Когда начинается конфликт? | Psylist.net
Конфликт начинается с того момента, когда (хотя бы) один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов, ценностных ориентации от интересов, ценностных ориентации другого субъекта или начинает односторонние действия по обеспечению своих интересов (т.е. по поводу различий), но пока еще, не осознавая этих различий.
Если различия существуют, но субъекты их не осознают, то мы имеем один из видов потенциального конфликта, после эскалации которого, он может быть назван предконфликтной фазой.
Существует заблуждение, что напряженность возникает перед конфликтом. И почувствовав ее, следует сразу же заняться профилактикой или предупреждением. Но, к сожалению, такое еще никому не удавалось. Ведь профилактика предполагает работу с еще не начавшимся конфликтом. А напряженность возникает в сознании людей при появлении ощущения противоречия между различием интересов, ценностей взаимодействующих субъектов и ограниченной ресурсной возможностью обеспечить их не за счет другого. То есть когда конфликт уже начался и, следовательно, профилактика уже бесполезна (точнее, невозможна), как прививка от тифа обитателю тифозного барака.
Напряженность не возникает раньше самого конфликта. И значит, мы можем считать напряженность – признаком конфликта (только начавшегося или давно продолжающегося).
После перехода из одной фазы в другую напряженность спадает. В случае кризисов (т.е. задержки конфликта в одной фазе или возврате в предыдущую) напряженность усиливается.
Начало нового (ранее не известного субъекту) конфликта приводит к затруднению, что и создает напряженность – следствие недостатка или противоречивости информации, недостаточности знаний для преодоления затруднения (о способах выхода из затруднения – напряженность безысходности).
С началом конфликта конфликтные ситуации сменяют одна другую. И первая возникает сразу после инцидента.
Успех работы с конфликтом (в конфликте) во многом зависит от точности описания структуры конфликта: субъектов, предмета, инцидента, отношений, ситуаций.
- Инцидент (информационный) – событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов отличие (полное или частичное) его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.
- Инцидент (деятельностный) – повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий по поводу различия интересов, ценностных ориентаций.
- Конфликтная ситуация – развитие конфликта в конкретный временной период.
- Субъекты конфликта – участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией.
- Предмет конфликта – конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).
- Конфликтные отношения – форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта.
Чтобы точно описать конфликт, надо:
- установить его действительных участников;
- изучить их мотивы, цели, особенности характера, профессиональную компетентность;
- выявить их отношения в предконфликтной фазе;
- выявить главные различия интересов и ценностей, которые привели к этому конфликту;
- узнать намерения участников о приемлемых, на их взгляд, способах преодоления конфликта;
- выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих пока в конфликтном взаимодействии;
- определить все возможные в данном конфликте пути преодоления.
- каждый конфликт имеет пространственные и временные характеристики.
Пространственные характеристики конфликта: сферы возникновения и проявления конфликта; условия и повод возникновения; конкретные формы проявления; результат конфликта; средства и действия, которые используют субъекты конфликта.
Временные характеристики представлены такими параметрами, как длительность, частота, повторяемость конфликта, продолжительность участия в конфликте каждого из субъектов, а также временные параметры отдельных этапов.
Решающее влияние на выбор поведения в конфликте оказывает сама личность – ее потребности, интересы, ценности, установки, привычки, образ мышления, модели поведения, ее прошлый опыт работы с проблемами и поведения в конфликте. Можно выделить конфликтный тип ли
psylist.net
Как начинаются конфликты в семье
Конфликты. Все мы знаем, что это такое — конфликты в семье, конфликты с детьми. Конфликты с родными, близкими, друзьями, коллегами и посторонними людьми.
К конфликту, зачастую, приводят взаимные обвинения, возникающие постепенно из цепочек негативного поведения в ситуации «слово за слово».
Чаще всего такое происходит между мужем и женой, между родителем и ребенком или между сослуживцами.
Зарождаются такие негативные цепочки в связи с достаточно безобидными событиями и до какого-то определенного момента себя не проявляют. И, исходя из этого, вначале обмен раздраженными репликами выглядит вполне обыденно.
Однако затем, если такая цепочка включает в себя больше трех-четырех реплик, конфликт начинает нарастать, сопровождаясь криками, угрозами, а зачастую и физической агрессией.
Д. Паттерсон приводит список того, что чаще всего способствует зарождению негативной цепочки:
Наименование |
Пример |
Настойчивые советы |
«Я тебе советую…» |
Резкая критика |
«Ты такой неаккуратный и т.д…» |
Повторяющиеся незаслуженные и унизительные упреки |
«Ты никогда мне не помогаешь…» «И это ты называешь едой?» |
Решительное установление границ разговора |
«Все, хватит! Забудь об этом!» «Сейчас же прекрати!» |
Угрозы |
«Сейчас ты у меня получишь!» «Я прибью тебя сейчас!» |
Чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков |
«Все вы, женщины (мужчины), одинаковы…» |
Бранные слова |
|
Неконструктивное поведение |
«Я вообще отказываюсь это обсуждать!» |
Необъективная интерпретация намерений собеседника |
«Я знаю, чего ты добиваешься; ты хочешь…»
|
Ирония, постоянные поддразнивания, «уколы» |
«Я так и знала, что у тебя руки не оттуда растут…» |
Уничижительные заявления |
«Я не могу показаться с тобой в приличном обществе» |
Высказывания, имеющие целью «выпустить пар» |
«Убирайся из моей жизни!» «Мне осточертела твоя физиономия!» |
Проклятия |
«Будь ты проклят!» |
Сарказм |
«Знаю, как ты починишь! Как в прошлый раз, когда пришлось вызывать слесаря» |
Обвинения |
«Это ты во всем виноват!» |
Ультиматумы |
«Если ты не изменишься, я ухожу» |
Таким образом, если вы будете стараться не допускать в конфликтах запуска приведенных выше негативных цепочек, в ваших семьях (и окружении) будет царить мир и покой.
Ведь, по мнению Л. Н. Толстого,
то что начато в гневе, кончается в стыде.
psiholog-dnepr.com.ua
стороны, с чего всё началось
Конфликт в Сирии продолжается уже более четырёх лет и сопровождается массовыми жертвами. События постоянно попадают в центр внимания мировых СМИ. В войне участвует огромное количество сторон. Многие страны вовлечены в кризис.
Конфликт в Сирии: с чего всё началось?
Война на Ближнем Востоке идёт до сих пор. Примерно в 2011 году начался конфликт в Сирии. Причины разные для каждой из ныне действующих сторон. Но всё началось с антиправительственных протестов. Партия Баас правит в Сирии уже более 70 лет. Последние годы президентом выступает Башар Асад. Воодушевлённая «Арабской весной» в других странах оппозиция начинает радикально критиковать правительство и призывает своих сторонников выходить на улицу. Весной выступления резко обострились. Происходят ожесточённые столкновения протестующих с полицией и армией. Постоянно приходят сообщения о погибших. Ряд северных провинций практически не контролируется правительством. Башар Асад заявляет, что готов искать компромисс и распускает кабинет министров. Но было уже слишком поздно.
Важную роль сыграли социальные сети. Через «Фейсбук» и «Твиттер» оппозиция координировала свои действия и призывала людей к акциям неповиновения. Уже к лету конфликт в Сирии набирает новые обороты. Противники власти создают вооружённые формирования, Запад их поддерживает и грозит Асаду санкциями в случае применения силы.
Сирия: история конфликта
Столкновения принимают характер полномасштабных боевых действий. Повстанцы объединяются в Сирийскую свободную армию. Через несколько месяцев после начала протестов к оппозиции активно подключаются радикальные исламисты. В середине года террорист-смертник убивает несколько высокопоставленных деятелей правительственной армии.
Осенью бои практически не прекращаются. ЕС и США активно поддерживают повстанцев, передают им техническую и материальную помощь. Ряд союзников Запада вводит против Сирии санкции. Правительственным войскам удалось отбить ряд городов и обеспечить надёжную защиту Дамаска. Повстанцы заявляют о планах нападения на Аллепо — второй после столицы город по численности населения. Предпринимают несколько неудачных штурмов.Международное присутствие
Конфликт в Сирии начинает привлекать всё больше внешних игроков. Турция официально начинает оказывать поддержку оппозиции. Летом 2012-го, сразу же после заявления о вступлении в войну, правительственные войска сбивают турецкий самолёт и открывают огонь по другим целям. Позже артиллерия накрывает колонну турецких машин после пересечения ими границы.
Ливия и Иран начинают поддерживать Асада. В Сирию прибывают вооруженные члены формирования «Хезболла» (можно перевести как «партия Аллаха»). Вместе с ними сирийская армия освобождает Аль-Кусейр. Зимой режим Асада начинает крупномасштабное наступление, которое приносит значительные успехи. На этом фоне в городах, подконтрольных правительству, происходят постоянные теракты.
Войска оппозиции всё меньше подходят под их стереотип на Западе. К вооружённым формированиям присоединяются исламисты. «Аль-Каида» направляет значительный контингент в Сирию. Ячейки этой террористической организации устраивают тренировочные лагеря.
Обостряются отношения с Турцией. Происходит несколько вооруженных стычек. Турецкий парламент разрешает использовать вооружённые силы против Сирии, но война не начинается. Некоторые страны Персидского залива, которые являются союзниками США, оказывают регулярную помощь антиправительственным силам.
Роль Курдистана
Конфликт в Сирии насчитывает множество различных сил. Курдистан является серьёзным игроком, его часто называют «третьей стороной». Курды проживают на востоке Сирии, в Ираке и Турции. Их вооруженное ополчение носит название «Пешмерга». Эта организация создана для защиты территории, на которой проживают этнические курды. Лояльно относится к режиму Асада, активно противостоят «ИГИЛ».
Исламизация конфликта
К 2014 году затяжная война набирает новые обороты. «Умеренная» оппозиция практически не играет никакой роли. Её по-прежнему активно поддерживает ЕС и США, однако в Сирии теперь понимается только язык оружия. Основные боевые действия ведутся радикальными исламистами. Организация «Джебхат ан-Нусра» контролирует значительную часть Сирии. Их часто называют террористами, в СМИ появляется информация, что через «оппозицию» из США исламистам поступает помощь.
«ИГИЛ» — одна из самых жестоких и больших организаций, которая катализировала конфликт в Сирии. Причины успеха этой организации до сих пор вызывают споры между аналитиками. Мир узнал про ИГ (исламское государство) после того, как его боевики внезапно захватили крупный город Мосул. На подконтрольной территории исламисты создали своё государство. Местное население живёт строго по законам шариата. Например, мужчинам запрещено подстригать волосы. За нарушения правил полагаются различные жестокие наказания.
Одна из важных составляющих деятельности ИГ — пропаганда. Мировая общественность была поражена рядом видеозаписей, на которых боевики казнят пленных. Причём убийства происходят с изощрениями и снимаются профессионалами. ИГИЛ считается международной террористической организацией. Ряд стран НАТО и Россия наносят удары по территориям исламского государства.
fb.ru
С чего обычно начинаются конфликты в офисе? Какие первые признаки непорядка?
С чего обычно начинаются конфликты в офисе? Какие первые признаки непорядка?
Любой внешний признак конфликта, по сути, протест. Совсем не обязательно, чтобы протест выражался громко, и из-за дверей кабинетов доносились «то плачь, то стон, то дружное рыданье». Все начинается с, казалось бы, безобидных мелочей: с увеличения продолжительности «перекуров» (и, вообще, непроизводительных затрат рабочего времени), с использования офисной оргтехники для игр, развлекательных диалогов, а то и для поиска потенциальных вакансий в Интернете… Чтобы деструктивный смысл этих «пустяков» стал понятен, нужно вновь углубиться в природу конфликта.
Важнейшим условием профессиональной компетентности является возможность для человека реализовать себя в порученном деле. В создаваемых им продуктах должен быть выражен он сам, без остатка, со всеми своими психологическими особенностями. Если в его характере есть, к примеру, демонстративность, то возложенная на него компетенция должна обязательно предусматривать внимание общественности, демонстрацию процесса и результата труда окружающим. Он должен работать на виду, иначе его характер «сожрет» его изнутри, вгонит в депрессию, или, что чаще, заставит демонстрировать не то, что нужно, а иногда то, что категорически нельзя. Место созидания займет деструкция, место истинной самореализации — ее суррогат. То же можно сказать и о творческих задатках человека, и о стремлении к порядку, и о боязни риска, и о коммуникабельности и даже об агрессивности. Всякий потенциал обязан быть реализованным. Это закон природы. Это потребность человека, непременное условие его выживания. При этом любой характер — достоинство, если используется в интересах группы, а не против нее.
Итак, сознательно или интуитивно, каждый стремится реализоваться в труде. Именно с этим связана так называемая «внутренняя мотивация» к работе — наиболее устойчивая, надежная, мощная. Человек испытывает глубочайшую благодарность к социальной (конкретно, профессиональной) группе за возможность самореализации. Его отношения с группой становятся референтными, т.е. жизненно необходимыми для индивида.
Существует четкая закономерность: референтную группу человек всегда с радостью воспринимает как желанного акцептора (реципиента) ресурсов. По-русски говоря, работник все отдаст организации, предоставившей ему возможность реализовать себя: и свою энергию, и интеллект, и здоровье, и компьютер, если вдруг в офисе сгорел компьютер. Нереферентную организацию, где приходится выполнять нелюбимую, каторжную работу, человек всегда воспринимает как донора ресурсов. Он изымает из нее ресурсы. Он старается отдать ей как можно меньше, а взять у нее как можно больше. Собственную энергию и здоровье он бережет, а время и электричество тратит впустую, и даже лампочки из светильников на работе выкручивает и относит домой, в референтную для него семью.
Это и есть конфликт «во всей красе». Конфликт в производственной сфере — это протест партнеров (сотрудников) против некачественных отношений. Партнеры объявляют взаимодействие нереферентным, не дающим возможности для полноценной самореализации, а потому — рождающим проблемы и не имеющим перспективы. Партнеры начинают воспринимать друг друга как конкурентов за оскудевающий потенциал организации. Вот откуда представление о «борьбе за ресурсы», о неизбежном «столкновении интересов». Интересы, действительно, становятся противоположными, но только тогда, когда группа уже находится в конфликте, к которому приводит некомпетентность с ее драматическими последствиями.
Вот почему забавные на первый взгляд «игрушки» — вовсе не игрушки. Это свидетельство нарастания отношения к компании, как к донору. Ведь рабочее время, оргтехника, транспорт, средства связи, мебель, помещения и т.д. — это ресурсы, которые в данном случае не идут в дело, а изымаются из него. Тем самым обедняется ресурсный запас компании, и она теряет силы, необходимые для развития. Когда большинство работников относится к своей компании, как к донору ресурсов, она — не жилец.
Рискну высказать, мягко говоря, дискуссионную точку зрения: явным и опасным признаком конфликта в организации является… шелест пересчитываемых купюр, полученных в качестве зарплаты. Да, мы не представляем себе работы «за бесплатно» — это нонсенс. Однако чем больше интерес работников к труду увязывается ими с уровнем заработной платы, тем отчетливее внутренняя мотивация уступает место внешней, которой грош цена — точнее не скажешь. Из этой же серии повышенное внимание сотрудников компании к уровню комфорта офисных помещений, к классу автомобилей, предоставляемых им в качестве транспорта, к громкому имени фирмы, наконец. Претензии работников друг к другу (особенно — невнятные, имеющие характер каприза), что чаще всего понимается, как конфликт, это тоже перенос внимания с сути дела на условия его осуществления. Недовольство другими — это, прежде всего, неудовлетворенность своим положением и тем дискомфортом, который рождают нереферентные отношения.
Так что бойтесь работников, скептически оглядывающих мебель в вашем офисе и, наоборот, радуйтесь тем, кто рассматривает офисное оборудование исключительно с позиций его профессиональных возможностей. С.П.Королев создавал первые модели ракет на заднем дворе непрофильного учреждения, покупая материалы на свои деньги и если сетовал на условия, то лишь исходя из интересов дела. Его проекты были для него референтными. Кто-то скажет: «Ну, это великие люди! Не чета нам — грешным». Тогда я приведу в пример программиста, который, увлекшись творческим заданием, осуществлял необходимые усовершенствования в офисном компьютере на собственные деньги. И, в ином случае, топ-менеджера, не сумевшего развернуться в полную силу в нанявшей его крупной компании, который саботировал дела, чуть не во всеуслышанье ругал владельцев бизнеса, несмотря на огромную (даже по мировым меркам) зарплату. Работодатель полагал, что за такие деньги менеджер изнеможет в трудах и умрет с его именем на устах, а вышло совсем иначе.
Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р.Л.Кричевский в книге «Если вы руководитель», следующими тремя группами причин, обусловленными: § трудовым процессом; § психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.; § личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью. Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации. Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные.
u4isna5.ru
Психология конфликта
Психология конфликта начала развиваться во второй половине прошлого столетия. До этого времени конфликт рассматривался как явление исключительно негативное, как результат неэффективного управления или неправильного поведения. И это не удивительно: вспомните, какие эмоции вызывают у вас воспоминания о любом пережитом вами конфликте. Раздражение, агрессия, досада, бесплодные попытки доказать свою правоту — что в этом может быть положительного?
Однако современная психология склонна рассматривать конфликт под иным углом зрения. Специалисты по конфликтологии уверены: если конфликтом управлять, он может быть даже полезен. Во всяком случае, еще никому не удавалось прожить жизнь абсолютно бесконфликтно. А если явления нельзя избежать, то что с ним следует сделать? Правильно, его нужно взять в свои руки и направить в нужное русло.
Что такое конфликт
По существующим определениям, это столкновение мнений, целей и интересов. Он может быть внутренним, когда в одном человеке противоборствуют два мотива или потребности. Например, вы хотите соблюдать диету и избавиться от ожирения, и при этом съесть соблазнительно пахнущее пирожное.
При межличностном конфликте в противоречие вступают мнения или интересы двух людей: вы хотите провести выходные на рыбалке, а ваша супруга настаивает на совместном визите к ее маме.
Конфликт между человеком и группой нередко развивается на работе: коллектив может быть недоволен начальником, а начальник — коллективом. Или одноклассники не принимают в свою компанию новичка.
Межгрупповой конфликт может быть вызван многими причинами, от имущественных до религиозных и политических. Самый радикальный пример межгруппового конфликта — война.
С чего начинается конфликт
Психология конфликта называет причины, или «включатели» механизма противостояния конфликтогенами. Основными из них считаются три:
- стремление к доминированию и подавлению;
- проявление агрессии;
- проявления неприкрытого эгоизма.
Психология человека такова, что на полученный конфликтоген он стремится, как правило, ответить более сильным конфликтогеном, взять реванш, отыграться — чтобы полученный психологический проигрыш был компенсирован с лихвой.
Исход конфликта
При правильном управлении конфликт может закончиться вполне позитивно. Сторонники объединятся, договорятся с оппонентами, и это приведет к решению проблемы на какое-то время или навсегда. Соответственно уменьшится непродуктивно расходуемое время. Участники конфликта приобретают позитивный опыт, учатся избегать эскалации противостояния и приходят к выводу, что столкновение интересов не обязательно должно быть вредным. Если мы спорим, это не означает, что мы ссоримся.
Деструктивный исход способен отвлечь участников от решения насущных задач, сформировать нездоровые отношения между людьми и группами, стать причиной постоянного стресса и развития депрессии.
Психология конфликта предлагает несколько способов выхода из ситуации противостояния интересов. Наиболее продуктивными можно считать:
- Компромисс. В этом случае обе стороны соглашаются на уступки, пока не будет найдено взаимоприемлемое решение.
- Сотрудничество. При цивилизованном подходе обе стороны проявляют уважение к оппоненту и его мнению, и соглашаются обсудить пути возможного выхода из сложившейся ситуации. Совместная работа над решением проблемы помогает наладить конструктивное взаимодействие и избежать конфликтов в дальнейшем.
medaboutme.ru
С чего начинается конфликт с ребенком?
Большие проблемы в семейных отношениях начинаются с незначительных недоразумений. Барьеры общения способны завести ситуацию в тупик и привести к снижению степени понимания между родителями и детьми. Недостаток терпения взрослых и необдуманность поступков детей в комплексе дают результат, напоминающий бурю в стакане воды: при кажущемся отсутствии поводов для ссор и выяснения отношений возникает резкая конфронтация сторон, «замешанная» на непонимании и неспособности или нежелании «примерить» на себя переживания другого человека.
Возникновение конфликта схоже с извержением вулкана: предугадать сложно, но бороться с последствиями еще сложнее. На сайте http://papa-mojet.ru/ сказано, что типичная схема развития конфликта отцов и детей представляет собой совокупность последовательно наступающих событий, построенную по принципу «снежного кома». Все начинается с незначительного инцидента с участием ребенка, продолжается агрессивной реакцией одного или обоих родителей и выливается в затяжное противостояние. В ходе него провинившаяся сторона чувствует несправедливость наказания в форме несоответствия проступка ограничительным мерам, становится в защитную «позу» и отвечает грубостью на грубость, упрямством на родительскую неспособность к примирению.
Гораздо эффективнее, с точки зрения воспитания, отнестись к событию мягко и сохранить доверительные отношения между детьми и родителями. Зачастую событие не является продуманным поступком, цель которого – деятельность назло родителям, а случайность должна получить соответствующую оценку. Благодарность ребенка за понимание и сглаживание конфликта способна преодолеть стремление родителей наказать его и повышает вероятность недопущения подобных событий в будущем.
Серьезный конфликт может возникнуть в результате эффекта «последней капли»: накопленное негодование и недовольство поведением ребенка «прорываются» наружу даже под воздействием самого невинного повода, например, разбитой чашки или недоученного стихотворения. Невысказанные претензии к ребенку являются причиной раздраженного состояния родителей, поэтому высвобождение негативных эмоций – не вопрос вероятности, а вопрос времени.
Самое лучшее в конфликте – это возможность его избежать. Профилактика состоит в преобладании общения над нервным молчанием и домыслами. «Обезвредить» все источники ссор и споров не представляется возможным, поэтому иногда полезно изменить свое отношение к проблемной ситуации. Стоит задаться вопросом, является ли она потенциально, реально или псевдоконфликтной, и как можно все исправить, нанося минимальный вред нервной системе и самооценке старших и младших членов семьи.
Еще более интересные статьи об отцовстве вы можете почитать здесь, на сайте «Папа может».
premier.region35.ru
Управление конфликтами: основные принципы и методы.
«Деловой конфликт – это обсуждение проблемы. В психологическом конфликте обсуждаются личности. Психологический конфликт идет до взаимного уничтожения, тогда как деловой решает проблему и сближает партнеров» (М. Литвак).
Каким бы миролюбивым ни был человек, в его жизни всегда есть место конфликтам. Они случаются в быту, на работе, случайно и преднамеренно, и не всегда заканчиваются так, как хотелось бы. После внезапно возникнувшей спорной ситуации практически каждый прокручивает ее в голове и находит неверные слова, неправильную реакцию на агрессивность оппонента. «Надо было так сказать, нужно было повернуть разговор в такое русло…»
Как же нужно поступать в действительности? Как выбрать правильную линию поведения, корректно уйти от конфликта и направить его в положительную сторону?
Гром и молния или легкий морской бриз: как управлять конфликтом
Специалисты уверены, что конфликт легче всего предотвратить на стадии его зарождения, в самом начале диалога. На этом этапе вам нужно провести быстрый анализ сложившейся ситуации, определив для себя важные моменты: ее цели, причины и возможный результат. Не каждый открытый спор отражает борьбу за истину. Противоречия могут быть вызваны давней обидой, открытой неприязнью, неприятием чего-либо. Конфликт может быть использован в качестве способа унижения человека в чьих-либо глазах или стать своеобразным «тоннелем» для высвобождения негативных эмоций – гнева, злости, раздражения.Необходимо оценить соперника, чтобы выяснить, с каким человеком вам предстоит спорить:
- Неуверенный оппонент будет стараться оставаться «на плаву» в споре. Его позиции: ни да, ни нет. Собственная правота не отрицается, принципы вялые, цели скрытые, однако конфликт упрямо не исчерпывается.
- Уверенный собеседник будет давать стойкий отпор, вступать в словесные перепалки и настойчиво вести спор в удобном для себя направлении.
- Спор с недалеким, упрямым или неуравновешенным человеком считается одним из самых непростых. Ситуация трудноуправляемая, так как она построена на эмоциях и не основывается на здравом смысле. Стиль поведения такого человека намеренно агрессивный, враждебный, легко трансформирующийся в открытые оскорбления и даже рукоприкладство. При невозможности противостоять морально, такие люди склоняются к единственному оружию – физической силе.
- Интеллектуально необразованный, но облеченный чувством власти – также неудачный соперник. Цель его конфликта сводится к открытой показухе «кто здесь главный», а не к разбору путей, направленных в пользу дела.
- Конфликт с достойным, адекватным соперником – один из лучших вариантов для результативного спора. Соперник действует конструктивно – стремится решить конфликт, проявляет выдержку, самообладание, нацелен на поиск решения проблемы. Он открыт, лаконичен и внимателен к оппоненту. В диалоге он пытается не только увидеть проблему и найти пути ее решения. Высокий интеллект и умение грамотно вести спор позволяют ему разрешить конфликт таким образом, чтобы не оскорбить оппонента, а сконцентрироваться на проблеме и прийти к обоюдно верному ее решению.
Пересечение интересов: как решать конфликты
Анализ ситуации и человека поможет правильно воспринять конфликт, выбрать верные «точки соприкосновения». Тщательно оценив сложившуюся обстановку, вы сможете верно выбрать стратегию поведения для разрешения или отложения спора. Исход ситуации в первую очередь зависит от позиции, которую вы выбрали в ответ на провокацию.
Наиболее положительными вариантами в разрешении конфликтных ситуаций являются:
- Компромисс (конфликт базируется на уступках обоих оппонентов)
- Консенсус (спор приводит к взаимной удовлетворенности соперников)
Чтобы правильно выбрать тактику, не бойтесь взять паузу – особенно, если конфликт начался неожиданно. Пусть собеседник откроет суть и цели неприятного разговора. Вы тем временем определите правильный путь – стратегию, которая поможет вам выйти из боя «без потерь».
«Не пытайтесь продавить человека сквозь стену в его сознании, лучше поменяйте ему картину мира» (Владимир Тарасов).
1. Держать удар. Стратегия «Соперничество»
Этот вариант предполагает открытое вступление в диалог, упорное отстаивание своих позиций. Стратегия подходит в случае, если решение конфликтных ситуаций важно для обоих оппонентов и требует незамедлительного ответа. Основная опасность этой стратегии – вступая в принципиальную и открытую борьбу, у вас всегда есть риск остаться ни с чем, проиграть.
2. Отложим на «потом». Стратегия уклонения от конфликта
Данная модель поведения подразумевает уклонение от неприятной ситуации, обходя причины ее возникновения. Стратегию можно применять, когда решение проблемы можно отложить и вернуться к ней через время.
3. Разбор полетов. Стратегия «Сотрудничество»
Предназначена для преодоления затянувшихся недоразумений, проблем. Это наиболее честный и прямой путь решения задачи, в стратегии на равных правах участвуют оба соперника. Применяя данную тактику, оппоненты приходят к совместным выводам, удовлетворяющим обе стороны.
4. Взаимная конвенция. Стратегия «Компромисс»
Такой вариант разрешения спора подходит в случае невозможности выполнить условия двух сторон, и единственный верный вариант – идти на взаимные уступки. Таким образом происходит урегулирование разногласий, корректировка стартовых целей, итог конфликта – примирение с позициями друг друга во избежание полного краха отношений.
5. Вынужденная трансформация. Стратегия «Приспособление»
Тактика поведения одного из оппонентов кардинально модифицируется. Он меняет свои позиции для сглаживания конфликта, поступаясь своими принципами. Визуально это выглядит так, как будто вы смирились с убеждениями соперника. Но ваша цель – выйти из конфликта, сохранив хорошие отношения, а также выиграть время для размышления над новым вариантом решения проблемы.
Мудрец избегает крайностей: управление конфликтами
Для того чтобы достойно выйти из неприятной, спорной ситуации, в первую очередь нужно знать, как вести себя в конфликтной ситуации. «Золотые» правила, которые помогают в 99% случаев – сохранять спокойствие и здравую логику, не поддаваться эмоциям, противостоять провокациям соперника и пользоваться эффективными психологическими приемами.
Как управлять конфликтной ситуацией, возникшей между вами и партнером?
Следуйте несложным приемам:
- Позвольте партнеру «выпустить пар». Спокойно выслушайте его требования, не перебивая и не комментируя. Это приведет к снижению внутреннего и внешнего напряжения, а дальше вопрос можно решить в спокойном русле.
- Предложите обосновать его позиции. После эмоциональной разрядки человек более склонен решить проблему в спокойном формате и готов к диалогу. Однако во время обоснования претензий не позволяйте оппоненту вновь перейти на сторону эмоциональности, направляя его к интеллектуальным выводам.
- Действуйте нестандартно. Управление конфликтными ситуациями зависит от вашего умения полностью изменить направление разговора. В ответ на претензию напомните партнеру о хороших моментах вашего сотрудничества, в неожиданном месте выразите искреннее восхищение человеком. Можно разрядить ситуацию хорошим, «бородатым» анекдотом – а почему бы и нет?
- Обратите внимание на свои чувства, не затрагивая отрицательные стороны ситуации. Например, можно сказать: «Меня огорчает весь наш спор, я очень расстроен». С помощью данного приема вы напоминаете оппоненту, что конфликт затрагивает вас двоих, и у вас есть своя точка зрения в отношении сложившейся ситуации.
- Разберите суть спора. Попытайтесь совместно сформулировать проблему и ожидаемый результат конфликта. Интересный факт, но партнеры в разных ракурсах видят проблему, и для достижения общих «точек» необходимо обоюдное, идентичное понимание сути. «Иногда следует пройти с человеком по его картине мира, пока ему самому не станет очевидно, что он зашел в тупик» (Владимир Тарасов).
- Проявите максимальное уважение. Дайте возможность разгневанному партнеру сохранить свое лицо. Производите оценку действиям и не переходите на личности.
- Оказывайте внимание. Во время напряженного диалога спросите у оппонента его точку зрения, выясните его отношение к выявленной проблеме. Внимательные, корректные вопросы подчеркнут ваше неравнодушие к человеку как к личности и понизят агрессию.
- Держитесь уверенно, достойно. Даже если оппонент повышает тон, не срывайтесь. В случае, если вы действительно чувствуете вину, извинитесь. Помните – извинение является признаком зрелости, мудрости, силы, а не слабости.
Категоричное табу: как решать конфликтные ситуации
Лучший исход спорной ситуации для обоих соперников – сохранение хороших отношений и постановка проблемы под общий «знаменатель». Важно показать оппоненту, что вы настроены дружелюбно, хотите помочь и понимаете его позиции. Однако есть «болевые точки», которые не рекомендуется затрагивать, так как управление конфликтом может выйти из-под контроля.
Запрещено во время конфликта:
- Давать критическую оценку оппоненту
- Воздействовать на его «слабые места»
- Демонстрировать превосходство над соперником
- Винить оппонента, выдвигать претензии
- Переходить на повышенные тона
- Предъявлять исключительно свое видение проблемы
- Игнорировать интересы собеседника
К любому конфликту можно подойти конструктивно, извлекая пользу из диалога. В споре вам предоставляется возможность проанализировать ситуацию, выяснить цели оппонента. Чтобы неприятный диалог был полезным, а не разрушительным, важно осознанно подходить к его разрешению.
Вы должны точно знать, с какой целью вступаете в конфликт и уметь предугадать вероятный итог разговора. Но самое главное – сохранить спокойствие и невозмутимое хладнокровие, чтобы не упустить контроль над ситуацией. В обратном случае легкий бриз незначительной проблемы может обернуться разрушительным ураганом гл
premiummanagement.com