Кризис 1 года у ребенка
Малышу исполнился один год, и родители не могут его узнать. Вчера такой милый, послушный и нежный карапуз, сегодня превратился в настоящего бесенка. Он совсем не желает слушать и слышать маму. Ему обязательно нужно делать то, что нельзя.
А я хочу по-своему!Срочно требуется открыть все ящики в доме и вытащить оттуда содержимое, сломать то, что ломается, разобрать, оторвать, рассыпать! Ночью и днем кроха стал плохо спать. А кормление теперь — целое событие! На улице очень нужно измерить глубину луж, очистить своими ладошками каждую стоящую машину. Или залезть к маме либо папе на руки и уже оттуда руководить всей прогулкой. А родителей до чего довел за такое короткое время! Мама с папой уже бегут за градусником, если малыш вдруг решил спокойно поиграть! И это еще далеко не все! И знакомо практически всем родителям годовалых детей.
Что происходит? Не нужно переживать, все объяснимо. Возрастная психология называет это как кризис первого года жизни.
И бывает он у всех детей, только может проявляться по-разному и отличаться продолжительностью. Психологи считают, что такое состояние у ребенка может начаться в диапазон от десяти месяцев до полутора лет и длиться от нескольких недель до года. Не нужно впадать в панику! Все это при правильном подходе можно легко пережить. Но сначала нужно выяснить, как же узнать, что кризис уже наступил.
Кризис 1-го года — переход на новый этапЛюбой возрастной кризис имеет свои проявления и особенности, и первый год жизни не является исключением.
Кризис первого года. Признаки
- Малыш перестает слушаться родителей. Он может стать с ними очень требовательным и агрессивным. А еще он начинает избегать посторонних.
- Ребенок переполнен чувством уверенности, что все может делать сам, даже если ему не хватает умений.
- У ребенка очень часто меняется настроение. Малышу ничего не нравится, ему очень трудно угодить.
- Ярко проявляется противоречивость в поступках. Он обнимает, а затем сразу же кусает, щипает, бьет. Очень просит что-нибудь, а получая — выкидывает!
- На замечания в его адрес ребенок реагирует болезненно. Он становится очень ранимым и обидчивым.
- Довольно часто капризничает без причины. И не знает, чего хочет.
- Опять, как и в раннем младенчестве, боится упустить из виду маму. И ходит, зацепившись за нее.
Что превращает малыша в совершенно неузнаваемого человечка? В чем причины кризиса и что же со всем этим делать?
Причины возникновения переворота сознания у детей первого года жизни
Малыш научился вставать и самостоятельно ходить, он начинает чувствовать себя свободным и независимым от взрослых, и хочет, чтобы они это признали. Он может делать то, что еще совсем недавно было для него не доступно. Ребенок очень активно начинает изучать и узнавать на собственном опыте окружающий мир. И все пресечения в области познания и сомнения в его самостоятельности вызывают у него протест.
Родителям обязательно нужно осознать, что их малыш перешел на новую ступень своего развития, а не вести себя с ним как с только что родившимся, не позволяя ему никаких самостоятельных действий.
Все меняется для него в окружающем мире — отношение с родителями, к себе, его предметная деятельность. И этот кризис 1 года жизни переживается им тяжело, такая вот психология этого периода. Ведь столько всего ему приходится сейчас осознавать!
Хочу то! Купи! Почему нельзя?Родительское «нельзя» часто провоцирует возникновение конфликтов, потому что малыш не понимает причин запрета. Ему сложно разобраться в этом вопросе. Он чувствует себя нелюбимым оттого, что мама или папа запрещает ему лезть в розетку дома, или есть землю на улице. А говорить он не умеет, что тоже вызывает крайние переживания, потому что он остается при всем своем старании передать свои мысли непонятым.
Как со всем этим поможет справиться психология?
Кризис 1 года жизни малыша — что делать, чтобы легко пережить этот переломный период? Можно сгладить острые проявления, если правильно ко всему относиться. Во-первых, нужно уяснить, что эти перемены неизбежны, и этот период — совершенно естественный процесс, которому рано или поздно придет конец. Во-вторых, необходимо понимать, что тот вклад, который родители внесут в воспитание своего ребенка сейчас, он пронесет через всю свою жизнь.
Поэтому нужно запастись безбрежным терпением, безграничной любовью и начать следовать советам, которые дает возрастная психология. Тогда кризис первого года жизни ребенка пройдет совершенно незаметно.
- Запреты. Пусть их будет не очень много. И нельзя будет только:
- то, что касается угрозы жизни и здоровью малыша;
- вещи членов семьи, которые имеют отношение к работе и учебе, документы;
- просто дорогие сердцу предметы.
Запрещенные предметы и вещи лучше убрать из видимости и досягаемости малыша.
- Нельзя пресекать самостоятельность своего ребенка, иначе впоследствии он ничего не сможет сделать и решить сам.
- Не нужно заставлять ребенка есть, если он это делать отказывается. Он поест, когда проголодается.
- Конечно, хорошо бы научиться понимать малыша. Хотя бы на интуитивном уровне. Наверное, многие мамы это умеют. Постараться услышать его. Если чаще играть вместе с крохой, то времени на капризы не останется.
- Общение. Это очень важный момент. Надо говорить обо всем, что происходит, и даже спрашивать его мнения о чем-либо. Пусть он не может ответить. Все равно это необходимо. Он почувствует себя очень важным звеном в своей семье. А еще это отлично развивает речь.
Общение — лучший способ остановить развитие кризиса
- По мере возможности подключать ребенка к выполнению повседневных дел. Всегда хвалить, если что-то у него получается. Во-первых, ему это все будет очень интересно. Во-вторых, он и в дальнейшем будет помогать, так как это в его подсознании оставит позитив.
- Необходимо здесь упомянуть о детском плаче, который ребенок использует, чтобы чего-то добиться от родителей. В психологии он называется манипуляторным. Эти душераздирающие вопли кого угодно заставят сдаться. Родителям нужно знать, что ребенок таким способом просто проверяет, насколько далеко он может зайти и что при помощи такого плача он может получить. Но все-таки у крохи обязательно должны быть какие-то рамки в том, что можно, а чего нельзя. Вседозволенность не приведет к хорошим последствиям ни сейчас, ни в будущей жизни ребенка.
Старшие дети отлично отвлекают и обучают малыша
Еще советы
Основная задача взрослых — всю эту неуемную энергию обратить в нужное русло, а лучше всего в игру.
Например, на кухне открывается просто огромное поле для деятельности и игры любимого чада. Вместо исследования горячей плиты и холодильника, кроха может разбирать и складывать корзину с луком, чесноком и другими овощами. Кастрюли, сковородки, крышки от банок, ложки и небьющиеся тарелки — это просто сокровища для малыша и с ними он может делать все, что захочет. А можно также позволять ему кормить чем-нибудь свои игрушки.
Обучение первым навыкамВместе со своим крохой можно загружать и выгружать стиральную машину. Ему это очень понравится. А если разрешить ему нажать на нужную кнопочку, радости не будет предела.
В этом возрасте малышу очень много хочется сказать, но не получается. Для того чтобы ребенок смог назвать какой-нибудь предмет, он должен его запомнить, и не абстрактно, а на практике. Огромный положительный результат в этом дают ролевые сюжетные игры. Обязательно нужно играть с ребенком!
В этот период проявления самостоятельности необходимо научить своего карапуза некоторым навыкам. Например, мыть руки, держать правильно ручку и ложку и другим.
В этот очень сложный, но в то же время интересный жизненный этап нужно не забывать о том, что такое безусловная любовь. Никаких нервов, криков и ругательств!
Прежде чем начать свою истерику, нужно глубоко вдохнуть и подумать, поймет ли ребенок, которому, возможно, чуть больше года, все правильно. Негатив в сторону! Кризис — он пройдет! А все происходящее должно вызывать улыбку и гордость за малыша хотя бы за то, что он так быстро и хорошо развивается. А разрядку после напряженного дня можно получить и другим способом, вовсе не обязательно срываться на ребенке.
Нужно быть другом своему малышу, он должен знать, что в любую минуту может положиться на своих родителей. И это ощущение того, что его любят просто так, всегда понимают и поддерживают, очень поможет ему на протяжении всей его жизни.
detki.guru
Кризис одного года — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Кризис одного года (Кризис первого года жизни) — один из нормативных возрастных кризисов, завершающий младенческий период развития. Кризис не имеет чётких временных границ, примерная длительность — от нескольких месяцев до полугода. Длительность, выраженность и интенсивность протекания кризиса являются индивидуальными.
Согласно периодизации Д. Б. Эльконина, кризис одного года относится к числу «малых кризисов», то есть возникает на рубеже двух периодов (младенчества и раннего детства), относящихся к одной эпохе (эпоха раннего детства). Кризис одного года связан с противоречием между возрастными новообразованиями, возникшими в конце периода младенчества и социальной ситуацией развития младенческого возраста.
В исследовании С. Ю. Мещериковой[1] были отмечены следующие симптомы кризиса одного года:
- «Трудновоспитуемость» — ребёнок перестает слушаться, проявляет упрямство, настырность, требует повышенного внимания.
- Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений — ребёнок овладевает большим числом умений в игре и самообслуживании, проявляет попытки самостоятельных действий там, где раньше полностью подчинялся взрослому (купание, кормление), также начинает отказываться от выполнения обычных повседневных действий, которые раньше спокойно выполнял.
- Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия.
- Повышенная капризность.
К концу периода младенчества ребёнок обыкновенно уже умеет передвигаться в пространстве (ползать или ходить), понимать обращенную к нему речь, произносить первые слова, манипулировать с предметами, у него появляются аффективно заряженные представления, которые Л. И. Божович назвала «мотивирующими представлениями».
Ходьба[править | править код]
Именно с появлением возможности автономно передвигаться в пространстве Л. С. Выготский связывает изменение отношения реб
ru.wikipedia.org
Кризис 1 года у ребенка: возрастная психология: причины и советы родителям
Часто кризис первого года жизни ребенка застает родителей врасплох. Покладистый и спокойный младенец вдруг становится маленьким чертенком, своенравным, истеричным. От грамотного поведения взрослых в этот период зависит качество будущей жизни малыша.
Что такое кризис 1 года?
На период детства приходится больше всего личностных кризисов. Это связано с активным физическим и психическим развитием в этот период.
Возрастная психология выделяет кризис 1 года у ребенка, как первый акт его осознанной самостоятельности. Ему предшествует адаптация новорожденного к новым условиям. А после «трудными» для родителей и ребенка будут 3, 6, 13 лет. Стоит понимать, что возрастные кризисы индивидуальны, и приведенные цифры ориентировочные.
Кризис первого года жизни проявляется повышенной эмоциональной реакцией ребенка на новое, запреты, даже на привычные действия родителей. Недовольный крик, плач может вызвать любая мелочь. Поведение малыша становится сложно предсказуемым.
Признаки
Ребенок все время учится чему-то, новые умения накапливаются и, в сочетании с психологическими изменениями, приводят к скачкам развития. Пик их проявляется в виде возрастных кризисов. О кризисе 1 года говорят следующие особенности поведения:
- Повышенная капризность и ранимость. Неосторожное действие или слово способно вызвать плач, крики.
- Желание все делать самостоятельно, даже если не получается или страшно. Дети пытаются ходить, есть, даже одеваться без помощи. Впадая в истерику, если не удается или если взрослый пытается помочь.
- Перепады настроения. Между слезами и веселым смехом может пройти несколько минут. Ребенок может с трудом адаптироваться к новой обстановке, приходу гостей.
- Проверка границ дозволенного. Сын или дочь будто специально совершают запрещенные поступки. Их поведение противоречиво.
- Повышенная потребность во внимании, нежелание отпускать маму. Дети начинают проявлять ревность.
Часто в этот период сбивается режим сна и бодрствования. Сын или дочь могут отказываться от дневного сна, позже или раньше просыпаться утром. Часть малышей становится разборчивыми в еде. Могут отказываться от пищи.
Причины
В психологии основными причинами кризиса одного года называют стремление ребенка к самостоятельности, потребность присутствия значимого взрослого.
Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.
Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.
Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.
Особенности развития
Ребенок активно осваивает новые навыки — хождение, речь, которые требуют определенных физических и психических усилий.
Речь годовалого малыша автономна, своеобразный детский язык понимает только круг близких людей. Слова имеют несколько значений, которые варьируются в зависимости от контекста.
Основа познавательного и эмоционального развития — общение со взрослыми. Ребенок хочет, чтобы с его противоречивыми потребностями считались, уважали их.
Поведение малыша, вступившего в период раннего детства, импульсивное. Новый предмет, привлекший его внимание, имеет определенную эмоциональную окраску и может стать причиной бурных положительных или отрицательных реакций.
Продолжительность
Кризис 1 года длится 6–7 месяцев. Его начало и продолжительность индивидуальны. У некоторых детей он затягивается до 2 лет, после чего плавно перетекает в очередной переходный период.
Обычно первые признаки кризиса проявляются в 10–11 месяцев и проходят к 1,5 годам.
Многое зависит от реакции родителей, их желания понять и принять взросление ребенка. Позвольте малышу самостоятельно исследовать окружающий мир.
Как справляться: советы психологов
Возрастной кризис непростой период для ребенка. Чтобы он прошел с наименьшими потерями для нервной системы, необходимо выстроить единую линию поведения. Это особенно важно, если бабушки и дедушки живут вместе с малышом и его родителями. Единая линия поведения поможет ребенку усвоить нормы, принять запреты.
Основные советы специалистов по возрастной психологии:
- Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.
- Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.
- Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности. Две кастрюли, чашка доставят маленькому первооткрывателю уйму радости.
- Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.
Больше общайтесь, играйте с малышом. Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери. Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.
Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.
Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.
Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться. Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.
Запрещенные действия
Кроме выработки единой линии поведения для всех близких, родители не должны впадать в крайности. Нельзя тотально все запрещать и контролировать каждый шаг крохи. Это приведет к инфантильности крохи. Категорические запреты ставят под угрозу нормальное развитие, поскольку мешают познавать мир.
Однако вседозволенность, потакание капризам вредны. Это избалует малыша, он не сможет адекватно воспринимать правила поведения в обществе.
Психологи советуют не применять следующие меры:
- Кричать, бить ребенка. Дети еще не понимают причинно-следственных связей. Ваше наказание не возымеет действие, а только навредит малышу.
- Менять решения. Если запретили, значит запретили. Постарайтесь установить правила раз и навсегда. Если мама сегодня позволила, а завтра сказала, нет, это приведет к дезориентации ребенка. Он не сможет усвоить нормы поведения.
- Не пытайтесь купить хорошее поведение игрушками или сладким. Так вы только подскажите малышу метод манипуляции.
Взрослым важно корректно общаться между собой. Дети, как губка, впитывают все, что их окружает. Даже если повторить ваши слова ребенок пока не может, но ваши действия откладываются у него в памяти, как вариант нормы.
Очень опасна позиция Я-родитель, я лучше знаю. Не давите авторитетом, не пытайтесь «сломать» кроху. Постарайтесь выстраивать дружеские отношения с ребенком, мягко выставляя границы. Он должен понимать, что бить, кусать маму нельзя, но и для мамы существует табу на физические наказания.
Стоит ли бояться перемен в поведении?
Кризис первого года жизни — естественный этап развития детской психики. Родителям не стоит бояться резко изменившегося поведения. Даже в острый период кризиса нужно оставаться на стороне ребенка.
Переходные возрастные этапы протекают у всех детей по-разному. У кого-то поведение меняется незначительно, а кто-то превращается в маленького чертенка. Родителей должно насторожить полное отсутствие любых изменений в поведении малыша.
Возрастные кризисы — возможность адаптироваться к новым этапам развития. Они важны для детей и родителей. Выход ребенка из переходного возраста будет зависеть от них. Постоянные категорические запреты, чреваты инфантилизмом, неприспособленностью к жизни.
mystroimmir.ru
возрастная психология + совет Комаровского
Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача — помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.
Что такое кризис первого года
Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша — неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.
Возрастные кризисы у детей: причины, признаки, что делать
Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.
Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.
Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?
Признаки кризиса
- Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
- Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
- Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
- Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
- Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
- Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.
Причины проблемы
А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.
Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.
Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.
Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.
Отсюда вывод — ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.
Продолжительность
Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.
А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.
Как справляться: советы психологов
Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.
- По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
- Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
- Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
- Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
- Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
- Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
- Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
- Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.
Чего делать нельзя
Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:
- Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
- Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
- Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
- Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
- Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
- В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
- Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
- Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.
Стоит ли бояться кризиса первого года
Не нужно бояться кризиса 1-го года — он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.
Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.
Видео: «Непослушные дети» — Комаровский
Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.
babyzzz.ru
Кризис 1 года у ребенка 👶: возрастная психология (мнение Комаровского)
Малыш растет, и к 12 месяцам родители начинают замечать некоторые несвойственные ему ранее огрехи поведения. Он становится более капризным, даже нервным, чаще появляются слезы, не хочет спать и есть в положенное время, а маме очень трудно спокойно уйти от ребенка по делам, как это было совсем недавно. Такое поведение характерно для кризиса первого года жизни ребенка, который может начаться примерно с 9 месяцев и продолжаться около полугода.
Излишняя эмоциональность и резкая смена поведения малыша может быть симптомом начала кризисного периодаКак распознать личностный кризис у ребенка первого года жизни?
Тяжелое переходное состояние на жизненном пути будет еще не одно. Поведенческая перестройка происходит сразу же после рождения, когда идет адаптация к окружающему миру. Следующая наступает к первому дню рождения, потом нужно быть внимательным на 3 день рождения и в 6 лет. У подростков этот период отмечается лет в 12-13.
Годовалый малыш проявляет непослушание, капризничает, плачет, меняется его психология. Родители не могут вовремя осознать, что их ребенок уже не младенец, он вырос, стал более самостоятельным, любознательным – отсюда и все капризы. Нужно просто осознать переход карапуза на новую ступеньку развития и относиться к этому соответственно, но как отличить кризис 1 года от простого упрямства?
Суть кризиса первого года ребенка состоит в том, что малыш познает мир, начинает ходить, у него меняются интересы, привычки, желания. То, что раньше составляло основу его существования, на этом этапе перестает быть насущным. Ребенок стремится быстрее освоить окружающее пространство, но часто слышит от родителей запрет: туда нельзя, не бегай, лучше спокойно посиди. Кризис одного года меняет поведение маленького человека.
Отличительные признаки
- Нежелание подчиняться, следы упрямства. Малыш совершенно точно осознает себя взрослым и отказывается выполнять требования родителей: налицо признаки кризиса первого года.
- Настроение совершает изменения несколько раз за день. Кроха может проявлять даже агрессию при недовольстве, а недовольным он бывает в этот период часто.
- Необъяснимое поведение. Обнимает и целует, а потом неожиданно может ударить. Без любимой игрушки плачет и отказывается засыпать, а через мгновение швыряет ее на пол.
- Незамеченная раньше обидчивость. Малыша можно ранить даже словом – он будет плакать, обижаться, а за что, никто не сможет определить.
- Мама всегда должна быть рядом. Эта установка ребенка порождает в нем страх потерять родного человека – малыш, словно пришитый, ходит за мамой.
- Повышенное требование внимания к себе. При отвлечении мамы или папы на другой объект, проявляются признаки ревности.
Причины кризисного поведения ребенка
С каждым прожитым днем годовалый малыш все больше осваивается в окружающем пространстве. Он начинает брать в руки новые для него вещи, ощупывать их, сравнивать с другими. Развитие происходит огромными шагами как в физическом, так и в интеллектуальном плане, все новое познается благодаря новому умению ходить.
Кроха, по его мнению, достиг совершенства и стал взрослым. Он ходит так же, как и взрослые, а значит, должен быть таким же самостоятельным. Он уже стал большим и не обязан слушаться советов других. Это и обозначило важную причину кризиса первого года жизни ребенка – первый юбилей считается сложным для воспитания, его нужно прожить правильно.
Карапуз хочет ходить сам, без посторонней помощи, а мама крепко ухватилась за руку и не отпускает. За обедом мама продолжает кормить, как и раньше, с ложечки, а кроха требует самостоятельности. Отсюда – непонимание друг друга.
Взрослым невдомек, что ребенок вырос, и они продолжают обращаться с ним, как с младенцем. При виде с его стороны агрессивности или сопротивления, родители начинают требовать подчинения, иногда с помощью повышения голоса или даже силы. Такое поведение родителей является неправильным.
Что же делать взрослым в кризис первого года? Расти вместе со своим малышом: учитывать его нужды, видеть в нем личность, давать ему больше свободы. Не нужно пугаться возрастных изменений в ребенке. Это эволюционный шаг, совершаемый каждым. Новообразование, которое приобретено карапузом в этот период, радует окружающих и удивительно для самого маленького человека – это умение говорить. Приятное новообразование: речь, сначала непонятная для всех, кроме родителей, звучит потом все яснее и четче. Как быстро научится говорить малыш, зависит и от взрослых. Однако, не нужно повторять придуманные им слова, лучше сразу учить его говорить правильно.
Чем более лаконична и продуманна речь родителей в этот период, тем лучше будет говорить кроха. Очень важно обеспечить малышу эмоциональный контакт, но в то же время позволить ему быть самостояельным, изучать окружающий мир.
Советы детских психологов и педиатров
Специалистами разработаны методы, которые помогут пережить кризис 1 года, нивелировать его отрицательное воздействие на отношения ребенка с родителями. Нельзя потакать всем капризам. Нельзя не реагировать на крики и агрессию, но неприемлемо также и воздействие на малыша с помощью силы. Комаровский, известный детский врач, подробно описывает основные советы в своих лекциях:
- Запрещайте выборочно. Неправильно все огульно разрешать или запрещать. Ребенок должен знать принятые в семье или обществе правила, но запретов не должно быть много. Если что-то можно разрешить без больших проблем, то лучше сделать это.
- Не губите возникновение инициативы у малыша. Если он стремится что-то сделать сам, не запрещайте.
- Не кормите насильно. Опытные мамы знают, что малыш, когда голоден, сам об этом скажет.
- Прислушивайтесь к насущным просьбам, желаниям карапуза, ведь маме это не трудно сделать на интуитивном уровне.
- Лучше быть друзьями со своим ребенком, чем выполнять роль воспитателя. Совместная игра, просмотр детских фильмов сближает и объединяет.
- Разговаривайте со своим чадом обо всем, что ему интересно. Это разовьет общительность, правильно поставит речь, избавит от детского произношения слов.
- Не стесняйтесь попросить о помощи. Малыш с удовольствием примется помогать, особенно, когда его подбодрит материнская похвала.
- Кроха плачет и не хочет остановиться? Попробуйте оставить его ненадолго одного в комнате. Возможно, он быстро переключится на игру или что-то другое. Плакать в одиночестве станет не интересно.
Какие действия нельзя совершать?
Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:
- Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
- Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
- Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
- Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
- Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
- Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста – подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
- Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
- Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.
Не стоит бояться
Кризис 1 года у ребенка – совершенно естественное явление (подробнее в статье: таблица кризисов по годам у детей). У некоторых детей он протекает остро, у других – малозаметно. Поэтому родителям не стоит испытывать страх перед этим возрастным периодом. Постарайтесь относиться к своему подросшему малышу с должным уважением и пониманием его проблем – тогда этот сложный период протечет быстро и менее болезненно для всех.Как всегда, после бури наступает штиль. После кризисного периода обязательно придет время спокойствия, осознания крохой своего места во взрослом мире. Он продолжит развиваться, расти, учиться неизведанному, получать навыки общения. Негативные черты переходного периода могут перетечь в характер ребенка только в случае неправильного поведения родителей в это время: давление, проявление силы.
Будьте другом своему ребенку во все времена, постарайтесь преодолеть любые проблемы совместными усилиями. Это – верный путь воспитать гармонично развитую личность и заложить прочные основы взаимного доверия в семье, легче пережить последствия кризиса 1 года.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »Поделитесь с друьями!
vseprorebenka.ru
Кризис в раннем возрасте, рекомендации психологов в первый год жизни
Совсем недавно милый малютка был послушным и добрым, но всё изменилось. Бесконтрольное поведение, скандалы, рыдания. Что это? Как поступать и действовать родителям?
Переживать не стоит. Это нормальный процесс взросления. Просто начался кризис 1 года. Чтобы справиться и пройти это период легко и без последствий, необходимо понять и учесть некоторые моменты психологии ребенка.
Первые признаки
На протяжении всей жизни человек проходит временные кризисные отрезки. Если в сознательном возрасте мы можем справиться со своими эмоциями, то маленькому карапузу, конечно, это не под силу. В его голову поступает масса новой информации и разнообразных знаний. Он копирует поведенческие реакции взрослых и совершенно не понимает слов «Нельзя».
Речевые навыки еще недостаточно активны и малыш просто не может объяснить, что с ним не так. Идет быстрое развитие памяти в четырёх важных направлениях: вербальность, эмоциональность, осознанность и моторика. Диагностика предметов находится в положительной стадии. Вещи распознаются сначала по форме, затем по размеру и только к 2 годам по цвету. Психика формируется, как деление на «доверять — не доверять». Мать, своеобразный проводник в адаптации с окружающим миром. Это первый и главный человек. Психология кризиса 1 года должна быть понятна взрослому. Жизнь у ребенка только начинается. Не стоит предъявлять к нему повышенные запросы. Кризис первого года и так достаточно травматичен для малютки.
Как распознать надвигающиеся проблемы?
Проблеме присущи определенные сигналы в действиях и поступках крохи. По ним достаточно легко распознать кризис одного года.
- первый признак — частая смена настроения и переходы из одного состояния в другое сокращаются с каждым днем. Только что гладил кошку, а через 5 минут стал бить её кубиком. Обнимал подушку и смешно кривлялся, но через минуту выкинул и начал пинать.
- необоснованная причина плача или капризов. Съела половину порции кашки и разревелась, что манка не зеленая. Потому что ей кажется, что в другом цвете еда была бы вкуснее. Корень проблемы — это кризис одного года у ребенка.
- упрямство и упорство. Может отказаться обувать сапожки и требовать разную обувь на разные ножки или просит надеть носочки сверху на ботинки. Считает, что плаванье в луже самое интересное занятие и делает вид, что не слышит ваши слова. Всячески игнорирует любые замечания и просьбы. Не злитесь. Стоит запомнить, что это кризис 1 года у ребенка, возрастная психология.
- противоречивое поведение. В кризис первого года жизни дитя будет недовольно всем и вся. Это плохое и это тоже. Гадкий папа и гадкая собака. Топанье ногами и истерические вопли.
- постоянные требования внимания. Отошли на пять минут и сию секунду истерика с катанием по полу и хватанием за одежду. Сопли, слезы и хлюпанье носом.
- мамин «хвостик». Чашечка кофе становится неосуществимой мечтой мамочки. Любимое чадо выливает напиток, радостно забравшись к ней на ручки, ведь он должен быть первым.
- действия, выполняемые ранее с удовольствием, вызывают агрессию. Вдруг пугается горшка и разучился ходить в туалет.
- отказ от еды
- нарушение сна, повышенная тревожность и легкая возбудимость
Признаки кризиса проявляются комплексом и не стоит беспокоиться, если возникла всего одна. Бывает, малыш просто не «в настроении». Но не пропустите кризис одного года у ребенка.
Как действовать, если ребенку всего один год?
Мини-кризис одного года можно нивелировать. Специалисты рекомендуют предпринять ряд мер еще до его начала. Но если вовремя не удалось идентифицировать переломный момент, то еще непоздно это исправить. Психология не ставит временные точки отсчета.
- 1. Убирайте вещи в недоступное место, чтобы малец не смог их достать. Тогда количество запретов уменьшится само собой. Расположите косметику мелкие штучки повыше. Желательно, чтобы их было практически не видно.
- Контролируйте самостоятельность, но не препятствуйте и не мешайте. Позвольте самому держать ложку и принимать пищу, если ложечка упадет, то просто дайте новый прибор.
- Случается, что совсем нет времени. Отложите другие вопросы и обязательно поиграйте с малышом, почитайте книжку или посмотрите мультфильмы. Нет ничего важнее любимого малыша, все остальное может подождать. Стоит упустить момент и придется горько раскаяться в будущем. Наибольший эффект оказывают игры. В процессе игровой деятельности мозг переключается на другие задачи. Не забывайте много разговаривать, рассказывать интересные истории, смешные сказки, так малыш запоминает слова и учится их применять. В кризис 1 года у ребенка такое внимание вызывает уважение.
- Дайте ему немного личного пространства. Это очень пригодится в жизни. Побыть одному некоторое время психологически полезно. Чем-то увлекся, замолчал и тихонечко перебирает игрушки, не отвлекайте. Наиграется и позовет.
- Подружитесь с карапузом. В кризис 1 года вы должны быть не надзирателем, а лучшим другом.
Глубинные камни преткновения
Развитие идет очень быстро и ребенок не может осознать, что с ним происходит. Проявление собственного «Я» требует определенных действий без помощи мамы. Такие фразы, как «Сам» появляются в лексиконе всё чаще и чаще. Это не что иное, как проявление независимости, несогласия. Здесь следует изменить линию родительской опеки и позволить самому сделать несколько шагов. Да, может быть не всё будет гладко, но он поймет, что нужно стараться и учиться.
Чтобы исключить деспотизм, все родственники должны придерживаться общей линии взаимодействия с малышом. Нельзя давать основания думать бабушка добрая, а мама ругается. Если он что-то совершил, то показать недовольство должна вся семья.
Поймите для себя и уложите в голове, что это уже не пухлый карапуз, мирно сопящий в детской кроватке. Это маленький человек со своим характером и желаниями. Надлежит и относиться к нему в соответствии с возрастными требованиями. С кризисом первого года жизни не стоит шутить.
Продолжительность перестройки личности происходит от нескольких недель до нескольких месяцев, но обычно заканчивается к 2 годам. Чем раньше начнете снимать ограничения, тем быстрее мозг ребенка адаптируется. Конечно, в большей степени это зависит от личностных качеств и эмоционального настроя вашего малыша. Но сделайте всё, что в ваших силах для минимизации психологических рисков для неокрепшего детского разума.
Запрещенные приемы и методики
Есть ряд определенных табу, запрещенных приемов. То что не следует делать в период возрастных изменений и кризиса 1 года.
- Не используйте наказание, чтобы не случилось. Поругайте, но не закрывайте в комнате в назидание. Сдерживайте злость. Это просто эмоции. Ведь ничего не поправимого не случилось. Но и излишнее панибратство не стоит допускать. Определите четкие и понятные рамки и границы. Да, ребенок будет обижаться, но излишняя восприимчивость уйдет со временем. Сейчас вы закладываете фундамент навыков коммуникабельности и приличий.
- Не оказывайте лишнее давление, добиваясь своего. Не хочет гулять в назначенное время или собираться в детский сад, ну и что? Возможно он не выспался или его обижают другие дети, выясните причину. Ведь вполне вероятно, что в саду воспитательница отругала его, и теперь ему страшно идти туда. Разберитесь и подробно объясните что разрешено, а что нет. Действуйте аккуратно, не забывая про кризис 1 года у ребенка.
- Нельзя кричать или шлёпать. Просто категорически запрещено. Иначе вы загоните проблему вглубь и в дальнейшем будет очень сложно. Общая тенденция в современном воспитании, это отказ от физического воздействия. В истории немало примеров когда с помощью беседы разрешались крупные мировые конфликты, а уж с маленьким героем договориться не составит проблемы.
Детские психологи советуют донести до маленькой личности, что папа и мама любят малыша таким, как он есть, несмотря на достоинства и недостатки. Как бы он себя ни вёл, любовь не станет больше или меньше. Она просто есть и будет всегда.
Не бойтесь. Любой малыш переживает кризисный виток, в независимости от пола или полноценности семьи. Это биологические настройки организма и каждый родитель сталкивается с таким. Происходит разделение жизни на два периода, заканчивается младенчество и начинается ранний возраст. Этот этап развития неизбежен.
Используйте статью как руководство к действию и вы запросто сможете преодолеть кризис у ребенка 1 года.
mama.guru
Стадия кризиса |
Ведущий вид деятельности |
Новообразование |
Социальная ситуация |
Коррекция |
Кризис новорожденности (до 2 мес.) |
Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах; развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики. |
Ребенок начинает свою жизнь с крика, и это считается нормальным. Затем крик становится проявлением негативных эмоций. Новорожденный кричит, когда возникают неприятные ощущения, связанные с потребностью во сне, в пище, тепле, крик является реакцией на мокрые пеленки и т. д. Крик сопровождается мимическими изменениями: сморщиванием лица, покраснением кожи, кроме того, ребенок начинает совершать некоординированные движения. В первую неделю жизни на лице новорожденного во время сна отмечаются движения, похожие на улыбку. Так как это происходит во сне, исследователи посчитали их спонтанным и рефлекторным сокращением мышц. Также в первую неделю жизни неосознанная улыбка возникает на лице ребенка при высоких звуках и различных звуковых стимулах, но уже к пятой неделе жизни просто человеческий голос не вызывают улыбку, ребенку нужны зрительные стимулы, в частности вид человеческого лица. Постепенно, примерно к одному месяцу, у новорожденного вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция: при виде лица матери он останавливает на нем взгляд, протягивает к ней ручки, быстро двигает ножками, издавает радостные звуки и начинает улыбаться. Такая реакция называется комплексом оживления. Появление комплекса оживления является новообразованием данного периода, считается завершением периода новорожденности и свидетельствует о переходе к младенчеству. |
Приспособление к новым условиям существования требует от человека мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов. |
В этот момент очень важно присутствие матери. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца – все это успокаивает малыша. |
Младенческий возраст (до 1 года) |
В первый год жизни ребенка, в младенчестве, развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми. |
Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Хватание – это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Возникает указующий жест. К 9 месяцам младенец начинает ходить. Речь ситуативна, автономна, эмоционально окрашена, понятна только близким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Между взрослым и ребенком начинается предметная деятельность. |
Ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. |
Взрослый должен раскрывать ребенку общественный способ употребления предметов, помощь в конструировании предметов |
Кризис 1 года |
Самостоятельность, автономность. |
1) ребенок становится более настойчивым и свободным в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и, по существу, неограниченный для него радиус целей; |
Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего количества новых потребностей. Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций (ярких эмоциональных вспышек, таких как плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Такие вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых. Возникновение автономной речи и отчасти — появление самостоятельной ходьбы. |
Необходимо помочь ребенку пережить нелегкий переходный период и помочь ему ощутить свою самостоятельность. Ребенок должен иметь простор для своей бурной деятельности. |
Раннее детство (1-3 года) |
Ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми. Развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности. |
Ребенок учиться делить предметы на классы. С года начинает активно развиваться процесс восприятия, познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации. Ребенок может различать различные формы и основные цвета. Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия. Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад. С 11 месяцев начинается переход от дофонемной речи к фонемной и становление фонематического слуха, который заканчивается к двум годам, когда ребенок может различать слова, отличающиеся друг от друга одной фонемой. В течение второго года жизни ребенок начинает усваивать словесное обозначение окружающих предметов, а затем имен взрослых, названия игрушек и только потом – частей тела, т. е. существительных, а к двум годам при нормальном развитии понимает значение практически всех слов, относящимся к окружающей действительности. Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т. е. определение смысла слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, которые с ними связываются в языке. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов. В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки. У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. |
Возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать. |
Без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Поэтому взрослы должен а этом активно помогать ребенку и организовывать предметную деятельность, развивать речевое общение, выделять из ситуации и анализе отдельные деталеи, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные. |
Кризис 3 лет |
Ведущая деятельность – предметная, проявление инициативности, активности, стремления к самостоятельности. |
Ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе. |
1) Негативизм 2) Упрямство. 3) Строптивость 4) Обесценивание. 5) Стремление к деспотизму 6) Протест-бунт |
Поведение почти не поддается коррекции. Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. |
Дошкольный возраст (3-7 лет) |
Развитие ориентировочной деятельности, игровая активность, обучение в ходе педагогического процесса. Интенсивное развитие сенсорных эталонов, т. е. цвета, формы, величины, и соотнесение (сравнение) предметов с этими эталонами. Происходит усвоение эталонов фонем родного языка, формирование половой идентификации и более объективной самооценки. |
— Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений. — Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие. — Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами. — Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением. — Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. — Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью. |
В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития. Ребенок еще не способен полноправно участвовать в жизни взрослых, но может выразить свои потребности через игру, так как только она дает возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него и проиграть все интересующие его роли и модели поведения. |
Взрослый обучает ребенка играм и основам взаимодействия во взрослой социальной среде. |
Кризис 7 лет |
Ведущий вид деятельности – приобретение умелости, компетентности, личностное развитие и начало развития самосознания. |
1)происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы. 2)Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. 3) открытие для себя новой социальной позиции — позиции школьника. 4) из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность |
Начало обучения в школе и система «ребенок – учитель» начинает определять отношение ребенка и к родителям, и к детям. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Ребенку начинает казаться, что родители стали любить его меньше, потому что теперь их больше всего интересуют оценки. Основные признаки этого кризиса: 1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка; 2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.; 3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать. |
1) Необходимо подумать о том, все ли запреты |
Школьный возраст (7-13 лет) |
Основная деятельность на этой стадии – учение, формирование целостности, идентичности. |
К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов. К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости. |
Учебная деятельность связана и с трудом. детей в трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоение знаний. Одна из основных трудностей освоения знаний в школе – это оторванность от жизни, школа не организует деятельность, направленную на применение полученных знаний на практике. Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка. |
В таких условиях родителям стоит оказать психологическую поддержку, помочь ребёнку встать на правильный путь развития, который во многом определит всю его дальнейшую жизнь. Нужно относится к ребенку как к личности. |
Кризис 13 лет |
Переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. |
— На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). — Негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. — падение продуктивности, способности и интереса к учебе, замедление творческих процессов, причем, даже в тех областях, в которых ребенок одарен и ранее проявлял большую заинтересованность. Вся заданная работа выполняется механически. |
Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле, «возраст второй перерезки пуповины, «негативная фаза полового созревания». Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. |
Необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период. необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период. |
Пубертатный возраст (13-17 лет) |
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. Задача подросткового кризиса – окончательное расставание с детством и обретение самостоятельности. |
Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение. У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Формируется система личностных ценностей. К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными. |
Традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний. 1)Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. 2) Доминирующими вопросами этого возраста являются: “Кто Я?”, “Как Я впишусь в мир взрослых?”, “Куда Я иду?” Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением. Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими. На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе. К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам. |
Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. Взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему. Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе. |
Кризис 17 лет |
Ведущей деятельностью становится – выработка равновесия между близостью и изоляцией. |
Происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. |
Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. |
Помогать бороться со страхами и тревогами. |
Юность |
Ведущей деятельностью человека становиться необходимость научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия. |
Идет дальнейшее развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления ведет к появлению непреодолимого желания к абстракции и теоретизированию. В ранней юности происходит открытие внутреннего мира. Юноши и девушки начинают погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, по-другому смотреть на мир, открывают новые чувства, красоту природы, звуки музыки, ощущения своего тела. С возрастом меняется образ воспринимаемого человека. Он рассматривается с позиции кругозора, умственных способностей, эмоций, волевых качеств, отношения к труду и другим людям. Открытие внутреннего мира ведет к появлению тревожности и драматических переживаний. Наряду с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других появляется чувство одиночества или страха одиночества. Юношескому возрасту свойственно преувеличение своей уникальности. Появляется ощущение устойчивости во времени, А в юношеском возрасте происходит расширение временной перспективы как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая личные и социальные перспективы Появляется новое чувство: любовь.. |
Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Юношам более свойственно абстрактное мышление, девушкам – конкретное. Поэтому девушки обычно лучше решают конкретные задачи, чем абстрактные, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированны, хотя при этом они, как правило, учатся лучше юношей. Художественно-гуманитарные интересы у девушек в большинстве случаев преобладают над естественно-научными. Развиваются творческие способности. Поэтому в данном возрасте юноши и девушки не просто усваивают информацию, но и создают что-то новое. В юношеском возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение. Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я». |
Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. |
goodworkstudios.ru