Конфликт конструктивный и деструктивный – Деструктивные и конструктивные конфликты

Отличие конструктивного конфликта от деструктивного. Умение побеждать в споре

Отличие конструктивного конфликта от деструктивного

Конструктивные (как, впрочем, и отрицательные) функции конфликта с определенной степенью условности и в целях удобства изложения материала можно разделить на: общие функции конфликта, которые имеют место на различных уровнях социальной системы; функции конфликта на личностном уровне, которые касаются влияния конфликта непосредственно на личность.

Конфликт является формой разрешения противоречий. Он выявляет пробелы, просчеты и недостатки, которые возникают в обществе и из-за которых и разгорается сам конфликт.

Также конфликт снимает социальную напряженность и устраняет ситуацию стресса, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.

Разрешение конфликта приводит к стабилизации системы, при этом устраняются источники и очаги неудовлетворенности. Стороны, участвующие в конфликте, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к взаимопониманию, нежели к конфликту. Кроме того, разрешение конфликтной ситуации может способствовать предотвращению более серьезных, значимых конфликтов, которые могли бы иметь место, если бы не возник данный конфликт.

Конфликт стимулирует групповое творчество, он объединяет энергию участников, которая необходима при решении данной задачи. Когда люди ищут пути урегулирования конфликта, происходит процесс анализа трудных ситуаций, в ходе которого возникают новые оригинальные идеи, разрабатываются новейшие информационные технологии, возникают необходимые пути решения той или иной задачи.

Конфликт может стать средством выяснения соотношения сил общественных организаций или общностей и может уберечь от последующих более разрушительных конфликтов.

Конфликт может служить связующим звеном для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить иным содержанием старые нормы.

Влияние конфликта распространяется и на индивидуальные характеристики личности.

Конфликт может способствовать адекватной самооценке и самопознанию личности. Это ситуация, при которой необходимо реально оценить свои способности, выявить новые возможности, лучшие неизвестные до этого качества. Это закалка характера, чувство собственного достоинства и гордости.

Конфликт может помочь искоренить нежелательные свойства человеческого нрава, например чувства неполноценности, покорности, раболепия и т. п.

Ситуация конфликта помогает адаптировать человека в группе, поскольку именно в конфликте происходит раскрытие самого себя и постановка на «круги своя». Затем человек либо отвергается обществом, либо вливается в коллектив и принимается членами группы. В случае, когда человек отвергнут обществом, никакой адаптации не происходит.

Деструктивные функции конфликта

Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, что в конечном итоге может привести к человеческим жертвам и материальным потерям. Кроме сторон, участвующих, например, в военном конфликте, пострадать могут совершенно невинные люди.

Состояние конфликта также может замедлить темпы развития страны. Конфликт может предшествовать дезинтеграции общества, уничтожению социальных коммуникаций и культурному отчуждению социальных обществ внутри общественной системы.

Состояние конфликта приводит к разрушению нравов, упадку общественной жизни и, зачастую, нарастанию пессимистического настроения.

Что может оставить после себя конфликт? – упадок системы всей организации, снижение эффективности работоспособности и дисциплины. Также может возникнуть чувство стрессовой ситуации, подавленности, депрессии.

Кроме того, каждый участник конфликта может быть разочарован его последствиями, останется ощущение разочарования в своих способностях, возможностях, потенциалах.

Конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентации и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы.[5] Вера во вчерашних друзей, в коллег по работе, в партнеров по бизнесу может подорваться в одночасье, возникнуть недоверие к близким и родным людям.

Однако уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Если одерживает победу один из участников, то другой одерживает поражение

Последствия конфликтов

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

4.Конструктивные и деструктивные функции конфликта

Под конфликтомследует подразумевать острый способ разрешения противоречий, возникающих в общении между людьми, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Под функциямиконфликта понимается роль, которую они играют во взаимоотношениях людей и в благополучии вовлеченных в них личностей или социальных групп.

Главная функция конфликта– выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также определение путей разрешения этих противоречий и развития данного социального субъекта (психологической системы). Существует две категории конфликтных ситуаций: деструктивные и конструктивные.

Функции социальных конфликтов:

  • Конструктивная функция. Реализуется, когда к-т разрешился объективно и своевременно, утвердилась истина, устранены недостатки в деятельности коллектива. В этом случае происходит своеобразная психологическая разрядка, нормализуются служебные отношения, разрешаются противоречия, улучшается коллективная и индивидуальная деятельность.

1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременна выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.

2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.

3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы и придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.

4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.

Несомненно, конструктивные конфликты нужны и даже обязательны, ведь, как говорил Сократ: «В споре рождается истина». Когда люди вступают в данный вид конфликта, их целью является поиск эффективного решения существующей проблемы, а не переубеждение партнера в своей правоте, навязав свою точку зрения.

  • Деструктивная функция. Имеет место тогда, когда к-т не разрешился, разрешился не полностью или победила неправая сторона. Это приводит к психологическому травмированию, создаёт стрессы, психосоматическим состояниям, формированию негативных установок на оппонентов, нарушению существующей системы отношений в коллективе, ухудшению индивидуальной и коллективной деятельности.

Конфликт несет в себе негативные функции:

— когда он ведет к беспорядку и нестабильности;

— когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

— когда борьба ведется насильственными методами;

— когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

— когда возникает угроза жизни и здоровью людей. Негативные конфликты способствуют росту социальной напряженности и ухудшению деятельности организации. Ведут к разрушению социально-экономической системы.

Также следует помнить, что один и тот же конфликт на разных этапах и в разных ситуациях может быть как конструктивным, так и деструктивным.

studfiles.net

определение понятия, конструктивный и деструктивный конфликт, сигналы конфликтного поведения. — КиберПедия

АНТИКОНФЛИКТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ

МЕДРАБОТНИКА

Конфликты— это осознаваемое противоречие, воспринимаемое человеком как значима для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Есть созидательные, а есть разрушительные конфликты. Нам необходимы конфликты, позволяющие глубже понять друг друга, мобилизовать творческие способности, волю, разум, и противопоказаны те, что мешают нормально трудиться, приводят к эмоциональному стрессу, подрывают физическое и психологическое здоровье человека.

За любым поступком человека кроется стремление реализовать свои цели, желания, потребности, а за конфликтом — столкновениенесовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороне грозит ущемлением интересов другой. Именно столкновение потребностей является истоком конфликта, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характерологические особенности человека:

— пониженная самокритичность;

— предубеждение и зависть;

— эгоизм;

— желание подчинить других себе;

— его настроение, самочувствие;

— интеллект;

— знание или незнание психологии человека, психологии общения

Вероятность конфликта повышается при:

— несовместимости характеров и психологических типов;

— наличии темперамента холерика;

— отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе,
терпимости к другим и доверии к другим;

Нередко причиной конфликта является неправильное поведение участников общения.

В конфликтной ситуации нельзя:

— критически оценивать партнера;

— приписывать ему плохие намерения;

— демонстрировать знаки превосходства;

— обвинять и приписывать ответственность за конфликт только
партнеру;

— игнорировать его интересы;

— видеть все только со своей позиции;

— преувеличивать свои заслуги;

— раздражать, кричать, нападать;

— задевать «болевые» точки партнера;

— обрушивать на партнера множество претензий

Принято различать следующие типы конфликтов. Конфликты могут быть парными, межгрупповыми, скрытыми (внутренними) и открытыми (внешними), случайными и преднамеренными, внутриличностными и межличностными.

Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов:

— стычки;

— столкновения;

— кризисы

Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Примером может служить ситуация, когда ваш пациент после сделанного замечания вновь опоздал на процедуру. Это вызывает у медработника раздражение, однако напоминание сказанного ранее все приводит в соответствующий порядок.



Столкновение. Признаком конфликта является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу. Как столкновение можно оценить ситуацию, в которой вам приходиться неоднократно исправлять ошибки вашей коллеги, а на ваши замечания она не реагирует и воспринимает их постоянно как результат придирчивости.

Кризис— такой уровень конфликта, который угрожает дальнейшему продолжению отношений.

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций называется барьером межличностного общения.

В ситуации общения «сестра — пациент» причиной конфликта может быть игнорирование или непонимание потребности пациента в получении поддержки, признании его индивидуальности, уважении.

Барьерами в общении, порождающими конфликты, могут стать настроение, поза, жесты, мимика, интонации, особенности характера, дефекты воспитания, симптомы психических расстройств.

Барьер отвращения и брезгливости может возникнуть в результате неприятных запахов, при проведении интимных манипуляций.

Медицинскому работнику необходимо знать основные механизмы возникновения напряжения, конфликтов, вызывающих состояние фрустрации, повторение или закрепление которой составляют основу психоэмоционального стресса.

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ

Прежде всего — это учет индивидуальных особенностей личности (характера, темперамента и др.) и их изменений во время болезней.

Если у человека доминантный характер: жесткий, напористый, решительный, то ему надо дать возможность выявить свою доминантность, не пресекать его, но спокойно держаться своей точки зрения, и он умерит свой непроизвольный натиск. В противном случае общение может перейти в конфликт.



Недоминантный характер чуток к внешним признакам силы, такой человек уступчив, легко теряется, терпеливо сносит, когда его перебивают. Он нуждается в поощрении, подбадривании.

Встречаются ригидные пациенты, которые не любят, чтобы их перебивали, с ними необходимо максимальное терпение и такт.

Экстраверт расположен к общению, он слушает только себя. В общении с ним не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии.

Интроверт любит одиночество, уходит в себя. С ним полезно держаться учтиво, даже немного суховато, быть готовым к затяжным паузам.

Пациент холерического темперамента, черты которого заостряются во время болезни, может вступить в спор, начать излишне возражать, не согласиться с той или иной процедурой и т.д.

Меланхолик способен отреагировать на болезнь замкнутостью, отрешенностью, подавленным настроением, бессонницей, слезами.

Сангвиник постарается не выносить на обсуждение какие-либо вопросы своей болезни.

Для предупреждения конфликтных ситуаций медсестре, фельдшеру важно учитывать особенности личности, возраст, характер болезни при общении, размещении пациентов в палаты в стационаре, при посещении на дому.

Если эти особенности не будут учтены и медработники сочтут их обидными для себя, оскорбительными, то возможное их эмоциональное поведение будет способствовать возникновению конфликта и дополнительных психотравмирующих моментов.

Самой главной профилактикой конфликтов является создание благоприятного психологического климата. Медицинской сестре важно прогнозировать, анализировать возможные последствия своих слов и поступков.

Правила медицинской этики и деонтологии, знания общей и медицинской психологии, строгий самоконтроль помогут вам найти верной профилактическое средство, чтобы не возник конфликт.

Смысловой барьер в медицинской практике является нередко причиной психического напряжения и ятрогении.

 

cyberpedia.su

Конструктивные и деструктивные конфликты, их последствия.

Конструктивный конфликт – это конфликт, при котором благоприятный результат превышает все затраты; такой конфликт приводит к продуктивным, взаимовыгодным и согласованным решениям. При конструктивных конфликтах процесс приобретает важное значение в качестве конечного результата. Отдельные сотрудники собираются вместе для повторного выявления или укрепления отношений между ними для достижения баланса в своём споре и получения благоприятного результата.

Деструктивный конфликт часто вытекает на фоне узости поставленных целей или негибких целевых задач, и в большинстве случаев, по итогам таких конфликтов можно наблюдать только плачевные результаты. Вовлеченные в конфликт сотрудники становятся менее гибкими и предполагают, что противная сторона должна первой сдать свои позиции. Противники готовы к атакам, угрозам и враждебным действиям.

конструктивные конфликты (творческие) создают решение, а деструктивные разрушают отношения , процессы и коллективы. Первые можно и нужно использовать для движения компании вперед, вторые – пресекать любой ценой.

Человек занимающий конструктивную позицию будет скорее говорить о невозможности принять необходимое решение в существующих обстоятельствах, и несомненно – о грядущей перспективе, которую он связывает с решением конфликтной ситуации.

Конструктивный конфликт отличается в первую очередь тем, что у его участников есть возможность и желание идти на переговоры.

Деструктивному конфликту напротив свойственна акцентуация на личностных отношениях и качествах. Более того, как правило, участники деструктивного конфликта не имеют никакого плана перспективного развития, их интересует не цель, а сам процесс выяснения отношений.

Впрочем, необходимо учитывать, что в ситуации, когда конфликт принял затяжной характер, его бывает не просто перевести из деструктивного в конструктивное русло. Но именно это умение и составляет талант руководителя. Здесь главное – не упустить подходящий момент.

students-library.com

Билеты по менеджменту / 39. Управление конфликтом в организации. Понятие конфликта. Конструктивный и деструктивный конфликт

39. Управление конфликтом в организации. Понятие конфликта. Конструктивный и деструктивный конфликт.

Конфликт – несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт в большинстве случаев не желателен. Однако современный менеджмент признает, что даже в организациях с эффективных управлением некоторые конфликты бывают желательны. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большое количество проблем и вариантов их решения. Т.е. здесь идет речь о сотрудничестве. В итоге дискуссия приводит к принятию решения, которое выгодно всем. Такой конфликт не разрушителен, а носит конструктивный характер.

Таким образом, конфликт не всегда может быть деструктивным или разрушительным, это зависит от того, насколько внимательно руководители относятся к конфликтам и насколько эффективно оно ими управляют.

Уровни конфликтов:

  1. Внутриличностные (предъявление к одному человеку противоречивых требований. У человека возникает ощущение, что он рвется на части)

  2. Межличностные. (вовлекает двух или более людей, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиции целей, расположений, ценностей или поведения.

  3. Внутригрупповые (сумма межличностных конфликтов, столкновение между частями или всеми членами группы, или конфликт между человеком и группой)

  4. Межгрупповые. (противостояние или столкновение групп в организации)

Процесс конфликта:

  1. Возникновение конфликта. Конфликт возникает тогда, когда интересы сторон вступают в противоречие друг с другом, однако открытого столкновения еще нет. Конфликт может складываться объективно. Может быть намеренно спровоцирован одной или обеими сторонами. Возникновение предмета конфликта. Предмет конфликта – основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу. Внешние признаки конфликта: напряжение отношений между сотрудниками, появление негативных установок. В процессе развития ситуации под влиянием объективных и субъективных факторов конфликт может исчезнуть или трансформироваться в открытый конфликт.

  2. Возникновение инцидента. Событие, которое является поводом для взрыва конфликта. Повод для активизации деятельности противоборствующих сторон – инцидент. Инцидент может возникнуть целенаправленно или случайно. Он может быть объективным или субъективным.

  3. Кризис в отношениях. Критическая ситуация, обостренная инцидентом, перерастает в конфликт. Он может проявляться в открытой и скрытой формах. Открытый конфликт – явно выраженное столкновение сторон в виде спора, ссоры, агрессии. Скрытый конфликт – отсутствие явного противостояния, противоборствующие стороны внешне могут сохранять видимость нормальных отношений, а для борьбы использовать скрытые способы воздействия друг на друга (интриги).

  4. Завершение процесса конфликта. Оно не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон. Конфликт может быть прекращен при помощи вмешательства третьих сил. Наименее желательным исходом конфликта является приобретение им затяжного характера.

studfiles.net

Конструктивный и деструктивный конфликт — реферат

Министерство  Образования и Науки Украины

ГВУЗ  « Киевский Национальный Экономический Университет

Им. В. Гетьмана »

Крымский  Экономический Институт 
 
 
 

Реферат на тему: «Конструктивный и деструктивный конфликт» 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка ЭП-22-09

Короткова Виктория

Проверила:

Угольникова В.П. 
 
 

Г.Симферополь 

2010 год

Содержание:

  1. Введение
  2. Общая характеристика и определение понятий «Конфликт»
  3. Функциональное значение деловых конфликтов
  4. Приемы деструктивного взаимодействия в конфликте
  5. Приемы конструктивного взаимодействия в конфликте
  6. Конструктивное разрешение конфликта
  7. Последствия конфликтов
  8. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

                       В действительности если наше понимание нынешнего состояния  психологии приближается к правильному, то проблема человека – это, в конечном счете, исследование конфликтов и парадоксов.

    То, что конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни, сегодня уже признано всеми. Являясь  важнейшей детерминантой человеческой активности, они давно обратили на себя внимание психологов. Психологические  традиции изучения этого сложнейшего  и интереснейшего явления складывались в психоаналитической и социологических  школах и включали в себя большой  арсенал методов распознавания, описания и исследования.

За последние годы отношение к конфликтам существенно  изменилось. Западные психологи ведут  огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга  людей, прежде всего педагогов и  управленцев. Например, Австралия и  США имеют сегодня несколько  национальных центров по изучению конфликтов, а начиная с 1980 года – специальные  учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам.

Воспоминания  о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт — всегда явление негативное, нежелательное  для каждого из нас, а в особенности  для руководителей, менеджеров, так  как им приходится сталкиваться с  конфликтами чаще других. Конфликты  рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Существуют различные  определения конфликта, но все они  подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или  явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя  или более сторонами — лицами или  группами.

Общая характеристика и  определение понятий

    Конфликт  – столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и  т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как  значимая для него психологическая  проблема, требующая  своего разрешения и  вызывающая активность, направленную на его  преодоление.

    Типология конфликтов

  • По  субъекту конфликта
    • Конфликты с точки рения  властных отношений:
    • По  степени публичной  объективации взаимодействия:
    • По  последствиям:
    • По  включенности в сознание:
    • По  способу возникновения:
 
 

    Структура конфликта.

    А) Конфликтующие стороны – две  или несколько конфликтующих  сторон, кроме того, могут быть и  другие участники – сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.

    Б) Зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия.

    В) Представления о ситуации – сложившиеся  в зоне разногласий представления  участников конфликта, очевидно, не совпадают, что создает почву для их столкновения.

    Г) Мотивы – стремления, побуждения к  действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация  определяет формирование цели, которой  хочет достигнуть индивид. Мотивы и  цели сторон расходятся.

    Д) Действия —  конфликтующие стороны  начинают вести себя так, что их действия сталкиваются и мешают другой стороне  достичь своей цели. 

  1. Предконфликтная ситуация – положение дел накануне конфликта.
  2. Инцидент – первая стычка конфликтантов.
  3. Эскалация – конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов – действий и противодействий конфликтующих сторон.
  4. Кульминация – верхняя точка эскалации, обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.
  5. Завершение конфликта – сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт. Завершение конфликта может достигаться  потому, что конфликтанты устают враждовать и приспосабливаются к сосуществованию. Чаще конфликт завершается посредством специальных усилий, направленных на его разрешение.
  6. Постконфликтная ситуация – последствия конфликтов: позитивные, негативные1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функциональное  значение деловых  конфликтов 

Подумайте над  вопросом: «Конфликт – это хорошо или плохо?»

При ответе на вопрос о пользе и вреде конфликта  нам придется разобрать две категории  конфликтных ситуаций: деструктивных  и конструктивных.

Деструктивный конфликт характерен тем, что люди «застревают» на обсуждении личных недостатков друг друга и не захватывают в поле своего взаимодействия, собственно, те проблемы, которые и вызвали данное напряжение. Конфликт протекает горячо, интенсивно и стремительно. Возникают  многочисленные искажения смысла, каждый приписывает партнеру то значение его  высказываний, которое тот не имел в виду. Конфликтующие стремятся  защититься преимущественно при  помощи силовых методов. Они выстраивают  коммуникативные барьеры, устраивают «засады», спешат нападать первыми. Такой  конфликт – это жестокая «война», в которой есть победители и побежденные, «раненые» (получившие психологическую  травму) и «убитые» (отказавшиеся от активной позиции, сломленные и подавленные).

Деструктивный конфликт, безусловно, вреден, поскольку  он не способствует успешному поиску способов решения проблемы и в  то же время разрушает отношения  между людьми — от неприятия друг друга до полного разрыва.

Конструктивный  конфликт, напротив, является нужным и  полезным. Во-первых, в процессе обсуждения проясняются позиции людей, поскольку  при отстаивании своего мнения они  подыскивают основания и аргументы. При таком выявлении позиций  часто происходит и так, что сами люди начинают более ясно осознавать свои собственные интересы в ходе объяснения их своим партнерам.

Во-вторых, при  конструктивном конфликте, который, как  правило, протекает в напряженной  ситуации, но без крика и взаимных упреков, за короткое время организуется интенсивный поиск эффективного решения проблемы. Более того, при  конструктивном конфликте основное внимание участников направлено именно на поиск решения сложных вопросов, а не на взаимное подавление друг друга.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что существуют два основных критерия для оценки того, какой тип конфликта  имеет место:

  • Конфликт является деструктивным (разрушающим), если отношения между людьми не улучшились, а ухудшились или между ними произошел разрыв. Конструктивный или созидательный, творческий конфликт способствует улучшению отношений и углублению взаимопонимания.
  • Конфликт является деструктивным, если проблема, его вызвавшая, осталась нерешенной. При конструктивном конфликте решение проблемы обязательно должно быть найдено. Как сделать деловой конфликт конструктивным?
  • При обсуждении проблем необходимо, чтобы оба партнера были настроены на понимание друг друга. Именно на понимание, а не на борьбу только за свою позицию.
  • Каждый партнер должен придерживаться правил эффективного общения, которые нарушать нельзя. Какие это правила?

yaneuch.ru

Деструктивные и конструктивные конфликты

Жизнь в обществе невозможна без противоречий. Сталкиваются взгляды, убеждения, мировоззрения людей. Кто-то бывает упрямым, кто-то – агрессивным, а для кого-то лучше всего оставаться в стороне от любых потрясений и бурь. Несогласие человека с себе подобными и самим собой вызывает противостояние или, говоря языком психологии, конфликт.

Это хорошо или плохо?

Большинство людей считает, что от конфликтов бывает только зло, и любого обострения отношений следует избегать. Кому нужны крики, упрёки, слёзы, постоянные выяснения того, кто виноват и кто прав? На самом деле без противоречий люди не могли бы расти, развиваться, овладевать новыми знаниями, учить и учиться, строить отношения с коллегами и членами семьи. Любой шаг вперёд является результатом преодоления усилий, а борьба с самим с собой – это самый настоящий конфликт.

Конфликты происходят в жизни каждого из нас. В первом случае имеют место разрыв отношений и вражда, во втором – все участники не только оказываются в выигрыше, но и получают бонус (творческую идею, укрепление дружеских связей, повышение объёмов производства и т.д.). Один и тот же конфликт может быть как конструктивным, так и деструктивным в зависимости от обстоятельств возникновения, взгляда на ситуацию участников противостояния и последствий.

Польза от конфликта? Невероятно, но факт

Уход от выяснения отношений только усугубляет ситуацию. Иногда бывает полезно «выпустить пар». В пределах разумного отрицательные эмоции позволяют снять напряжение и спокойно решить вопрос. Во время споров часто проясняется многое: предпочтения противоборствующей стороны, интересы соперников, сильные и слабые стороны партнёров. Полученная информация обязательно пригодится в будущем для ведения бизнеса или просто для конструктивного общения.

Следствием конфликта могут стать позитивные изменения в системе, будь то офис, семья, группа детского сада, школьный класс или другая организация. Вместо нерадивого сотрудника в фирму приходит профессионал, муж наконец-то перестаёт разбрасывать носки, передовой педагог становится руководителем методического объединения, а отвергаемый школьник получает более высокий статус. Кажется, всё перечисленное может произойти и без конфликта. На самом деле это не так, ведь для противодействия сторон насилие не обязательно.

Главное – не переборщить

Несмотря на то, что конфликты – часть нашей жизни, чрезмерно увлекаться ими не стоит. Постоянные противоречия ведут к озлоблению, депрессии, недовольству собой и другими людьми. Конфликтующих особ не любят ни партнёры по бизнесу, ни коллеги, ни члены семьи. У склонного к конфликтам ребёнка есть все шансы получить статус отверженного в классе или группе.

Любые противостояния могут разжечь ненависть между людьми. Результатом этого становится восприятие другой стороны, как врага, а при таком раскладе ни о каком конструктивном решении вопросов речи не идёт.

Как разрешить конфликт?

Закономерным результатом конфликта является его устранение. Оно может происходить по-разному, но, если обе стороны желают получить результат, то придётся договариваться и идти на уступки. Достижение согласия возможно, если:

  • Оппоненты знают о приемлемых способах разрешения конфликтов (дебаты, дискуссии, сделки, обращения в суд).
  • Существует понимание того, что для участников важно не разжигание вражды, а достижение общей цели.
  • Стороны готовы принять во внимание убеждения и интересы друг друга.

Полностью избежать конфликтов невозможно. Поэтому, если противоречие всё-таки возникает, то нужно приложить все усилия для успешного разрешения ситуации.

psychologynow.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *