Невербальное общение примеры – Невербальные средства общения : REDOMM.RU

Происхождение невербальных способов общения

Любая мысль генерируется в мозгу человека. Однако каждая мысль сопровождается чувственной энергией, регулирующей, соответственно, наше психическое и эмоциональное состояние. За «чувственный отдел» отвечает подсознание, в энергетическом плане гораздо более мощное, чем мозг. Если под информацией считать совокупность мысли и чувств, её сопровождающих, то на мысль приходится лишь 3 %! Остальные 97 % – настоящие, искренние чувства, своеобразный отклик сердца на мысль.

Как часто, передавая какую-либо информацию, мы задумываемся о том, какой смысл несут в себе не только наши слова, но и жесты, мимика, позы? Происхождение этих невербальных способов общения и есть те самые 97 % чувств, рождающихся в нашем подсознании.

Общаясь с человеком, мы, сами того не ведая, «выдаём» ему весь набор: как мысль (в разговоре), так и чувства (с помощью невербальных способов общения). Даже Ф. Шаляпин однажды сказал: «Жест – движение души, а не тела».

Почему это важно?

Всё дело в том, что эти чувства неподконтрольны разуму: подсознание нельзя обмануть, оно отражает только истинные, настоящие намерения. Все чувства, которые мы выражаем с помощью мимики и жестов, не могут врать, в отличие от слов. Они запросто могут «выдать» лгуна и недоброжелателя.

Сердце и душу не обманешь! Это настоящая сила, которая движет нашими действиями и способна изменить жизнь.

Однако благодаря многочисленным психологическим исследованиям, учёные смогли выявить характерные поведенческие особенности людей, испытывающих похожие чувства. Так, сегодня невербальные способы общения тщательно исследованы, и каждый имеет возможность понять и объяснить, «что же значила та поза клиента, когда дело дошло до подписания договора».

Таким образом, можно безошибочно утверждать, что для того, чтобы чётко понять, как смотрит на проблему собеседник, что чувствует, что замышляет в действительности, нужно обратить внимание на сигналы его тела.

Не зря сегодня наиболее распространённая сфера деятельности психологов – подбор и развитие персонала в крупных бизнес-компаниях. Не трудно догадаться, что основа их деятельности – анализ того самого подсознательного языка тела собеседника. Однако каждому под силу овладеть его основными параметрами. Тогда вы сможете легко распознавать невербальные способы общения в профессиональной деятельности.

Наверняка у вас больше не осталось сомнений по поводу того, насколько важно владеть «техникой» распознавания полного спектра информации: как мыслей, так и чувств.

В основном, желание овладеть «техникой» распознавания невербальных способов общения возникает у менеджеров компаний, которые непосредственно вовлечены в общение с клиентом.

 


Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Рассмотрим наиболее частые проявления языка тела, которые могут быть полезны для вашей более эффективной профессиональной деятельности.

Начнём с наиболее яркого проявления истинных чувств человека – жесты и позы.

Жесты и позы

  1. Собеседник сосредоточен на проблеме. Если ваш собеседник «весь внимание», заинтересован в вопросе и готов принимать решительные действия, то он может как бы машинально, сам того не замечая, тереть или поглаживать рукой подбородок или нос.
  2. Собеседник в напряжении и нервничает. Если клиент грызёт ногти, судорожно отряхивает или одергивает одежду, непроизвольно трясёт ногой, вертит в руках карандаш, то будьте уверены, он чем-то обеспокоен.
  3. Враждебность. Сжатие кулаков, резкие движения, напряженные губы говорят о неодобрении, враждебности собеседника.
  4. Собеседник торопится в принятии решения. Нервное постукивание по столу, потряхивание ногой – невербальные способы общения, при которых собеседник хочет поскорее от вас «отделаться», будто боясь, что вы узнаете или увидите какой-то недочёт в документах.
  5. Собеседник оттягивает принятие решения. Если он неспешно снимает очки, также неспешно протирает стекла, при этом медленно вздыхает, то можно говорить о «вытягивании» времени. Скорее всего, клиент ждёт от вас какого-то компромисса.
  6. Собеседник равнодушен. Если рука вашего собеседника подпирает голову, а взгляд то и дело отвлекается на какие-то внешние раздражители, то разговор у него не вызывает особого интереса, исход дела безразличен.
  7. Властная поза. Руки собеседника сложены в замок за спиной, подбородок немного приподнят, губы поджаты внутрь.
  8. Надменность. Одна рука в кармане, вторая жестикулирует, как бы доказывая: «Вот видишь…?» Движения руки выбрасывающие.
  9. Уважение к собеседнику. Если клиент вас уважает, то он будет сидеть и держаться прямо, плечи расправлены, голова не поднята и не опущена. В сидячем положении такой собеседник не позволит себе развалиться в кресле, закинуть одну ногу на другую, жестикулируя при этом.
  10. Самодовольство. Руки в замке за головой, жестикуляция бровями.
  11. Решительность. Руки собеседника на бёдрах.
  12. Доброе отношение, одобрение. Прикосновение, похлопывание по плечу.

Мимика лица Лицо – наш «второй язык». Один взгляд может рассказать о чувствах красочнее и понятнее, чем слова. Мимика лица – один из самых ярких и заметных невербальных способов общения.

  • Клиент/собеседник открыт к общению и заинтересован. Частое пересечение взглядов, открытый зрительный контакт.
  • Неискренность. «Натянутая» улыбка, при которой задействованы лишь губы, нижнее веко глаз не приподнято, нет отражения радости в глазах.
  • Долгий пристальный взгляд на вас – желание склонить на свою сторону, взять лидирующую позицию в беседе.
  • Гнев и недовольство. Прищуренные глаза, губы поджаты, подбородок чуть приподнят.
  • Удивление. Глаза непроизвольно приоткрыты, ноздри немного расширены, брови приподняты.
  • Грусть и смирение. Уголки губ опущены вниз, брови немного сморщены, также опущены.

Тембр голоса и характер речи

Ещё один из явных невербальных способов общения – тембр голоса. В спешке и попытках уследить за мимикой и жестами, мы нередко забываем о голосовых сигналах. Однако с опытом навык распознавания скрытой информации в тембре голоса обязательно придёт.

  1. Собеседник волнуется и нервничает. Тембр голоса немного ниже естественного. Частые остановки на «эм-м», «кхм» и так далее.
  2. Радость, восторженное состояние. Тембр голоса в этом случае выше естественного, разговор сопровождается частыми восклицаниями типа «ах», «вот это да…». Интенсивная, быстрая речь, желание скорее поделиться мыслями.
  3. Недовольство, граничащее со смирением с ситуацией. Низкий тембр голоса. Частые глубокие вздохи. Речь замедленная.
  4. Неуверенность. Резкая, прерывистая речь, частые остановки на покашливание, кряхтение. Возможны ошибки, запинания в речи, сопровождающиеся судорожными извинениями с обильным жестикулированием.
  5. Надменность. Ровная, неспешная речь, выделение отдельных слов. Будто желание вам, как несообразительному школьнику, что-то разъяснить.

Пример невербального способа общения

Если ваш клиент или сотрудник не имеет скрытых недоброжелательных намерений, уважает вас и заинтересован в общении, его поза будет прямой и открытой, плечи расправлены, спина не сгорблена. Телодвижения спокойные, без излишней торопливости и нервозности. Добродушный, открытый и прямой взгляд. Собеседник не будет судорожно «всхлипывать» носом, зажимать и водить губами. Лицо в целом расслаблено. Если это улыбка, то искренняя: с отражением в глазах, с приподнятыми веками и бровями. Тембр голоса естественный, речь спокойная, непрерывная, но не надменная.

В целом, умение распознавать невербальные сигналы очень полезно для любой деятельности. Если вы непосредственно связаны с клиентом, то, «видя насквозь» его истинные чувства, можно подстроить под его поведение свои действия. Умело распознав, что он боится и не уверен в себе, вы легко сможете «сыграть» на этом, надавливая или манипулируя. Полезно также считывать невербальные способы общения своих подчиненных. С помощью этих навыков вы сможете распознавать ложь, неуважение, равнодушие и безразличие к работе в вашей фирме.

Любой успешный руководитель должен не только уметь общаться с людьми, но и определять их истинные чувства и намерения. Так можно предостеречь себя от ошибок, выстроить правильную тактику действий по отношению к подчинённым. Эти навыки полезны и для остальных работников компании. Вы также достойны уважительного отношения, как со стороны начальства, так и со стороны сотрудников. Знание языка тела поможет увидеть, кто настроен к вам положительно, а от кого лучше отстраниться.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

blog.oratorskoeiskusstvo.com

Всем нам известна сила слова. Им можно погубить и воскресить, вдохновить и обрезать крылья. Оно помогает передать красоту осеннего пейзажа, рассказать о происшествии и отстоять свою правоту в споре. Одна точная фраза может стать целым романом в одну строку.

И все же слово не всемогуще. Есть даже такое расхожее выражение: словами не высказать. Часто, чтобы повлиять на собеседника, мы прибегаем к другому инструменту передачи информации – невербальному общению. При этом мы достигаем самовыражения с помощью тела – уникального орудия для передачи самых разнообразных мыслей и чувств.

Виды невербального общения:

1. Звуковые: тон и темп речи, пауза, вздох, кашель, плач, смех.

2. Визуально-двигательные: жесты, мимика, поза, осанка, взгляд, соблюдение дистанции, манера одеваться, стиль прически.

3. Тактильные: запахи, прикосновения.

4. Знаково-символические: почерк, поступки, формы тела, родинки, аксессуары, любимые напитки, блюда

Роль жестомимического языка в нашей жизни

1. Регуляция процесса коммуникации

По мнению психологов, главное условие продуктивного общения — верная интерпретация невербалики. Усвоение ее азов способствует адекватному пониманию собеседника.

Бессловесный язык помогает правильно вести себя с неприятным человеком, предвидеть его реакции и предупредить его о нежелании дальнейшего контакта. С таким же успехом невербальное общение может сослужить неоценимую услугу тому, кто хочет завести друга.

2. Создание психологического контакта

Именно жестам и мимике дано молниеносно расположить незнакомого человека. Здесь уместно будет подумать, почему женщинам нравятся плохие парни. Да потому что посылаемые ими невербальные сигналы – ободряющие нотки в голосе, уверенные движения, дружеский взгляд – выражают их внутреннюю силу. Все это позволяет слабому полу быстро избавиться от психологических барьеров и почувствовать расположение к партнеру.

3. Дополнение к сказанному

Выражение чувств жестами и мимикой – это возможность вдохнуть душу в слова. Правда, основные правила этикета запрещают прибегать к этому в деловом общении. Зато в личной беседе бессловесные эмоциональные подкрепления незаменимы. Они отлично помогают подтвердить или опровергнуть сказанное. Искусство кокетства, к примеру, отличается богатейшей гаммой способов выразить «да» и «нет», не проронив ни звука.

Шифры невербального общения

Человек, понимающий собеседника без слов, считается утонченной натурой. Как правило, такие люди обладают талантом внимательного наблюдателя и проницательного читателя. Кроме того, существует целый ряд наук, посвященный премудростям невербалики.

Одна из них – кинесика – изучает телодвижения, занятые в человеческом общении. Согласно этой науке, жесты – это реакция на различные ситуации:

• защита: сжатие пальцев в кулак, скрещенные на груди руки;

• подозрение: отдаление от собеседника, потирание лба, отвод взгляда;

• нападение: нахмуренные брови, немигающий взгляд;

• неуверенность: почесывание носа, прикосновение к уху выше мочки;

• открытость: расстегивание пиджака, сокращение дистанции с партнером;

• сосредоточение: подпирание щеки или подбородка рукой, пощипывание переносицы;

• нетерпение, раздражение: оттягивание ушной мочки.

Свой код имеют и рукопожатия. Они вносят в невербальное общение следующие акценты:

• подчеркивают властность собеседника, подающего руку ладонью вниз или одни кончики пальцев;

• говорят о равенстве людей, здоровающихся встречным движением рук или протягивающих друг другу сразу обе кисти;

• указывают на раболепство того, кто подает руку с опущенной вниз ладонью.

Рукопожатие человека может рассказать о том, из какой страны он приехал. Если арабам свойственно долгое и мягкое пожимание рук, то у американцев оно энергичное и крепкое.

Манера курить у многих людей тоже довольно красноречива:

• замкнутым личностям свойственно выдыхать сигаретный дым вниз;

• об агрессии свидетельствуют опущенная голова и выпускаемый из уголков рта дым;

• уверенность проявляется интенсивным дымлением;

• амбициозность выдает себя поднятием головы и выдыханием клубов чада через ноздри.

Невербальное общение в деловом этикете

Бизнесмены – люди занятые. Для них время – деньги. Поэтому, не тратя лишних слов, они часто используют невербальные знаки на переговорах. Сбор с пиджака ворсинок – знак неодобрения. Протирание стекол очков – затягивание времени для обдумывания решения. Наклон корпуса вперед с одновременным протягиванием рук вдоль подлокотников кресла – беседа окончена. Поднятые за голову руки – разговор утомителен и неинтересен.

Невербальное общение в обычной жизни

Если речь свою мы можем контролировать, то жесты и мимика часто выдают нас с головой. К примеру, приподнятые плечи обнаружат напряжение. Наклон головы вбок укажет на заинтересованность либо кокетство. Сжатые губы – спутники вечно недовольного индивидуума. Широкая улыбка — признак открытости и дружелюбия.
Прикрытие рта рукой, потирание носа, отвод взгляда – жесты-эмблемы, характеризующие нечестного человека.

Заключение

Желая добиться успеха в общении, нужно помнить: невербальные средства нераздельно связаны с вербальными. Иногда микрожесты могут быть выразительней, чем самая живописная речь. Слова, не подкрепленные языком тела, зачастую пусты, а самый пылкий монолог может быть перечеркнут одним презрительным взглядом.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

Невербальная коммуникация — виды и примеры

Что мы обычно понимаем под словом «общение»? Контакт с приятными нам людьми, обмен информацией, взаимодействие. Во времена, когда всякое действие должно приносить пользу и выгоду, все чаще говорят о том, что общение должно быть «результативным». Это подразумевает, что всякий акт коммуникации имеет цель, и для ее достижения при подготовке к важному разговору следует продумать не только то, о чем вы будете говорить, но и невербальную составляющую, то есть вашу жестикуляцию, позу, одежду и расположение относительно собеседника. Ниже мы рассмотрим, из чего складывается неречевое общение и из каких знаковых систем оно состоит.

Невербальная коммуникация – это неречевое поведение, общение, в котором используются жесты и другие знаки. Это способ «сказать без слов», а иногда наше тело «говорит» за нас, чего мы, возможно, не осознаем в полной мере. Такая коммуникация происходит, даже когда нет словесного обмена. Существуют различные способы, по которым классифицируются виды невербальной коммуникации. Один из них выделяет следующие знаковые системы:

1. Оптико-кинетическая система. Сюда относятся выражения нашего лица и жестикуляция. Очевидно, что общая моторика отдельных частей тела (рук, лица) передает эмоциональные реакции собеседника и обычно подкрепляет и дополняет полученную нами из его слов информацию. Широко описаны недоразумения, возникающие из-за неправильной трактовки жестов, например, представителями разных культур. Распространено и мнение, что именно по жестам можно понять, что на самом деле на уме у вашего «визави», на эту тему издано и немало книг. И хотя нос может чесаться не у лгуна, а аллергика, наблюдательный собеседник не упускает эту составляющую из внимания. Главная ошибка, которую допускают многие, кто только начинает постигать науку «чтения» жестов – трактовать каждый из них, взятый в отдельности. Как и прочие знаковые системы, из которых складывается невербальная коммуникация, система знаков и жестов способна и, наоборот, ослаблять действие слов.

2. Паралингвистическая, экстралингвистическая системы. Они дополняют речь путем использования таких средств, как тембр голоса, высота, темп речи, смех, паузы в разговоре. В письменных сообщениях, например, в сети Интернет, где набор этих средств ограничен, используются так называемые смайлы. Речевыми единицами они не являются, но уточняют смысл передаваемого сообщения; важно и то, что они интернациональны.

3. Организация таких условий коммуникативного процесса, как пространство и время. Это тоже важная составляющая ситуации общения. То, как собеседники расположены друг относительно друга, выражает их степень доверия и внимания друг к другу, а в начале разговора может задать тон всей беседы. Поэтому такое внимание уделяется тому, где расположен стол руководителя, а где организовано место для посетителей; как сидят участники на переговорах. Невербальная коммуникация складывается и из таких моментов, как соблюдение принятых в конкретной культуре норм расстояния между собеседниками. Во многих странах для не слишком близких знакомых это расстояние не должно сокращаться до 40 см, иначе вместо доверия собеседник почувствует лишь неприязнь. Выделена и специальная область знания, занимающаяся вопросами временной и пространственной организации общения – это проксемика. Она выделяет, в том числе, и специфические пространственно-временные характеристики определенных ситуаций (хронотопы – термин А.А. Ухтомоского). К примеру, это всем известный эффект «вагонного попутчика», когда малознакомые люди становятся особенно откровенными друг с другом.

4. Зрительный контакт. То, насколько успешно складывается невербальная коммуникация, в немалой мере зависит и от того, насколько часто и как долго собеседники смотрят друг другу в глаза. Именно зрительный контакт (или его отсутствие) помогает нам понять, заинтересован ли партнер в разговоре, насколько он открыт для общения.

Можно сказать, что невербальная коммуникация, обладая перечисленными знаковыми системами, способна наиболее полно передать смысл речевого сообщения. Однако существует важное условие: все участники общения должны использовать единый «язык», код. Но выделение знаков, единиц, наподобие слов в речи, представляет собой сложную задачу. Ее неоднократно пытались решать, например, К. Бёрдвистл или П. Экман. Тем не менее, неречевое общение неразрывно связано с речевым, дополняет и даже заменяет его, а знание его составляющих помогает грамотно выстроить коммуникацию для решения повседневных и рабочих задач.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *