная на клиенте терапия стремится установить атмосферу, в которой разрушительные условия ценности могут быть отставлены в сторону, что дает возможность здоровым силам в человеке обрести свое первоначальное доминирование. Человек возвращается к здоровью, возвращая себе подавлявшиеся или отрицавшиеся части себя.
Брак
Брак – необычное отношение. Оно потенциально длительно, оно интенсивно и несет в себе возможность длительного роста и развития. К. Роджерс полагает, что браку свойственны те же основные законы, которые действуют для энкаунтер-групп, терапии и других отношений. Наилучшие браки осуществляются между людьми, которые конгруентны сами, наименее отягощены «условиями ценности», и способны на подлинное принятие других. Когда брак используется для поддержания инконгруентности или подкрепления существующих защитных тенденций, он менее удовлетворяет и менее устойчив.
Роджерсовские представления о любых длительных интимных отношениях, таких как брак, фокусируются в четырех основных элементах: постоянно поддерживаемое обязательство, выражение чувств, непринятие специфических ролей и способность разделить внутреннюю жизнь партнера. Каждый из этих элементов он описывает как обязательство, соглашение относительно идеала для продолжающегося благотворного и значимого отношения.
1. Посвящение соглашения.Каждый из партнеров по браку должен рассматривать «партнерство как продолжающийся процесс, а не как контракт. Осуществляемая работа осуществляется ради своего удовлетворения, так же как и ради удовлетворения другого». Отношения – это работа; это работа ради отдельных, равно как и ради общих целей. К. Роджерс предлагает выразить это посвящение так: «Каждый из нас посвящает это совместной работе над изменяющимся процессом наших отношений, потому что эти отношения постоянно обогащают нашу любовь, нашу жизнь, и мы хотим, чтобы они росли».
2. Общение– выражение чувств. К. Роджерс настаивает на полном открытом общении. «Я буду рисковать, пытаясь передать любое длительное чувство, позитивное или негативное, моему партнеру – той полноты и глубины, до какой я сам его понимаю – как живой части меня. Затем я рискну далее попытаться понять, со всей эмпатией, на какую я способен, ее или его реакцию, будь она обвиняющей и критической или разделяющей, и открывающей себя». Общение содержит две одинаково важные фазы: выражение эмоции и открытость к переживанию ответа реакции партнера.
Роджерс не просто пропагандирует выражение чувств. Он утверждает, что следует также подвергнуться воздействию, которое ваши чувства производят на партнера, как и первоначальному выражению самих чувств. Это гораздо труднее, чем просто «выпустить пар» или быть «открытым и честным». Это готовность принять реальный содержащийся в выражении риск: отвержение, непонимание, враждебные чувства, возмездие. Роджерс настаивает на необходимости установить и поддерживать этот уровень взаимодействия, что противоречит позиции, полагающей, что нужно быть вежливыми, тактичными, обходить острые углы и не касаться текущих эмоциональных проблем.
3. Непринятие ролей. Многочисленные проблемы развиваются из попыток удовлетворять ожиданиям других, вместо того, чтобы определить свои собственные. «Мы будем жить по своему собственному выбору с наибольшим организмическим чувствованием, на какое мы способны, и мы не будем формироваться желаниями, правилами, ролями, которые другим так хочется на нас повесить». Роджерс указывает, что многие папы испытывают огромное напряжение, пытаясь жить в соответствии с частичным и амбивалентным принятием образов, которые их родители и общество в целом им навязывают. Брак, отягощенный слишком многими нереалистически экспектациями и образами, внутренне неустойчив и потенциально не приносит удовлетворения.
4. Становление собой. Это глубокая попытка обнаружить и принять собственную полную природу. Это наиболее вызывающее из предприятий, решение снимать маски так скоро и так часто, как они проявляются. «Может быть, я могу обнаружить и подойти ближе к тому, что я действительно есть глубоко внутри – иногда гневу, иногда страху, иногда любви и заботе, иногда красоте, иногда силе, иногда ярости – не скрывая этих чувств от себя. Может быть, я могу придти к тому, чтоб ценить себя как столь богато разнообразного человека, каким я являюсь. Может быть, я открыто могу быть таким человеком. Если так, я могу жить по своим собственным пережитым ценностям, хотя я и знаю обо всех социальных кодах и нормах. Я могу позволить себе быть всей этой сложностью чувств, значений и ценностей со своим партнером – быть достаточно свободным, чтобы отдаваться любви, гневу, нежности, как они существуют во мне. Тогда, возможно, я могу быть реальным партнером, потому что я на пути к становлению реальным человеком. И я надеюсь, что могу помочь моему партнеру следовать своим собственным путем к своей личной уникальности, которую я готов с любовью разделить».
От традиционного подхода, принятого в официальной психотерапии, он перешел к иному, который впоследствии назвал терапией, центрированной на клиенте. Если другие психотерапевты работали с больными, с пациентами, то К. Роджерс преднамеренно ввел термин «клиент» в свои психологические работы. Причем это было не просто игрой слов: за изменением терминов лежал глобальный пересмотр всей структуры психотерапии. Так как пациент – это больной человек, нуждающийся в профессиональной помощи врача-психиатра, а клиент, хотя ему необходимо разрешить свои проблемы, рассматривается как человек, нуждающийся в услуге, который мог бы сам избавиться от своих трудностей, но предпочитает обратиться за помощью к психологу.
Задачей психолога К. Роджерс считал помощь человеку в разрешении его проблемы с минимальным количеством инструкций со стороны врача. То есть терапия в представлении Роджерса – это «высвобождение уже наличной способности в конкретном индивидууме, а не квалифицированная манипуляция более или менее пассивной личностью». По его мнению, любой человек может осознать те факторы, которые мешают ему жить, и преодолеть их, перестроив себя и свою жизнь определенным образом.
Наиболее известная книга Роджерса – «Становление личности».Несмотря на негативное отношение коллег, книга привлекла широкий общественный интерес, чем обеспечила автору немалые гонорары. Здесь его идеи приобретают окончательную оформленность.
У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то «озарение», которое помогает перестроить свою само оценку, «переструктурировать гештальт», как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом «инкаунтер-группы», или группы встречи, являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.
Карл Роджерс родился 8 января 1902 г. и был четвертым ребенком в семье.
К. Роджерс рос весьма робким и застенчивым мальчиком. Так как отец часто бывал в разъездах, большое влияние на него оказала именно мать. Любимым занятием К. Роджерса было чтение. Хотя его родители – глубоко религиозные люди – относились неодобрительно к чтению художественной литературы, как к пустой трате времени, Карл продолжал часами проводить время за книгами. В семь лет он пошел в школу. Его способности к чтению оказались столь впечатляющими, что мальчика сразу отправили учиться во второй класс. Здесь он познакомился со своей будущей женой – Хелен Эллиот.
Детство К. Роджерса прошло на ферме. Огромное влияние на становление его мировоззрения оказали труды по сельскому хозяйству. Даже в колледж Роджерс поступил для того, чтобы изучать сельское хозяйство. Но через два года его намерения изменились: он решил избрать стезю духовного образования.
В дальнейшем К. Роджерс продолжил свое образование в теологической семинарии. После поездки на Восток его взгляды на религию значительно изменились: он стал считать, что цель его жизни – помогать людям, нуждающимся в духовной поддержке, и что эту цель можно достичь и вне церкви. Его все больше стала привлекать психология. К. Роджерс убедился, что работа психолога – достойное занятие, которым он сможет обеспечить себе благополучное существование и одновременно помочь людям.
К. Роджерс прошел в Висконсинском университете заочно курс психологии, а затем продолжил образование в Педагогическом колледже Колумбийского университета. По окончании университета Карл стал работать клиническим психологом в Центре помощи детям в г. Рочестере (штат Нью-Йорк). Там он проработал 12 лет. Роджерс отличался тем, что не примыкал ни к одной из психологических школ. Со временем он выработал свою собственную теорию и метод работы с пациентами.
Умер Карл Роджерс в 1987 г. За год до своей смерти он посетил Москву, где его лекции по психологии пользовались огромным успехом у аудитории. Всего К. Роджерс написал 16 книг и более 200 статей. Его работы переведены на 60 иностранных языков и по сей день, оставаясь актуальными, продолжают волновать научную общественность.
«Взгляд на психотерапию»
«Становление человека»
«Психология супружеских отношений: возможные альтернативы»
«Клиническая работа с трудным ребенком»
«Консультирование и психотерапия»
«Терапия, сфокусированная на пациенте»
«Свобода учиться»
thelib.ru