Концепция пиаже: Концепция интеллекта Ж. Пиаже

Концепция интеллекта Ж. Пиаже

4.05.2011

Согласно Жану Пиаже, интеллект является функциональным единством познавательных психических процессов, которое обеспечивает адаптацию человека к условиям жизни за счет добывания новых знаний. Важнейшей особенностью этих знаний является их объективность, неоспоримость. Образцом таких знаний, по мнению Ж. Пиаже, являются логические рассуждения и выводы. Знания, выраженные в форме логических понятий, суждений и выводов, не зависят от желаний и вкусов их носителей. Подобные выводы неоспоримы, неопровержимы. Человек может самостоятельно добывать объективное знание, если у него сформировалось абстрактное формально-логическое мышление.

В результате своих многолетних исследований интеллекта Ж. Пиаже создал концепцию, что интеллект человека проходит три основные стадии своего развития — стадию сенсомоторного интеллекта, стадию дооперационального мышления и стадию операционального мышления.

Интеллект проходит данные стадии развития всегда в одном и том же порядке. Согласно Ж. Пиаже, развитие интеллекта завершается на последней, третьей стадии появлением абстрактного формально-логического мышления. А это означает, что формально-логическое мышление является, согласно Ж. Пиаже, вершиной развития интеллекта человека.

Таким образом, развивающийся интеллект человека усложняется, в его структуре, наряду с восприятием, памятью, появляется важнейшее новое образование — формально-логическое мышление, которое в итоге перестраивает весь интеллект, и он оказывается способным мыслить логично, неопровержимо, объективно.

Блестящие экспериментальные исследования развития интеллекта вместе с предпринятыми Ж. Пиаже попытками использовать современный математический аппарат для описания познавательных структур, способных добывать объективное знание, произвели сильное впечатление на научную общественность. Вместе с тем, наряду с положительными появились и достаточно серъезные критические замечен ия в адрес сделанных Ж.

Пиаже выводов.

Ключевые слова: Интеллект, Пиаже

Материалы по теме

Теория развития интеллекта Пиаже

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Социальный интеллект и социальное мышление

Нарушения мышления и интеллекта

Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология

Синдромы интеллектуально-мнестических расстройств

Кирпиченко А.А., Психиатрия

Интеллект и социокультурная среда

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил

Генетическая психология

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Проблема социального интеллекта

Интеллектуальное развитие в юности

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Концепция Пиаже: стадии развития интеллекта

 Общая психология

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896-1980). Он трансформировал основные понятия других школ: бихевиоризма (вместо понятия реакции выдвинул понятие операции), гештальтизму (гештальт уступил место понятию структуры) и взглядов

Пьера Жане (переняв у него восходящий принцип інтеріоризації, как мы уже знаем, за Сеченовым).

Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте — на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начале 20-х годов «Речь и мышление ребенка», «Мысль и вывод у ребенка» и т.д Пиаже, использовал метод беседы, спрашивал, например, почему движутся облака, вода, ветер? Откуда берутся сны? Почему плавает лодка и т.д.

Же. Пиаже сделал вывод о том, что взрослый человек размышляет социально, то есть мысленно обращаясь к другим людям, даже когда она остается с собой вич-на-вич. Ребенок размышляет эгоцентрически, даже когда находится в среде других.

Ребенок часто говорит вслух, ни к кому не обращаясь. Это речи ребенка было названо эгоцентричным.

Принцип эгоцентризма (от лат. «ego» — я и «центрум» — центр круга) господствует над мыслью дошкольника. Он сосредоточен на своей позиции (благо, поездах) и не способен встать на позицию другого («децентруватися»), критически взглянуть на свои мысли сбоку. Этими мыслями правит «логика мечты», которая далека от реальности.

Эти выводы Пиаже, в которых ребенок представала как мечтатель, что игнорирует реальность, критиковал Л. Выготский, который дал свое толкование эгоцентрической (не обращенной к слушателя) речи ребенка (см. ниже). В то же время он чрезвычайно высоко оценил труда Пиаже, поскольку в них речь шла не о том, чего ребенку не хватает по сравнению с взрослым (меньше знает, мыслит и т.д.), а о том, что у ребенка есть, ее внутренняя психическая организация.

Был выделен ряд стадий в эволюции детской мысли (например, своеобразная магия, когда ребенок надеется с помощью слова или жеста изменить внешний предмет, или своеобразный анимизм, когда наделяет предмет свободой или жизнью: «Солнце движется, потому что оно живет»).

Не умея мыслить абстрактными понятиями, соотносить их, ребенок опирается в своих объяснениях на конкретные случаи. Пиаже выделил 4 стадии. Сначала детская мнение содержится в наглядных действиях (до 2-х лет), затем они інтеріоризуються (переходят из внешних во внутренние), становятся передопераціями (действиями) разума (от 2-х до 7 лет), на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции, на четвертой (от 11 до 15 лет) — формальные операции, когда мнение ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делают дедуктивные (например, от общего к частному) выводы.

Операции мышления не происходят изолированно. Взаимосвязаны, они образуют устойчивые и, в то же время, подвижные структуры. Стабильность структуры возможна только благодаря активности организма, его напряженной борьбе с силами, которые ее разрушают.

Развитие системы психических действий от одной стадии к другой — такой вообразил Пиаже картину сознания.

Сначала Пиаже испытал влияние Фрейда, считая, что человеческое дитя, появляясь на свет, руководствуется одним мотивом — стремлением к удовольствию, и не желает ничего знать о реальности, на которую вынуждена считаться лишь через требования окружающих. Но потом Пиаже признал начальным моментом в развитии детской психики реальные внешние действия ребенка (сенсомоторный интеллект, то есть элементы мысли, данные в движениях, которые регулируются чувственными впечатлениями).



Назад  

Теория Пиаже и этапы когнитивного развития

Жан Пиаже родился в совершенно ином мире, чем тот, в котором мы живем сегодня. В то время, когда он начал свою работу в начале 20 века, было широко распространено мнение, что дети — это просто маленькие взрослые. В то время господствовало мнение, что детское мышление следует во многом той же схеме, что и взрослое.

Сегодня мы знаем, что это неправда. И это во многом благодаря Жану Пиаже, швейцарскому психологу развития. Теория Жана Пиаже оказала большое влияние на то, как мы понимаем развитие детей и способы их обучения.

Современное психологическое мышление развилось дальше того, что было предложено Пиаже, но оно по-прежнему имеет отношение к тому, как мы подходим к обучению и развитию детей.

Что такое теория Пиаже?

Опубликованная в 1936 году теория Пиаже была революционной для того времени.

В своей основе теория признает, что интеллект ребенка развивается поэтапно. Эти этапы универсальны для всех детей и всегда происходят в одном и том же порядке.

Пиаже описал детей как «маленьких ученых», которые активно учатся, наблюдая и взаимодействуя с окружающим миром. Это противоречило распространенному в то время мнению, согласно которому дети были «пустыми сосудами, которые нужно наполнить знаниями».

Как психолог-конструктивист, Пиаже интересовался не только тем, как развивается и учится ребенок. Его также интересовало, как они строят свое понимание мира.

Пиаже считал, что дети всегда размышляют над своим опытом, чтобы получить новые знания. Более того, он считал, что различные этапы его теории фактически являются лестницами или строительными блоками. По словам Пиаже, по мере того, как у детей разный опыт, они опираются на предшествующие знания, и их идеи развиваются.

Как Пиаже разработал свою теорию

Пиаже работал ассистентом у Альфреда Бине и Симона Теодора, создателей первого широко используемого теста IQ. Работая над стандартизацией теста, Пиаже заметил закономерность в том, что дети одного возраста в основном неправильно отвечали на одни и те же вопросы. Это пробудило в нем интерес к тому, что впоследствии станет делом всей его жизни.

Разрабатывая свою теорию, Пиаже изучал детей от младенцев до подростков. Он наблюдал за ними, а также проводил клинические беседы со старшими детьми, чтобы собрать свои выводы. Благодаря своим интервью и наблюдениям Пиаже задокументировал различные этапы и компоненты когнитивного развития детей.

Три компонента теории когнитивного развития Пиаже

Теория, сформулированная Пиаже, состоит из трех различных компонентов:

  • Схемы
  • Три процесса адаптации
  • Четыре стадии когнитивного развития

Каждый из них помогает объяснить когнитивное развитие детей и то, как они строят свое понимание мира.

Схемы

Один из способов представить схему как строительный блок. Они обеспечивают структуру, с помощью которой мы можем понимать и интерпретировать мир и опыт, который у нас есть. У нас могут быть схемы, связанные с объектами, людьми, событиями, социальными ситуациями и даже с самими собой.

Пиаже считал, что схемы важны в процессе когнитивного развития. По мере того, как дети приобретают опыт, они разрабатывают схему, чтобы объяснить его и организовать в своем мозгу. Чем больше у них опыта, тем сложнее и многочисленнее становятся их схемы. Но также они используют новый опыт для адаптации и изменения существующих схем.

Поскольку схемы основаны на опыте, схема младенца будет сильно отличаться от схемы 10-летнего ребенка. Со временем дети выстраивают связи между своими схемами, в конечном итоге формируя свое видение мира.

Примеры схемы

Рассмотрим первый опыт вашего ребенка при посещении врача. Многие из их первых посещений были связаны с прививками. Поскольку они строят свою схему вокруг визита к врачу, они связывают его с приобретением иглы. И получить иглы больно. Неудивительно, что так много детей боятся идти к врачу!

А как насчет дарить и получать подарки? Скажем, у вашего ребенка первый день рождения. Им нужна помощь и поддержка, чтобы открыть подарки, потому что они на самом деле не знают, о чем весь этот подарок. Затем они идут на другие вечеринки по случаю дня рождения и начинают собирать все воедино. Их схема строится таким образом, что они знают, что когда у друга день рождения, им нужно купить подарок, чтобы сделать ему подарок.

А как насчет того времени, которое вы тратите на то, чтобы учить своего ребенка тому, что корова мычит? Они видят лошадь и начинают мычать, потому что лошадь соответствует их представлению о том, как выглядит корова. Затем они начинают систематизировать свои схемы различных животных, чтобы различать лошадь и корову, овцу и собаку.

Процесс адаптации

Пиаже утверждал, что когнитивное и интеллектуальное развитие происходит в процессе адаптации. То есть дети учатся, приспосабливаясь к миру. Они делают это посредством ассимиляции, приспособления и уравновешивания.

Ассимиляция 

Ассимиляция – это применение ребенком существующей схемы к новому опыту или объекту. Например, в случае путаницы с лошадью и коровой. Ребенок знает, что коровы пушистые, стоят на четырех ногах и живут на фермах. Они видят лошадь, и она отвечает всем требованиям.

Ребенок осмысливает то, что видит, организуя его в уже существующей категории или схеме в своем мозгу.

Жилые помещения 

Если существующая схема не соответствует ситуации или опыту, ребенку необходимо применить другой подход. Это называется проживание. Например, они могут увидеть курицу на ферме. Он намного меньше коровы и ходит только на двух ногах.

Им нужно изменить свою схему, чтобы объяснить это новое крылатое существо, покрытое перьями. Внезапно их животная схема расширяется.

Уравновешивание

Пиаже считал, что через ассимиляцию дети обретают порядок в мире. Когда они могут использовать свои существующие схемы для организации новой информации, они находятся в равновесии.

Однако, когда новая информация не может быть организована в существующую схему, они оказываются в дисбалансе. Согласно Пиаже, это чувство неуравновешенности неприятно и неудобно, потому что люди естественным образом стремятся к порядку в своем мышлении.

Уравновешивание — это то, как дети продвигают свое развитие вперед, приспосабливаясь к новым знаниям и опыту.

Например, чтобы в конечном итоге перейти к следующему этапу своего развития, ребенок, который думал, что лошадь была коровой, должен будет учесть эту информацию, чтобы скорректировать свою схему.

Уравновешивание – это, по сути, баланс между ассимиляцией и аккомодацией.

Стадии когнитивного развития

Пиаже разделил когнитивное развитие на четыре стадии. Этапы Пиаже подобны ступеням, каждая из которых опирается на предыдущую, помогая детям формировать свое понимание мира.

Четыре стадии:

  • Сенсомоторная: от рождения до 2 лет
  • Предоперационный период: от 2 до 7 лет
  • Бетон в рабочем состоянии: от 7 до 11 лет
  • Формальная деятельность: от 12 лет и старше

Сенсомоторная стадия

Многое происходит в течение первых двух лет жизни ребенка. Они растут, учатся, развиваются и открывают для себя каждый день. Пиаже заметил, что в этот период, который он называет сенсомоторной стадией, маленькие дети используют свои чувства (осязание, зрение и слух) и движения для познания мира.

Может показаться, что они хотят все тянуть в рот — руки, игрушки, кошачий хвост — но это потому, что так они учатся.

Одной из ключевых вех на этом этапе является постоянство объекта. Это ключевой сдвиг в развитии, когда младенцы узнают, что объект все еще существует, даже если они его не видят. Если вы спрячете игрушку от младенца, который понимает постоянство объекта (обычно в возрасте около 8 месяцев), он будет искать игрушку.

 

Предоперационная стадия

На этой стадии развития поведение детей очень эгоцентрично. То есть им трудно смотреть на вещи с точки зрения других людей. Они также мыслят очень конкретными терминами, хотя развитие языка является важной вехой на предоперационной стадии.

Логика не является отличительной чертой предоперационных детей. Дети строят на концепции постоянства объекта и абстрактного мышления. У них может быть тенденция думать, что у их игрушек есть чувства, также известные как анимизм.

Характерной чертой предоперационной стадии является драматическая игра с воображением. Пиаже считал, что этот тип игры очень полезен для детей на этом этапе. Благодаря воображаемой игре дооперациональные дети могут заниматься ранним метапознанием, то есть думать о мышлении.

Стадия конкретной операции

Логика выходит на сцену на стадии конкретной операции, когда дети начинают организовывать свое мышление. Они менее эгоцентричны и осознают свои уникальные мысли и чувства. Хотя дети на этой стадии среднего детского развития обладают некоторой гибкостью мышления, они находят абстрактные концепции сложными.

На этом этапе дети могут понять концепцию сохранения. То есть объект может изменить внешний вид, но остаться прежним. Это связано с понятиями массы, веса и объема.

Есть еще две характеристики конкретной рабочей стадии. Первая — это обратимость — способность пересказывать опыт не в том порядке, в котором он произошел. Второе — децентрирование — способность рассматривать проблемы или ситуации с разных сторон.

Стадия формальной деятельности

Заключительная стадия, определенная Пиаже, характеризуется абстрактным мышлением и способностью оперировать гипотетическими понятиями. Подростки на формально-операциональном этапе мыслят более научно, и их способность применять логическое мышление гораздо более изощренная, чем на любом другом этапе.

Интересно, что Пиаже объяснял интеллектуальное развитие как качественное изменение. Дело не только в том, что ребенок на стадии формальной эксплуатации знает больше, чем ребенок на другой стадии. Другое дело, как они думают об окружающем мире.

Когда дети переходят в среднюю школу и становятся взрослыми, этот тип мышления позволяет им строить теории о мире.

Различия между теорией Пиаже и другими теориями

Теория, выдвинутая Пиаже, ознаменовала значительный сдвиг в том, как общество изучает и понимает когнитивное развитие детей. Но эта теория отличается от других по нескольким параметрам.

Сравнение теорий: Пиаже и Выготский

Теория Выготского, разработанная русским психологом Львом Выготским, рассматривает обучение детей в большей степени через социальную призму. Выготский считал, что взаимодействие со сверстниками и взрослыми играет центральную роль в том, как дети развиваются и учатся. Это противоречит точке зрения Пиаже о том, что дети учатся через собственный независимый опыт и исследования.

И Пиаже, и Выготский считали детей активно вовлеченными в собственное обучение. Их обоих также интересовала роль языка в когнитивном развитии ребенка. Помимо этого, их теории различаются.

В отличие от стадий, предложенных Пиаже, теория Выготского не имеет стадий. Выгостский также уделяет гораздо больше внимания учителям как наставникам и проводникам в обучении и развитии.

По правде говоря, обе теории используются сегодня для информирования педагогических подходов и мышления.

Как использовать этапы развития Piaget

В дошкольном образовании мы использовали обучение на основе игры, чтобы дать детям возможности и опыт для обучения. Мы поощряем пробы и ошибки посредством экспериментов и исследований. Мы обслуживаем детей на любом уровне, на котором они находятся, и позволяем им руководить обучением и игрой.

Этот подход основывается на теории когнитивного развития Пиаже. Хотя теория Пиаже — не единственная теория, которую мы используем для определения того, что мы делаем, она играет важную роль, помогая нам понять способности маленьких детей, находящихся под нашей опекой.

Вы заметите, что стадии развития Пиаже соответствуют общим типам игр, которые вы можете наблюдать в наших центрах.

На сенсомоторной стадии мы позволяем младенцам исследовать с помощью своих органов чувств. Сенсорная игра важна для этих детей младшего возраста, а также использование реальных предметов и игрушек, чтобы помочь им развить понимание постоянства объектов.

Детей дооперационного возраста мы поощряем творческими играми и даем им возможность участвовать во многих конкретных событиях и предметах, таких как книги и игры. Мы создаем пространство для детей, чтобы они могли придумывать свои собственные идеи и поддерживать их, когда они сомневаются в окружающем мире.

По конкретной операции и формальным этапам работы дети находятся в большой школе. Вы можете заметить, что их мыслительный процесс включает в себя больше аналитического мышления и научных рассуждений. На этом этапе дети начинают заниматься абстрактными идеями и гипотетическими ситуациями.

Уход и развитие в Gowrie NSW

В Gowrie NSW мы уделяем особое внимание обеспечению исключительного ухода за вашими детьми. Наша педагогика основывается на ведущих мыслителях и теориях когнитивного развития детей, поэтому мы можем обеспечить благоприятную среду для развития потенциала каждого ребенка.

Узнайте больше о том, как мы поощряем чудеса, эксперименты и игры в наших центрах в Новом Южном Уэльсе и ACT.

 

Темы: Теории обучения и подходы

Постоянство объекта: теория Пиаже, Эпоха возникновения, примеры

Постоянство объекта — это понимание того, что объекты продолжают существовать, даже если мы не можем их видеть.

Постоянство объекта или постоянство объекта в психологии развития — это понимание того, что вещи продолжают существовать, даже если вы не можете их себе представить.

Младенцы младше 4-7 месяцев еще не понимают постоянства объекта.

Понимание постоянства объекта является ключевой частью теории когнитивного развития швейцарского психолога Жана Пиаже.

Прежде чем они смогут развить понимание постоянства объекта, маленькие дети должны иметь мысленное представление об объекте.

Однако, не понимая постоянства объекта, маленькие дети должны задаваться вопросом, куда уходит мир, когда они закрывают глаза.

Возможно, маленькие младенцы, впервые появившиеся в этом мире, воспринимают свое окружение как своего рода бессмысленный сон, в котором даже простейшие свойства предметов удивляют их.

Или, может быть, у них есть интуитивное понимание того, что объекты продолжают существовать, даже если их нельзя непосредственно воспринять?

На этот вопрос пытались ответить психологи, изучая, что дети первого года жизни понимают под «постоянством объекта».

Теория постоянства объектов Жана Пиаже

Из своего исследования Пиаже пришел к выводу, что дети не могут правильно понять концепцию постоянства объектов, пока им не исполнится 12 месяцев.

В типичном эксперименте Пиаже показывал игрушку младенцу, затем прятал ее или забирал.

Затем Пиаже наблюдает, ищет ли ребенок игрушку.

На основе подобных экспериментов Пиаже разработал шестиступенчатую теорию постоянства объектов:

  1. 0–1 месяц: Рефлексы — Первые младенцы используют свои рефлексы, чтобы понимать и исследовать мир. Их восприятие объектов плохое, как и их зрение.
  2. 1–4 месяца:  Первичные круговые реакции – Младенцы начинают замечать некоторые объекты, и движения доставляют удовольствие. Они обнаруживают свои ноги, руки и кисти.
  3. 4–8 месяцев:  Вторичные циркулярные реакции . Это когда дети делают что-то, чтобы вызвать реакцию, например, тянутся к предмету, который частично спрятан. Однако младенцы еще не тянутся к спрятанным предметам, что, возможно, свидетельствует о недостаточном понимании их постоянства.
  4. 8–12 месяцев:  Координация вторичных круговых реакций – Один из важнейших этапов когнитивного развития. Теперь младенец целеустремлен. Именно тогда начинается самое раннее понимание постоянства объекта. Дети могут вытаскивать предметы из скрытых мест.
  5. 12–18 месяцев:  Третичная круговая реакция – Ребенок начинает методом проб и ошибок учиться и решать новые задачи. Ребенок может получить объект, когда он был скрыт несколько раз, если он может увидеть его первым.
  6. 18–24 месяца:  Изобретение новых средств посредством умственной комбинации – В этом возрасте происходит полное понимание постоянства объекта. Ребенок может понять, когда предметы спрятаны в контейнерах. Согласно теории Пиаже, это происходит потому, что у детей развиты мысленные представления. Они могут представить объект, не будучи в состоянии его увидеть.

Критика теории Пиаже

Пиаже часто критикуют за недооценку способностей детей, в частности постоянства объекта.

Идеи Пиаже подверглись сомнению в серии исследований постоянства объектов, проведенных профессором Рене Байарджон из Иллинойского университета и его коллегами (например, Baillargeon & DeVos, 1986).

В этих исследованиях использовалось кажущееся удивление детей «невозможными» событиями, чтобы попытаться выяснить, понимают ли они постоянство объекта.

Примеры современных исследований постоянства объектов

В одном исследовании младенцы в возрасте 6,5 месяцев наблюдали, как игрушечная машинка съезжает по пандусу.

На полпути, однако, он скрылся за ширмой вне поля зрения ребенка, а затем вышел с другой стороны, снова видимый.

В одном случае младенцы увидели блок, помещенный за экраном на пути игрушечной машины.

И все же, когда автомобиль был выпущен, были использованы экспериментальные хитрости, чтобы блок не останавливал движение автомобиля.

Чудесным образом он все-таки появился с другой стороны экрана.

Это «невозможное» условие сравнивалось с другим условием, когда блок был помещен рядом, но не на пути движения автомобиля — «возможным» условием.

Байяржон обнаружил, что младенцы выглядели достоверно дольше при, казалось бы, невозможном сценарии.

Это говорит о том, что они поняли, что блок продолжает существовать, несмотря на то, что на самом деле они его не видели.

Они тоже должны были понять, что машина не может пройти через блок.

Это кажется разумным доказательством того, что младенцы могут понимать постоянство объекта.

Постоянство объекта с 3,5-месячного возраста

В дальнейших исследованиях профессор Байяржон тестировал всевозможные вариации на эту тему.

Были использованы игрушечные кролики, игрушечные мыши и морковь, причем некоторые из них бросали вызов законам природы в «невозможных» условиях, а другие старательно следовали им в «возможных» условиях.

Однако каждый раз младенцы дольше смотрели на кажущиеся невозможными события, возможно, задаваясь вопросом, не спят ли они.

Эти исследования показали, что младенцы в возрасте 3,5 месяцев, по-видимому, имеют базовые представления о постоянстве объекта.

В то время как другие приводили доводы в пользу альтернативных объяснений и интерпретаций, когда все эти исследования взяты вместе, идея о том, что дети понимают постоянство объекта, возможно, является самым простым объяснением.

Младенцы интуитивны в физике

Используя эти результаты, Байяржон и другие исследователи пришли к выводу, что младенцы не обязательно попадают в ловушку мира форм, которые не имеют для них большого значения.

Вместо этого они кажутся интуитивными физиками, которые могут проводить элементарные рассуждения о физических понятиях, таких как гравитация, инерция и постоянство объекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *