Концепцию автономной морали обосновал – Автономная мораль — концепцию автономной морали обосновал? — 2 ответа

Концепция автономной морали Канта. ~ Улыбнись Страна Огромная!

Кант вводит различие м/д теоретическим и практическим разумом. Это различие заключается в том, что, если чистый, или теоретический, разум «опр-ет» предмет мысли, то практический разум призван «осуществлять», т.е. производить нравственный предмет и его понятие (у Канта термин «практический» означает просто поступок, а не какую-то производящую деят-ть). Сфера деят-ти практического разума – сфера морали. Философскими средствами обосновывает абсолютный хар-ер морали, потому что история человечества демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто не совместимых друг с другом. Моральное действие не относится к миру явлений. Кант выявил вневременный, т.е. независимый от знания, от развития общества, хар-ер морали. Мораль, по К., - сама бытийственная основа человеч-ого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность, по К., ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, т.к. существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, напр., совесть. Она действует в человеке, побуждая к опр-ым поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести В отличие от теоретического разума, к-ый имеет дело с тем, что есть, практический разум имеет дело с тем, что должно быть. Мораль, по К., носит хар-ер императивности, к-ое означает всеобщность и обязательность требований морали. Совершая какой-то поступок, чел ответственен не только за себя, но и за человечество. К. полагал, что в самих конкретных нравственных поступках человек должен мыслью приподниматься над обыденностью, понимать, что каждый его поступок, в к-ый вовлечены опр-ые люди, вещи и обстоят-ва, так или иначе отзовется на всем человечестве. Он утверждал, что подлинно нравственным является такое действие, в к-ом чел и человечество выступают как высшие цели. А высшее предназначение человека, его цель – исполниться в качестве человека, реализовать человеческое в себе. К. различал социально одобряемые нормы поведения и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения носят историч-ий хар-ер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности. Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, т.к. человек есть явление среди др. явлений природы и в этом отношении подчиняется необходимости. Но человек также и нравственное существо, субъект нравственного сознания. Как нравственное существо чел принадлежит к миру умопостигаемых «вещей в себе». И в этом качестве он свободен. Нравственный закон К. понимает как безусловное предписание или “категорический императив”. З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правила его личного поведения могло стать правильным для всех. Поступок м.б. моральным только если он совершает его из уважения к нравственному з-ну. К. стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ-ет, что между моральным или аморальным поведением человека и его счастьем не существует необходимого соответствия. Противоречие м/д моральным поведением человека и результатом этого поведения в эмпирич-ой жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, к-ое требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлений, нравственное сознание вынуждено верить, будто соотв-ет осуществлению в мире “умопостигаемом”. Существуют понятия как свобода, бессмертие и бог объясняется по К. верой в “умопостигаемый” мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необходимый постулат или требование “практического разума”.

rurektor.blogspot.com

мораль автономная - это... Что такое мораль автономная?


мораль автономная

— правила коей устанавливаются самим человеком и могут быть им же изменены.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • мораль
  • мораль гетерономная

Смотреть что такое "мораль автономная" в других словарях:

  • МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… …   Философская энциклопедия

  • АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА —         (от греч. сам, другой и закон), понятия, введённые Кантом в «Критике практического разума» (1788) и означающие две противоположные системы морали: исходящую из идеи о независимости нравств. принципов и требований от к. л. внешних по… …   Философская энциклопедия

  • АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — [от греч. αὐτóς сам и νόμoς закон; самозаконие], направление в этике, сторонники к рого рассматривают мораль в качестве единственной и достаточной базы для выведения основных правил (или законов) нравственности и считают неистинным объяснение… …   Православная энциклопедия

  • АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — (греч. autos сам и nomos закон) тип этической теории, к рая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике (греч. heteros иной), объясняющей нравственность из… …   Словарь по этике

  • Автономная этика —         система морали, исходящая из идеи о независимости нравственных принципов и требований от каких либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. А. э. развивал Кант в «Критике практического разума» (1788),… …   Большая советская энциклопедия

  • ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… …   Философская энциклопедия

  • Этика — (греч. ethiká, от ethikós касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos привычка, обыкновение, нрав)         философская наука, объектом изучения которой является Мораль, нравственность как форма общественного сознания, как… …   Большая советская энциклопедия

  • Шестов, Л. — литературное имя талантливого писателя Льва Исааковича Шварцмана. Род. в 1866 г. в купеческой семье. Окончил курс Киев. унив. по юрид. факультету. Главные труды его вышли отдельными книгами: "Шекспир и его критик Брандес" (СПб., 1898),… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

    —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • ТИЛЛИХ —         (Tillich) Пауль (1886 1965) – нем. амер. христ. мыслитель, теолог, философ культуры. Получил богословское образование в ун тах Берлина, Бреслау, Галле. Д р философии и теологии. Обе диссертации филос. и теол. были посвящены философии… …   Энциклопедия культурологии

psychology.academic.ru

Этическое учение Канта. Обоснование автономной морали.

Этическое учение Канта. Обоснование автономной морали.

Человек – житель двух миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. В чувственно-воспринимаемом мире царит причинно-следственная связь. Умопостигаемый мир подчиняется законам этики.

В человеческом разуме есть три идеи: идея свободы воли, идея существования Бога и идея бессмертия души. Откуда у человека эти идеи, если ничего в опыте им не соответствует? Эти идеи предполагают выход за пределы человеческого опыта как такового.

Возьмём идею свободы воли. Человек существует в природе и вроде бы он вещь, подчиняющаяся причинно-следственной обусловленности. Но поведение человека невозможно предсказать с такой же точностью, с какой предсказывают солнечные или лунные затмения. Однако существуют такие понятия, как «совесть», «справедливость» и т. п. Почему мы требуем наказать преступника, ведь его «деяние» имеет свою причину (обстоятельства, личностные особенности, психологические состояния и проч.)?. А мы уверены, что он подлежит наказанию. Значить мы думаем, что преступник мог воздержаться от совершения преступления. Следовательно, идея свободы воли существует. Откуда она взялась? Оттуда, из запредельного мира «вещей в себе» («самих по себе»), мира умопостигаемого.

Человек есть «цель сама по себе». Он способен определять себе цель и достигать её, невзирая ни на какие препятствия.

Этическое учение Канта базируется на категорическом императиве: «Поступай только так, чтобы

максима (т. е. субъективный принцип воления) твоей воли всегда могла стать всеобщим законом».

Этика Канта – этика долга. «Проникнись сознанием морального долга», призывает философ, «следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки». Именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно.

Любопытно моральное доказательство бытия Бога, предложенное Кантом:

1) каждый человек должен исполнять свой долг.

2) каждый человек терпит неудачу в деле исполнения своего долга, какие бы усилия он не прилагал. О такой неудаче свидетельствует опыт.

3) справедливость требует, однако, чтобы тот человек, который сделал всё от него зависящее для исполнения своего долга, получил возможность для этого.

4) человек когда-нибудь получит возможность исполнить свой долг.

5) но такая возможность не может быть дана в этой жизни, соответственно человек может получить её в посмертной жизни.

6) посмертной жизнью может одарить только Бог.

7) Бог, поэтому существует.

В пункте (4) делается шаг от долженствования к бытию. Этот шаг не носит характера строгого и тем более необходимого обоснования. Кант поэтому не считал данное доказательство бытия Бога теоретическим в строгом смысле слова и наделял его лишь практическим значением.

В философии Канта мы можем продолжение линии рационализма и гуманизма предшествующих периодов развития философской мысли. Указав на ограниченность познавательных способностей человека, Кант попытался создать теорию автономной морали (т. е. такой морали, основные правила которой установлены самим человеком). Моральное доказательство бытия Бога – это попытка ответить на вопрос «На что я смею надеяться?» и не более того. В центре внимания философии Канта – взаимоотношения между человеком и миром.



5. Г. В. Ф. Гегель: учение о методе..

Г. В. Ф. Гегель (1770 – 1831) – ещё один из величайших философов Нового времени. В своих работах «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа» и др. Гегель систематизировал идеи немецкого классического идеализма. Наряду с этим, Гегель создал свою философскую систему.

Вклад Г. Гегеля в развитие мировой философской мысли значителен: философ разработал диалектический метод. Для Гегеля диалектика – это учение о развитии и становлении идей. Идея – это суть вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта и субъекта.

Обратите внимание, Кант полагал существование «вещей в себе». Гегель не разделял эту концепцию; он считал, что у Канта сущность отрывается от явлений. В действительности же сущность является, а явление существенно. [Чтобы понять данную точку зрения, стоит вспомнить пример из учебника: «Почка – цветок – плод». Смысл здесь в том, что есть некая сущность – биологический организм (саморазвивающаяся система), которая проявляет себя, стадии своего развития в названных явлениях – в виде почки, в виде цветка и в виде плода. И обратное – любое из этих явлений указывает на наличие какой-то сущности. Например: повышенная температура указывает на наличие какого-либо (патологического) процесса]. Не разделяет Гегель и учения об априорных формах сознания. По его мнению, сознание диалектично отражает бытие, которое развивается. Следовательно, логика совпадает с диалектикой. Таким образом, у Гегеля диалектика применяется и к бытию, и к мышлению.

Г. Гегель понимает диалектику как логику идей, как восхождение от абстрактных (бедных, односторонних) идей ко всё более конкретным (многообразным). Диалектика Гегеля выступает как дедуцирование, вывод одних идей из других. Гегель полагал, что в исходной идее содержится всё то, что из неё дедуцируется. Идея содержит в себе свои противоположные определения.

Исходное положение этой диалектики – принцип тождества бытия и мышления (объекта и субъекта). Гегель постулирует существование «Абсолютного Понятия» («Абсолютной Идеи», «Мирового Разума», Логоса или Бога), в котором осуществлено тождество субъекта и объекта. Это есть наивысшее состояние бытия. Оно, разумеется, отличается от субъективных человеческих понятий. Все природные вещи – суть порождения абсолютной идеи.

Гегель сформулировал абстрактную формулу любого процесса развития: утверждение или полагание (тезис)® отрицание этого утверждения (антитезис) ® отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Например: Аристотель полагал что общество (государство) выше индивида – тезис; Т. Гоббс, Дж. Локк – индивид выше общества – антитезис. Гегель утверждает, что индивид социален по своей природе (без социализации индивида нет вообще) – синтез. Но это не конец развития. За синтезом начинается новый тройственный цикл. И так будет повторяться бесконечно, до тех пор, пока все противоречия внутри объекта либо субъекта не будут сняты и гармонизированы в высшем синтезе.

Таким образом, в диалектическом учении Гегеля указаны источник развития, трехчленная формула развития и его ос­новные законы:

– единства и взаимопроникновения противоположностей;

– перехода количественных изменений в качественные;

– отрицания отрицания.


Дата добавления: 2015-10-28; просмотров: 135 | Нарушение авторских прав


А) философия природы; | В) общество и история. | ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ |
mybiblioteka.su - 2015-2019 год. (0.008 сек.)

mybiblioteka.su

Концепция автономной морали Канта. 22. Категории философской системе Гегеля. 23. Учение о методе в философии Гегеля. 24. Гносеологическая позиция Канта


1. Первая попытка объяснить мир в НЕ-мифологических образах.

2. Теория познания в учении Платона.

3. Философские позиции Элейской школы.

4. Основы формальной логики.

5. Учение древнегреческого философа Зенона об апориях.

6. Учение о первооснове бытия Фалеса.

7. Философское учение Парменида.

8. Философское учение Гераклита.

9. Основные положения философии Платона.

10. Демокрит - античный философ, автор атомистической трактовки бытия.

11. Философское учение о числе, как первоосновы мира Пифагора.

12. "Майевтика" как метод познания Сократа.

13. Сократ как философ, связавший добродетель со знанием, создавший концепцию этического интеллектуализма.

14. Исторически первая попытка постижения количественной стороны мироздания.

15. Элейская школа философии Древней Греции: краткая характеристика.

16. Основные философские идеи Аристотеля.

17. Милетская философская школа - первая в истории европейской философии.

18 Учение о познании Демокрита.

19. Категории, относящиеся к философской системе Канта.

20. Исходные пункты философии Гегеля:

21. Концепция автономной морали Канта.

22. Категории философской системе Гегеля.

23. Учение о методе в философии Гегеля.

24. Гносеологическая позиция Канта.

25. Материализм Фейербаха.

26. Представители русской религиозной философии.

27. Философские идеи В.С.Соловьева.

28. Философия Н.А.Бердяева.

29. Философия С. Булгакова.

30. Фома Аквинский как средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки.

31. Философия Августина Блаженного.

32. Учение об универсалиях в средневековой философии.

33. Идеи номинализма в средневековой философии.

34. Идеи реализма в средневековой философии.

35. Представители средневековой философии. Краткая характеристика их учений.

36. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения.

37. Основные принципы философии эпохи Возрождения.

38. Декарт - родоначальник европейского рационализма.

39. Ф. Бекон - родоначальник новоевропейского эмпиризма.

40. Философское учение Спинозы.

41. Учение о познании Локка.

42. Критерии совершенного пути познания, по Ф. Бэкону.

43. Субъективный идеализм Беркли.

44. Объективный идеализм характерный для Платона и Гегеля.

45. Учение о призраках (идолах), которые являются препятствием на пути познания мира человеком.

46. "Естественное состояние людей" - «война всех против всех» по Гоббсу.

46. Первопричина движения по Декарту.

47. Философия о сущности человека.

48. Уровни познания в гносеологии.

49. Учение о бытии в экзистенциализме.

50. Сущность гедонизма как философского учения.

51. Глобальные проблемы современности.

52 Дж. Форрестер - мыслитель-гуманист, во второй половине ХХ в. создавший Римский клуб.

53. Утилитарно-прагматичное отношение к биосфере в индустриальном обществе конца XIX-середины XX века.

54. Философия о диалоге "локальных культур".

55. Возобновимые ресурсы (энергия солнца, ветра) как вид энергии, являющиеся наиболее эффективными и экологически чистыми.

56. Сущность сознания.

57. Иррационализм как философское направление, отрицающее возможность рационального познания действительности.

58. Философское направление, признающее разум основой познания поведения людей.

59. Сенсуализм - философская концепция, провозглашающая ощущение основой истинного познания.

60. Скептицизм как философское учение о познании.

61. Сущность агностицизма.

62. Цель и результат процесса познания действительности.

63. Истина как философская категория, обозначающая соответствие знания действительности и цель всякого познания.

64. Гипотеза как основа научных теорий.

65. Категории теории познания.

66. Анализ как логический метод познания.

67. Синтез - как логический метод познания.

68 Логический путь исследования от частного к общему.

69. Логический путь исследования от общего к частному:

70. Формы чувственного познания.

71. Формы рационального познания.

72. Виды бессознательных процессов.

73. Эксперимент, как метод познания.

74. Сущность эпистемологии.

75. Философское учение о сознании.

76. Типы познания.

77. Мышление и язык.

78. Сущность рационального познания.

79. Сенсуализм и рационализм в познании.

80. Мотивы, определяющие человеческое поведение по Фрейду.

81. Общенаучные методы познания.

82. Понятия, характеризующие диалектику, как науку.

83. Регресс и стагнация как застой в развитии.

84. Критерии понижения уровня развития в организации.

85. Прогресс как движение, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

86. Сущность как философская категория, характеризующая внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и глубинных взаимоотношений.

87. Категории диалектики.

88. Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое

89. Мысленное и реальное расчленение объекта на элементы.

90. Законы диалектики.

91. Исторические формы диалектики.

92 Парные категории диалектики.

93. Философское учение, признающее тождество мышления и бытия.

94. Понятия "бытие" и "небытие" в философии.

95. Определение и способ существования материи.

96. Учение об отражении.

97. Пространство и время с точки зрения материализма.

98. Метафизическое понимание пространства и времени.

99. Атрибуты материи.

100. Способ существования материи.

101. Время как форма бытия материи, выражающая длительность, смену состояний.

102. Пространство как форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность материальных систем.

103. Онтология как философское учение о бытии.

104. Характеристики пространства и времени.

105. Формы движения материи, выделенные Энгельсом.

106. Мировоззрение как совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

107. Признаки, присущие философскому мировоззрению.

107. Черты мифологического мировоззрения.

108. Познавательно-интеллектуальные аспекты мировоззрения.

109. Исторические формы идеализма.

110. Суть идеализма.

111. Софистика как рассуждение, построенное на сознательной подмене понятий, ложных доводах и имеющее целью не поиск истины, а "победу в дискуссии любой ценой".

112. Аксиология как философское учение о ценностях и их природе.

113. Мировые религии.

114. Философия волюнтаризма.

115. Сущность научного знания.

116. Суть дуализма.

117. Формулировка основного вопроса философии.

118. Методология как система приемов, способов научного и практического исследования действительности.

119. Характеристики дедукции.

120 Критическая функция философии.

121. Методологическая функция философии.

122. Абстрактно – теоретическая функция философии.

123. Ценностно-нормативная функция философии.

124. Редукционизм - философская концепция, сводящая сложное к простому.

125 Релятивизм в познании.

126. Глобализация как тенденция социального бытия, выражающаяся в растущей взаимозависимости различных регионов мира и ведущая к новому мировому порядку.

127. Социальная философия как раздел философии, изучающий наиболее общие мировоззренческие и методологические принципы развития человеческого общества.

128. Предпосылки возникновения философии.

koledj.ru

Автономная этика: мораль самодостаточна - Психологос

Этика автономная (греч. autos — сам и nomos — закон) — тип этической теории, которая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл.

Противостоит гетерономной этике (греч. heteros — иной), объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет производный характер и выводится соответственно из понятий наслаждения, счастья, пользы.

Идея автономной этики содержится уже в воззрениях английских моралистов XVII-XVIII вв. (Шефстбери, Хатчесон и др.), в которых постулировалось существование особого морального чувства, независимого как от социальных условий, так и от телесной организации человека; тем самым мораль интерпретировалась как нечто изначальное.

Развернутое обоснование автономности морали было дано Кантом. В противовес превалирующей этической традиции и в прямой полемике со взглядами французских материалистов, выводивших мораль из «природы человека». Кант приписывает ей доопытный, априорный статус: не нравственные принципы должны быть приведены в соответствие с фактами человеческого бытия, а, напротив, само человеческое бытие должно стать воплощением изначально самоочевидных нравственных принципов. Своим выводам Кант придает также моралистический смысл, полагая, что поведение является нравственным только тогда, когда оно мотивировано исключительно уважением к нравственному закону (категорический императив) и свободно от внеморальных побуждений — себялюбия, стремления к счастью, социально-престижных моментов и т. д.

www.psychologos.ru

📌 автономная мораль


автономная мораль

autonomous morality

Russian-english psychology dictionary. 2013.

  • автономная деятельность
  • автономная нервная система

Look at other dictionaries:

  • МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… …   Философская энциклопедия

  • мораль автономная — правила коей устанавливаются самим человеком и могут быть им же изменены. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА —         (от греч. сам, другой и закон), понятия, введённые Кантом в «Критике практического разума» (1788) и означающие две противоположные системы морали: исходящую из идеи о независимости нравств. принципов и требований от к. л. внешних по… …   Философская энциклопедия

  • АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — [от греч. αὐτóς сам и νόμoς закон; самозаконие], направление в этике, сторонники к рого рассматривают мораль в качестве единственной и достаточной базы для выведения основных правил (или законов) нравственности и считают неистинным объяснение… …   Православная энциклопедия

  • АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — (греч. autos сам и nomos закон) тип этической теории, к рая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике (греч. heteros иной), объясняющей нравственность из… …   Словарь по этике

  • Автономная этика —         система морали, исходящая из идеи о независимости нравственных принципов и требований от каких либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. А. э. развивал Кант в «Критике практического разума» (1788),… …   Большая советская энциклопедия

  • Шестов, Л. — литературное имя талантливого писателя Льва Исааковича Шварцмана. Род. в 1866 г. в купеческой семье. Окончил курс Киев. унив. по юрид. факультету. Главные труды его вышли отдельными книгами: "Шекспир и его критик Брандес" (СПб., 1898),… …   Большая биографическая энциклопедия

  • НОВГОРОДЦЕВ — Павел Иванович (1866 1924) русский философ, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 приват доцент, с 1903 экстраординарный, с 1904 ординарный профессор… …   Новейший философский словарь

  • НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович — (1866 1924) русский философ, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 приват доцент, с 1903 экстраординарный, с 1904 ординарный профессор Московского университета …   Социология: Энциклопедия

  • Шестов Л. — Шестов (Л.) литературное имя талантливого писателя Льва Исааковича Шварцмана. Родился в 1866 году в купеческой семье. Окончил курс Киевского университета по юридическому факультету. Главные труды его вышли отдельными книгами: Шекспир и его критик …   Биографический словарь

  • Шестов (Л. И. Шварцман) — (Л.) литературное имя талантливого писателя Льва Исааковича Шварцмана. Род. в 1866 г. в купеческой семье. Окончил курс Киев. унив. по юрид. факультету. Главные труды его вышли отдельными книгами: Шекспир и его критик Брандес (СПб., 1898), Добро в …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

psychology_ru_en.enacademic.com

Автономная этика - это... Что такое Автономная этика?


Автономная этика
        система морали, исходящая из идеи о независимости нравственных принципов и требований от каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. А. э. развивал Кант в «Критике практического разума» (1788), противопоставляя её теории французских просветителей (см. Гетерономная этика). Кант стремился тем самым обосновать самостоятельность личной совести, формулирующей нравственные законы для всего человечества не по внешнему принуждению, а по внутреннему убеждению, и выяснить специфическую природу моральных установлений в отличие от простой целесообразности и велений общественных авторитетов. Однако полный отрыв законов морали от социальной практики привёл Канта к априоризму, к мысли о том, что эти законы можно только постулировать, но не доказать, а затем и к формализму, к невозможности определить конкретное содержание нравственных требований (см. Категорический императив) Эта постановка проблемы была воспринята впоследствии неокантианством, а также интуитивизмом, экзистенциализмом и диалектической теологией, противопоставлявшими мораль законам сущего и социальной действительности. Марксистская этика обосновывает специфику морали и самостоятельность личной совести своеобразием отражения социальных законов в моральном сознании (см. Нравственность).

        

         Лит.: Ланге Н., История нравственных идей XIXв.,СПБ, 1888, гл. 1; Миртов Д., Нравственная автономия по Канту и Ницше, СПБ. [1905]; Дробницкий О. Г., Кузьмина Т. А., Критика современных буржуазных этических концепций, М., 1967, с. 33—66, 77—82, 100—41, 184—218, 240—53, 271—306, 337—48.

         О. Г. Дробницкий.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Автономная республика
  • Автономность

Смотреть что такое "Автономная этика" в других словарях:

  • Автономная этика — (др. греч. αὐτóς  сам)  система морали, отрицающая всякую зависимость нравственности от каких либо внешних по отношению к ней принципов, религиозных, культурных, социальных предпосылок. Наиболее известные представители  в древности …   Википедия

  • АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — см. в ст. Этика …   Большой Энциклопедический словарь

  • Автономная этика — Аспект нравственного развития, который характеризует переход ребенка от безоговорочного подчинения правилам взрослых к представлениям о порядочности, основанным на взаимности и сотрудничестве. Дети учатся разрешать нравственные конфликты,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — [от греч. αὐτóς сам и νόμoς закон; самозаконие], направление в этике, сторонники к рого рассматривают мораль в качестве единственной и достаточной базы для выведения основных правил (или законов) нравственности и считают неистинным объяснение… …   Православная энциклопедия

  • АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — (от греч. αὐτόνομος – независимый, от αὐτός – сам и νόμος – закон) – этика, основывающая свои принципы будто бы на собственных законах, а не на началах, взятых извне; противопоставляется гетерономной этике. Различение автономной и гетерономной… …   Философская энциклопедия

  • автономная этика — см. Этика …   Энциклопедический словарь

  • АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — (греч. autos сам и nomos закон) тип этической теории, к рая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике (греч. heteros иной), объясняющей нравственность из… …   Словарь по этике

  • АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА —         (от греч. сам, другой и закон), понятия, введённые Кантом в «Критике практического разума» (1788) и означающие две противоположные системы морали: исходящую из идеи о независимости нравств. принципов и требований от к. л. внешних по… …   Философская энциклопедия

  • Этика — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Этика — (греч. ethiká, от ethikós касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos привычка, обыкновение, нрав)         философская наука, объектом изучения которой является Мораль, нравственность как форма общественного сознания, как… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • По ту сторону этики, Джохадзе И.. Возможна ли "автономная этика", независимая от религии? Откуда происходит миф о" врожденной религиозности" человека? Универсально ли золотое правило христианской морали? И. Джохадзе в своей… Подробнее  Купить за 222 руб

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о